Медицинские группы здоровья для занятий физкультурой в школе

Формирование

Детский доктор учреждения образования формирует группы для занятия физкультурой на основании заключений и рекомендаций врачей-специалистов, которые принимают участие в медицинском профилактическом осмотре детей

При этом берется во внимание:

  • наличие заболевания;
  • его стадия;
  • выраженность болезни;
  • риск развития осложнений.

При необходимости ребенка направляют на дополнительные виды обследований или на консультацию к докторам врачебно-физкультурного диспансера. Дети, которые не прошли медицинский профилактический осмотр, не допускаются к занятиям физической культурой.

Группы по физкультуре

Когда школьник отправляется в первый класс, вместе с ним в школу попадает его медицинская карта. В ней обязательно указывается группа по физкультуре. Их три: основная, подготовительная, специальная.

Основная

Дети с первой и частично со второй группой здоровья, физически и психологически крепкие и развитые, не имеющие заболеваний. Либо имеющие небольшие отклонения, при которых не запрещены физические нагрузки, например, небольшой избыточный вес, или незначительные аллергические реакции.

Они занимаются по основной программе, сдают установленные нормативы, им можно участвовать в различных соревнованиях и всевозможных спортивных мероприятиях.

Подготовительная

Дети со второй группой здоровья. Они имеют отставание в физическом развитии и поэтому не могут заниматься так же интенсивно как их здоровые сотоварищи, хотя на уроки ходят вместе с классом.

Задача педагога — подобрать специальные комплексы упражнений, которые не навредят здоровью. Подбирает он их в соответствии с медицинской справкой, в которой лечащий врач должен указать, что именно нельзя делать школьнику (кувыркаться, плавать, наклоняться, прыгать и т.п.)

Так же в справке должен быть указан срок перевода. После того, как действие справки закончится, ученик автоматом попадает в основную группу.

Для того, чтобы подвергнуть таких школьников тестовым испытаниям по физической культуре необходимо получить разрешение врача. Так же его разрешение потребуется для того, чтобы привлечь ученика к участию в спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная

Для того, чтобы перевести школьника в специальную группу мнения одного лечащего врача не достаточно. В этом случае собирается комиссия (КЭК). Справка оформляется на определенный срок.

Специальная группа делится еще на две.

Специальная «А»

Дети с третьей группой здоровья. Те, у которых имеются существенные ограничения по физическим нагрузкам. Они не могут заниматься вместе с классом. Для таких детей в школах должны проводиться отдельные уроки по физкультуре и разрабатываться специальные программы. А занятия должны вести учителя или инструкторы, прошедшие специальную подготовку.

Таким детишкам нельзя посещать спортивные секции, участвовать в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная «В»

Сюда относятся дети частично с третьей и четвертой группами здоровья. Им разрешено посещать теоретические занятия в школе. Но риск физических нагрузок для здоровья так велик, что в школе они физкультурой не занимаются. То есть, по сути, это освобождение от школьных уроков физкультуры.

Но совсем без физической активности их никто оставлять не собирается. Им рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.

Ну а детишки с пятой группой здоровья чаще всего находятся в медицинских учреждениях и для них возможность занятий ЛФК крайне индивидуальна.

О первой и второй группах

Пациенты из первой группы здоровья взрослого человека могут посещать докторов всего 1 раз в год и сдавать только стандартные анализы. В том случае если в результате такой комиссии у них не выявляется никаких хронических неинфекционных заболеваний или же дополнительных факторов к их образованию, они остаются в этой же категории.

Что касается второй группы здоровья взрослого населения, то те, кто относится к ней, могут проходить осмотр также всего 1 раз в год, однако при этом им нужно более серьёзное обследование. Его объём будет зависеть от того, какие именно факторы риска уже имеются у пациента. Дело в том, что первичное выявление хронических неинфекционных заболеваний присуще именно для этой группы здоровья у взрослых. Характеристика этой категории пациентов не предполагает наличия болезней, так что после выявления недуга человек автоматически переходит в следующую группу здоровья.

Наличие хронического заболевания является достаточным основанием для того, чтобы посещать доктора не 1, а хотя бы 2 раза в год. При этом необходимо сдавать соответствующие анализы. Благодаря им доктор увидит, насколько активно протекает хронический патологический процесс, а также влияет ли он в настоящее время на функционирование того или иного органа. В конечном итоге врач поймёт, необходимо ли проводить какие бы то ни было серьёзные лечебные мероприятия или же вполне достаточно обычной профилактики.

Медицинские показания

Чтобы присвоить спецгруппу, пациента осматривает консилиум врачей, состоящий из лора, окулиста, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение принимает педиатр либо семейный врач. При оценке здоровья не учитываются острые и инфекционные заболевания, которыми ранее болел ребенок, если они не носят хронический характер. В основе разделения на группы здоровья по физкультуре лежат следующие принципы:

  1. Наследственность. На первичном медицинском осмотре собирается анамнез, выявляются заболевания, передающиеся по наследству, а также характер течения беременности у матери ребёнка.
  2. Физическое развитие. Основные критерии оценивания — рост и вес. Если ребенок новорожденный, сопоставляются разные показатели (длина ног и рук, окружность головы) с таблицей норм по месяцам.
  3. Внутренние органы и системы. В первый год жизни детский врач следит за НПР (нервно-психическим развитием) и работой сердца. Для предотвращения риска развития тяжёлых патологий регулярно сдаются анализы крови, мочи и кала.
  4. Иммунитет. При ослаблении защитных сил организм подвергается атакам разных микробов, вирусов, грибков. Несвоевременное лечение провоцирует развитие осложнений, которые нарушают привычный образ жизни. Пациенту назначается СМГ (специальная медицинская группа).
  5. Физическое и психологическое состояние. С рождения рекомендуется показывать малыша психологу и неврологу.

Принципы определения группы здоровья

Точной и единственной схемы, определяющей группу здоровья вашего малыша, не существует. Медицинская литература предлагает весьма разнообразные способы выставления шкалы. Чаще всего пользуются 5 принципами для того, чтобы выставить так называемую “оценку” здоровья от 1 до 5.

5 самых важных принципов для определения группы:

  • Самым первым и самым главным является наследственность. Дело в том, что еще в утробе матери формируются органы и системы плода. Многое зависит именно от факторов наследственности. Родители должны еще до зачатия обратится в генетическую лабораторию и сдать необходимые анализы, чтобы узнать о возможных рисках и способах их предотвращения. Во время беременности акушер-гинеколог собирает анамнез, в виде всевозможных проявлений генетических болезней в близких и дальних родственников, как со стороны матери, так и со стороны отца. Когда ребенок рождается, проводится детальная оценка врачом неонатологом, он определяет есть ли возможность передачи либо-каких наследственных болезней и направляет на дополнительные исследования, если есть возможность.
  • Нормальное физическое развитие с первых дней жизни. Как только ребенок родился, его обязательно взвешивают, измеряют рост, окружность головы и т д. Это необходимо для того, чтобы было легко отследить не падает ли вес, например. Кроме того, малыш должен начать ползать, ходить, кушать определенные виды продуктов в свое время. Он растет, разговаривает, наращивает мышечную ткань, собирает сначала самые простые головоломки. Все это включает в себя нормальное психическое и физическое развитие, которое очень сильно влияет на здоровье малыша в подростковом и взрослом возрасте.

Проверяется развитие, как физическое, так и психическое

  • Своевременное развитие органов и систем организма. Малыш полностью формируется в утробе матери, но продолжает расти и развиваться и после рождения. Рожденный абсолютно здоровым, малыш может начать отставать в развитии как в 1 год, так и в 10, например. Но здесь речь идет именно о функциональном развитии. Сердце, сосуды, костно-мышечная система, суставы, лимфатическая, кроветворная системы, а также печень, легкие, поджелудочная, кишечник, почки. Не забывайте об органах зрения, слуха, осязания, обоняния. Как врач, так и родители должны хорошо знать о своевременном нормальном развитии и следить за этим. При малейших отклонениях следует немедленно обратиться к специалисту. Чем раньше диагностируется возможная патология, тем больше шансов на успешное лечение.
  • Иммунитет. Данный принцип определяется болезненностью ребенка, то есть сопротивляемостью сил организма к инфекциям и вирусам. Если малыш часто болеет ОРВИ, бронхитом, ангиной без видимых на то причин, это может стать одним из факторов определения в группу здоровья. Но, может случится и такое, что причина частой заболеваемости все-таки есть и ее тоже необходимо найти.
  • Соотношение физического и психического развития. Часто бывает, что дети отстают в каком-то одном виде развития. Например, отставание в психическом развитии можно определить в младенческом возрасте. Для этого необходимо проконсультироваться у детского психиатра и невролога. Специалисты определят наличие рефлексов и навыков, соответствующих определенному возрасту.

Как определяется группа здоровья?

Рассматривая вопрос о присвоении группы здоровья, врач учитывает:

  1. Наследственные факторы. При осмотре грудничка в поликлинике, врач уточнит у матери как протекала беременность, было ли влияние негативных факторов в этот период, например, болезни матери. Как прошли роды, как чувствовал себя малыш в первые недели жизни. Есть ли в семье склонность к наследственным заболеваниям.
  2. Соответствие ребенка возрастным показателям физического развития. Врача заинтересуют показатели роста и веса, окружность головы и другие параметры. У матери спросят, чему малыш научился к своему возрасту, и сравнят эти показатели с нормативами. Например, к определенному возрасту ребенок учится держать головку, переворачиваться, затем ползать, самостоятельно присаживаться и ходить. Если этого не происходит, то, наряду с другими признаками, врач может заподозрить отклонения, и назначить малышу прохождение медицинских процедур.
  3. Как происходит рост и развитие внутренних органов. Для этого, в определенные возрастные периоды, ребенка направляют на УЗИ, анализы.
  4. Работу иммунитета. Для оценки этого фактора, врач уточнит у матери частоту инфекционных и простудных заболеваний за прошедший год.
  5. Психическое развитие. О нем свидетельствует поведение ребенка. А также его интересы, речевое развитие. К определенному возрасту ребенок должен обладать определенным количественным набором слов, уметь выполнять некоторые действия. Врач спросит у матери, чему научился ребенок к своему возрасту, и сравнить эти показатели с нормативными.

Врач изучает медицинскую карту маленького пациента, по необходимости направляет его на консультации и осмотры профильных специалистов. Учитываются результаты анализов и УЗИ. Производится осмотр ребенка, замеры роста, веса и других показателей. После этого делаются выводы о возможности присвоения той или иной группы здоровья. По результатам врач дает рекомендации о корректировке образа жизни для улучшения состояния здоровья ребенка, по необходимости назначает лечение.

Важно! Группы присваиваются в результате оценки состояния здоровья детей от 3 до 17 лет

Бояться присвоенной группы не стоит, ведь это указание на то, с чем следует поработать и обратить пристальное внимание родителям.

Методические рекомендации для разных групп здоровья

В зависимости от того, к какой группе здоровья относится ребенок, для него выдвигаются различные требования или рекомендации дл осуществления им спортивной и социальной деятельности. Рассмотрим подробно методические рекомендации для детей разных групп здоровья.

Первая группа – любой вид деятельности – учебная, занятия трудом или спортом формируются без ограничений по общей программе воспитания ребенка. Необходимо лишь учитывать возраст и возможности человека, в остальном противопоказаний или ограничений нет. Все нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, а так же рекомендуются дополнительные факультативы и занятия, посещение спортивных секций и участие в олимпиадах, соревнованиях.

Вторая группа – в данном случае, как мы помним, отклонения небольшие, а значит и противопоказания имеют не радикальный масштаб. Необходимо проводить закалку организма, соблюдать рациональное питание по набору или, напротив, по сбросу веса. Так же обязательно соблюдение двигательной программы. Занятия физической культурой можно не прерывать, но дети такой группы могут сдавать нормативы с задержкой по времени. Врачи рекомендуют заниматься в спортивных секциях общей физической подготовки, необходимо совершать прогулки и игры, участвовать в эстафетах и соревнованиях. Участие в серьезных мероприятиях разрешается с позволения врача.

Третья группа – перед тем, как приступить к занятиям спортом, необходимо посетить врача, чтобы он дал некоторые рекомендации и ограничения

Особое внимание уделяется процедуре восстановления после занятий, упражнения по восстановлению дыхания нужно увеличить по сравнению с общей массой. Пульс необходимо постоянно контролировать, темп выполнения занятий должен быть низким и медленным

Занятия реализуются по специально разработанным программам при участии врачей. Участие в спортивных мероприятиях  ограничивается и разрешается с согласия врача.

Четвертая группа – режим активности ограничивается, формируется специальный режим дня, в котором отдыху отводится длительное время, а так же вместо обычных занятий спортом реализуется ЛФК (лечебная физкультура). Создаются специализированные программы для специальных учебных заведений.

Пятая группа – активность ребенка существенно ограничена, режим дня сопровождается занятиями лечебной физкультурой, а так же длительным отдыхом. Формируются лечебные процедуры, которые поддерживают здоровье ребенку. Занятия физкультурой проводятся в индивидуальном порядке, под присмотром квалифицированных специалистов, программы утверждаются лечащим врачом.

Как ставят оценки?

Тоже интересный вопрос. Все понятно, если ученик в основной группе, тогда он сдает нормативы и на основании этого ему выставляется та или иная оценка.

А если в подготовительной или в специальной, что тогда? Он ведь не может сдавать нормативы как его полностью здоровые одноклассники. В этом случае учитель ориентируется на посещаемость занятий, качество выполнения упражнений, а также теоретические знания. Учебники по физкультуре, оказывается, существуют.

Так же учитель может попросить подготовить проект на какую-нибудь спортивную тему или на тему ЗОЖ, реферат, доклад или презентацию. Но без оценки по физкультуре ученик остаться не может.

Интересно, а как вы относились к урокам физкультуры, когда учились в школе?

Я, если честно, не очень любила на них появляться. Мне нагрузки и без них хватало, так как я усиленно занималась волейболом. И была очень рада, когда мой учитель, Александр Васильевич, разрешил мне не приходить и автоматом ставил пятерки. А потому что я все равно бы на пятерки все сдала.

Да и сейчас дети к физкультуре относятся не лучшим образом, мне кажется. Считают ее каким-то второстепенным предметом. А зря! Спорт — это круто! Приятно иметь гибкое, стройное и сильное тело, которым ты еще и без труда управляешь. Согласны?

А у этих ребят на видео с физкультурой в школе точно проблем не было)

Желаю вашим маленьким школьникам крепкого здоровья и великолепных спортивных достижений!

Всего вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

3 физкультурная группа здоровья

К этой группе причислены дети, которым по состоянию здоровья требуется занятие физкультурой по специальной программе.

К ней относят детишек, у которых имеются выраженные отклонения в состоянии здоровья, носящие обратимый (первая подгруппа, или она еще обозначается буквой А) и необратимый характер (вторая подгруппа – В). Рассмотрим более подробно каждую из них:

  • Первая (А). Несовершеннолетние, отнесенные к этой подгруппе, имеют временные или постоянные отклонения в состоянии здоровья. Им требуется ограничение интенсивности и объема физической нагрузки. Детям рекомендовано выполнение упражнений по специальным индивидуальным программам, которые разработаны совместно с медицинскими работниками. Регулярные физические занятия вместе с лечебно-профилактическими мероприятиями могут существенно улучшить состояние ребенка, и его могут перевести в подготовительную группу. Однако это возможно только после медицинского заключения, выданного после врачебного обследования.
  • Вторая (В). В этой подгруппе занимаются дети, имеющие существенные отклонения в состоянии здоровья. Некоторым из них требуются значительные ограничения интенсивности и объема физических нагрузок, а также выполнение индивидуальных и специальных лечебных упражнений под контролем медицинского работника. Их выполнение возможно в учреждении здравоохранении или дошкольном (школьном) образовательном заведении. При достижении определенных результатов некоторых деток могут перевести в подгруппу А.

Упражнения и нормативы в подготовительной группе по физкультуре

Обычный план упражнений строится по схеме:

Разминка: ходьба по кругу, на месте, высоко поднимая колени, на носках и т. д. Возможен легкий бег;

Восстановление дыхания (после каждой части);

Общеукрепляющие упражнения с палками;

Полоса препятствий;

Упражнения с мячами;

Игры.

Как уже было сказано, нормативы могут сдаваться ребенком только с разрешения врача. Что же делать, если нагрузки запрещены, но оценку необходимо выставить? В таких случаях учитель оценивает активность на уроке, готовность заниматься и другие параметры в рамках уроков. Кроме этого, учитель может дать ученику возможность поработать с теорией или историей физкультуры. Например, подготовить реферат, защитить проект, выступить с докладом или сделать презентацию. Темы могут быть абсолютно разные: от истории спортивной формы до ЗОЖ.

В заключение можно добавить, что нет ничего страшного в том, что ваш ребенок попадает в подготовительную группу здоровья по физкультуре. Он не остается без спорта вообще, просто ему подбираются облеченные варианты упражнений и разминок. Это сможет подготовить ребенка к основной группе и, возможно, поможет на пути к олимпийскому чемпионству.

К третьей группе здоровья принадлежат взрослые и дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, которые сопровождаются периодами обострений. Обострения в некоторых случаях могут стать причиной временной нетрудоспособности. Дети, имеющие различные физические недостатки в случае получения травм или перенесения операций, при условии, что эти недостатки не мешают обучению в общей также имеют третью группу здоровья.

Как это выясняют?

Отнесение к конкретной группе возможно только при осмотре ребенка квалифицированным врачом-педиатром. Доктор оценивает анамнез, текущие показатели здоровья, изучает общее состояние, на основании чего формулирует выводы об отнесении к определённой группе. При принятии решения в пользу специальной необходимо сразу описать обоснование, указать диагноз, спровоцировавший такой вывод, а также описать нарушения работы организма, охарактеризовав их по общепринятой шкале степеней. Некоторые специальные случаи требуют сбора медицинской комиссии, принимающей окончательное решение.

Из года в год задача ребенка и родителей – проходить подтверждающие мероприятия для продления полученного статуса либо корректировки его в пользу более актуального нынешнему состоянию. Меняют группу, если регулярные обследования показывают ухудшения, улучшения здоровья.

Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:

  • Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
  • Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
  • Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.

Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.

Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.

Освобождение от физкультуры

В некоторых случаях ребенок не в состоянии посещать уроки физкультуры по состоянию здоровья. Основанием для этого является официальный документ, полученный в поликлинике по месту жительства ребенка. Справка медицинского работника об освобождении от физкультуры выдается:

  • Единолично лечащим доктором. На срок от двух до четырех недель после перенесенных нетяжелых заболеваний, таких как острые респираторные вирусные инфекции, ангины, пневмонии и другие.
  • По решению врачебной комиссии медицинской организации. На период более месяца после тяжелых патологий (заболевания печени, желудка, туберкулез и др.), оперативных вмешательств или травм (ушибы мозга, переломы). Освобождение от физкультуры может быть выдано и сроком на весь учебный год по медицинским показаниям. На специальную комиссию в поликлинику представляется выписной эпикриз из стационара и заключение медицинского работника, вписанное в амбулаторную карту ребенка с соответствующими рекомендациями. На основании представленных документов врачебная комиссия принимает решение, результаты которого доводятся до законного представителя ребенка. В каждом конкретном случае вопрос решается индивидуально.

Правильно подобранный комплекс упражнений и регулярные занятия, независимо от того, к какой физкультурной группе здоровья отнесен ваш ребенок, помогут держать все мышцы тела в тонусе и правильно развиваться.

Принципы определения группы здоровья

Точной и единственной схемы, определяющей группу здоровья вашего малыша, не существует. Медицинская литература предлагает весьма разнообразные способы выставления шкалы. Чаще всего пользуются 5 принципами для того, чтобы выставить так называемую “оценку” здоровья от 1 до 5.

5 самых важных принципов для определения группы:

  • Самым первым и самым главным является наследственность. Дело в том, что еще в утробе матери формируются органы и системы плода. Многое зависит именно от факторов наследственности. Родители должны еще до зачатия обратится в генетическую лабораторию и сдать необходимые анализы, чтобы узнать о возможных рисках и способах их предотвращения. Во время беременности акушер-гинеколог собирает анамнез, в виде всевозможных проявлений генетических болезней в близких и дальних родственников, как со стороны матери, так и со стороны отца. Когда ребенок рождается, проводится детальная оценка врачом неонатологом, он определяет есть ли возможность передачи либо-каких наследственных болезней и направляет на дополнительные исследования, если есть возможность.
  • Нормальное физическое развитие с первых дней жизни. Как только ребенок родился, его обязательно взвешивают, измеряют рост, окружность головы и т д. Это необходимо для того, чтобы было легко отследить не падает ли вес, например. Кроме того, малыш должен начать ползать, ходить, кушать определенные виды продуктов в свое время. Он растет, разговаривает, наращивает мышечную ткань, собирает сначала самые простые головоломки. Все это включает в себя нормальное психическое и физическое развитие, которое очень сильно влияет на здоровье малыша в подростковом и взрослом возрасте.

Проверяется развитие, как физическое, так и психическое

  • Своевременное развитие органов и систем организма. Малыш полностью формируется в утробе матери, но продолжает расти и развиваться и после рождения. Рожденный абсолютно здоровым, малыш может начать отставать в развитии как в 1 год, так и в 10, например. Но здесь речь идет именно о функциональном развитии. Сердце, сосуды, костно-мышечная система, суставы, лимфатическая, кроветворная системы, а также печень, легкие, поджелудочная, кишечник, почки. Не забывайте об органах зрения, слуха, осязания, обоняния. Как врач, так и родители должны хорошо знать о своевременном нормальном развитии и следить за этим. При малейших отклонениях следует немедленно обратиться к специалисту. Чем раньше диагностируется возможная патология, тем больше шансов на успешное лечение.
  • Иммунитет. Данный принцип определяется болезненностью ребенка, то есть сопротивляемостью сил организма к инфекциям и вирусам. Если малыш часто болеет ОРВИ, бронхитом, ангиной без видимых на то причин, это может стать одним из факторов определения в группу здоровья. Но, может случится и такое, что причина частой заболеваемости все-таки есть и ее тоже необходимо найти.
  • Соотношение физического и психического развития. Часто бывает, что дети отстают в каком-то одном виде развития. Например, отставание в психическом развитии можно определить в младенческом возрасте. Для этого необходимо проконсультироваться у детского психиатра и невролога. Специалисты определят наличие рефлексов и навыков, соответствующих определенному возрасту.

Оценка учеников

Оценивание школьников, которые входят в первую или вторую группу здоровья, осуществляется на основе сдаваемых нормативов. Оценка выставляется по общему принципу. Если ребенок входит в специальную либо подготовительную группу, тогда необходимо учитывать его посещаемость занятий, качество выполнения упражнений ЛФК, знания по теории.

Министерствами здравоохранения и образования разрабатываются разные программы диспансеризации. Их цель заключается в проведении бесплатных профилактических медосмотров с целью предупреждения массовых заболеваний среди населения. Рекомендуется ежегодно сдавать анализы, проходить обследования даже без наличия отрицательной клинической картины. Своевременная диагностика патологий у женщин и мужчин репродуктивного возраста позволяет предупредить развитие наследственных и других заболеваний у детей.

Аналогичная классификация ГЗ предусмотрена в вузах, где одним из предметов является физическая культура. Если у подростка выявлены значительные отклонения в развитии, тогда о поступлении в спортивное учебное заведение ему можно забыть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector