Увлекательная деятельность для дошкольников

Правила рисования по клеткам

Математический диктант по клеточкам будет максимально эффективен в развитии подрастающего поколения только при его проведении в соответствие с основными правилами рисования.

Правила рисования по клеткам:

Во время работы рекомендуется использовать мягкий карандаш и ластик. Карандаш указанного типа обеспечит более плавное скольжение руки ребенка по рабочей поверхности, что сократит вероятность допуска ошибок в прорисовке изображения. Ластик необходим для своевременной коррекции рисунка. Его использование целесообразно только если ребенок сам заметит погрешность. В противном случае прерывать работу маленького ученика не рекомендуется, так как это может спровоцировать рассеивание детского внимания и, как следствие, потерю интереса.
После прорисовки основных линий и получения контура изображения рекомендуется предложить ребенку обвести линии маркером яркого цвета

Такая смена деятельности даст возможность ребенку немного расслабиться и переключить внимание с четкого следования указаниям преподавателя на творческую составляющую учебного процесса.
Оптимально начинать знакомство ребенка с математическими диктантами с рисования геометрических фигур или простых картинок овощей и фруктов. Давая ребенку на начальном этапе простые задания, учитель подкрепляет веру ученика в собственные силы и желание попробовать себя в выполнении более сложных задач.

Чтобы избежать многочисленных правок, рекомендуется предложить ребенку, следуя указаниям учителя, для начала просто расставлять точки в необходимых местах рабочей поверхности, не тратя время на прорисовку ровных контуров изображения

Соединять точки между собой целесообразно только после завершения диктовки.
При размещении задания на листе бумаги важно объяснить подрастающему человеку, что читать указания по рисованию линий нужно слева направо.
Чтобы облегчить рабочий процесс для ребенка, учителю следует самостоятельно поставить на рабочей поверхности исходную точку, предварительно отступив необходимое количество клеток от краев листа бумаги.
После того, как дети поймут принцип выполнения графического диктанта, рекомендуется уточнить у них, какое изображение они хотят нарисовать в следующий раз. Учитывая пожелания ребенка при составлении заданий, преподавателю удастся преумножить интерес подрастающего человека к урокам подобного типа.
Не рекомендуется уделять математическому диктанту более 20 мин

в день
Для дошкольников и младших школьников это максимальное время, когда они физически способны сосредотачивать внимание на выполнении одного задания. Затянув урок, учитель рискует отбить желание у детей заниматься в дальнейшем и спровоцировать возникновение негативных ассоциаций.

Рисование по клеточкам для начинающих

Рисование по клеточкам можно начинать с простых узоров. Постепенно переходя к более сложным ритмическим рисункам и графическим диктантам.

Для начала можно использовать простое копирование рисунка по клеточкам

На таких заданиях ребенок научится сравнивать и разовьет свое внимание

Но все же, для развития мозга малыша, необходимо использовать более сложные и развивающие задания, нежели простое копирование.

В них активно подключается работа мысли, развивается логика и математическое мышление.

Ольга Наумова «Рисование по клеточкам»

Задания книги будут очень полезны и интересны детям 5-8 лет.Разнообразные упражнения различного уровня сложности будут прекрасным инструментом для подготовки ребенка к школе, а также смогут с пользой увлечь малыша в свободное время. Учителя в этой книге без труда найдут для себя «изюминки» для своих уроков.

Пример странички этой книги.

Также необходимо помнить и о развитии кругозора малыша.

Поэтому предлагаю малышам открыть для себя мир живой природы, классифицированный по тематическим группам. Ребёнок сможет не только научиться рисовать по клеточкам указанных представителей, но придумывать и добавлять своих. Эти занятия послужат хорошим толчком для развития кругозора и творческих способностей ребенка.

Поэтому с удовольствием делюсь с вами еще очень интересным и  развивающим материалом.

В качестве примера поместила одну из первых страничек. Она касается насекомых. В книге также есть странички, посвященные лесным, морским, домашним животным, животным жарких стран, обитателям водоёмов, но и конечно же растениям.

Таким образом, рисование по клеточкам учит ребёнка ориентироваться на плоскости листа, что очень важно при обучении в школе. Кроме того, ребенок развивает:

пространственное мышление;
внимание;
мелкую моторику руки;
приобретает умение соотносить образец и свой рисунок;
учится сравнивать;
находить и исправлять ошибки.

Упражняться в этом увлекательном занятии можно каждый день. Оно принесёт вашему ребенку только пользу.

Способы математического диктанта по клеткам

Математический диктант по клеточкам можно выполнять несколькими способами:

Способ выполнения математического диктанта
Краткое описание методики
Графическое копирование (подходит для дошкольников)
Каждому ребенку на выбор предлагается несколько изображений, границы которых подразумевают очерчивание конкретного количества клеток. Выбрав понравившуюся картинку, маленький художник может приступать к ее срисовыванию на свою рабочую поверхность

Важно объяснить ученику, что в результате проделанной работы он должен получить точную копию исходного изображения, вне зависимости от того, каким образом он будет ее воссоздавать (например, некоторые дети рисуют границы картинки, не отрывая карандаш от бумаги, другие предпочитают прорисовывать отдельные детали, после чего соединяют их в целостную композицию).
Создание изображения под диктовку (оптимально для младших школьников)
Задача учеников, воспринимая указания преподавателя на слух, обводить необходимое количество клеток, перемещая карандаш в озвученное учителем направление. В данном случае не рекомендуется показывать заранее изображение, которое дети должны получить по итогу

Обладая хорошей памятью, младшие школьники смогут частично предугадать указания взрослого во время диктанта, что повлияет на одну из основных целей рассматриваемого задания – научить детей сосредотачиваться на конкретном действии и быстро обрабатывать информацию, полученную посредствам органов слуха.
Симметричная прорисовка рисунка (оптимально для детей всех возрастов)
Перед началом диктанта детям показывают половину картинки. Их задача – следуя указаниям учителя, дорисовать симметричную часть изображения, получив таким образом целостный рисунок. Преимущество такой методики в том, что подрастающий человек в данном случае не только учится обрабатывать информацию и незамедлительно преобразовывать ее в действие, но и развивает фантазию (заранее придумывая, как может выглядеть рисунок по итогу), а также знакомится с понятием равенства в математичке и изобразительном искусстве.

Простое рисование по клеточкам в тетради

Маленьким детям (4-5 лет) для начала надо предложить в качестве образца яркие рисунки, где каждая клеточка закрашена. Малышу будет интересно раскрашивать клеточки в разные цвета, и получить красивый рисунок. Кстати, лучше использовать для подобных упражнений листки с крупной клеткой. Четырёх или пятилетнему малышу так будет намного проще. Кроме того, надо объяснить малютке, что закрашивать клеточки лучше снизу вверх.

Детям постарше (6-7 лет) рекомендуется предложить дорисовать половину готовой картинки, что бы получился законченный рисунок. Выполнять такие графические диктанты можно простым карандашом или ручкой на листочках со стандартной клеткой.

Младшим школьникам уже можно предлагать настоящий графический диктант. Его можно как диктовать, так и дать ребёнку в схематичной форме. Если чадо ещё плохо читает, то родителям придётся зачитать ему краткое пояснение, расположенное в начале каждого подобного диктанта. Как правило, там указано, сколько клеточек нужно отступить от какого-либо края листа, чтобы поставить точку, которая и станет началом всего рисунка.

Какого бы возраста ни был ребёнок, родители обязательно должны следить, чтобы он не переутомился. Поэтому время занятий не должно превышать 15 минут для самых маленьких и 25-30 минут для дошколят и младших школьников.

Нажмите на рисунок – картинка увеличиться. Правой кнопкой мыши – клик. В открывшемся окне выбирайте “Сохранить картинку как”.

Сохраняете к себе на рабочий стол. Распечатайте.

Графические рисунки для детей 5-6 лет

На этапе подготовки к занятиям необходимо объяснить детям смысл задания и показать, как рисовать по клеточкам. Дошкольникам уже знакомы геометрические формы и основные цвета, а так же их оттенки.

Занятие рекомендуется провести в игровой форме, так дети лучше усваивают важную информацию. В случае неудачи ребенка необходимо подбодрить и немного помочь ему в выполнении работы.

Обратите внимание!

  • Мастер-класс по декупажу: пошаговые схемы декупажа своими руками. Мастер-классы создания изделий для начинающих (130 фото)

  • Букет из конфет: ТОП-170 инструкций по созданию букета из конфет + идеи оформления своими руками

  • Букет из рафаэлло: лучшие инструкции создания букета из рафаэлло своими руками + простые схемы с фото-обзорами

Дошкольникам удобнее выполнять графические рисунки на листе в крупную клетку.

Кроме тетрадного листа для занятия понадобится простой карандаш, ластик для того, чтобы подкорректировать линии, и шаблон рисунка.

Если ребенок сбился, то следует помочь ему продолжить рисунок с того места, где работа пошла неверно. Как правило, к концу работы дети уже способны завершить рисунок самостоятельно, поскольку догадываются по имеющимся на листочке очертаниям, куда провести линию.

Особенности проведения занятий

Прежде чем начинать упражнение, рекомендуется удалить с парты или стола все предметы, оставив лишь те, которые потребуются: простой карандаш и ластик, тетрадь в крупную клетку, образец рисунка для самостоятельной работы.

У ребенка, приступающего к выполнению задания, должны быть развиты такие навыки:

  1. Свободное ориентирование на листе бумаги, различие понятий «вправо – влево», «вверх – вниз».
  2. Счет до 10 либо умение считать до той цифры, которая обозначает наибольшее количество клеток.
  3. Уверенный захват карандаша, умение провести относительно прямую линию в любом направлении.

Рисунок нужно выполнять на пустом листе. Начальная точка, от которой кроха будет продолжать движение, должна быть поставлена взрослым. Потребуется объяснить малышу, что цифры в упражнении обозначают число клеток, на которые производится перемещение линии. Если в упражнении имеются стрелочки, поясните, что перемещение линий должно происходить по ним. Также следует объяснить ребенку, что лежащие наискосок стрелки, обозначают проведение линии из одного угла клеточки в другой. Покажите это действие на примере.

Польза математических диктантов

Математический диктант — популярная форма контроля знаний, активно применяемая школьными учителями математики. Суть этого явления состоит в том, что педагог задаёт вопрос (в устной или письменной форме), а ученики должны записывать краткие ответы. Дошкольнику можно предложить выполнять задания диктанта наглядно:

  • переставить местами кубики;
  • добавить/убрать названное количество пуговиц;
  • сравнить представленные группы объектов;
  • сгруппировать определённым образом представленные объекты.

Для классификации математических диктантов можно использовать разные критерии. Чаще всего математические диктанты делят на группы в соответствии с теми задачами, которые они решают:

  • усвоение математической терминологии;
  • тренировка устного счёта;
  • логические вопросы.

Смешивать разные виды математических диктантов не рекомендуется, хотя считается допустимым. Главное при составлении задания — его адаптация к уровню знаний конкретного малыша (или группы детей, если речь идёт о математике в детском саду).

Математический диктант отлично тренирует способности ребёнка к концентрации внимания. Чтобы успешно справиться с заданием, малышу требуется проявить значительные усилия воли:

  • внимательно прослушать задание;
  • достаточно быстро, без подсказки (желательно!) сообразить, что нужно сделать;
  • записать свой ответ (выполнить задание).

К пользе математических диктантов следует также отнести развитие грамотной математической речи:

  • ребёнок слушает правильное чтение математических выражений;
  • обогащает тематический лексический словарь;
  • закрепляет названия арифметических действий и геометрических фигур.

Чтобы не вызвать переутомления и не допустить потери интереса к такому виду деятельности, следите за состоянием вашего подопечного. Продолжительность математического диктанта в среднем составляет 7 минут. Конечно, если в вашей семье растёт юный математик, который с удовольствием выполняет все задания, вы можете позаниматься дольше рекомендованного времени

Но никакого принуждения! Это важно, друзья.

Как организовать математический диктант для дошкольника

Вопросы диктанта должны быть связаны между собой. Читайте их медленно. Слова произносите чётко. Следите, чтобы ребёнок был собранным и слушал вас внимательно.
Каждый вопрос зачитывайте три раза. Сначала малыш должен услышать вопрос полностью. Дайте несколько секунд на обдумывание. Прочитайте второй раз — ребёнок должен записать ответ (выполнить задание). Во время третьего прочтения маленький математик может проверить правильность своего решения.
Не комментируйте ответы ребёнка, пока не прочитаете весь диктант целиком. Все обсуждения и анализ проводятся в конце задания. Впрочем, вы можете отступить от этого правила, если малыш проявляет беспокойство. Но старайтесь к концу старшего дошкольного возраста приучить ребёнка действовать по установленным правилам, ведь именно так будут проходить математические диктанты в 1 классе.
Не стремитесь любой ценой выполнить все задания подготовленного математического диктанта

Если ребёнок устал, переключите его внимание на другой вид деятельности, а к диктанту можно будет вернуться в следующий раз.
Для успешного выполнения традиционного математического диктанта требуется хорошо воспринимать информацию на слух. Если у вашего малыша есть проблемы со слуховой памятью, вы можете подготовить карточки, отражающие ваши вопросы

Постепенно объем графически представленных вопросов должен снижаться в пользу устной формы.

Разновидности рисунков по клеточкам

В настоящее время рисунки по клеточкам всё активнее вводят в свою работу многие специалисты, работающие с детьми и не только. Самый популярный вариант подобных рисунков – это так называемый графический диктант.

Данная технология используется в первую очередь для того, чтобы подготовить руку малыша к письму, а его самого к школьным занятиям. При этом занятия могут проходить в нескольких вариантах:

Ребёнок копирует уже готовое изображение, сделанное по клеточкам

Такое упражнение хорошо развивает внимание и усидчивость.
Малыш дорисовывает начатое изображение. При этом хорошо развивается пространственное воображение.
Взрослый диктует порядок действий, например: 1 клеточка вправо, 2 вверх

В результате в тетрадке должна получиться некая картинка. Данный вариант помогает отроку научиться ориентироваться в пространстве, воспринимать информацию на слух и опять же быть внимательным. Графические диктанты смотрите здесь.

Подобные задания дети, как правило, выполняют с большим удовольствием. Если же дополнить их развлекательно – развивающими упражнениями, то веселья и пользы от них будет ещё больше.

Нажмите на рисунок – картинка увеличиться. Правой кнопкой мыши – клик. В открывшемся окне выбирайте “Сохранить картинку как”.

Сохраняете к себе на рабочий стол. Распечатайте.

Симметричные рисунки по клеточкам

Для выполнения подобных заданий не потребуются инструкции со стрелками и цифрами. Рисунок наполовину уже готов, его требуется завершить, опираясь на несложные расчеты и свое воображение.

Задания подобного типа подходят для школьников, которые уже знакомы с зеркальным отображением. Ребенок понимает, что на листе необходимо вычертить вторую половинку рисунка, точно повторяющую образец.

Изображения могут быть разными

Важно, чтобы тематика была интересна ребенку. Для точного выполнения задания потребуется считать клеточки, сравнивать и анализировать.

Готовые шаблоны заданий несложно скопировать из интернета, найти в тетрадях на печатной основе или нарисовать самостоятельно.

Графическое рисование по клеточкам содействует разностороннему развитию ребенка, помогает подготовить его к школе, освоить математику и геометрию, сделает более внимательным и дисциплинированным человеком.

Плюсы и минусы методики развития для детей

Математический диктант по клеточкам, как и другие методики развития детей, имеет не только ряд существенных преимуществ, но и недостатки. Изучение минусов таких занятий поможет своевременно предотвратить потерю интереса у ребенка к учебе, а также минимизирует негативное влияние графического обучения на его здоровье.

Среди очевидных преимуществ математических диктантов по клеткам отмечают:

Тренировка мелкой моторики рук ребенка. Развитая моторика способствует правильному физическому развитию подрастающего человека, расширению словарного запаса, а также более быстрому приобретению навыков бытовой жизни, например, застегивание пуговиц, завязывание шнурков и так далее.
Обучение ребенка навыку концентрирования внимания на одном конкретном задании

В силу возрастных особенностей психики детям дошкольного и младшего школьного возраста трудно сосредотачивать внимание на чем-то одном. Это мешает им не только качественно справляться с заданиями при обучении, но и перегружает нервную систему, находящуюся еще только на стадии формирования.
Задействование связи фонетического восприятия информации (на слух) с визуальным или графическим

Такое умение развивает мозг, создает новые нейронные связи, положительно влияя на общее развитие и эрудированность маленького человека.
Закрепление изученного материала, связанного с обозначением сторон (понятия «право» и «лево»).
Тренировка абстрактного мышления и развитие воображения. Чтобы сделать занятие интереснее, детские психологи рекомендуют после получения итогового изображения, предложить ученикам раскрасить его и придумать свою историю, связанную с картинкой.

К недостаткам рассматриваемой методики обучения относят:

  • Риск перенапряжения глазных мышц. При регулярной перетренированности мускулы зрительных органов истончаются, из-за чего острота зрения резко снижается. Учитывая то, что ребенок не способен своевременно сообщить родителям об ухудшении в состоянии здоровья, проблемы с глазами зачастую диагностируются слишком поздно, когда восстановить зрение уже можно только с помощью медикаментов или хирургического вмешательства.
  • Риск перегрузить нервную систему детей, не умеющих справляться с трудностями. Во время первых 2-3 математических диктантов ученики только будут знакомиться со спецификой заданий, допуская при этом большое количество ошибок. Осознавая, что результат их труда не соответствует ожиданиям, дети могут разозлиться и отказаться выполнять подобные задания в дальнейшем. Такое поведение наиболее характерно для маленьких людей – перфекционистов или тех, кто в конкретный период переживает возрастной кризис.

Что такое графический диктант?

Для успешного обучения в школе ребёнок должен иметь хорошо сформированные графические навыки. Но даже если мы пропустили момент взросления детей или хотим сами как-то себя усовершенствовать, то будет полезным потренироваться в навыке письма, рисования.

Или просто начертании цифр и разнонаправленных линий.

Самая подходящая для этого случая методика — графический диктант.

Диктовать может кто угодно из семейного круга, друзей и товарищей, одноклассников. А можно вообще надиктовать задание на записывающее устройство и затем, прослушивая, выполнять упражнение.

Графический диктант — это процесс получения задания на слух с последующим его воспроизведения письменным прибором или графическим устройством.

Если проще, то это когда тебе диктуют, что тебе надо делать, а ты чертишь туда, куда сказали.

Графический диктант — это очень необычное задание для дошкольников и младших школьников. Но в то же время, это и самое из увлекательное время препровождения.

Ребёнок рисует линии вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали. В результате чего получаются незамысловатые рисунки в виде животных, растений или любых других объектов живой и неживой природы.

Понятное дело, что это не шедевры живописи. Но это вполне узнаваемые по очертаниям изображения.

Самое главное в процессе выполнения графического диктанта — внимательно выслушать или прочитать задание, самое важное — запомнить, а самое сложное — воспроизвести диктовку на листе или мониторе. Детям любого возраста нравится рисовать, а такой необычный метод, как графический диктант, позволяет формировать важные учебные навыки

Детям любого возраста нравится рисовать, а такой необычный метод, как графический диктант, позволяет формировать важные учебные навыки.

Коллекция интересных заданий, собранных на нашем сайте, поможет выбрать тот диктант, который будет под силу и в удовольствие именно вашему малышу.

Для этого задания распределены на категории лёгких, средних и сложных для выполнения.

Правила выполнения

Лучше всего воспринимает задание «Продолжи рисунок по клеточкам» подготовительная группа. С ними можно проводить такие упражнения в любое время, они всегда будут им рады. Да и материала для выполнения этих обучалок нужно совсем немного — лист в клетку, карандаш и ластик, чтобы исправлять ошибки. Правила, которыми нужно руководствоваться, довольно просты:

  1. Подготовить необходимый для выполнения материал. У педагога должен быть уже выполненный рисунок, с которым дети сверятся по окончании диктанта.
  2. Младшим детям поставить точку на листе, которая будет началом отсчета, старшим — предложить поставить ее самостоятельно, объяснив, откуда нужно начинать.
  3. Для начинающих детей нужно нарисовать стрелочки — направления сторон, так будет проще избежать ошибок.
  4. Объяснить, что 1 шаг = 1 клетке, 2 шага = 2 клеткам и т.д.
  5. Провести диктант спокойно, не торопясь.
  6. Оценить результат, похвалить тех, кто особенно старался.

Важно! Ни в коем случае нельзя торопиться! Если кто-то не успевает, нужно подождать его, ведь даже один неверный или пропущенный шаг приведет к потере конечного результата. Темп постепенно увеличивается только тогда, когда дети уже привыкли к графическим диктантам, набрались опыта в их написании

Пример задания «Отрази зеркально»

Советы по выполнению графического диктанта

Нельзя в процессе диктовки произносить другие слова, кроме указания количества клеточек и направления, в котором нужно двигаться

Дети должны быть сконцентрированы и сосредоточенны;
Стараться создать тишину в группе, чтобы каждый сумел сосредоточиться;
Если задание выполняет группа детей, а кто-то не успел или не справился, то он должен просто отложить лист и карандаш в сторону, чтобы не отвлекать внимание остальной аудитории. Это нужно обговорить в самом начале диктанта;
Для детей помладше можно в самом начале загадать веселые загадки о том, кого им предстоит нарисовать

Это еще больше подогреет их интерес к процессу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector