Как научить ребёнка читать по слогам

Содержание:

Пособия

Насколько бы эффективными ни были современные методики, привычный букварь еще никто не отменял. Вы можете сравнить несколько пособий и выбрать что-то одно.

  • Хорошие отзывы оставляют родители об «Азбуке для малышей» О. Жуковой. Известный логопед и педагог предлагает нестандартный метод обучения чтению. Детям очень интересно и легко следить за смешными человечками, которые бегут от буквы к букве, помогая складывать слоги. Предложите ребенку тянуть звук, пока человечек доберется до следующего: «А-а-а-а-у». Можно использовать не только букварь, но и машинки, кукол. Передвигайте их от буквы к букве, а ребенок пусть произносит звуки.
  • Предлагает поиграть и пособие Е. Барановой, О. Разумовской «Как научить вашего ребёнка читать». В качестве обучения чтению авторы используют поездку на поезде. Вагончик перемещается по рельсам с написанными согласными, на нем пустое окошечко, а рядом – гласная. Нет необходимости зубрить скучные слоги, достаточно назвать «станцию»: БА, МА, ГУ и т. д.
  • Автор Букваря для малышей Е. Бахтина использует свою методику: для каждой буквы заготовлен свой забавный образ, они дружат между собой, и малышу интересно участвовать в играх вместе с ними.

Конечно же, это не полный список пособий. Использовать можно несколько в комплексе.
Запаситесь терпением. И запомните самое главное — нельзя ругать и наказывать, если что-то не получается. Отложите занятия на некоторое время, а потом попробуйте снова. И не забывайте хвалить, ведь похвала вызывает желание двигаться дальше.

Как можно дополнительно использовать «Овощи и фрукты — учимся читать по слогам» карточки:

  • Перед началом занятия покажите малышу цельные карточки и попросите его назвать все предметы, которые он видит на картинках.
  • Убедитесь, что ребенок хорошо знает названия овощей и фруктов, изображенных на картинках.
  • Попросите малыша карточки с фруктами положить в левую сторону, а с ягодами в правую, тем самым проверяя, насколько четко ребенок знает: что является фруктом, а что ягодой.
  • Теперь разрежьте картинки, перемешайте их между собой и предложите малышу собрать каждый предмет из частей со слогами.
  • После того, как ребенок справится со всеми заданиями, начинайте занятия по чтению.

Обязательно напишите нашему Лисёнку, какие другие развивающие карточки вы бы хотели увидеть на нашем портале! Не забывайте ставить классы и оставлять комментарии!

Скачать карточки — Фрукты и ягоды — вы можете во вложениях внизу страницы

Слоги для чтения — Карточки «Названия животных» помогут вам обучать ребенка чтению гораздо легче и интересней.

Здесь вы найдете карточки со слогами для обучения чтению с изображениями птиц и их названиями, разделенными на слоги. 

Скачайте во вложениях под ознакомительным материалом карточки слогов для обучения чтению с изображением различных видов транспорта и слогов к каждой картинке

В этом материале вы найдете двенадцать карточек со слогами «Предметы мебели» для детей, которые обучаются чтению.

Если ваш ребенок уже выучил весь алфавит и проявляет интерес к чтению — не теряйте времени напрасно — скачайте наши необычные и увлекательные задания, в которых нужно составить слово из заданных букв. 

В этом материале вы найдете 3 задания в картинках для скачивания, в каждом из которых нужно найти слово по буквам. Задания подойдут детям от 5 лет.

Здесь вы найдете русский алфавит для детей от «А» до «Я» в картинках с заданиями для каждой буквы. 

В этом разделе вы найдете тексты с картинками вместо слов для детей по чтению, которые можно скачать во вложениях внизу страницы бесплатно и без использования файлообменников.

Здесь вы найдете задания для распечатки в картинках на единственное и множественное число существительных.

Здесь вы можете скачать, а затем распечатать увлекательные прописи для детей с заданиями и картинками.

В этом разделе вы найдете увлекательные кроссворды для детей онлайн, которые могут разгадывать дети от 6 до 14 лет.

В этом разделе вы можете скачать занимательные кроссворды, распечатать для детей на цветном принтере и разгадывать сколько душе угодно.

Мобильные приложения и тренажеры

Если кроху невозможно усадить за книги, они не любят играть с кубиками, карточками с буквами, используйте интерактивные тренажеры для обучения чтению. Их можно скачать в планшет, мобильный телефон (айфон и андроид), играть дома или в дороге.

Лунтик. Учимся читать!

С любимыми мультяшными героями ребенок научится узнавать буквы, складывать их в слоги, читать слова. Приложение подойдет как годовалым малышам, так и будущим первоклассникам. Программа разбита на 10 уровней: 4 самых простых и 6 сложнее.

Говорящая азбука

Дошкольник выучит алфавит с помощью песенок и пластилиновых помощников. Яркая анимация, веселые игры делают уроки занимательными, нескучными.

Учимся читать по слогам

Приложение рассчитано на детсадовцев 5–7 лет, знающих буквы. Методика обучения основана на программе Зайцева. Пользователи составляют слова из складов, карточек с буквами и слогами. С помощью простых игр, занимательных заданий будущий школьник быстро учится читать, делить слова на части.

Азбука для детей! Учим алфавит!

Буквы прячутся в цветных коробочках с картинками. Задача — поймать их и сложить слово. Игра рассчитана на малышей с 2–3 лет в режиме «Учим буквы», и дошкольников 4–7 лет — в блоке «Читаем по слогам». Приложение получило массу положительных отзывов от родителей.

Учим буквы весело!

Программа полезна детсадовцам, незнакомым с алфавитом. Игры разбиты на три части. В первой ребенок по картинкам знакомится с буквами, учится их произносить, узнавать. Во второй — закрепляет полученные знания, составляет слова. В третьей — его ждут умные раскраски, любимые персонажи мультиков. Раскрашивать картинки нужно с помощью букв.

С помощью игр на компьютере даже слабый ребенок сможет выучить алфавит, научится прочитывать слоги, слова, предложения. Кроме учебных упражнений на образовательном сайте есть масса заданий на развитие внимания, памяти, скорости реакции.

Учим различать звуки в словах

Обучение чтению дошкольников начинается с того, что мы учим ребенка различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие. Гласные не встречают на своем пути преград, они образуются только голосом, их можно пропеть, протянуть. Понаблюдайте, как ведут себя зубы и губы при произнесении звука. Если ставят преграду, это согласный.

Чтобы услышать ударный звук в слове, его нужно произнести с удивлением или вопросительно либо «позвать» этим словом: барабан! зонтик? кошка!

Особенность восприятия ребенка 4–5 лет в том, что ему все нужно потрогать, разобрать и сложить заново, чтобы понять. Этого же принципа следует придерживаться и при изучении звуков.

Разбирайте с ребенком слова на звуки буквально. Пусть гласными звуками будут красные, а согласными — синие кубики (без надписей). Стройте из них домики для слов. Произнесите слово «сок» сами, затем пусть произнесет его ребенок. Послушайте звуки, понаблюдайте, как ведут себя губы, зубы, в какой момент они смыкаются.

Произнесите первый звук — гласный он или согласный? Выложите первый кубик. Произнесите второй звук — гласный он или согласный? Выложите второй кубик и «прочтите» схему. Все ли звуки «выстроились»? Произнесите третий звук и достройте схему. «Прочтите» схему, проверьте, все ли звуки на месте? При составлении схемы слов, состоящих из двух слогов, обозначьте ударение. Дальше добавляем обозначение твердых и мягких звуков.

При изучении звуков учитывайте особенность русского языка: написание не всегда совпадает с произношением. Поэтому предлагайте сначала такие слова, в которых каждый звук стоит в сильной позиции, т.е. хорошо слышится при произнесении. Для гласных это позиция под ударением, гласный «у» всегда хорошо слышен. Подойдут односложные слова (в один слог) с непарным согласным на конце или двусложные (в два слога) с гласным «у» без ударения или с «ы» в конце слова. Например, односложные: сон, мел, лес, ель, мяч, стол; двусложные: лисы, музей, парус и др.

Освоив раскладывание таких слов на слоги, можно переходить к двусложным и трехсложным словам, написание которых совпадает с произношением, например: пила, нос, кот, жираф, кошка, бабушка, салют и др. В слове «нос» на конце слышим звук «с» и пишем букву «с», в отличие от слова «дуб», при произнесении которого слышим звук «п», но пишем букву «б».

Только позже можно предлагать слова, написание и произношение которых не совпадает: мороз, семья, дуб, вода, леса.

Как научить ребенка читать по карточкам Домана

Чтобы научить читать по методике Домана нужно:

  • 3 раза в день Вашему малышу демонстрировать и озвучивать 25 карточек с различными словами (5 комплектов по 5 слов) примерно по 1 секунде, что в среднем занимает 25 секунд.
  • Перерыв между занятиями должен составлять от получаса до 8 часов (это связано с особенностями мозга, в результате научных исследований были выявлены наилучшие условия для повтора запоминаемой информации).
  • Каждый день 5 старых карточек менять на 5 новых. Каждое слово должно быть продемонстрировано не более 15 раз в течение 5 дней, т.е. максимум 3 раза в день, чтобы не наскучить ребенку.

Дополнительно мы показывали карточки Домана по энциклопедическим знаниям для расширения кругозора, тренировки навыка чтения и общего развития ребенка.

Частые ошибки

Часто в речи малыши путают слоги с буквой «х», «г» и слоги с буквой «г», «к». Также путаница возникает, когда ребенок произносит слоги с буквой «д», «г» или слоги с буквой «к», «п». Эти согласные звуки очень похожи по звучанию. Составляя из них слова, постарайтесь проговаривать их максимально четко. На этапе обучения чтению можно скачать таблицы с похожими звуками, вырезать из них карточки и попробовать составить похожие по звучанию слова, сделав акцент на разнице в написании.

Изучая буквосочетания русского языка с детьми, постарайтесь их заинтересовать. Если у вас дома есть магнитная азбука, постарайтесь составить из букв некоторые слова. Их можно удобно прикрепить на планшете и затем читать. Пусть малыш составит свои словосочетания, а вы их прочитаете.

Словотворчество должно быть коллективной игрой: одному ребенку будет неинтересно. Учите малыша и учитесь вместе с ним!

Игры и упражнения

Для запоминания букв, слогов, развития памяти, внимания полезно использовать разнообразные игры и упражнения. Они помогают преодолевать страхи, сомнения, автоматизировать навык чтения.

Для изучения букв

  1. Вместе с ребенком создайте коллекцию самодельных букв из бумаги, пластилина. Играйте поделками, пытайтесь складывать слоги, называйте звук, который они обозначают.
  2. Заучивание наизусть стихов, песен на отдельные буквы, звуки.
  3. Буквенное лото.
  4. Кто больше? Выигрывает тот, кто вспомнит больше слов на заданную букву. Можно использовать вариант наоборот: называем слова, которые заканчиваются на определенный звук.
  5. Говори наоборот! Проговаривайте короткие слова (рот, мак, дом). Ребенок должен сказать их задом наперед.
  6. Называй слово по буквам. Разбирайте небольшие словоформы на части, называя звуки: Д-О-М.

Для обучения чтению слогов

  1. Составь слово. Понадобятся карточки со слогами, буквами. Ребенок сам подберет нужный вариант, прочитает его. Можно добавить картинки к заданию, тогда малыш будет составлять слово по заданной теме.
  2. Ищем короткие слова в длинных. Из букв слова ГРУЗОВИК нужно составить односложные слова: груз, зов, круг.
  3. Настольные ходилки. Нарисуйте схему движения, в клетки впишите слоги. Ребенок читает при каждом ходе фишки.
  4. Поиск слогов в текстах. Возьмите любое художественное произведение, сказку. Пусть ищет знакомый слог в словах, обводит его карандашом. Если получилось не пропустить ни одного слога в отрывке, ученик получает награду.

Для развития навыка чтения

Найди лишнюю или недостающую букву. Напишите слова с ошибками: ГУ-ЗО-ВИК (не хватает буквы Р), ЯМ-БЛО-КО (М лишняя)

Упражнение развивает внимание, орфографическую зоркость. На уроках русского языка в первом классе это очень пригодится.
Составь меню

Ребенок становится поваром, составляет меню для семьи на день. Его задача усложняется тем, что блюда должны начинаться на одну букву, например К.
Что видишь на букву..? Загадывайте любую фонему, просите ученика назвать все предметы, которые он видит вокруг себя, начинающиеся с этой буквы (К — книги, кот, кастрюля и т. д.).
Кто быстрее? Напишите на карточке слова на одну букву: мел, моль, мыло, мила, мель. Задача — прочитать список быстрее всех. Развивается скорость чтения, внимание, умственные способности.

Этап №3. Знакомство с буквой

Теперь настал черед выучить букву. Для этого можно предложить ребенку найти среди кубиков или на азбуке нужную картинку (например, апельсин). Следует объяснить, что поскольку название этого предмета начинается со звука , то рядом с ним написали букву, которая этот звук обозначает.

Примеры: 

  • Кубики Мякиши «Азбука в картинках» в магазине OZON.ru.
  • Развивающие деревянные игрушки Кубики Азбука.
  • Кубики «Азбука», 12 шт.

Предложите малышу внимательно рассмотреть букву, определить из каких частей она состоит (палочек, овалов, крючков). Вместе с ним обсудите, на что похожа буква. Рекомендуется использовать специальные картинки, на которых буква изображена в виде реального предмета. Если получится, можно такие картинки создавать самостоятельно непосредственно во время занятия. Ребенку будет очень интересно наблюдать за превращением буквы.

Также нужно попросить малыша написать букву. Это можно сделать разными способами:

  • нарисовать мелом на доске;
  • написать пальцем на песке;
  • слепить из пластилина;
  • выложить пуговицами;
  • скрутить из проволочки и т.д.

Такие упражнения очень понравятся ребенку и позволят лучше запомнить букву.

Учим слоги с детьми 5-6 лет: занятия, игры

Перед тем, как научить ребенка складывать слоги из букв, необходимо убедиться, что он знает все буквы алфавита. Если какие-то буквы забываются или путаются, лучше оставить их и отработать уже в слогах, так ребенку будет проще.

Важно! Необязательно в возрасте пять-шесть лет знать буквы по их названию, достаточно произнести звук, который они обозначают. Это не даст малышу запутаться при слоговом чтении

Все слоги в русском языке делятся на открытые и закрытые. Открытые слоги — те, которые оканчиваются на гласный звук. Закрытые — на согласный. Также слоги могут состоять из двух или трех букв. Начинать рекомендуется с самых простых слогов (открытых и состоящих из двух букв: ма, па, ко, пе, ру, си, ды).

Каким бы способом родители не начинали заниматься с детьми, весь принцип обучения чтению по слогам сводится к одному алгоритму:

  1. Необходимо взять самые простые слоги и прочитать их ребенку, ведя пальцем слева направо.
  2. Попросить малыша повторить их за родителем при чтении.
  3. Поставить палец ребенка на слог и попросить его прочитать. На этом этапе действует больше просто зрительная память, навык соединения букв еще не освоен.
  4. Помогать ему прочитать сложные слоги, всячески создавать ситуацию успеха, чтобы обучение проходило с желанием.
  5. Из этих же простых слогов складывать двусложные слова и прочитывать их. Малыш должен понимать значение прочитанного слова.
  6. Постепенно усложнять слоги, добавлять закрытые, состоящие из трех букв, читать более сложные слова, складывать их в простое предложение.

Важно! Если какая-то буква или слог упорно не хочет закрепляться в памяти ребенка, то можно повесить эту букву или слог в местах, где малыш часто бывает: на телевизоре, у кровати, на холодильнике, на входной двери и др. Так этот зрительный образ быстрее запомнится

Чтобы освоить чтение по слогам для детей 5 лет и старше, используются различные способы и методики его изучения. У каждого из них есть свои особенности использования, свои достоинства и недостатки.

Тренажеры

Хорошо поможет освоить чтение по слогам для дошкольников тренажер «Слоговые таблицы», который представлен как презентация в интерактивной форме. Выбор буквы возможность их соединить в слоги, разные картинки на экране, их смена при нажатии кнопки — все это вызывает большой интерес у ребенка и стимулирует выполнять такие задания снова и снова. Тренажеры могут быть и в печатном виде, напоминать простые слоговые карточки, но в своем использовании они тоже будут эффективны для детей дошкольного возраста.

Игровая форма

Одно из самых популярных пособий для складывания букв в слоги называется «Паровозик». В нем вагон с определенной гласной ездит по рельсам из согласных букв. Ребенку хочется проехать как можно дальше, поэтому обучение идет с увлечением. Еще в игру для чтения слогов хорошо вписываются кубики Зайцева. Из слогов, изображенных на их гранях, можно составлять множество слов, предлагать сделать это ребенку, найти нужный слог, собрать в корзинку определенные слоги и множество других вариантов.

Важно! Такая игра поможет отработать не только открытые слоги, но и закрытые

Упражнения

Это могут быть элементарные задания для девочек и мальчиков: составить слог или слово из букв, назвать как можно больше слов на заданный слог, изготовить букву из пластилина, проволоки, фольги и др. Даже загадывание какого-то слога на улице во время прогулки или прочтение вывесок станет отличным упражнением. Главное в этом деле — подключить фантазию.

Карточки

На карточках могут быть просто написаны цепочки слогов, можно составить их самостоятельно или распечатать готовые. Но гораздо интересней, когда присутствует элемент игры, поэтому отличным вариантом будет использовать слоговые лото. В них предлагается соотнести слог с соответствующей картинкой по ее первому слогу. По аналогии с ним можно подготовить и другие подобные карточки.

Слоговое лото — отличное средство для обучения чтению слогов

Как научиться читать?

В начале обучения чтению необходимо донести до ребенка такие понятия, как гласные и согласные звуки и буквы. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Среди согласных выделяют звонкие и глухие, твердые и мягкие.

Кстати, твердости-мягкости звуков следует уделить особое внимание. Эта характеристика звуков внутри слога определяется мягким или твердым знаками или гласными, находящимися после согласных

Слоги для детей для обучения чтению можно представить в виде игры. Чтобы научить малыша читать, необходимо скачать таблицу слогов и распечатать ее. Затем разрежьте на отдельные карточки. Чтобы слоги и карточки не помялись, их можно наклеить на плотный картон. Теперь попытаемся представить детям слоговые сочетания в виде игры.

Тексты для дошкольников 4-5 лет

Гро-за

Бы-ла гро-за. Лил силь-ный дождь. Гре-мел гром. Стре-ко-за за-бра-ла-сь под гриб. Ми-мо по до-ро-ге пол-зла у-лит-ка. Стре-ко-за го-во-рит: -У-лит-ка, у-лит-ка! По-ле-зай ко мне. Здесь су-хо, как под. кры-шей. – Мне не нуж-на кры-ша! Со мной мой до-мик.

Это не про-сто ве-точ-ка

Ми-ша сло-мал ма-ле-нь-кий ду-бок. – За-чем же ты это сде-лал? – о-гор-чи-ла-сь Ма-ша. -Да это же про-сто ве-точ-ка! – Нет, ты по-гу-бил боль-шо-е, мо-гу-че-е де-ре-во, – ска-за-ла Ма-ша.

Зе-мля-ни-ка

Ре-бя-та гу-ля-ли в ле-су. Выш-ла На-дя на по-ля-ну. Смо-трит: о-ко-ло не-ё крас-ны-е я-го-ды. Я-год бы-ло не-мно-го. На-дя со-бра-ла их в ла-дош-ку, но есть не ста-ла. -Пе-тя! Ва-ся! И-ди-те ко мне! Зем-ля-ни-ка! Пер-ва-я зем-ля-ни-ка! При-бе-жа-ли бе-бя-та. И всем по две я-год-ки -Ой, как вкус-но! Ско-ро зем-ля-ни-ки бу-дет мно-го. Но пер-вые я-го-ды -са-мы-е вус-ные.

У-тро

Маль-чик и де-во-чка и-дут в шко-лу. А Ле-на пьёт чай. -Доч-ка, уже во-семь ча-сов!- го-во-рит мА-ма Ле-на смо-трит на ча-сы. -На-ши ча-сы и-дут слиш-ком бы-тро, ма-моч-ка! – Нет, Ле-ноч-ка. Ча-сы и-дут вер-но. А ты де-ла-ешь всё мед-ле-нно.

Ум-ный Бо-бик

Со-ня и со-ба-ка Бо-бик гу-ля-ли.Со-ня иг-ра-ла с кук-лой.По-том Со-ня по-бе-жа-ла до-мой, а куклу за-бы-ла.Бо-бик на-шёл кук-лу и при-нёс её Со-не. 

САН-КИ

Нет у Же-ни са-нок. — Ку-пи, па-па, сан-ки. У нас го-ра, а са-нок нет. — Ну, хо-ро-шо! — го-во-рит па-па. Па-па ку-пил Же-не хо-ро-шие са-ноч-ки. Же-ня по-бе-жал на го-ру. Ве-се-ло Же-не.

КО-ТЯ-ТА

У на-шей кош-ки Мур-ки ко-тя-та. Ко-тя-та пи-ща-ли. Мы да-ли им мо-ло-ка. Ко-тя-та по-е-ли, а по-том ус-ну-ли. Мы на-зва-ли ко-тят: Пу-шок и Мур-зик.

ЗАЙ-ЧА-ТА

Бы-ло ле-то. А-ле-ша и Во-ва за-шли в ча-щу. Тут А-ле-ша у-ви-дел зай-чат. Он быс-тро на-крыл их плат-ком. Зай-чат при-нес-ли до-мой. Те-перь о-ни жи-вут в шко-ле. Там есть у-го-лок жи-вой при-ро-ды.

В ЛЕ-СУ

Де-ло бы-ло ве-че-ром. Ва-ня шёл с де-дом по ле-су. Ста-ло тем-но. Ви-дит Ва-ня под де-ре-вом чер-но-е пят-но. Ва-ня по-ду-мал: «Э-то мед-ведь», и по-лез на де-ре-во. А э-то был пень. Пень на-пу-гал Ва-ню.

ВЕС-НА

Ста-ло теп-ло. Та-ет снег. По-тек-ли ру-чей-ки. Де-ти иг-ра-ют на дво-ре. Пус-ка-ют ло-доч-ки из бу-ма-ги. Од-на ло-доч-ка на-мок-ла и у-то-ну-ла. Ми-ша бе-жал за сво-ей ло-доч-кой и у-пал в лу-жу.

РО-ЩА

Э-то на-ша да-ча. За да-чей ду-бо-ва-я ро-ща. В э-ту ро-щу мы хо-дим гу-лять. Там мно-го гри-бов. Есть и я-го-ды. О-дин раз Ли-да на-бра-ла пол-ный кув-шин ма-ли-ны.

ЩУ-КА

Щу-ка хо-те-ла пой-мать ле-ща. О-на ста-ла му-тить во-ду. В э-то вре-мя ры-бак за-ки-нул сеть. Щу-ка не ви-де-ла её в мут-ной во-де. Ры-бак пой-мал щу-ку.

МОСК-ВА

Мос-ква о-чень боль-шой го-род. Мно-го в Мос-кве раз-ных у-лиц. Есть у-ли-ца Ки-ро-ва, у-ли-ца Ар-бат. Я жй-ву на у-ли-це Че-хо-ва. О-ко-ло нас Крас-на-я пло-щадь. О-на о-чень кра-си-ва.

НО-ВЫЕ КОНЬ-КИ

Па-па дал Ва-не де-нег. Он велел Ва-не ку-пить конь-ки. Конь-ки бы-ли о-чень хо-ро-ши-е. Ва-ня на-дел их и по-шёл на ка-ток. Ве-се-ло бы-ло Ва-не.

ВО-РО-БЕЙ

Зи-мои во-ро-беи о-ко-ло до-ма. Он ест там крош-ки, кор-ки, зер-на. Го-лод-но е-му зи-мой. Го-лод-но и гал-ке, и во-ро-не, и со-ро-ке. Сде-лай им кор-муш-ку. На-сы-пай в кор-муш-ку кро-шек и зе-рен. Зи-мой кор-ми пти-чек. О-ни ле-том бе-ре-гут на-ши са-ды и о-го-ро-ды.

ЛИ-СА

Зи-мой ли-са час-то хо-дит в де-рев-ню. О-на у-та-щит ку-ри-цу се-бе и ли-ся-там. При-бе-жит ли-са до-мой, а ли-ся-та её у-же о-жи-да-ют. Ки-нет о-на им ку-ри-цу, ся-дет ря-дом и смот-рит, как о-ни е-дят.

МЫ-ШИ

В чу-ла-не на по-лу в са-мом уг-лу бы-ла щель. За-лез-ли мы-ши в чу-лан. О-ни во-зи-лись в чу-ла-не и пи-ща-ли. По-е-ли мы-ши в чу-ла-не са-ло.Пус-ти-ли на ночь ко-та в чу-лан. Си-дит кот в чу-ла-не, ждет мыш-ку. Вы-бе-жа-ла мыш-ка. Кот схва-тил до-бы-чу.

КОР-МУШ-КА

У-ви-да-ли де-ти зи-мой у шко-лы птиц. Ки-ну-ли им крош-ки хле-ба. Пти-цы сна-ча-ла бо-я-лись, а по-том по-кле-ва-ли весь хлеб.На дру-гой день пти-цы о-пять при-ле-те-ли. Де-ти взя-ли я-щик, по-ве-си-ли на сук и на-сы-па-ли зё-рен. Вы-шла кор-муш-ка. Де-ти кор-ми-ли пти-чек до вес-ны.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Как работать с текстами

Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:

Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося
Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений.
Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного
Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
Не торопите ребенка

На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.

Как доступно объяснить ребёнку, что такое слоги

К изучению темы приступайте, если ребёнок уже имеет представление о таких понятиях, как буква и слово. Необязательно, чтобы малыш знал названия всех букв

Но важно, чтобы он знал гласные звуки и некоторые согласные

Нужно объяснить ребёнку, что для образования слогов звуки становятся парами. В паре всегда только один гласный звук, а вот согласный может быть один, а может быть и несколько. А бывает, что согласного и нет вовсе. Обязательное условие для образования слога — наличие одной гласной.

Учить делению на слоги следует после того, как ребёнок усвоит разницу между гласными и согласными звуками

Каждый слог — это один выдох. На произнесение одного слога требуется один толчок воздуха. И почувствовать этот толчок воздуха легко, если следить за движением губ, подбородка. Покажите ребёнку на своём примере, как двигается ваш рот на каждый слог. Назовите слова (ко-ро-ва, мя-со, пень, ю-ла). Попробуйте произнести слоги вместе, намеренно чётко и медленно артикулируя. Поучитесь вместе считать слоги в произносимых вами словах.

Когда всё сказанное выше ребёнок усвоил, расскажите, что слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые слоги заканчиваются на гласный звук (ма-ши-на, я-го-да — здесь все слоги открытые), а закрытые — на согласный (ель, сон, кар-ман, лай-нер — здесь все слоги закрытые). В одном слове могут встречаться как открытые, так и закрытые слоги (мо-ряк, ко-рабль).

У кого-то знакомство с делением на слоги займёт всего лишь одно занятие, у кого-то несколько. Всё зависит от готовности ребёнка к усвоению материала. Не торопите его. Пусть процесс познания займёт больше времени, но будет сопровождаться радостными эмоциями.

Обучение должно доставлять приятные эмоции: будьте доброжелательны и терпеливы

Особенности построения обучающего процесса

Знакомить ребенка с азбукой необходимо постепенно, двигаясь от простого к сложному, начиная с правильного произношения звуков. Далее идет обучение чтению слогов, составляются короткие слова. Потом идут фразы и предложения, после чего переходят к прочтению несложных текстов.

Весь процесс делится на 4 ступени:

Начальный этап — знакомство с гласными и согласными звуками. Далее дети учатся выделять среди согласных твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки.
На второй ступени ребенок учится читать по слогам

Важно следить, чтобы он называл все буквы не по отдельности, а плавно и неразрывно произносил слоги. Научить мелодичному произношению слогов поможет музыка

Для этого потребуется составить веселые песенки. Дети любят петь, и этим стоит воспользоваться.
Освоив произношение открытых и закрытых слогов, можно переходить к составлению и прочтению целых фраз, также действуя по методу от простого к сложному. На этом этапе обучение превращается в увлекательную игру, в процессе которой ребенок учится составлять небольшие фразы и различать разные части речи.
В заключение ребенок приступает к чтению небольших текстов. Он узнает, что предложение состоит из нескольких слов, а первое всегда пишется с заглавной буквы.

Научившись свободно читать, дети расширяют свой кругозор и получают доступ к новым знаниям. Освоение азов грамматики до поступления в 1 класс упрощает процесс начального обучения и повышает детскую самооценку. При своевременном подходе к изучению слогов уже в 6 лет многие дошколята демонстрируют высокую технику чтения.

Проблемы при неправильном обучении чтению

Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае. Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации. Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.

Главная ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение. Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово. Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.

Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а  это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.

Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.   

Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух

Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове

А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания. Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.

Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».

Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.

Методические основы обучения чтению по слогам

В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.

Этап №4. Составление слога

Когда малыш выучит первые три гласных звука, каждый последующий звук (после ознакомления с буквой) сразу же включается в состав слогов. Главное объяснить это так, чтобы ребенок понял сам механизм слияния двух звуков в один единый слог. Взрослый должен показать две буквы и сказать, что сейчас он произнесет их вместе, без остановки и разделения.

Для дополнительного эффекта можно добавить визуализацию:

  • поставить два кубика рядом;
  • написать буквы на деталях конструктора и соединить их вместе;
  • поселить буквы в один домик и т.д.

Показав ребенку слог, взрослый должен четко и протяжно произнести его, а затем попросить малыша повторить. Далее следует на словах объяснить, что для того чтобы произнести слог «ма», нужно сначала сомкнуть губы для звука и сразу же открыть рот и округлить губы для проговаривания звука . Рекомендуется продемонстрировать этот процесс несколько раз, предлагая ребенку делать то же.

Как показывает практика, такие подробные пояснения и тренировки понадобятся только для первых 1-2 недель занятий по слоговому чтению. Как только ребенок поймет и усвоит принцип соединения звуков в слоги, он будет с легкостью делать это в любых комбинациях.

Кроме обучения чтению прямых слогов (согласный + гласный) нужно предлагать ему читать обратные (гласный + согласный) и сложные (2-3 согласных + гласный) слоги. Методика схожая: продемонстрировать образец, проанализировать артикуляцию и выполнить тренировочные упражнения.

Основные методики

Есть несколько методик, позволяющих научить ребенка читать, плюсы и минусы каждой из них представим в форме таблицы.

Наименование метода Краткое описание Достоинства Недостатки
Звуковой (фонетический) Дети учатся произносить слова и звуки, к чтению приступают тогда, когда запомнят достаточно фонем для чтения своих первых слов. Используется в школе, поэтому малыш будет спасен от необходимости переучиваться.

Избавляет от дефектов речи, учит правильно не только читать, но и проговаривать слова.

Заниматься можно в любое время в любом месте.

Требует длительного времени, обучение будет долгим.

В первое время малыш будет настолько сосредоточен на процессе верного произнесения фонем, что не поймет смысла прочитанного.

Кубики Зайцева Обучение читать по складам (склад – это пара «согласный + гласный, или согласный + Ъ, Ь). Обучение в игре доставит удовольствие и детям, и взрослым. Ребенок учится читать быстро, с радостью, не страдает от выполнения скучного и малопонятного ему действия. Система не привязана к конкретному возрасту, может использоваться хоть в годик, хоть в 5-6 лет. В школе малышей будут переучивать, поскольку преподавать будут фонематический разбор слова, а не деление его по складам. Могут возникнуть некоторые проблемы с буквой Э: на кубиках много вариантов типа «БЭ», «ДЭ», а в русском языке слов подобного рода очень мало.
Карточки Домана Распознание целого слова – без его деления на составные части. Скорее, не чтение, а запоминание и воспроизведение. Ребенок быстро делает успехи благодаря своей удивительно пластичной памяти, постепенно у него формируется понимание принципов чтения той или иной группы букв. Развитие памяти, возможность обучать чтению с раннего возраста. Требуется предварительная подготовка (сделать множество аккуратных карточек), регулярность занятий. Карточки с конкретными словами следует показывать малышу несколько раз в день, учитывая его индивидуальный темп восприятия информации. Нередко дети, обучаемые таким образом, учатся читать ситуативно, не в состоянии прочесть, например, знакомое слово, но напечатанное другим шрифтом.
Методика Марии Монтессори Сначала дети учатся писать (для этого задействованы рамки-контуры), только после этого знакомятся с буквами. Занятия проходят весело и нескучно, дети одновременно учатся читать и писать, при этом в процессе чтения не подразделяют слово на слоги, прочитывая его полностью. Занятия способствуют также развитию мелкой моторики. Методика предназначена для работы в группе детского сада, а не в домашних условиях. Потребуется большое количество дидактического материала, который придется приобрести.
Программа Ольги Соболевой Построена по методике узнавания буквы и нацелена на творческое развитие малыша. Механическое запоминание практически отсутствует, работа построена на ассоциациях. Дети занимаются с удовольствием и учатся любить чтение. Методика помогает узнать много новых слов и не пасовать перед новым видом деятельности, смело использовать творческий подход. Подходит для творческих малышей и их не менее творческих родителей. Нет четкого описания, что и как надо делать, поэтому необходимо проявить фантазию.

Каждая из рассмотренных методик имеет как плюсы, так и минусы, поэтому родителям предстоит выбрать элементы каждой из них, более всего соответствующие особенностям их малыша, и использовать их в ежедневной целенаправленной работе. Есть несколько интересных упражнений, которые родители могут использовать на разных этапах обучения чтению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector