Как научить ребенка выговаривать звук «ч»
Содержание:
- Разница в коррекции звука у детей и взрослых
- Возраст ребенка и готовность его речевого аппарата
- ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.
- Ход занятия
- Звук «Ч», его профиль и описание.
- Артикуляционная гимнастика
- Ход занятия
- Виды и механизмы нарушений
- Автоматизация звука [Х] в середине слов
- Автоматизация звука [ч]
- Автоматизация звука [Х] в предложениях
- Автоматизация звука Ч
- Готовность речевого аппарата ребенка
- Ход занятия.
- Постановка звука Ч методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Разница в коррекции звука у детей и взрослых
Отличий в постановке фонем у детей и взрослых нет. Особенность лишь в способе подачи информации. Если при работе с дошкольниками нужно использовать наглядный материал и дополнять артикуляционную гимнастику стихотворениями, потешками, то со взрослыми логопедические занятия выстраиваются по типу беседы.
Также у взрослых подготовительный этап может занять больше времени. Это связано с тем, что неправильное произношение у них закреплялось долгое время. Но у взрослых проще выработать навык самоконтроля за речью. Тем не менее, независимо от возраста успех занятий зависит от правильности подобранных методик и соблюдения всех рекомендаций.
Возраст ребенка и готовность его речевого аппарата
Схематически речевое развитие ребенка можно поделить на этапы.
1 этап. Подготовительный
Возраст малыша – до 1 года. В это время важным моментом развития малыша является гуление и лепетание. Сначала звуки появляются непроизвольно, а к 5 месяцев ребенок учится подражать взрослым и отвечать им.
2 этап. Преддошкольный
Длится от 1 до 3 лет. В этот период дети начинают разговаривать односложными фразами (Вместо “Бабушка, иди” говорят “Баба, ди”). До двухлетнего возраста наращивается словарь предметов и глаголов (до 24 месяцев словарный запас составляет 90-100 слов).
После двух лет начинается работа над качеством речи, формируется четкое произношение большинства звуков.
3 этап. Дошкольный
Длится до 7 лет. К этому возрасту активный словарь ребенка включает себя 3000 слов. В 3-4 года малыш ещё может заменять некоторый звуки (ц, ч на ть), смягчать согласные звуки.
К 5 годам смягчение должно пройти, формируются свистящие и шипящие звуки.
К 6 годам ребенок учится произносить звуки Р и Л, в речи появляются сложные правильно построенные предложения.
4 этап
В 7 лет речь ребенка должна быть полноценным средством общения. Дети не только произносят все звуки речи правильно, но и различают их на слух, умеют их анализировать. В речи появляются союзы и союзные слова, ошибок в произношении практически нет. После нескольких замечаний ребенок анализирует речь и исправляет ошибки.
5 период. Школьный
Длится с 7 до 17 лет. В это время доводится до совершенства речь, как устная, так и письменная. Возрастной период с 7 до 9 лет считается критическим. Это объясняется тем, что после 9 лет ребенок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.
До 11 лет исчезают все фонетические ошибки в произношении.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.
Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).
Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..
Нормальная установка при произнесении звука.
- 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края
языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает
от нёба, а напряжённые края языка расслабляются. - 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
- 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
- 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой
ко рту, ощущается тёплый поток воздуха. - 5) Звук ч глухой и мягкий.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по
подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук
по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..
Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.
1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы
открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного
растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает
от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый
звук, имитирующий звук т. То медленно, то быстро произносить этот имитирующий
звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что
кончик языка упирается в верхние передние зубы.
Во избежание ошибки голос не включать. На ладони руки ощущается тёплая струя
воздуха, выходящая толчком.
Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при
этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения
не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.
2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных
зубах.
Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук
т.
1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края
языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно
упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу
вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко
вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет
слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться.
Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол.
Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.
Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо
звука ч слышится звук, имитирующий звук т; для исключения этого обучающий
должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние
зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т.
2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.
3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены,
губы выдвинуты вперёд и округлены.
Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием
пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком
ч.
При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и
в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к
альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы
рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится
ач, вместо оть — оч, вместо уть — уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет
этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить
его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем
в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию
этого звука и звуков с и ц.
Ход занятия
I. Организационный момент.
— Какое сейчас время года?
— Назовите мне, пожалуйста, по порядку времена года.
— Назови по порядку месяца.
— Какой первый весенний месяц? Последний?
— Назови соседей месяца «сентябрь».
II. Артикуляционная гимнастика.
— Звук сложный, поэтому, чтобы красиво его произносить, нужно сделать гимнастику для языка и губ.
«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.
«Улыбка» — «Трубочка» — Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
«Бублик» — губы округляем и слегка вытягиваем вперед.
«Хоботок» — «Бублик» — Зубки сомкнуты, губы с напряжением вытягиваем вперед как хоботок. Зубки сомкнём, губы округляем и слегка вытягиваем вперед. При выполнении должны быть видны и верхние и нижние зубки.
«Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку».
«Чашечка». Рот открываем широко. Передний и боковые края языка приподнимаем вверх.
«Не разбей чашечку». Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки».
III. Дыхательная гимнастика.
Подуй с чашечки.
Произнеси звук на одном дыхании . Вдох через нос!
IV. Сообщение темы занятия.
— Внимательно посмотри на картинки, и назови только те, в названии которых слышится звук Ч.
— Какой предмет лишний? (Яйцо, кубик). Почему? (В словах нет звука «Ч»).
— Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук в словах и предложениях.
— Вспомним, как работают губы, язык при произнесении этого звука?
(описание).
— Охарактеризуй звук . (согласный, глухой, мягкий).
V. Автоматизация звука в словах.
Открыть презентацию.
— Посмотри на картинки и назови каждый предмет ласково.
Пуговица – пуговичка вилка – вилочка галка – галочка
Цветок – шапка – коса –
Сумка – лента – утка –
Река – лиса – паук –
— Повтори слова парами.
качка – кочка внучка — колючка овечка — колечко
бочка — тачка уздечка — печка тапочки — бабочка
девочка — ласточка обруч — удочка ключ — очки
— Определить позицию звука Ч в словах.
Чайник, плечо, ночь, чемодан, речка, матч, часы, чёлка, туча, мяч, кочка, чайка, трубач, печать.
VI. Автоматизация звука в словосочетаниях.
— Ответь на вопрос: нет чего? (нет чугунной печки).
Чугунная печка
Чистая водичка
Черная тучка
Чайные чашки
Прочный чемодан
Мамочкина шапочка
Ванечкин зайчик
Молочная начинка
Ночная бабочка
— Давай сейчас поиграем в игру «Веселый счет до 5».
Один черный мяч – два черных мяча — …
Один горячий чайник – два горячих чайника — …
Один коричневый чемодан – два коричневых чемодана — …
VII. Автоматизация звука в предложениях.
Подбери правильную картинку к предложению.
У Ванечки в коробочке спички.
Ученик читает учебник.
Мамочка чистит кабачок.
Ученик купит учебник.
Вовочка везёт тачку.
Мамочка готовит кабачок.
Девочка умеет читать.
V. Итог занятия.
— Какой звук мы сегодня тренировались произносить красиво?
— Произнеси звук на одном дыхании .
VI. Домашнее задание.
— Дома выполняй упражнения «Чашечка» и «Маляр».
Звук «Ч», его профиль и описание.
спинки отходит от места смычки, образуя щель с твёрдым нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята. Мягкое нёбо поднято (Ч — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ч – глухой звук).
Нижняя артикуляция
Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки смыкается с передним краем твёрдого нёба, а затем (второй момент артикуляции) отходит от места смычки, образуя щель.
Нарушениязвукопроизношения. При произнесении звука ч губы, как при всех шипящих, вытянуты и округлены. Расстояние между зубами 1—2 мм. Звук имеет сложную язычную артикуляцию: он начинается со смычного элемента (как при звуке т)- Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть спинки языка прижата к верхним резцам или альвеолам. Средняя ее часть выгнута по направлению к твердому нёбу. Весь язык несколько продвигается вперед. Звук заканчивается щелевым элементом (как при щ),
который звучит кратко. Граница между взрывным и щелевым (фрикативным) элементами не улавливается ни на слух, ни артикуляционно, так как элементы слиты воедино. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки разомкнуты, звук глухой (рис. 6).
Среди недостатков произношения звука ч, помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену ч мягкой свистящей аффрикатой ц,
не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а такжет или ш.
Способы постановки.
1. По подражанию:
— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
2. От слияния составных частей аффрикаты ч:
— ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т’, щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).
3. От опорного звука:
— ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками. 4
От опорного звука с механической помощью:
4. От опорного звука с механической помощью:
— ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;
— ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится
звук ч.
Артикуляционная гимнастика.
Нормативное произношение звука
профиль звука
Правильный уклад звука Ч.
Верхняя артикуляция
Губы округлены, слегка выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель. Кончик языка и передняя часть спинки подняты. В первый момент артикуляции прижимаются к переднему краю твёрдого нёба, затем (второй момент артикуляции) передняя часть
Артикуляционная гимнастика
- “Окошечко”. Губы максимально вытянуть вперед и придать им форму квадрата. Следите за тем, чтобы уголки губ не касались друг друга.
- “Блинчик”. Улыбнуться как можно шире. Язык положить на нижнюю губу, расслабиться и досчитать до 10. Язык должен растягивать на всю ширину губы, при этом его не нужно сильно доставать, достаточно лишь того, чтобы он покрыл губу.
- “Маляр”. Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот, языком достать до верхнего неба. Производить плавные движения, как будто кисточкой – от зубов к горлу.
- “Чистим зубки”. Улыбнуться и сделать движения языком, имитирующие чистку зубов. Обязательно следите за тем, чтобы язык доставал до десен, а не водил по нижнему краю зубов.
- “Чашечка”. Растянуть губы в улыбке, высунуть язык и дотянуться им до носа. Остаться в положении до 10 секунд.
- “Вкуснотища”. Открыть рот, языком облизать верхнюю губу. Движения должны производиться сверху вниз, а не из стороны в сторону.
- “Воздушный футбол”. Вытянуть губы трубочкой. Подуть на вату, при этом щеки не должны раздуваться. Дуть в течение 10-15 секунд.
Рекомендуем: Артикуляционная гимнастика для звуков Ш и Ж.
Ход занятия
1.Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте прочтем, что в нем написано.
«Дорогие ребята!
Приглашаю Вас совершить чудесное путешествие в необычный город Звукоград.
А кто живет в этой стране, вы должны отгадать сами.
Ваш новый звук»
Воспитатель: Вот какое интересное письмо. Ну что отгадаем, кто же живет в Звукограде?
Дети: Звуки.
Воспитатель: Правильно. И сегодня мы познакомимся еще с одной новым звуком.
Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает»
Дети: Звук .
Воспитатель : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.
Давайте дадим характеристику звуку . Произнесите звук ч.
Дети: Ч-ч-ч.
Воспитатель: Звук ч можно пропеть?
Дети: Звук ч нельзя пропеть. Он согласный.
Воспитатель: Молодцы, все правильно. А еще звук всегда мягкий.
Вика, дай полную характеристику звука .
Вика: Звук согласный, всегда мягкий.
2. Основная часть
В.: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить слова. Вы хлопайте в ладоши, если услышите слово со звуком .
ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ
МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.
Воспитатель : Молодцы, все были очень внимательными.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем со звуками.
Вам надо быть внимательными и место звука в слове указать.
В слове ключ звук находится в конце слова.
(аналогично со словами: бочка, царевич, черепаха, чеснок, печка).
Воспитатель: Молодцы. Вы очень хорошо выполнили это задание.
Воспитатель : Ребята, наше путешествие по Звукограду продолжается и я вас приглашаю на улицу Чистоговорок. (дети идут по кругу)
Ча-ча-ча-у меня три калача.
Чу-чу-чу-всем друзьям по калачу.
Чи-чи-чи-красные кирпичи.
Чо-чо-чо-ох, как горячо.
Ач-ач-ач-пришел врач.
Оч-оч-оч-скоро ночь.
Уч-уч-уч-у меня ключ.
Ча-ча-ча-увидели грача.
Чу-чу-чу-молоточком стучу.
Чи-чи-чи-пироги в печи.
Работа на интерактивном оборудовании
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Чей детеныш?».
(дети называют детенышей и запоминают в каком названии есть звук ч)
Воспитатель : Ребята, скажите в названии каких детенышей животных есть звук ч?
Дети: волчонок и зайчонок.
Воспитатель:А сейчас поиграем в игру «Назови ласково» (игра с мячом)
Вам надо назвать друг друга по имени ласково, в этом вам и поможет звук ч.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам сейчас выполнить интересное задание.
На столе разложены картинки с разными предметами, вам надо определить есть ли в слове звук ч, если нет, то подумать как можно его изменить, добавляя звук ч. Например, в слове лиса звука ч нет, а если мы скажем ласково лисичка, то звук появится.
На каждом стуле прикреплена схема, обозначающая место звука в слове (в начале, в середине, в конце). Вы находите нужную схему и садитесь на этот стул.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все справились с заданием.
7. Подведение итогов занятия
Воспитатель: В какой город мы совершили путешествие?
Дети: В Звукоград.
Воспитатель: С каким звуком познакомились?
Ребята. Назовите еще раз характеристику
звука .
Дети: Звук – согласный и всегда мягкий.
Воспитатель: Ребята, эти картинки из Звукограда и звук ч вам их дарит.
Виды и механизмы нарушений
Неправильное произношение шипящих называется в современной логопедии сигматизм, а их замена другими звуками – парасигматизмом. Есть несколько вариантов искажения Ч, отличающиеся работой органов артикуляции в момент произношения. Данный звук образуется путем слияния Т и Ш, поэтому любое отклонение от их правильной артикуляции может стать причиной искажения Ч. Виды дефекта:
- Отсутствие звука – ребенок не использует никакой упрощенный аналог этой фонемы.
- Межзубное искажение – язык находится между зубами, результатом становится нечеткое шепелявое звучание Ч.
- Призубный вариант получается из-за того, что передняя часть языка слишком напряжена, а воздух выходит не одной длительной толчкообразной струей, а несколькими толчками. Слышится мягкий вариант Т.
- Губно-зубное произношение проявляется в виде того, что вместо Ч слышится Ф. Такой сигматизм получается из-за нижнего положения языка при поднятых боковых краях, подъема нижней губы к верхнему зубному ряду.
- Боковой сигматизм возникает из-за слабости мышц языка, в результате воздух проходит сбоку, получается «хлюпающий» звук.
- Шипящее произношение обусловлено повышенным тонусом языка, из-за чего он приподнят, а его кончик опущен. Получается мягкий аналог Ш.
- Носовое произношение получается из-за нижнего положения передней части и поднятой спинки языка. Воздушная струя выходит через нос − получается Х с гнусавым звучанием.
Также Ч часто заменяют на свистящие или на Т. Причиной этого может быть как неправильная артикуляция, так и недоразвитие фонетико-фонематических процессов.
Автоматизация звука [Х] в середине слов
Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:
Уха муха папаха эпоха
ольха пряха помеха рубаха
засуха мачеха неряха стряпуха черепаха
хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта
Проговаривать слова по 2-3 раза. При затруднениях — произносить слова по слогам.
веха бу-хан-ка ахать охапка
муха махать папаха охота
уха макуха утеха о-хот-ник
Михей отдыхать помеха ма-хо-вик
Всегда объясняем все непонятные слова!
Упражнение «Сосчитай до 5-ти» — счёт от 1 до 5 (10) и обратно: охапка, моховик, помеха
Например: одна муха; две (3,4) мухи; пять мух
Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:
охать сахар махал знахарь
лихач пахнет ухабы буханка шахматы
ухо уход сухо охота
поход хохот пехота тихоня
охотник ледоход вездеход тихоход
яхта бухта вахта пихта
тахта шахта кухня вихрь
Проговаривать слова по 2-3 раза:
махнуть бухта пухнуть от-дох-нуть
тахта вахта пыхтеть хвоя
пихта хохма яхта хвост
Автоматизация звука [ч]
Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:
- сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
- проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
- произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
- проговаривание слов, которые начинаются на : чайник, чугунный, Чукотка;
- чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
- чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком — заключительная часть логопедической работы по автоматизации.
Автоматизация звука [Х] в предложениях
Упражнение «Исправь предложение». Послушай предложение и скажи его правильно.
Хомяк духовка под пыхтит. Хомяк пыхтит под ду-хов-кой.
дети ходят хоккей на — …
петух около сидит лопух — …
охотники пошли на охота — ..
Закончить предложения словом «петух» или «муха».
На банке сидит … (муха). В окно влетела … .
На заборе сидит … (петух). Около дома гуляет ….
Громко кукарекает …. Петя на тарелке увидел …
Вика рисует …. Красивый гребень у ….
Предложения со звуками Х и Х». Повторять и запоминать.
Хата без хозяина. Ахнуло эхо. На грядках сеют горох.
Горох сахарный. В бухту вошёл пароход. Охотник поехал на охоту.
Я ел ореховую халву. Муха – горюха села на ухо. Я купил буханку хлеба.
Михаил идёт в поход. Михаил отдыхает. Хозяйка хочет приготовить уху.
Хитрая лиса охотится на петуха. Духи хорошо пахнут.
Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.
В бухту вошёл (пароход).
На болоте растёт (мох).
На грядках сеют (горох).
По утрам поет (петух).
В воздухе летает тополиный (пух).
В квартире большая, уютная (кухня).
Машина дала обратный (ход).
Дети перестали шуметь, стало (тихо).
Стадо пасёт (пастух).
Фразы со звуками , :
Собери сухой хворост.
Хитрый хорь поймал хомяка.
У хамелеона длинный хвост.
Харитон собирал хворост.
Автоматизация звука Ч
Стадия автоматизирования звука – это искоренение неправильного звукопроизношения и закрепление навыка общепринятого произношения.. Поставленный звук еще не стойкий, при отсутствия закрепления навыка употребления нового стереотипа, звук может «потеряться» и в последствии его придется ставить заново.
Вот почему очень важно не только поставить звук, но и автоматизировать его в речи. Существует определенная последовательность, которую следует выполнять при закреплении звука: сначала в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях, скороговорках и только потом в самостоятельной речи
Ребенок не может перепрыгнуть или пропустить хоть один этап, так как речевой материал идет по типу усложнения
Существует определенная последовательность, которую следует выполнять при закреплении звука: сначала в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях, скороговорках и только потом в самостоятельной речи. Ребенок не может перепрыгнуть или пропустить хоть один этап, так как речевой материал идет по типу усложнения.
Как только ребеночек научился правильно произносить звук в многократном и длительном повторении, тогда можно начать автоматизировать поставленный звук в слогах. Однако если звук еще неустойчивый, иногда искажается, нужно подольше «посидеть» на стадии автоматизации.
Автоматизация звука Ч в слогах обладает своими особенностями: сначала автоматизируется звук в обратных слогах, затем – в прямых открытых слогах.
Автоматизация в обратных слогах:
ач – оч – ач еч – еч – ич
оч – уч – оч уч – ич – уч
Автоматизация в прямых слогах:
- ча – чо – ча
- чо – чу – чо
- чи – чи – че
- чу – чи – чу
в словах:
- мяч, смерч, врач, калач, ключ, трубач, грач
- чай, часы, чайка, чайник, число, чижик, чемодан, чемпион, четыре, чудо
- удочка, речка, задача, печать, удача, почка, хомячок, колокольчик.
в чистоговорках:
- ЧА-ЧО-ЧЕ-ЧИ — печёт печка калачи.
- ЧО-ЧУ-ЧЕ-ЧА – как хочу я калача.
- ЧА-ЧЕ-ЧИ-ЧО – ах, как пальцам горячо!
- ЧО-ЧИ-ЧЕ-ЧУ – ем калач я и молчу.
в предложениях:
- На столе чашка горячего чая.
- Мальчик кормит собачку Жучку.
- Девочка заплела две косички.
- Девочка сачком ловит бабочку.
После этапа автоматизации, учим ребенка дифференцировать звуки на слух, если они смешиваются в произношении. Дифференциация звука в слогах чаще всего выполняют методом повторения т.е. взрослый произносит – ребенок повторяет. Еще есть упражнения на словообразование, либо словоизменение.
На первых этапах работы по дифференциации ребенок слышит произносимый звук взрослым и видит артикуляцию взрослого. Затем задание усложняется, взрослый закрывает листком лицо, теперь ребенок ориентируется только на слух.
Ч-Т
- чa-тя
- чу-тю
- чи-ти
- оч-оть
- юч-ють
- ечь-еть
- тявкать-чавкать
- редька-речка
- петь-печь
- чесать-чесать
- мять-мяч
- медь-меч
Ч-Ц
Упражнение 1. Повтори за мной.
- ча-ця
- чу-цю
- чи-ци
- оч-оц
- юч-юц
- ечь-ец
Упражнение 2. Прослушайте слова.
Произнеси слова только со звуком ч.
а) Чтение, цапля, чувство, цветок, чёлка, чтит, цепь, цвет, чистый;
б) Платочек, пальцы, сверчок, огурцы, строчка, разноцветный, курочка, пчелка, борцы;
а) Птенец, грач, богач, врач, мяч, колодец, скворец, силач, кузнец.
Ч-Щ
Задание 1. Повтори за мной.
- чa-щa-чa
- чу-щу-чу
- чи-щи-чи
- ощ-оч-ощ
- ющ-юч-ющ
- ещ-ечь-ещ
Готовность речевого аппарата ребенка
В речи ребенка звуки формируются постепенно. В раннем детстве образуются такие звуки, как «К», «Б», «М», «П», «Ф», «В», «Т», «Д», «Н», «Г», «Х». При их произношении проблем у детей не возникает. В дошкольном возрасте образуются шипящие и свистящие звуки, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно.
Логопед помогает развить артикуляционный аппарат.
«Ч» и «Ц» — согласные звуки сложного образования, которые состоят из 2 компонентов (аффрикаты), они возникают в речи позже остальных, к 4-5 годам, в связи с постепенным созреванием речевых отделов головного мозга и развитием органов речи.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Ребята, в детский сад пришла
посылка, да не простая, с уведомлением. «Высылаю вам необычный предмет, я думаю, что он вам понравится и волшебный сундучок с заданиями. Почтальон Печкин».
Отгадайте загадку почтальона Печкина:
Он забавная игрушка,
У него большие ушки,
Дружит с Геной крокодилом
Продаётся в магазинах.
Появление Чебурашки из посылки.
-Здравствуйте, ребята, я очень хочу узнать о звуке и букве, с которого начинается моё имя, вы мне поможете в этом разобраться?
-Ребята, какой первый звук в слове Чебурашка? (Звук Ч). Давайте
познакомимся с этим звуком подробнее. А ты, Чебурашка, устраивайся поудобнее и внимательно слушай. Посмотрите, что ещё прислал почтальон Печкин? (сундучок). А чтобы он открылся,нужно сказать волшебные слова:
Сундучок, сундучок,
Приоткрой-ка свой бочок!
Логопед достаёт из сундучка звуко-букву Ч.
2. Артикуляция и характеристика звука (согласный, глухой, всегда мягкий). Ребята, какой буквой мы на письме обозначаем звук ? Буквой Ч. На что похожа эта буква?
Да, вы правильно решили,
Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя.
3. Логопед достаёт из сундучка предметные картинки: чашку, часы, врача, обруч, грача, бабочку, кузнечика, пчелу. Определение позиции звука в составе слов, количества слогов, составление предложений в произвольной форме.
4. Звуковойанализ и синтез слов: ручка, грачи, внучка, лисичка, выкладывание звуко-слоговых и буквенных схем слов.
5. Динамическая пауза
Ручеёк, ручеёк, (наклоны вперёд)
Дай водички на чаёк.
Мы чаёк горячий
Будем пить на даче. (имитация питья чая)
Пить с печеньем, с калачом, (левая рука, правая рука в стороны,
И пирог испечём. две руки вперёд)
И, сверкая под лучами, (наклоны в стороны)
Засмеялся ручеёк,
Быстро прыгнул с камня в чайник, (прыжки на месте)
Дал водички на чаёк.
6. Игра «Угостим Чебурашку». Ребята, при встрече гостей, что делают хозяева? (угощают). Давайте угостим нашего Чебурашку, но такими блюдами, в названии которых есть звук . Сейчас мы приготовим нашему гостю вкусные угощения. Я приготовлю из черники черничное варенье и угощу Чебурашку. Расскажите, а чем вы угостите нашего гостя? (картинки: кабачки, гречка, яблоко, клубника, молоко, огурец, черника, земляника, ежевика). Какой напиток можно предложить Чебурашке, название которого начинается на звук ? (чай). Что мы устроим? (чаепитие). Какая посуда нам понадобится? (чашки, чайник, чайные ложки, заварочный чайник). Эти слова похожи друг на друга? Как мы их называем? (родственные). Действительно, в каждом из них есть общая часть – чай.
7. Игра «Составь слово». Логопед достаёт из сундучка набор карточек, дети по первым звукам названий картинок отгадывают слово.
8. Игра «Расшифруй ребус» (бабочка, черёмуха).
9. Упражнение «Исправь предложение».Чебурашка обращается к детям:
— Спасибо, ребята, сегодня я много узнал о звуке и букве Ч, запомнил много слов и даже мне захотелось составить разные предложения, хотите послушать?
а) Почта принесла почтальона.
б) Задача решила ученика.
в) Черника собирала внучку в лесу.
г) Бабочка ловит девочку сачком.
д) Рыбка поймала Вовочку на удочку.
(Дети исправляют ошибки Чебурашки).
е) Танечка поливает колокольчики.
Логопед хвалит Чебурашку и предлагает детям оставить его у себя в группе.
Постановка звука Ч методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Произнесение звука «Ч» нередко вызывает сложности у детей. Чтобы научить ребенка произносить его, нужно пройти несколько этапов.
Подготовительная работа
Работу над любым звуком стоит начинать с артикуляционной гимнастики. Это позволит размять язвчок и настроиться на работу. Для разминки можно выбирать любую игровую методику. Рассмотрим лишь несколько вариантов.
1. «Качели»: такое упражнение помогает укрепить мышцы языка и научить ребенка управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Ребенок поочередно касается языком верха полости рта и низа, затем верхних зубов и нижних, места за верхними зубами и нижними.
2. «Язык шагает через зубы» Рот открыт, губы в улыбке. Ребенок касается языком наружной и внутренней поверхности верхних и нижних зубов.
Кроме того, можно попросить ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «Ч». Затем следует произносить сначала просто разные звуки, потом слоги и слова. Этот прием позволит оценить, насколько хорошо малыш узнает нужный звук. Если у ребенка лучше развито наглядное мышление, стоит вместо слов предложить ему картинки, в названии которых есть «Ч».
Постановка звука «Ч»
Звук «Ч» состоит из звуков «Щ» и «ТЬ». Это значит, что ребенок, правильно произносящий последние два звука, легко справится и с произнесением «Ч». Существует два способа постановки данного звука.
1. Ребенок должен очень быстро произнести сочетание звуков «ТЬ» и «ШЬ»
При этом очень важно, чтобы губы находились в широкой улыбке. 2
Ребенок очень быстро произносит звук «ТЬ», повторяя его. Сначала язык должен касаться основания зубов с внутренней стороны, затем следует постепенно отодвигать его немного глубже, к альвеолам. Если научить произносить «Ч» не удается, можно обратиться к логопеду, который поставит звук с помощью специального зонда.
Чтобы убедиться, что звук поставлен, следует проверить, как ребенок произносит его изолированно. Для этого также применяются игровые методики: малыша можно попросить имитировать ход часов с помощью звука «Ч» или успокоить кого-то («Ч-Ч-Ч»). Если всё в порядке, можно приступать к автоматизации.
Автоматизация звука «Ч»
Проводить автоматизацию нужно с учетом возраста ребенка. С малышом лучше всего использовать картинки или игрушки, с детьми постарше отлично подойдут стишки и песенки. Начинать стоит с произнесения слогов, а затем постепенно переходить к словам и предложениям. При этом нужно подбирать такой материал, чтобы звук «Ч» оказывался в разных позициях. В любом случае автоматизация должна проходить в игровой форме. Игры можно использовать самые разные.
1. «Песенки вместе с любимым персонажем». Необходимо выбрать любого сказочного или мультипликационного персонажа, который интересен ребенку, написать на карточках слоги, содержащие букву «Ч». Затем нужно предложить следующее задание: «Твой любимый герой решил помочь тебе научиться произносить «Ч» и приготовил для тебя песенки из слогов. Спой вместе с ним! Ча-ча-ча; Чо-чо-чо; Чу-чу-чу; Чи-чи-чи»
Очень важно, чтобы звук «Ч» ребенок в слоге произносил правильно, только в этом случае можно переходить к следующему слогу. 2
«Эхо». Ребенок должен повторить несколько слов, произнесенных взрослым, в том же порядке, выделяя звук «Ч». 3. «Предложение». Для этого упражнения можно написать несколько слов с буквой «Ч» на бумаге или использовать картинки. Задача ребенка — составить с каждым из них предложение. 4. «Детеныши». Следует предложить назвать детенышей различных животных и птиц (белок, зайцев, галок, волков), выделяя при этом звук «Ч». 5. «Неразбериха». Ребенку предложены наборы букв из одного слова в перемешанном порядке. Его задача — собрать слово и произнести.