Кормление ребенка до 1 года по месяцам: таблицы с нормами питания малыша на грудном и искусственном вскармливании
Содержание:
- Кисломолочные детские смеси
- Что такое прикорм?
- Сколько раз в день должен есть школьник?
- Создаем режим кормления
- Второй прикорм. Каши или мясо?
- Как узнать, готов ли малыш к введению прикорма?
- Преимущества и недостатки искусственного питания
- Обзор
- Какие ошибки встречаются в организации питания школьников?
- Грудное вскармливание
- Как часто нужно ходить к врачу
- Питание при лактазной недостаточности
- Принципы правильного питания
- Немного о грудном вскармливании
- Нормы кормления до года при грудном вскармливании
- Когда вводить прикорм?
Кисломолочные детские смеси
Очень полезными продуктами для вскармливания детей раннего возраста являются кисломолочные (ацидофильные) детски есмеси. Они приготавливаются из молока путем заквашивания его молочно-кислыми микроорганизмами. В процессе приготовления этих продуктов в них накапливаются молочная кислота и ферменты, которые стимулируют секрецию желудочного сока, нежно створаживают белки молока и тем самым облегчают и улучшают процессы пищеварения. Очень ценным свойством кисломолочных продуктов является их способность уменьшать брожение в кишечнике, подавлять и вытеснять патогенную микрофлору.
В нашей стране из кисломолочных продуктов наибольшее признание и распространение получил кефир. Он медленнее и равномернее, чем несквашенное молоко, покидает желудок и тем самым создает благоприятные условия для пищеварения. Содержащаяся в кефире молочная кислота гидролизует жир и обеспечивает более нежное створаживание молочного белка. Присутствующие в кефире дрожжи обеспечивают образование в нем витамина А и некоторых витаминов группы В, а также ферментов, участвующих в расщеплении углеводов. Тем не менее, состав кефира в значительной мере отличается от состава женского молока. В нем много белка, имеется дефицит полиненасыщенных жирных кислот, отмечается недостаток витаминов, не сбалансировано соотношение основных минеральных солей. Следует помнить, что кефир является продуктом прикорма (третий прикорм). Поэтому в первом полугодии жизни кефир может использоваться только для коррекции рациона питания (белкового компонента) либо в лечебных целях. Из кисломолочных продуктов в первые месяцы жизни показано использование ацидофильной смеси «Малютка», которая адаптирована, т. е. по составу приближена к женскому молоку.
Таблица 2
Искусственное вскармливание осуществлять тяжелее, чем естественное, поэтому очень важно при этом правильно выбрать смесь, необходимую для ребенка, вводить ее постепенно и очень осторожно. Лучше для этих целей использовать адаптированные смеси или кисломолочные продукты. В связи с тем что усвояемость молочных смесей ниже, чем грудного молока, потребность в белках при смешанном и искусственном вскармливании выше
В связи с тем что усвояемость молочных смесей ниже, чем грудного молока, потребность в белках при смешанном и искусственном вскармливании выше
В связи с тем что усвояемость молочных смесей ниже, чем грудного молока, потребность в белках при смешанном и искусственном вскармливании выше.
Соки, фруктовое пюре, творог, яичный желток при смешанном и искусственном вскармливании назначают несколько раньше, чем при вскармливании грудным молоком. Первый прикорм в виде овощного пюре и второй — в виде каши назначают на месяц раньше (табл.10). При этом следует помнить, что пища из овощей и круп в желудке задерживается дольше, чем молоко. Поэтому детей, находящихся на смешанном и искусственном вскармливании, переводят на 5-разовое кормление раньше — с 4—4,5 мес.
Другие статьи этого раздела
Детские смеси. Как выбрать смесь ребенку ?
Что такое прикорм?
Теперь перейдем к прикорму. Под прикормом имеется в виду любая другая пища, кроме материнского молока
и адаптационной смеси. ВОЗ и ЮНИСЕФ рекомендуют его введение в 6 месяцев
параллельно с грудным вскармливанием до 2-х лет и более.
Считается, что именно
в этом возрасте потребности ребенка в питательных веществах за счет сугубо
материнского молока больше не удовлетворяются.
Правила прикорма:
- прикорм начинают только тогда, когда ребенок здоров и нет
проблем со стулом; - прикорм следует вводить во второе кормление перед грудным
кормлением или кормлением смесью; - пищу предлагают с ложечки или добавляют в бутылочку с
молоком (смесью); - блюда прикорма вводятся в небольших количествах (1-2
чайных ложечки); - новое блюдо прикорма предлагается через 2 недели после
предыдущего; - консистенция блюд должна постепенно становиться плотнее.
Схема введения прикорма
Вид прикорма |
Сроки введения |
С чего начать |
Объем порции |
Овощное пюре |
С 6 месяцев |
Однокомпонентное пюре с |
Начинайте с ½чайной ложки. Постепенно довести объем одного |
Безмолочные каши, молочные |
С 6,5 — 7 месяцев В случае недостаточного |
Безглютеновые каши — |
Начинайте с ½чайной ложки. Постепенно довести объем одного |
Манная, ячневая, перловая, |
С 12 месяцев, наблюдая за |
Начиная с сильно |
Начинайте с 2—3 ложек, |
Мясное пюре |
С 8-ми месяцев |
Начиная с однокомпонентного |
Начинайте с ½ ложки, доводя |
Мясные субпродукты (язык, |
С 9 — 10 месяцев С 12 — 14 месяцев |
В смеси с мясным пюре — не Отдельным продуктом — не |
Начинайте с ½ ложки, доводя |
Фруктовое пюре |
С 7 — 8 месяцев |
Начинать с неярким плодов в |
Начинайте с ½чайной ложки. Постепенно довести объем одного |
Ягодное пюре |
С 12 месяцев |
Аккуратно вводить яркие |
Начинайте счайной ложки. Постепенно довести объем одного |
Кисломолочные продукты |
С 9 месяцев С 10 месяцев |
Детский кефир, йогурт без С фруктовыми добавками. |
Начинайте с ½чайной ложки. Постепенно довести объем одного |
Сыр домашний |
С 9 месяцев С 10 месяцев |
В чистом виде. С фруктовыми добавками. |
Начинайте с ½чайной ложки. Постепенно довести объем одного |
Печенье детское |
С 9 — 10 месяцев |
||
Рыба |
С 10 месяцев |
Не более 2 раз в неделю. |
Начинайте с чайной ложки. |
Сок |
С 10 — 12 месяцев |
Начинать с осветленных |
Начиная с нескольких До 1 года не более 100 мл. |
Растительное масло |
С 6 месяцев |
Подсолнечное, оливковое, |
Начиная с 2—3 капель, |
Сливочное масло |
С 7 месяцев |
Начинайте с 1/8 чайной ложки, довести до 1 года до 20г. |
Важно!
Если у Вас возникли
вопросы относительно особенностей введения докорма или прикорма именно у Вашего
ребенка, обратитесь к специалистам Детского отделения «Беби клиник» Медицинского Центра «Парацельс».
Сколько раз в день должен есть школьник?
Роспотребнадзор считает оптимальным три основных приема пищи и два перекуса: завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. Также рекомендуется организовывать приемы пищи в определенное время: это способствует лучшему усвоению пищи и профилактике желудочно-кишечных заболеваний. Школьникам, учащимся в первую смену, следует питаться по следующему графику: первый завтрак дома в 7:00, второй завтрак в школе в 10:30-11:00, обед в 13:00-14:00, полдник в 16:30-17:00, ужин в 19:00-20:00 (не позднее чем за полтора часа до сна). Обучающимся во вторую смену стоит придерживаться несколько иного графика: завтрак в 7:00-8:00, обед в 12:00-12:30, полдник в 15:00, ужин в 20:00-20:30. При этом необходимо выделять достаточное количество времени для потребления пищи: 20-30 минут для основного приема пищи и 10-15 минут — для перекуса.
Создаем режим кормления
Ребенок от 2 до 6 месяцев находится исключительно на грудном вскармливании — или на искусственном, если таковы медицинские показания. Постепенно меняется объем и режим кормлений. Подробно о режиме вы можете узнать здесь, а о грудном вскармливании читайте здесь. Пищевое поведение малыша по месяцам выглядит следующим образом:
- 2 месяца: практикуем кормление «по требованию», то есть прикладываем малыша к груди так часто, как он сам об этом «просит». Кормления связаны не только с питанием, но и с желанием быть ближе к маме, получить эмоциональное утешение, поэтому не бойтесь «перекормить» ребенка. Прикладывания могут быть очень частыми — до 3 – 4 раз в час, «питательные» же кормления происходят через каждые 40 минут – 2,5 часа.
- 3 месяца: около 8 – 10 дневных и 2 – 4 ночных кормлений. Общее количество прикладываний несколько уменьшается, по-прежнему часть из них не связана только с питанием. Продолжительность самих кормлений также сокращается, а ночью перерывы между ними могут увеличиться.
- 4 месяца: количество кормлений ощутимо уменьшается. Основные «приемы пищи» связаны со сном: ребенок сосет перед тем, как уснуть, во время сна и при пробуждении. После 4 – 6 месяцев происходит .
- 5 месяцев: 8 – 10 дневных кормлений и 2—3 ночных. Дети часто отвлекаются от груди, и накормить ребенка днем становится сложно. В 5 месяцев у многих деток начинают прорезываться первые зубки. Это может приводить к частому сосанию, ночным пробуждениям вне графика и даже к временному отказу от груди, если кормления вызывают болезненные ощущения в ротике.
- 6 месяцев: режим кормления корректируется — в первой половине дня малыш реже, чем раньше, прикладывается к груди, зато вечером прикладывания становятся частыми.
Второй прикорм. Каши или мясо?
Еще 5 – 6 лет назад мы учили студентов в мед.институте, что с 5 – 5,5 месяцев грудному ребенку в прикорм нужно начинать давать зерновые каши. Это рис, гречка, кукуруза. Первую неделю можно варить 5% каши: 5 грамм молотой крупы на 100 мл воды. Затем каши варят уже более плотные: 10 грамм крупы на 100 мл воды. Но сей-час в основном все используют инстантные (растворимые) каши, которые разводятся водой согласно инструкции на упаковке. Кроме того, в продаже имеются уже готовые к употреблению жидкие каши: например, Беллакт, Фрутоняня и пр.
А почему мясо? Спросите вы. По современным рекомендациям (они правда довольно часто стали меняться), но я в данном случае поддерживаю: при наличии у ребенка к возрасту 5 месяцев выраженного снижения гемоглобина в крови ниже 100 г\л имеет смысл после введения фруктовых или овощных пюре начать вводить в качестве второго вида прикорма мясные пюре как источник наиболее хорошо усваиваемого гемового железа. Выбирать надо из таких сортов, как индейка, кролик, ягненок. Говядину и телятину можно предложить только детям, у которых не было красных щек и диатеза.
При отсутствии проблем с низким гемоглобином вторым блюдом прикорма смело вводите каши, особенно если ребенок «малоежка», и не очень хорошо прибавляет в весе. В этом случае можно рекомендовать разведение каш с добавлением грудного молока или смеси (Нан, Нутрилон, Селия, Нэнни). Со смесями на основе козьего молока надо быть очень осторожными родителям детей с предрасположенностью к аллергии. Смеси на козьем молоке – это не лучший выбор для детей, страдающих аллергией или непереносимостью белка коровьего молока, чтобы там не написали в интернете. Поверьте, есть серьезные научные статьи зарубежных авторов, в которых были приведены данные об очень высокой частоте перекрестной аллергии между белком коровьего и козьего молока у детей, которых перевели на смеси из молока козьего. И я это видел сам в своей практике, когда ребенка с дерматитом переводили на смесь из козьего молока, наступало явное улучшение на месяц – два, а затем все по новой и с удвоенной степенью аллергического поражения кожи.
Как узнать, готов ли малыш к введению прикорма?
Перед тем как начинать прикорм ребенка в виде новых продуктов питания, необходимо проверить его готовность к прикорму. Ваш малыш готов к началу введения прикорма, если он:
- держит головку;
- уверенно сидит в стульчике для кормления;
- сам открывает рот, когда к нему подносят ложечку с едой;
- отворачивается от ложечки с едой, когда не голоден;
- закрывает рот с ложкой во рту, удерживает в нем пищу, а затем глотает ее, но не выталкивает и не выплевывает.
Поскольку первые зубы появятся у малыша позднее, их наличие не является определяющим фактором в определении готовности ребенка к введению прикорма.
———————————————
Наказ Міністерства охорони здоров’я України №149 «Про затвердження Клінічного протоколу медичного догляду за здоровою дитиною віком до 3 років» від 20.03.2008 р. із змінами та доповненнями
Kim Fleischer Michaelsen et al. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста. Методические рекомендации для Европейского региона ВОЗ с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза. Региональные публикации ВОЗ. Европейская серия №87, 2003 р.
Fewtrell M. et al. Complementary Feeding: A Position Paper by the European Society for Paediatric Gastroenterology, Hepatology, and Nutrition (ESPGHAN) Committee on Nutrition. J Pediatr Gastroenterol Nutr. 2017 Jan;64(1):119-132.
Няньковський С.Л. та ін. «Харчування дітей раннього віку: Теорія і практика», Львів: Ліга-Прес, 2009.
Преимущества и недостатки искусственного питания
Многие малыши с первых дней жизни находятся на искусственном вскармливании, и с каждым годом их количество увеличивается. Рост процента «искусственников» напрямую связан с ухудшением экологии, неправильным питанием взрослого населения, влияющим на состояние здоровья, а также с отсутствием возможности у матерей находиться постоянно рядом с детьми. В питании новорожденного ребенка молочными смесями есть, пожалуй, одно единственное преимущество — такого малыша не придется переводить с грудного вскармливания на искусственное и его организму не нужно будет перестраиваться на новый состав питания. В том случае, если у матери есть выбор между искусственным и естественным вскармливанием, прежде чем начать кормить ребенка молочными смесями, ей нужно ознакомиться с их положительными и отрицательными сторонами:
Плюсы
- Возможность оставлять ребенка с родственниками или няней из-за занятости;
- В случае пищевой аллергии достаточно просто заменить молочную смесь на более подходящую, а не искать причину в собственном рационе;
- Возможность видеть количество выпитой ребенком смеси из бутылочки. Кормящая грудью женщина может узнать о недостающем количестве молока только в случае недобора веса малыша;
- Частота кормлений реже, чем при естественном вскармливании. Дело в том, что грудное молоко переваривается организмом ребенка намного быстрее молочной смеси.
Минусы
- Отсутствие в молочной смеси особых ферментов, содержащихся только в материнском молоке. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, намного чаще встречаются аллергические реакции и простудные заболевания, чем у грудничков;
- Частое срыгивание и колики. С приемом пищи через бутылочку малыш заглатывает лишний воздух, который и становится причиной вздутия живота и ощущения дискомфорта;
- Дезинфекция бутылочки и приготовление молочной смеси. Детей, находящихся на искусственном вскармливании принято кормить по определенному режиму, но у каждого младенца индивидуальная потребность в количестве и частоте приемов пищи, и зависит это от многих факторов. Внезапно проголодавшегося грудничка можно накормить намного быстрее;
- Подбор смеси. На выбор подходящей смеси уходит время, а в случае, если она не подходит, страдает ребенок;
- Финансовые затраты. Молочная смесь хорошего качества не может стоить дешево, а по мере взросления ребенка ее требуется все больше.
Обзор
По оценкам, недостаточность питания ежегодно приводит к 2,7 миллиона случаев смерти детей, или к 45% всех случаев смерти детей. Кормление детей грудного и раннего возраста является одним из важных направлений в области улучшения выживаемости детей и содействия их здоровому росту и развитию. Первые два года жизни ребенка особенно важны, так как оптимальное питание в течение этого периода способствует уменьшению заболеваемости и смертности, снижению риска хронических заболеваний и общему лучшему развитию
Оптимальное грудное вскармливание критически важно — благодаря ему можно было бы ежегодно спасать более 820 000 детей в возрасте до 5 лет.
Рекомендации ВОЗ и ЮНИСЕФ по оптимальному кормлению детей грудного и раннего возраста заключаются в следующем:
- раннее начало грудного вскармливания в течение часа после рождения ребенка;
- исключительное грудное вскармливание в течение первых шести месяцев жизни; и
- введение надлежащего питательного и безопасного прикорма в возрасте шести месяцев наряду с продолжением грудного вскармливания до достижения ребенком возраста двух лет и больше.
Однако многие дети грудного возраста и других возрастных групп не получают оптимального питания; так, например, в среднем, лишь 36% детей в возрасте до 6 месяцев находится на исключительном грудном вскармливании.
Доработаны рекомендации, отвечающие потребностям детей грудного возраста, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. В настоящее время благодаря антиретровирусным препаратам эти дети могут находиться на исключительном грудном вскармливании до шести месяцев и продолжать находиться на грудном вскармливании, по меньшей мере, до 12 месяцев при значительном снижении риска передачи ВИЧ.
Какие ошибки встречаются в организации питания школьников?
Одной из наиболее распространенных ошибок в организации питания учащегося является отказ от завтрака. Отсутствие аппетита утром объясняется нарушением режима дня или питания: либо у ребенка был плотный поздний ужин, либо же он лег спать слишком поздно и завтраку предпочитает несколько дополнительных минут сна.
Другая популярная ошибка — употребление преимущественно полуфабрикатов. Несмотря на удобство полуфабрикатов, в них содержится избыточное количество соли, животных жиров, ароматизаторов. Такая пища не является здоровой ни для детей, ни для взрослых. Полностью исключать полуфабрикаты из рациона необязательно, однако его основу должна составлять свежеприготовленная пища.
Еще одной распространенной ошибкой является неправильный перекус: шоколадки, конфеты, вафли, печенье и другие высокоуглеводистые продукты. Как правило, самостоятельно выбирая перекус, дети отдают предпочтение именно таким продуктам
Поэтому важно объяснить ребенку, почему такие продукты вредны, и предложить полезную альтернативу — например, сухофрукты и орехи
Среди других популярных ошибок в питании школьника Роспотребнадзор называет недостаточное употребление рыбы (рекомендуется есть рыбу минимум два раза в неделю), недостаточное употребление овощей и фруктов (рекомендуемая ежедневная норма — 300 г фруктов и 400 г овощей), употребление энергетических напитков, содержащих кофеин (негативно влияют на слизистую желудка, могут стать причиной возникновения гастрита или язвы).
Грудное вскармливание
Исключительное грудное вскармливание в течение шести месяцев имеет много преимуществ для детей грудного возраста и их матерей. Основными из них являются защита от желудочно-кишечных инфекций, наблюдаемая не только в развивающихся, но и в промышленно развитых странах. Благодаря раннему началу грудного вскармливания – в течение часа после рождения ребенка — обеспечивается защита новорожденного от инфекций и снижается смертность новорожденных. Риск смерти в результате диареи и других инфекций может быть более высоким среди детей, находившихся ранее на частичном грудном вскармливании или вообще не находившихся на грудном вскармливании.
Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ для детей в возрасте 6-23 месяцев. Оно может обеспечивать половину или более всех энергетических потребностей ребенка в возрасте 6-12 месяцев и одну треть энергетических потребностей ребенка в возрасте 12-24 месяцев. Грудное молоко является также важным источником энергии и питательных веществ во время болезни и способствует снижению смертности среди детей, испытывающих недостаточность питания.
Дети и подростки, находившиеся в грудном возрасте на грудном вскармливании, с меньшей вероятностью имеют избыточный вес или страдают от ожирения. Кроме того, они демонстрируют более высокие результаты тестов на интеллектуальное развитие и лучшую посещаемость школ. Грудное вскармливание связано с более высоким доходом во взрослой жизни. Улучшение развития детей и снижение расходов на здравоохранение путем грудного вскармливания приводит к экономическим преимуществам как для отдельных семей, так и на национальном уровне (1).
Более длительное грудное вскармливание способствует также укреплению здоровья и благополучия матерей; оно снижает риск развития рака яичников и молочной железы и позволяет делать перерывы между беременностями — исключительное грудное вскармливание детей в возрасте до шести месяцев оказывает гормональное воздействие, которое часто вызывает отсутствие менструаций. Это естественный (хотя и ненадежный) метод предупреждения беременности, известный как метод лактационной аменореи.
Необходимо оказывать поддержку матерям и семьям для обеспечения оптимального грудного вскармливания их детей. Действия, позволяющие защитить, укрепить и поддержать грудное вскармливание, заключаются в следующем:
- принятие политики, такой как Конвенция Международной организации труда по защите материнства № 183 и Рекомендация № 191, дополняющая Конвенцию № 183 путем предложения более длительного отпуска и более значительных преимуществ;
- Международный свод правил сбыта заменителей грудного молока и последующие соответствующие резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения;
- осуществление Десяти принципов успешного грудного вскармливания, изложенных в Инициативе по созданию в больницах благоприятных условий для грудного вскармливания, в том числе таких как:
- обеспечение контакта «кожа к коже» между матерью и ребенком сразу же после родов и начало грудного вскармливания в течение первого часа жизни ребенка;
- грудное вскармливание по требованию (то есть так часто, как того хочет ребенок, днем и ночью);
- совместное пребывание в одной палате (позволяющее матерям и грудным детям находиться вместе 24 часа в сутки);
- детям не следует давать дополнительные пищевые продукты или питье, даже воду.
- вспомогательные службы здравоохранения, обеспечивающие консультирование по вопросам кормления детей грудного и раннего возраста при всех контактах с лицами, осуществляющими уход, и детьми раннего возраста: во время дородового и послеродового наблюдения, посещений на дому здоровых и больных детей и иммунизации; и
- поддержка со стороны сообщества, включая группы поддержки матерей и мероприятия по укреплению здоровья и санитарному просвещению на уровне отдельных сообществ.
Распространению практики грудного вскармливания в значительной мере способствуют вспомогательные мероприятия, и уровни распространенности исключительного и длительного грудного вскармливания могут быть улучшены в течение нескольких лет.
Как часто нужно ходить к врачу
Первые полгода очень важны в жизни маленького человечка: это время суперинтенсивного роста, но это также и период, когда впервые проявляют себя многие заболевания. Поэтому, чтобы быть уверенным в том, что все идет хорошо, нельзя забывать про плановые осмотры и вовремя навещать педиатра. За первое полугодие таких визитов будет несколько.
Первый произойдет примерно в 1 месяц. В этом возрасте, как правило, малыша осматривают педиатр, хирург-ортопед (иногда — отдельно хирург и ортопед), невролог и офтальмолог, сдаются общие анализы крови, мочи, делается УЗИ внутренних органов и тазобедренных суставов, а также вакцинация. Ваш участковый педиатр фиксирует прибавку роста и веса, окружность головы и грудной клетки, оценивает нервно-психическое развитие малыша, дает советы по вскармливанию. На основе проведенных осмотров вашему ребенку могут назначить дополнительные исследования, а также рекомендовать массаж, гимнастику, посещение детского бассейна.
2 месяца. Вы снова должны прийти с ребенком на плановый осмотр к педиатру. Доктор повторит те же измерения и задаст вам те же вопросы, что и месяц назад, а также сделает вакцинацию.
3, 4 и 5 месяцев. Время нанести новый визит своему участковому педиатру. В 3 месяца врач также выдаст вам направление на посещение невролога. В 3 и 4,5 месяца вы получите направления на вакцинации (если не будет никаких отклонений по здоровью).
6 месяцев
Это время очень важного планового осмотра. Малыш проходит обследование у педиатра, хирурга, невролога, делаются анализы
Вы также получите у своего врача подробную инструкцию о введении прикорма: опросив вас, доктор сделает выводы о наследственности малыша и определит его склонность к аллергии, рассмотрит динамику изменения веса ребенка и, исходя из его состояния здоровья, подберет оптимальную программу знакомства с взрослой пищей.
Режим вакцинации
Делать или не делать прививки, каждый родитель решает сам. Если вы считаете, что они необходимы, то можно опираться на Национальный прививочный календарь.
Согласно ему, от 2 месяцев до полугода вам надо будет привить малыша от следующих болезней:
- 2 месяца — вакцинация от пневмококка;
- 3 месяца — первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, вторая вакцинация против гепатита B;
- 4,5 месяца — вторая вакцинация против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита; вторая вакцинация от пневмококка;
- 6 месяцев — третья вакцинация против коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита и третья вакцинация против гепатита B.
Не забудьте познакомиться с нашими советами, как сохранить здоровье ребенка, — вы найдете их в этом материале.
Крепкого здоровья вашему малышу!
Питание при лактазной недостаточности
Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!
При первичной (конституциональной) лактазной недостаточности количество лактозы в питании снижается, вплоть до полного ее исключения пожизненно. Снизить количество лактозы в диете можно, уменьшив или полностью исключив употребление содержащих лактозу продуктов, в первую очередь цельного молока (см. табл. 1). Этот способ приемлем для взрослых и детей старшего возраста с лактазной недостаточностью взрослого типа.
Важно отметить, что ни у взрослых, ни у детей не обнаруживается корреляция между уровнем активности лактазы и выраженностью клинических симптомов. При одной и той же степени недостаточности фермента отмечается большая вариабельность симптоматики (в том числе диареи, метеоризма и болей в животе)
Однако у каждого конкретного больного клинические проявления зависят от количества лактозы в диете (дозозависимый эффект).
При вторичной лактазной недостаточности допускается использование кисломолочных продуктов, масла, твердых сыров. Пастеризованные кисломолочные йогурты усваиваются больными хуже, так как в процессе тепловой обработки уничтожается микробиологический эффект лактазы. Следует покупать продукты с живыми молочнокислыми бактериями, потому что бактерии в йогурте уже переварили часть лактозы. Есть йогурт, или ацидофилин, или простоквашу желательно каждый день.
Сыры подразделяются по степени созревания: чем дольше созревает сыр, тем меньше молочного сахара в нем остается. Следовательно, твердые и полутвердые сыры (швейцарский, чеддер) утрачивают большую часть лактозы.
Жиры и полужирные сливки содержат лактозы меньше, чем молоко, поэтому их употребление в небольших количествах в исключительных случаях допускается. Чем выше в продукте содержание жиров, тем меньше в нем лактозы. Стакан молока содержит 12 г лактозы. При необходимости молоко и сыр из молока можно заменить соевым молоком и соевым сыром.
Целесообразно комбинировать молочные продукты, например, с зерновой пищей, хлебными изделиями, пирожками, пишет Эдвард Клафлин в своей книге «Домашний доктор для детей» (1997 г.).
При безмолочной диете возможно снижение потребления кальция.
Принципы правильного питания
Сбалансированное меню для ребенка дошкольного возраста очень важно. Оно не только обеспечит нужными для роста нутриентами, но и поддержит работу всего организма малыша, включая иммунитет
Основными нюансами, на которые следует обратить внимание родителям дошкольников, являются следующие:
Калорийность пищи, съедаемой ребенком 4 лет, должна составлять около 1700 ккал, для ребенка 5 лет – около 2000 ккал, а для шестилетки – примерно 2200 ккал.
Дневная калорийность распределяется на приемы пищи таким образом: по 25% калорий на завтрак и на ужин, около 40% калорий на обед и всего 10% калорий для полдника.
Растущему организму особенно важно получать достаточное количество белков – от 3 до 3,5 г на каждый килограмм веса. Богатыми белком продуктами являются творог, мясо, яйца, рыба, молочные продукты.
Не менее важны и поступающие с пищей жиры
Их ребенок должен ежедневно употреблять примерно 3 г на килограмм массы. Основное поступление жиров обеспечивается включением в рацион малыша растительного и сливочного масла.
Углеводы для дошкольника являются основным источником энергии. Их норма потребления составляет 15 г на каждый килограмм веса ребенка. Их источниками выступают крупы, фрукты, хлеб, овощи, сладости.
Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно употреблять мясо, хлеб, масло, молочные продукты, фрукты и овощи.
Такие продукты, как рыба, творог и куриные яйца, дают ребенку 2-3 раза в неделю.
В питании ребенка стоит минимизировать количество пищи с искусственными химическими добавками. Чем проще будут ингредиенты, из которых готовится еда для ребенка, тем полезнее получится блюдо для малыша.
Немного о грудном вскармливании
Мамино молочко — это первая и некоторое время основная пища новорожденного. Полезность грудного молока сложно переоценить: эта пища содержит не только весь спектр необходимых веществ для полноценного питания младенца, но и выполняет роль иммунного защитника (содержит антитела к вирусам и бактериям, которые есть у мамы) и регулятора роста. Молоко имеет специфический химический состав, который позволяет наиболее полно его усваивать.
Состав молока:
- аминокислоты и белки (в оптимальном соотношении, с учетом возрастных потребностей младенца);
- жиры (в эмульгированном состоянии, поэтому лучше усваиваются ЖКТ малыша);
- углеводы (нужны для покрытия энергетических потребностей);
- иммунные элементы (защищают организм младенца от инфекций до тех пор, пока не заработает собственный иммунитет).
Александр Валерьевич Дечко (директор педиатрического центра «Добрый доктор», педиатр, врач первой категории) отмечает, что помимо всех плюсов грудного вскармливания, во время кормления у ребенка работают все группы мышц, и по законам биофизики происходит правильное развитие челюстно-лицевого аппарата.
Лучшее питание для новорожденного — материнское молоко
Нормы кормления до года при грудном вскармливании
Нормы кормления новорожденных, которые находятся на естественном типе вскармливания, предполагают, что от рождения до полугода он кормится исключительно материнским молоком.
Примерно в возрасте 2-3 месяцев грудничок питается более или менее по графику – через 2-2,5 ч. Первое молоко, которым питается новорожденный, называют молозивом. Оно содержит не настолько густую консистенцию настоящего грудного молока. Молозиво постепенно подготавливает пищеварительную систему малыша.
В первом молоке много белка, натрия, калия, бета-каротина, иммуноглобулинов (лейкоциты и антитела), витаминов А и Е, они защищают организм новорожденного, помогают формироваться иммунной и пищеварительной системам, предотвращают появление запоров, выводят билирубин.
Примерно через 5 дней после родов при регулярных прикладываниях малыша к груди молозиво сменяется переходным молоком. В нем уже меньше тех элементов, которые были в молозиве, но добавляется жиры, углеводы и витамины группы В. Также переходное молоко становится жидким по консистенции (состоит на 87 % из воды), потому ребенок все чаще просит кушать.
Через 14 дней после появления на свет младенца переходное молоко сменяется полноценным зрелым, происходит налаживание лактации.
Зрелое молоко, в свою очередь, делится на:
- переднее (раннее);
- заднее (позднее).
Вполне логично, что в начале кормления грудничок получает раннее, а в конце – позднее молоко. Они имеют разный состав, также отличаются и по цвету. Ранее молоко голубоватого оттенка, в нем много жидкости, лактозы, минеральных солей, витаминов.
Позднее молоко более питательное и калорийное, поэтому его очень важно получить ребенку и его съесть, чтобы заново грудь наполнилась к следующему кормлению. Если грудничку давать есть только ранее молоко, то у него появится жидкий стул, будут мучить колики, повысится газообразование, и вес прибавляется достаточно плохо. Нормы кормления новорожденного ребенка при естественном вскармливании
Нормы кормления новорожденного ребенка при естественном вскармливании
Нормы кормления новорожденных, которые кормятся исключительно молоком матери с первых дней жизни до года жизни следующие:
- с 4-х дней рождения ребенок съедает 300 мл молока, 1 кормление равняется 60 мл, питается 5 раз в сутки;
- после 7 дней объем увеличивается до 400 мл, 1 кормление равняется 80 мл;
- с 14 дней от рождения объем молока составляет 1/5 от массы новорожденного, 1 кормление равняется 90 мл;
- когда малыш достиг 1 месяца, то он съедает 600 мл молока, 1 кормление равняется 110 мл.
Это примерные числа, потому что ребенок может съесть больше или меньше указанной нормы, также нужно учитывать индивидуальные потребности грудничка. Если его ничего не беспокоит, активный, не капризничает, значит родители могут быть спокойными.
Когда ребенок достигнет полугодовалого возраста, необходимо вводить прикорм, согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. Новое питание постепенно заменяет 1 кормление грудью, но полностью его не исключает.
Нормы и рацион кормления новорожденных от рождения до 12 месяцев, находящихся на грудном типе кормления, представлены в таблице:
Когда вводить прикорм?
Резолюция Всемирной Ассамблеи Здравоохранения от 2002 года рекомендует первый прикорм для детей, которые находятся полностью на грудном вскармливании, начинать с 6 месяцев. Но только если:
- малыш родился с весом не менее 3000 г;
- у него нет гипотрофии (недостатка веса);
- у него не было задержки внутриутробного развития;
- ребенок полноценен и здоров.
Если ребенок находится на смешанном, искусственном вскармливании или у него наблюдаются перечисленные выше состояния, то нужно вводить прикорм «в критическое окно» ─ с 4 до 6 месяцев. С 4 месяцев гастроинтестинальный тракт грудничков становится более зрелым, формируются нужные ферменты для переваривания пищи, налаживается местный иммунитет. К этому моменту малютка может научиться глотать густую пищу.
Дети на естественном вскармливании пробуют первый прикорм не позднее 6 месяцев, искусственники и малыши на смешанном вскармливании — в 4 месяца. До 4 месяцев прикорм не рекомендуется (ни соки, ни фруктовые пюре, ни свежие фрукты!)
До 4 месяцев никакой прикорм детям не нужен!
Важно: сроки первого прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка педиатром. При этом должны учитываться все особенности малыша: его вес, рост, особенности пищеварительной и выделительной системы, степень развития, зональность нервной системы и т
д.
Ко всему прочему необходимо оценить готовность крохи к первому прикорму.
Когда малыш готов к первому прикорму:
- вес увеличился в два раза (это происходит как раз в 4-4,5 месяца), и малыш умеет сидеть;
- малыш, который питается грудным молоком, чувствует голод уже через 4 часа;
- «поведение» языка: малыш не выталкивает еду язычком, а глотает ее;
- ребенок проявляет интерес к пище мамы и папы.
Стоит отметить, что так как адаптированные смеси содержат такое же количество питательных минеральных веществ, как и грудное молоко, поэтому отличий в схеме введения прикорма у грудничков и у искусственников нет.