Развитие элементарных математических представлений «счет в пределах 5»
Содержание:
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти — Конспект занятия НОД по ФЭМП в старшей группе «Способ образования чисел 2 и 3. Счет и отсчет предметов в пределах 5. Высота»
- Изучаем понятие «Столько же»
- Мультфильмы по теме
- Учим цифры легко
- Скачиваем цифры — раскраски от 1 до 10 с заданиями.
- Ход занятия.
- Занятия с дидактическими материалами
- Ход занятия:
- Когда приступать к изучению состава числа
- Учимся считать до 100
- Как научить ребенка складывать и вычитать
- Ход занятия:
Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти — Конспект занятия НОД по ФЭМП в старшей группе «Способ образования чисел 2 и 3. Счет и отсчет предметов в пределах 5. Высота»
Публикация «Конспект занятия НОД по ФЭМП в старшей группе «Способ образования…»
Цель: создание условий для закрепления математических знаний. Задачи: Напомнить детям способ образования чисел 2 и 3, учить различать группы, содержащие 1 и 2, 2 и 3 предмета, и на этой основе определять, какое из сравниваемых чисел больше, какое меньше; Упражнять в счете и…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной подгруппе логопедической группы «Счет в пределах 5. Геометрические фигуры»
Цель: напомнить детям способы получения чисел первого пятка – упражнять в счете и отчете предметов и в порядковом счете в пределах 5; закрепить умение различать и правильно называть следующие геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Задачи:…
Конспект занятия «Число и цифра 5»
Образовательные области: коммуникативная, двигательная, продуктивная, игровая. Цель: Создать условия для знакомства с числом и цифрой 5. Задачи: • сформировать у детей представления о числе 5; • сформировать умение соотносить цифру 5 с количеством предметов; • сформировать…
Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие по сказке «Колобок». Счет до 5»
Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию (ФЭМП) «Путешествие по сказке» Целевые ориентиры: закреплять умение считать от 1 до 5; закреплять порядковое значение числа, правильно отвечать на вопросы «сколько», «который по счету»; упражнять…
Изучаем понятие «Столько же»
Приведу здесь несколько примеров наших самых первых игр с количествами (играли в них в возрасте около 2 лет):
Рассаживаем 2-3 игрушки за столом, сообщаем малышу, что у одной из них сегодня день рождения, поэтому всех гостей нужно накормить. Для начала вместе считаем, сколько всего гостей и со словами «Так, всего 3 гостя, значит, и тарелки нам понадобится тоже 3» отсчитываем с малышом три тарелки. Расставляем их гостям, проверяем, что всем хватило, а это значит что тарелок столько же, сколько игрушек. Аналогично можно давать задания и на раздачу ложек или стульев для игрушек.
Потом голосом куклы Маши говорим «А можно мне, пожалуйста, 3 грибочка». Отсчитываем Маше 3 гриба. Затем рассуждаем, что нужно бы лягушонку положить столько же, чтобы не обидеть. Отсчитываем и ему 3 гриба. Вновь закрепили понятие «столько же».
В игре можно использовать как любой подручный счетный материал (шишки, пуговки, счетные палочки), так и покупной (различные грибочки, морковки, помидорки; вот еще пример шикарного набора).
Не обязательно ограничиваться только темой чаепития, математику можно добавлять в любые сюжетно-ролевые игры. Например, поставить столько же домиков, сколько и зверушек, нарисовать столько же ягодок, сколько и ежиков на картинке и т.д. Главное, гармонично вплести задачу в сюжет игры, поведав историю о том, что зверушки остались без жилья и т.п.
Мультфильмы по теме
Предлагаю вам смотреть онлайн видео с мультфильмами для обучения счету самых маленьких. В большинстве предлагается счет до 10, однако есть видео, с помощью которого можно научиться считать до 100.
Учимся считать life kids. Это познавательные мультики для самых маленьких, где зайчик, котик и другие животные учат малышей различным хитростям науки. В этом видео дети буду учиться считать.
https://youtube.com/watch?v=oCP6OjyaGig
Баба Яга учится считать. Героиня народных сказок Баба Яга в мультике «Баба Яга учится считать» на этот раз выступит в роли «учителя» для малышей. Мультик «Баба Яга учится считать» представляет, как зловещая героиня сказок начинает познавать основы математики. Мультик «Баба Яга учится считать» поможет малышам освоить основы счета до 10 в интересной и увлекательной форме. Смотреть мультфильм «Баба Яга учится считать» можно тут
«Учимся считать до 20», или «Учимся считать до 10». Разновидностей таких мультфильмов довольно много. Например, мультфильм с Ежиком Жекой, который считает яблоки, а затем раскладывает их по ящикам. Мультфильм, где участвует Ежик Жека, не просто перечисляет цифры, а заставляет малышей подумать и сосчитать яблоки, прежде чем они будут разложены по ящикам. Это интерактивный мультик, где Ежик Жека постоянно спрашивает малышей, куда и сколько яблок нужно положить. Ежик Жека научит малышей считать до 10, если просто иногда ставить ребенку это видео
https://youtube.com/watch?v=7rRYj2mwz3A
https://youtube.com/watch?v=jtbQ6ZMUxZw
Мультики серии «Учимся считать до 10» можно посмотреть с Хрюшей и Степашкой, а также с машинками. С Хрюшей и Степашкой малыш может быть знаком по телепередаче «Спокойной ночи, малыши!». Эти герои могут быть ему известны, так что считать с Хрюшей и Степашкой будет просто удовольствием. Мультики с Хрюшей можно смотреть тут
https://youtube.com/watch?v=lYkZ9qGvdtM
Мультфильм с машинками основан на том, что машинки укладывают различные предметы в кузов и считают их. Смотреть мультики с машинками также довольно увлекательно: они сопровождаются песенками, красочные и недолгие, так что ребенок не устает. Есть также варианты мультфильмов, где детям предлагается учиться считать до 100. Смотреть мультики с машинками можно тут
https://youtube.com/watch?v=aI0UQJ6zIH8
Также можно посмотреть онлайн развивающие мультфильмы, где считать предлагается конфетки. Пересчитывая конфетки, кроха научится считать до 10
https://youtube.com/watch?v=IkgP1M-4F1U
«Лунтик». На основе полюбившегося сериала «Лунтик» был создан развивающий мультик. В нем Лунтик считает и показывает цифры. Смотреть развивающий мультфильм «Лунтик» можно тут
https://youtube.com/watch?v=5WHyg2raU3I
Считалочка учимся считать от 1 до 10 с песенкой. Это музыкально оформленный мультик, где детям предлагается считать под музыку.
Серия мультиков «Скоро в школу». Увлекательная серия мультиков «Скоро в школу» позволит вашему малышу научиться считать до 100. В качестве основы мультика «Скоро в школу» выступают предметы или цифры до 100. В целом мультики ненавязчиво знакомят детей с трудными двузначными числами с использованием игровых моментов, при этом участвовать в игре может сам ребенок. Смотреть серию «Скоро в школу» можно тут
Мультики, обучающие детей счету, рассчитаны на аудиторию от 3 до 6 лет. Если ежедневно включать ребенку такие мультфильмы на 10-15 минут, вскоре он начнет считать даже без вашей помощи. Попробуйте!
Учим цифры легко
Когда малышу исполняется год, многие родители задумываются о том, как научить его буквам и цифрам. Современные дети лучше всего запоминают визуальную информацию, ведь она доминирует в окружающей их среде. В процессе обучения вам помогут книжки с картинками, яркие сортеры и интересные мультфильмы — такие, например, как снимает студия «Капуки Кануки».
Все серии мультика
Prev
1
5
Next
Мультфильмы про Рабочие Машины на пляже — строим песочный замок
Мультфильмы про машинки — Грузовик — На Детской Площадке
Развивающий мультик для детей — 4 машинки — учимся считать до 6
Мультфильм про поезд Брио — учим цифры 4 и 5 — развивающее видео
Развивающие мультфильмы про машинки: трактор и гусеница
Развивающие мультфильмы про машинки — Бетономешалка — развивающий мультик
Мультфильмы про машинки — Экскаватор-погрузчик на детской площадке
Песенка про машинки. Игры для мальчиков.
Мультфильм про машинки: Робокар Поли и грузовичок Дампу
Развивающие мультики про машинки — Трактор . Цифра 6
Мультфильмы про машинки — желтый Экскаватор. Цифра 5
Мультфильмы про машинки. На детской площадке. Самосвал
Робокар Поли. Мультфильм про машинки. Учимся считать
Детский сад Капуки Кануки. Учим цифры и цвета с АмНямом
Мультик про машинку трансформер ПОМУ. Развивающие мультфильмы
Prev
1
5
Next
Информация о мультике
Следует отметить, что студия «Капуки Кануки» предлагает самые разные обучающие ролики, которые помогут ребенку запомнить цифры. Так что вы сможете выбрать вариант, который наверняка понравится малышу, и он с удовольствием будет смотреть онлайн мультфильмы «Учим цифры. Капуки Кануки»
Например, можно выбрать цикл «Умные машинки» — в этих роликах цифры помогают запомнить яркие игрушечные рабочие машинки, которые привлекут внимание ребенка. Если малышу нравятся роботы, то можно посмотреть развивающее видео «Робот Q»
Есть даже развивающее видео, где детей учит считать конфетный монстрик Ам Ням, герой популярных мультфильмов и компьютерных игр. В других роликах помощником ведущей Маши станет паровозик. Участие таких ярких персонажей позволяет превратить обучение в веселую игру, которая даст нужный результат. Только не ожидайте, что ребенок запомнит цифры с первого раза. Вам все равно придется время от времени возвращаться к этим мультфильмам.
Как научить ребенка цифрам?
Даже самые интересные мультфильмы не дадут нужного эффекта, если предоставить ребенка самому себе. Родителям стоит посмотреть обучающие видео «Капуки Кануки» вместе с ребенком
Обратите внимание на то, как построен сюжет этого мультфильма — чаще всего это игра, в которой машинкам нужно найти определенную цифру, паровозику — присвоить номера вагонам и т.д. И эти игры вы также можете повторять в домашних условиях
Малышу наверняка будет интересно сделать то, что он недавно видел на экране. Важным условием является регулярность таких занятий. Мультфильмы идут 5-7 минут, на дополнительные занятия можно отвести еще минут десять.
Необходимо позаботиться о том, чтобы у вас было достаточно наглядных материалов — например, сортеры с цифрами, игрушечный паровоз с вагонами (их номера вы сможете написать сами, маркером, крупно и разборчиво), другие игрушки
Принимайте самое активное участие в таких играх, а во время просмотра мультфильмов «Капуки Кануки» обращайте внимание ребенка на самые важные моменты. И тогда малыш сможет быстро запомнить цифры
Скачиваем цифры — раскраски от 1 до 10 с заданиями.
Эти карточки хороши тем, что во время занятий ребенок может совмещать обучение с рисованием. Если вы заметили, что ваш малыш устал и перестал внимательно воспринимать информацию, сделайте перерыв — предложите ребенку раскрасить картинки с цифрой, которую он уже успел выучить. Таким образом, ребенок и отдохнет, и с удовольствием приступит к изучению следующей цифры.
На четвертом бланке вы найдете два задания для малышей на счет, для закрепления пройденного материала. К тому же, во втором задании ребенку предлагается дорисовать узоры на варежках в зеркальном отображении. Такие примеры вы легко сможете составить сами при помощи цифр, картинок и математических знаков, которые распечатаете на странице.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятие придут гости, а кто придет, вы узнаете отгадав загадки.
1. Был поленом, стал мальчишкой,
Обзавелся умной книжкой.
Всюду нос суёт он длинный?
Кто же это? (Буратино)
2. А эта дружила с самим Буратино,
Зовут ее просто, ребята, — …. (Мальвина)
Дети: Мальвина и Буратино.
Воспитатель: Правильно вы отгадали загадки, посмотрите на экран. (появляется изображение Мальвины и Буратино)
Мальвина предлагают вам поиграть с ними и помочь Буратино ответить на все вопросы. Поиграем?
Дети: Да
Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино»
Мальвина дает задание Буратино и детям «Назови и покажи знакомые геометрические фигуры». (кубы, цилиндры, шары). Дети помогают Буратино выполнить задание.
Вы должны разложить на столе геометрические фигуры и назвать их.
Ответ детей: Кубы, цилиндры, шары.
Воспитатель: Артем отсчитайте четыре куба.
А мы проверим, правильно ли ты выполнил задание.
Дети давайте вместе посчитаем (считают кубы).
Воспитатель: Артем правильно выполнил задание.
Вика отсчитайте столько же цилиндров и поставьте их парами с кубиками так, чтобы их было видно, что фигур равное количество.
Вика выполняет задания.
Воспитатель: Ребята, можно сказать о количестве кубов и цилиндров?
Ответ детей: их поровну.
Воспитатель: Дети скажите сколько кубов и цилиндров?
Дети: четыре куба, 4 целиндра.
Воспитатель: Ребята, как сделать так, чтобы кубов стало пять?
Ответ детей: добавить один куб.
Воспитатель: Ваня иди добавь один куб.
Дети сколько стало кубов (ребята пересчитывают кубы).
Ответ детей: пять.
Воспитатель: Скажите, как вы получили число пять?
Ответ детей: к четырем кубам добавили один.
Воспитатель: Сколько кубов и сколько цилиндров у нас на столе?
Ответ детей: пять кубов и четыре цилиндра.
Воспитатель: Ребята давайте сравним, чего больше цилиндров или кубов?
Ответ детей: кубов больше чем цилиндров.
Воспитатель: А, чего меньше сравните?
Ответ детей: цилиндров меньше, чем кубов.
Воспитатель:Дети скажите какое число больше: пять или четыре?
Ответ детей: пять больше чем четыре.
Воспитатель:Какое число меньше: четыре или пять?
Ответ детей: четыре меньше пяти.
Воспитатель: Молодцы ребята вы помогли Буратино и все справились с первым заданием. Но у Мальвины для вас есть еще задание.
Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».
Дети проходите за столы
Воспитатель: У вас на столе лежат геометрические фигуры, возьмите их и отсчитайте четыре квадрата (Дети выполняют задания).
Воспитатель: Теперь отсчитайте пять прямоугольников и расположите их ниже квадратов (Дети выполняют задания).
Воспитатель: Ребята сколько у вас квадратов? Сколько прямоугольников?
Ответ детей: Пять прямоугольников, четыре квадрата.
Воспитатель: Сравните, чего больше? Квадратов или прямоугольников?
Ответ детей: Пять прямоугольников больше, чем квадратов.
Воспитатель: А, теперь сравните, что меньше?
Ответ детей: Четыре квадрата меньше, чем прямоугольников.
Воспитатель: Скажите,какое число больше: пять или четыре?
Ответ детей: Пять больше четырех.
Воспитатель:Какое число меньше: четыре или пять?
Ответ детей: Четыре меньше пяти.
Воспитатель: Как сделать так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну.
Ответ детей: Добавить еще один квадрат (Дети выполняют задания).
Воспитатель: Молодцы ребята и второе задание вы выполнили, давайте немного отдохнем.
Физминутка
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Ну что отдохнули, будем дольше заниматься, следующее задание
Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».
Проходите за столы, у вас на столах лежат рисунки- таблички, вы должны дорисовать те фигуры, которых не хватает. Сначала рассмотрите рисунки – таблички, определить, каких фигур не хватает, а потом только дорисовать недостающую фигуру (Дети выполняют задания).
Воспитатель: Молодцы ребята, все выполнили правильно задания.
А сейчас мы с вами поможет Буратино выполнить последнее задание, нужно разложить картинки и разложить их в правильном порядке по времени частей суток. Дети выполняют задание и называют части суток (утро, день, вечер, ночь).
Воспитатель: дети вы такие молодцы помогли Буратино справиться со всеми заданиями.
Занятия с дидактическими материалами
Благодаря своему разнообразию игры со специально разработанными наборами, например палочками Кюизенера, подойдут для детей и 3 лет, и 5 лет. Можно выбрать те варианты, которые в наибольшей степени соответствуют уровню развития крохи.
Для малышей подойдут задания по следующим шаблонам.
- Найти три желтые палочки.
- Сколько палочек я показываю?
- Найди две синие палочки и четыре желтые. Каких больше?
- Родитель выкладывает квадрат из палочек, после чего спрашивает: сколько палочек я использовала, чтобы создать фигуру? Возможно и противоположное задание: сложи фигуру, используя только 5 (или любое другое количество) палочек.
Хорошо зарекомендовала себя карточная методика Домана, которая помогает запомнить внешний вид цифры и ее значение. Задания также просты.
- Мама показывает карточку, задача ребенка – понять, какая цифра на ней изображена, и найти ее пару – другую карточку, на которой нарисовано необходимое число предметов.
- Потом наоборот – мама выбирает карточку, например, с двумя мишками, ребенок должен найти ей пару – «2».
- Мама показывает карточку с тремя зайцам и просит ребенка найти в квартире такое количество предметов, которое изображено на картине. Дошкольник может принести ей три яблока.
Подобные карточки можно купить или изготовить самостоятельно.
Для дошкольников, которые хорошо разобрались с первым десятком, можно использовать и числовую ленту Зайцева, представляющую собой ряд цифр от 1 до 99. Разместить ее можно на стене, чтобы пособие всегда было перед глазами. Задания могут быть различными.
- Взрослый описывает число: два десятка, три единицы. Задача ребенка – понять, что речь идет о 23, и показать число на ленте.
- Чье число больше. Мама и ребенок берут по одной карточке, на которых написаны числа. Ребенок должен понять, у кого число имеет большее значение, а потом – найти оба на ленте.
- Найти на ленте Зайцева возраст каждого из членов семьи.
Все это поможет сформировать правильное представление о цифрах у дошкольников.
Ход занятия:
Воспитатель: Сколько пальцев на руке, И копеек в пятачке, У морской звезды лучей, Клювов у пяти грачей, Лопастей у листьев клена, И углов у бастиона, Про все это рассказать. Нам поможет цифра… (пять).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем закреплять свои знания в счете до 5. И повторим с вами название геометрических фигур.
Воспитатель: Посмотрите все на доску. (Картинки с изображением чисел от 1 до 5)
Давайте попробуем с вами посчитать!
(Дети считают вслух совместно с воспитателем. Повторяют 3 раза)
Воспитатель: а теперь давайте мы с вами научимся считать в обратном порядке.
(Дети считают совместно с воспитателем в обратном порядке. Повторяют 3 раза.). Какие вы молодцы!
Ой, тише, кажется, к нам кто-то пришел. (Достаю игрушку: куклу)
Воспитатель: У нас в гостях кукла Маша, давайте с ней поздороваемся. Маша мне рассказала, что сегодня, по дороге в школу, она в конверте спутала цифры и теперь не может их поставить по порядку. Давайте ей поможем?
(Выбираю желающего ребенка, который на доске расставляет цифры по порядку)
Воспитатель: молодец Соня, помогла Маше, но это еще не все. Сегодня Маша будет присутствовать у нас на занятии, и смотреть, кто из ребят самый старательный и умный.
(Раздаю геометрические фигуры каждому ребенку, по 5 штук)
Воспитатель: давайте с вами немного отдохнем.
Физминутка: Раз подняться, потянуться
Два нагнуться, разогнуться
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре руки шире
Пять руками помахать
Шесть на место тихо сесть.
Воспитатель: немного отдохнули, а теперь возьмите геометрические фигуры и посчитайте, сколько их у вас на столе.
(Дети считают фигуры. Ответы детей)
Воспитатель: правильно их всего 5. А какие фигуры присутствуют у нас на занятии?
(Ответы детей)
Воспитатель: теперь ребята, задача по сложнее. Я вам раздам счетные палочки, а вы из них попробуете сделать геометрические фигуры, которые раздала вам я. Но Маша дает вам подсказку, что не все фигуры у вас получится сделать из палочек.
(Дети делают из счетных палочек геометрические фигуры, воспитатель исправляет ошибки, помогает каждому ребенку в выполнении работы).
Воспитатель: какие вы молодцы, получились разные геометрические фигуры, но какой-то фигуры не хватает и не получилось ее сделать с помощью счетных палочек, как вы думаете, какой?
(Ответы детей)
Воспитатель: правильно, не получились у нас две фигуры-это круг и овал. Ведь из счетных палочек эти фигуры построить невозможно.
(Показываю картину с изображением 5-ти геометрических фигур).
Воспитатель: ребята,давайте с вами повторим название фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. (Повторяю вместе с детьми).
Игровое упражнение «Сделаем столько же».
Сосчитайте, сколько кругов и попрыгайте столько же. Воспитатель показывает карточку с тремя кругами, дети три раза прыгают.
Сосчитайте, сколько кругов и похлопайте столько же. Воспитатель показывает карточку с пятью кругами, дети хлопают пять раз.
Сосчитайте кругов и приседайте столько же. Воспитатель показывает карточку с четырьмя кругами, дети четыре раза приседают.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей, воспитатель подсказывает детям, если они затрудняются ответить)
Воспитатель: Вы сегодня были все молодцы, занятие окончено.
Когда приступать к изучению состава числа
Наиболее подходящий возраст для погружения в тему состава чисел – 6 лет, время подготовки к школе. Но в некоторых случаях вполне уместно начать изучать состав небольших чисел раньше. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и той базы, которой он уже владеет, а именно:
- навык устного счета (другими словами, нужно уметь присваивать любым предметам порядковый номер);
- навык устного счета в обратном порядке;
- знание графического образа чисел (помнить, как они выглядят визуально и легко узнавать);
- как преимущество – способность самостоятельно записывать число.
К освоению состава числа следует переходить после закрепления вышеперечисленных навыков, чтобы избежать трудностей и непонимания. А значит, начать нужно с изучения цифр от 1 до 10.
Учимся считать до 100
Учиться считать до сотни лучше всего в младшем дошкольном возрасте – в период от 4 до 6 лет. Здесь все не намного сложнее, чем на предыдущем этапе:
- Изначально расскажите ребенку о том, что существуют числа «30», «40», «50», «60» и т.д. до «100», а также о том, что всего есть десять десятков. Не забудьте упомянуть, что между всеми десятками стоят конкретные единицы, и снабдите свое повествование простыми примерами.
- На изучение каждого десятка отводите один день, выполняя задания, аналогичные заданиям при обучении счету до 20. Вечером каждого дня уделяйте 15-20 минут на повторение материала. Для наглядности сначала можно использовать предметы домашнего обихода или игрушки. Если замечаете, что какая-то информация усваивается ребенком не очень хорошо, возвращайтесь к началу текущей темы.
- В качестве вспомогательных методов применяйте дидактические материалы и развивающие игры. Записывайте последовательности чисел и давайте малышу задание искать пропущенные или конкретные числа, названные вами.
- Как можно чаще хвалите своего ребенка. Избегайте негативных оценочных фраз, например, «У тебя не получается», «Ты не выполнил задание», «Ты плохо понимаешь» и т.д. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Старайтесь всеми силами сохранять у него мотивацию и положительный настрой.
При помощи таких нехитрых способов вы сможете легко и быстро научить дитя считать до ста. Но параллельно с этим нужно начинать осваивать математические операции, для начала – сложение и вычитание (не простейших чисел, а двухзначных). Для этого советуем вам научить ребенка считать столбиком.
5
Как научить ребенка складывать и вычитать
Приступая к обучению устному счету, стоит прежде всего учитывать возрастные особенности детей.
Если речь идет о ребенке младшего дошкольного возраста, целесообразно будет начать изучение материала с простейших примеров и задач, предварительно объясняя, что такое число, а что такое цифра; постепенно объяснить ребенку сложение и вычитание.
Для старших дошкольников подойдут игры и методики посложнее – те, в которых нужно применять на практике навыки сложения и вычитания, например, игра «Магазин».
Для детей 2-3 лет
Детям данной возрастной категории проще всего будет научиться считать, используя пальцы рук. Например, нужно сесть рядом с ребенком, начать загибать по очереди его пальчики и считать при этом вслух.
Например, говорить:”У мамы одна конфета. Разогни один пальчик. У папы три конфеты. Разогни еще три пальчика. Сколько всего конфет получилось? Посчитай пальчики. Один, два, три, четыре. Правильно!”
Или так: “У мамы пять конфет. Разогни пять пальчиков. Папа забрал у мамы две конфеты. Загни два пальчика. Сколько конфет осталось у мамы? Посчитай оставшиеся пальчики. Раз, два, три.”
Для детей 4-5 лет
Детям в возрасте 4-5 лет удобнее всего объяснять принципы сложения и вычитания с помощью обучающего материала, которым могут послужить любимы игрушки.
Например, можно посадить рядом пять кукол, потом добавить еще две, спросить ребенка, сколько получилось, после этого добавить еще одну, спросить, сколько кукол получилось теперь. Или поставить в ряд семь машинок, откатить три, спросить, что произошло, и сколько машинок теперь осталось.
Проводить обучение можно, используя любые окружающие предметы: кубики, палочки, карточки. Так же можно приобрести прописи “Учим порядковый счет до 5,10,20 и 100”.
Для детей 5-6 лет
Для обучения счету детям от 5 до 6 лет подойдут те же игровые методики, что и для четырех и пятилетних ребят.
Задания можно усложнять, давая для решения ребенку составные примеры, например 2 + 2 – 1, решению подобных задач поможет линейка счетная для дошкольников.
Главное, на чем стоит остановиться родителям, это как объяснить ребенку, что такое плюс и минус
Важно с самых первых дней занятий дать четкое определение данным терминам: плюс – это когда что-то прибавляется, а минус – когда что-то убавляется
Для учеников 1 класса
Поступление детей в первый класс является для них важной жизненной ступенью. В это время у ребенка меняется сфера деятельности, он примеряет на себя роль ученика. Для достижения положительных результатов, учитывая возраст школьников, педагоги практикуют изучение устного счета в игровой форме:
Для достижения положительных результатов, учитывая возраст школьников, педагоги практикуют изучение устного счета в игровой форме:
- Метод Зайцева. Получение новых знаний происходит благодаря использованию специальных кубиков и таблиц.
- Метод Глена Дамана. Обучение счету ведется с помощью карточек, на которых располагается отдельное количество точек.
- Метод Полякова. Понятие о числе и цифрах дети получают, раскладывая разноцветные кубики и наполняя коробочки с отверстиями.
Для учеников 2 класса
Младшие школьники к этому времени уже должны овладеть основными навыками математических действий.
Применение игровых методик отходит на второй план, упор делается на решение примеров в тетрадях и у доски. Детям предлагают для решения простые задачи, в которых участвуют сложные цифры и десятки.
Ход занятия:
1 часть организационный момент
(дети находятся на ковре)
— Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Сегодня к нам в гости пришёл ещё один гость. Послушайте потешку про него.
Петушок, петушок, золотой гребешок
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь.
— Когда просыпаются детки? (Показываю изображение петушка на фоне встающего солнышка)
2 часть
— Кто ещё просыпается вместе с петушком? (курочки) Обращаю внимание детей на доску, на которой расположены 4 картинки с изображением курочек. — Сколько всего курочек? (4)
— Сколько всего курочек? (4)
Ралина, посчитай,пожалуйста курочек и расположи пожалуйста на нижней части доски столько же цыплят:
сколько курочек? (4)
Сколько цыплят(4)
Что можно сказать о количестве курочек и цыплят? (Цыплят столько же сколько курочек)
Проснулась ещё одна курочка и прибежала к четырём курочкам.
(Прикрепляю на доску ещё одну картинку с изображением курочки)
—Что мы можем сказать о количестве курочек и цыплят. Курочек стало больше. (Считаю курочек сама и спрашиваю)
— Сколько стало курочек? Посчитай Соня.
—Как получилось 5 курочек, Розалина. (Добавили одну)
— Миша, сколько цыплят? (4)
—Пять курочек и четыре цыплёнка.
Сравните, кого больше? (Курочек больше, чем цыплят)
Кого меньше? (Цыплят меньше, чем курочек)
—Какое число меньше 5 или 4?
—Какое число больше 5 или 4?
— Как сделать так,чтобы курочек и цыплят стало поровну: по 5.
(Добавить одного цыплёнка)
— Как получилось 5 цыплят (К четырём цыплятам добавили ещё одного)
Восстанавливаю неравенство: убираю одного цыплёнка
— Как ещё можно сделать так, чтобы курочек и цыплят стало поровну. (Убрать одну курочку)
—Молодцы, ребята справились с заданием.
Физминутка.
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
Игра «Покормим цыплят»
А теперь пройдите к своим рабочим местам, поиграем в игру «Покормим цыплят»
—У вас на столе лежит карточка, а на тарелочках картинки с изображением блюдечек и зёрнышек.
— На нижней полоске карточки расположите 4 блюдечка, а на верхней столько же зёрнышек.
—Блюдечек и зёрнышек поровну?
—По- скольку блюдечек и зёрнышек? (по 4)
— Сделайте так, чтобы блюдечек стало 5.
—Как получилось 5 блюдечек? (Добавили 1)
—Сравните, что больше?
—Что меньше?
— Сделайте так, чтобы блюдечек и зёрнышек стало поровну.
— По сколько теперь зёрнышек и блюдечек?
—С заданием мы славно справились.
—А теперь, оставляем всё на столах и проходим на ковёр.
Игра «Когда это бывает?»
У нашего петушка есть для нас ещё одна игра «Когда это бывает?»
Я хочу Вам объяснить
Я хочу Вам объяснить,
Как на части день делить.
Каждый может по часам
Время дня увидеть сам.
Утром солнышко встает,
За окошком рассветет.
Просыпаться нам пора,
В детский сад идти с утра.
Вот на улице светло,
Время полдника пришло.
Мы гулять, играть идем,
Много дел бывает днем!
Вот и солнышко садится,
Это вечер к нам стучится.
Вся семья вернется в дом,
Соберется за столом.
День закончился давно.
На дворе совсем темно.
Ночь приходит. Нам она
Доброго желает сна.
Порадуйте петушка, назовите все части суток по порядку.
Загадки
Сегодня мы будем отгадывать загадки. Они необычные, про знакомые нам с вами геометрические фигуры. Отгадывать мы их тоже будем необычно
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.
Ты на меня внимательно смотри –
Ведь у меня всего по три.
Три стороны и три угла,
Три пика – острия.
Теперь быстрее дай ответ,
Кто же я? Треугольник.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… квадрат
Вы подумайте, скажите.
Только помнить вы должны:
Стороны фигуры этой
Противоположные равны. Прямоугольник.
Дидактическая игра «Волшебная геометрия»
— Молодцы, ребята, справились с загадками. А петушок нам ещё одну игру приготовил называется она «Что к чему». На столе расположены геометрические фигуры, а вокруг лежат игрушки, похожие на геометрические фигуры. Вам нужно игрушки, похожие на круг положить с кругом и т. д.
Организационное завершение
— Понравилась вам игра? (Да) Петушок нам её оставит и мы ещё поиграем.
Ребята, а чем же мы с вами сегодня занимались? (Учились считать до 5.)
Молодцы, ребята, петушок очень рад, что вы и считать умеете и геометрические фигуры знаете, и части суток запомнили.