Как развивать ребенка в 4 месяца

Упражнения для развития ребенка в 4 месяца

Все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, осваивается им постепенно, природосообразно. Но в силах родителей помочь карапузу. Просто надо уделять как можно больше внимания развитию, ведь это совсем несложно и требует лишь Вашего желания и терпения.

1. Разговаривайте с крохой постоянно в периоды бодрствования и обязательно провоцируйте его реакцию: пусть он гулит Вам в ответ.

2. Заменяйте поочередно одни игрушки вокруг него на другие, расширяйте его пространство, комментируйте все свои действия — так стимулируются познавательные интересы грудничка.

3. Ребенку нужно учиться захватывать с первой попытки предметы, поэтому предлагайте ему игрушки с длинной ручкой, подвески, кольца с бубенчиками. Малыш уже различает цвета, следовательно, предметы должны отличаться по данному признаку.

4. Потратьте время и создайте уникальные потешки: возьмите ткань разной фактуры, пошейте разноцветные мешочки. Внутрь положите шумовые наполнители: коробочку из-под киндер-сюрприза с горошинками или бисером, шуршащую бумагу, колокольчик

Звук будет привлекать внимание, а различные ощущения при ощупывании развивать тактильную чувствительность ребенка

5. На расстоянии вытянутой ручки карапуза подвесьте над грудью разные игрушки. Размахивая ручонками, он обязательно наткнется на них и с упоением станет заниматься увлекательным, полезным делом: будет их рассматривать, щупать, хватать, тянуть к себе.

6. Устраивайте с малышом регулярные «переклички». Освободите время, чтобы были лишь вдвоем и ничто кроху не отвлекало. Показывайте ему игрушку и рассказывайте о ней. При этом тяните гласные, говорите то громче, то тише, повторяйте фразы по нескольку раз. Это заставляет крошку сосредотачиваться на звуках Вашей речи. Делайте паузы, чтобы он мог вставить в них свой лепет, когда затихает мамин голос: он ведь хочет услышать его вновь.

Добейтесь, чтобы маленький «собеседник» следил за Вашим ртом и произносите звуки, нарочито утрируя, артикулируя губами. Он в это время даже может начать подражать их движениям.

7. Кладите чаще дитя на животик, постепенно увеличивая время пребывания в этом положении: так формируется навык ползания. Показывайте малышу яркие игрушки, пусть тянется к ним. Протягивайте их сбоку — тогда он постепенно будет все лучше и лучше переворачиваться. Но не старайтесь поставить грудничка, или усадить его — в четырехмесячном возрасте пользы от этого не будет, исключительно вред неокрепшей костной системе.

Сейчас в детских магазинах предлагают множество интерактивных программ (компьютерных, телевизионных), мультфильмов, аудиозаписей для всех возрастов. Велик соблазн их включить и оставить карапуза следить за яркими мелькающими образами, ожидая обещанного скачка в развитии.

Но мы ведь с Вами понимаем, что живого общения с мамой и близкими людьми не заменит ни одно достижение науки или техники. Только посредством эмоционального общения может происходить полноценное развитие ребенка в 4 месяца. Лучше разговаривайте во время каждого взаимодействия, пойте песенки, рассказывайте потешки — пользы будет больше во сто крат. А для всяческих технических новинок и медиаресурсов еще придет время, когда они понадобятся. Впереди множество открытий, которые предстоит сделать малышу с помощью мамы и папы.

Мои личные рекомендации

Гимнастику, которую я описала, можно выполнять всем малышам, но если у вас здоровый ребенок, то я предлагаю вам разнообразить гимнастику упражнениями с мячом. Я использовала простой фитбол маленького размера.

Ребенка я укладывала на спинку на мяч, и покачивала, стараясь минимально влиять на подвижность ребенка. Лучше всего придерживать ребенка пальцами рук за бока или подмышки, позволяя ему свободно раскачиваться на мяче.

Также мы пробовали ложиться на мяч на животик — это упражнение было самым любимым еще долгие месяцы. Со временем координация ребенка усилилась настолько, что я могла отпустить его — он либо удерживать равновесие, либо попросту сползал с мяча и полз дальше по комнате.

И конечно не стоит недооценивать занятия в воде. Можно посещать бассейн, а можно обойтись собственной ванной, или детским домашним бассейном.

Не стоит излишне перегружать малыша игрушками во время купания, лучше выдать ему яркий небольшой мячик, и попробовать в воде согнуть его ножки и прислонить к ним ладонь — согласно ползательному рефлексу, малыш оттолкнется и немного проплывет

В это время важно держать голову ребенка над водой

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Чем занять 4-х месячного ребенка во время бодрствования

  • Различные игры с погремушками: потрясти, извлекая звук; постучать, попробовать на зубок;
  • Подвешиваем игрушки на уровне глаз на расстоянии вытянутой руки, чтобы малыш мог за ними тянуться и захватывать их;
  • Игры с мягкими игрушками, тряпичными куклами, вкладываем малышу их в ручки;
  • Держа ребёнка вертикально под мышки, имитируем ходьбу, без опоры на ножки, пинаем мячи, шары, надувные игрушки;
  • Держа ребёнка под мышки делаем попрыгушки на своих коленях;
  • Выстраиваем диалоги с ребёнком, показываем карточки с животными или игрушечных животных и озвучиваем их;
  • Ролевые игры Ку-ку, Коза-рогатая, Сорока-белобока;
  • Походим с ним по квартире, знакомя его с окружающей обстановкой.

Учтите, в этом возрасте ребёнок не может видеть удалённые предметы, поэтому нет смысла показывать пейзаж за окном. Предел видимости в радиусе одного метра.

Развивающие занятия для детей 4-х месяцев

С учетом того, что уже умеет ребенок 4-х месяцев, развитие его двигательных и эмоциональных навыков необходимо продолжать. С этого возраста можно организовать активное бодрствование ребенка в детской комнате на полу. В специально отведенном месте комнаты, где нет сквозняков, на подготовленный предварительно пол можно положить специальный развивающий коврик. Его можно сделать самим или приобрести в магазине товаров для детей. Для занятий с ребенком в 4 месяца развивающий коврик изготавливается из мягкого, хорошо стирающегося материала. К коврику пришиваются текстильные игрушки, травмобезопасное зеркальце, мягкие игрушки-пищалки, погремушки. Игровой развивающий коврик способствует развитию моторных навыков и тактильного восприятия. К коврику крепятся гибкие дуги с подвесными игрушками. Сначала малыш рассматривает висящие над ним игрушки, затем начинает тянуться и захватывать их.

Как развивать ребенка в 4 месяца после того как малыш научился протягивать руку к погремушке лежа на спине? Усложните задачу, предложив ему дотянуться к расположенной рядом игрушке из положения лежа на животе. Только предварительно несколько раз покажите необходимые движения с участием руки ребенка.

Во время развивающих занятий для детей 4-х месяцев к самодельным коврикам рекомендуется пришить разноцветную тесьму и пуговицы, это подойдет для развития мелкой моторики.

Бодрствование на коврике, постеленном на пол, дает ребенку возможность привыкать к большему пространству вокруг, чем его кроватка, не ограничивает перевороты на живот и обратно и другие активные передвижения малыша.

Совершенствуем тактильные ощущения

В 4 месяца можно начинать работу над тактильными ощущениями ребенка и проводить пальчиковую гимнастику. Для начала разберемся с упражнениями для развития пальчиков и кистей рук. Пальчиковая гимнастика проводится под потешки, которые известны каждому с детства:

  • «Летела сова»;
  • «Ладушки»;
  • «Сорока-воровка»;
  • «Белка»
  • «Мальчик-пальчик».

Игрушки, сделанные своими руками, иногда намного лучше купленных, поэтому каждый месяц изготавливайте новые пособия для крохи. Для развития тактильных ощущений в 4 месяца вам нужно изготовить мешочки с разными наполнителями: крупами, макаронами, бусинами, бисером, гаечками и пуговицами. Подготовьте сразу две пары таких мешочков, так как они понадобятся вам еще и в более старшем возрасте. Лучше всего, если мешочки будут изготовлены из двух слоев ткани, так крупа и другая мелочь точно не просыплется. Надежно зашейте их и дайте малышу помять руками.

Еще одним пособием для развития нервных окончаний пальчиков может стать книжка из лоскутков. Соберите несколько образцов ткани: хлопок, флис, драп, шерсть, бархат, атлас, плащевку, деним и велюр. Найдите как можно больше образов, разных на ощупь, и вырежьте из них квадраты со сторонами по 20 сантиметров. Сшейте их между собой, чтобы получить книжку. Необычно выглядеть это пособие будет, если края квадратов будут обработаны ножницами, оставляющими срез зигзаг. Если вы делаете прямой срез, обметайте квадраты при помощи оверлока. Если у вас нет швейной машины и оверлока, эту «книгу» за небольшую плату вам смастерят в ближайшем ателье. Там же вы можете найти и лоскуты с разной фактурой.

1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков

Что нового в этом возрасте:

Играем с прищепками (прицепляем прищепки к шаблонам, перекладываем с помощью прищепок кусочки поролона);

Игры-моталочки;

Делаем мыльную пену (учимся взбивать венчиком, надуваем пузыри через трубочку);

Отыскиваем предметы в мешке на ощупь;

Учимся упорядочивать предметы, ориентируясь одновременно на цвет и размер, либо на цвет и форму;

Пример подходящей для этого игрушки — цилиндрики (Лабиринт, My-shop, KoroBoom)

Играем с орехами (запоминаем их названия, сортируем по видам, достаем из мешка на ощупь);

Играем с пинцетом;

Пример детского пинцета и других полезных инструментов для развития моторики

Играем с сенсорными коробками;

Играем со стучалкой (с гвоздиками);

Пример стучалки: Ozon, My-shop, Babadu

Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях;

Пример матрешкиЛабиринт, My-shop, Дочки & сыночки

Собираем пазлы из 4-20 частей;

Пример пазлаOzon, Лабиринт, My-shop

Находим недостающие фрагменты на самодельном пазле;

Делаем упражнения для пальчиков с пальчиковыми игрушками;

Пример пальчиковых игрушек: Ozon, My-shop, KoroBoom

Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем;

Подбираем ключики к замочкам;

Выкладываем макароны/пуговицы по линиям;

Играем с пипеткой, разливая воду по ячейкам; играем с резиновой грушей и дозатором;

Пример пипетки

Вырезаем ножницами;

Пример тетрадей для вырезания — Kumon: Лабиринт, My-shop, Ozon

Играем с конструкторами;

Вот здесь можно найти подборку конструкторов для детей от 2 лет; а здесь — .

Конструируем из счетных палочек;

Играем со шнуровкой-планшетиком;

Пример шнуровки: Ozon, KoroBoom, My-shop

Играем с кинетическим песком;

Пример кинетического песка (Ozon, My-shop)

Уже знакомые игры:

Строим дорожки из домино;

Переливаем воду из одной миски в другую при помощи губки;

Составляем картинку на кубиках-пазлах;

Пробуем варианты из 4 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop

и из 9 кубиков: Ozon, Лабиринт, My-shop

Играем с двух-трехслойными рамками-вкладышами;

Пример трехслойного и двухслойного пазлов

Играем в рыбалку с колечками от пирамидки;

Подбираем крышки к баночкам;

Играем с рамками-вкладышами без фоновых картинок;

Примеры рамок: Лабиринт, My-shop, KoroBoom

Играем в магнитную рыбалку;

Примеры рыбалок: Ozon, KoroBoom, My-shop

Играем в мозаику;

Примеры первых мозаик: Ozon, Лабиринт, My-shop

Открываем и закрываем коробочки с разными вариантами закрывания / защелкивания;

Учимся открывать закрывать замочки, щеколды и т.п.;

Пример доски с замочками (My-shop, KoroBoom) или бизиборда

Разливаем воду из чайничка по стаканчикам;

Просеиваем крупу через ситечко;

Режем овощи и фрукты;

Пример набора овощей (Ozon, My-shop, Лабиринт)

Играем в лото;

Собираем грибы / ягоды;

Одеваем кукол, накладывая одежду;

Примеры наборов для одевания кукол (Ozon, My-shop)

Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;

Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)

Чистим вареное яичко;

Учимся расстегивать липучки, молнии, откручивать и закручивать крышки от бутылок;

Примеры полезных в этом деле игрушек: 

Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)

Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)

Головной мозг и нервная система — «ключи» к познанию окружающего мира

Сейчас ни для кого не секрет, что малыш, находясь еще в утробе, реагирует на эмоциональное состояние матери и звуки, поступающие извне. Ведущая роль в этом механизме отводится головному мозгу и нервной системе, которые обеспечивают взаимодействие крохи с окружающими как внутриутробно, так и сразу после рождения. При этом головной мозг воспринимает сигналы, поступающие извне и анализирует — формируются четкие связи, оказывающие влияние на развитие малыша.

И если какая-то связь используется часто, она становится постоянной и устойчивой. Между тем, когда связь редко или совсем не применятся, шансы на сохранение у нее невелики.

К примеру, когда кроха с самого рождения слышит вокруг речь, с большей вероятностью он быстрее научится говорить. Тогда как если с ребенком ранних лет мало говорили, редко или не читали для него, скорее всего, ему трудно будет овладеть навыком речи.    

Поэтому для того, чтобы головной мозг превратился в мыслительный и эмоциональный орган, необходимо давать ему «пищу» — яркие впечатления и положительные эмоции.

Имеется три основных момента в обучении человека:

  • Зависимость от генетически обусловленных способностей и воспитания (стимулирование обучения, поощрение и забота).
  • Особенности мозга детей первых лет жизни: из любого опыта и правильного обучения они извлекают большую пользу.
  • Процесс приобретения новых знаний продолжается всю человеческую жизнь.

Однако в стремлении дать ребенку самое лучше, как и в любом другом деле, важно не переусердствовать. И самый лучший способ — наблюдать за крохой, чтобы определить его предпочтения

Поэтому окружите свое чадо заботой, родительским вниманием и лаской

При этом помните, что малыш ощущает потребность в исследовании, которое необходимо поощрять разговором, улыбкой, физическим контактом (например, поглаживанием или поцелуями), пением и так далее. Иначе кроха быстро потеряет интерес и желание познавать неизведанное.

Итак, давайте знакомить малютку с окружающим миром, полным новых ощущений и интересных занятий.

Уход за ребенком на четвертом месяце

Прогулки с малышом становятся всё длиннее, особенно в теплое время года. Летом можно гулять по 2-3 часа 2 раза в день, зимой — 1,5-2 часа 1-2 раза в день (ориентируясь по погоде).

Массаж и гимнастику желательно делать 2 раза в день (утром и вечером).

Чтобы ребенок лучше засыпал можно регулярно перед сном проводит «ритуал отхождения ко сну». Каждый день, в одно и то же время купать малыша, после купания погладить по спинки, по животику, одеть, покормить, спеть колыбельную. Можно придумать свой «ритуал» главное, чтобы малышу это приносило положительные эмоции и способствовало здоровому сну.

Многие малыши в этом возрасте начинают капризничать и плохо спать, возможно это связано с началом прорезывания зубов. Хотя, чаще всего, первые зубы появляются в 5-6 месяцев, в 4 месяца у ребенка могут начать чесаться десны, что очень беспокоит малыша. Облегчить состояние помогут специальные прорезыватели. Применение лекарственных средств возможно только после консультации с врачом.

В этом возрасте следует более тщательно следить за чистотой и состоянием ногтей ребенка, регулярно их подстригать. Так как малыш все тянет в рот, и первым делом свои руки, длинные, острые ногти могут поранить нежную слизистую оболочку полости рта.

Когда и где лучше заниматься?

Чтобы получить максимально возможную пользу от занятий, следует правильно выбрать время. Удобно проводить сеансы между кормлениями, ближе к следующему из них. По рекомендациям доктора Комаровского идеальное время – вечером перед принятием ванны. Малыш не будет отяжелен питанием, он окажется еще достаточно бодрым. Заниматься непосредственно перед сном не стоит, так как это возбуждающе действует на организм – ему будет труднее уснуть.

Сеансы зарядки и общего массажа с грудничками в 3 месяца проводят в обычной комнате. Ее следует заранее проветрить, наиболее подходящая температура 20-22 C. Грудничка кладут на удобный стол, подложив пеленку или полотенце. Малыш может быть совсем раздет или одет в очень легкую распашонку.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: чем можно заниматься с ребенком в 3 месяца?

Часто задаваемые вопросы

Когда зарастет родничок на голове?
К двум-трем месяцам малый родничок должен уже зарасти, а большой может зарасти в срок от 12 до 24 месяцев. Головка малыша пока еще выглядит непропорционально крупной по сравнению с телом.

Как развивается речь и слух у трехмесячного малыша?
Если малыш улыбается при звуках маминого голоса, пытается повторять за вами звуки, поворачивает головку в направлении голосов или музыки, это означает, что его органы слуха и речи развиваются нормально.

Помощь бабушек и дедушек
Если в семье есть и другие дети, большее внимание им на этом этапе могут уделять бабушки и дедушки. Можно попросить их сходить куда-то со старшими детьми, почитать или поиграть с ними и даже взять их к себе в гости, но не допускайте ощущения ненужности родителям у старших детей

Также можно попросить их помочь маме и папе с младенцем.

Трехмесячный ребенок не набирает вес. Что происходит?
Если ребенок на грудном вскармливании не набирает вес, возможно, у вас недостаточно молока. Это может быть следствием стресса или усталости. Проконсультируйтесь у педиатра или специалиста по грудному вскармливанию, возможно, они дадут вам совет, как сделать так, чтобы молока стало больше. У детей на искусственном вскармливании медленный набор массы может быть связан с проблемами с пищеварением или неправильной дозировкой смеси. В этом случае тоже рекомендуется обратиться к педиатру или специалисту по вскармливанию.

Какие игрушки подходят для трехмесячного ребенка?
Для развития зрения ребенка рекомендуется окружить его картинками или книжками с различными узорами, текстурами и цветами. Погремушки, яркие подвижные игрушки не только занимают малыша, но и развивают его координацию, хватательные рефлексы и зрение.

Что нужно взять с собой, выходя из дома с трехмесячным ребенком?
Возьмите с собой сменные подгузники, запасной комплект одежды (для вас обоих). Скорее всего, ребенка придется покормить на прогулке, даже если вы его покормили прямо перед выходом. Оденьте малыша по погоде: в холодное время года наденьте на него утепляющий слой, а летом не забудьте защитить его от солнца.

Развивающие занятия

Предлагаем вашему вниманию статью детского психолога, в которой рассматриваются основные и самые популярные методики раннего развития детей.

Интересная и очень информативная статья психолога, в которой подробно описываются самые первые игрушки малыша — погремушки.

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки. Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Медицинский осмотр в 4 месяца

В этом месяце маме и малышу необходимо будет посетить детскую поликлинику дважды – для ежемесячного осмотра ребенка педиатром и для введения второй вакцины против пневмококковой инфекции (при отсутствии медицинского отвода от прививок).

Педиатр, наблюдающий маленького пациента с рождения, на текущем приеме даст оценку общему состоянию здоровья, а также:

  • взвесит и измерит его рост;
  • измерит окружности головы и груди, сравнит их с общепринятыми медицинскими нормами;
  • осмотрит большой родничок;
  • проверит основные рефлексы (хватательный рефлекс, рефлекс Моро).

Также, даже при отсутствии жалоб, доктор в обязательном порядке послушает сердечко, легкие, ощупает животик. По всем вышеперечисленным параметрам специалист судит о том, здоров ли грудничок и нормально ли происходит его развитие.

К врачам узкого направления, таким как невролог, хирург, ортопед, четырехмесячным детям дается направление только при необходимости. Если же жалоб нет, ребенок растет и развивается в соответствии с нормами, то этих специалистов по плану нужно будет посетить лишь по достижению полугодовалого возраста.

Обратите внимание! На первом году жизни важно не игнорировать ежемесячные приемы педиатра, дабы не упустить и обнаружить возможные проблемы со здоровьем, которые могут проявиться со временем

Чтобы зрение было острым

Сейчас малыш уже довольно точно фокусирует взгляд на ярких предметах, может следить за быстро движущимся объектом.

Чтобы стимулировать развитие зрения, можно проводить несложные игры.

Положив малыша на животик, обратите его внимание на небольшой мячик яркого цвета. Катайте его перед глазами крохи в стороны
Он будет следить за ярким предметом взглядом.
Повесьте перед глазами малыша яркую гирлянду из игрушек, подвешенных на резинке. Он будет не только рассматривать их, но и толкать

А если ему показать, как весело они подпрыгивают, если за них дергать, кроха начнет повторять дергающие движения, тем самым развивая не только зрение, но и координацию «рука – глаз», что очень важно для правильного общего развития ребенка в этом возрасте.
Отлично развивают зрение и координацию игрушки-неваляшки. Покажите ребенку, как можно толкать неваляшку

Пока она будет раскачиваться, кроха не отведет от нее глаз, будет следить за раскачивающимися движениями, переводя зрачки из стороны в сторону, то есть тренируя глазные мышцы.

Когда нужно беспокоиться?

Дети развиваются не одинаково. То, что один ребенок освоил в 4 месяца, другой научился выполнять еще месяц назад, а третий освоит лишь через месяц. Например, некоторые дети к этому возрасту могут сами занять сидячее положение. Проявить беспокойство и показать врачу малыша стоит, если он отстает более, чем по 3 пунктам

Особое внимание следует уделить:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенок в 4 месяца: развитие и нормы

  • отсутствию гуления и лепета, двигательной активности (или она минимальна);
  • тому факту, что ребенок не держит голову;
  • отсутствию реакции на звуковые раздражители (мамин голос, звук собственного имени, музыку);
  • отсутствию реакции на появление близких людей, в первую очередь родителей;
  • отсутствию интереса к игрушкам;
  • тому, что крошка не переворачивается (во всяком случае, не пытается);
  • тому, что он не способен осмысленно улыбаться и не реагирует на улыбку взрослого.

Если бдительные родители замечают у своего ребенка все перечисленные отклонения или большую их часть, это означает, что в развитии младенца не все ладно. Существующие проблемы достаточно серьезны, для их выяснения нужно обратиться к педиатру, который даст квалифицированный совет – как именно и какую сферу развивать, поможет выяснить истоки проблемы. В случае необходимости может быть назначено медикаментозное лечение.

Занятия в 4-5 месяцев

Зарядка и укрепляющий массаж в 4 месяца дают возможность ребенку равномерно развивать мышцы, учиться ощущать свое тело и управлять им. Малыши такого возраста уже могут опираться на ножки при поддержке под мышки, они с удовольствием начинают подпрыгивать. На пятом месяце детки уже опираются на ладошки, когда лежат на животике – это позволяет им наблюдать за окружающим миром и получать больше информации. Они уже сами начинают переворачиваться на бок, потом на животик (см. также: видео о том, как научить ребенка переворачиваться с живота на спину).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: массаж ребенку в 6 месяцев – новые элементы и видео-инструкции

https://youtube.com/watch?v=NttFBfhapfM

Примерный план занятия

  • массаж рук;
  • «кучер»;
  • массаж ног;
  • «бокс»;
  • разведение и сведение ног;
  • массаж живота (подробнее в статье: массаж живота новорожденному в домашних условиях);
  • присаживание за ручки;
  • переворот на животик;
  • массаж спины и ягодичек;
  • «плавание»;
  • ползание на животике;
  • круги руками;
  • сгибание и разгибание ног.

Занятия помогают детям развиваться и расти здоровыми. Взрослые в это время общаются с ними, учат их различным движениям.

Новые движения

Разведение и сведение ног малыша производится в положении лежа на спине. Ноги ребенка согнуты в коленях и бедрах. Взрослый их придерживает за голени. Ножки разводятся в стороны, а затем сводятся вместе. Выполняется 4-6 раз.

Присаживание за ручки полезно для мышц шеи и пресса

Его нужно выполнять осторожно, чтобы малыш при опускании не ударялся затылком. Сажать ребенка в таком возрасте еще не стоит, поэтому только приподнимаем его за ручки и мягко опускаем обратно на стол

Опуская, укладываем его не на спинку, а на бочок, попеременно на левый и правый.

Для стимулирования ползания ребенка укладывают на живот. Взрослый обхватывает ступни малыша, сгибает и разгибает его ножки, имитируя движения ног лягушки. Когда вы сделали несколько повторений, нужно оставить ноги согнутыми и дать возможность малышу оттолкнуться самостоятельно. Чтобы ему было интересней, положите недалеко впереди яркую игрушку. Когда ему удастся оттолкнуться, он немного продвинется вперед, после чего снова согните ножки и дайте возможность самому оттолкнуться.

Еще одно новое движение «круги руками». Ребенок лежит на спине, держится ручками за большие пальцы взрослого. Взрослый выполняет круговые движения руками ребенка: сначала в стороны, затем к голове и потом вперед и вниз. Движения выполняются плавно, спокойно. Делается два круга в одну сторону, затем два круга в другую сторону. Упражнение подходит только тем детишкам, которые уже усвоили «бокс» и «кучер».

Помните, что дети постоянно растут и развиваются – это значит, что им необходимо регулярно увеличивать нагрузку. Если очевидно, что некоторые упражнения малышу еще не по силам, не стоит форсировать события. Скорее всего, через некоторое время малыш освоит все движения.

https://youtube.com/watch?v=m0eIeDLGdoU

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие в пять месяцев:

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

Уход за 4 месячным ребенком

Нужно завести правило умывать каждое утро личико, а глаза крошки протирать смоченными тёплой водой тампонами. Уши и нос младенца удобно чистить специальными ватными жгутиками. Поскольку крошки становятся намного активней, им следует аккуратно срезать ноготки, чтобы они ими не поранились. Ванные процедуры никто не отменял. Продолжайте ежедневные умывания, подмывания, купания.

Появившиеся волосы также требуют тщательного ухода, поэтому мыть их необходимо регулярно. Казалось бы в месячном возрасте можно обойтись сменой подгузников и подмыванием, но подобное мнение грубая ошибка, ухаживать необходимо за всем телом малыша включая головку с волосами.

Сложности в проведении занятий для малыша в 4 месяца

Многие мамы считают, что пока ребенок не сидит, с ним рано заниматься развитием речи и других навыков. На самом деле это не совсем правильный подход, в 4 месяца малышам нужно нечто большее, чем обычный легкий массаж и зарядка

В этом возрасте необходимо уделить внимание развитию тактильных ощущений и укреплению позвоночника

Кроха в этом возрасте уже отлично держит голову и поднимается на предплечья, поэтому часть развивающих уроков можно провести в положении лежа на животе. Доктор Комаровский отмечает, что к четырем месяцам жизни ребенок бодрствует достаточно длительное время. Это действительно так. Хорошо развитый малыш к этому возрасту может провести без сна около двух-трех часов, и в это время с ним необходимо играть и проводить занятия, направленные на закрепление различных навыков

В этот период малыш начинает активно познавать мир, и важно помочь ему в этом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector