Как научить ребенка жевать твердую пищу
Содержание:
- Как приучить к твёрдой пище: этапы перехода
- Каковы причины?
- Способы приучения ребёнка к жеванию
- Методики и способы
- Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом
- Ребенок не хочет жевать – в чем причина
- Почему ребенок не жует пищу
- Малыш подавился: что делать?
- Грудничок поперхнулся молоком
- Хлопья и вареные овощи в рационе малыша
- Возможные ошибки родителей
- Как научить жевать годовалого ребенка
Как приучить к твёрдой пище: этапы перехода
Переводя малыша с жидкой и полностью однородной еды на твёрдую, следует придерживаться определённой последовательности. Сперва жидкие блюда превращают в полужидкие, а после — в вязкие и густые. Вдобавок к этому пюреобразная пища сначала мелко измельчается, а затем разделяется на средние и крупные кусочки.
С трёх до шести месяцев, учитывая тип вскармливания, детям советуют давать пюреобразные блюда на ложечке. Вся пища в этом возрастном периоде должна быть полужидкой и не иметь комочков, чтобы не возникали трудности при глотании. Любое овощное пюре перед подачей два раза измельчают, используя тёрку или блендер. Прежде чем варить кашу, крупу перемалывают в муку.
В возрасте от шести до девяти месяцев консистенция блюд становится более густой. Овощные культуры всё так же протирают через сито, но теперь достаточно одного измельчения. Кашу готовят с использованием круп среднего измельчения. Детям этой возрастной категории начинают давать гомогенизированное мясо (дважды измельчённое в мясорубке, а после взбитое в кухонном комбайне с отваром овощей).
Начиная с девяти месяцев крохе предлагают такую твёрдую пищу, как пшеничный хлеб, печенье, сухарики. Любой из этих плотных продуктов помещают в руку малыша, разрешая почесать ими режущиеся зубки
В этот момент важно пристально следить за малюткой, чтобы не допустить ситуации, когда отколовшийся кусочек попадёт в дыхательные пути. Чтобы процесс употребления пищи стал максимально безопасным, продукты помещают в ниблер.
Примерно с десяти до двенадцати месяцев наступает время, когда ребёнка приучают к менее измельчённой еде. Допускаются кусочки пищи размером 3–5 мм
Для измельчения фруктов и овощей применяют вилку, а мясо варят в виде фрикаделек. В этом возрасте для каши пригодна цельная, но хорошо разваренная крупа. Помимо прочего, подросшие дети желают подержать в руках интересующие их предметы, что даёт возможность давать им мелкие кусочки овощей и фруктов, ломтики белого хлеба. Всё это они без помощи взрослых кладут в рот и стараются пережевать.
Для годовалого малыша не составит труда справиться с запеканкой из крупы, паровой котлеткой, мелконарезанными свежими овощами или фруктами и прочими блюдами. В два года жевательный рефлекс уже полностью сформирован.
Допускаются кусочки пищи размером 3–5 мм. Для измельчения фруктов и овощей применяют вилку, а мясо варят в виде фрикаделек. В этом возрасте для каши пригодна цельная, но хорошо разваренная крупа. Помимо прочего, подросшие дети желают подержать в руках интересующие их предметы, что даёт возможность давать им мелкие кусочки овощей и фруктов, ломтики белого хлеба. Всё это они без помощи взрослых кладут в рот и стараются пережевать.
Для годовалого малыша не составит труда справиться с запеканкой из крупы, паровой котлеткой, мелконарезанными свежими овощами или фруктами и прочими блюдами. В два года жевательный рефлекс уже полностью сформирован.
Каковы причины?
Причины неправильного захватывания соска:
Короткая уздечка языка: ее основание находится либо дальше середины языка, либо вовсе у его края, что может вызвать трудности у малыша при кормлении. Часто короткая уздечка языка может быть «высвобождена» (подрезана) ребенку еще во время его нахождения в роддоме для того, чтобы она не ограничивала подвижность языка. Врожденный сосательный рефлекс подскажет малышу что делать, когда мама прикладывает его к груди. Однако иногда во время сосания молока такие малыши не могут подложить язык под сосок, тем самым кусая его деснами.
Короткая уздечка языка ограничивает его подвижность. Обычно малыши с короткой уздечкой кусают деснами грудь, после чего на сосках матери могут появится трещины. В таком случае рекомендуется подрезать уздечку языка
Процедура безболезненна и занимает всего несколько секунд.
Неправильно положение матери при грудном вскармливании — важно, чтобы ребенок взял сосок в рот самостоятельно, ни в коем случае не следует засовывать сосок в рот младенца. Маме нужно принять удобное положение, не горбить спину и не наклоняться над малышом
Если нет возможности долго удерживать одну позу и возникает чувство неудобства в позвоночнике так, что кормящая мама попытается немного выпрямиться, и грудь немного выскочит изо рта, вследствие чего сосание груди становится более поверхностным. Также позиция, при которой малыш не находится лицом к груди, а должен поворачивать голову, чтобы достать до неё, не способствует облегчению грудного вскармливания.
Не рекомендуется давать малышу соску или бутылочку, потому что техника сосания из бутылочек отличается от техники сосания из груди. Соска не требует массажа языком снизу (потому что молоко из нее не потечет), ребенок может сломать ее или укусить. Чередование кормления грудью с кормлением из бутылки с соской неправильной формы может также привести в отрицательным последствиям. Малыш может давить и травмировать сосок.
Рот малыша должен быть широко открыт, иначе это может повредить сосок, во рту ребенка должен оказаться не только сосок, но и ареола
Почему ребенку больно сосать грудь: иногда малыш может неглубоко захватить сосок или сосать неправильно (или не сосать совсем), потому что сосание доставляет ему дискомфорт. На это есть несколько причин: болезненные афты во рту, боли в ушах, зубная боль, воспаление горла. Другой причиной поверхностного захвата соска или проблем с сосанием является заложенный нос. Это касается случаев, когда ребенок заболел или часто срыгивает молоком, которое попадает в нос и блокирует поступление воздуха.
Способы приучения ребёнка к жеванию
Думая о том, как научить ребёнка жевать и глотать пищу, в первую очередь обратите внимание на своё поведение. Какой пример вы подаёте?. Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде
Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде.
Садитесь за стол вместе с ним и демонстрируйте на личном примере, как тщательно нужно жевать, не торопясь и не набивая «полный рот».
- При введении прикорма нужно постепенно приучать ребёнка к более твёрдой консистенции пищи;
- Сначала все блюда даются в виде пюре (в 6-7 месяцев), можно добавлять крошечки еды и несколько мягких кусочков;
- Затем к 8-9 месяцам пищу уже можно разминать ложкой или вилкой, включать в неё маленькие полутвёрдые частички и мягкие крупные кусочки;
- В 11-12 месяцев предлагайте малышу твёрдую пищу, чередуя её (но не смешивая в одной тарелке) с пюре. Так, уже в год можно научить ребёнка хорошо жевать разные продукты.
Чтобы научить ребенка уже к году жевать кусочки, не давиться и кушать аккуратно, посмотрите схему введения прикорма по схеме, предложенной в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку>>>
- Постарайтесь не показывать малышу свой страх того, что он подавится и не сможет проглотить кусочки еды. Дети чувствуют наше настроение и тоже могут начать бояться и отказываться от «опасной», на их взгляд, пищи.
Соблюдайте правила безопасности, когда знакомите ребенка с твердой пищей, никогда не оставляйте ребенка одного наедине с твердым куском еды.
- Если малыш всё же сам боится подавиться и отказывается от твёрдых кусочков, заверните один из них в марлю (или положите в ниблер) и дайте ему пожевать;
Это может быть ломтик яблока, груши, хлеба или какого-либо овоща. Так ребёнок понемногу будет привыкать к твёрдым кусочкам и перестанет их бояться.
- Массаж языка поможет преодолеть рвотный рефлекс и выталкивание пищи изо рта. Его можно делать через салфетку или специальной щёточкой в первые месяцы приучения к жеванию;
- Постарайтесь превратить процесс жевания пищи в увлекательное занятие;
- Например, придумать какую-нибудь легенду, почему нужно хорошо прожевать всё, что лежит в тарелке или устроить соревнование, кто дольше будет «работать зубками»: малыш или мама;
- Пусть каждый раз, как только ребёнок хорошо справится с заданием и тщательно прожуёт пищу, животик поблагодарит его за то, что он помогает переваривать еду и получать много витаминов из неё.
Конечно и в 2 года можно научить ребёнка жевать. Но всё же в этом процессе важна внимательность и последовательность.
Чем раньше вы начнёте уделять время приучению малыша к жеванию, тем эффективнее и быстрее он освоит этот навык. Детям в 1,5-2 года можно давать длинные продукты, которые удобно держать в руках и откусывать.
Для детей старше года есть свои приемы и хитрости при обучении ребенка жевать. Смотрите курс Едим с удовольствием: возвращаем здоровый аппетит ребенку>>>
- Учите малыша жевать с помощью тех продуктов, которые ему нравятся. Так ему будет приятнее подолгу держать их во рту и тщательно пережёвывать;
- Не предлагайте слишком большие порции, лучше добавить еду, в случае, если она понравится ребёнку и он захочет покушать ещё. Не давайте новую порцию, пока малыш не прожуёт предыдущую, не торопите его;
- Делайте артикуляционную гимнастику. Она будет способствовать укреплению челюстно-лицевых мышц и развитию речевого аппарата.
Каким бы сложным ни казался процесс приучения ребёнка к жеванию пищи, всё же подавляющее большинство детей успешно осваивают этот навык. При ваших грамотных и методичных действиях, ребенок обязательно освоит его.
- Ребенок плохо ест прикорм
- Педагогический прикорм
- Мясо для первого прикорма
Методики и способы
Методик на самом деле много, и все они ориентированы на определенный возраст малыша. Проблема того, как приучить ребенка к твердой пище, впервые аукнулась массово всем педиатрам, когда в продаже появился детский прикорм. Малышня массово привыкает к кремообразной структуре еды, и пищу с комочками есть отказывается.
Чтобы избежать капризов и истерик, начинайте заниматься вопросом жевания как можно раньше.
С 3 месяцев
В этот период ребенок впервые пробует жевать. Кроха все тащит в рот и старается придавить деснами. Не упускайте этот момент. Даже если видите, что зубки появятся нескоро, приобретите для крошки прорезыватели разных цветов и форм. Желательно выбирать естественный цвет «под яблочко» или «под морковку». Малыш будет привыкать, что такой цвет можно тащить в рот и жевать, что упростит дальнейшее обучение.
Жевание прорезывателя обеспечит:
- массаж десен для прорезываня зубок;
- привычку прижимать объект деснами;
- развитие жевательной мускулатуры;
- интерес к такому мероприятию, как жевание.
С 6-7 месяцев
Когда вы ввели в рацион ребенка прикорм, приобретите такую штуку, как ниблер. Если вы спросите у мамы, как она приучила вас, когда вы были ребенком, жевать, она наверняка вам расскажет про кусочек яблочка в марлечке. Ниблер – то ж самое, только многоразового использования. Они бывают:
- с силиконовой сеточкой;
- с тканевой сеточкой.
Для зубатых малышей лучше брать силиконовую – тканевая цепляется за редкие зубки. Принцип действия – малыш грызет ниблер как прорезыватель, но при этом ощущает вкус еды. При этом случайно откусить кусочек и подавится бананом или отварной морковью невозможно, а это плюс.
С 1 года
Научить ребенка есть твердую пищу в этом возрасте можно так, как делали наши с вами родители. Дело в том, что раньше детского прикорма в продаже не было, равно как и блендера. Наше старшее поколение делало пюре, перетирая еду через железное сито. Вроде и пюре, но с крохотными комочками. Начните с него. Позже просто разминайте пищу вилкой, чтоб с каждым разом комочков становилось больше и они были крупнее.
Параллельно меняйте консистенцию блюда. От супов-пюре переходите на более густые кашки с комочками. Затем можно оставлять в порции небольшие кусочки овощей, постепенно увеличивая и количество.
С 2 лет
В таком возрасте малыш «зубат» и вполне одолеет взрослую пищу кусочками. Если в 2 года ребенок упрямо отказывается есть взрослый формат пищи, можно попробовать на нем несколько методик:
- Голодовка. Это жестоко, зато эффект быстрый. Предложите малышу пищу кусочками. Не хочет есть? Молодец, иди погуляй. В следующий прием пищи (по графику и ни минутой раньше!) снова предложите «взрослую» еду. Снова не хочет? Его проблемы. Рано или поздно малыш забывает о капризах и ест то, что предложено. Как правило, ребенок больше полутора суток не выдерживает. У методики есть существенный минус – мама не выдерживает истерику и голодные глаза ребенка на 4-8 часу эксперимента, и идет на поводу у манипулятора. Но такой метод легко воплощают в жизнь неумолимые отцы.
- Повторюха. В 2-3 года малышня мнит себя взрослой и все повторяет за старшими. Посадите ребенка за общий стол и ешьте. Рано или поздно малышу станет любопытно, что это вы там такое вкусное едите, и он попробует, скажем, кусочек отварного картофеля, подражая взрослым. 3-4 дня такой терапии обычно приводят к положительному результату.
- Ролевые игры. Скажите крохе, что он зайчонок, придумайте сценарий, по которому зайчонку положено грызть морковь или кусок яблока. Дети охотнее едят за какого-то персонажа.
Положительный пример. Если есть возможность, пригласите в гости одногодок малыша, умеющих кушать еду кусочками. Накройте праздничное чаепитие. Наблюдая за тем, как сверстники едят кусочки твердой пищи, малыш попробует повторить за ним, чтоб не показаться «маленьким». Заодно убедится, что все большие детки так едят, о чем нужно переговорить с крохой до прихода гостей.
Какие шаги помогут ребенку усвоить правила поведения за столом
- Требуйте, чтобы ребенок сидел со всеми, но разрешите ему самому выбирать, чем питаться, из продуктов, представленных на столе.
- Хотя бы один прием пищи в сутки сделайте общим, семейным, чтобы юный участник трапезы перенимал правила поведения за столом через подражание.
- В выходные сделайте один общий прием пищи праздничным — пишите меню и готовьте вместе.
- Введите слово-маркер окончания приема пищи. Например, выпускать малыша из-за стола тогда, когда он скажет «спасибо».
- Не пускайте ребенка обратно за стол после слова-маркера.
- Если малыш начинает капризничать за едой, ни в коем случае не уговаривайте его есть. Капризничает — значит наелся. Наелся — скажи «спасибо» и можешь быть свободен.
- Если ребенок не может и не хочет сидеть со всеми за столом, дайте ему возможность есть в своем режиме, но те продукты, которые ему предложены.
Когда дома существуют четкие правила поведения, внутри которых у малыша есть определенная свобода, кухня перестает быть местом, где ребенку нужно что-то доказывать родителям. В понятно организованной иерархической структуре он чувствует себя комфортно и безопасно: четко знает, где его место, и понимает, что решение всех трудных вопросов возьмут на себя взрослые.
Приятного аппетита вашему малышу!
Ребенок не хочет жевать – в чем причина
Существует целый ряд причин, по которым кроха отказывается жевать, и потребляет только жидкую еду. Родителем не стоит сразу злиться и нервничать, есть вероятность, что это не каприз, а физиологические проблемы. Для выяснения причин проблем с жеванием стоит понаблюдать за поведением ребенка, проанализировать ситуацию. Иногда для того, чтобы привыкнуть к новой еде, потребуется некоторое время.
Существуют такие причины отсутствия навыка пережевывания:
Неправильное кормление
Эта основная причина того, что кроха никак не хочет расстаться со своим любимым пюре и перейти на «взрослый» рацион. Чересчур заботливые родители предлагают малышу столь широкий выбор жидких блюд, что крохе уже просто не хочется чего-то другого. Иногда мама кормит свое чадо кашками и пюре из-за опасений, что он поперхнется: бояться не стоит, не пережеванный кусочек он будет выплёвывать.
Несформированность навыков
Замечено, что младенцы, которые сразу после рождения находились на искусственном вскармливании, неохотно отказываются от жидкой еды. Причина этого – неразвитые челюстные мышцы: для того, чтобы насытиться, нужно хорошо потрудиться, а для получения питательной смеси из соски много труда не надо. Иногда бывает, что малышу запрещают «пробовать на зуб» баранки, разные безопасные предметы, не предлагают прорезыватель: это тоже не способствует развитию.
Физиологические проблемы
Изредка причиной нежелания прожевывать продукты бывают физиологические проблемы. Маленький лакомка пытается проглотить еду, но неожиданно начинает кашлять, и ему приходится выплевывать не пережеванные кусочки. Затруднения с глотанием вызывают распространенные заболевания гортани и ротовой полости – стоматит, фарингит, тонзиллит. Любая попытка прожевать продукты вызывает у малыша боль, он вынужден кушать перемолотую пищу. Для выявления подобных заболеваний нужно посетить стоматолога, хирурга и невролога.
Почему ребенок не жует пищу
По мнению педиатров, неумение жевать очень распространено. Раньше ребенку давали кусочек жесткого яблока или сушку еще до появления передних зубов. Сейчас зубки начинают расти немного раньше, а сроки прикорма, наоборот, отодвинулись. Первый раз малыш получает пищу, когда у него уже есть пара, а то и 4 зуба. Жевать еду ими еще нельзя, но и массировать десны твердой пищей уже не получается. В итоге первые рефлексы не закрепляются, а полноценно жевать малыш начинает учиться только к моменту обзаведения полным ртом зубов.
Причины неумения жевать пищу:
- Физиология: сбои в работе ЖКТ, проблемы в горле и полости рта. Заболевания, которые могут препятствовать жеванию, обнаруживаются в ходе диспансеризаций. Даже если ребенок кажется вам полностью здоровым, не стоит избегать регулярных осмотров врачей.
- Неврологические нарушения. Помимо отсутствия жевания, для них характерны и другие признаки, которые обнаруживаются на ранних сроках.
- Нежелание бороться с трудностями, как со стороны ребенка, так и его родителей. Маме нужно немало выдержки и времени, чтобы контролировать прием твердой пищи, а затем отмывать и малыша, и все вокруг. Дети же легко манипулируют родителями: если можно покапризничать и тебе выдадут привычное пюре вместо непонятных кусочков, то зачем напрягаться? Если есть подозрение, что малыш и слышать не желает о том, чтобы глотать кусочки или жевать, исключительно из-за лени, придется проявить последовательность и даже строгость. Однако и переусердствовать тоже нельзя, чтобы не сформировать у ребенка боязнь новой пищи.
- Резкий переход с пюре на кусочки. Теоретически, малыш после года должен успешно жевать еду, но не стоит забывать, что новые навыки формируются постепенно. Большого ребенка придется учить, как младенца: начиная с добавления в привычное пюре несколько мелких мягких кусочков.
- Препятствие формированию навыков жевания в младенчестве. Начиная с 5 месяцев, дети постоянно что-то суют в рот. Они не просто чешут десны, в это время формируются умение прижать предмет челюстью, ощупать и подвинуть языком. Если постоянно вынимать изо рта ребенка его ручки, погремушки, не давать прорезыватель или ниблер, навыки не сформируются.
По мнению педиатра и популярного телеведущего Евгения Комаровского, неумение жевать еду – обычно педагогическая, а не физиологическая проблема.
Малыш подавился: что делать?
Если, несмотря на все старания родителей, ребенок все же подавился, крайне важно оказать ему своевременную первую помощь
Действовать надо уверенно, но осторожно
- Поместить малыша на предплечье родителя таким образом, чтобы голова младенца оказалась ниже туловища, лицо было направлено вниз.
- Выполнить 5 несильных ударов ладонью по спине ребенка между лопатками.
- Далее малыша следует перевернуть на спину.
- Выполнить при помощи указательного и среднего пальцев 5 толчкообразных движений в центральную часть грудины.
- Открыть малышу рот, удерживая язык большим пальцем, а нижнюю челюсть – остальными.
- В случае если кусочек пищи, повлекший проблему, хорошо виден, его следует аккуратно удалить. Если нет – повторить действия до достижения успеха.
Взрослым необходимо сохранять самообладание, ведь от их действий зависит здоровье и жизнь малыша.
Грудничок поперхнулся молоком
Чтобы малыш не подавился молоком во время кормления, мама должна соблюдать некоторые правила:
- выбрать правильную позу для ГВ, нельзя чтобы кроха находился в строго горизонтальном положении;
- предварительно сцедить пришедшее молоко так, чтобы струйки молока самостоятельно не выливались;
- обязательно исключить наличие в ротике ребенка посторонних предметов (крошек хлеба, остатков фруктов).
Когда малыш все-таки подавился молоком, и вы слышите кашель — беспокоится не о чем. Ребенок в норме, но, если кроха начинается захлебываться, срочно приступайте к восстановлению его дыхания. Инструкцию смотрите ниже.
Если грудничок подавился молоком или остатками пищи после прикорма важно действовать незамедлительно
Хлопья и вареные овощи в рационе малыша
Ваш ребенку может начать учиться кусать пищу, даже если у него выросли не все зубы. Он отлично справится, используя свои десны. Сначала он будет измельчать пищу языком придавливая ее к твердому небу. Это будет довольно скоро сопровождаться жеванием и дроблением. Для этого, однако, ребенку необходимо предоставить возможность накопить такой опыт. Поэтому предоставьте вашему ребенку такую возможность, как только вы переведете его на более расширенный рацион питания. Хорошо начинать с кукурузных хлопьев, которые растворяются во рту и с которыми риск удушья минимален. Затем вы можете дать вашему ребенку кусочки вареных овощей, таких как брокколи и морковь, или фруктов, например, мягкую грушу, которую ребенок легко сможет раздавить деснами
Очевидно, что при еде ребенок всегда должен находиться под пристальным вниманием взрослого
Возможные ошибки родителей
Желая как можно быстрее научить ребенка жевать, родители нередко допускают ошибки, из-за которых малыш отказывается есть предлагаемую ему пищу. Рассмотрим, в чем может быть дело.
- Попытка дать малышу кусочки, по размеру превосходящие полагающихся ему по возрасту. У ребенка срабатывают сосательный и защитный рефлексы, из-за которых инородные частицы выталкиваются языком, может возникнуть рвота.
- Позднее начало прикорма. Некоторые мамы полагают, что ребенка можно кормить исключительно грудным молоком вплоть до года. Кроха привыкает к такому питанию, поэтому жевательный рефлекс у него оказывается совершенно несформированным.
- Необходимо помнить, что каждый ребенок – индивидуальность, обладающая собственным вкусом. Поэтому если младенец отказывается от какого-либо продукта, возможно, он ему просто не нравится.
Психологи полагают, что отказ от приема пищи из ложки может быть связан с негативными ассоциациями, которые у ребенка вызывает этот столовый прибор (например, если незадолго до этого из ложки ему приходилось принимать лекарства).
Некоторые мамы и папы стараются как можно быстрее приучить ребенка жевать твердые кусочки, вводя новые продукты в его рацион чуть ли не ежедневно
Но подобная практика может вызвать отторжение и рвоту.
Следует обратить внимание на размер ложки: если она очень велика для небольшого ротика, малыш также будет испытывать дискомфорт и откажется от пищи.
Вызвать рвотный рефлекс способна и неправильная техника кормления, глубокое введение ложки в ротовую полость
Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка
Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка
Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка
Как научить жевать годовалого ребенка
Сегодня больше половины детей не умеют жевать к 2-х летнему возрасту.
Развивать этот навык нужно с полугода:
- Купить красивые прорезыватели (несколько видов).
Ребенок должен не только снимать напряжение с десен, но и учится жевать. Главное, не забывать следить за их чистотой и регулярно мыть.
- Твердая пища.
В качестве знакомства с пищей вместо прорезывателя можно дать небольшую баранку, кусочек моркови, яблока. В процессе жевания деснами, малыш будет получать маленькие кусочки лакомства. Так малыш поймет, что получить новый вкус можно самостоятельно.
При этом родители не должны оставлять детей без присмотра. Баранки достаточно хрупкие, могут раскрошиться, мелкие кусочки способны перекрыть органы дыхания.
- Купить ниблер.
Специальное приспособление с пластиковой (силиконовой) сеточкой, внутрь которой можно помещать кусочки фруктов и овощей. Ниблер позволит ребенку познакомиться с новыми вкусами и при этом задерживает кусочки, поэтому безопасен для малыша.
- Приучать к новым продуктам постепенно.
Не стоит резко начинать кормить ребенка супом, как у взрослых. Часть привычного питания нужно заменить кусковым, например, оставить в пюре несколько небольших кусочков картофеля или украсить кашу свежими фруктами.
- Уменьшать помол.
Не нужно сразу давать малышу крупные куски, можно измельчить продукты на терке, ножом или просто размять вилкой. Это не относится к мясным продуктам: ребенок может не разжевать волокна и подавиться. Лучше предложить ему суфле или паровые котлеты и тефтели.
Обычно этих мер достаточно, чтобы дети в полтора года полностью овладели жевательными навыками.
Более подробно о том, как научить малыша жевать твердую пищу разными способами, можно узнать, посмотрев видео.
Срочные меры
К сожалению, некоторые дети и в 2-3 года не могут есть твердую пищу. В первую очередь такого ребенка нужно показать педиатру для исключения возможных патологий.
Если малыш полностью здоров, и отказ самостоятельно жевать связан с ленью или избалованностью, решить проблему можно, но придется запастись терпением.
Есть несколько способов, как научить жевать детей после 2 лет:
- Покажите пример.
Начните с приготовления простых блюд, пусть ребенок принимает посильное участие. Сядьте за стол всей семьей, разложите продукты в красивые тарелки (у всех одинаковые).
В игровой форме покажите малышу, как нужно жевать, можно устроить соревнование.
Главное, сохраняйте спокойствие, не будьте излишне строги и не ругайте, а тем более, не наказывайте за неудачу.
- Пригласите в гости детей.
Или старше или ровесников, уже овладевшими навыками жевания. Глядя на них, вполне вероятно, что малыш начнет повторять.
- Уберите из рациона пюреобразную пищу.
Предложите ребенку измельчить овощи или фрукты самостоятельно. Скорее всего у малыша не хватит сил сделать это самостоятельно, помогите ему.
- Используя мягкие и вкусные продукты.
Например, натуральный мармелад или зефир. Разжевывать их очень легко, а вкус намного приятнее привычной еды.
- Не используйте блендер. Можно сказать, что он сломался.
- Оставляйте на видном месте вкусные продукты для перекуса: бананы, нарезанные яблоки.
- Освойте актерское мастерство.
Предложите малышу сыграть в семейство зайчиков, белочек, лисичек (любых животных, которые привлекают ребенка). Предварительно можно посмотреть мультфильм или сходить в зоопарк. Войдите в роль полностью, вероятно, придется даже передвигаться на четвереньках.
- Сводите ребенка в детский развлекательный центр, зайдите в кафе и купите малышу новый для него продукт, привлекательный внешне.
Иногда причиной отказа от твердой пищи становится просто плохой аппетит. В этом случае можно попробовать такие способы:
- больше времени проводите за занятиями, требующими физической активности;
- вместо привычного сока предлагайте компоты из сухофруктов или отвар шиповника;
- избегайте перекусов между приемами пищи.
Заинтересуйте ребенка едой: приготовьте новое блюдо, оформите необычно, как можно эмоциональнее продемонстрируйте, насколько оно вкусное. Научить жевать нужно как можно раньше, вся ответственность в этом ложится на родителей.
Категорически нельзя заставлять малыша есть твердую пищу, повышая на него голос или наказывая. Это вызовет стресс у него и страх перед самим процессом еды.
Другие дети могут начать проявлять характер и отказываться из-за обычного упрямства. Терпение и творческий подход помогут крохе освоить жевательный навык и подготовят к переходу в новый период жизни — детский сад.