Когда можно ставить грудничка на ноги

Этапы физического развития

Первые несколько недель жизни новорожденный проводит в горизонтальном положении, мышцы слабы, а движения не скоординированы. Примерно к 2–3 месяцам младенец умеет длительное время удерживать голову, лежа на животе. С данного момента начинается процесс «вертикализации», то есть постепенного обретения способности стоять и ходить. Он включает в себя несколько этапов:

  1. Умение поднимать верхнюю часть тела, опираясь на вытянутые руки и пытаясь дотянуться до заинтересовавшего предмета (4–5 месяцев).
  2. Способность ползать по-пластунски и сидеть (6-7 месяцев).
  3. Активное ползание на четвереньках (7–9 месяцев).
  4. Успешные попытки подняться на ноги и передвигаться вдоль опоры с поддержкой (9–11 месяцев).
  5. Первые уверенные шаги (11–15 месяцев).

Каждый этап имеет огромное значение во взрослении крохи, пытаться их каким-либо образом ускорить нельзя. Формирование мышечного корсета и созревание костной ткани занимает определенное время. Специалисты категорически не рекомендуют ставить на ножки малышей нормального телосложения раньше 9 месяцев, а пухлых деток – раньше 10 месяцев.

В более раннем возрасте неокрепшие мышцы спины и слабые тазобедренные суставы не справятся с нагрузкой, в результате возникает риск возникновения следующих проблем:

  • искривление нижних конечностей;
  • патологии тазобедренных и коленных суставов;
  • деформация стопы (плоско-вальгусная стопа, плоскостопие);
  • грубые нарушения осанки и заболевания внутренних органов.

Но и своевременный переход в вертикальное положение несет риск навредить здоровью малыша. Чтобы этого не произошло, не следует ставить ребенка на ножки надолго и без дополнительной поддержки, увлекаться ходунками и прочими удерживающими приспособлениями. Родителям лучше придерживать его за подмышки, ставить ребенка рядом с надежной опорой (диваном, кроваткой). Желательно оставлять малыша босиком – он быстрее научится держать равновесие и управлять своим телом.

Иногда ребенок самостоятельно пытается встать на ножки раньше положенного срока. В большинстве случаев так происходит по причине гипертонуса мышц нижних конечностей. Патология требует обязательного лечения, обычно педиатры назначают пациентам специальный массаж. Если кроха здоров, накладывать абсолютный запрет на попытки подняться не стоит, но родителям желательно подольше поощрять ползание на четвереньках.

Когда малыш начинает осваивать навык самостоятельно?

В среднем, малыши пробуют встать с опорой в 7-9 месяцев.

Первые пробы происходят со становления на коленки, после чего ребенок пробует подняться.

Отпустив руки, малыш зачастую сразу же приземляется на ягодицы, но продолжает проявлять упорство в освоении нового навыка.

Некоторые дети могут сразу опробовать передвигаться вдоль устойчивой основы, за которую они держаться.

Освоить вертикальное положение – задача не из простых.

Ребенок прилагает максимальное количество усилий, чтобы добиться результата. И это, является своеобразной разминкой для детского тела, которая также носит развлекательный характер.

Однозначных норм для понимания оптимального возраста ребенка для осуществления подъемов, принятия вертикального положения с упором на стопы, не существует. Некоторые дети могут встать в 7 месяцев, а некоторые в . Это не будет являться каким-либо отклонением в здоровье ребенка, поскольку каждый малыш индивидуален в своем развитии.

Как правильно начинать сажать ребенка?

  • Без падений не обойтись! Вряд ли у малыша с первого раза выйдет сесть самостоятельно. Он будет падать на бок, при этом пытаясь ухватиться за что-нибудь. Вам необходимо позаботиться лишь о том, чтобы во время падений малыш не ушибся.
  • Также стоит помнить, даже если кроха старается сесть самостоятельно, для нее это все равно физическая нагрузка. Поэтому чтобы облегчить задачу ребенку и помочь ему приобрести новый навык поскорей, можно делать легкие массажи, зарядку (повороты, наклоны, сгибание локтей и колен и т.д.).

    А вот одно из самых оптимальных упражнений для любого малыша. Положите ребеночка на живот на пол. Перед этим обязательно застелите его чем-то не сильно мягким, чтобы крохе не было холодно! В метре от ребенка расположите яркую игрушку (мяч, зверушку или что-либо разноцветное). Дети по своей природе очень любопытный народ. Поэтому малышу обязательно захочется рассмотреть предмет. И он будет пытаться подползти к нему. Вот это для него будет очень полезно! Каждый день таких занятий принесет намного больше пользы, чем рутинное высаживание детей и ваши мысли о том, что уже якобы пора!

    Главное — не переусердствовать.

  • Первое время сажать нужно на ручки к родителям, и по несколько минут. У себя на коленях вы сможете регулировать угол, под которым малыш сидит. И со временем его выравнивать, что позволит ребенку выпрямлять спинку постепенно, не нагружая ее.

В этом процессе максимально положитесь на самостоятельность малыша

Можно ли использовать современных «помощников», чтобы высаживать ребенка?

Чтобы облегчить себе участь, многие родители прибегают к использованию различных ходунков, слингов, кенгуру и т.д. Конечно, ближе к полугоду малыш стремительно набирает вес, а носить его становится гораздо тяжелее. Но, по мнению многих педиатров, стоит повременить с использованием подобных приспособлений, или свести к минимуму времяпрепровождение с ними.

  • Кенгуру разрешено использовать с 3 месяцев. При этом нужно выбрать модель с подголовником и жесткой спинкой. В таком «девайсе» носить малыша за сутки можно не более 2-3 часов. Т.к. в основном малыш не сидит в нем, а «висит», опираясь на промежность. Что в свою очередь может негативно отразиться на осанке в будущем.
  • Для использования ходунков малыш должен хорошо окрепнуть, научиться самостоятельно сидеть или ползать. Несмотря на то, что ходунки очень удобные в применении, яркие и очень нравятся деткам, пребывание в них должно быть не более 40 мин в день. Для мальчиков долгое времяпрепровождение в таком устройстве чревато неправильным развитием половой функции, а у девочек – развитие дисплазии.
  • То же самое касается и прыгунков или висячих качель. В них малыша не сажают до момента, когда спина не окрепнет. Запомните – в подобных вещах не учат ребенка сидеть!

От подобных хитроумных орудий откажитесь еще на пару месяцев

  • Конечно, малышам очень надоедает за первые месяцы жизни просто лежать. И уже в возрасте 4-6 месяцев они проявляют активность и интерес к окружающему миру. Поэтому и пытаются научиться сидеть. Чтобы максимально оттянуть это время, хотя бы до исполнения полугода, мамы могут воспользоваться различными шезлонгами и креслами.
    • В шезлонге или даже автомобильном кресле малыши находятся в положении полусидя, что позволяет им рассматривать все вокруг. При этом такое положение не мешает нормальному развитию органов малого таза и минимизирует нагрузку на спину.
    • Но опять-таки ими пользоваться нужно только после попыток ребенка сесть самостоятельно. Это признак того, что мышцы и косная система малыша уже готова к положению полулежа.

В завершение стоит отметить, лучший способ не навредить всему, что касается физического развития ребенка – это не торопить события и довериться природе. Пусть мышцы и костная система окрепнет, тогда ребенок сможет самостоятельно сесть, потом встать, держась за опоры, а потом и пойти.

Доктор Комаровский рассказал, когда нельзя ставить младенца на ножки

Педиатр Евгений Комаровский – автор книг о детском здоровье и телеведущий популярной программы, призванной помогать родителям в уходе за малышами. Известный доктор часто отвечает на вопросы, которые отправляют ему молодые мамы и папы. Один из них был посвящен успеху крохи, который в возрасте шести месяцев уже самостоятельно стоит в кроватке. Родители волнуются: не вредно ли это для позвоночника малыша?

Доктор Комаровский уверен:

Педиатр дает совет, когда малыш уже готов к серьезной нагрузке на опорно-двигательную систему.

Как это делать? Известный педиатр уверен: любой новый навык малыш приобретает, когда в нем лично заинтересован. Задача мамы – стимулировать это. К примеру, начиная с раннего возраста выкладывать кроху на животик. С трехмесячного возраста складывать перед ним игрушки, чтобы малыш тянулся, тем самым развивая свои мышцы. Отличное подспорье – укрепляющий массаж, который мама может делать и в домашних условиях.

Доктор Комаровский подчеркивает: каждый ребенок развивается индивидуально! И то, что характерно для одного малыша, вовсе не является ориентиром для других. Поэтому знаменитый доктор просит родителей не оглядываться на успехи детей друзей, а заниматься развитием своего малыша в соответствии с его возрастом. Доктор уверен:

Instagram @nadin_argo

Поэтому доверяйте своему ребенку, и при этом принудительно не опережайте его собственные возможности.

А в каком возрасте ваш ребенок научился стоять?

Во сколько месяцев опирать на ножки грудничка, у которого проблемы со здоровьем

Ребенок с гипертонусом мышц может пытаться встать в полгода, до того, как научиться сидеть. Допускать такого нельзя. Отвлекайте кроху любыми способами, чтобы он сел или лег. Длительное нахождение в вертикальном положении приведет к деформации стоп.

Можно ставить кроху на ножки, начиная с 10 мес. До этого времени обязательно поддерживайте его под подмышками, чтобы он едва касался стопами поверхности.

Если у ребенка рахит, постарайтесь подольше ограничивать попытки крохи опираться на ноги. Ранее 10 мес. вставать точно нельзя, иначе искривятся конечности. Чаще гуляйте с ребенком на свежем воздухе, давайте кальциевые комплексы с витамином Д в составе и делайте массаж.

Во сколько встать на ножки,должен решать ребенок, а не родители. Если вы не хотите навредить своему крохе, насильно обучать и тренировать его не стоит, пока он не будет сам к этому готов.

Ходунки и прыгунки

Различного рода прыгунки и ходунки не рекомендуется использовать детям. Как уже говорилось выше, ребенок должен самостоятельно научиться стоять и ходить, без поддержки взрослого. При помощи ходунков ребенок получает ту свободу передвижения, которою еще не способен достичь своими силами. Поэтому дети очень любят находиться в ходунках. Однако долгое пребывание в них не просто не рекомендуется, а запрещено!

Некоторые родители полагают, что чем раньше поставят ребенка в ходунки, тем скорее он научиться ходить самостоятельно. Но на деле происходит обратно. Часть веса ребенка удерживается самими ходунками, что дает мнимую уверенность того, что ребенок уже готов к ходьбе. Помимо этого, ходунки не развивают вестибулярный аппарат и не учат держать равновесие, без которого немыслима ходьба. В ходунках ребенок наклоняется вперед, чтобы оттолкнутся, но не падает, благодаря ходункам. При настоящей ходьбе, ребенок просто упадет, не получив привычной поддержки. Еще одна проблема, которая присуща ходункам – опора на стопу. Для полноценной ходьбы ребенок должен опираться всей ступней на поверхность. При использовании ходунков, малыш зачастую отталкивается лишь кончиками пальцев, так и не усваивая, как правильно нужно ставить ножку, чтобы не упасть.

Если подвести итог, то в качестве тренажера для ходьбы – ходунки полностью бесполезны. При этом они остаются довольно небезопасными: ребенок может перевернуться в них и получить травму. В качестве развлечения – ходунки можно использовать, но не более 40-50 минут в ДЕНЬ! Единственное преимущество, которым могут похвастаться ходунки – они позволяют отдохнуть рукам мамы.

12–13 лет и старше: можно исправлять любые нарушения

В этом возрасте у подростка уже сформирован постоянный прикус. Если есть нарушения, исправлять их нужно для того, чтобы в дальнейшем не было проблем со здоровьем: разрушения зубов из-за нагрузки на эмаль, невозможности протезирования из-за асимметрии и так далее.

Подростки могут проходить то же лечение, что и взрослые, – носить брекеты или элайнеры. Пластинки для них уже становятся почти неэффективны. Поэтому выбирают между обычными брекетами (металлическими, керамическими) или съемными элайнерами.

Подросткам можно исправлять прикус теми же методами, как и взрослым

И тот и другой метод лечения требует ответственности: с брекетами нужно большое внимание уделять чистке зубов, а с элайнерами – беречь их, не терять и не забывать носить ровно столько часов в сутки, сколько будет предписано. Лечение у подростков проходит в среднем быстрее, чем у взрослых, за счет того, что костная ткань обновляется быстрее, да и процесс роста в 13 лет далеко не закончен

Поэтому во многих случаях элайнеры даже выгоднее, ведь стоимость лечения напрямую зависит от длительности лечения. Если врач рассчитает, что носить элайнеры нужно всего 8–10 месяцев, то цена комплекта капп может быть меньше, чем цена брекет-системы. А так как подростки часто переживают по поводу внешности, элайнеры им помогут легче решиться на лечение – конструкции практически незаметны

Лечение у подростков проходит в среднем быстрее, чем у взрослых, за счет того, что костная ткань обновляется быстрее, да и процесс роста в 13 лет далеко не закончен. Поэтому во многих случаях элайнеры даже выгоднее, ведь стоимость лечения напрямую зависит от длительности лечения. Если врач рассчитает, что носить элайнеры нужно всего 8–10 месяцев, то цена комплекта капп может быть меньше, чем цена брекет-системы. А так как подростки часто переживают по поводу внешности, элайнеры им помогут легче решиться на лечение – конструкции практически незаметны.

Лечение в детском или подростковом возрасте – оптимальный вариант. В этом случае требуется меньше времени, короче ретенционный этап. А главное – можно предотвратить то негативное влияние, которое неправильный прикус оказывает на здоровье в целом.

Другие статьи:

  • Ретенционный период – сколько он длится и зачем нужен
  • Как после брекетов меняется лицо

Нормы

В педиатрии считается нормой, если дети стоят с поддержкой между 7 и 9 месяцем, к 11-12 обходятся без опоры, а между 10 и 15 совершают первые самостоятельные шаги. Эти цифры могут отличаться от действительных, потому что все развиваются индивидуально. Если врачи не находят патологий опорно-двигательных органов и нервной системы, но малыш не вписывается в общепринятые нормы – нет повода беспокоиться.

Торопить малыша нельзя: преждевременные попытки становиться на ноги приводят к деформации позвоночника, тазобедренных суставов. Когда мышцы, кости и связки окрепли, он пытается вставать, держась за опору: сначала на колени, потом на одну стопу, затем на обе.

По мнению педиатра Е.О. Комаровского, в этот период действия родителей состоят в следующем:

  • Поощрять ползание. При передвижении на четвереньках формируются мышцы спины, плеч, ног.
  • Подобрать игровые упражнения для выработки координации.
  • Следить за рационом, чтобы не возникло дефицита кальция и витамина D.
  • Делать массаж для развития мышц.
  • Не злоупотреблять ходунками, использовать их не больше 40 минут в сутки.

Иногда дети пытаются подниматься до 6 месяцев, когда ещё не умеют сидеть и ползать. Педиатры называют это явление гипертонусом мышц и рекомендуют отвлекать ребёнка, не разрешать долго стоять, в вертикальном положении поддерживать его. Стопы в этом возрасте ещё не расположены к нагрузкам и могут впоследствии деформироваться.

Этапы формирования опорно-двигательного аппарата

У каждого новорожденного красивые пухлые ножки. Они не похожи на ноги взрослого человека. Плоская стопа грудничка – это совершенно нормально, так как еще не развит свод стопы. Он начинает строиться только при постепенной нагрузке, сначала скелет стопы состоит из мягкого хряща. Когда малыш учится ходить, ступня трансформируется изнутри трехмерно: пятка поворачивается, а свод приподнимается.

Формирование мышц и костей происходит постепенно, незаметно для ежедневного внешнего наблюдения. Они подготавливаются для принятия будущей нагрузки. Функции мозга, управляющие движениями, развиваются параллельно. В течение первого года жизни младенец приобретает необходимые навыки и становится готов ходить, бегать и прыгать.

Умение поднимать верхнюю часть тела

Примерно к четырем-пяти месяцам ребенок начинает приподниматься, лежа на животе и опираясь на руки перед собой. Если он делает это уверенно, то, значит, успешно преодолел первый этап и подготовлен, чтобы переворачиваться, сидеть, ползать и ходить в будущем.

Способность ползать

Следующий период, около седьмого месяца, очень новаторский. Малыш может начать опираться на руки и подталкивать колени под себя. Постепенно он выполняет движения вперед и назад и, наконец, начинает ползать.

Ребенок начинает ползать

Активное ползание

Совершенствуя свои навыки, иногда малыш ползает невероятно быстро. Ползание – очень важный этап развития, ребенок задействует все тело и учится преодолевать препятствия.

Важно! Когда малыш куда-то добирается, лучше ему не помогать, если это не угрожает безопасности

Попытки подняться на ноги

После 7-месячного возраста наступает время, когда ребёнок начинает делать попытки стоять на ножках. Он опирается на стенки детской кроватки, предметы мебели. На девятом месяце дети начинают ходить вокруг мебели, или держась за руки взрослых.

Первые уверенные шаги

Постепенно ребенок становится смелым, начинает уверенно переносить вес с ноги на ногу. Однажды он отпустит поддержку и сделает первые самостоятельные шаги.

Важно! Малыш будет много падать, поэтому следует убрать все опасные предметы. В этот период многие взрослые совершают ошибку, ловя и направляя ребенка

Лучше предоставить ему возможность самостоятельно осознать свою силу. Примерно в полтора года малыш должен ходить относительно хорошо. Он начинает открывать для себя новые измерения

В этот период многие взрослые совершают ошибку, ловя и направляя ребенка. Лучше предоставить ему возможность самостоятельно осознать свою силу. Примерно в полтора года малыш должен ходить относительно хорошо. Он начинает открывать для себя новые измерения.

Упражнения

Освоив возможность вставать, можно дать малышу повод использовать этот навык как можно чаще. Делать это можно с помощью некоторых упражнений. Они укрепят мышцы, научат стоять без опоры, подтолкнуть сделать первые шаги.

Занятия:

  • Со сменой опоры. Когда малыш уверенно научится подниматься, опираясь на привычную ему основу (на уровне талии), можно заменить барьер на более высокий (на уровне груди).
  • Во время того, как ребенок стоит, держась за опору ему можно предложить одну из любимых игрушек. Таким образом, ребенок будет держать руками игрушку, выполняя с ней различные манипуляции, опираясь животом, а не держась руками.
  • Приседания. Из положения стоя, ребенка можно научить садиться. Для этого лучше всего использовать предмет, который вызывает явный интерес у ребенка, располагая его рядом со стоящим крохой. Ребенок будет тянуться, пытаться присесть. Родителям необходимо поддерживать чадо в такие моменты.
  • Потягивания и перемещения. На стеллаж или другое приспособление с полками разной высоты, на которые ребенок может опереться или за которые может держаться, расставить различные предметы или игрушки. Таким образом, малыш будет тянуть вверху руку, и пытаться приподняться, держась только одной рукой. Данное упражнение послужит в качестве гимнастики для укрепления мышечного корсета и мышц ног.
  • Собрать игрушки. Ребенка следует поставить у низкого столика, вокруг которого разложить любимые игрушки. Крохе следует предложить игрушки собрать и положить на стол.
  • Поймать мяч. Рядом обычно используемой ребенком опорой, подвесить мяч так, чтобы он размещался на уровне колен ребенка. Ребенок будет учиться балансировать, перенося вес с одной ноги на другую, пытаясь буцать подвешенный мяч.
  • Доска для баланса. Занятия с поддержкой можно проводить на специальной балансировочной доске.

Дополнительно родители могут использовать некоторые приемы, которые будут стимулировать ребенка стоять без опоры, почувствовать себя увереннее и сделать свои первые шаги:

  1. Упражнение с фитболом. Мяч для гимнастики должен быть не сильно надутым, чтобы попа ребенка слегка «проваливалась». Родитель сажает малыша спиной к себе и раскачивает его, держа за корпус так, чтобы ножки доставали до пола. Упражнение поможет развитию координации, научит ребенка балансировать и держаться.
  2. Посадив ребенка на корточки, спиной к себе, поддерживая за корпус осуществлять покачивающие движения взад-вперед. Так ребенок освоит балансирование и привыкнет стоять самостоятельно, что позволит сделать первые шаги.
  3. Любимая игрушка. Это своеобразное упражнение построено в форме игры. Для его выполнения понадобиться любимая игрушка малыша, которую можно положить на определенное расстояние от крохи, тем самым побуждая его сначала доползти до нее, а потом предпринять действия, чтобы достать. Разместить или передвигать игрушку лучше всего к мягкой мебели, о край которой можно опереться, чтобы встать. С помощью этого упражнения ребенок поймет, как можно стоять самостоятельно.

Когда ребенка можно ставить на ножки? Факты, мнения, рекомендации

По поводу того, когда ребенка можно ставить на ножки, существует множество споров и мнений, но нет единого ответа. При подходе к этому вопросу должны учитываться индивидуальные особенности малыша и множество влияющих на это факторов. В данной статье будут изложены некоторые распространенные мнения по поводу возраста, в котором можно ставить младенца на ножки, даны важные рекомендации специалистов, а также приведены примеры гимнастики и массажа для малышей, которые мама может делать самостоятельно.

Большинство молодых мамочек склоняются к мнению, что ребенка нужно ставить на ножки тогда, когда он сам изъявит на это желание и будет стремиться встать самостоятельно. Маме же при этом остается только поддерживать его за подмышки или ручки. Другие хотят поторопить природу и ставят еще неокрепшего ребенка на ножки, желая поскорей научить его важным навыкам. Третьи же не являются приверженцами ни первого, ни второго мнения, и иногда кратковременно ставят своего кроху на ножки, при этом опора приходится больше не на ножки, а на руки мамы.

Рекомендации специалистов

На вопрос, когда можно ставить ребенка на ножки, практически все ортопеды и терапевты в один голос заявляют, что торопить события не стоит. И верно, ведь если позвоночник еще не окреп, то это будет слишком большая нагрузка для него, что способствует, к примеру, таким последствиям, как возникновение рахита. Однако примерный возраст, до какого точно не стоит ставить малыша на ножки, даже кратковременно — это четыре месяца. Раннее развитие детей до года предусматривает такое понятие, как норма. Однако в этом возрасте это понятие очень растяжимое и индивидуальное. Для кого-то норма – сидеть самостоятельно в пять месяцев, а вставать на ножки – в семь. Кто-то созревает для сидения в семь месяцев, а на ножки встает в девять – десять. Главное, что следует учитывать, это то, что не нужно насильно заставлять малыша что-то делать, а когда придет время – поддерживать и не удерживать малыша. Но при гипертонусе ножек, детишки могут рано начинать вставать на ножки, что не является естественным. Малыш при этом стоит на цыпочках и начинает быстро уставать. В этом случае для нормального развития ребенка следует мягко отвлечь его от этого занятия, не позволяя долго стоять.

Гимнастика и массаж для детей до года

Существует множество разнообразных гимнастик и массажев для детей до года, а также потешки и прибаутки к ним. Ниже будут приведены лишь несколько интересных видов для малышей, которые очень пригодятся молодым мамам, которые занимаются вопросом, когда ребенка можно ставить на ножки.

Массаж для стоп «восьмерка»

Ребенок лежит на спинке, мама держит его ножку одной рукой, а второй производит нежные поглаживания его стопы большими пальцем с маленьким нажимом, при этом остальными пальцами обхватив ее. То же самое произвести со второй ножкой. Дополнить этот массаж можно перебиранием пальчиков ноги младенца.

Соединение разноименных ножек и ручек

Малыш лежит на спинке, мама при этом притягивает локоток правой ручки к коленке левей ножки. То же самое проделать левой рукой и правой ногой младенца. Это упражнение укрепляет мышцы живота и способствует хорошей координации.

Подведение итогов

Главное, что нужно запомнить молодым родителям при вопросе о том, когда ребенка можно ставить на ножки и многих других, связанных с развитием младенца, это проявление чуткости, любви и понимания к своему чаду. Чувствуя вашу ежесекундную поддержку и заботу, его способности будут развиваться «на глазах», а вы только и будете успевать радоваться его успехам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector