Как научить ребенка пересказывать прочитанное

Основные рекомендации

Умение пересказывать услышанное или прочитанное не появляется само собой, его нужно развивать. Необходимо пополнять словарный запас.

Скудная речь не способствует богатому воображению. Речь малыша с маленьким багажом слов будет обрывочной и несвязной.

Трудно пересказать суть интересного события, оперируя десятком слов. Какие способы могут использовать родители?

Лучшим словарным источником для ребенка является речь взрослых, ведь большая часть его развития основана на подражании. Чтобы обогащать словарный запас малыша, нужно ввести в привычку изъясняться развернутыми предложениями. Например, вместо короткого “подай чашку”, можно попросить ребенка: “Пожалуйста, подай мне вот ту, голубую чашку с золотистой каемочкой, которая стоит возле чайника”. Занимаясь с малышом аппликацией, родители могут говорить, указывая жестами: “Солнышко приклей сюда. Теперь сюда приклей травку, а домик приклей тут же”. Вряд ли подобное обучение поспособствует развитию словарного запаса. Положительный результат можно получить, если говорить иначе: “Так как солнышко живет на небе, давай приклеим его вверху листа. Трава у нас растет внизу, на земле…”
Замечательным средством, пополняющим словарный багаж, является чтение. Улучшить речь малыша можно, читая ему книги с богатой речью, сложно-подчиненными предложениями, сравнительными оборотами и прилагательными. Хорошей тренировкой для ума станет классика: произведения Пушкина, Бианки, сказки братьев Гримм, а также рассказы Толстого, Пришвина, Носова. Нравятся детям стихи Сергея Михалкова, например, любимый многими “Дядя Степа”. Список замечательных, богатых лексикой произведений для детей, можно продолжать на свое усмотрение.
Отличный обучающий прием для развития логического мышления – это вопросы. Способов, как научить ребенка пересказывать с помощью вопросов, много. Прочитав книгу, можно спросить малыша о том, как зовут главного героя? Как он выглядит, какие качества проявляет? Чему могут научить его действия? Если ребенок затрудняется, взрослый должен помочь и показать, как можно пересказать прочитанное

Одеваясь на прогулку, можно спросить: “Куда мы с тобой пойдем? Какие игрушки мы с собой возьмем?” Важно задавать такие вопросы, на которые малыш не мог бы ответить односложное “да” или “нет”.
Гуляя на прогулке или лежа в кровати перед сном, можно предложить ребенку вспомнить и пересказать какой-либо сюжет. Это может быть история, произошедшая днем, просмотренный мультфильм или прочитанная книга

Хорошо бы устроить игру – “пересказ по очереди”. Взрослый первым начинает рассказ, но потом делает вид, что забыл, и просит малыша продолжить текст.

С чего начать?

Если у ребенка нет опыта пересказа, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать произведение полностью.
Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей.
Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.

Как научить ребенка пересказывать прочитанное

Здравствуйте дорогие читатели! Если человек умеет красиво и грамотно излагать свои мысли, это во многом определяет его профессиональную деятельность, а также отношения с другими людьми. Чтобы сформировать связную речь необходимо с раннего детства научить ребенка обыкновенному пересказу текста. Чем раньше вы начнете заниматься этим с малышом, тем лучше.

Что значит правильный пересказ

Под «правильностью» пересказа подразумевают выразительную и связную речь ребенка, который воспроизводит прослушанный или прочитанный ранее текст

Важно понимать, что простое заучивание не является пересказом. Научите детку заменять слова, но при этом не забывать сохранять содержание рассказа

В правильном пересказе четко прослеживается сюжетная линия, события следуют в той очередности, в которой они были написаны.

Получается, что в пересказе с одной стороны существуют рамки, которые установил автор текста, этими рамками является сюжет. С другой стороны, есть свобода речи – и здесь необходимо научиться логически мыслить, думать, вспоминать, анализировать, чтобы рассказать услышанное, но своими словами. Существует ряд рекомендаций, которые стоит соблюдать, обучая ребенка пересказу.

Возраст ребенка

Выбирая первые тексты для пересказа, старайтесь прежде всего ориентироваться на возраст вашего чада. Чем меньше малыш, тем сказка должна быть проще и короче. Для ребенка 4-7 лет тоже не стоит давать рассказы с витиеватыми и длинными предложениями, сложными словами. Если ребенок мал, то взрослый сам выбирает подходящий вариант для пересказа, а с детками постарше вполне можно обсудить, что ему больше понравится рассказывать самому.

Объем текста

Не более пяти предложений для первого раза будет более чем достаточно. Чем больше чадо будет тренироваться пересказывать, тем большее количество предложений вы сможете ему предлагать в дальнейшем. Если вы видите, что детка не справляется с предложенным объемом, забывает последовательность действий, путается в героях, предложите ему вспомнить лишь начало истории.

Выбор сюжета

Выбирая текст для пересказа, опирайтесь прежде всего на вкусы и предпочтения ребенка, пусть лучше он постарается в красках описать вам сражение драконов или расскажет про космос, чем с безразличием будет пытаться поведать о теме, которая ему не по душе.

Выбор текста

Для пересказа в первую очередь подходят рассказы или сказки, в которых четко прослеживается сюжетная линия. При прочтении выбранного текста вы должны видеть его четкую структуру, хронологию событий. Отлично, если книга будет иметь красочные иллюстрации, так как детям гораздо легче говорить о том, что они видели наглядно на рисунке. Персонажи истории должны быть ярким и запоминающимися.

Наводящие вопросы

Во время пересказа не ждите от ребенка, что он будет все говорить с первого раза правильно, не забывая и не путаясь в рассказе. Помогайте чаду наводящими вопросами, если он испытывает затруднение. Например, спрашивайте: «А кто пришел потом в гости к бабушке?», «После они увидели что-то интересное, что это было?». Подобными фразами вы помогаете вспомнить малышу, что происходило после по сюжету, и даете ему возможность продолжить рассказ.

Совместное чтение и разбор текста

Невозможно требовать от ребенка качественного пересказа, если предварительно текст не был грамотно прочитан и разобран. Постарайтесь как можно эмоциональнее прочесть выбранный рассказ или сказку, обсудите с малышом незнакомые слова, действия героев, объясните непонятные моменты.

Когда вы поймете, что ребенок понял текст и заинтересовался происходящими сказочными событиями, только тогда можно просить его воспроизвести данную истории. Если детка не будет заинтересован или не поймет половины сказанного, то и рассказать услышанное он тоже не сможет.

Пересказ способствует развитию грамотной устной, а в последствии письменной речи. Он также помогает пополнить словарный запас, сформировать свой личный стиль речи, учит излагать в понятной для других людей форме необходимую информацию.

Пересказ для ребенка способствует формированию корректного звукопроизношения, развития фантазии, что в последствии понадобится при написании сочинений в школе, а во взрослой жизни пригодится для составления деловых предложений и докладов.

Всего доброго, до встречи в новых статьях!

Что такое пересказ, и каким он должен быть

Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена

Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:

Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
Полнота текста

Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
Выразительность

Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.

«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» Осинского района Иркутской области, Россия

Виды пересказа

В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.

Вид пересказа

Описание

Возможные проблемы

Как это исправить

Подробный, близко к тексту

Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу

Неумение начать пересказ

Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа

Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части

Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)

Обеднение языка

Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис

Скучность пересказа

Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций
Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)

Выборочный

Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу

Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию

Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов

Сжатый

Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа

Нарушается логика повествования или исключаются важные факты

Не допускайте механического сокращения текста

Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)

Неумение передавать содержание диалогов

Поработайте над косвенной речью

Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.

Как научить ребёнка пересказывать прочитанное

Если ребёнок не умеет пересказывать, то здесь важна тренировка. Первый раз будет сложно, но с каждым последующим пересказом ситуация будет выравниваться, учение и труд как говорится, всё перетрут.

  •  если ученик при пересказе вдруг забывает слово, и из-за этого «встаёт» вся следующая работа, то надо научить его подбирать другие слова-синонимы. Для этого надо при прочтении текста и выделении главных мыслей, эти главные мысли говорить двумя разными предложениями, т.е. то же самое, но другими словами (я увидел, что за окном моросил дождь= дождик капал, когда я выглянул в окно)
  • взрослым желательно добавить в свой повседневный лексикон как можно больше разнообразных слов, а не общаться на уровне «подай соль – иди спать». Ведь наш русский язык велик и могуч. Чем больше ребёнок слышит разных слов, тем богаче его словарный запас, который и поможет быстро подбирать синонимы к забывшемуся слову. Добавьте в свою речь сравнительные обороты, говорите образами, предложения делайте максимально развёрнутыми («я налила горячий, вкусный, красный борщ в эту красивую жёлтую тарелку со слонёнком, приятного аппетита», вместо «ешь суп»)
  • начните с пересказов самых простых сказок: «Колобок», «Курочка Ряба» и другие, хорошо знакомые с детства персонажи, легко научат пересказывать.
  • скажите ребёнку, что он режиссёр и должен снять в своём воображении кино по прочитанному сценарию. Так у него разовьётся фантазия и образное мышление, которые помогут в дальнейшем пересказе. Можно в ролях разыграть небольшую сценку по прочитанному произведению.
  • спрашивайте у ребёнка, как он видит главного героя, как остальных – эти образы подскажут школьнику дальнейшее развитие сюжета.

Читайте вслух как можно больше книг, обсуждайте с ребёнком прочитанное, это сможет помочь школьнику хорошо учиться . В детских книгах большое количество иллюстраций, они также сыграют немаловажную роль в помощи при пересказе.

Расспрашивайте, как ребёнок провёл день, что ему запомнилось, что он хотел бы изменить, и вопрос «как научить ребёнка пересказывать прочитанное» отпадёт сам собой, ведь если малыш перескажет свой день, то и пересказ интересной книжки не вызовет у него затруднений.

Что такое пересказ

Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.

К пересказу предъявляется ряд требований:

• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;

• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;

• использование авторских образных выражений;

• полнота;

• эмоциональная выразительность.

Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.

Учим детей пересказывать

Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.

Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.

Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.

Первичное чтение

Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл

Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения

Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.

После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:

— О чем текст (рассказ, сказка)? — Что нового (интересного) ты узнал? — Что произошло (описывается)? — Кто главный герой? — Что тебе больше всего запомнилось?

Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.

Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.

Далее нужно сделать небольшую передышку.

Для самых маленьких

Начать обучение пересказу детей 3-4 лет можно попросив малыша рассказать о своей любимой игрушке. Ребенку можно и нужно помогать, задавая наводящие вопросы: «Кто это такой? Кто его тебе подарил? Какого он цвета? и т. д.».

При этом постарайтесь добиться от него полных, развернутых ответов. Если у малыша с этим трудности, то помогите ему, сформулировав ответ самостоятельно и предложив повторить его.

Когда с описанием игрушек кроха уже освоится, можно переходить к небольшому, легкому тексту, который малышу уже хорошо знаком. Выразительно прочитав его, предложите ребенку пересказать услышанное. Здесь тоже не нужно оставлять его один на один с пересказом: помогайте правильно выстраивать фразы, задавайте вопросы, которые помогут вспомнить содержание текста, поощряйте развернутые фразы. Для облегчения задачи можно рассматривать и обсуждать картинки, связанные с сюжетом текста.

Также можно использовать кубики с нарисованными на гранях сюжетами из различных сказок, которые нужно разложить в соответствии с правильной последовательностью событий.

Как научить ребенка правильно пересказывать?

Для того чтобы правильно проводить домашние занятия и получить хорошие результаты, родителям важно придерживаться определенных требований. В методике обучения пересказу разработан алгоритм проведения такого занятия:

  1. Подобрать произведение для пересказа лучше вместе с ребенком. На начальном этапе хорошо, если содержание будет обеспечено красочными иллюстрациями, которые помогут припомнить и восстановить последовательность событий.
  2. Если ребенок еще не научился читать, произведение ему читает взрослый. При этом необходимо яркое, увлекательное чтение, с передачей характерных интонаций, чтобы заинтересовать малыша. 
  3. После прочтения не надо торопиться начинать пересказ. Обязательно, при помощи вопросов, проанализировать вместе с ребенком прочитанное, выделить основную мысль, составить план пересказа: с какого события начинается рассказ или сказка, кто главные герои, в каких событиях они участвуют, чем они могут запомниться, почему понравился герой, как заканчивается произведение. 
  4. Школьнику, который умеет читать и писать, можно предложить самому написать короткий план, который поможет пересказать текст.
  5. Предложить ребенку выразить свое отношение к прочитанному: как бы он действовал на месте героя, знакомы ли ему эти события.
  6. Внимательно рассмотреть иллюстрации в книге, которые помогут зашифровать содержание прочитанного в мнемотаблицах.
  7. На первых порах можно пересказывать вместе с ребенком, при этом стимулируя его активность. Поощрять за удачно подобранные сравнения, эпитеты. Такое совместное пересказывание послужит для ребенка хорошим образцом.
  8. С целью поддержания интереса к заданию можно выложить мнемодорожку и прошагать по ней, пересказывая текст.
  9. Для развития связной речи, без которой невозможна работа над текстом, взрослый предлагает школьнику игровое упражнение «Запомни и скажи другими словами». Читающий школьник выбирает кусочек текста из 2-3 предложений, читает его, а потом пересказывает своими словами. Это же делает взрослый, если ученик еще неуверенно себя чувствует при чтении.
  10. После того, как проанализировали текст, подкрепили содержание мнемотаблицами, поиграли в синонимы, ребенку предлагается самостоятельно пересказать. Если возникнет необходимость, прочитать еще раз произведение или небольшие фрагменты из него. Подготовленный план в опоре на мнемотаблицы помогут маленькому школьнику вспомнить и воссоздать содержание.

Важно! Зачастую школьники затрудняются пересказать текст, так как не могут припомнить какое-либо слово, а заменить синонимом не умеют. Задача родителей ‒ развивать активный словарь детей

Для своевременного формирования у детей необходимых умений и навыков работу над пересказом лучше начинать как можно раньше. Об этом родители должны позаботиться, когда детки еще находятся в дошкольном возрасте. Дошколят учат читать стихи, рассказывать сказки, рассматривать книги с красочными иллюстрациями, активно общаться с членами семьи и сверстниками. Существует много различных средств, которые помогут обогатить словарный запас, развить связную речь, тем самым подготовить ребенка к пересказыванию текстов.

Как правильно делать пересказ текста?

Из разработанных техник можно выделить правила, которыми стоит руководствоваться при подготовке пересказа текста:

  • изучайте задаваемые тексты с 7.00 до 12.00 или с 14.00 до 18.00 – в эти часы информация лучше воспринимается мозгом, и поэтому она лучше запоминается;
  • не откладывайте изучение текста до последнего момента, лучше с ним ознакомиться заранее;
  • ознакомьтесь с общей структурой текста, чтобы в вашем мозгу сформировался единый образ вашего будущего пересказа;
  • займитесь определением идей, взаимосвязи, последовательности событий и ключевыми моментами произведения;
  • выявите сложные для вашего восприятия поворотные сюжеты и изучите их еще раз;
  • позаботьтесь о постоянном развитии своего словарного запаса – тогда ваши пересказы будут качественными и оригинальными;
  • при прочтении текста ведите для себя конспект;

Обязательно нужен конспект

  • задействуйте для запоминания два вида памяти, поэтому читайте и прослушивайте текст;
  • воспользуйтесь ассоциативной памятью – тогда материал лучше усвоится и закрепится;
  • после запоминания пересказа устройте себе отдых, а потом закрепите его в своей памяти, перечитав произведение еще раз.

План работы над пересказом для детей постарше

Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.

Словарная работа.

Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.

При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.

Первичное знакомство с текстом.

На данном этапе важно выделить смысловые части. В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием

В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.

Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.

К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.

Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.

Обобщение впечатлений и совместный пересказ.

На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ. Передышка минут на 5-10

Передышка минут на 5-10.

Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом

Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.

  • Повторное чтение.
  • Собственно пересказ.

Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект. Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации

Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д

Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.

Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.

После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.

Учим детей пересказывать

Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.

Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.

Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.

Первичное чтение

Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл

Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения

Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.

После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:

— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?

Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.

Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.

Далее нужно сделать небольшую передышку.

Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя — цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.

Повторное чтение

Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.

Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.

Собственно пересказ

Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка

Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.

Таким образом, пересказывается весь текст.

Виды пересказа

Школьники должны овладеть различными видами пересказа.

Вид пересказа

Особенности

Проблемы освоения

Как помочь детям

Подробный

Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.

Незнание, с чего начать.

Отсутствие эмоциональной окраски.

Неиспользование лексики текста, образных выражений.

Потеря деталей или отдельных событий.

Не заучивайте отдельные фразы

При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?

Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить.

Используйте метод схематизации.

Выборочный

Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.

Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.

Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.

Сжатый

Краткий пересказ сути и основных событий.

Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.

Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.

Творческий

Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.

Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.

Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений

Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:

— Что бы ты изменил?

— Хотел бы ты жить там и почему?

— Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?

Маленькие хитрости

Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.

С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.

Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.

Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.

Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector