Японская система воспитания. в чем ее суть и почему она не работает в нашей стране

В Японии очень низкий уровень преступности

В Японии очень низкий уровень преступности, что, безусловно, является основной причиной, по которой родители чувствуют себя уверенно, отправляя своих детей в одиночку. Но небольшие городские пространства и культура пешеходного и общественного транспорта также способствуют безопасности и, возможно, не менее важна для ощущения безопасности обычными жителями.

 В японских городах люди привыкли гулять везде пешком, а поездки на общественном транспорте превосходят индивидуальные на автомобиле. В Токио половина всех поездок совершается на поезде или автобусе, а четверть пешком. Водители привыкли разделять дорогу и уступать пешеходам и велосипедистам.

Мачеха Кайто говорит, что она не позволила бы 9-летнему ребенку одному ездить на метро в Лондоне или Нью-Йорке, только в Токио. Это не значит, что Токийское метро не подвержено риску. Например, сохраняющаяся проблема женщин и девочек, которые подвергаются преследованию чиканов, привела к тому, что начиная с 2000 года на отдельных линиях появились вагоны только для женщин. Тем не менее многие городские дети продолжают ездить на поезде в школу и выполнять поручения в своем районе без пристального надзора родителей.

Просмотры: 6 214

Isshou Mochi (Рисовый торт на первый день рождения)

Во многих западных культурах младенцу в первый день рождения преподносят торт, покрытый кремом.

Эта первая традиция имеет разные названия и характерные детали в зависимости от региона Японии. В Кюсю, например, это известно как «моти-степ» (моти фуми, 餅 踏 み), ребенок наступает на моти в сандалиях из рисовой соломы размером с ребенка (варадзи, 草鞋).  

Груз состоит из одного или двух красных и белых рисовых лепешек, упакованных в традиционную оберточную ткань. Этот ритуал символизирует желание родителей, чтобы ребенок успешно справлялся с жизненными невзгодами, оставаясь при этом с хорошим здоровьем, едой и emnan  (слово, означающее мир, гармонию, целостность и другие подобные атрибуты).

Еще один дополнительный символ обряда — желание родителей, чтобы их дети не вырастали слишком быстро и рано. В древней Японии считалось, что дети, которые могли ходить до своего первого дня рождения, имели какое-то зло, и их называли детьми демонов (oni ko, 鬼子). Таких детей боялись и избегали, поэтому родители отговаривали своих детей ходить самостоятельно до первой церемонии дня рождения.

Коллективизм

Трудно назвать основной метод воспитания детей в Японии – там все настолько гармонично и взаимосвязано… Весьма интересный аспект — внушение понятия о сплоченности группы. Японцы не представляют себя в отрыве от общества. Для них вполне нормально все время находиться на виду и быть частью коллектива. Дома люди являются частью семьи, а на работе — частью группы, которая выполняет одну задачу. Такой подход к воспитанию имеет много плюсов. У людей хорошо работает совесть, или же внутренний цензор. Люди не преступают закон не потому, что не могут, а потому, что не хотят. С пеленок малышу внушают, что ему нужно быть таким же, как все. Индивидуальность и всевозможные ее проявления не поощряются. Человек должен понимать, что он не один, он часть группы, которая выполняет ту или иную миссию. Поэтому в Японии так развиты всевозможные клубы и профсоюзы. В них люди могут совместными усилиями решать, как улучшить работу компании, или понять, же что именно нужно их коллективу, чтобы работать продуктивнее.

Что самое сложное в воспитании ребенка? Наказание чада у японских родителей не вызывает проблем. Они просто грозят, что с малышом никто не будет дружить. Эта мысль очень пугает неокрепший детский ум. Но даже в порыве гнева мать не будет оставлять ребенка в одиночестве, ведь своим поступком она может нанести чаду серьезную психологическую травму.

Мальчики и девочки

Рождение ребенка является главным событием в жизни семьи. И хотя гендерные предрассудки в прошлом, появление мальчика становится праздником вдвойне, ведь он – продолжатель рода.

Мальчики и девочки учатся вместе, но семейное воспитание зависит от пола. К мальчикам относятся строже, от них ждут твердости, умения противостоять сложностям и решать задачи. Их отдают в секции боевых искусств, спорта, программирования, математики.

При воспитании девочек с малых лет большое внимание уделяют обучению домашнему хозяйству. Их учат готовить, стирать, убирать, гладить, создавать уют в доме

Что касается дополнительных занятий, им делают поблажки и предпочитают выбирать для них кружки живописи, музыки, танцев.

Воспитание с 6 до 15

Обычная японская семья уделяет много времени взращиванию моральных ценностей у своего ребенка. Причем обучение и умственное развитие всегда отходит на второй план. В первую очередь ребенок должен быть послушным и понимающим. Чадо должно соблюдать традиции, принимать участие во всех семейных праздниках, учтиво общаться со взрослыми и служить интересам общества.

С 6 лет ребенок начинает ходить в школу. Родители с этого времени снимают с себя ответственность за воспитание и перекладывают ее на плечи учителей. Тем не менее мамы все равно продолжают контролировать ребенка, провожают и встречают его из школы и внимательно следят за успеваемостью. Обучение в младших классах бесплатное, а вот в старших – платное. Поэтому особенностью воспитания детей в Японии после 5 лет является внушение навыков бережливых трат. Японцы не придают большого значения деньгам, они прививают малышам любовь к жизни, а не к купюрам. Но обучение дает много дивидендов. Поэтому состоятельные родители хотят, чтобы их ребенок окончил платную школу и поступил в университет. Знания поощряются японским обществом, поэтому человек, который получил высшее образование, считается привилегированным.

Интересная особенность японских школ заключается в том, что у школьника каждый год меняются одноклассники и учителя. Эта система была придумана для того, чтобы преподаватели не заводили любимчиков, а ребята могли научиться социализироваться в новом коллективе.

Детский сад по-японски

В три года ребенка отдают в детский сад. Их выделяют несколько видов. Хойкуэн – государственное учреждение, где малыш может находиться весь день. В етиэн ребенка можно оставлять только на 7 часов. Обычно такими садами пользуются мамы, которые работают по 4 часа в день. Самыми престижными считаются детские сады при университетах. Их называют элитными. Чтобы попасть в них, нужно вложить немало средств. Зато потом ребенка без проблем возьмут в хорошую школу и университет.

Кстати, в садах предусмотрены ясли, но отдавать в них маленького ребенка считается предосудительным в обществе. Поэтому, мало кто на это решается.

Войдя внутрь детского сада, россияне бы точно удивились. Там нет ничего лишнего. Все игры, занятия, приемы пищи проходят в одной и той же комнате

Большое внимание уделяется детскому питанию. Так, если вся группа отправляется на целый день на какую-нибудь экскурсию, мама обязана дать ребенку с собой обед бэнто, состоящий из 24 продуктов питания

Любовь – основа всего

Первый постулат Макото Шичида может удивить: профессор уверен, что в основе успешного развития любого ребёнка всегда лежит огромная родительская любовь. Учёный отмечает: дети очень часто считают, что их любят недостаточно, в то время как родители уверены в обратном. И этот ощущаемый ребятами и не замечаемый родителями недостаток любви самым пагубным образом сказывается на развитии и воспитании детей всех возрастов. Для того чтобы такого не произошло, профессор предлагает использовать следующие способы:

Частые и крепкие объятия

Даже незначительные успехи малыша или ребёнка постарше, любая его помощь вам (пусть и неумелая) или даже просто готовность откликнуться на просьбу обязательно должны быть вознаграждены. И лучшая награда – объятия. Они не только помогают продемонстрировать детям глубину родительских чувств, но и прекрасно мотивируют их для будущих «подвигов». Обнимайте детей как можно чаще, шепчите им на ушко слова благодарности и любви. Только обязательно делайте это искренне, а не потому, что так «велит» методика. Объятия не должны быть формальными, «для галочки», ведь дети это очень тонко чувствуют.

Внимательное и чуткое отношение

Никогда не слушайте ребёнка «вполуха», не давайте бесконечные инструкции и откажитесь от постоянной (или очень частой) критики, ведь именно в этом кроется основная причина отчуждения, которое нередко возникает между родителями и детьми. Мы часто забываем о деликатности, когда общаемся с нашими чадами. А ведь они заслуживают чуткого и уважительного отношения ничуть не меньше, чем другие люди. Поэтому обязательно призывайте на помощь ещё и чувство такта и хорошее воспитание. А вот декларативности и нескрываемой назидательности в нашем общении с детьми должно быть как можно меньше. Вместо того чтобы заявлять: «Делай, как я сказала!», мягко и доброжелательно предложите: «Давай подумаем и решим вместе».

Правильный настрой

Профессор убеждён, что в течение первых пяти минут с момента засыпания, подсознание человека не спит. Эти драгоценные мгновения можно и нужно использовать для воздействия на детей. Положительные установки, полученные в это время, способны творить чудеса. Родители могут «надиктовать» чадам буквально всё: хороший аппетит или крепкий сон, уверенность в своих силах или доброжелательный настрой. Но самое главное – в эти минуты подсознание детей услышит и запомнит слова любви, которые, помимо прочего, обязательно должны звучать во время «настройки». Интересно, что даже прослушивание записей родительских «установок» самым благотворным образом влияет на детей. Поэтому, даже если родители часто уезжают и не имеют возможности ежевечернее давать «установки», они могут просто записать их и попросить бабушку или няню включать запись. Имейте в виду, что говорить нужно негромко (можно даже шёпотом) и ласково, а не вещать на всю квартиру. Этот способ Макото Шичида называет «пятиминутным внушением» и советует использовать регулярно.

Ступени японского воспитания

Методы воспитания в стране восходящего солнца едины для всех районов – от мегаполисов до скромных провинций (см. также: проводим грамотное воспитание ребенка до года). Однако в государствах с иным менталитетом и традициями они нуждаются в корректировке с учетом привычных устоев. Воспитание по-японски включает такие этапы:

  • возраст 0-5 лет, дитя считают «императором»;
  • возраст 6-15 лет, ребенка называют «рабом»;
  • возраст 16 и старше, когда ребенок становится «равным».

Нежный возраст ребенка-«императора»: дозволено практически все

До 5 лет японский малыш не знает никаких запретов. Родители могут только предостерегать его фразами: «здесь грязно», «этот предмет опасен» и другими. Мир для ребенка практически не имеет границ (в разумных пределах), однако когда он обжегся или упал, всю вину за случившееся мама берет на себя. Большую часть времени он проводит с ней, пока не наступает время поступать в сад или школу.

В Японии не положено, чтобы подруги и дети помогали матери семейства по хозяйству, мыли посуду, убирали. Она должна успевать все сама, содержать в порядке дом.

Роль отца в «императорском» возрасте не так велика. Он появляется на выходных, посещая с чадом парки аттракционов или развлекательные комплексы. На младшее поколение не принято повышать голос, читать нравоучения, «учить» уму-разуму, наказывать телесно.

Принцип “не ругать до 5 лет” иногда работает против мам и бабушек, которые воспитывают маленьких диктаторов, обращающихся с родителями, как с прислугой. Когда малыш делает что-то очень плохое, его не отругают, не поставят в угол. Единственная реакция взрослых – слова о том, что это «нехорошо», «действительно опасно» и так далее. Усмирить пыл малыша позволяет «угроза отчуждения», которая оказывает эффективное действие на детей.

«Угроза отчуждения» по японским традициям

Традиционно японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Так сложилось годами, ведь сообща легче выживать в не всегда простых условиях. Одиночество тяжело переносится как взрослыми, так и детьми. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение от семьи, клана, противопоставление действий ребенка принципам, принятым в коллективе.

Общественного порицания в стране нет. Ребенок волен вести себя на людях как угодно, за что не получит выговор от посторонних. Однако маленького хулигана успокоить довольно легко. Для этого маме стоит лишь сказать ему: «Будешь продолжать в том же духе, над тобой все будут смеяться». Этого достаточно, чтобы малыш задумался о своем поведении и повел себя, как принято.

Почему ребенка 6-15 лет называют в Японии «рабом»?

С 6 лет в жизни японской детворы все кардинально меняется. Ребята идут в школу и на первое место выходит дисциплина, жестко регламентируется внешний вид и поведение. Начальная и средняя школа в Японии бесплатны, учебный год стартует в апреле. Существует строгое деление на младшую, среднюю и старшую школу. Последнюю оканчивают те, кто планирует поступать в ВУЗ, обучение здесь ведется за деньги.

Ежегодно учащиеся одной параллели распределяются по классам случайным образом. Получается, что ученик попадает в новый коллектив, где половина сверстников не знакомы или плохо знакомы. Подобная перетасовка развивает чувство коллективизма, согласно которому ученик должен находить общий язык со всеми ровесниками.

Школа в Японии – место, где соблюдается дисциплина, царит сдержанная атмосфера. Дети ходят в форме, регламентируемой учебным заведением (зимний и летний варианты шьют на заказ). По окончании уроков уборка школьной территории и школы ложится на плечи учеников, поскольку уборщиков здесь нет. Принцип, регламентируемый начальной и средней школой – социальное равенство. «Будь как все!» – этому учит система японских школьников.

К ребенку, перешагнувшему подростковый рубеж, начинают относиться, как к взрослому. С 15 лет юноши и девушки четко осознают ответственность перед семьей и государством за свои поступки, строго соблюдают правила, установленные в обществе. На публике и в общественных местах они следуют положенным традициям, однако в свободное время ведут себя, как хочется. Они носят любимую одежду (нередко, в европейском стиле) или противопоставляют себя западному обществу, закаляют тело и дух, подобно самураям.

Основы воспитания детей в детском саду в Японии

В японских детских садах группы очень маленькие. Как правило, в одной группе 6-8 человек. Интересный нюанс: группы каждые пол года переформировываются. Дети должны научиться приспосабливаться к новому коллективу. Но не только дети переходят из группы в группу, воспитатели также меняются. В Японии считается, что ребенок не должен привязываться к воспитателю и попадать от него в психологическую зависимость. Считается, что если ребенок не нашел друзей в одной группе, то у него появляется возможность найти их в другой. Если у него не сложились отношения с одним воспитателем, то возможно ему понравится другой.

Занятия в детских садах направлены на подготовку ребенка к школе. Однако японцы считают, что основная функция детского сада заключается не в образовании ребенка, а в привитии у него навыков общения в коллективе. В детском саду ребенок должен научиться избегать противоречий и научиться идти на компромиссы

В садах особое внимание уделяется хоровому пению. Солистов в хоре не бывает

Хоровое пение воспитывает в ребенке чувство единства с коллективом. Много времени дети занимаются спортивными играми. Вместе с детьми в этих играх обязательно должны участвовать воспитатели. Прикладному творчеству уделяют особое внимание. Дети занимаются рисованием, плетут узоры из веревочек, делают аппликации. Воспитание детей раннего возраста полностью исключает сравнивание детей. То есть, воспитатели не имеют права отмечать лучших или ругать худших. В Японии не принято выделяться.

Мозг всему голова

Головной мозг – вот что интересует Макото Шичида в первую очередь. Его изучению он отдал свыше сорока лет своей жизни. О том, что правое и левое полушария отвечают каждое за своё и функционируют по-разному, известно давно. Сравнивая их работу, профессор пришёл к следующим выводам:

Правое полушарие

Левое полушарие

  • Отвечает за творческие способности.
  • Способно длительно хранить информацию.
  • «Снабжает» левое полушарие нужными сведениями.
  • Отвечает за быструю обработку информации, но при этом не хранит её.
  • Всю необходимую информацию «получает» из правого полушария.

Полушария теснейшим образом взаимосвязаны, и именно это обеспечивает наилучшую работу головного мозга. Однако межполушарные связи у многих нарушены. Более того, с возрастом ситуация только ухудшается. А если мозг должным образом не стимулировать, то происходит это очень быстро.

Кроме того, по мнению профессора, подавляющее большинство людей недостаточно используют правое полушарие. А ведь у детей от рождения и до трёх лет именно оно работает гораздо активнее. Но от трёх до шести лет его влияние уменьшается, постепенно уступая ведущую роль левому полушарию.

Макото Шичида уверен, что необходимо равномерно развивать две части (левую и правую) одного целого (мозга) и координировать их взаимодействие, потому что именно в этом случае дети будут расти более умными и способными. По его мнению, традиционные методики обучения незаслуженно мало внимания уделяют развитию правого полушария. А зря. Потому что именно оно отвечает за многие весьма нужные и полезные «опции». Так, кроме вышеперечисленного, в его ведении:

фотографическая память

  • математические и музыкальные способности
  • «талант» к изучению иностранных языков
  • интуиция

и многое другое.

Именно поэтому японский профессор в своей системе «побудку» правого полушария ставит во главу угла.

Быт японских детсадов

В детском саду японских малышей ожидает опека и забота, которой могут позавидовать даже карапузы, воспитываемые дома. Воспитатели стараются максимально приблизить атмосферу, царящую в группе, к домашней, и тем самым свести к минимуму стресс, который получают малыши при расставании с мамой. Особенно отчётливо это ощущается в группах, где пребывают крошки от рождения до 2 лет. В таких ясельках на каждого воспитателя приходится лишь 2 — 3 ребёнка, которых носят на ручках и балуют, как это должна делать мама. Перед сном малышей при необходимости укачивают, во время сна — каждые 15 минут проверяют дыхание во избежание СВДС.

 Закупкой привычной для ребёнка молочной смеси, а также бутылочки и соски, занимается сам детский сад. Комплект, который требуется принести в сад при приёме малыша, мало отличается от «украинского» — несколько смен одежды, пакет для испачканных вещей и использованных подгузников. Разницу составляет матрасик, на котором малыш будет отдыхать в послеобеденное время — его тоже приносят из дому.

Дошкольное

Для дошкольного воспитания в стране открыты хоикуэны – центры по уходу за малышами. Сюда приводят деток с 3 месяцев, но попасть удается не всем желающим. Городские власти выбирают малышей из неблагополучных, малообеспеченных семей. Обязательным условием для родителей является занятость более 4 часов в день. В Центре детей ничему не обучают, обеспечивается лишь 12-часовой присмотр

Японские детские сады – ётиэны посещают детки, начиная с трехлетнего возраста. С этого момента воспитанники познают азы науки. Педагоги обучают письму, чтению, арифметике. Развитие коммуникативных способностей начинается с детского сада. С этим связан перевод ребенка через 6 месяцев в другую группу, он должен уметь адаптироваться к новому коллективу и воспитателю. Работают садики в Японии до 14 часов.

На двух дошколят приходится один воспитатель. Дети чувствуют себя, как дома: их баюкают, обнимают, берут на руки

Уделяется внимание и питанию, для аллергиков разрабатывается специальное меню

Дошкольное образование в Японии – платное. По форме собственности делят на частные и государственные садики. Разницы между ними почти нет, только в ежемесячной стоимости. Уровень подготовки воспитателей, оснащение и условия высокие повсеместно.

Нерушимая связь матери с ребёнком

Когда в семье рождается ребёнок, то всё внимание первое время приковано только к нему. С этим сейчас не поспорит никто

Но в Японии это «первое» время длится до 5 лет.

Как и во многих странах, мама уходит в отпуск по уходу за ребёнком. В России в этот период женщины активно занимаются не только младенцем, но и собой. Могут работать, встречаться с друзьями, оставлять малыша с няней или бабушкой/дедушкой.

В Японии же за подобный образ жизни женщину сочтут эгоисткой. Несмотря на то что в Японии есть ясли для детей от 3-х месяцев, не принято отрывать ребёнка так рано от матери.

Женщина с ребёнком на спине. Из серии «Виды прославленных мест. Портреты двенадцати красавиц»

В Японии мама и ребёнок – это единое целое. В этот период создаётся нерушимая связь, которая закладывает доверие, уважение и любовь между ними.

Роль мужчины в японской семье

В 2010 году в Японии на конкурсе популярных новых слов победило слово «икумен» (от «икуджи» — воспитание детей и «мен» — мужчина). Чем это отличается от понятия «отец»? Дело в том, что мужчины в Японии не занимались воспитанием детей очень давно.

В эпоху Эдо (1603—1868 годы), насколько можно судить по литературным источникам, отцы много внимания уделяли воспитанию детей. Именно отцы часто водили детей в баню. Европейские путешественники описывали Японию как рай для детей: «Отцы очень любят своих детей, в семьях любого статуса. Отцы хорошо заботятся о детях и одновременно дают им свободу. Дети босые бегают по дорогам, и как бы они ни шалили, мы не видели, чтобы их наказывали. Нигде мы не видели таких счастливых детей».

В XVII веке европейцы писали: «Японцы никогда не воспитывают детей с помощью кнута. Они пользуются словом».

Японская семья на прогулке. Гравюра эпохи Эдо

Японские отцы перестали воспитывать детей в эпоху Мэйдзи (Мэйдзи в переводе означает «просвещённое правление» — время правления императора Муцухито — 25 января 1868 г. – 30 июля 1912 г.). Это был период европеизации Японии. Страна во всем подражала Европе, и в области воспитания в том числе. Так появились строгие отцы.

В 1950-е мужчина был абсолютным авторитетом, главой семьи. Он не готовил, не убирался, не стирал, не следил за детьми.

В 1970-1980-е начался период бурного экономического роста. Чем больше человек работал, тем больше получал. Отцов стали называть «воинами компаний». Женщины чаще всего оставались дома и обеспечивали быт: они идеально стирали, убирали и готовили блюда любой кухни мира. Это были профессиональные домохозяйки, которые занимались также и воспитанием детей. Воины компаний и домохозяйки-профи идеально дополняли друг друга.

В 1990-е экономический рост останавливается. Постепенно воины перестали побеждать. И тут японские женщины начинают работать. Мужчины потихоньку начинают уделять время воспитанию и домашнему хозяйству. Но образы мужчины-добытчика и женщины-домохозяйки укоренились в сознании и не спешили меняться.

Сейчас в большинстве японских семей работают и муж, и жена. При этом женщины уделяют домашнему хозяйству в 5 раз больше времени, чем мужчины. Во всем мире женщины больше занимаются домашними делами, но среднемировая разница гораздо меньше – всего лишь в два раза.

На диаграмме показано, сколько минут в день уделяют домашнему хозяйству мужчины и женщины в Японии и в среднем в мире. Правда, есть две страны, где мужчины занимаются домашним хозяйством еще меньше – это Индия и Южная Корея.

На этой диаграмме хорошо видно, что японские мужчины тратят на работу больше времени, чем среднемировые мужчины тратят суммарно на работу и домашнее хозяйство. А между тем, у японцев в сутках все те же 24 часа.

Нынешняя эпоха – ренессанс японских отцов. Кроме уже упоминавшегося икумена, в словаре появилось слово «икубосс». Это начальник, который входит в положение родителей, отпускает пораньше домой, понимает, что отцов нельзя задерживать на работе, но при этом нельзя и урезать в деньгах.

В 2017 году японское правительство приступило к трудовой реформе, цель которой – чтобы мужчины и женщины могли поровну работать и поровну воспитывать детей. Но это законодательство наталкивается на противодействие бизнеса, которому такое положение вещей невыгодно.

На данный момент женщина может находиться в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком на протяжении года (в крупных компаниях – до трех лет). Отцы тоже могут брать декретный отпуск, но пользуются этим правом лишь около 3% японских семей.

Современный японский папа очень занят, и поэтому воспитание ребёнка целиком ложится на мать. Есть даже термин «ванопеикуджи» — воспитание ребенка только мамой.

Как же отцу оставаться в сердце ребенка, если он постоянно на работе? Тосимаса Оота предлагает донести до ребенка три идеи:

Я рад тому, что ты есть
Даже если меня нет рядом, я постоянно о тебе думаю
И последнее – это очень важно – я очень люблю твою маму

Ну и конечно тут важна роль мамы. Если она много рассказывает ребенку про папу, ребенок будет чувствовать значимость этого человека в своей жизни.

«Зато время, которые отцы проводят с детьми в выходные, в Японии больше, чем в других странах. Но есть одна проблема – большинство отцов не могут поменять памперс с какашками. Запахло – сразу ребенка маме», — смеется Тосимаса Оота.

Когда японские дети идут в детский сад?

На этот вопрос не существует однозначного ответа. Как и в любой стране, обстоятельства в каждой семье могут складываться по-разному. В Японии существуют ясли для малышей от рождения, но большинство родителей старается «отсидеть» дома с малышом положенные три года. Отправлять ребёнка в сад раньше считается признаком сложного материального положения в семье или недостаточной привязанности к малышу. Иными словами — дурной тон.

Отдать ребёнка в сад можно не на полный день, а на несколько часов. Чаще всего приводят малышей в группу к 8 утра, а домой они отправляются каждый в своё время — когда родители могут их забрать. Однако это не значит, что ребёнка можно оставить в саду до позднего вечера, отправившись на вечерний шоппинг налегке. К 5 вечера снова включается счётчик «приличного поведения», и кто не забрал к этому часу ребёнка — тот как родитель оказался не на высоте.

Некоторые садики принимают малышей и в субботу — за дополнительную плату. Разумеется, такое возможно только в том случае, если родители в субботу работают.

В некоторых семьях, где родители работают, детьми занимаются бабушки и другие родственники, детский сад — это крайняя мера. Кроме того, чтобы определить чадо в садик, родители обязаны предоставить справки с работы с указанием количества рабочих часов в день. Такие справки нужно предоставлять дважды в год, пока ребёнок не отправится в школу. Таким образом, для мам-домохозяек дорога в недорогие муниципальные детсады заказана, даже если детей в семье несколько.

Для детей из обеспеченных семей существуют платные детсады и отдельные группы, принимающие воспитанников вне зависимости от того, работает ли мама. Однако сюда берут лишь малышей, достигших трёхлетнего возраста, и это удовольствие по карману далеко не каждому семейству. Стоимость пребывания в таком саду неполный день достигает 400 долларов в месяц и является строго фиксированной. Стоимость частных садиков — 1000 долларов и выше. Упор здесь делается на развивающие занятия и максимальное вовлечение мамы в жизнь сада.

Хоикуэн и еутиэн — в чём разница?

Эти два странных слова — вовсе не древнее заклинание, а вполне привычные для японцев термины, фактически определяющие всю систему японского дошкольного образования.

Когда наши соотечественники делятся в сети отзывами о японских детских садах, может сложится впечатление, что речь идёт о нескольких разных странах — так заметна колоссальная разница в подходах и методиках. Оказывается, всё дело в целях, которые изначально выдвигались для садов двух типов, пребывающих под опекой Министерства здравоохранения (хоикуэны) и Министерства образования (еутиэны).

Хоикуэн

Этот тип садов был создан государством в помощь малообеспеченным семьям, где женщина не могла себе позволить оставаться дома после рождения ребёнка. Задачей сада было обеспечение малышам комфортного и безопасного пребывания в нём, а также возможности вволю играть со сверстниками.

Такие сады работают полный день, нередко до 18 — 19 часов.

В последние годы многие мамы предпочитают строить карьеру, даже если отец ребёнка вполне в состоянии обеспечить семье безбедное существование. Поэтому популярность хоикуэнов сегодня не спешит падать даже среди вполне обеспеченного населения страны.

Сюда можно попасть, только если оба родителя работают ежедневно не менее 4 часов. Если хотя бы один из родителей работает меньше — для их малыша открыты двери еутиэна.

Еутиэн

В этом детсаду всё гораздо сложнее и строже, чем в хоикуэне — и для родителей, и для детей. Малышей не только развлекают и обучают, но и воспитывают по всем правилам японского общества, а заодно и их мам. В ребятах воспитывают самостоятельность и одновременно учат быть частью коллектива. Они сами делают уборку в группе и даже раз в месяц готовят себе обед. Коллектив для ребёнка — его группа. Коллектив для мамы — родители других детей, в компании которых ей предстоит научиться многим вещам:

  • Готовить обед для ребёнка, состоящий из 24 ингредиентов. Доводы «не умею» и «не станет есть» не принимаются. Каждая добросовестная японская мама готова помочь «неумейке», проведя мастер-класс по детсадовской кулинарии на собственной кухне. Нравится ли малышу кушанье, тоже никого не волнует. «Надо есть всё» — таков вердикт педагогов. Покупные готовые продукты в обеденной коробочке малыша — «настоящий позор» для мамы и «подтверждение её нелюбви» к ребёнку.
  • Участвовать в родительских собраниях, организации праздников, репетициях родительского хора, детсадовских спортивных состязаниях между семьями и прочих мероприятиях, которые оставят ей минимум свободного времени.

Кроме того, устав такого детсада строго ограничивает не только рамки поведения мамы и ребёнка, но их внешний вид, включая длину волос даже у девочек. У нежелающих подчиняться общепринятым нормам выход один — уйти из сада в другой, а это для японцев значит поставить пятно на собственной репутации. Поэтому даже недовольные таким положением вещей родители предпочитают «соответствовать» и оставаться верными выбранному однажды детскому саду.

В еутиэнах малыши пребывают в среднем от 8 до 13 — 14 часов. Здесь используются хорошо зарекомендовавшие себя методики — система Монтессори, карточки Домана и т.д.

Здоровье

Японская система воспитания взращивает в детях любовь к здоровому образу жизни. В отличие от европейских жителей, японцы не злоупотребляют алкоголем и потребляют минимум табака. Постоянное нахождение на свежем воздухе, здоровое питание и культ спорта помогают японцам по праву считаться долгожителями. К спорту детей начинают приучать с 6 лет

В школе проводятся занятия по физкультуре, а также физическому развитию большое внимание уделяется в семье. Дети ежедневно вместе с родителями делают зарядку, раз в неделю выезжают на прогулку, часть которой состоит из спортивных состязаний или же посещения парков, которые помогут ребенку не только приобрести новые впечатления, но и новые навыки

Оттачивать мастерство, полученное в детстве, мальчики продолжают после достижения юношеского возраста. Девушки после 15 лет занимаются спортом только для того, чтобы сохранить свою фигуру в надлежащем виде. Но постоянное хождение за детьми и игры с ними позволяют женщинам держать себя в форме без особого труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector