Виды бумаги для творчества
Содержание:
- Уголь
- Акварельные карандаши ALBRECHT DURER 60 шт.
- Графитовые палочки
- Ручки и чернила для рисования
- Упаковочная бумага
- Печать газет
- Как начинающему художнику выбрать бумагу для рисования?
- Бумага для графики
- Вопросы и ответы
- Характерные черты бумаги
- Офсетная бумага
- Три модели на основе квадрата
- Бумага для акварели
- Угольные палочки и карандаши
- Виды простых карандашей по твердости и мягкости
- Ваша коллекция различных видов бумаги
- Прозрачные поверхности
- Справочная информация
Уголь
Древесный уголь — любимый материал для набросков и рисования фигур.
Уголь бывает трех основных типов:
Ива — легкая, твердая и ломкая. Он пудровый и легко стирается, поэтому в основном используется для рисования строительных конструкций.
Винный уголь — высококачественный натуральный уголь, предлагает полный диапазон тонов, но легко стирается.
Прессованный древесный уголь бывает различной твердости. Его плотный тон сложно стереть и растушевать. Он доступен в форме палочек, особенно удобных для больших площадей, и в карандашах, идеально подходящих для мелких деталей. Имеет высокую покрывную способность, есть в разных тонах.
Набор угля прессованного Derwent
Уголь прессованный Малевичъ
Набор угля прессованного «Подольск Арт-Центр»
Акварельные карандаши ALBRECHT DURER 60 шт.
Рейтинг: 4.8
ALBRECHT DURER от Faber Castell – это высокопигментированные карандаши с акварельным грифелем премиального класса, изготовленные в Германии. Они разработаны для специально художников – оптимальной мягкости стержень позволяет получать штрихи разного характера (толщины и интенсивности) с акварельным эффектом. При этом после первого размытия изображение фиксируется и краска повторно не размокает, композиция становится водоустойчивой.
Производитель использовал особую технологию двойной вклейки грифеля в деревянный корпус, способствующую сохранению его целостности при транспортировке и в работе – стержень не крошится, не ломается, остаётся целым, поэтому эффективно расходуется, не отнимая много времени на заточку.
В наборе 60 карандашей разных оттенков, сгруппированных по цвету. Комплект удобно брать с собой куда угодно и не бояться за его сохранность в эргономичном металлическом кейсе. ALBRECHT DURER занимает второе место за очень высокую стоимость – 60 штук обойдутся художнику от 7 900 рублей, хотя по качеству они аналогичны лидеру рейтинга Lyra Rembrandt Polycolor (только профессионалы способны определить разницу, это, скорее, дело вкуса).
Графитовые палочки
Графитовые палочки являются популярной альтернативой традиционным карандашам. Они не имеют деревянного корпуса, найденного в карандашах, и в основном являются более толстой версией графитовой полосы. Имеющееся в типах HB, 3B, 6B, и 9B, они представляют преимущества над традиционным деревянным карандашом. Форма бочонка круглая с тонким слоем пластиковой краски, извлекаемой по мере использования ручки, при этом пальцы оставляет чистыми. Форма палочки означает, что по мере заточки всегда обнажается большая площадь графита. Это позволяет создавать не только тонкие линии, но и широкие области плоского тона. Как и карандаши, они хороши для рисования и смешивания.
Более короткие, толстые, шестиугольные ручки также доступны в подобном ряде рангов, как небольшие прямоугольные блоки. Оба типа палочек лучше всего затачивать с помощью точилки для карандашей или мелкой наждачной бумагой. Полученный порошок легко втирать в чертежи для создания участков тонировки. Большее количество пыли можно приобрести в художественных магазинах. Как и в случае с традиционными карандашами, бочки, работающие с механизмом сцепления, могут создавать толстые, мягкие графитовые полосы.
Ручки и чернила для рисования
Чернила — это простой и элегантный материал для рисования, который вселяет уверенность. Чернила сильно различаются по качеству, непрозрачности, вязкости и скорости высыхания.
Водостойкие чернила позволят добавлять цвет без просачивания черного, но забивают технические и перьевые ручки. Ищите качественные чернила для рисования в бутылках, подходящие для вашего предпочтительного типа пера.
Обратите внимание, что «черный» может размываться до сине-черного, коричневого или серого в зависимости от используемого пигмента или красителя. Поэкспериментируйте с перьевыми ручками, старомодными перьями и маркерами для каллиграфии. Также попробуйте брашпены и линеры. Ручка перьевая для каллиграфии Pilot «Parallel Pen»
Перо каллиграфическое гусиное
Brush Pen для каллиграфии Pentel
Ручка перьевая для каллиграфии Pilot «Parallel Pen»
Перо каллиграфическое гусиное
Brush Pen для каллиграфии Pentel
Упаковочная бумага
Упаковочная бумага очень разнообразна. При выборе конкретной разновидности следует учесть, какими физико-химическими свойствами она обладает, в каких условиях хранится и транспортируется продукция, для которой предназначена упаковка.
Больше всего бумаги расходуется не на печать полиграфии, а на упаковку и тару
Обработка специальными составами делает ее более прочной, жесткой, газо-, паро-, водонепроницаемой. Возьмем, к примеру, антиадгезионную бумагу: ее пропитка не дает липким продуктам склеиться.
По способу обработки упаковочная бумага бывает:
- Противокоррозионная – для защиты металлических элементов от коррозии.
- Бактерицидная (асептическая) – препятствует попаданию внутрь бактерий, предотвращает размножение микроорганизмов и образование плесени.
- Термосвариваемая – для автоматизированной упаковки продукции, имеет специальный слой, благодаря которому края надежно соединяются.
- Кашированная алюминиевой фольгой – для оборачивания продуктов, которые содержат жир.
В зависимости от назначения, упаковочная бумага делится на этикеточную, для гофрирования, крафтовою, пергамин, растительный пергамент и подпергамент.
Печать газет
Цветная газета, напечатанная с высоким качеством изображения с помощью рулонной офсетной печати, является сегодня последним словом искусства, так же как и использование сырья, содержащего до 100% вторичных волокон. Между сырьем и конечным продуктом существуют ключевые технологии, от которых в конечном итоге зависит внешний вид и читаемость газеты. При приготовлении массы, «флотационном удалении краски» и диспергировании можно получить экономически и экологически привлекательную целлюлозу, которая может быть оптимально переработана на современных высокопроизводительных бумагоделательных машинах. Особые характеристики, обеспечивающие хорошую пригодность для печати на газетной бумаге , гладкость и однородность, достигаются при онлайн-каландрировании с использованием инновационных каландров Ecosoft.
Как начинающему художнику выбрать бумагу для рисования?
Начинающим художникам для рисования лучше использовать обычный ватман, но даже в этом случае следует обращать особое внимание на его качество. Ватман должен быть плотным, прочным и обладать высоким уровнем белизны
Постоянно сталкиваясь с необходимостью покупать бумагу для рисования, художники учатся оценивать ее на глаз, а вот новичкам приходится прибегать к простым процедурам предварительной проверки:
- слегка намочить бумагу: если вода с легкость пропитывает ее, а затем на ней появляются пятна и разводы, то это говорит о плохом качестве – от такой покупки лучше отказаться;
- потереть бумагу ластиком: после этой процедуры не должна нарушаться ее структура, то есть недопустимым является появление ворсинок или разрывов; при этом с качественной бумаги ненужные карандашные линии удаляются легко, без дополнительного нажима и следов.
Бумага для графики
Хорошим вариантом для начинающих художников является ватман. Эта бумага универсальна, имеет почти гладкую, ровную структуру и достаточную плотность
Бумагу для рисования следует подбирать в соответствии с несколькими основными критериями: состав, плотность, фактура, способность к впитыванию (для карандашного рисунка это тоже немаловажно)
Итак, одно из важных свойств бумаги – это способность впитывать. Более подходящей по этому показателю является бумага с плотностью от 200 г/кв.м. Для карандашных зарисовок или эскизов можно позволить себе варианты с меньшей плотностью.
По фактуре различают бумагу: мелкозернистую («гладкое зерно» как результат горячего прессования), среднезернистую (получают методом холодного пресса), и крупнозернистую («грубое зерно», Торшон).
Фактура и зернистость бумаги определяет многие важные качества создаваемого рисунка. В первую очередь, это влияет на общий стиль произведения – крупнозернистая фактурная бумага создает ощущение объемности изображения, помимо этого, явно проявляющаяся текстура придает рисунку особый шарм и стиль.
Фактура влияет и на четкость штрихов. На гладкой или почти гладкой бумаге можно легко проработать мелкие детали, на бумаге с выраженной шероховатой поверхностью это окажется тяжёлой и бесперспективной задачей.
Если рисунок создаётся цветными карандашами, следует учитывать, что на бумаге с разной фактурой, пигмент может проявиться по-разному. В результате цвета будут более яркими или более тусклыми.
Качество бумаги несомненно определяется и её составом
В бумаге для графики важно процентное содержание целлюлозы или хлопка, нейтральный pH, отсутствие хлора и некоторые другие. Правильно подобранная бумага для рисования карандашом, которая отвечает всем вышеперечисленным требованиям, не только подарит удовольствие художнику, но и позволит ему в полной мере проявить свой талант и мастерство
Вопросы и ответы
Чем акварельные карандаши отличаются от других цветных карандашей?
Акварельные карандаши выглядят и напоминают цветные карандаши на основе воска, но связующее вещество сердцевины в акварельных водорастворимое. Это позволяет художнику использовать влажную кисть, чтобы смешать цвета и сделать тонкие слои краски, мягкие края и многие другие эффекты. Вы можете быть потрясены, когда увидите результат рисования акварельными карандашами. Вы можете открыть еще больше возможностей для рисования цветными карандашами в книге Сесил Бэйрд «Живописное сияние цветным карандашом». Акварельные карандаши – увлекательный инструмент, он позволяет художнику мгновенно переключаться с рисования на живопись.
Совместимы ли разные марки цветного карандаша?
Да, но твердость цветных карандашей зависит от бренда. Более мягкие карандаши проще накладывать на более твердые. Восковые цветные карандаши могут использоваться с акварельными, но не будут реагировать на воду таким же образом.
Как я могу исправить и предотвратить цветение воска?
Восковое цветение — это белесоватый налет на воске, который появляется из-за наложения воскового карандаша. Для удаления цветения воска протрите поверхность бумаги мягкой тканью. Чтобы не допустить этого вновь, слегка распылите на рисунок два-четыре слоя фиксатива. Держите поверхность бумаги чистой. Используйте мягкую щетку, чтобы выметать рассеянные частицы цвета и пыли, особенно после применения такой техники, как граффити (соскабливание слоя цвета).
Как хранить и демонстрировать рисунки цветным карандашом?
Когда ваша картина будет закончена, распылите на нее спрей-фиксатор, чтобы защитить от размытия и осыпания. Ваши произведения искусства лучше всего хранить в коробках или плоском файле. Между рисунками желательно класть целлофановые листы или кальку. Для лучшей защиты картин рассмотрите матирование. Рисунки цветным карандашом должны демонстрироваться под стеклом, чтобы защитить их от повреждений и загрязняющих веществ.
Цветные карандаши долговечные?
Рисунок цветным карандашом настолько долговечен, насколько прочна поверхность, на которую он наложен. Создание вашего произведения на бескислотной бумаге гарантирует, что картина сохранится дольше. Защищайте карандаши от резких изменений влажности или температуры, и храните их вдали от тепла.
Характерные черты бумаги
Выделим четыре характерные черты бумаги, которые помогут нам в выборе правильного холста:
- Белизна бумаги. Этот параметр особенно нужно учитывать, когда рисунки в последствии будут сканироваться. Офисная бумага считается самой белой среди всех видов бумаги. Обычно, офисная бумага не слишком хороша для серьезных рисунков карандашом, но для набросков или иллюстраций, которые будут далее дорабатываться через графические программы, вполне подойдет.
-
Плотность бумаги. Как рассчитать плотность бумаги? Не будем вдаваться в математические формулы, а лучше возьмем такой пример.
Вспомните, бывает такая ситуация, когда бумага рвется буквально от ластика. А есть акварельные листы, которые впитывают воду без повреждения поверхности. Чувствуете разницу? Это и есть – плотность бумаги. Первый пример – это офисная бумага, которая имеет плотность 80 г/м² (в самом лучшем случае, если вы не пожалели денег на хорошего производителя ).
А второй случай – это специальная акварельная бумага. Показатель ее плотности может доходить до 500 г/м².
Обычно художники определяют для себя комфортную плотность в диапазоне 110 – 200 г/м². -
Стирание ластиком карандаша на бумаге. Этот пункт как бы опирается на предыдущий. Удаление линий ластиком должно происходить естественным образом, так, чтобы бумага не скатывалась и не мялась. Бывают даже такие ситуации, когда удалить карандаш становиться очень сложно. Такую бумагу нужно обходить стороной, ведь производитель явно изготавливает не качественный продукт.
Лучше возьмите несколько листов разных производителей приемлемой белизны и плотности и основательно проверьте их на стрираемость графита ластиком. Затраченное время гарантированно окупится, особенно в случае, когда вы под вдохновением создадите шедевр и при попытке удалить пару случайных штрихов, приведете его в полную негодность
- Зернистость бумаги. Или другим словом – фактура. Эта особенность бумаги предает объем рисунку карандашом. Если вы делаете обычные наброски, эскизы или чертежи, то высокая степень зернистости будет только мешать. А для черно-белых и цветных рисунков карандашом, наличие небольшой зернистости под час бывает в самый раз.
Офсетная бумага
Один из самых распространенных видов, предназначен для офсетной печати. Мы ее знаем как бумагу для оргтехники с плотностью от 65 до 280 г/кв. м. Она имеет шероховатую поверхность и не бликует на свету. Удобная для рисования красками, письма ручкой и карандашом. Хорошо впитывает жидкость, потому подходит в том числе для изготовления блоттеров – листочков для нанесения тестовых духов.
Офсетная бумага хорошо запечатывается на цифровых машинах
Офсетная бумага стоит дешевле мелованной и дизайнерской. Ее активно используют для выпуска книг, блокнотов, тетрадей, всевозможных изделий для рисования и записей.
Три модели на основе квадрата
Есть несколько схем оригами-карандашей. Они имеют отличия в алгоритме сборки, однако результаты получаются похожими. Все схемы доступны детям, начиная с 7 – 8 лет. Для любой из предложенных моделей понадобится квадрат 15х15 см. Одна сторона бумажного листа обязательно должна быть белой.
Пошаговая инструкция:
- Квадратный лист располагем белой стороной вверх.
- Складываем вдвое справа налево.
- Угол отгибаем к противоположному краю.
- Вторую часть складываем со смещением. Это – остриё нашего карандаша.
- Отгибаем верхний край назад.
- Переворачиваем заготовку.
- Сгибаем верхний угол.
Карандаш практически готов. Можно остановиться на этом этапе, но если хочется сделать модель более изящной, лучше добавить ещё две несложных операции.
- Подгибаем правую сторону, как показано на рисунке.
- Симметрично повторяем действие слева.
- Убираем внешние края, чтобы выровнять карандаш.
- Переворачиваем изделие на лицевую сторону.
Благодаря компактным размерам, эта модель особенно удобна для составления сложных композиций:
Вариант №2
Оригами-карандаш по следующей схеме можно сделать как миниатюрным, так и ростовым. Второй вариант подойдёт для декораций к 1 сентября или Дню знаний.
Пошаговая инструкция:
- Квадрат складываем пополам и раскрываем.
- Верхний край опускаем, а нижний поднимаем, разделив, таким образом, лист на три части.
- Первый слой раскрываем по стрелке.
- Подгибаем верхний край по пунктиру.
- Переворачиваем изделие.
- Сгибаем оба угла по пунктиру.
- Боковые стороны складываем к середине.
- Переворачиваем заготовку.
- Карандаш завершён.
Можно варьировать ширину модели, дополнительно подгибая боковые стороны.
Вариант №3
Третья модель удобна в качестве подарочной упаковки. Только нижний край необходимо будет подвернуть, чтобы содержимое свёртка не выпало.
Пошаговая инструкция:
- Квадратный лист делим пополам, путём сгиба в двух направлениях. Разворачиваем.
- Верхнюю половину складываем ещё вдвое.
- Делим пополам.
- Верхний край складываем к линии последнего сгиба.
- Боковые створки «закрываем» к центру.
- Опускаем углы.
- Делаем складки по пунктиру.
- Отгибаем верхнюю часть по обозначенным линиям.
Варианты декора с использованием цветных оригами-карандашей поражают своим разнообразием. Композиции с ними можно дополнить букетом в технике оригами или осенними листьями:
Бумага для акварели
Когда молодые художники интересуются видами художественной бумаги для гуаши, пастели или иных изобразительных художественных средств, им часто отвечают в магазине художественных товаров, что подойдет бумага для акварели. Что же это за особенная бумага, которая подходит для большинства видов живописи?
Поскольку акварель – это «мокрые» краски, бумага должна выдерживать повышенную влажность, не коробиться, не портить рисунок. По хорошей бумаге краска не растекается, получается естественный перелив из цвета в цвет. Акварельную бумагу делают из целлюлозы, иногда добавляя хлопок. Хлопок способствует тому, что, намокая, бумага держит форму. Хлопку же картина обязана тем, что процесс сушки также проходит «безболезненно» и не наносит вреда рисунку.
Акварельная бумага:
- плотная, шероховатая (у хорошей акварельной бумаги плотность от 300 г/кв. м.);
- с бугристой «цепляющей» поверхностью;
- чистая белая.
Для разных видов акварельной живописи подходят разные виды художественной бумаги. Мелкозернистая – для нежных однослойных рисунков, крупная фактурная бумага – для техники лессировки, крупных мазков. Для акварельной бумаги важна чистота белого цвета, так как именно белый цвет бумаги играет активную роль в прозрачности акварельного рисунка.
На акварельной бумаге редко рисуют, просто держа ее на столе или на мольберте. Бумагу для акварели прикрепляют кнопками к подрамнику, чтобы после увлажнения она держала форму. Бумагу увлажняют мягкой губкой или широкой кистью. Иногда бумагу кладут на специальное увлажняющее приспособление.
Угольные палочки и карандаши
Это по существу обуглившаяся древесина и один из самых старых чертёжных материалов. Изготовленные из карбонизированной древесины (обычно ивы, но также можно найти бук и виноград), палочки классифицируются как мягкие или твёрдые и бывают четырёх толщин: тонкие, средние, толстые и очень толстые. (Последние также известны как уголь художников сцены). Тонкие палочки хорошо работают для меха, перьев и других мелких деталей, в то время как блок-уголь удобен для больших площадей.
Обжатый уголь, или по-другому, сибирский, делают в карандаше С или в виде деревянных, либо свернутых бумажных бочонков. Он более чист для использования, рассортирован по твёрдости и плотности, и может быть представлен как с круглыми, так и с квадратными профилями. Они производят тёмные, достаточно острые линии, которые трудно смазать или смешать. Заточите весь уголь с помощью острого хозяйственного ножа или мелкой наждачной бумаги. Угольная пыль сидит деликатно на опорной поверхности, и будет нуждаться в фиксации, чтобы избежать размазывания.
Виды простых карандашей по твердости и мягкости
Многие обращали внимание, что след от разных карандашей всегда отличается толщиной, интенсивностью и стойкостью. От чего это зависит?. Чернографитный карандаш имеет важную и определяющую характеристику – жесткость грифеля
Как определить твердость карандаша?
Чернографитный карандаш имеет важную и определяющую характеристику – жесткость грифеля. Как определить твердость карандаша?
В разных странах принято разное обозначение твердости карандашей. Инструменты для письма, произведенные в России, имеют на корпусе следующие маркировки:
- Т – твердый;
- М – мягкий;
- ТМ – твердо-мягкий.
В европейской классификации жесткости грифеля также принято буквенное обозначение:
- B – мягкий (blackness – чернота);
- H – твердый (hardness – твердость);
- HB – твердо-мягкий (Hardness Blackness твердость-чернота);
- F – средний тон между HB и H (fine point – тонкость).
На рисунке вы можете увидеть градацию цвета в зависимости от степени мягкости или твердости карандаша в диапазоне от 10В до 10Н. Она обусловлена составом стержня. В тех экземплярах, где больше графита, след при письме будет мягче и темнее. На шкале они будут ближе к полюсу «В». Если в составе преобладает глина, то при начертании линии будут светлее, а сам грифель тверже. Такие карандаши выпускаются с маркировкой «H».
В США для обозначения жесткости грифеля используют номера. Как соотносятся системы маркировок карандашей по твердости и мягкости, принятые в разных странах, вы можете увидеть в таблице ниже.
Многие задаются вопросом, карандаш HB – это какой? Он занимает промежуточное положение между очень мягким и твердым и является наиболее универсальным. Именно этим и объясняется его популярность. Он одинаково подходит и для письма, и для рисования. Им часто прорисовывают основу рисунка. В американской классификации ему соответствует обозначение – #2, в российской – ТМ.
Сравните особенности твердых и мягких карандашей, приведенных ниже:
Твердые | Мягкие |
---|---|
Тип линий: светлые, тонкие. Область применения: создание эскизов, тонких, четких контуров, архитектурных рисунков, чертежей; штриховка, прорисовка граней, мелких деталей, даже поверх растушеванного фрагментов. |
Показатель твердости и мягкости большое значение имеет для карандашей для черчения и графических работ, где важна интенсивность и толщина линий. Их подбирают в соответствии с нормативами. |
Ваша коллекция различных видов бумаги
Нет никаких сомнений, что вам пригодится коллекция бумаги в долгосрочной перспективе, если вы серьезно подходите к творчеству. Я пользуюсь бесчисленным множеством марок и типов бумаги последние пару десятилетий. Некоторые типы мне приглянулись, другие не очень. Было много приятных сюрпризов, таких как рисование на акварельной бумаге!
Потому что, создавая небольшие рисунки карандашом и больше – углем, сталкиваешься с трудностью подбора бумаги по текстуре. Вам, вероятно, придется перепробовать много различных типов бумаги за ближайшие пару лет, так что позвольте мне сэкономить ваше время и деньги дав пару рекомендаций. Вот некоторые отличные «отправные точки», которые помогут с выбором бумаги.
Прозрачные поверхности
Профессиональные иллюстраторы, работающие цветными карандашами, иногда рисуют на прозрачной или полупрозрачной поверхности, используя кальку или пленку хорошего качества, выпускаемую для черчения. Это позволяет наносить цвет как на лицевую, так и на оборотную стороны, таким образом максимально увеличивая диапазон и глубину.
Большинство профессионалов выбирают чертежную пленку, которая обладает высокой степенью прозрачности, хотя и имеет слабый синий или серый оттенок. Но стоит помнить, что такой вид пленки можно купить только в специализированных магазинах и стоит она довольно дорого. Данный метод особенно полезен для изображения объектов, чьи замысловатые формы контрастируют с фоном. Например, при создании композиций из цветов или переплетающихся веток и прутьев на фоне неба главные формы могут быть выполнены на лицевой стороне бумаги, а фон – на обратной стороне. Это позволяет работать более свободно, поскольку исчезает необходимость аккуратно прорабатывать фон на лицевой стороне вокруг сложных изгибов цветка.
Эффекты с помощью бледных тонов
Художница работает на кальке и начинает с наложения первых двух тонов на лицевой стороне. Главные формы должны быть определены.
Теперь она работает на обратной стороне бумаги, создавая более темные тона листьев.
После добавления штрихов к стеблям на лицевой стороне бумажный лист снова переворачивается, и на обратную сторону добавляется синий цвет фона.
В завершающей стадии работы добавлено больше тона и деталей и на лицевой, и на обратной стороне бумаги, а затем законченный рисунок помещается на цветную бумагу, чтобы придать своеобразный блеск бледным тонам.
Справочная информация
Представители бумаг с плотностью 80 г/м²
класс С/С+:
«Снегурочка», SvetoCopy Classic, IQ Economy, Ballet Universal, Xerox Performer и Perfect Print, «Гознак Print», KYM Lux Classic, HP Home&Office.
класс В/В+:
IQ Allround, Ballet Classic, Ballet Premier, SvetoCopy Premium, Xerox Office, Xerox Business, «Комус Документ Business», HP Office, KYM Lux Business.
класс А/А+:
IQ Ultra, Ballet Brilliant, Xerox Premium, «Комус Документ Premium».
Представители бумаг с плотностью 70-75 г/м²
- Zoom 75 г/м² (С),
- Discovery 70 г/м² (B),
- Kym Lux Business 70 г/м² (B),
- Discovery 75 г/м² (B+),
- Mondi Communicator Triple 75 г/м² (A),
- Artwork Premium 75 г/м² (A+),
- Double A 70 г/м² (A) и 75 г/м² (A+).
Пояснение о бумаге пониженной плотности
Возвращаясь к бумаге с плотностью 70–75 г/м², о которой я писал в начале статьи. В России такую бумагу пока не делают, вся она привозная. Сейчас её основные страны-поставщики Финляндия, Португалия и та самая Бразилия. Штош, я прогнал эту бумагу на всех доступных мне принтерах и вот что хочу сказать. Покупка такой бумаги чистая лотерея — неизвестно, как на неё отреагирует техника. Моим старым принтерам, возраст которых 5–7 лет, искренне плевать на чём печатать, они и не заметили разницы. А вот оборудование новее, возрастом 1–2 года, капризничало, когда печатало на такой бумаге. Самые частые косяки: захват и прогон через себя сразу нескольких листов. Хорошо если это не вредило печати. Однако довольно часто бумага застревала внутри, и приходилось останавливать печать, выключать принтер и аккуратно доставать бумагу. Если верить техническим характеристикам, которые предоставляют заводы-изготовители, толщина такой бумаги такая же, как и у «восьмидесятки»: 100–105 мкм. И всё же что-то в ней не так.
Совет
Экспериментируйте! Купите коробку на пробу, дайте бумаге отлежаться сутки и отправляйте в принтеры. И если после этого проблем с печатью нет, то уже покупайте такой объём, который берёте всегда.