Картотека игр с блоками дьенеша
Содержание:
Игры с блоками Дьенеша
Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)
Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.
Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат…». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.
В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.
— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?
— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.
— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.
— Здорово получилось!
Или вот такая история…
— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!
— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это… (фары).
Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.
Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:
- Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
- Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
- Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
- Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)
Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.
Игры с блоками Дьенеша для средней группы
Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.
Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.
Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.
Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.
Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.
Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.
— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.
Игра 3. Ищем спрятанный клад.
Для игр такого типа мне пригодились пособия:
- «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»
- «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!
Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы
Игра 4. Поиск затонувшего клада.
Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.
Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.
Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:
- «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
- «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
- «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
Игры с блоками Дьенеша для старшей группы
Когда ребенок подрастет, упражнения для малышей он сможет щелкать, как семечки, и задания придется усложнить. Методика Дьенеша для дошкольников рассчитана на малышей 5-6 лет. Упражнения более сложные, активно используются не только сами кубики, но и карточки, игровые альбомы. Задания направлены на развитие у взрослого ребенка логического мышления, умения объяснить принятое решение. Изучите несколько игр для примера, на основании которых можно придумать еще массу упражнений.
Поиск
Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть малыш подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру. Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым.
Домино
Эта игра подойдет даже для нескольких детишек. Правила:
- Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников.
- Первый делает ход любой фигурой.
- Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает.
- Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход.
- Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки.
- Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д.
Найди лишнее
Следующая игра поможет детям научиться группировать объемные геометрические фигуры по различным признакам. Правила:
- Выложите перед ребенком три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными.
- Пусть ребенок вычислит, какой блок лишний, и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу.
- Усложните задание. Выложите 6 блоков. Малыш должен удалить два лишних.
Найди пару
Эта игра понравится детишкам, которые уже хорошо освоили все простенькие задания. Правила:
- Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд.
- Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству.
- Усложните задание. Пусть малыш попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам.
- Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда.
Художники
Для игры вам потребуется несколько больших листов цветного картона. Они выполнять роль эскизов картин. Для составления композиции нужны дополнительные картонные детали. Игра учит анализировать форму объектов, сравнивать их, развивает творческие и художественные способности. Правила:
- По эскизам малыши должны «писать» картину.
- Заготовку они выбирают сами. На ней изображено схематически, где какие блоки должны находиться. Тонкие будут только обведены по контуру, а толстые – полностью закрашены.
- Пусть дети на правильные места «эскиза» подберут недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.
Магазин
Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства. Правила:
- Дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар.
- Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает в фигурой-денежкой.
- Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.
Украсим елку
Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки и 15 карточек с символами, блоки. Правила:
- Елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки.
- Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит.
- Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.
Ход НОД:
1.- Ребята, я хочу вас познакомить с нашей гостьей. Это девочка Маше из сказки Маше и медведь.
Вы помните, что было в этой сказке? (ответы детей)
— Напекла Маше разных пирожков с вареньем, с картошкой, с творогом.
Все они получились разных размеров, разной формы,и разного цвета.
Все пирожки перепутались, и Маше не может разобраться.
— Давайте ей поможем. Пирожки с вареньем Тоня хочет оставить медведю (круглой формы)
А остальные пирожки Маше хочет отнести дедушке и бабушке.
— Поможем Маше?
Дети садятся за столы.
— У каждого в тарелочках лежат пирожки, рассмотрите их и скажите какой они формы? Размера? Цвета?
— А теперь на поднос положите все пирожки (круглой формы) для медведя.
— Какие по цвету, пирожки вы отложили для медведя?
— А какой формы они?
— Сколько у вас пирожков сосчитайте?
— Теперь положите в корзинку большие пирожки для дедушки и бабушки.
— Какие пирожки вы положили в корзинку? (большие)
— А какого цвета они? Формы?
— А какие пирожки остались у вас на тарелочках? (маленькие)
— Сколько их? Посчитайте.
— Какого они цвета? Формы?
Физминутка. Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять. — А теперь положите в корзину все пирожки, кроме, круглых
— Какие пирожки вы положили? (квадратные, треугольные-
Вот эти пирожки медведь отнесёт дедушке и бабушке.
— Что сделала Маша, когда сложила пирожки в корзинку?
Правильно, она тоже села в корзинку, а сверху поставила пирожки.
Медведь посмотрел, никого нет, взял корзинку и пошёл в деревню.
Дети, скажите, кто приходил к вам в гости? Как называется сказка? Что Маша напекла? Вам понравилась сказка?
Давайте с вами вместе построим поезд, и тогда мишка не опоздает в гости к зайчику.
2.- Постройте поезд из 4 вагонов, так чтобы они располагались от самого маленького до самого большого вагончика.
— Сосчитать вагончики (спросить 2-3 детей)
— Сколько вагонов в нашем поезде?
— В наш поезд не все гости зашли, поэтому давайте к составу присоединим ещё 1 вагончик.
— Давайте сосчитаем. Сколько стало вагончиков? Счёт до5 (спросить2-3 детей)
— Какого цвета самый короткий вагончик?
— Какого цвета длинный вагончик?
— Какого цвета вагончик посередине?
— Какой по счёту жёлтый вагончик?
— Какой по счёту самый маленький вагончик?
3. Физминутка.
4. Приехал мишка Топтыжка к зайчику Степашке на день рожденья и решил подарить ему торт, но давайте поможем ему его украсить. Торт у мишки двух ярусный.
Положите перед собой большой «корж» (круг). Украсьте большой «корж» 4 маленькими красными кружками, и 3 большими квадратами.
— Сколько маленьких красных кружочков?
— Сколько больших квадратов?
— Положите перед собой маленький «корж».
— Украсьте его так. Посередине положите 1 большой жёлтый треугольник по краям маленькие квадратики.
— Сколько маленьких квадратиков?
5. А ещё мишка решил подарить и печенье зайчику, но он по дороге уронил коробку и печенье разбилось.
Давайте поможем собрать его. У вас на столе лежат коробочки, а там лежит разбитое печенье.
— Соберите его и мы подарим Степашке. (дети собирают разрезные квадраты.)
6. Ребята вы хорошие друзья. Помогли мишке Топтыжке порадовать зайчика Степашку. У них получился весёлый праздник. Давайте поздравим Степашку и поиграем с ним в хороводную игру «Каравай».
Дарят ему свои пожелания.
Дети, скажите, кто приходил к вам в гости? Как называется сказка? Что Маша напекла? Вам понравилась сказка?
Открытое занятие с использованием блоков Дьенеша в ДОУ
Задания с использованием логических блоков Дьенеша вполне можно демонстрировать на открытом занятии, поскольку использование различных развивающих пособий в дошкольном педагогическом процессе сегодня весьма актуально. Коллегам будет интересно увидеть игры и упражнения математического содержания, особенно если они придуманы самим педагогом.
Организовывать такой открытый просмотр можно с детьми различного возраста, начиная со второй младшей группы: малышам будет интересны манипуляции с разноцветными фигурами. Чтобы мероприятие прошло удачно, воспитатель может дополнительно использовать средства ИКТ, задействовать игровых персонажей. Интересно проходят интегрированные занятия, где один вид образовательной деятельности плавно перетекает в другой. Что касается конкретных тем для открытого просмотра, то можно построить занятие в форме путешествия («Путешествие в город геометрических фигур», «Праздник в стране волшебных блоков» и т. п.), или погружения в сказку (например, «Поможем доктору Айболиту», «В гости в Простоквашино» и т. п.).
После проведения открытого занятия проходит обязательное его обсуждение педагогами. Обосновывая эффективность своих методов и приёмов, воспитатель может предложить коллегам самим выполнить те или иные упражнения на основе развивающего пособия Дьенеша.
Обсуждение открытого просмотра может включать в себя и практическую часть — упражнения для взрослых с блоками
Таблица: пример конспекта открытого занятия по ФЭМП во второй младшей группе (фрагмент)
Автор | Цапарина И. В., воспитатель ГБОУ Школа №1155 дошкольное отделение №2, г. Москва. |
Тема | Путешествие в зимний лес |
Цель | Расширить и обогатить элементарные математические знания путём исследовательской деятельности. |
Ход занятия | Воспитатель предлагает малышам отправиться на прогулку в зимний лес. Чтение стихотворения:
Появляется игровой персонаж — кукла Катя. Она тоже хочет пойти гулять с малышами.В лес можно попасть через речку. Ребятам предлагаются 2 мостика — узкий и широкий. Дети определяют, что удобнее идти по широкому. <…>В сугробе лежит зайчик со снежками. Игровое упражнение «Сколько»: на примере снежков дошкольники закрепляют понятия «один», «много», «ни одного». Катя загадывает загадку о круге, на который похож снежок. <…>Следующий персонаж — медведь с красным кубиком. Аналогичная беседа и загадка про квадрат. Под ёлкой сидит белка. Сравнение по высоте двух ёлок. Выясняется, что ёлочка похожа на треугольник. <…>Чтобы ребята согрелись в зимнем лесу, воспитатель проводит физкультминутку: Мы погреемся немножко,Мы похлопаем в ладошки,Ножками потопаем,И себя похлопаем. Катя везёт грузовую машину, она говорит, что вместе с ней приехал снеговик. Ему скучно одному и хочется найти друзей. В кузове грузовика находится мешочек с блоками Дьенеша. С помощью схемы малыши составляют изображение снеговика (индивидуальная работа). Анализ составленных фигур. <…>Катя порвала свою курточку, зацепившись за ёлку, и просит детей помочь поставить на неё заплатку. Игровое упражнение с блоками Дьенеша «Поставь заплатку»: у каждого ребёнка на столе схема с обозначением, какой должна быть заплатка (форма, размер и цвет).Катя благодарит детей за помощь и прощается. Воспитатель хвалит ребят. |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-fyemp-v-mladshei-grupe-s-blokami-denesha.html |
Положительное воздействие
Рассмотрим, на какие сферы в развитии ребенка влияет использование данного дидактического пособия. Их несколько:
память;
мышление;
воображение;
умение мыслить логически;
внимание;
аналитические способности;
настойчивость, желание справиться с поставленной целью самостоятельно.
Регулярное обращение к блокам Дьенеша способствует также развитию речи. В активный словарь ребенка постепенно начинают входить абстрактные слова, прилагательные, обозначающие цвета, размеры, формы. Реплики малыша становятся более сложными, он начинает приводить доказательства своей мысли, поскольку научился мыслить логически.
Таковы полезные свойства использования блоков Дьенеша. Однако следует отметить и некоторую однобокость методики, которая направлена на развитие в первую очередь математических способностей малыша. Поэтому родителям следует придумать, какие еще пособия они будут задействовать.
Средняя группа
Дошкольники средней возрастной группы могут играть со схемами и картинками. Желательно выбирать творческие игры с блоками Дьенеша, чтобы воспитанники максимально задействовали фантазию.
Игра с картинками
Для игры нужно купить либо распечатать цветные картинки, изображающие разные объекты в геометрическом представлении. Задача ребенка – правильно наложить на картинку блоки. Например, изображенное автомобильное колесо – это круг. Значит, наложить нужно круглый блок.
Построй ряд
Игра замечательно развивает умение анализировать.
Нужно положить несколько блоков так, чтобы сформировалась четкая последовательность. Играющий должен понять, какую фигуру поставить следующей. Например, красный круг, за ним синий. Следовательно, третьим будет желтый круг. Или такая комбинация: круг, квадрат, треугольник – все красные. Значит, четвертой фигурой будет красный прямоугольник.
Что лишнее
Игра учит группированию объектов по определенным признакам.
Педагог раскладывает перед ребенком 3 или 4 фигуры. Одна должна быть лишней, то есть не имеющей с остальными ни одного общего признака. Игрок должен указать на неправильный объект, объяснить свое решение.
Когда ребенок начнет с легкостью справляться, усложните задание: положите 6 фигур, среди которых две должны быть неправильными.
Укажи на объект с «не»
Воспитатель раскладывает блоки, называет признаки с отрицанием. А дети должны указать на соответствующие объекты. Например, «эта фигура не красная» или «это не треугольник».
Почини мостик
Для игры нужно подготовить карточки, изображающие геометрические фигуры, обозначающие их колеры и размеры. А также аналогичные карточки, но уже с перечеркнутыми изображениями, означающие, что блок не должен иметь такие признаки.
Педагог рассказывает историю о том, как между домами двух каких-нибудь сказочных персонажей сломался мост, и соседи теперь не могут видеться. Задача воспитанников – починить мостик. Только «кирпичики» нужно класть не наугад, а по определенному правилу, тогда сооружение получится крепким, больше не разломается.
Далее педагог показывает 1-2 карточки с параметрами, а дети выбирают подходящие «кирпичики». К примеру, показаны карточки с перечеркнутым треугольником и неперечеркнутым красным цветом. Значит, очередной «кирпичик» для моста должен быть красным, но не может быть треугольником.
Какая фигура исчезла
Игра укрепляет память и концентрацию внимания.
Педагог выкладывает в ряд несколько блоков. Ребенок старается запомнить последовательность, затем закрывает глаза. Воспитатель убирает один элемент последовательности. Воспитанник, открыв глаза, должен вспомнить, какая фигура была на том месте, где теперь пусто.
Игру можно немного усложнить: не оставлять пустое место, а заменить убранный блок другим. Тогда задачей игрока становится возвращение ряда фигур в исходный вид. Если ребенок хорошо справляется, можно усложнить еще больше: заменить не один, а 2-3 объекта.
Конструктор
Дети обожают возиться с блоками Дьенеша как с конструктором. Такая игра развивает воображение, творческое мышление.
Дети конструируют что-нибудь по предложению воспитателя или по собственному желанию. Для начала пусть воспитанники потренируются конструировать с использованием наглядной схемы. Затем они должны подключить фантазию.
Ход занятия
1. Устный счет.
— В горных пещерах и в глубине земли живет племя маленьких человечков, которых называют гномами. Гномы ростом не выше ребенка. У них длинные волосы и длинные бороды, они ходят в мохнатых колпачках, красных костюмах и серебряных башмаках. Одного из таких гномов зовут Скрут. Он обожает пересчитывать свои золотые монетки, которые прячет в сундучке. (Выставить героя на доске)
(Дети выходят к доске и вместе с педагогом пересчитают нарисованные на доске золотые монеты (их 7, меняя точку начала отсчета (слева направо, справа налево, в хаотичном порядке). Убеждаются, что количество монет не меняется)
— Сколько монет у вас получилось?
— Как вы думаете, почему всегда получается одинаковое число? (Ни одной монеты не прибавили и не убавили).
— А что получится при обратном счете? (Посчитать от 7 до 1 и убедиться, что приходим к той же монете, от которой начинали считать).
2. Физкультминутка «Скрут».
«Кто живет под потолком?» Руки в стороны
— Гном. Руки – «колпачок» над головой
«У него есть борода?» Руки в стороны
— Да. Кисти рук у подбородка
«И манишка, и жилет?» Руки в стороны
— Нет. Руки к груди
«Как встает он по утрам?» Руки вытянуть вверх
— Сам. Руки «в боки»
«Кто с ним утром кофе пьет?» Руки в стороны
— Кот. Пальчики – «усики»
«И давно он там живет?» Руки в стороны
— Год. Указ палец прав. руки вверх
«Кто с ним бегает вдоль крыш?» Руки в стороны
— Мышь. Ладошки – «ушки»
«Ну, а как его зовут?» Руки в стороны
— Скрут. Переплести пальцы обеих рук.
«Он капризничает, да?» Руки в стороны
— Ни-ког-да.
3. БД игра «Угощение для медвежат».
Материал: 9 изображений медвежат (стр. 10 папки «Давайте вместе поиграем», логические фигуры Дьенеша (стр. 1 той же папки, карточки со знаками символами свойств.
— Однажды к доброму Скруту в гости пришли медвежата. «Чем же мне их угостить?» — засуетился гном. А маленькие медвежата – сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Скрут просит нас помочь раздать медвежатам печенья. Давайте угостим их. (Каждому ребенку дать по 1 медвежонку)
Угощают девочки: печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое печенье, в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).
А сейчас угощают мальчики: печенье в лапах медвежат отличается только цветом.
(Для более подготовленной группы детейв дальнейшем условие игры: отличие печенья по двум признакам – цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д.)
4. Подведение итогов.
Ход игры: Мы должны открыть эти замки. Замок откроется
лишь тогда, когда мы подберем ключи.
Можно усложнить задание: Замок откроется лишь тогда,
когда мы подберем ключи и найдем лишний. (Дети находят
лишний и объясняют, почему, например, все блоки желтые, а один
красный).
Дидактическая игра «Засели домик»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать
геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете.
Развивать ориентировку в пространстве, внимание,
логическое мышление, мелкую моторику.
Материал: Набор блоков Дьенеша, 4 — этажный дом с
изображением двух признаков – цвета и формы.
Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно.
Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Необходимо найти
блоки, соответствующие данным свойствам (цвет и форма). Во время работы
детей,воспитатель задает вопросы: Какой блок здесь живет? (показывает).
Почему этот блок поселили именно сюда? (ответы детей).
Можно усложнить задание: Рассели большие толстые блоки или большие
тонкие блоки…
Игра «Приготовим компот»
Цель: Развивать умение находить блоки определенного цвета и формы.
Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику. Материал: Набор блоков Дьенеша, силуэты банок из бумаги с крышками
Материал: Набор блоков Дьенеша, силуэты банок из бумаги с крышками
разного цвета (красного, синего, желтого) и значками (круг квадрат,
треугольник, прямоугольник).
Ход игры:Кто первый из трёх команд соберёт круг по порядку от 1 до 8.
Если в сыре много дыр,
Значит вкусным он и был,
Если в нём одна дыра,
Значит вкусным был вчера.
«Посадим красивую клумбу»
Материал: набор блоков Дьенеша, 3 обруча (красного,жёлтого,синего) цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.
Ход игры: В одном обруче размещаются 48 фигур блоков Дьенеша – это рассада.
На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга.В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока, если у блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша. Скажите мне пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?
1) В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).
3)В сюжетно-ролевых иргах: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками, аналогично: «Поезд»(билеты, места).
Вариативность игр и блоками обеспечивает возможность использовать их практически в любой режимный момент. А так же позволяет реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий. Логические блоки Дьенеша, как вы видите, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции — все это позволяют развивать чудесные блоки Дьенеша.
Для проведения различных игр,нами используется различная методическая литература:
1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. –Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2014
2. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А. А. Столяра, М., «Просвещение», 1988);
3. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. Носова Е. А. (из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду», Л. ,1990).
4. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб «Детство — Пресс», 2014
5. «Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е. А. Носова; Р. Л. Непомнящая (Библиотека программы «Детство», «Санкт-Петербург», «Акцидент» 2000
6. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. — СПб «Детство — Пресс»
Заключительная часть.
— Скажите, уважаемые коллеги, полезен ли был для вас предоставленный мастер – класс. Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе, не смотря на то, что данная тема сложная для понимания детей, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала. Желаю вам творческих успехов в работе!