Должностная инструкция классного руководителя. классный руководитель начальных и старших классов

Содержание:

2. Основные задачи и содержание (направления) работы классного руководителя в классе

2.1 Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для интеллектуального, физического и духовного развития личности ребенка. Для чего:

а)  Изучает особенности развития каждого ребенка, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, отражая все данные в психолого-педагогической карте.
б)  Изучает склонности, интересы, сферу дарований ребенка, подбирая каждому определенный вид деятельности, где его может ожидать успех.
в)  Способствует созданию благоприятной атмосферы и морально-психологического климата для каждого отдельного воспитанника в классе.
г)  В соответствии с возрастными потребностями детей и требованиями классной жизни организует жизнедеятельность классного коллектива.
д)  Развивает классное самоуправление, приучая детей к самоорганизации, ответственности, готовности и умению принимать жизненные решения.
е)  Помогает воспитанникам решать проблемы, возникающие с педагогами, товарищами, родителями, адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников.
ж)  Направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка.

Совместно со школьным психологом организует психологическое просвещение учащихся, знакомит с правами и свободами казахстанского гражданина.

2.2. Оказывает помощь воспитанникам в учебной деятельности.

2.3. Организует и участвует в педагогических консилиумах (малых педсоветах, административных совещаниях) по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей предметников.

2.4. Содействует получению дополнительного образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, существующих в школе и по месту жительства.

2.5. Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит к осознанному выбору профессии.

2.6. Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе и на сельскохозяйственных работах в учебное время.

2.7. Дает консультации родителям. Проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе.

2.8. Организует питание, дежурство, коллективную уборку школы, помощь детей в ремонте школы, заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей.

2.9. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.

Функции и обязанности классного руководителя

Каково значение классного руководителя? Он — основной организатор учебно-педагогического процесса в школе; должностное лицо, которое назначает директор школы для того, чтобы организовать воспитательную работу с учениками.

Сегодня существует несколько видов классного руководства:

  • педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
  • классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса
  • куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
  • тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.

Функции классного руководителя:

  • воспитание
  • социальная защита
  • организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива
  • координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)
  • управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

 

Классный руководитель — лицо, имеющее определённые права и обязанности:

  • быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика
  • осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий
  • взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, библиотекарем, школьным психологом, медработниками, специальными службами делам детей, родителями учеников
  • вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и с помощью различных методов
  • содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе
  • получать помощь от коллектива сотрудников школы
  • вести индивидуальную работу с учениками и их родителями
  • не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей
  • проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики
  • организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников
  • помогать каждому конкретному ученику в решении проблем
  • осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

Основные функции классного руководителя

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать перечень функций, определяющих содержание работы педагога, на которого возложено классное руководство:

  • аналитико-прогностическая;
  • охранная;
  • организационно-координирующая;
  • коммуникативная;
  • профилактическая.

Рисунок 1

Разберем, что именно включают в себя данные функции.

Определение 3

К аналитической функции классного руководителя относится сбор и обработка самых разных видов данных. Она подразумевает, что педагог получа ет и обрабатывает личную информацию об учениках, делает выводы об уровне их развития, окружении и ситуации в семье, изучает и анализирует личность каждого ребенка и коллектива в совокупности, стремится к объективной оценке успехов и неудач своих подопечных, анализирует воспитательный потенциал других педагогов, взаимодействующих с классом, а также изучает уровень влияния окружающей среды на воспитательно-образовательный процесс.

Прогностическая часть функции вытекает из данных аналитической ее части. Она предполагает, что педагог стремится предвидеть результаты воздействия на учеников, прогнозирует индивидуальный уровень развития каждого школьника и процесс формирования коллектива, а также его деятельность, строит модель воспитательной работы и разрабатывает планы на ее основе.

Определение 4

Организационно-координирующая функция подразумевает опосредованную или непосредственную помощь ученикам.

Она может реализоваться в следующем: создание условий для различной общественной деятельности, организация учебной работы со школьниками, создание детского самоуправления для развития у детей самоорганизации и самоконтроля, содействие в получении дополнительного образования (в т.ч. вне школы), работа по созданию благоприятной атмосферы для саморазвития ребенка, повышение уровня психологической просвещенности (при участии школьного психолога), тесное взаимодействие с родителями учеников и учителями-предметниками, а также школьным психологом, специалистом по внеклассной работе, библиотекарем, медицинским работником школы. Также классный руководитель:

стимулирует и поддерживает совместную творческую деятельность педагогов, учеников и родителей;

  • активно участвует в совещаниях и советах;
  • помогает будущим выпускникам с профессиональным самоопределением;
  • организует внеурочные мероприятия;
  • ведет классную документацию, в том числе классный журнал;
  • учитывает посещаемость занятий;
  • планирует свою работу;
  • участвует в улучшении материально-технических условий для наилучшего проявления творческой активности учеников.

Одной из наиболее важных является коммуникативная функция, успешная реализация которой зависит от личной коммуникативной компетентности классного руководителя. Она заключается в следующих видах деятельности:

  • создание благоприятных отношений между учениками и учителями;
  • формирование и регулировка межличностных отношений в коллективе;
  • помощь ученикам в установлении связи с социумом;
  • поддержание дисциплины и коррекция поведения;
  • создание позитивного психологического климата в классе.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Должностные обязанности

Независимо то того, в какой параллели работает педагог (младшей, средней или старшей), он, как классный руководитель образовательного учреждения выполняет определенные должностные обязанности:

  1. Планирует деятельность в классе на учебный год, отдельную четверть. Составленный план утверждает заместитель руководителя школы по воспитательной работе.
  2. Обеспечивает безопасные условия осуществления воспитательного и образовательного процесса, в случае необходимости сообщает о несчастном случае администрации, принимает меры по оказанию первичной медицинской помощи.
  3. Организует изучение учащимися правил дорожного движения, охраны труда, организует инструктажи по ПДД, ТБ с обязательной их записью в журнал инструктажей.
  4. Способствует мотивации к образовательному процессу каждого ребенка, изучает его индивидуальные и возрастные особенности для стимулирования познавательного интереса.
  5. Следит за успеваемостью класса, своевременно выявляет причины низкой успеваемости, предпринимает действия для изменения сложившейся ситуации.
  6. Соблюдает свободы и права учащихся.
  7. Создает благоприятные условия для разностороннего творческого развития личности, нравственного и духовного становления.
  8. Вместе с органами самоуправления учащихся осуществляет пропаганду здорового образа жизни, организует и проводит спортивные, массовые, оздоровительные мероприятия, способствующие укреплению психологического и физического здоровья подрастающего поколения.
  9. Обеспечивает взаимосвязь между воспитательным воздействием на ребенка школы и семьи, осуществляет работу с родителями, подключает для защиты прав детей компетентные органы.
  10. Создает позитивный микроклимат внутри классного коллектива.

Найдено научных статей по теме — 15

Координация деятельности классных руководителей

Байбородова Л. В.

В статье рассматриваются функции директора и его заместителя по координации деятельности классных руководителей, задачи, содержание и формы методической работы, обеспечивающие согласованность работы классных руководителей; педагог

ПРАКТИКА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

Стрижак О.В.

В статье рассматриваются актуальные для современной школы проблемы организации классным руководителем воспитательного процесса в среднем звене общеобразовательного учреждения; описывается практика работы классного руководителя с п

Педагогическое просвещение в работе классного руководителя

Гайдарова Людмила Играмудиновна

Семья это основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается формирование личностных свойств, мировоззрения и жизненной позиции растущего человека.

Информационные технологии – в помощь классному руководителю

Виноградова Гульсина Рафаиловна

Использование ИКТ во внеклассной работе – эффективный метод в развитии познавательных процессов и творческих способностей учащихся.

Роль классного руководителя в здоровьесберегающей педагогике

Сосновская Лариса Викторовна, Глухарева Анжелика Анатольевна, Болтунова Светлана Петровна

статья посвящена роли классного руководителя в здоровьесберегающей педагогике. Ухудшение здоровья детей стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

Рекомендации классному руководителю. Беседы о выборе профессии

Парнов Дмитрий Андреевич

Автор предлагает рекомендации классному руководителю учащихся старших классов по проведению профориентационной работы; предлагается проведение занятий в форме классных часов.

Роль классного руководителя в формировании личности школьников

Жаворонкова Ю.М., Кильмасова И.А.

Статья посвящена раскрытию сущности роли классного руководителя в формировании личности школьников.

Классный руководитель: духовно-нравственное воспитание школьников

Кучерова Оксана Егоровна

В статье рассматриваются функции классного руководителя в духовно-нравственном воспитании ребенка.

Факторы роста результативности деятельности классных руководителей

Антонова Ольга Николаевна

Исследуется проблема повышения эффективности воспитательного процесса в современном образовательном учреждении, ключевой фигурой которого является классный руководитель.

Функции классного руководителя и что нужно для их осуществления:

  • Знать Имя, фамилию, домашний адрес, телефон (желательно) каждого ребёнка в своём классе, а также ФИО родителей (законных представителей), их телефон. Я просила и данные о месте работы родителей, но они скорее всего являются избыточными.
    В данном случае реализуется следующие функции классного руководителя из организационно-координирующих:
  • Эти данные также необходимы для осуществления следующей функции:
  • Знать особенности характера ребёнка (по возможности). Не все черты характера и склонности видны учителю сразу или даже со временем. Родители видят учащегося по-своему, в другой обстановке. Всем нам хочется, чтобы ребенка воспринимали как личность со всеми особенностями характера и поведения, поэтому расскажите о них классному руководителю. 
    Это может быть необходимо для:

    Для осуществления коммуникативных функций:

  • Знать причину отсутствия ребёнка на занятиях . Классный руководитель отвечает за жизнь и здоровье ребёнка во время занятий. Поэтому с вас и просят заявления,  записки, справки и т.д. На основе данных документов администрация составляет официальный приказ об освобождении ребенка от занятий. Таким образом, ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время занятий берет на себя родитель (законный представитель). Это функция контрольная:
  • Должен готовить и проводить собрания родительского комитета и родительские собрания (как групповые, так и индивидуальные)
  • —проверять дневники как минимум раз в неделю (выставлять оценки, вклеивать важную для родителей информацию, сообщать о дате проведения родительского собрания и т.д.). Сейчас есть электронные дневники, а также большая часть информации выкладывается на сайте школы (школа обязана постоянно обновлять информацию на сайте для обеспечения информационной открытости образовательного учреждения, имейте это в виду). Но многие родители хотели бы по старинке получать информацию из бумажного носителя.
  • Знать медицинские показания и противопоказания каждого ребёнка — рекомендуется
    Учитель не вправе требовать медицинские заключения и диагнозы. Но родители по своему желанию могут сообщить, есть ли у ребенка аллергия или физические особенности, которые нужно учитывать при организации учебного процесса (например, плохое зрение).

‘);
var s = document.createElement(‘script’);
s.type = ‘text/javascript’; s.async = true;
s.src = ‘https://ad.admitad.com/shuffle/6d148be449/’+subid_block+’?inject_to=’+injectTo;
var x = document.getElementsByTagName(‘script’);
x.parentNode.insertBefore(s, x);
})();
// ]]>

Знать социальный статус семьи (является ли семья малоимущей (официально), сколько в семье детей, находятся ли родители в разводе).
Данная информация собирается для деятельности социального педагога.
оказание родителям помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)
Походы с детьми в кино, театр и проведение других воспитательных или развлекательных мероприятий-
организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

Методические рекомендации освещают и формы работы, которые классный руководитель может использовать для осуществления своих функций: индивидуальные (беседы, консультации); групповые (например, органы самоуправления, которые сейчас почему-то перестали быть актуальными, по крайней мере в моей школе); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты).

Успешность работы предлагается оценивать по уровню социального развития обучающихся (общая культура, дисциплина), то есть по результатам.  Так же оценивается сам процесс работы, то есть как классный руководитель организовал воспитательную работу с учащимися, как взаимодействует с коллективом школы и родителями.

Но некоторые вещи всё же не освещены в документе, но, по-моему мнению, важны для работы — это то, чего нельзя делать в работе классного руководителя и немного о его графике.

Должностные обязанности

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

3.2. Ведет «личные дела» обучающихся и следит за их оформлением.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

3.5. Организует порядок питания обучающихся.

3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).

3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.

3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.

3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.

3.13

Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание «трудным» детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом

3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.

3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.

3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью раз в четверть.

3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

3.28. .

Обязанности и задачи

  • анализировать ход и развитие воспитательного процесса в своем классе;
  • прогнозировать изменения ситуации в образовательной сфере для того чтобы корректировать план воспитательной работы в классе;
  • планировать и организовывать воспитательный процесс, проводя мероприятия для учеников;
  • разрабатывать методические документы по своей работе с учащимися;
  • осуществлять контроль за воспитание детей;
  • осуществлять подготовку культурно-воспитательных мероприятий;
  • вести работу с родителями учащихся;
  • изучать с детьми нормативные и локальные акты, которые касаются школы;
  • следить за дежурством своих учеников;
  • осуществлять координацию за деятельностью класса во время прохождения мероприятий;
  • осуществлять контроль, за безопасностью приборов и технического инвентаря, применяемого для учебной деятельности;
  • контролировать, как дети соблюдают нормативные акты образовательного учреждения;
  • контролировать, как дети получают школьное питание в столовой;
  • консультировать родителей учеников, если у них имеются вопросы;
  • давать оценку воспитанности учеников своего классного коллектива;
  • обеспечивать заполнение учениками необходимой документации;
  • проводить родительские собрания каждую четверть;
  • проводить проверку дневников учеников;
  • передавать родителям требования администрации школы;
  • составлять отчетную документацию и предоставлять ее директору;
  • заполнять портфолио класса;
  • заполнять журнал;
  • заполнять дневник классного руководителя;
  • создавать положительную среду для каждого ученика;
  • помогать детям в учебном процессе;
  • помогать детям в возникших проблемах с другими учениками, учителями или родителями;
  • помогать детям в посещении дополнительных занятий после уроков;
  • содержать в целостности мебель и помещения;
  • присутствовать во время внеурочных мероприятий, в которых участвует его класс;
  • информировать учеников о насилии и о местах, куда они могут обратиться с этим вопросом;
  • обсуждать с детьми технику безопасности, их эмоциональное состояние дома, в семье и школе, и других местах;
  • сообщать директору или его заместителю о любом выявленном случае насилия над ребенком;
  • вмешиваться для того чтобы предотвратить жестокость над ребенком;
  • контролировать школьную деятельность в классе во время всего учебного года.

Зоны ответственности классного руководителя

Ответственность классного руководителя определяется и прописывается на уровне образовательного учреждения с основой на те законодательные акты, которые обозначены выше. 

Но если брать функциональное разделение обязанностей, то в современных условиях оно выглядит так:

Параметры сравнения Учитель Классный руководитель  Тьютор 
Реализуемый процесс обучение воспитание самообразование
Функции управление управление, педагогическая поддержка сопровождение
Методики все методики обучения все методики воспитания рефлексия опыта
Результат предметный, метапредметный личностный формирование познавательной сферы и потребности в самообразовании

Специфика работы

Что представляет собой план работы классного руководителя? Начнем с того, что его основной задачей является организация и направление воспитательного процесса в классе. Этот человек проявляет заботу о всестороннем и гармоничном развитии каждого ребенка.

Должностная инструкция классного руководителя предполагает проведение педагогом мероприятий, направленных на развитие трудолюбия, позитивного отношения к учебной деятельности в подрастающем поколении россиян.

Основным в работе наставника является сплочение детей в дружный коллектив. План воспитательной работы классного руководителя составляется для: 1-4; 5-9; 10-11 классов.

Особое значение педагог уделяет вовлечению детей в дополнительное образование: кружки, секции, клубы по интересам.

Например, в план воспитательной работы классного руководителя включаются следующие направления деятельности:

  • художественное;
  • туристическое;
  • техническое;
  • краеведческое.

Для того, чтобы воспитательная работа была максимально результативной, осуществляется первоначальная диагностика. На ее основе выстраивается система работы, а также образование классного руководителя.

Деятельность наставника основывается на анализе негативных и позитивных тенденций, происходящих в современном обществе. В своей работе учитель применяет личностно–ориентированный подход, позволяющий ему создавать для каждого ребенка свой путь личностного развития.

Опыт работы классного руководителя старших классов оказывается довольно полезным для учителей–предметников. Информация помогает налаживать контакт с подростками, избегать конфликтных ситуаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector