Чистоговорки
Содержание:
- Примеры
- Чистоговорки на букву П
- Скороговорки на букву Ж
- Скороговорки на звуки Р, Л, РЬ, ЛЬ
- Картотека чистоговорок для детей — для развития речи
- Чистоговорки для детей: простые звуки
- Короткие скороговорки для детей
- Скороговорки для детей младшей группы
- Игры для закрепления в произношении изолированных звуков
- Чистоговорки для малышей
- Скороговорки с шипящими звуками
- Что представляет собой скороговорка
- Чистоговорки на п
- Чистоговорки на звук ж
- Чистоговорки на звук рь
- Фольклор для речи
- Обучение 2−3-летних детей
- Чистоговорки на д
- Автоматизация мягкого звука “Р”
Примеры
Сначала с ребенком начинают осваивать чистоговорки для детей от 2 до 3 лет с несложными звуками, которые повторить легче всего, например, «к, с, м, н, л».
Ку-ку-ку, ку-ку-ку – Села кошка на муку.
На-на-на, на-на-на – Стала белая она.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка – Хочет кошка молока.
Су-су-су, су-су-су – Не боится волк лису.
Са-са-са, са-са-са – Очень хитрая лиса.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – Наша Маша весела.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – Маше дали пастилу.
Ма-ма-ма, ма-ма-ма – Принесла снежок зима
Не-не-не, не-не-не – Снег белеет на окне.
Можно повторять чистоговорки для детей 3-4 лет дома, по дороге в садик или в магазин. Их сможет повторить самостоятельно трехлетний малыш. Не требуйте сразу четкого произношения. Пусть ребенок отчетливо произносит первые слоги. Хорошее произношение появится со временем. Дети подготовительной группы хорошо справляются с подобными заданиями.
Чистоговорки со сложными звуками можно осваивать, когда ребенок 3 лет научится повторять легкие, и поймет, как это делать. Шипящие звуки и «р» особенно трудно даются не только самым маленьким детям, но и ребятам постарше. Попробуйте повторять вместе с малышом чистоговорки на «ч, ц, ш, р».
Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Наша Катя умница.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу – Ходит Катя по крыльцу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча – Таня вызвала врача.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Не хочу идти к врачу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша – Где игрушки малыша.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши – Тут играют малыши.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Говорили три бобра.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру – Домик строили бобру.
Можно на все буквы проговаривать чистоговорки, найдя их на просторах интернета и выучив или придумав забавные строчки самостоятельно по ситуации. При желании можно разбить их по лексическим темам. Также можно играть с ребенком 2 лет в рифмы, предлагая продолжить начатую строчку про фрукты, животных или природу складно в рифму и по смыслу.
Чистоговорки на букву П
Ап-ап-ап — раздается храп. Ип-ип-ип — где-то слышен хрип. Оп-оп-оп — очень толстый поп. Оп-оп-оп — нажимаем стоп. По-по-по — наш трамвай идет в депо. Уп-уп-уп — ешьте, дети, суп. Яп-яп-яп — не делай все тяп-ляп.
— П! – мы губы сложим вместе. — П! – мы выдохнем порезче! — П, П, П! – пыхтим мы глухо, Нету голоса у звука!
– П, П, П! – пускает пар Полный чая самовар. Каша на плите пыхтит, Из-под крышки пар летит. Паровоз пары пускает, Путь по рельсам пробегая. Плавно по реке плывет, Паром пышет пароход…
Наша острая пила – Не пила, а пела. Не пила, не ела, Ни разу не присела. Звонко пела, как могла, Развеселая пила.
Петуха спросили дети: – Почему зовут вас Петей? Так ответил Петя детям: – Хорошо умею петь я.
Скороговорки на букву Ж
- Жук жужжит над абажуром,Жужжит жужелица,Жужжит, кружится.
- Встретил в чаще еж ежа,— Как погода, еж?— Свежа.И пошли домой, дрожа,Сгорьбясь, съежась, два ежа.
- Ёж, ёж, где живешь?Ёж, ёж, что несешь?
- Лежит ежик у елки, у ежа иголки,А внизу, похожие на маленьких ежат,Шишки прошлогодние на траве лежат.
- Испугались медвежонкаЁж с ежихой и с ежонком,Стриж с стрижихой и стрижонком.
- В живом уголке жили ежи да ужи.
- С мышами во ржи подружились ежи.Ушли в камыши — и во ржи не души.
- У ежа — ежата, у ужа — ужата.
- Слишком много ножек у сороконожек.
- Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.
- У ежа — ежата, у ужа — ужата.Ужата — у ужа, ежата — у ежа.
- Жужжит жужелица, жужжит и кружится.
- Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
- Жужелица жужжа ужалила ужа.Ужалила ужа жужелица жужжа.
- Жаба в лужице сидела,Жадно на жука глядела.Жук жужжал, жужжал, жужжалИ на ужин к ней попал.
- Хорош пирожок — внутри творожок.
- Ужа ужалила ужица,Ужу с ужицей не ужиться.
- На крыше у Шуры жил журавль Жура.Жил журавль Жура на крыше у Шуры.
Скороговорки на звуки Р, Л, РЬ, ЛЬ
- Толкал лапой Полкан палку.Полкан палку толкал лапой.
- Мама Милу мыла с мылом.Мила мыло не любила.
- У елки иголки колки.Иголки колки у елки.
- В зимний холод всякий молод.Всякий молод в зимний холод.
- Наш полкан попал в капкан.
- Кот молоко лакал,А Витя булку в молоко макал.
- Дятел дуб долбил, да не додолбил.
- Котик ниток клубок укатил в уголок.Укатил в уголок котик ниток клубок.
- Вы малину мыли ли?Мыли, но не мылили.
- Топали да топали, дотопали до тополя,До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
- Коля колья колет.Поля поле полет.
- Поле-то не полото, поле-то не полито.Надо полю-то попить, надо поле-то полить.
- Прохор и Пахом едут верхом.Едут верхом Прохор и Пахом.
- Идут бобры в сыры боры.Бобры добры, бобры бодры.
Картотека чистоговорок для детей — для развития речи
Картотека чистоговорок для детей — для развития речи
Картотека чистоговорок для детей — для развития речи:
- СУ – СУ – СУ — погуляем мы в лесу
- СУ – СУ – СУ — воздух свеженький в лесу
- АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать
- АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу мы будем отдыхать
- АТЬ – АТЬ – АТЬ — лес нам надо охранять
- РЕВЬЯ – РЕВЬЯ – РЕВЬЯ — высокие деревья
- ОЩА-ОЩА-ОЩА- березовая роща
- РЕЗА – РЕЗА – РЕЗА — белая береза
- ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у березы
- ОЛ-ОЛ-ОЛ — у березы белый ствол
- ХА – ХА – ХА — ветвистая ольха
- ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА — изогнутая елка
- СИНА – СИНА – СИНА — вот дрожит осина
- СИНА-СИНА-СИНА — дрожащая осина
- НА-НА-НА — высокая сосна
- СНА-СНА-СНА — пахучая сосна
- СНЫ – СНЫ – СНЫ – побеги у сосны
- НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны
- БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы
- ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – на дубе много желудей
- ХА – ХА – ХА — тонкая ольха
- РЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сирень
- УСТ – УСТ – УСТ – боярышника куст
- ИН – ИН – ИН – маленький жасмин
- СИНА – СИНА – СИНА — дрожащая осина
- СНА – СНА – СНА — пахучая сосна
- ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА — колюченькая елка
- БЫ – БЫ – БЫ — коренастые дубы
- ЛЕНЫ – ЛЕНЫ- ЛЕНЫ – подрастают клены
- ИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябина
- ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – высоки все тополя
- ТВА – ТВА – ТВА — мягкая листва
- ПАДА – ПАДА – ПАДА – осень время листопада
- АТЬ – АТЬ – АТЬ — будем листья собирать
- АЗУ – АЗУ – АЗУ — лист поставим в вазу
- РЕЗЫ – РЕЗЫ – РЕЗЫ — этот лист с березы
- АНА – АНА – АНА – листики каштана
- ШУ – ШУ – ШУ — листик с клена засушу
- ВЫ – ВЫ – ВЫ — все деревья без листвы
- ВЕР – ВЕР – ВЕР — из листиков ковер
- РА – РА – РА – на стволе кора
- ОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев корни
- ИКА – ИКА – ИКА — поспевает голубика
- ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ — аромат малины
- ИКУ – ИКУ – ИКУ — ищем костянику
- ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику
- ИКУ – ИКУ – ИКУ — собираем землянику
- ПЯТА – ПЯТА – ПЯТА — на пеньке опята
- ГИ – ГИ – ГИ – ты природу береги
- ВИК – ВИК – ВИК — вырос боровик
- ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА — мокрые маслята
- БЫ – БЫ – БЫ — белые грибы
- ОЙ – ОЙ – ОЙ — грибочек под сосной
- ОР – ОР – ОР — конопатый мухомор
- АНКА – АНКА – АНКА — бледная поганка
- ОР – ОР – ОР — ядовитый мухомор
- ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ — по лесу рыщут волки
- ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА — голодные волчата
- ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ — убежали волки
- РА – РА – РА — для волчат нора
- СА – СА – СА — рыжая лиса
- ТЫ – ТЫ – ТЫ — хвост пушистый у лисы
- СУ – СУ – СУ — не боимся мы лису
- СЕ – СЕ – СЕ — кушать хочется лисе
- ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ — косолапые медведи
- ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ — вот идет медведь
- ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — смешные медвежата
- ЖАТА-ЖАТА-ЖАТА — играют медвежата
- БЫ – БЫ – БЫ – медвежонок ест грибы
- АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ — трусоватый заяц
- ЧАТА – ЧАТА — ЧАТА — глазастые зайчата
- ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА — трусливые зайчата
- СУ – СУ – СУ — белочка живет в лесу
- РЕХ – РЕХ — РЕХ — бельчонок грызет орех
- ЛО – ЛО – ЛО — у белки теплое дупло
- ЖИ – ЖИ – ЖИ — в траве бегают ежи
- ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — засыпают все ежата
- ЖИ – ЖИ — ЖИ — колючие ежи
- ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — ищут гриб ежата
- ЖУ – ЖУ – ЖУ — молока дадим ежу
- ЖАТ – ЖАТ – ЖАТ – ежиха ищет ежат
- ОСИ – ОСИ — ОСИ — по лесу бродят лоси
- ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный лось
- ОЛЬ – ОЛЬ — ОЛЬ — лоси любят соль
- СЯТА – СЯТА — СЯТА — длинноногие лосята
- ГА – ГА — ГА — у лося есть рога
- ЛЕНИ – ЛЕНИ — ЛЕНИ — гордые олени
- ГА – ГА – ГА – у оленя большие рога
- НЯТА – НЯТА – НЯТА — убегают оленята
- ВУ – ВУ – ВУ – зубры жуют траву
- СЯТА – СЯТА – СЯТА – смелые рысята
- РЫ – РЫ – РЫ – трудятся бобры
- РОВ – РОВ – РОВ – хатка для бобров
- РЯТА – РЯТА – РЯТА – мокрые бобрята
- УЛИ – УЛИ – УЛИ – грациозные косули
- УЛИ – УЛИ – УЛИ – пятнистые косули
- ШАТА – ШАТА – ШАТА – серые мышата
- СЫ – СЫ – СЫ – мышонок боится лисы
Чистоговорки для детей: простые звуки
Некоторые малыши не могут произносить такие буквы, как Л, Н, Т. С них и надо начинать. Пока ребёнок не научится говорить простые звуки, не сможет произносить и более сложные. Чистоговорки для детей в детском саду учатся как коллективно, так и индивидуально.
Всё зависит от ребёнка, от того, как он усваивает материал. Первая чистоговорка учит не только произносить звуки, но и делиться с друзьями.
1. Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашёл,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – и он морковку другу дал.
2. Ан-ан-ан – мы стучим в барабан,
Ян-ян-ян – принесли нам баян,
На-на-на – музыка написана,
Та-та-та – она играет тра-та-та.
3. То-то-то – скоро наступит лето,
Ти-ти-ти – весело гуляют дети,
Ту-ту-ту – мы возьмём монету,
Ту-ту-ту – купим большую конфету.
Короткие скороговорки для детей
- Перепёлка перепелят прятала от ребят.
- Добры бобры идут в боры.
- Звёздный змей звенел зубами: «З-з-з».
- Сидели, свистели семь свиристелей.
- На лозе оса, в лозе коза.
- Связку сушек сушил Саша на суше.
- Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Говорит попугай попугаю: «Я тебя попугаю».
- Через рвы, через горбочки шли мы в лес по грибочки.
- Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
- Пыхтит, как пышка, пухлый мишка.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу.
- У ежа в гостях ужата, у ежа в гостях ежата,
- Учит бегать ёж ужат, учит ползать уж ежат.
- На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
- У бобра шапка добра, а у бобрят богаче наряд.
- Дали Клаше каши с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.
- С одной сорокой одна морока, а сорок сорок – сорок морок.
- Дарья дарит Дине дыни.
- Карп Карлыч у Карла Карпыча карпа купил.
- Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
- Три сороки-тараторки тараторили на горке.
- Жужжит над жимолостью жук, тяжёлый на жуке кожух.
Скороговорки для детей младшей группы
Занятия с малышами должны проходить весело и непринудительно. Если ребёнок не хочет учиться, не заставляйте. Ведь тогда у него пропадёт желание заниматься. Скороговорки – это отличная игра, которая ещё больше помогает развивать речь ребёнка
Важно, чтобы у малыша был развит фонематический слух
1. Са-са-са – вот летит к нам оса, на спине у осы много чёрной полосы.
2. У Тани, Сани и Ани есть клетка с большими пауками.
3. Саша и Маша гуляют с Дашей. К ним пришла ещё Наташа. Они гуляют во дворе нашем.
4. Зайка прыгал на лужайке, он гулял и скакал, и кузнечика поймал.
5. Ох, какие красивые бараны играют на большом и ярком барабане.
6. Милые рыжие лисички взяли у мамы спички. Пошли лисички на опушку, чуть не подпалили на дереве верхушку.
7. На большой лесенке Катя пела песенку.
8. Наша Маша ела кашу, угостила Мишу, Сашу. Съели дети много каши.
9. Ежу на ужин нужны ужи.
Вышеперечисленные скороговорки помогут справиться с труднопроизносимыми звуками
Для этого старайтесь как можно чаще уделять внимание развитию речи. Если вы будете регулярно заниматься с детьми, тогда есть все шансы научить их быстро и правильно говорить
Игры для закрепления в произношении изолированных звуков
На этапе появления звука очень важно закрепить его правильное произнесение, для чего ребенку можно предложить побыть комариком, пчелкой, лягушкой, мышонком и показать, как поет комарик (з-з-з-з), пчелка (ж-ж-ж-ж) и т.д. Игра «Комарики»
Игра «Комарики»
Цель: автоматизация изолированного звука з.
Ход игры. Дети, которых выбрали «комариками», «летают» и произносят длительно звук з-з-з-з, стараясь догнать других детей и укусить их. Тот, кого «комарик» укусил, сам становится «комариком» и начинает петь песенку комара и догонять других детей.
Игра «Свисток»
Цель: автоматизация изолированного звука с.
Ход игры. Взрослый предлагает ребенку изобразить, как свистит свисток: длительно и громко произносить звук с-с-с-с.
Чистоговорки для малышей
***
Лы-Лу-Ла Лы-лы-лы – забивали мы голы, Лу-лу-лу – возле окон на полу, Ла-ла-ла – не заметили стекла. Лу-лу-лу – мы не били по стеклу, Ла-ла-ла – только нет в окне стекла.
***
Ба-Бо-Бы Ба-ба-ба – бежит кабан. Ба-ба-ба – во дворе изба Ба-ба-ба – на крыше труба. Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. Бе-бе-бе – кот сидит на трубе. Бе-бе-бе, бе-бе-бе – потрубил я на трубе. Би-би-би – сидят под крышей голуби. Бо-бо-бо – большой забор. Бу-бу-бу – взяли мы трубу. Бу-бу-бу – папа смотрит в трубу. Бу-бу-бу – сидит муха на лбу. Бу-бу-бу, бу-бу-бу – ты и мне купи трубу! Бу-бы-ба – из окна торчит труба. Бы-бы-бы – в лесу грибы. Бы-бы-бы – за двором дубы. Бы-бы-бы – иду в лес я по грибы. Бы-бы-бы – на пеньке грибы. Бы-бы-бы-бы – в лесу растут грибы. Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.
***
Да-Де-Ди Да-да-да – буду строить города. Да-да-да – в колодце вода. Да-да-да – горяча вода. Да-да-да – пойду сюда. Да-да-да – у меня вода. Да-да-да, да-да-да – не ходи, малыш, туда! Да-да-да, да-да-да – Ой! Холодная вода! Де-де-де – ведра мои где? Де-де-де – птенцы в гнезде. Де-де-де – я не знаю где. Де-де-де, де-де-де – вот беда! Малыш, ты где? Де-де-де, де-де-де – ботинки все в воде! Ди-ди-ди – птенцов не буди. Ди-ди-ди – спокойно посиди. Ди-ди-ди, ди-ди-ди – ты ж одетый, не ходи! Ди-ди-ди, ди-ди-ди – ты в ботинках, не ходи! До-до-до – над колодцем гнездо. До-до-до – там на дереве гнездо. Ду-до-да – гудят провода. Ду-ду-ду – в зоопарк иду. Ду-ду-ду – ведра я найду. Ду-ду-ду – домой пойду. Ду-ду-ду – за водой пойду. Ду-ду-ду – спать я не пойду. Ду-ду-ду – я по лугу иду. Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду. Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду. Ду-ду-ду, ду-ду-ду – все равно туда пойду. Ду-ду-ду, ду-ду-ду – дети бегают в саду. Ду-ду-ду – рыбу я найду в пруду. Ды-ды-ды – на снегу следы. Ды-ды-ды – нет воды. Ды-ды-ды – попей воды. Ды-ды-ды, ды-ды-ды – быстро выйди из воды!
***
Зе-Зи-Зя Зе-зе-зе – Зоя едет на Козе. Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе. Зе-зе-зе – травку дали мы козе. Зи-зи-зи – нас теперь домой вези! Зи-зи-зи – резину привези. Зи-зи-зи, зи-зи-зи – обезьянку привези! Зи-зи-зи, зи-зи-зи – раз нельзя, так не вези. Зя-зя-зя – без козы домой нельзя. Зя-зя-зя – мы видели язя. Зя-зя-зя, зя-зя-зя – обезьянам здесь нельзя.
***
Ал-Ил-Ол Ал-ал-ал – мяч в ворота не попал. Ал-ал-ал – сказку дедушка читал. Ал-ал-ал – темный подвал. Алка-алка – у Володи палка. Ил-ил-ил – в барабан я бил. Ил-ил-ил – я полы помыл. Илка-илка – у Володи вилка. Ла-ла-ла – Маша папе помогла. Ла-ла-ла – видишь, кружится юла? Ла-ла-ла – лопата и пила. Ла-ла-ла – мама клещи принесла. Ла-ла-ла – Маша в доме убрала. Ла-ла-ла – наша Маша весела. Ла-ла-ла – не забьете мне гола. Ла-ла-ла – отвесная скала. Ла-ла-ла – я малинник нашла. Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло. Ло-ло-ло – стало в комнате светло. Ло-ло-ло – у меня весло. Лу-лу-лу – дочка принесла пилу. Лу-лу-лу – заведу юлу. Лу-лу-лу – купили пилу. Лу-лу-лу – обойдем скалу. Лу-лу-лу – папа насорил в углу. Лу-лу-лу, наточил Тарас пилу. Лы-лы-лы – в доме новые котлы. Лы-лы-лы – Маша вымыла полы. Лы-лы-лы – сели слева от скалы. Олка-олка – у Володи иголка. Ол-ол-ол – вымыли пол. Ол-ол-ол – с папой я смотрю футбол. Улка-улка – у Володи булка. Ул-ул-ул – ветерок подул. Ул-ул-ул – зимний лес уснул. Ул-ул-ул – папа чинит старый стул.
Скороговорки с шипящими звуками
Скороговорка на букву Ч
- У четырех черепашек четыре черепашонка.
- Четыре чертенка
- Четыре черненьких, чумазеньких чертенкаЧертили черными чернилами чертеж.
Скороговорка на букву Ш
- На опушке в избушкеЖивут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
- Сшила Саша Сашке шапку,Сашка шапкой шишку сшиб.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- В шалаше шуршит шелкамиЖёлтый дервиш из АлжираИ, жонглируя ножами,Штуку кушает инжира.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон!
Скороговорки на буквы Щ и С
- Два щенка, щека к щеке,
- Щиплют щетку в уголке.
- Щуку я тащу, тащу,Щуку я не упущу.
- Волки рыщут, пищу ищут.
- Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.
- У осы не усищи, а усики.
- У гуся усов ищи не ищи — не сыщешь.
- Мама, нас ты не ищи,Щиплем щавель мы на щи.
- В роще щебечут стрижи,Чечетки, щеглы и чижи.
- Чащи чаще в нашей пуще.В нашей пуще чащи гуще.
- Щебетал щегол и щелкал,Раздувал, как шарик, щеки.Из пруда глядела щука,Удивлялась, что за штука.
Что представляет собой скороговорка
Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.
Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.
Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.
Чистоговорки на п
Ап-ап-ап — раздается храп.
Ап-ап-ап — часто слышу ночью храп.
Ип-ип-ип — где-то слышен хрип.
Ип-ип-ип — где-то скрипка: «Скрип» да «Скрип».
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Оп-оп-оп — нажимаем стоп.
Оп-оп-оп — очень вкусный был сироп
Оп-оп-оп — очень толстый поп.
Оп-оп-оп — землю роет землекоп.
Па-па-па – нам нужна крупа.
Пе-пе-пе – мошки завелись в крупе.
Пи-пи-пи – пирожок купи.
По-по-по – есть крупа в «Сельпо».
По-по-по — наш трамвай идет в депо.
По-по-по – песню пой.
Пу-пу-пу – летит пух.
Пы-пы-пы – в доме нет крупы.
Пы-пы-пы — варю кашу из крупы.
Пы-пы-пы – вытри пыль.
Уп-уп-уп — варю вкусный суп.
Уп-уп-уп — ешьте, дети, суп.
Яп-яп-яп — не делай все тяп-ляп.
Чистоговорки на звук ж
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жа-жа-жа – залетели два чижа.
Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жа-жа-жа – папа мне принес ежа.
Жа-жа-жа – поймали мы ежа.
Жа-жа-жа – принесли домой ежа.
Жа-жа-жа — убежали два ежа.
Жа-жа-жа – утром выпустим ежа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа — еж уходит от ужа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа — испугались мы моржа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа — тут ежата у ежа.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа — надо мной два этажа.
Жа-жа-жа-жа — есть иголки у ежа.
Же-же-же – дождь прошел уже.
Же-же-же – приползли ужи к меже.
Же-же-же – хочет ежик есть уже.
Же-же-же, же-же-же — на каком я этаже?
Же-же-же, же-же-же — сидят птички на морже.
Же-же-же-же — это песня о еже.
Жи – жи — жи – здесь живут ежи.
Жи – жи — жи – фокус покажи.
Жи-жи-жи – еж, животик покажи!
Жи-жи-жи – нас услышали ужи.
Жи-жи-жи — под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи — в нашем доме этажи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи — мне ужаток покажи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи — очень мирные моржи.
Жим-жим-жим – соблюдаем мы режим
Жо-жо-жо – стало осенью свежо.
Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».
Жок — жок – подарили мне флажок.
Жок — жок – я держу в руке флажок.
Жу-жу-жу — ежу кофточку вяжу.
Жу-жу-жу – может холодно ежу?
Жу-жу-жу — молока дадим ежу.
Жу-жу-жу – молоко дали ежу.
Жу-жу-жу – на траве лежу.
Жу-жу-жу – помогу ежу.
Жу-жу-жу – спать ежа я уложу.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу — в зоопарк пришли к моржу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу — как-то уж пришел к ежу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу — рыбку бросили моржу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу — я с ужами не дружу.
Жу-жу-жу-жу — нитки не нужны ежу.
Чистоговорки на звук рь
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
Арь-арь-арь – у меня букварь.
Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.
Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.
Орь-орь-орь – у Серёжи корь.
Ре-ре-ре – встану на заре.
Ре-ре-ре — игры во дворе.
Ре-ре-ре – лето на дворе.
Ре-ре-ре – метем усердно во дворе.
Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Ре-ре-ре – стоит домик на горе.
Ри-ри-ри – воды, Петя, набери.
Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри – двор уберем – раз-два-три.
Ри-ри-ри – на ветках снегири.
Ри-ри-ри — на мартышек посмотри.
Ри-ри-ри — на меня ты посмотри.
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ри-ри-ри — ты на небо посмотри.
Ри-ри-ри — чисто говори.
Рю-рю-рю – ведро детям подарю.
Рю-рю-рю — на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Рю-рю-рю — рисую я зарю.
Рю-рю-рю — тебе песенку дарю.
Ря-ря-ря — алая заря.
Ря-ря-ря – синие моря.
Фольклор для речи
Чистоговорки и скороговорки относят к малому народному творчеству также как загадки, считалки, пословицы и поговорки, колыбельные песни. Складываясь из отдельных звуков в правильные слова, человеческая речь обретает смысл
Четкое произношение важно для правильности понимания отдельных слов и целых предложений. Развитием правильной речи необходимо заниматься с малых лет
Иногда 3-4-летние дети не понимают, что их речь звучит неправильно. Они еще не научились слышать себя.
Развивая у малыша фонематический слух можно добиться значительного улучшения произношения отдельных звуков.
Объясняя ребенку, что слово состоит из отдельных звуков (гласных и согласных), родители могут играть с ребенком в произношения различных слов. Игры для дошкольников рассчитаны на то, чтобы малыш научился слушать и различать звуки речи.
Это могут быть игры, в которых требуется описать картинку, придумать слова с похожими окончаниями, придумать похожие по звучанию, но разные по значению слова и т.
д. Чистоговорки в картинках и скороговорки в стихах тоже способствуют развитию фонематического слуха. С их помощью ребенок учится произносить трудные звуки четко.
Обучение 2−3-летних детей
Выбирая чистоговорки для детей 2−3-летнего возраста, желательно обращать внимание на смешные тексты или с хорошо понятным смыслом. Необходимо каждую группу звуков прорабатывать отдельно, особое внимание уделяя шипящим и свистящим
Отработку этих звуков можно начать с игры «Комарик и пчела».
Ребенок должен как можно чище воспроизводить звук соответствующего насекомого. Кстати, это развлечение можно приспособить и для группы детей: выбирают одного «комарика», который со звуком з-з-з-з «летает» вокруг других детей и пытается укусить кого-то из них. Кого покусали, становиться «комариком» сам. Отличный вариант, если в семье не один ребенок.
Есть прекрасные детские книжки, где чистоговорка подкрепляется визуально (картинкой) или даже тактильно. Занятия с развивающими книжками и карточками эффективно помогают с речью, а также с осваиванием чтения и счета.
И конечно, красочной книжкой малыша заинтересовать намного проще, чем повторением каких-либо фраз
В этом возрасте рекомендуется прорабатывать различные звуки отдельно, особенное внимание уделяя сложным свистящим, шипящим и рычащим. Впрочем, не стоит забывать про гласные: от их правильного произношения во многом зависит выразительность речи
Несколько примеров чистоговорок для маленьких на звук И:
- И-и-и-ротик к ушкам растяни;
- И-и-и-в свой рожок труби;
- И-и-и-песенку тяни.
И вот такие чистоговорки про животных:
- вымыли мышки миски для мишки;
- на склоне холма медведь слопал слона.
https://youtube.com/watch?v=Pr0Bn8kuCKk
Чистоговорки на д
Да-да-да — буду строить города.
Да-да-да – в колодце вода.
Да-да-да — горяча вода.
Да-да-да – пойду сюда.
Да-да-да — у меня вода.
Да-да-да, да-да-да — не ходи, малыш, туда!
Да-да-да, да-да-да — Ой! Холодная вода!
Де-де-де – ведра мои где?
Де-де-де – птенцы в гнезде.
Де-де-де – я не знаю где.
Де-де-де, де-де-де — вот беда! Малыш, ты где?
Де-де-де, де-де-де — ботинки все в воде!
Ди-ди-ди – птенцов не буди.
Ди-ди-ди – спокойно посиди.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи!
Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты в ботинках, не ходи!
До-до-до – над колодцем гнездо.
До-до-до — там на дереве гнездо.
Ду-до-да – гудят провода.
Ду-ду-ду — в зоопарк иду.
Ду-ду-ду – ведра я найду.
Ду-ду-ду – домой пойду.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
Ду-ду-ду – спать я не пойду.
Ду-ду-ду — я по лугу иду.
Ду-ду-ду — я рыбачу на пруду.
Ду-ду-ду — я рыбачу на пруду.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
Ду-ду-ду — рыбу я найду в пруду.
Ды-ды-ды — на снегу следы.
Ды-ды-ды — нет воды.
Ды-ды-ды – попей воды.
Ды-ды-ды, ды-ды-ды — быстро выйди из воды!
Автоматизация мягкого звука “Р”
Ря-ря-ря – мы поедем за моря.Ри-ри-ри – горели фонари.Рю-рю-рю – я вам правду говорю.Ре-ре-ре – мы проснулись на заре.Ря-ря-ря – мы работали не зря.Рю-рю-рю – репу я варю.Ря-ря-ря – реки и моря.Ре-ре-ре – терем на горе.Арь-арь-арь – под рябиною глухарь.Орь-орь-орь – на хоря напала хворь.урь-урь-урь – брови Варенька не хмурь.Ирь-ирь-ирь – широка земля Сибирь.Эрь-эрь-эрь – на картине страшный зверь.Арь-арь-арь – в речке плавает пескарь.Эрь-эрь-эрь – посмотри какая дверь.Урь-урь-урь – в январе не мало бурь.Арь-арь-арь – Рита ест сухарь.Орь-орь-орь – у Бориса корь.Ирь-ирь-ирь – на снегу снегирь.Рюм-рюм-рюм – опускаюсь в трюм.Рех-рех-рех – грецкий ем орех.Рёк-рёк-рёк – слышу твой упрек.Рес-рес-рес – на коре надрез.Рят-рят-рят – сяду в третий ряд.Рём-рём-рём – кот играет с фонарём.
ЗАРЯРя-ря-ря – поднялась заря.Ре-ре-ре – встану на заре.Рю-рю-рю – все окна отварю.Ри-ра-ри – солнышко дари.Ре-ре-ре – свет свой на заре.
ХОРЬРя-ря-ря – мы нашли в норе хоря.Ерь-ерь-ерь – хорь упрямый зверь.Орь-орь-орь – выходи к нам хорь.Арь-арь-арь – дадим тебе сухарь.Орь-орь-орь – не выходит хорь.Рём-рём-рём – еще встретимся с хорем.
ФОНАРЬАрь-арь-арь – на столе стоит фонарь.Рём-рём-рём – кот играет с фонарём.Арь -арь-арь – со стола свалил фонарь.Арь-арь-арь – разбитый на полу фонарь.Рей-рей-рей – подмети полы скорей.
ХОРЬОрь-ор-орь – в норе сердитый хорь.Урь-урь-урь – хорь, глаза свои зажмурь.Арь-арь-арь – мы дадим тебе сухарь.Орь-орь-орь – сгрыз сухарь сердитый хорь.Ря-ря-ря – вот и нету сухаря.Ре-ре-ре – добрый хорь сидит в норе.Ря-ря-ря – у меня нет букваря.Арь-арь-арь подари мне, хорь букварь!
Тридцать три старушки в рядТараторят, тарахтят.
Боря Ире даст ириску,Ира Боре – барбариску.
Варя варит, Боря жарит,Рита песенки поет.
Тренируются терьерыПерепрыгивать барьеры.Через разные преградыВсе терьеры прыгать рады.
Варит повар макароныДля сестры своей МатреныИ для братика СережиМакароны варит тоже.
Во дворе, на тротуаре,Три подружки рисовали.Замерла ворона: “Кар!Разрисован тротуар!”
Предложили кобреПоиграть на домре.Кобра поиграла И добрее стала.
Кряква крякает: “Кря-кря!”Кряква крякает не зря.Рядом с кряквой ряска есть.Приплывайте ряску есть.
За забором БорисПосадил барбарис.Кустик барбарисаПерерос Бориса.