Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца: что должен уметь ребенок
Содержание:
- Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко
- Нейро-психомоторное и психическое развитие
- Развитие малыша к 4 месяцам
- Мальчик и девочка – есть разница?
- Стадия вторая: первые фразы
- Второй месяц
- Лечение диспраксии
- Физическое развитие ребенка в 15 месяцев
- Как развивается речь
- Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца
- Питание ребенка в 1 год 3 месяца
- Возможные проблемы
- Как развивается малыш в 6 месяцев
- Эмоционально-социальное развитие ребенка в 2 года и 3 месяца
- Режим дня ребенка в 15 месяцев
Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко
Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке. Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое. Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.
Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из . Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.
Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид и башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.
Нейро-психомоторное и психическое развитие
В 11 месяцев малыш уже осознает причинно-следственные связи от элементарных заученных вроде – собачка говорит «гав» коровка говорит «му», до самостоятельных, относительно слов и поступков взрослых.
Многие родители ошибочно полагают, что в этом возрасте карапуз ещё ничего не понимает, поэтому спокойно выясняют перед ними отношения или нецензурно выражаются, совершенно не отдавая себе отчёта, что наносят малышу психологическую травму или пополняют его пассивный словарный запас.
К признакам правильного психомоторного развития ребёнка 11 месяцев относится:
- Выбор ведущей руки. Уже в этом возрасте можно проследить, левшой или правшой будет кроха. Он всё чаще берет предметы, держит ложку, зубную щётку и т. д. одной и той же рукой.
- Умение манипулировать. Не самая положительная черта характера, но в той или иной мере прослеживается у всех малышей у этого возраста. Это может быть демонстрационный плач, крик, неделание двигаться с места, чтобы получить желаемое. Главное в этот момент не поддаваться на провокации и показать ребёнку, что его действия не имеют над вами власть.
- Понимание и исполнение элементарных просьб вроде «дай», «положи» «покажи», «возьми». Чем чаще вы проводите подобные упражнения с ребёнком, тем быстрее он научится ориентироваться в пространстве и окружающих его предметах.
- Стремление получить положительную оценку. Кроха запоминает, что взрослые воспринимают с улыбкой, смехом или похвальбой и стараются как можно чаще повторять аналогичные действия.
- Использование простых игровых сюжетов– покачать куклу, покатать машинку и т. д.
- Активное использование мелкой моторики пальцев. Маленькому исследователю нравится брать мелкие объекты двумя пальчиками, мять что-то в ладонях, осязать предметы руками.
Тест на развитие малыша в 11 месяцев
Узнать, нормально ли проходит развитие у 11-месячного младенца при помощи следующих нехитрых тестов:
- Самостоятельное передвижение. Понаблюдайте за тем, какребёнок садится самостоятельно, как сидит, стоит у опоры и ползает на четвереньках.
- Способность логически мыслить. Покажите малышу, как строить башенку из кубиков, а затем попросите его повторить ваши действия и поставить несколько кубиков друг на друга. Способность повторять ранее заученные бытовые действия такие как вытирать лицо полотенцем, есть ложкой, надевать ботинки и т. д.
Если вышеперечисленные задачи не вызывают у вашего чада трудностей, то можете быть спокойны – ваш малыш развивается правильно. Если же вы заметили какие-либо отклонения от нормы – покажите ребёнка педиатру. Он поможет скорректировать ситуацию или перенаправит вас к другому врачу, в зависимости от типа проблемы.
Развитие малыша к 4 месяцам
В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.
Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.
Физическое развитие в 4 месяца:
- Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
- Тянется за предметами, ощупывает их;
- Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
- Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
- Исчезает гипертонус ног.
Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:
- В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
- «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
- Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
- Реагирует на звук своего имени;
- Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
- Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».
Мальчик и девочка – есть разница?
В возрасте 1 года и 3-х месяцев разница между девочками и мальчиками становится все заметнее. Мальчики обычно активнее и непоседливее, им больше нравятся подвижные игры, особенно на свежем воздухе, но сосредоточиться на одной игре или на одном предмете им гораздо сложнее. У большинства мальчиков в 15 месяцев уже есть коллекция машинок и игрушечного оружия, а вот кукол и колясок у них часто не бывает, хотя многим из них тоже нравится катать и укачивать куколок.
Маленькие девочки любят книжки с яркими картинками, охотно проводят много времени с мамой и играют в куклы и те же машинки, а вот к оружию большинство из них остается равнодушными. С малышками в таком возрасте, как правило, намного спокойнее и легче – они более осторожны и на прогулках предпочитают не отпускать мамину руку и не отходить от родителей – на всякий случай.
Дата: 26.03.2015.
Обновлено: 22.02.2016
Стадия вторая: первые фразы
На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»
Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).
У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.
Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык. Вот пример
Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике
Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.
«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.
«Болёй!» – добавляет ребенок.
«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.
Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.
Второй месяц
Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.
У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.
- В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
- Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
- Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
- Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
- Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
- Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
- Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку. Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
- В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>
Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков
Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня
Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.
Физическое развитие ребенка в 15 месяцев
Детки этого возраста могут развиваться несколько по-разному, но все они схожи в одном – неугомонности, непоседливости и желании везде успеть. Неустанное движение определяет ход развития. Благодаря постоянным «тренировкам» мышцы становятся крепче, улучшается координация движений, ориентация в пространстве. Малыш уже способен не только ходить без поддержки, но и одновременно удерживает что-то в руках при ходьбе или толкает перед собой игрушку. Также появляется навык отступать назад. Развитие ребенка в 15 месяцев у мальчиков может несколько опережать девочек по физической активности и непоседливости.
Зрение
Малыш закрепляет ранее полученные навыки. Может более точно определить расстояние до игрушки. Например, если мишка сидит на полке шкафа, ребенок визуально определит, сможет ли он сам до него дотянуться. Рассматривание картинок и детских книжек становится более увлекательным. Теперь карапуз радостно узнает знакомых животных и героев и уже неплохо различает цвета. На просьбу мамы показать конкретный цвет, малыш поставит в книжке на него пальчик.
Слух
У ребенка появляются любимые песенки. Подпевать он пока не может, но будет ярко выражать радость при звуках знакомой мелодии. Если в разговоре упомянуть кого-то из родных и близких, малыш поймет, о ком идет речь (о бабушке, папе или домашней кошке). Хорошо воспринимает просьбы старших: принеси куклу, подай книжку. Знает свое имя.
Речь
Постепенно расширяется словарный запас. Теперь ребенок не только покажет пальцем на нужный ему предмет, но и произнесет первый слог названия предмета. Зачастую детки произносят первые слова на свой лад. Например, вместо «банан» – «нанан», вместо «машина» — «шиа» и тд. За игрой малыш активно общается с игрушками, щебечет сам с собой, неустанно повторяя различные звуки. Речь приобретает интонационную окраску. Обычно речевое развитие ребенка в 15 месяцев у девочек идет более быстрыми темпами.
Моторика
В этом возрасте большинство детей уже умеют полноценно ходить, причем не только вперед, но и со сменой курса в желаемую сторону. Также деткам под силу стоя оглянуться назад через плечо. Уверенно освоены такие действия, как подъем и спуск с дивана, перешагивание препятствий, катание игрушки за веревочку или ее толкание перед собой. Малыш уже может научиться топать ножкой и вставать на цыпочки в попытке дотянуться до игрушки. Развитие мелкой моторики позволяет ребенку самому листать книжку с толстыми страницами, держать ложку за едой, рисовать каракули карандашом.
Эмоции
В 1 год и 3 месяца малыши очень эмоциональны. Они бурно выражают восторг или негодование. Но контролировать этот поток эмоций они пока не в силах. Поэтому в данном возрасте уже можно обучать ребенка пониманию своих чувств и правильному их выражению. Этому поможет проговаривание основных эмоций. Например, когда малыш расстроен и сердится, можно сказать: «Понимаю, ты злишься, что мы не купили эту игрушку. Я тоже иногда злюсь». Тогда малыш будет с раннего возраста привыкать к мысли, что любые эмоции – это нормально. Но выражать их нужно без ущерба для окружающих. Здесь лучшим примером будут сами родители. Если они умеют справляться с различными эмоциями, то и ребенку будет проще перенять этот навык.
Как развивается речь
Развитие речи проходит быстрыми темпами, ребенок пытается отчетливо повторять слова за взрослыми, а именно:
- Словарный запас существенно увеличивается. Ребенок с удовольствием учит новые для него слова, а также звуки, постоянно повторяя их на протяжении дня.
- Появляется понимание значения многих слов, знает, как называются игрушки и предметы, по просьбе указывает пальцем на озвученные взрослым части тела, предметы одежды, а также продукты питания.
- Карапуз уже может выполнять некоторые простые поручения родителей (принести определенный предмет, «поиграть в ладушки»).
- Большой интерес ребенка вызывает прослушивание сказок, стишков, песен.
- Малыш уже может произнести до двух десятков простых слов как по самостоятельной инициативе, так и по просьбе родителей.
Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 3 месяца
В этом возрасте малыш импульсивен, им руководят эмоции и любознательность.
Двигательные навыки ребенка в 1 год 3 месяца
Малыш совершенствует навык ходьбы. Если держать ребенка за руку, то он может подниматься и спускаться по ступенькам, перешагивать через небольшие препятствия.
В 1 год 3 месяца малыш уже может ходить по долгу, приседать, наклоняться и устойчиво стоять .
Многие уже умеют самостоятельно пользоваться ложкой.
Малыш может выполнять простые действия — поднимать руки вперед, вверх, разводить из в стороны, отводить за спину, шевелить пальцами рук, вращать кистями. При этом он может делать это как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.
Познавательная деятельность ребенка в 1 год 3 месяца
На данном этапе малыш начинает понимать, что значит совместная игра. Появляется активный интерес к детям, особенно к сверстникам.
В 1 год и 3 месяца многим малышам уже интересно не только смотреть в книжке картинки, но и послушать сам рассказ. При этом это доставляет ему большее удовольствие, если позволить ему самому переворачивать страницы.
Ваш малыш постепенно начинает заниматься исследовательской деятельностью, начинает понимать причинно-следственные связи. Так, малыш понимает если построить слишком высокую башню из кубиков, то она упадет, если что-нибудь столкнуть со стола, то оно тоже упадет.
После года ребенка следует приучать к порядку и вырабатывать у него полезные привычки — день за днем повторяя одни и те же действия.
Например, убирать игрушки после игры и перед сном, складывать одежду, умываться, расчесываться и так далее.
В 1 год 3 месяца ребенок уже способен ориентироваться в двух формах (мяч, кубики). Различает предметы по величине и цвету.
Умеет нанизывать и снимать кольца на стержень пирамидки, ставить кубики один на другой.
Может самостоятельно воспроизводить действия с предметами, игрушками, разученные ранее (кормить куклу, катает машинку, строит башню из кубиков).
Занимают игры с предметами обихода. Очень любит подражать взрослым: «готовит обед, как мама», «разговаривает по телефону, как папа», «читает, как бабушка».
Развитие речи в 1 год и 3 месяца
- В этом возрасте значительно увеличивается словарный запас понимаемых слов. Малыш с удовольствием учит новые слова, звуки, без устали повторяя их в течение дня.
- Понимает многие слова, знает названия знакомых игрушек, предметов, имена близких людей, части тела, названия одежды, продукты питания.
- Может выполнить несложные поручения взрослого (найти и принести знакомый предмет, хлопать в ладоши и другие).
- С большим интересом слушает сказки, стихи, потешки, песенки.
- Может произносить до 20 облегченных слов, как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.
Эмоциональное развитие
В 1 год 3 месяца ребенок становится более эмоционально уравновешенным в течение дня.
В трудных ситуациях ищет поддержки взрослого.
Во время игр проявляет эмоции.
В этом возрасте малыш свойственно «заражаться» чувствами и эмоциями сверстников (тоже плачет или смеется).
По разному реагирует на знакомого и незнакомого человека.
Внимание малыша легко переключить с одного предмета или действия на другое, отвлечь его.
Познание окружающего мира идет через эмоциональное и чувствительное восприятие — при падении можно удариться, если дотронуться до батареи, то будет горячо.
Удивляется новому, пугается от неожиданного действия.
Радуется когда у него что-то получается, расстраивается если цель не достигнута.
Выражает свое согласие или несогласие мимикой, жестами.
Что умеет ребенок в 1 год 3 месяца?
Может пить из чашки или поильника.
Пользуется ложкой — держит ее в кулачке, опускает в пищу, набирает, доносит до рта (немного), ест.
Подражает действиям взрослых — вытирает руки,лицо, умывается, расчесывается.
Многие малыши в этом возрасте уже начинают проситься на горшок.
Питание ребенка в 1 год 3 месяца
После первого года жизни осуществляется постепенный переход от вскармливания ребенка к питанию.
До 1,5 лет большинство малышей находятся на 5 разовом режиме питания. В этом возрасте необходимо четко придерживаться определенных часов кормления. Последний примем пищи должен быть за 1,5-2 часа до сна.
В 1 год 3 месяца малыш очень активен и ему требуется большое количество энергии и соответсвенно больший объем пищи.
Суточный объем пищи для детей от 1 до 1,5 лет составляет около 1100 — 1200 мл. При этом 25% от этого объема составляет завтрак; 35% — обед; 15% — полдник; 25% — ужин. Калорийность пищи на протяжении суток около 1500 ккал.
Также в этом возрасте идет активный рост зубов и костей, поэтому в рационе ребенка обязательно должны присутствовать молочные и кисло-молочные продукты, богатые кальцием. Объем молока и кисломолочных смесей составляет около 600 мл в сутки.
Блюда для малыша в 1 год 3 месяца должны иметь кашеобразную консистенцию либо даваться в протертом виде. Затем постепенно можно вводить более густую пищу. В том случае, если у ребенка уже появились жевательные зубы, то время от времени можно предлагать ему пищу, порезанную на небольшие кусочки. В этом возрасте у малыша уже формируются вкусовые предпочтения, поэтому меню малыша следует составлять исходя из них. Пища для ребенка должна быть не только вкусной, но и полезной. Белок очень важен для растущего организма ребенка, при этом около 70% поступающего белка должно быть животного происхождения. Это может быть мясо, печень, нежирная рыба, яйцо. Не стоит забывать и о растительных жирах, которые также важны для нормального развития ребенка.
Ребенок должен получать разнообразные крупяные каши (рисовая, овсяная, гречневая, манная), можно добавить в рацион малыша макаронные изделия. Объем овощей и фруктов может достигать 350 грамм в сутки, при этом постепенно можно расширять их ассортимент. Во время каждого приема пищи у ребенка должны быть порции в горячем (теплом) виде, так как холодные блюда нарушают пищеварение.
Возможные проблемы
Малыш не ходит самостоятельно
13 месяцев – это еще не тот возраст, когда стоит бить тревогу по этому вопросу. Если ребенок здоров, активен, с охотой передвигается за ручку и уверенно стоит на ногах, дайте ему время. Навык самостоятельной ходьбы не заставит себя ждать. Пограничной нормой в этом вопросе считается возраст 1.5 года.
Ограниченность речи
Некоторые малыши могут общаться исключительно с помощью звуков и слогов вплоть до 2х-летнего возраста. Другие детки уже в 1.5 года говорят связными предложениями. Развитие речи – это сложный и индивидуальный процесс. На него влияет огромное количество факторов. В большинстве случаев мальчики заговаривают несколько позже, чем девочки. И если малыш в 13 месяцев произносит всего пару слов, а в остальном разговаривает на собственном языке – это не считается отклонением от нормы.
Как развивается малыш в 6 месяцев
Что бы такого съесть? Да, именно в полгодика малыш начинает проявлять пищевой интерес. Это новый этап в его развитии, а вовсе не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания ребенка. С 6 месяцев можно вводить первый прикорм.
Физическое развитие:
- Садится из положения на четвереньках;
- Переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
- Встает на четвереньки и раскачивается взад-вперед, готовится к полноценному ползанию (некоторые дети уже довольно хорошо ползают);
- Долго следит за перемещением игрушки;
- Может прорезаться первый зуб.
Психоэмоциональное развитие:
- Занимается с одним предметом — перекладывает из руки в руку, тянет в рот, отодвигает, рассматривает;
- Повторяет за взрослым слоги и звуки, подражая его голосовым интонациям;
- Пытается подражать движениям взрослого — похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой;
- Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
Эмоционально-социальное развитие ребенка в 2 года и 3 месяца
Эмоции ребенка в этом возрасте очень разнообразны. Так малыш может быть веселый, активный, любознательный, шумный, спокойный, безразличный, грустный, капризный и так далее.
У малыша появляется долговременная эмоциональная память. Ребенок вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях. Например, что на празднике или в гостях — весело, интересно, а во время болезни — плохо, неприятно.
Ребенок способен испытывать не только радость, гнев, раздражение, удовлетворенность, но и более сложное чувство — гордость. Ребенок бывает горд своими достижениями. Проявляет стремление все делать самостоятельно.
Режим дня ребенка в 15 месяцев
Существенных изменений в режиме дня для этого возраста не будет. Следует помнить о том, что деткам легче придерживаться определенного четкого распорядка изо дня в день. Когда малыш знает, что после завтрака следует прогулка, за ней обед и дневной сон, он будет готов выполнять привычные действия без капризов. Ежедневные ритуалы важны для малыша. Они помогают ему чувствовать себя в безопасности и спокойствии.
Сон
Длительность сна для детей в 1 год и 3 месяца должна быть не менее 12-14 часов. Это время делится между ночным сном (не менее 10 часов) и дневным (около 2х часов). Рекомендуется не затягивать до позднего часа вечернее укладывание. Большинство педиатров приветствует отбой не позднее 21-00. В этом случае к 3х-летнему возрасту твердо сформируется режим сна, удобный для посещения детского сада. И не придется перестраивать ребенка под новые обстоятельства.
Прогулки
От количества и активности прогулок напрямую зависит познание окружающего мира для ребенка. Поэтому выход из дома должен быть ежедневным. При благоприятной погоде продолжительность гуляния можно увеличить до 2-3 часов или разделить его на утренний и вечерний выход. В мороз и дождливую погоду также не стоит отказываться от прогулки. Даже получасовой променад пойдет на пользу при подходящей одежде (теплый комбинезон, дождевик и тд). К тому же регулярное гуляние на свежем воздухе – это укрепление иммунитета и хорошая профилактика инфекционных заболеваний.
Питание
Рацион малыша постепенно расширяется новыми продуктами. Можно предлагать ребенку свежие фрукты, овощи и ягоды. Но следует помнить, что любая непривычная пища вводится постепенно. Это позволит избежать расстройств пищеварения и аллергических реакций. В детском питании непременно должны присутствовать следующие продукты:
- Кефир, йогурт — 200 мл.
- Творог – 50 г.
- Каши (овсяная, кукурузная, пшенная, рисовая) до 200 г. Допустимо ввести в рацион манную кашу, но не чаще 1 раза в неделю.
- Мясо (нежирная свинина, курица, крольчатина, индейка, телятина) – 80 г на одну порцию.
- Овощи (кабачок, капуста, морковь, тыква, огурцы, томаты, свекла) – 200 г. Картофель рекомендуется предлагать не более 2х раз в неделю из-за высокого содержания крахмала.
- Фрукты (яблоки, груши, сливы, абрикосы, персики, вишни, смородина) – 100 г.
- Яйца (куриные и перепелиные) – 3 раза в неделю.
- Масло растительное нерафинированное (в салаты и гарниры) – 5 г, масло сливочное – 15 г.
- Хлеб – 40 г.
- Рыба нежирных сортов – 2 раза в неделю по 60 г.
- Сыр, сметана – 10 г
- Питьевая вода, компоты, морсы, кисели по потребностям ребенка.
Даже после года грудное молоко остается важным компонентом питания подрастающего малыша. Оно помогает лучшему усвоению пищи и защищает ребенка от инфекций. Для ребенка в 15 месяцев будет достаточно 1-2 кормлений грудью (рано утром и/или перед сном).
В случае прекращения грудного вскармливания необходимо позаботиться о выборе качественной смеси под возрастные потребности малыша. В линейке детского питания Кабрита есть смеси, специально разработанные для детей старше годика. Они производятся на основе козьего молока – мягкого и легкоусвояемого продукта. Смесь максимально адаптирована под белково-сывороточный состав грудного молока. Что позволяет говорить о ее безопасности и пользе для детского организма. Конечно, искусственное питание не заменит грудное молоко, но насколько это возможно, восполнит дефицит необходимых ребенку веществ.