История

Активный отдых

ЦПКиО им. С.М. Кирова идеально подходит для активного отдыха в любое время года: специальные волейбольные площадки, роллердром и оборудованные роликовые дорожки – летом, зимой — два катка (естественный и искусственный) и  лыжная трасса. На территории парка круглый год работают базы проката спортивного  инвентаря, где все желающие могут взять коньки, лыжи, финские сани, плавательные средства, ролики, велосипеды. Скользящие по прудам лодки и катамараны стали своеобразным символом летнего ЦПКиО.

Зимой на Большой площади заливается Открытый каток с большой новогодней ёлкой в центре, который для многих поколений петербуржцев стал любимым местом зимнего активного отдыха.

Превосходно в жаркий день увидеть парк с нового ракурса – с водной глади прудов, опоясывающих весь остров. Для  гостей парка  имеется прокат лодок и катамаранов.

Для людей пожилого возраста в парке создан клуб «Здоровье» — отличное средство поддержать свой организм в тонусе. Ежедневно группы занимаются зарядкой на открытом воздухе на территории ЦПКиО.

В западной части острова располагается мини-зоопарк. Его обитатели – северные олени, карликовые камерунские козы, овца, лисенок Алиса, ослица Камилла, декоративные куры и фазаны, индюки, цесарки и павлины — будут интересны как маленьким, так и взрослым городским жителям.

Цены на билеты в парк Елагин остров в 2021 году

В будние дни вход в парк бесплатный для всех категорий граждан.

В выходные и праздничные дни входной билет для взрослых стоит 100 рублей, для студентов, школьников и военнослужащих — 30 рублей.

Право на бесплатный вход в выходные и праздничные дни имеют:

  • Дети до 7 лет
  • Многодетные семьи
  • Пенсионеры
  • Инвалиды первой и второй групп
  • Сотрудники государственных музеев
  • Дети-сироты

Цены на посещение музеев и выставочных залов

Также можно приобрести абонемент за 600 рублей, который позволяет посещать парк в выходные и праздники в течение месяца. Билет действует на одного человека и не распространяется на мероприятия, билеты на которые приобретаются отдельно.

Описание дворца

Дворец был освящён 22 июля 1822 года.

Экипажи, подъезжающие к парадному входу могли созерцать фигуры львов-охранников, безмолвно взирающих на гостей. Противоположный фасад обращен к Средней Невке. В центре фасада можно увидеть плавно скругленный выступ, который повторяет очертания Овального зала. Над залом расположилась церковь Николая чудотворца.

Центральный выступ украшают колонны, а по бокам, как и на главном фасаде, расположены четырех колонные портики. Широкая лестница изящным полукругом двумя маршами спускается в сад. По обеим сторонам, лестница украшена вазами из белого мрамора чередующимися с плоскими корзинами для цветов.

История Елагина острова, XVIII век

Создавая новую столицу Российской Империи на берегах Невы, Петр I стремился обустроить и близлежащие территории, раздавая их своим соратникам. Первым хозяином острова в 1709 году стал вице-канцлер барон Петр Павлович Шафиров (1669–1739), известный дипломат и государственный деятель. На протяжении XVIII века у острова сменилось девять вельможных владельцев. За это время он несколько раз переименовывался. Первоначальное его название звучало по фински «Мистула-саари». На карте Петербурга 1703 года остров уже значился как Мишин или Михайлин. По легенде, это название закрепилось за островом после того, как дозору русских солдат встретился здесь большой медведь. Наименование «Мишин» сохранялось в течение всего XVIII века как официальное. Свое нынешнее название остров получил по имени своего пятого владельца — Ивана Перфильевича Елагина (1725–1794), обер-гофмейстера императорского двора, прославившегося своим гостеприимством и хлебосольством. Высоко оценивая исключительную красоту расположения Елагина острова, каждый из владельцев по-своему старался его преобразить и благоустроить, привлекая к работе лучших паркостроителей и цветоводов. Особенно славились оранжереи, в которых выращивались редкие растения и диковинные фрукты.

Иван Перфильевич Елагин

Бесплатные и льготные билеты

Право посещения музеев и выставочных залов СПб ГБУК МДК ЦПКиО им. С. М. Кирова (без экскурсионного обслуживания) в соответствии с графиком работы музеев и выставочных залов на основании бесплатного билета предоставляется следующим категориям граждан:

  • Участники и инвалиды ВОв;
  • Жители блокадного Ленинграда;
  • Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда»;
  • Ветераны и инвалиды боевых действий;
  • Лица, удостоенные звания Герой Советского Союза, звания Герой Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • Инвалиды I и II групп, дети-инвалиды;
  • Один сопровождающий инвалида I группы или ребенка-инвалида;
  • Переводчик с русского жестового языка, сопровождающий посетителя с ограниченными возможностями;
  • Воины-интернационалисты;
  • Учащиеся художественных школ и художественных высших и средних специальных учебных заведений РФ;
  • Студенты факультетов истории искусств, экскурсоведения, музееведения, организации туристской деятельности высших учебных заведений РФ, обучающиеся по очной форме обучения;
  • Сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ, руководители «народных музеев», члены союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области; члены Международного совета музеев (ИКОМ);
  • Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в детских домах, школах-интернатах;
  • Граждане, находящиеся в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;
  • Дети в возрасте до 7 лет;
  • Члены союзов художников, архитекторов и дизайнеров РФ;
  • Члены многодетных семей;
  • Члены Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации;

Бесплатные среды

  • Право посещения музеев и выставочных залов СПб ГБУК ЦПКиО им. С. М. Кирова (без экскурсионного обслуживания) на основании бесплатного билета каждую среду предоставляется следующим категориям граждан:
  • Лица, не достигшие 18 лет;
  • Лица, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам.

История создания Елагина дворца в Санкт-Петербурге

Усадьба, а также служебные корпуса, парковые павильоны созданы русским зодчим К. И. Росси.

Остров был назван Елагиным по фамилии обера-гофмейстера Ивана Перфильевича Елагина, государственного деятеля, историка, литератора, масона и мецената , которому он принадлежал в конце XVIII века. Позже земли были куплены в казну. Местность выделяется красивейшими пейзажами.  Поэтому именно этот остров выбрала для проживания пожилая вдова императрица Мария Федоровна.

В свое время княжна София Шуазель-Гуфье так охарактеризовала дворец: «… изящные контуры, белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов».

Предполагают, что проект первого Елагина дворца был разработан Джакомо Кваренги, который был первым архитектором Екатерины Великой. В 1818–1822 годах для Марии Федоровны, матери царя, молодой архитектор Карл Росси перестраивает усадьбу. Он также курировал разбивку сада и создание внутренних интерьеров.

После смерти Марии Федоровны ансамбль стал запасной царской резиденцией, которую императоры посещали редко.

В 1920–1930-х годах здесь размещался Музей истории культуры и быта. Как и большинство из подобных музеев он был закрыт и в нем был организован Культурно-воспитательный центр, а позже — филиал Института растениеводства. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал от пожара, возникшего от снарядов, попавших в дымоход. Фрагменты лепных украшений, куски мрамора были собраны и сразу же после победы началась подготовка дворца к реставрации. По фрагментам и эскизам был восстановлен внутренний интерьер помещений.

Мероприятия

Парк Кирова — одна из самых востребованных фестивальных площадок в Санкт-Петербурге. Ежегодно на многочисленных площадках парка проходят ярмарки и фестивали разных тематик, многие из которых уже имеют постоянную аудиторию. Самые известные и посещаемые из них:

  • Фестиваль тюльпанов. Каждый год праздник собирает около 100 тысяч посетителей и увеличивает масштабы. Площадь тюльпановых полей занимает примерно 2000 квадратных метров, на которых высажено более 80 тысяч цветов. Во время фестиваля проходят конкурсы флористов, мастер-классы и концерты.
  • Международный фестиваль уличных театров «Елагин парк». Фестиваль включает в себя театрализованное шествие от метро до парка, выступление театральных коллективов из России и Европы, уличный StandUp фестиваль.
  • Фестиваль традиционной культуры «Шуми, масленица». Празднование Масленицы на Елагином острове уже стало доброй семейной традицией. На площадках фестиваля проходят старинные ярмарки, ремесленные мастер-классы, хороводы и народные конкурсы.
  • Социально-культурный фестиваль «Есть контакт!». Масштабный праздник поддерживает людей с ограниченными возможностями — для них организуются спортивные и культурные мероприятия.

Фестиваль тюльпанов, Наталья Ильина

Каждые выходные в парке проходят танцевальные вечера с живой музыкой в исполнении военно-духового оркестра. В летнее время организуется читальный зал под открытым небом. Во Дворце проводятся костюмированные балы в атмосфере 19 века и экскурсии (по заказу).

Афиша мероприятий Елагина острова

Как добраться до Елагина острова

От станции метро «Старая деревня» спуститься по Липовой аллее (1 километр пешком) до Приморского проспекта — вы окажетесь у 3-его Елагина моста прямо перед входом в парк Кирова.

От станции метро «Крестовский остров» нужно следовать по Рюхиной улице (450 метров) в сторону Елагина острова до набережной Мартынова — вход в парк по 2-ому Елагину мосту.

Наземный транспорт — до остановки «ЦПКиО / Липовая аллея»:

  • Трамваи: 21, 48;
  • Автобусы: 93, 211, 216;
  • Маршрутные такси: 93, 210, 305А, 405, 417, 425, 690.

Расписание и схема движения общественного транспорта Санкт-Петербурга

На авто: из южных районов и центра города до Елагина парка удобнее добираться до 2-го Елагина моста — для посетителей оборудована парковка. Те, кто отправляется с северной стороны, могут припарковать автомобиль у Приморского проспекта.

На такси: в Петербурге работают популярные такси-сервисы Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim.

История Елагина острова, XIX век

К началу XIX века содержание большого имения, расположенного на Елагином острове, стало обременительным, и последний частный владелец острова Григорий Владимирович Орлов (1778–1826) продал его в 1817 году в казну за триста пятьдесят тысяч рублей.

В 1817 году остров был куплен Кабинетом Его Императорского Величества. С этого времени начинается новая страница в истории Елагина острова. На следующие сто лет он переходит во владение русского императорского дома. В 1818 году по указу императора Александра I был образован «комитет для перестройки бывшего Елагина дворца, постройки кухонного и конюшенного корпусов, переделки большой каменной оранжереи и прочего на Елагином острове».

Главным архитектором строительства назначили малоизвестного в Петербурге архитектора К. Росси. Ему предстояло перестроить дворец, создать новые служебные корпуса и обустроить остров для летнего пребывания там вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Угодить взыскательным вкусам хозяйки блистательного Павловска было непросто. Перед Росси стояли не только планировочные задачи, но и пространственные, ландшафтные, интерьерные, декоративные. Эта уникальная ситуация позволила его таланту проявиться во всей полноте. Архитектор не ограничился только перестройкой дворца и служебных помещений, а преобразил весь остров целиком.

Карл Иванович Росси

Предварительная смета, составленная Росси, оказалась внушительной — 1 288 649 рублей, а вместе с парковыми работами она увеличивалась до 1587632 рублей. Росси должен был выполнять строительные работы, а благоустройство острова и перепланировка парка были поручены опытному садовому мастеру Джозефу Бушу-младшему, прославившемуся созданием Павловского и Царскосельского парков. Генеральный план дворцового ансамбля на Елагином острове, в котором последовательно проведен принцип пейзажного парка с его асимметрией и живописностью, разрабатывался Росси и Бушем совместно. Их стараниями остров, «с огромным трудом вырванный из болотистой петербургской почвы, был превращен в Isola bella русского Севера — «прекрасный остров», а парк на нем — в один из красивейших парков Европы.

В течение двух строительных сезонов 1818 и 1819 годов дворец был перестроен. Датой окончания строительных и отделочных работ, а также внутреннего убранства считается 1822 год. Все работы велись ускоренными темпами, так как дворец должен был быть полностью готов к тезоименитству Государыни Императрицы, «согласно воле Государя, не позже 20 июля 1822 года», хотя многие работы, связанные с другими постройками на острове, продолжались ещё в течение нескольких лет.  

На протяжении ста лет остров оставался во владении Романовых и был излюбленным местом отдыха императорской семьи. За долгие годы в Елагиноостровском дворце сложилась уникальная коллекция, основу которой заложили произведения, изначально выполненные по замыслу великого архитектора, мастера интерьера и декоративно-прикладного искусства Карла Росси.

Внутренние интерьеры Елагина дворца в Санкт-Петербурге

Самое красивое и эффектное помещение на первом этаже — Центральный Овальный зал с ионическими полуколоннами и кариатидами, которые поддерживают купол, украшенный орнаментальной росписью. Рядом с залом расположены столовая, спальня и кабинет, а также Малиновая и Голубая гостиные. В оформлении интерьеров приняли участие скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский, живописцы Д. Скотти и Б. Медичи и другие.

Стены в большинстве помещений облицованы искусственным мрамором (стюком). В одной из комнат был использован стюк чисто-белого цвета, очень похожий на фарфор. Поэтому комната была названа Фарфоровым кабинетом. Мраморные стены других помещений расписаны цветами, орнаментами и сценами из античной мифологии. На потолках мы видим группы резвящихся купидонов. Интересно и оформление дверей. Каждая является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. А дверь кабинета Александра I (на втором этаже) была отделана украшениями из бронзы.

К сожалению, все интерьеры, созданные Росси, были уничтожены пожаром во время Великой Отечественной войны. Часть мебели и картин была продана еще до войны. И сейчас некоторые из них украшают другие музеи. Под руководством архитектора М. М. Плотникова в 1952–1960 годах была проведена реставрация интерьеров. Дворец вновь стал музеем, в котором разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также изделия прикладного искусства.

Когда был закрыт Музей ленинградского художественного стекла, его коллекция была передана Елагиноостровскому музею. Среди экспонатов музея — стеклянные фигуры, выполненные скульптором В. Мухиной и заслуженным художником РСФСР Е. Яновской.

Самыми известными экспонатами являются скульптурная композиция «Русь», ваза «Нептун» (работа заслуженного художника России А. Аствацатуряна), ваза «Ленинградская», созданная к 250-летнему юбилею Северной столицы заслуженным художником РСФСР Ю. Мунтяном.

Последняя реставрация Елагина дворца завершилась весной 2021 года. Полностью были отреставрированы второй и третий этаж, частично — первый. По эскизам великого архитектора Карла Росси на втором этаже было восстановлено архитектурное и декоративное убранство кабинета Александра I, воссозданы исторические интерьеры домовой церкви Николая Чудотворца. Теперь посетители могут осмотреть и женскую комнату, где дамы отдыхали или писали письма подружкам.

Восстановлена и входная группа дворца: вестибюли, Камер-юнгферская и Туалетная, Опочивальня и Малиновая гостиная.

Впервые здесь можно увидеть единственную в России работу датского скульптора Йенса Йерихау «Охотник за пантерами». Эта скульптура была найдена в ужасном состоянии на одной из дач Каменного острова.

Для посетителей открыты фонды музея. Здесь представлена уникальная коллекция фарфора, созданная как отечественными, так и зарубежными мастерами.

Сегодня в музее проводятся различные развлекательные мероприятия в стиле петровской, елизаветинской или екатерининской эпох, а также временные выставки. На территории Центрального парка культуры и отдыха организуются пикники и фуршеты под открытым небом.

Елагиноостровский дворец-музей относится к категории молодых музеев декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII-XXI веков. Ему немногим более 20 лет. История музея только начинается.

Вместе с тем, ансамбль Елагина дворца в Санкт-Петербурге представляет собой подлинный шедевр русской архитектуры.

Строительство Елагина дворца в Санкт-Петербурге

Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова на берегу Средней Невки. По проекту английского садового мастера Д. Буша одновременно со строительством на острове разбивался парк. В него входил широкий луг, названный Масляным, поскольку здесь во время масленицы устраивался праздник.

Строительство здания велось на основе старого дома. Архитектор сумел почти полностью сохранить старые стены и создал особняк, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью интерьеров.

Особняк представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание. Его главенствующая роль подчеркнута высоким стилобатом, на котором возвышается дом. Парадный фасад, оформленный  в центре шестиколонным коринфским портиком, был обращен на луг.

Мы видим пологие пандусы и широкую лестницу, украшенную чугунными львами и шарами. Это были  первые скульптуры львов Петербурга, впоследствии ставшие одним из символов города.

Парадно оформлен и противоположный фасад, выходящий на реку.  Шесть коринфских колонн окружают полуротонду в центре. Колонны боковых портиков сдвоены. Полукруглая лестница оформлена мраморными декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами.

Совсем рядом от дворца расположен Кухонный корпус, украшенный с обеих сторон дорическими шестиколонными портиками, а чуть дальше — Конюшенный. Пройдя по аллее, мы увидим Музыкальный павильон. Он расположен на береговой аллее парка, по которой часто гуляли хозяева и гости, и был предназначен для духового оркестра. Все служебные корпуса как бы прячутся среди зелени.

Музейная деятельность

Музейная деятельность Центрального парка культуры и отдыха является важнейшей частью его работы. Созданный в 1987 году Елагиноостровский музей декоративно-прикладного искусства и интерьера сегодня один из наиболее динамично развивающихся музеев города. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, дерева, металла и других. В настоящее время музейная коллекция насчитывает более чем 15 тысяч единиц хранения. Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и в выставочных залах 2-го этажа дворца-музея, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века. Самый значительный по объему фонд стекла включает около 8 тысяч предметов. Его основу составила коллекция Ленинградского завода художественного стекла, переданная в музей в 1999 году. За последние годы фонд был значительно дополнен и сегодня представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков. Музей планомерно занимается пополнением своих основных фондов и обеспечивает их социокультурное продвижение.

Выставочные залы

Музей активно ведет выставочную деятельность, открывая до 30 и более выставок в год в своих залах, участвует во многих межмузейных проектах, организовывая выставки в различных городах нашей страны. Ежемесячно в выставочных залах Конюшенного корпуса проходят выставки живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства разной тематики. Проводятся выставки, специально ориентированные на детскую аудиторию с акцентом на интерактивные формы взаимодействия с маленькими посетителями. Открытие новых имен и показ новых граней творчества уже известных мастеров, разнообразие представляемых видов и направлений искусства при строгом художественном отборе – стало творческим девизом выставочного отдела музея. За последние годы коллектив получил Премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры за достижения в области музейного дела за выставочные проекты «П.А.Столыпин. Надежда царя…», «Герой нашего времени», «Зримый Петербург», почетные Дипломы конкурса «Музейный Олимп» за проекты «П.А.Столыпин. Надежда царя…», «Петербургские витражи», «Снимается Кино!», Диплом выставки «Интермузей 2015» за выставку «Герой нашего времени».

Музей художественного стекла

Самым значительным выставочным проектом музея за время его существования стало создание в 2010 году Музея художественного стекла в Оранжерейном корпусе. В центральном зале, который называется «Сад стекла», и в Черном зале экспозиция представляет коллекцию стекла из фондов музея, в Белом зале демонстрируются произведения ведущих отечественных и зарубежных стекольных производств и художников по стеклу, в Новых выставочных залах экспонируются приобретения последних лет. На базе Музея реализуется выставочная и образовательная деятельность, проводятся круглые столы и симпозиумы среди профессиональной аудитории, ведется издательская деятельность. Ежегодно в ЦПКиО проходят выставки под открытым небом «Стекло на траве», ставшие международным проектом. Для Музея художественного стекла разработан ряд экскурсионных программ: для детей экскурсия-игра «Что к чему», для взрослых посетителей предлагается экскурсия «Лёд, рождённый в огне».

В 2018 году при Музее художественного стекла начала работу Стеклодувная мастерская. Это единственная в России музейная мастерская выдувного стекла, где в различных техниках горячей обработки стекла могут создавать свои произведения, как профессиональные художники, так и любители.

Интерьер дворца

Интерьер дворца отличался камерностью и уютом. Расположенные анфиладно залы можно было легко обойти по кругу. Парадную анфиладу составляли Овальная, Голубая и Малиновая гостиные. Для их оформления были использованы нарядные штофы заключенные в золотые рамы, напоминающие картины, выделяющиеся на фоне гладких стен, облицованных искусственным мрамором.

Цвет мрамора идеально подходил к цвету отделки. Удивительно гармонировал интерьер с предметами быта. Из-за этого невозможно было передвинуть ни один предмет мебели без того, чтобы не нарушить ансамбль.

Работы по внутреннему убранству были выполнены отечественными предприятиями и русскими мастерами. Работы по отделке искусственным мрамором-  Яков Щенников; скульптурное оформление Степан Пименов и Демут-Малиновский; лепные работы-Никита Саягин; двери -мебельная фабрика Гроссе; мебель-придворная мебельная мастерская Баумана.

При входе, в Передней, в попарно расположенных нишах, установлены  светильники в виде алебастровых фигур жриц богини Весты с чашами в руках. По преданию они должны были охранять огонек, зажженный от святого небесного огня и символизирующий семейное счастье. Одним из самых торжественных мест во дворце по праву читается Овальный зал, увенчанный куполом.

Стены украшены ионическими колонными с отделкой из искусственного мрамора. Колонны, в свою очередь, поддерживают карниз, декорированный рельефами и фигурами кариатид. После смерти Елагина дворца интерьер в нем не менялся много лет.

Современный музей

Начиная с 2000-х годов проводится реставрация парковых корпусов и павильонов ансамбля Елагина острова и их дальнейшая музеефикация: в Павильоне под флагом создана экспозиция, посвященная Карла Росси, в Конюшенном корпусе — выставочные залы современного искусства, в Кухонном корпусе – фондохранилища. В 2010 году в Оранжерейном корпусе был открыт «Музей художественного стекла», в 2018 году при нём начала работу Стеклодувная мастерская.

За годы существования музея сотрудникам удалось собрать фонды, составляющие в настоящее время около 15 тысяч единиц хранения. Отличительной особенностью музея стало приоритетное формирование фондов декоративно-прикладного искусства: стекла, керамики, мебели (дерева), металла и других. Самым значительным по объему музейным фондом является фонд стекла.

Музей активно занимается его пополнением, благодаря чему в нем появились произведения художников, работавших не только на Ленинградском заводе художественного стекла, но и на других стекольных предприятиях страны. В настоящее время фонд насчитывает около 8 тысяч предметов и представляет весь спектр отечественного стекла второй половины ХХ – начала ХХI веков.

Фонд дерева даёт возможность познакомиться с прекрасными образцами мебельного искусства, отражающими историю развития мебельного дела в России XVIII – начала ХХ веков. В коллекции хранится ряд уникальных образцов мебели, выполненных по эскизам известных мастеров и изготовленных придворными мастерскими Петербурга.

Фонд керамики обладает уникальными произведениями с подглазурной росписью конца XIX – начала ХХ веков – Императорского фарфорового завода, Копенгагенской Королевской фабрики, частных фарфоровых предприятий России, а также произведениями, выполненными на советских фарфоровых производствах, таких как Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова, Дулевский фарфоровый завод и другие.

Формируется коллекция отечественной авторской керамики второй половины ХХ – начала XXI веков, главным образом, ленинградской-петербургской школы. В фонде металла представлены осветительные приборы, русская и западноевропейская мелкая пластика, разнообразные столовые приборы.

Фонд драгоценных металлов демонстрирует предметы русских ювелирных мастерских начала ХХ века, в том числе произведения фирмы Фаберже, Хлебникова, братьев Грачевых и других. Кроме того, в музее формируются фонды живописи, графики, скульптуры, камня, тканей и другие. Они немногочисленны, однако, включают в себя редкие образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства и позволяют наполнять интерьеры дворца предметным миром прошедших веков.

Уникальные экспонаты из фондов музея демонстрируются в Парадных залах Елагиноостровского дворца и его выставочных залах второго этажа, где проходят тематические выставки, посвященные истории русского интерьера, начиная с периода классицизма и до начала ХХ века.

Особой гордостью музея является постоянная экспозиция – «Парадные залы Елагиноостровского дворца», представляющая интерьеры, созданные по проекту Карла Росси. Их отделка, от росписей плафонов до рисунка дверных ручек, включая люстры, мебель, декоративное убранство окон и дверей – все было выполнено по его эскизам. Уникальность экспозиции в том, что интерьеры дворца с момента его создания не перепланировались и были воссозданы в том виде, какими их задумал великий зодчий.

Интерьеры парадных залов дворца и выставок на втором этаже многократно служили сценическими площадками для кинематографистов. Пожалуй, ни в одном дворце не снимали больше фильмов, чем в Елагиноостровском. Здесь работали такие замечательные режиссёры, как Александр Сокуров, Глеб Панфилов, Владимир Бортко, Виктор Мережко, Павел Лунгин, Алексей Учитель и другие.

В 2016 году во дворце начались реставрационные работы, и он был закрыт для посетителей. Елагин дворец вновь открыт с 13 апреля 2021 года. Теперь каждый может по достоинству оценить обновлённые личные покои императрицы Марии Фёдоровны и залы Парадной анфилады дворца, а также полюбоваться воссозданным впервые кабинетом Александра I на втором этаже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector