31 литературный прием, который вы должны знать

Классификация видов

Композиции в литературе делятся на несколько видов, согласно принятым классификациям. Например, стандартными, общепринятыми разновидностями являются прямая, кольцевая, зеркальная композиции и рассказ в рассказе.

Прямая (последовательная или линейная) структура предполагает развитие описанных событий строго в хронологическом порядке. При кольцевой начало и окончание повествования совпадают или повторяются, перекликаются.

Для зеркальной композиции характерно наличие приемов противопоставления и многочисленных повторов, позволяющих повторять образы с точностью до наоборот. Например, в первых сценах романа «Анна Каренина» автор описывает, как под колесами поезда гибнет человек, а в конце Толстой рассказывает, что именно так и свела счеты с жизнью его героиня.

Рассказ в рассказе — особая схема построения текста, в котором главный герой одновременно является и главным рассказчиком.

Еще одну классификацию в соответствии с монографией А. Бесина «Принципы и приемы анализа произведений» представляют следующие типы композиции в литературе:

линейная — развитие событий в соответствии с хронологической таблицей;
ретроспективная — периодическое отвлечение от сюжетной линии с целью уточнения исторических сведений о действующих персонажах;
умолчание — о некотором важном произошедшем событии, которое случилось раньше остальных, автор рассказывает только в окончании повествования;
зеркальная — сцены и действия повторяются в начале и в финальной части с максимальной противоположностью и противопоставлением;
кольцевая — прослеживающаяся взаимосвязь между первыми и последними частями;
свободная — использование автором смешанных композиционных техник и расположение этапов произведения в свободном порядке, чтобы постоянно удерживать интригу, вызывать интерес читателя и создавать напряжение.

Структурные компоненты

Сюжет любой книги развивается последовательно, в нем не должно быть непонятных для читателя пробелов. Располагаются все элементы композиции по порядку. В литературе существует много жанров (поэмы, новеллы, романы, биографии, сказки), но для каждого из них свойственна та или иная структура.

Основными элементами являются:

  1. Пролог — вступительная часть любого повествование, первое знакомство автора с читателем, предварительная история того, о чем пойдет речь (обязательно должен тематически соответствовать последующим действиям);
  2. Экспозиция — используется в произведениях не всегда (на усмотрение авторов) и представляет собой предысторию того, что послужило поводом написать произведение. Может быть представлена характеристика героев, определение их ролей в сюжете, объяснение читателю, почему персонажи ведут себя так или иначе;
  3. Завязка — главное событие, с которого начинаются основные действия (обнаружение противоречий, конфликт и т. д. );
  4. Развитие событий — основная часть, сюжетная линия и все то, что происходит с героями после завязки;
  5. Кульминация — эта часть текста должна держать читателя в максимальном напряжении, наиболее острая форма развивающихся действий. Кульминаций может быть в тексте несколько в зависимости от основных сюжетных линий;
  6. Развязка — разрешение кульминации, итоговая часть произведения, которая ставит точку и завершает смысловую часть.

Нередко частью композиции выступает лирическое отступление. В нем писатель позволяет себе некоторые отступления и отклонения, делает вставки, которые лишь косвенно или практически не связаны с главной темой. Это, с одной стороны, намеренное создание интриги, отвлечение от развития событий, уточнение каких-либо подробностей. С другой стороны, это желание автора выразить собственную точку зрения по поводу происходящих действий, образов героев и т. д.

Особенностью некоторых произведений является разрыв. Этот прием автор использует для прерывания композиции, заканчивая одну главу на самом захватывающем моменте и начиная следующую с рассказа о других событиях. В некоторых произведения интрига может быть очень важна.

Сравнение

Последний важнейший художественный прием — это сравнение, дающееся напрямую путем использования таких союзов, как «словно», «как», «будто», «точно», «как будто». Примеры можно привести следующие: глаза, словно жизнь; роса, точно слезы; дерево, будто старик. Однако следует заметить, что употреблять эпитет, метафору или сравнение следует не только ради «красного словца». В тексте должен отсутствовать хаос, ему следует тяготеть к изяществу и стройности, поэтому перед тем как использовать тот или иной троп, нужно четко осознать, для какой цели он употребляется, что мы хотим этим сказать.

Другие, более сложные и менее распространенные художественные приемы — это гипербола (преувеличение), антитеза (противопоставление), а также инверсия (обратный порядок слов).

Творчество и художественные приемы

Когда человеку бесполезно браться за литературный труд? Ответ предельно конкретен: когда он не умеет излагать мысль интересно. Не стоит начинать писать, вооружившись знаниями, если ваши повествования не выслушивают окружающие, если у вас нет вдохновения. Даже если вы используете эффектные литературные приемы, они вам не помогут.

Допустим, найдена интересная тема, есть персонажи, имеется захватывающий (по субъективному мнению автора) сюжет. Даже в такой ситуации мы рекомендуем пройти несложный тест. Вы должны его устроить сами для себя. Проверьте, получится ли у вас заинтересовать замыслом своего произведения хорошо знакомого человека, интересы которого вы прекрасно представляете. Ведь типажи людей повторяются. Заинтересовав одного, удастся заинтересовать и десятки тысяч.

Эпитеты и сравнения

Что собой представляют такие литературные приемы, как эпитеты? Писатель В. Солоухин назвал их «одеждой слов». Если говорить о сущности эпитета предельно кратко, он является тем самым словом, которое характеризует сущность объекта или явления. Приведем примеры: «статная береза», «золотые руки», «быстрые мысли».

Сравнение как художественный прием позволяет для повышения выразительности сопоставлять социальные действия с явлениями природы. Его можно легко заметить в тексте по характерным словам «как», «словно», «будто». Часто сравнение выступает в роли глубокого творческого размышления. Вспомним цитату известного поэта и публициста XIX века Петра Вяземского: «Жизнь наша в старости — изношенный халат: и совестно носить его, и жаль оставить».

Предварительный просмотр:

Основные художественные приемы,

в литературных произведениях

  1. Сравнение – сопоставление предметов или явлений по общему признаку. Чаще всего сравнение строится при помощи слов как, точно, словно, как будто .

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

  1. Эпитет – образное определение какого-нибудь свойства или качества предмета, явления: шелковые локоны , серебряная роса , сияющие глаза , жадный взгляд .

В народном поэтическом творчестве часто используются так называемые постоянные эпитеты: красна девица , добрый молодец , сине море , черны тучи , зелена трава .

  1. Олицетворение – перенесение свойств живого существа на неодушевленный предмет.

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

  1. Метафора – перенесение на явление, которое хотят изобразить, названия другого, хорошо знакомого явления.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Наша бытовая речь пестрит метафорами: холодное сердце , убит горем , ломать голову и др.

  1. Гипербола – художественное преувеличение значения и размеров предметов или явлений: я говорил тебе это миллион раз.

Гиперболы часто используют в сказках (лес высокий до небес ), в былинах (меч весом в сто пудов ).

  1. Аллегория – иносказание; изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Прием чаще всего используется в баснях и сказках. Хитрость воплощается в образе лисы, трусость – в образе зайца, упрямство – в образе осла и т.д.

Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит…

  1. Ирония – насмешка; прием строится на контрасте видимого и скрытого смысла.

«Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!»

  1. Синонимы – слова, близкие по значению.

Сном волшебным очарован,

Весь опутан , весь окован

Легкой цепью пуховой…

  1. Антонимы – слова с противоположным значением.

В день уныния смирись;

День веселья , верь, настанет.

  1. Повтор – использование одних и тех же слов, вопросов или восклицаний для усиления эмоционального впечатления.

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

  1. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов:

с моим другом мы съели не один пуд соли .

  1. Восклицание – восклицательные слова и предложения, используемые для усиления чувства.

Торопись, голубка ! Ты теряешь

Час за часом ! Звезд не сосчитать !

Риторический вопрос – вопросительное предложение, не требующее ответа

Так писатель обращает внимание читателей на какую-то проблему или явление, заставляя задуматься

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой…»

Диалог

Диалог является хорошим средством для отображения психотипа героев произведения. Читатель в них зачастую видит вторичное описание личности, характера, социального статуса, оценку поступков одного персонажа, отраженное сознанием другого героя этого же произведения. Таким образом читатель получает возможность как углубленного восприятия персонажа (в узком смысле), так и понимания особенности социума в произведении, созданном писателем (в широком смысле). Литературные приемы автора в диалогах — это высший пилотаж. Именно в них (пример тому — творчество Виктора Пелевина) получаются наиболее яркие художественные открытия и обобщения.

Однако использовать диалог следует с двойной осторожностью. Ведь если переусердствовать, то произведение становится неестественным, а сюжет — грубоватым

Не стоит забывать, что основная функция диалогов — коммуникация персонажей произведения.

Русский язык: средства выразительности

Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.

Средства выразительности в русском языке можно разделить на:

  1. Лексические средства
  2. Синтаксические средства
  3. Фонетические средства
Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие. Замена отвлеченного понятия конкретным образом.
Гипербола—Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь) Художественное преувеличение.
Ирония —Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова). Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие. Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания
Литота — Мужичок с ноготок. Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.
Метафора — Сонное озеро города (А. Блок) Переносное значение слова, основанное на сходстве
Метонимия — Класс зашумел Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий
Окказионализмы — Плоды образования. Художественные средства, образованные автором.
Олицетворение —Дождь идёт. Природа радуется. Наделение неживых предметов свойствами живых.
Перифраз—Лев = царь зверей. Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.
Сарказм — Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина. Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.
Сравнение —Молвит слово — соловей поёт. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.
Синекдоха —Каждую копейку в дом несет (деньги). Перенос значения по количественному признаку.
Эпитет—«румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос». Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.
Синонимы— 1)бежать – мчаться. 2)Шум(шелест) листвы. 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению. 2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста
Антонимы — оригинал – подделка, чёрствый — отзывчивый Слова, имеющие противоположенные значения
Архаизм—очи — глаза, ланиты — щёки Устаревшее слово или оборот речи
Анафора — Не напрасно шла гроза. Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.
Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​. Противопоставление.
Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.
Инверсия — Жили-были дед да баба. Обратный порядок слов.
Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы. Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал. Намеренное использование повторяющегося союза.
Оксюморон — Мёртвые души. Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.
Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал. Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.
Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным! Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания; усиление эмоционального воздействия.
Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей. Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста
Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) Сходное, параллельное построение фраз, строк.
Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена. Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.
Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста
Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Одинаковая концовка нескольких предложений.
Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей Повтор согласных, создающий образ.
Ассонанс — Люблю березу русскую То светлую, то грустную – передает легкую грусть, нежность. Повтор гласных, создающий образ.
Градация — Пришёл, увидел, победил! Расположение слов, выражений по возрастающей (в

https://youtube.com/watch?v=xo_iJSUvTxA

https://youtube.com/watch?v=w4-vZEhisP4

Эпитеты и сравнения

Что собой представляют такие литературные приемы, как эпитеты? Писатель В. Солоухин назвал их «одеждой слов». Если говорить о сущности эпитета предельно кратко, он является тем самым словом, которое характеризует сущность объекта или явления. Приведем примеры: «статная береза», «золотые руки», «быстрые мысли».

Сравнение как художественный прием позволяет для повышения выразительности сопоставлять социальные действия с явлениями природы. Его можно легко заметить в тексте по характерным словам «как», «словно», «будто». Часто сравнение выступает в роли глубокого творческого размышления. Вспомним цитату известного поэта и публициста XIX века Петра Вяземского: «Жизнь наша в старости — изношенный халат: и совестно носить его, и жаль оставить».

Тропы

Тропы — упо­треб­ле­ние сло­ва в пере­нос­ном значении.

Перечень тро­пов Значение тер­ми­на Пример
Аллегория Иносказание. Троп, заклю­ча­ю­щий­ся в ино­ска­за­тель­ном изоб­ра­же­нии отвле­чен­но­го поня­тия при помо­щи кон­крет­но­го, жиз­нен­но­го обра­за. Например, в бас­нях и сказ­ках хит­рость пока­зы­ва­ет­ся в обра­зе лисы, жад­ность – волка. Прекрасен цар­ско­сель­ский сад,Где льва сра­зив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
Гипербола Средство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на преувеличении.

Глаза гро­мад­ные, как про­жек­то­ры (В.Маяковский)

Шаровары шири­ною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Гротеск Предельное пре­уве­ли­че­ние, при­да­ю­щее обра­зу фан­та­сти­че­ский характер. Градоначальник с фар­ши­ро­ван­ной голо­вой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония Осмеяние, содер­жа­щее в себе оцен­ку того, что осме­и­ва­ет­ся. Признаком иро­нии явля­ет­ся двой­ной смысл, где истин­ным будет не пря­мо выска­зан­ный, а про­ти­во­по­лож­ный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бре­дёшь ты голо­ва? (И. Крылов).

Граф Хвостов,Поэт, люби­мый небесами,Уж пел бес­смерт­ны­ми стихамиНесчастье Невских бере­гов… (А.Пушкин)

Литота Средство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на пре­умень­ше­нии (в про­ти­во­по­лож­ность гиперболе). Талии никак не тол­ще буты­лоч­ной шей­ки (Н. Гоголь).
Метафора

Скрытое срав­не­ние. Вид тро­па, в кото­ром отдель­ные сло­ва или выра­же­ния сбли­жа­ют­ся по сход­ству их зна­че­ний или по кон­трасту. Иногда всё сти­хо­тво­ре­ние пред­став­ля­ет собой раз­вёр­ну­тый поэ­ти­че­ский образ.

Со сно­пом волос тво­их овсяныхОтоснилась ты мне навсе­гда. (С. Есенин.)Сонное озе­ро горо­да (А. Блок).Сугробов белые теля­та (Б. Ахмадулина)
Метонимия Вид тро­па, в кото­ром сбли­жа­ют­ся сло­ва по смеж­но­сти обо­зна­ча­е­мых ими поня­тий. Явление или пред­мет изоб­ра­жа­ют­ся с помо­щью дру­гих слов или поня­тий. Например, назва­ние про­фес­сии заме­не­но назва­ни­ем ору­дия дея­тель­но­сти, а так­же назва­ние сосу­да — на его содер­жи­мое, чело­ве­ка — на его внеш­ность, насе­лён­но­го пунк­та — на назва­ние жите­лей, орга­ни­за­ции — на сотруд­ни­ков, фами­лии авто­ра — на назва­ние произведения.

Когда же берег ада Навек меня возь­мёт, Когда навек уснёт Перо, моя отра­да… (А.Пушкин.)

На сереб­ре, на золо­те едал.

Ну, ску­шай еще таре­лоч­ку, сынок.

Олицетворение Такое изоб­ра­же­ние неоду­шев­лён­ных пред­ме­тов, при кото­ром они наде­ля­ют­ся свой­ства­ми живых существ даром речи, спо­соб­но­стью мыс­лить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сету­ешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится без­молв­ная печаль,И рез­вая заду­ма­ет­ся радость… (А.С.Пушкин)
Перифраз (или перифраза) Один из тро­пов, в кото­ром назва­ние пред­ме­та, чело­ве­ка, явле­ния заме­ня­ет­ся ука­за­ни­ем на его наи­бо­лее харак­тер­ные при­зна­ки, уси­ли­ва­ю­щие изоб­ра­зи­тель­ность речи. «Царь зве­рей» (лев), «люди в белых хала­тах» (вра­чи), «рыжая плу­тов­ка» (лиса)
Синекдоха Вид мето­ни­мии, состо­я­щий в пере­не­се­нии зна­че­ния одно­го пред­ме­та на дру­гой по при­зна­ку коли­че­ствен­но­го меж­ду ними отно­ше­ния: часть вме­сто цело­го; целое в зна­че­нии части; един­ствен­ное чис­ло в зна­че­нии обще­го; заме­на чис­ла мно­же­ством; заме­на видо­во­го поня­тия родовым.

Все фла­ги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

Мы все гля­дим в Напoлео­ны.

Эпитет Образное опре­де­ле­ние; сло­во, опре­де­ля­ю­щее пред­мет и под­чёр­ки­ва­ю­щее его свойства. Но люб­лю я, вес­на золо­тая,Твой сплош­ной, чуд­но сме­шан­ный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золо­тая Берёзовым весё­лым языком.
Сравнение Приём, осно­ван­ный на сопо­став­ле­нии явле­ния или поня­тия с дру­гим явлением.

Лёд неокреп­ший на реч­ке сту­дё­ной слов­но как таю­щий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть сло­ва, что жгут, как пла­мя. (А.Твардовский)

3.3.3. Работа над фоникой в процессе авторедактирования

Просматривая черновики писателей и сравнивая различные редакции художественных произведений, можно проследить, как в процессе авторедактирования идет отбор фонетических средств языка. Так, изучение черновиков А.С. Пушкина показывает, что с годами поэт все требовательнее относился к фонике своих произведений. Чтобы достичь желаемой окраски стиха, он напряженно искал нужные слова, исправлял написанное. Обратимся к черновым наброскам «Евгения Онегина»: первоначальный текст — Любви печальную тревогу я слишком, может быть, узнал; первый вариант правки — Любви печальную тревогу я слишком долго испытал; поправки в черновике, перенесенные в беловую рукопись, — Любви безумную тревогу я слишком сильно испытал; печатный текст — Любви безумную тревогу я безотрадно испытал. Найденное поэтом словобезотрадно не только наиболее оправданно по смыслу. но и очень выразительно фонетически: в нем повторились основные созвучия предыдущей строки.

Пушкин неустанно стремился к наиболее яркому звуковому выражению мысли. Незримый (И тайный) хранитель могущему дан; И горек был небратский (холодный) их привет; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной (черни смех холодный); Сквозь волнистые (печальные) туманы пробирается луна; Ты им доволен ли, взыскательный художник ; Морозной (И снежной) пылью серебрится его бобровый (соболий) воротник. Достигнув гармонии, поэт дорожил каждым звуком поэтической речи, понимая, что перестановка слов, замена синонимов губит фонику, что выборочная правка отдельных строк разрушит звукопись.

Черновики Пушкина отразили и работу над звукообразом Татьяны. Первоначально героиня звалась Наташей. Это имя было в таком контексте: Я новый карандаш беру, чтоб описать ее сестру… Ее сестра звалась Наташа. Мы нынче именем таким станицы нашего романа, не устрашаясь, освятим.

Далее в черновой рукописи появляется имя Татьяна, однако звуковое «окружение» его остается прежним. Только в беловой рукописи поэт исправляет: Позвольте мне, читатель мой. (займусь я старшею сестрой) занять вас старшею сестрой. И. наконец, печатный текст: Позвольте мне, читатель мой, заняться старшею сестрой. Ее сестра звалась Татьяна… Сравнивая фонику этих вариантов, мы видим в обоих случаях звуковую подготовку имени: в первоначальном варианте повторяются согласные: н — т — ш, в окончательном последовательно проведена аллитерация на т.

Так же тщательно подбирал слова, объединенные общим звучанием М.Ю. Лермонтов: Безумные б звуки (И песни и звуки) в груди подавила; Слова разлуки (надежды) повторяя, Полна надежд (Чужда тоски) душа твоя.

Анализ черновых вариантов художественных произведений показывает как писатели сочетают работу над содержанием с уточнением звукового выражения мысли.

Музыка

В отношении музыки композицией называется любое законченное музыкальное произведение. Даже музыку пишет Композитор, то есть «создающий композиции».

И поскольку по образованию я музыкант, то с этой темой я очень хорошо знаком. Вся музыка, начиная от простых песен, и заканчивая большими симфониями или операми имеют композицию. В целом ее можно определить так:

  • Вступление.
  • Основная часть.
  • Кода, или завершающая часть.

Это очень условно, конечно. В песнях и романсах больше присутствуют куплеты и припевы. Но это как раз все в центральной части.

Если еще больше углубляться в тонкости, то даже в каждой музыкальной фразе есть своя выстроенная композиция, так же как в четверостишии стихотворения. Да, все непросто, но очень интересно.

Евтрепизм

Эвтрепизм — еще один риторический прием, который вы, вероятно, использовали раньше, даже не осознавая этого. Это устройство разделяет речь на пронумерованные части, давая вашему читателю или слушателю четкую линию мышления, которой нужно следовать.

Евтрепизм — отличный риторический прием, позвольте мне объяснить вам, почему. Во-первых, это эффективно и понятно. Во-вторых, это дает вашему письму отличное чувство ритма. В-третьих, за ним легко следить, и каждый раздел можно расширять на протяжении всей вашей работы.

Посмотри, как это просто? Вы получили все мои оценки в удобном для восприятия формате. Eutrepismus помогает структурировать аргументы и делать их более эффективными, как и любой хороший риторический прием.

Сравнение

Последний важнейший художественный прием — это сравнение, дающееся напрямую путем использования таких союзов, как «словно», «как», «будто», «точно», «как будто». Примеры можно привести следующие: глаза, словно жизнь; роса, точно слезы; дерево, будто старик. Однако следует заметить, что употреблять эпитет, метафору или сравнение следует не только ради «красного словца». В тексте должен отсутствовать хаос, ему следует тяготеть к изяществу и стройности, поэтому перед тем как использовать тот или иной троп, нужно четко осознать, для какой цели он употребляется, что мы хотим этим сказать.

Другие, более сложные и менее распространенные художественные приемы — это гипербола (преувеличение), антитеза (противопоставление), а также инверсия (обратный порядок слов).

Усиление

Усиление немного похоже на параллелизм: используя повторение, писатель расширяет исходное утверждение и увеличивает его интенсивность.

Возьмите этот пример из книги Роальда Даля. Твиты:

«Если у человека плохие мысли, это начинает отражаться на лице. И когда у этого человека каждый день, каждую неделю, каждый год возникают уродливые мысли, лицо становится все уродливее и уродливее, пока вы с трудом можете смотреть на него.Человек с хорошими мыслями никогда не может быть уродливым. У вас может быть шаткий нос, кривой рот, двойной подбородок и торчащие зубы, но если у вас хорошие мысли, они будут сиять на вашем лице, как солнечные лучи, и вы всегда будете выглядеть прекрасно ».

Теоретически мы могли понять суть первого предложения. Нам не нужно знать, что чем больше вы думаете о безобразных мыслях, тем безобразнее вы становитесь или что, если вы думаете о хороших мыслях, вы не станете безобразными — все, что может содержаться в первом предложении. Но расширение Даля проясняет эту мысль, подталкивая к мысли о том, что у безобразных мыслей есть последствия.

Усиление берет одну идею и раздувает ее, давая читателю дополнительный контекст и информацию, чтобы лучше понять вашу точку зрения

Вам не нужно просто повторять суть -используйте усиление, чтобы расширить и глубже погрузиться в свои аргументы, чтобы показать читателям и слушателям, насколько это важно!

Другие художественные приемы

Интересно, что использованные в предыдущем предложении «и, и, и» — это тоже одно из художественных средств, называемых многосоюзием. Для чего оно необходимо? Прежде всего, чтобы расширить повествовательный диапазон и показать, например, что у человека есть и красота, и ум, и смелость, и обаяние… А еще герой умеет и рыбачить, и плавать, и книжки писать, и дома строить…

Чаще всего данный троп используется вместе с другим, называемым Это тот случай, когда сложно представить одно без другого.

Однако это еще не все художественные приемы и средства. Отметим и риторические вопросы. Они не требуют ответа, но при этом заставляют читателей задуматься. Пожалуй, всем известны самые знаменитые из них: «Кто виноват?» и «Что делать?».

Это лишь основные художественные приемы. Кроме них, можно выделить парцелляцию (разделение предложения), синекдоху (когда единственное число используется вместо множественного), анафору (схожее начало предложений), эпифору (повтор их концовок), литоту(преуменьшение) и гиперболу (наоборот, преувеличение), перифраз (когда некоторое слово заменяется его кратким описанием. Все эти средства можно использовать как в поэзии, так и в прозе. Художественные приемы в стихотворении и, например, рассказе, ничем принципиально не отличаются.

1) Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»: Ваня. Папаша кто строил эту дорогу Папаша. Граф Пётр Андреевич Клейнмихель, душенька 2) Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?

3) Почему Некрасов называет голод царём? В чём проявляется власть этого царя?4) как вы понимаете строки: Многие-в старшной борьбе,

к жизни воззвав эти дебри бесплодные,

гроб обрели здесь себе?….какая мысль выражена антитезой?

5) Почему стихотворение обращено к детям?

6)Как вы думаете, почему поэт начинает рассказ о строительстве железной дороги описанием прекрасной осенней природы? Почему поэт, а вслед за ним и актёр акцентирует слова: славная осень; покой и простор; морозные ночи; ясные, тихие дни; нет безобразия в природе; всё хорошо под сиянием лунным.

7) Какой приём использовал поэт, сначала дав описание осени, а затем показав страшную картину строительства железной дороги? как актёр средствами художественного чтения воспроизводит этот приём?

8) Железная дорога-стихотворение о далёком прошлом. Как вы считаете, есть ли в нём мысли, современные и для наших дней? Найдите эти строки.

Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Все сердитей и смелей. Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля, И в сиянье потонула Вся смятенная земля.

1. Найдите эпитеты, сравнения, которые помогают нарисовать автору картину наступающей грозы и всепобеждающего солнца.

2. Какой прием используется поэтом при написании строчек: » солнце смотрит на поля «, » принахмурилась земля», » Солнце раз еще взглянуло иподлобья на поля «, » и в сиянье потонула вся смятенная земля»? Что с помощью этого приема достигается?

Поэтические приемы являются важным составляющим красивого богатого стихотворения. Поэтичекские приемы существенно помогают тому, чтобы стихотворение было интересным, разнообразным. Очень полезно знать то, какими поэтическими приемами пользуется автор.

Метафоры

Определим основные литературные приемы. Метафоры представляют собой уместное творческое замещение свойств одного субъекта или объекта свойствами другого. Таким тропом достигается необычный и свежий взгляд на детали и эпизоды произведения. Примером могут послужить известные метафоры Пушкина («фонтан любви», «по зеркалу рек») и Лермонтова («жизни море», «слезы брызгами»).

Действительно, поэзия — наиболее творческая стезя для лирических натур. Возможно, поэтому литературные приемы в стихотворении наиболее заметны. Неслучайно некоторые художественные прозаические произведения называют прозой в стихах. Так писали Тургенев и Гоголь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector