Как научить ребенка правильно держать ложку и кушать самостоятельно: рекомендации доктора комаровского
Содержание:
- Как выбрать ложку
- Инструкция для родителей: 7 правил
- Пять правил, которые нужно знать каждой маме
- Правило четвертое: о вкусной и красивой пище
- Что умеет делать малыш
- Основные моменты и рекомендации по освоению ложки
- Если не хочет есть сам
- Инструкция по самостоятельному приему пищи — с чего начать?
- В каком возрасте начинать
- Лечение диспраксии
- Принципы обучения
- Как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно? Правила подготовки и 6 полезных рекомендаций
- Что необходимо знать, получая новый опыт
- Алгоритм обучения
- 10 советов как научить ребенка кушать ложкой
Как выбрать ложку
Карапузу обязательно нужна собственная посуда. Ни в коем случае взрослые не должны есть из неё, облизывать приборы, пробуя еду. Ложка понадобится крохе почти с рождения, поэтому подойдите серьёзно к её выбору. Покупайте у проверенных производителей – посуда должна быть из качественного пищевого пластика. Металлическая, которую найдёт бабушка, и серебряная, подаренная крёстными, не подойдут для малыша. Оставьте их для детей постарше.
Давать водичку или лекарство лучше из ложечки. Малыш захочет её погрызть, изучить, поэтому следите за чистотой. При появлении дефектов меняйте, чтобы ребёнок не поранился. В этом плане хороши силиконовые ложечки, соразмерные детскому рту. Они не травмируют слизистую и первые зубки. А ложки с прорезиненной ручкой не выскользнут из неумелой ладошки.
Инструкция для родителей: 7 правил
1
Не накладывать полную тарелку
. Так ты уменьшает риск, что по кухне будет разбросано слишком много еды. Да и самому ребенку психологически легче, когда он видит, что от него не ждут подвига.
2
Начинать с любимой еды.
Вкусную пищу ребенок охотнее попробует ложкой, чем нелюбимую. Пусть это будут густые каши, творожок. Они лучше прилипают к ложке, их легче поддеть.
3
Докармливать
. Процесс самостоятельного приема пищи требует сосредоточенности и напряжения сил. Вероятно, на первых порах ребенок будет быстро уставать: донес до рта 4-5 ложек с едой и обессилел. Многое разбросал и размазал вокруг. Придется докормить, чтобы он не остался голодным.
4
Усаживать за стол голодным
. Если ребенок хочет есть, он приложит больше усилий, чтобы насытиться. Кроме того при наличии аппетита, процесс пойдет быстрее и веселее.
5
Соблюдать режим и ритуалы
. Кормить в одно и то же время и сопровождать процесс привычными ритуалами: надеть фартук, расставить приборы, тарелку.
6
Выбирать удобные приборы.
Тарелка на присоске, чтобы малыш не мог ее опрокинуть. Чашка для питья достаточно высокая. Ложка изогнутая, удобная для того, чтобы захватить еду.
7
Хвалить
. Подмечать, что именно у ребенка получается хорошо, и говорить об этом. С психологической точки зрения вместо «Умница» лучше сказать что-то вроде «Я рада, что ты сегодня сам съел целых три ложечки каши. У тебя получается».
Пять правил, которые нужно знать каждой маме
Важно понять, когда можно дать ребенку ложку и начать учить кушать самостоятельно. Даже если малыш не проявляет стремления обходиться без маминой помощи, в возрасте около года-полутора стоит заняться этим вопросом.
Многолетний опыт показывает, что есть ряд правил или хитростей, как вам будет угодно, соблюдая которые, маме удастся быстро и почти безболезненно научить ребенка владеть столовыми приборами
Правило первое: голод – не тетка
Когда ребенок хочет кушать, он будет стремиться утолить голод и ему будет не до игрушек, развлечений и исследований. На голодный желудок особо не разгуляешься, поэтому давать ребенку ложку лучше тогда, когда он хочет есть. Для начала вложите ложку в руку малышу и помогите ему своей рукой. Потом, когда он станет более самостоятельным, старайтесь, как можно реже принимать участие в его кормлении.
Правило второе: с едой играть нельзя!
Как только малыш насытится, он начнет пробовать еду пальцами наощупь, размазывать по лицу, столу, стенам, кидать на пол. В такие моменты тарелку и ложку лучше всего убирать, иначе в дальнейшем ребенок не будет понимать разницу между играми и едой.
Правило третье: не идите против природы!
Никогда не настаивайте на том, что хлеб надо держать левой рукой, а ложку – правой. До трех лет вполне нормально стремление ребенка пытаться кушать как правой, так и левой рукой, в этом нет ничего страшного. К тому же если ваш ребенок левша, то, переучивая его на правую руку, вы только спутаете работу его мозга, что в дальнейшем может сказаться и на развитии. Не идите против природы, оставьте левшу левшой.
Правило четвертое: о вкусной и красивой пище
Для начала учите ребенка есть на самых любимых его блюдах
Не важно, будь то картошка, каша или котлета – дайте малышу ложку или вилку. Однако если видите, что вилкой ему пока еще неудобно есть, поменяйте ее на ложку
Ничего страшного, если поначалу он будет помогать себе руками. Просто держите наготове салфетки.
Кстати, многие мамы утверждают, что красиво оформленные блюда вызывают у ребенка больший аппетит и интерес, чем обычная тарелка с едой. Омлет в форме забавной рожицы, салат или овощи в виде букета цветов – все, на что способна ваша фантазия будет по достоинству оценено вашим малышом.
Правило пятое: берегите нервы!
Многие люди с детства приучены к чистоте и испытывают почти физический дискомфорт от окружающего их бардака. Смиритесь с тем, что пока ребенок будет учиться кушать самостоятельно, на вашей кухне (или в столовой) будет не очень-то чисто. Бороться с этим можно и нужно, но главное не переусердствовать. Не стоит вытирать каждую пролитую мимо рта каплю, дайте ребенку спокойно доесть, а потом займитесь уборкой и лучше всего вместе с ним, тогда он будет знать, что за собой нужно убирать, а еще лучше – стараться не пачкать. В каком возрасте надо приучать малышу к уборке? Лучше всего с самого начала – тогда стремление к чистоте будет у него в крови. В любом случае воспитывать всегда проще, чем потом перевоспитывать.
В теплом помещении можно обойтись без слюнявчиков, если посадить малыша кушать голышом. Заметьте, голый живот вытереть куда проще, чем стирать ежедневно гору испачканного белья. В прохладное время года можно надеть на малыша специальную клеенчатую курточку с уже вшитым в нее слюнявчиком – они продаются почти во всех детских магазинах, легко стираются, быстро сохнут и значительно облегчают маме жизнь.
Правило четвертое: о вкусной и красивой пище
Для начала учите ребенка есть на самых любимых его блюдах
Не важно, будь то картошка, каша или котлета – дайте малышу ложку или вилку. Однако если видите, что вилкой ему пока еще неудобно есть, поменяйте ее на ложку
Ничего страшного, если поначалу он будет помогать себе руками. Просто держите наготове салфетки.
Кстати, многие мамы утверждают, что красиво оформленные блюда вызывают у ребенка больший аппетит и интерес, чем обычная тарелка с едой. Омлет в форме забавной рожицы, салат или овощи в виде букета цветов – все, на что способна ваша фантазия будет по достоинству оценено вашим малышом.
Что умеет делать малыш
Ребенок в 11 месяцев начинает манипулировать взрослыми. Он понял, что на его плач родители быстрее реагируют и подходят к нему. Заметив такие уловки, следует пресекать их, так как такое поведение в дальнейшем может привести к непослушанию и постоянным капризам. Конечно, полностью игнорировать ребенка нельзя, просто не стоит реагировать на крики и слезы молниеносно. Обычно через несколько неудачных попыток многие дети перестают командовать.
В этом возрасте ребенок без труда может встать из положения сидя и некоторое время стоять, держась за опору. Многие детки начинают уверенно ходить, держась за опору или руку взрослого, а более активные малыши уже делают первые самостоятельные шаги. Деткам нравится танцевать под музыку, они активно приседают и раскачиваются из стороны в сторону.
На этом этапе развития совершенствуются функции рук. Теперь ребенок замахивается перед тем, как бросить какой-либо предмет. И это занятие ему доставляет огромное удовольствие. Он учится пить из чашки и кушать самостоятельно.
Малыш овладевает новыми действиями — одевает, снимает кольца с пирамидки, строит башни из кубиков, листает книгу с плотными страницами, открывает коробку, складывает в нее небольшие игрушки и закрывает обратно. Ему очень нравится играть в прядки, прячется за шторой и громко смеется, когда его находят.
Карапуз легко может залезть на невысокий диван и слезть с него обратно, он легко преодолевает на четвереньках небольшую лестницу.
Ребенок хорошо понимает просьбы взрослых и с удовольствием выполняет их — приносит мишку, дает ручку, показывает части тела, выбрасывает мусор в ведро и т. д. Исключение лишь составляет слово «нельзя», малыш его прекрасно понимает, но выполнять почему-то не спешит.
На этом этапе жизни у крохи появляется чувство юмора. Увидев или услышав что-то смешное он начинает громко смеяться.
Словарный запас ребенка не особо обогащается по сравнению с прошлым месяцем. Однако некоторые детки уже осмысленно начинают произносить простые слова — мама, папа, баба, дед. Кроха может сообщить маме, что он голоден, указав на стол, где лежит печенье, произнеся слово «ам-ам». Тем же словом он может объяснить, что делает собачка. Он может покачать головой, сказав тем самым «да» или «нет». Следует продолжать заниматься с малышом — рассказывать про окружающие предметы, читать книги, постоянно разговаривать.
Чтобы крохе было проще адаптироваться к окружающему миру, необходимо посещать с ним развивающий центр. Если по каким-либо причинам это невозможно, то подойдет и детская площадка. Так малыш будет обеспечен общением с другими детьми. Умение играть вместе, дружить, делиться вещами, значительно упростит его вливание в коллектив.
Важно помнить, что развитие всех малышей происходит по собственному графику. Поэтому, если ребенок еще не начал ходить, говорить, то это не значит, что он отстает в развитии, просто эти навыки проявятся немного позже
Основные моменты и рекомендации по освоению ложки
Конечно, существует немало советов от бабушек и подруг, правил и рекомендаций в специальной литературе, а также видео, размещенное в интернете, как научить есть ребенка самостоятельно. Но самое главное, каждая мама должна запомнить: все дети разные, графики развития и познания окружающего мира у малышей индивидуальные.
Поэтому, в своих попытках научить чадо есть самостоятельно все мамы должны запастись терпением. Сегодня ребенок кидает ложечку или балуется с ней, а завтра уже уверенно держит ее в руках и делает первые успехи. Все мамы должны стараться проявить свой талант и вооружиться упорством и терпением, прежде чем она подберет подход к малышу и сможет научить его кушать правильно.
Отличным стимулом взять ложку в руки и попытаться кушать без посторонней помощи — это присутствие за обеденным столом всей семьи. Взрослые должны с пониманием относится к долгому приему пищи, ведь зачастую совместные обеды для маленьких детей — это не утоление голода, а время, когда можно поиграть и пообщаться с близкими людьми. Также можно разумно позволять малышу есть с тарелок родителей, если при этом он пользуется ложкой.
Часто бывает так, что наука приучения карапуза к ложке, не всегда простая и легкая. Можно потихоньку взять маленькую ручку вместе с ложечкой в свою руку и легонько направлять ко рту малыша. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка и ставить его в какие-либо рамки.
Специалисты по питанию давно доказали, что любое насилие во время приема пищи негативно влияет на пищеварение и психику человека, особенно детей.
Важно приучать ребенка к ложке тогда, когда ребенок действительно голоден и хочет кушать. В желании утолить свой голод ему будет не до баловства с едой, и голодное состояние станет неплохим стимулом научиться есть ложкой
Также следует не упустить момент, когда ребенок насытится и начнет хватать еду руками либо размазывать ее по столу. Необходимо сразу пресекать такие действия и убирать тарелку с ложечкой.
Есть ложкой лучше всего ребенка могут научить его любимые блюда, которые неизменно вызывают его особый восторг и интерес. Немаловажный момент — это консистенция приготовленного блюда. Кушанье должно легко зачерпываться ложкой, не быть слишком жидким либо твердым. Соответственно, это могут быть каши, густые супы, детский творожок.
Существенным в учебе будет являться соблюдение режима кормления. Даже если кроха еще не совсем умеет использовать ложку, следует ее сразу давать ему в ручки, как только он усаживается за стол.
Опытные мамы практикуют такой способ учебы обращения с ложкой как еда «в две ложки». Одна ложка находится в ручке у малыша и он пытается кушать в меру своих возможностей, а другой аккуратно его кормит мама.
Почти все педиатры, выпустившие книги об уходе за ребенком, в том числе доктор Комаровский, подчеркивают, что вначале, когда ребенок еще только изучает такой предмет, как ложка, маме следует кормить его основным блюдом самой. Ну а вкусненький десерт можно предложить попробовать съесть самостоятельно. Особенно, это касается тех мам, которые переживают, что после самостоятельного использования ложки ребенок останется голодным.
Также разнообразные популярные методики воспитания детей (методики Монтессори, Домана и другие) доказательно аргументируют, что ребенку необходимо предоставлять свободу и выбор действий. Поэтому, когда взрослые навязывают ложку вопреки желанию крохи, то это может привести к увеличению периода привыкания к ней.
Если не хочет есть сам
Не кормите чадо насильно, иначе он возненавидит этот процесс, будет сложно его накормить в будущем. Если малыш плохо себя чувствует или просто не в настроении, отложите учёбу на несколько дней.
Не совмещайте кормление с играми, чтением, мультфильмами, это вредно для пищеварения. На обед приглашайте и других членов семьи. Когда малыш увидит, что папа или братик сам ест ложкой, ему захочется повторить за ними. Пригласите в гости других детей, которые уже самостоятельно справляются, устройте совместный обед.
Если начали учить кушать, не отступайте и домочадцев предупредите, что теперь малыш более самостоятелен. Но не торопите ребёнка. Если в какой‑то момент он отказывается брать ложку, не настаивайте, не принуждайте. Показывайте личный пример и чаще хвалите даже за незначительные успехи.
Инструкция по самостоятельному приему пищи — с чего начать?
- Застилаем стол красивой клеенкой и повязываем малышу слюнявчик.
- Берем немножко каши из его тарелки и демонстративно «со смаком» съедаем. Не забудьте изобразить восторг, чтобы ребенок заинтересовался.
- Далее вручаем ложку крохе. Если удержать ложку не получается — помогаем. Нужно зажать ложку в его ладошке своей рукой, зачерпнуть кашку из тарелки и донести до рта.
- Помогайте, пока чадо не сможет держать прибор самостоятельно.
- Не страшно, если ребенок поначалу будет просто месить кашу в тарелке ложкой и размазывать ее по лицу, столу и пр. Дайте чаду свободу — пусть привыкнет. Можно поставить тарелку с присоской, если ребенок постоянно ее переворачивает.
- Пока ребенок учится кушать сам, помогайте ему другой ложкой. То есть, одна ложка — ему, одна — вам.
- Вкладывайте ложку в руку малыша правильно. Неправильно держать ее в кулаке — учите кроху держать ложку пальцами, чтобы было удобно нести ко рту.
Тем же принципом пользуемся, приучая чадо к чашке-непроливайке, вилке и пр. Начинаем с маленькой порции, только при заинтересованности малыша и без истерик по поводу испачканных диванов, одежды и ковров.
В каком возрасте начинать
Любой навык проще освоить, когда дети физиологически созреют для него. Если мама планирует выйти на работу после первого дня рождения крохи, нужно заранее научить его пользоваться столовыми приборами.
При подготовке к детскому саду оптимальный возраст, когда учить ребенка есть ложкой,– девять месяцев
. Если торопиться нет нужды, процесс обучения все равно не стоит откладывать, желательно, чтобы к полутора годам
кроха мог есть самостоятельно.
Все дети разные: кто-то кушает любимые блюда ложкой уже в девять месяцев, кому-то и в два годика требуется помощь родителей. Обычно годовалые карапузы стремятся во всем подражать взрослым, и их не нужно уговаривать взять в руки ложку.
Как советует теледоктор Комаровский, не стоит заставлять детей, задача родителей — создать условия, при которых обучение будет происходить само собой. Если давить на кроху, возможно, он откажется от процесса совсем.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков
Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня
Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.
Принципы обучения
Для достижения результата молодые родители должны соблюдать 4 основных правила.
- Непринужденная обстановка. Нельзя заставить ребенка кушать ложкой. Применяя насилие, вы получите обратную реакцию. Попробуйте заинтересовать ребенка, мотивировать его на обучение. Например, купите яркую ложку с детскими рисунками. Малыш точно захочет подержать ее.
- Степенность. Кормление может затянуться, но ребенок не должен спешить. Хвалите малыша, играйте с ним, но не торопите.
- Удобное время. Для освоения нового навыка следует выждать момент, когда ребенок настроен на игру. Он не слишком голоден, бодр, не хочет в туалет, в хорошем настроении.
- Помощь. Педагоги убеждены, что не нужно возвращаться к кормлению из бутылки или из рук мамы, когда родители уже начали приучать ребенка самостоятельно держать ложку. Но зачастую это утверждение понимается слишком буквально. Ни в коем случае не оставляйте ребенка с неподдающейся ложкой один на один! Корректируйте движения. Помогайте, когда это требуется. Ощущение беспомощности повергнет ребенка в панику, а затем спровоцирует капризы и отказ от самостоятельного питания.
Как научить ребёнка кушать ложкой самостоятельно? Правила подготовки и 6 полезных рекомендаций
Каждому навыку – своё время. Относится это правило и к пользованию столовыми приборами. И хотя родителям хочется поскорее привить малышу навыки самообслуживания, нужно прежде узнать, когда и как научить ребёнка есть ложкой самостоятельно. Когда возникнет этот навык, будет зависеть от мамы с папой. Чем больше со стороны взрослых опеки, тем позже это умение появится в арсенале ребёнка. И напротив, кроха, чью самостоятельность всячески приветствуют, быстрее начнёт орудовать столовыми приборами.
Следует морально подготовиться и к тому, что малыш начнёт пачкать всё вокруг, в том числе и себя. Маме придётся много убирать, умывать детское личико. Однако такие проблемы преодолеваются, зато каждая ложечка приближает ребёнка к самостоятельности.
Что необходимо знать, получая новый опыт
Воспитание – тяжелый труд. Чтобы этот труд облегчить следует знать некоторые нюансы:
- Обязательно следует приучить малыша к переднику. Мой ребенок не привык к нему и после, в саду у нас были проблемы (в яслях детки кушают в фартуках). Он просто не хотел надевать его.
- Купите 2 передника, которые легко мыть. После каждого приема пищи вам придется его стирать.
- Порадуйте кроху – приобретите красивую и удобный столовый прибор, чтобы он с радостно работал ложкой.
- Опять про фартук: чем длиннее, тем лучше. Очень удобно заправлять его край под дно тарелочки. Тогда все, что летит мимо рта малыша – не пачкает его и одежду.
- Покупайте стульчик, который отделан влагоустойчивыми материалами. Вам придется отмывать его (еще пол, ребенка, иногда стены), после каждого приема пищи.
- Запаситесь терпением и любовью.
Алгоритм обучения
Сначала позаботьтесь о чистоте вокруг детского стула: уберите ковер или постелите клеенку. Приготовьте влажное полотенце или салфетки, если потребуется срочная уборка. Будьте готовы к тому, что детская еда окажется не во рту у малыша, а на различных окружающих предметах.
Удобно усадите кроху, поставьте перед ним блюдо с едой, лучше использовать тарелку на присосках.
Наденьте нагрудник и чепчик на ребенка
Не будет излишеством надеть передник и маме.
Постарайтесь мотивировать на прием пищи: похвалите кашу, обратите внимание на красивую посуду. Обещайте, что будете помогать.
Дайте ложку в руку малышу
Если он не может ее удержать, помогите ему на первое время.
Если кроха потеряет интерес к процессу, не настаивайте. Похвалите его в любом случае.
10 советов как научить ребенка кушать ложкой
Первая ложечка должна быть из безопасного материала и правильной формы. Среди детских столовых приборов необходимо выбирать те, которые соответствуют данному возрасту малыша.
Чтобы у ребенка сформировалась связь между едой и ложкой, не стоит давать ее крохе в качестве игрушки. Ложка должна появляться только в период принятия пищи. Обязательно давайте младенцу самостоятельно подержать столовый прибор.
Большое значение для овладения этим навыком для ребенка имеет личный пример взрослых. Во время каждой трапезы произносите: «Сейчас будем кушать. Это ложка. Кушаем ложкой кашу» и т.п.
Чтобы научиться правильно держать ложку, крохе нужно дать время привыкнуть к ней, научиться удобно ее захватывать ручкой, попробовать постучать ней по поверхности стола, попробовать на вкус. Эти действия абсолютно нормальные и являются подготовительными.
Когда ребенок научиться держать ложку уверенно (примерно в 7-8 месяцев), тогда можно начинать учить его набирать ложечкой пищу.
Родителям запрещается повышать голос на малыша, который непременно будет разливать или рассыпать еду, пронося ее мимо рта. Такое отношение к нему вряд ли прибавит уверенности в своих возможностях, а процесс обучения может затянуться.
Мама должна терпеливо помогать своему крохе отправлять в рот ложечку за ложечкой. Обязательно нужно хвалить малыша за самые маленькие достижения и поддерживать при неудачных попытках. Помогайте ребенку набирать пищу в ложку и доносить ее до ротика
Постоянная поддержка, забота и внимание к ребенку поможет ему чувствовать себя увереннее.
Когда ребенок овладел начальными приемами удержания ложки и захвата пищи, не нужно подгонять его или поторапливать. Отнеситесь к процессу терпеливо, пусть кроха почувствует себя самостоятельным
Очень скоро он освоит весь процесс окончательно и будет более аккуратным и быстрым.
То, что для взрослого человека привычное дело, для ребенка – тяжелая и утомительная работа. В процессе самостоятельного приема пищи ребенок должен сконцентрироваться. У него напрягаются определенные мышцы, он старается координировать свои движения и быстро устает. В качестве передышки для крохи предложите ему вытереть руки и лицо, попить сока.
Большое значение для ребенка имеет личный пример близких людей
Поэтому очень важно, чтобы вся семья по возможности чаще обедала за одним столом. У малыша должен быть специальный безопасный стульчик, который позволит себя чувствовать наравне со взрослыми
Обедая всей семьей, малыш будет видеть, какие действия совершают папа и мама со столовыми приборами, как держат ложку и подносят ко рту еду.
Такие частые совместные принятия пищи будут служить наглядным примером для ребенка и отличным способом закрепления навыка работы со столовыми приборами
Присутствие близких людей рядом дает возможность крохе ощущать постоянную поддержку, заботу и внимание к себе
Процесс обучения может длиться не один месяц. Не нужно торопить события. Этот период развития ребенка является для него не только новым, но и очень трудным. Будьте терпеливы и вовремя приходите крохе на помощь.