Когда новорожденный начинает слышать?
Содержание:
- Внимание к ребенку
- Способность слышать
- Что такое слухоречевая реабилитация
- Вкусовые ощущения плода
- Медицинские офисы KDLmed
- Что видит малыш
- Настройка на вкус
- Как проверить, слышит ли малыш?
- Аденовирусная инфекция у младенцев: лечение и профилактика
- Методы проверки слуха у младенца
- Зрительные ощущения плода
- Снижение слуха – не приговор
- Факторы внутриутробного развития
Внимание к ребенку
Участие и внимание родителей является самым важным действием в выявлении и лечении потери слуха. Когда появляется проблема, и выясняется, что новорожденный плохо воспринимает некоторые частоты, то следует незамедлительно идти к специалисту
И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов на то, что проблема решится одним из современных методов, которыми располагает медицина.
Новорожденные с нарушением слуха требуют особого внимания. Когда неутешительный диагноз поставлен, родители должны способствовать применению различных терапевтических методов лечения, а если потребуется, начать использование слухового аппарата. Главное, помочь крохе стать полноценным членом общества, который слышит, общается и живет полной жизнью.
Зарождение такой важной способности, как слух, происходит еще в утробе матери. Малыш может ответить толчком на звучание маминого голоса или громкий шум
Так как существуют различные причины нарушения этой функции у детей сразу после родов, то желательно проконсультироваться со специалистом, как проверить слух у новорожденного и провести необходимые исследования.
Окружающий мир наполнен большим разнообразием звуков и при рождении у ребенка идет активация его слухового аппарата. От правильного функционирования органа слуха зависит развитие мозга и способность ребенка к развитию речи. Если же кора головного мозга не будет получать нужную информацию, то в дальнейшем это может стать причиной не способности ребенком понимать звуки.
В роддоме
Слух новорожденных проверяют при плановом осмотре в первые дни, а также по желанию родителей, когда они жалуются на отсутствие внимания малыша на голоса и другие звуки. Некоторые дети в обязательном порядке проходят проверку слуха, так как они относятся к группе риска:
- генетическая предрасположенность;
- наличие у матери во время беременности инфекционных заболеваний, а также употребление ею алкоголя и никотина;
- недостаточный вес при рождении;
- преждевременные роды;
- травматизм ребенка в процессе родоразрешения;
- у новорожденного малыша диагностируется инфекционная патология, влияющая на слуховой орган.
В педиатрии существует 2 методики проверки слуха в роддоме:
- Отоакустическая эмиссия. При ее проведении ребенок должен спать или спокойно лежать, тогда процедура занимает не более 10 мин. Если же малыша не удается успокоить, то она продлится около 2 ч. Она безопасна и не вызывает никаких болевых ощущений. В ухо вводится зонд, на котором прикреплен микрофон с динамиком, и через него подают звуковой сигнал. На дисплее компьютера отображаются показатели, необходимые для оценки слуха. ОАЭ позволяет фиксировать реакцию внутреннего уха.
- Исследование реакции ствола спинного мозга. На уши младенца надевают наушники, через которые происходит передача различных звуковых сигналов, а к голове крепят электроды (4-5 штук). На специальном аппарате показывается активность нервных волокон в этот момент. Такая процедура длится в течение 5-15 мин.
Если ребенок не прошел данные тесты, то назначают повторное их проведение через 1 неделю.
В домашних условиях
После выписки из роддома родителям необходимо выяснить у врача как проверить слух ребенку в домашних условиях. Для этой цели можно выбрать один из следующих способов:
- Рефлекс Моро. Малыша освобождают от пеленки и укладывают на ровную поверхность. Затем мама или папа отходят на расстояние 25-30 см от уха ребенка и выполняют громкий хлопок, такую же манипуляцию проводят и со стороны второго уха. Если со слухом нет проблем, то младенец испугается и начнет активно двигать конечностями. В том случае, когда реакция у него отсутствует, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
- Метод Калмыковой. Для проведения данной процедуры потребуются оба родителя, один из которых будет отвлекать ребенка яркой игрушкой, а другой начнет трясти поочередно пластиковыми банками, заполненными манкой, гречкой и горохом. Между сменами емкостей делают минутный перерыв. Банки держат над ухом на высоте 10-15 см. У ребенка как минимум должна появиться реакция на звук трясущихся гречки и гороха.
Способность слышать
Способность слышать малыш в утробе матери приобретает на 15 неделе беременности. Именно к этому моменту завершаются основные этапы закладки внутреннего уха и уже идут процессы оформления среднего уха. Поначалу восприятие звуков у малыша не такое, как у нас с вами. Он слышит их, но кора головного мозга еще не созрела и не способна анализировать сигналы. Слух плода на 15-16 неделе беременности больше напоминает слуховое восприятие мира рептилиями. Он внутренним ухом улавливает лишь вибрацию, которую создают звуковые волны
Стук маминого сердца – одна вибрация, громкий звук от падения тяжелого предмета рядом с мамой или звонка будильника – совсем другая вибрация.
Слышать почти как мы, малыш начинает лишь в 26-27 недель беременности.
Это означает, что на данном сроке плод уже не просто слышит, а реагирует на звук. Он постепенно учится не просто слышать что-то, но и анализировать услышанное. Новорожденный поворачивает головку на источник звука. Этому он научился в утробе.
Последние три месяца внутриутробного развития малыш с удовольствием слушает звуки. Слух для него в третьем триместре – еще один способ познания мира вокруг.
Что такое слухоречевая реабилитация
Лечение тугоухости не завершается после устранения причины или установки кохлеарного имплантата. Ребенку требуется слухоречевая реабилитация, в процессе которой он учится реагировать на звуки, понимать речь и говорить.
В реабилитации ребенка после установки имплантата участвуют несколько специалистов, включая отоларинголога (хирурга), аудиолога, сурдолога, сурдопедагога, психолога или психиатра. Каждый специалист решает важные задачи:
- Отоларинголог следит, чтобы в послеоперационном периоде не было осложнений.
- Аудиолог настраивает процессор кохлеарного имплантата.
- Сурдолог оценивает эффективность имплантации.
- Сурдопедагоги учат ребенка реагировать на звуки, понимать речь и говорить.
- Психолог создает условия, в которых ребенок адаптируется к новым ситуациям и вызовам.
- Психиатр при необходимости корректирует дефекты психоэмоционального развития пациента.
После эффективной слухоречевой реабилитации ребенок может посещать специализированное дошкольное учреждение и школу-интернат или общеобразовательную школу и детский сад.
Вкусовые ощущения плода
Причины того, что взрослые люди любят острый перец и пряные приправы, возможно, также связаны с внутриутробным развитием. К 13-15 неделям зачатки вкусовых рецепторов уже выглядят как у взрослых, и врачи знают, что околоплодная жидкость, окружающая эмбрион, на вкус напоминает смесь карри, тмина, чеснока, лука и других специй с материнского стола. Ощущают ли их эмбрионы,еще не выяснено, но ученые обнаружили, что недоношенные дети, рожденные на 33-й неделе, сильнее сосут подслащенную соску, чем простую резиновую.
«В течение последнего триместра плод проглатывает до литра околоплодных вод в день», — отмечает Джули Менелла, кандидат наук, биопсихолог из Центра Монелл, изучающего ощущения, возникающие под действием химических раздражителей, в штате Филадельфия. Она считает, что вкус околоплодных вод может служить «переходным звеном» к вкусу грудного молока, которое также содержит привкус продуктов с материнского стола.
Медицинские офисы KDLmed
- КЛИНИКА 1
- КЛИНИКА 2
- КЛИНИКА 3
АДРЕС:г. Пятигорск, проспект 40 лет Октября, 62/3
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 18:00
сб 7:30 — 14:00 / вс 8:30 — 13:00
Взятие крови: пн-сб 7:30 — 12:00
вс 8:30 — 12:00
Взятие мазка: пн-пт 7:30 — 16:00
сб 7:30 — 13:30 / вс 8:30 — 12:00
ТЕЛЕФОН:(8793) 330-640
+7 (928) 225-26-74
АДРЕС:г. Пятигорск, проспект 40 лет Октября, 14
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 18:00
сб 7:30 — 14:00 / вс 8:30 — 13:00
Взятие крови: пн-сб 7:30 — 12:00
вс 8:30 — 12:00
Взятие мазка: пн-пт 7:30 — 16:00
сб 7:30 — 13:30 / вс 8:30 — 12:00
ТЕЛЕФОН:(8793) 327-327
+7 (938) 302-23-86
АДРЕС:г. Пятигорск, ул. Адмиральского, 6А
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 18:00
сб 7:30 — 14:00
Взятие крови: пн-сб 7:30 — 12:00
Взятие мазка: пн-пт 7:30 — 16:00
сб 7:30 — 13:30
ТЕЛЕФОН:(8793) 98-13-00
+7 (928) 363-81-28
АДРЕС:г. Ставрополь, ул. Ленина, 301
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 15:00
сб 7:30 — 14:00 / вс 8:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:(8652) 35-00-01
+7 (938) 316-82-52
- КЛИНИКА 1
- КЛИНИКА 2
АДРЕС:г. Невинномысск, ул. Гагарина, 19
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 16:00
сб 7:30 — 15:00
вс 8:30 — 14:00
ТЕЛЕФОН:(86554) 7-08-18
+7 (928) 303-82-18
АДРЕС:г.Невинномысск, ул. Гагарина, 60
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 16:00
сб 7:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:8 (86554) 6-08-81
8 (938) 347-42-17
АДРЕС:г. Нефтекумск, 1-й микрорайон, ул. Дзержинского, 7
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 18:00
сб 7:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:(86558) 4-43-83
+7 (928) 825-13-43
АДРЕС:г. Буденновск, пр. Энтузиастов, 11-Б
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 18:00
сб 7:30 — 13:00
вс 8:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:(86559) 5-55-95
+7 (938) 302-23-89
АДРЕС:г. Зеленокумск, ул. Гоголя, д.83
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 18:00
сб 7:30 — 13:00
вс 8:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:(86552) 6-62-14
+7 (938) 302-23-90
АДРЕС:г. Минеральные Воды, ул. Горская, 61, 13/14
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 16:00
сб 7:30 — 16:00 / вс 8:30 — 15:00
ТЕЛЕФОН:(87922) 6-59-29
+7 (938) 302-23-88
- КЛИНИКА 1
- КЛИНИКА 2
АДРЕС:г. Ессентуки, ул. Володарского, 32
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 16:00
сб 7:30 — 14:30 / вс 8:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:(87934) 6-62-22
+7 (938) 316-82-51
АДРЕС:г.Ессентуки, ул.Октябрьская 459 а
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 15:00
сб 7:30 — 14:30
ТЕЛЕФОН:(87934) 99-2-10
+7 (938) 300-75-28
АДРЕС:г. Георгиевск, ул. Ленина, 123/1
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 16:00
сб 7:30 — 14:00 / вс 8:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:(87951) 50-9-50
+7 (938) 302-23-87
АДРЕС:г. Благодарный, ул. Первомайская, 38
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 15:00
сб 7:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:(86549) 24-0-24
+7 (928) 363-81-37
АДРЕС:г. Светлоград, ул. Пушкина, 19 (Центр, Собор)
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 15:00
сб 7:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:(86547) 40-1-40
+7 (928) 363-81-41
АДРЕС:с. Донское, ул. 19 Съезда ВЛКСМ, 4 А
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 16:00
сб 7:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:(86546) 34-330
+7 (928) 363-81-25
АДРЕС:г. Новоалександровск, ул. Гагарина, 271 (пересечение с ул. Пушкина)
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 18:00
сб 7:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:8(86544) 5-46-44
+7 (928) 363-81-45
АДРЕС:с. Александровское, ул. Гагарина, 24
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 15:00
сб 7:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:(86557) 2-13-00
+7 (928) 363-81-35
АДРЕС:с. Кочубеевское, ул. Братская, 98 (ТЦ «ЦУМ»)
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 13:00
сб 7:30 — 13:00
вс 8:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:(86550) 500-22
+7 (928) 363-81-42
АДРЕС:г. Железноводск, ул. Ленина, 127
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 17.30
сб 7:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:(87932) 32-8-26
+7 (928) 363-81-30
АДРЕС:с. Арзгир, ул. Кирова, 21 (Рынок)
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 14:00
сб 7:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:(86560) 31-0-41
+7 (928) 363-81-44
АДРЕС:г.Ипатово, ул. Ленинградская, 54
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 18:00
сб 7:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:8 (86542) 5-85-15
8 (938) 347-42-16
АДРЕС:ст. Ессентукская, ул. Павлова, 17
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 16:00
сб 7:30 — 14:30
ТЕЛЕФОН:8 (87961) 6-61-00
8 (938) 347-42-18
АДРЕС:ст. Курская, ул. Калинина, д. 188
ВРЕМЯ РАБОТЫ:пн-пт 7:30 — 18:00
сб 7:30 — 13:00
ТЕЛЕФОН:8(87964) 5-40-10
8(938) 347-43-29
- Пятигорск
- Ставрополь
- Невинномысск
- Нефтекумск
- Буденновск
- Зеленокумск
- Минеральные Воды
- Ессентуки
- Георгиевск
- Благодарный
- Светлоград
- Донское
- Новоалександровск
- Александровское
- Кочубеевское
- Железноводск
- Арзгир
- Ипатово
- Ессентукская
- Курская
Что видит малыш
С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:
- В первые недели грудничок не способен фокусировать взгляд на предметах более пяти секунд
- Ребенок только учится пользоваться двумя глазами одновременно, поэтому иногда глазки «разъезжаются»
- Сетчатка глаз постоянно тренируется и развивается, по мере взросления ребенка его глаза начинают различать все более сложные узоры, цвета и оттенки
Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.
Настройка на вкус
Чувства стиля и прекрасного у нас не врожденные — их нужно развивать и совершенствовать. При этом во многих областях существуют общепринятые стандарты красоты и качества. Если вы равнодушны к винам из региона Бордо, это не означает, что вы вообще не способны научиться отличать хорошее вино от плохого. Чем лучше разберетесь в характеристиках качественных товаров или услуг, тем больше будете их ценить, даже если вам они совсем не по вкусу. Чтобы понять, как формируется и развивается вкус, можно присмотреться, как с течением времени изменяется наше пристрастие к разным продуктам и напиткам. В этой главе я использую понятие «вкус» (вкусовые ощущения) в качестве метафоры для более широкого освещения вкуса как восприятия эстетически наполненных предметов и явлений.
Еда — один из важнейших источников впечатлений. Едят все. На вкус пищи влияет масса разнообразных факторов; причем это не только использованные для ее приготовления ингредиенты, но и окружающая обстановка, интерьер, воспоминания, ожидания, компания (бывает, вкуснейшие блюда вызывают несварение, если приходится съедать их за одним столом с жутким спорщиком) и так далее. Принятие пищи способствует либо развитию, либо деградации вкуса. Поняв, как организован этот процесс, мы получаем шанс разобраться, как образуется, развивается и совершенствуется вкус в широком смысле слова.
View on Instagram
Вкусовые ощущения от того, что человек ест и пьет, формируются с участием сенсорной нервной системы и отдельных зон головного мозга; как и большинство неврологических функций, вкус можно развивать и оттачивать за счет внимания, практики и новых впечатлений. Прежде считалось, что нервная система человека перестает формироваться (прекращается рост нервной ткани) после эмбриональной стадии развития. Однако во второй половине XX века исследователи обнаружили, что нейроны продолжают образовываться на протяжении всей жизни человека, меняя мозг и создавая новые связи на основе наших впечатлений, переживаний и ощущений. К примеру, большинство маленьких детей любят мороженое, хотя никто не говорит им, что это вкусно: дело в том, что сладкий, насыщенный сливочный вкус приятен нам от рождения. И наоборот: вкус кофе или алкоголя детям обычно не нравится — однако эти напитки в высшей степени привлекательны для многих взрослых. В отличие от мороженого, кофе и алкоголь удается распробовать лишь в более зрелом возрасте: наслаждение появляется при контакте с продуктом и последующем повторном проживании полученных впечатлений. Все это явно свидетельствует о том, что вкусы меняются, и большинство предпочтений человек приобретает и развивает со временем.
Множество упражнений стимулируют развитие вкуса, и здесь главное — сохранять целеустремленность и терпение. Хороший вкус формируется со временем; на него влияют самые разнообразные факторы, лишь часть которых мы способны контролировать. На этом процессе сказываются и социальные условия, прежде всего историческая эпоха, место и личные обстоятельства — в частности, образование и семейные ценности.
View on Instagram
На формирование вкуса влияет и генетика. К примеру, некоторые исследования доказывают, что именно гены определяют, нравится ли нам кинза — довольно своеобразная пряность, которая постоянно провоцирует споры между ее любителями и ненавистниками; последние утверждают, что вкусом она напоминает мыло.
Какими бы ни были внешние факторы, я считаю, что люди рождаются со способностью отличать хорошее качество от плохого, используя как основной инструмент именно вкус. Цель этой главы не в том, чтобы помочь вам развить некий «хороший вкус»: я покажу, как по-новому осознать, разглядеть и развить именно ваш вкус — другими словами, как воссоединиться с собственными ощущениями и впечатлениями, как трактовать их более точно и эффективно использовать для получения результатов в частной жизни и профессиональной деятельности.
View on Instagram
Как проверить, слышит ли малыш?
Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.
В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:
- низкочастотными — звук проезжающего грузовика, звучание отбойного молотка, а в речи — звук , .
- среднечастотными — звучание рояля, плач младенца, а в речи — звуки , .
- высокочастотными — шелест листвы, пение птиц; речевые звуки — , , .
При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.
Для проведения обследования необходимо приготовить:
1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.
2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:
- манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
- гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
- горох — приблизительно 70 — 80 Дб.
Аденовирусная инфекция у младенцев: лечение и профилактика
Аденовирусная инфекция – это разновидность ОРВИ. Заболевание способно поразить как верхние, так и нижние дыхательные пути, а также стать причиной развития таких заболеваний, как бронхит, трахеит, фарингит и воспаление легких. Заболеть ребенок может в любое время года, но чаще всего аденовирусная инфекция встречается в зимне-весенний период. На долю аденовирусов приходится примерно 17% всех случаев ОРВИ.
Попав в организм ребенка, вирус начинает размножаться с огромной скоростью. Он способен легко проникать в кровь и распространяться дальше не только по кровеносным сосудам, но и по лимфатическим. Вирус, содержащий молекулу ДНК, может заразить лимфоидную ткань, ЖКТ и даже конъюнктиву глаза, а также привести к развитию так называемого кишечного гриппа.
Среди симптомов, которые появляются у ребенка при аденовирусной инфекции, – слизистые выделения из носа, покраснение полости рта, снижение аппетита, вялость и слабость, покраснение глаз и конъюнктивит, диарея.
Для диагностики заболевания могут применять лабораторные методы исследования, когда на анализ берется кровь. При подозрении на аденовирусную инфекцию врач может рекомендовать провести микроскопические исследования содержимого носа и ротоглотки. Это необходимо сделать в целях исключения бактериальной инфекции.
Чем лечить инфекцию?
Терапия при аденовирусной инфекции показана симптоматическая, а также с применением противовирусных препаратов, в том числе препарата ВИФЕРОН. Для профилактики ребенку необходимо полноценное и здоровое питание, активность по возрасту, поддержание здорового веса, регулярные прогулки на свежем воздухе, проветривание помещений и поддержание достаточного уровня влажности, особенно в сезон отопления.
Методы проверки слуха у младенца
Еще один волнующий вопрос, как проверить слух у новорожденного? В домашних условиях для звуковых игр с месячным ребенком подойдут погремушки, колокольчики, музыкальные инструменты, металлические и деревянные ложки, шуршащие бумажки, любые трещащие коробочки и так далее. Само собой, сразу «оркестр» излишен. Новые «инструменты» нужно вводить постепенно по мере привыкания малыша к «пройденному материалу». Медленно перемещайте яркие и звучащие игрушки во всех направлениях (влево-вправо, вниз-вверх, ближе-дальше, а также в разном темпе).
Если ребенок отвлекается, займитесь чем-нибудь другим, а потом вновь вернитесь к занятиям, подбирая темп в зависимости от реакции малыша. Помните, что когда ребенок начинает слышать голоса, он непрерывно познает окружающее его пространство. Желательно, чтобы этот бесконечный процесс познания был, по возможности, всегда окрашен положительными эмоциями.
Полноценное психическое развитие малыша невозможно без глубокого развития музыкального слуха. Новорожденные карапузы охотно слушают музыку, предпочитая мелодичную и спокойную: это может быть инструментальная или вокальная, классическая или современная музыка, народные песни, и, конечно же, особое место в этом ряду занимают детские песенки – потешки, песни из мультфильмов и колыбельные. Когда малыш бодрствует, в его комнате может звучать негромкая и ненавязчивая музыка.
Почему новорожденный плохо слышит звуки и голоса, что может привести к потере слуха?
Согласно статистике, численность детей с нарушениями слуха увеличивается. Причин тому огромное число:
- Плохая генетика. Если отец и мать, или другие родственники крохи страдали нарушением слуха, то в 50 % – это наследует малыш и начинает слышать звуки очень плохо.
- Курение, распитие алкогольных напитков во время беременности. Даже небольшие дозы алкоголя могут привести до потери слуха у ребенка. То же самое касается и сигарет.
- Употребление лекарственных препаратов.
- Быстрые или напротив, продолжительные роды, использование гинекологических щипцов.
Смотреть видео по теме публикации:
Когда новорожденный здоров, то он в состоянии не только научиться слышать звуки, но и начинает различать, делить их на любимые и нет. Помимо этого, увлекшись любимой игрушкой, малыш может не услышать ничего вокруг. Это естественно и бояться этого не надо.
Привет, друзья!
Я, Лена Жабинская, рада приветствовать Вас на своем блоге! Многие молодые родители сталкиваются с ситуацией, когда привезенный из роддома малыш практически не реагирует на окружающие его звуки. Он не плачет, не поворачивает на них головы и, кажется, будто совсем их не замечает. Что это: патология или норма?
Оказывается, ответить на этот вопрос без труда может современная педиатрия. Причем не просто ответить, но также объяснить, когда начинает слышать новорожденный ребенок, почему и как. Ввиду особой значимости и увлекательности темы, сегодня мы об этом и поговорим.
Пожалуй, слух – это одно из самых загадочных явлений. Сегодня уже никто не сомневается в том, что он появляется еще в утробе. Примерно на 16 – 17 неделе беременности крохотный малыш начинает улавливать отдельные звуки, музыку, голоса. Изначально, мама этого может и не замечать, однако на более поздних сроках беременность проигнорировать эту способность ей точно не удастся: услышав знакомую речь, ребенок начнет толкаться!
Самое интересное, что память о прослушанных мелодиях и стихах в утробе, останется даже после рождения ребенка. Лучшее тому подтверждение – его повышенная активность при прослушивании стихов, сказок, музыкальных композиций, наконец, голосов родных и близких.
Зрительные ощущения плода
Зрение развивается последним. Ребенок, рожденный значительно недоношенным, может видеть свет и формы. Ученые предполагают, что плод обладает той же способностью. Как в утробе нет абсолютной тишины,так и нет абсолютной темноты. Файлер считает: «Возможно, имеется достаточно зрительных раздражителей, проходящих через ткани материнского организма, чтобы плод мог реагировать, когда мать находится в ярко освещенном помещении, как например, при приеме солнечных ванн».
Японские ученые сообщают даже об особых реакциях плода на вспышки света рядом с животом матери. Тем не менее, другие исследователи считают, что подвергать плод (или недоношенного ребенка) воздействию света раньше, чем он будет способен его воспринимать, может быть опасным. Высокая концентрация кислорода в воздухе долгое время считалась причиной нарушений сетчатки у недоношенных детей, в то время как фактически они могли быть вызваны избыточным воздействием света на определенном этапе развития, говорит Альс из Гарварда.
Мозговые клетки шестимесячного плода, рожденного примерно на 14 недель раньше положенного срока, не готовы воспринимать сигналы от глаз, передавать их в отдел головного мозга, отвечающий за зрение, и оттуда в лобные доли, где интегрируется зрительная информация. Когда плод вынужден видеть слишком много и слишком рано, — говорит Альс, — форсированные зрительные ощущения могут привести к аберрациям (отклонениям) в развитии головного мозга.
Снижение слуха – не приговор
Случается так, что окружающие даже не догадываются, что у ребенка есть какие-то особенности развития. Это подтверждается историями наших пациентов.
Одна из таких историй – про девочку с синдромом Тричера Коллинза, которая использовала слуховые аппараты костного проведения. Обучалась она в массовой школе. Однажды ее мама поинтересовалась, можно ли отдать ребенка в музыкальную школу. Врач дал согласие и отметил, что это будет отличным подспорьем для развития слухового внимания. Девочка сдала вступительные экзамены и стала учиться играть на пианино. Спустя 3 года обучения у нее сменилась учительница. Из любопытства педагог спросила, почему девочка все время носит повязку. Выяснилось, что никто не знал о ее особенностях и о том, что она слабослышащая.
Такие истории доказывают, что дети со сниженным слухом ничем не отличаются от здоровых детей. При грамотном подходе их слух и речь развиваются в соответствии с возрастными нормами и никак не выделяют их среди других.
Не упускайте драгоценное время. Пусть у малыша будет то, что ему нужно больше всего: возможность развиваться и любящие, принимающие его родители.
Факторы внутриутробного развития
Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:
- Огромное влияние оказывают преждевременные роды и другие патологии беременности*
- Отклонениям могут способствовать различные инфекционные заболевания матери в период беременности.
- Генетическая обусловленность — один из основных факторов формирования зрения и слуха младенца
Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.