Логические задачи для дошкольников

Как развить мышление? Требования к игре

Прежде всего поговорим о том, как развить мышление у ребёнка. Очевидно, что для этого необходимо использовать основной вид его деятельности: конечно же, игру! Именно она позволит получить, закрепить и развить новые навыки, а вместе с ними – и мышление. Получается, что основная задача – сделать игру максимально полезный, интересной и одновременно эффективной. Отсюда – главные требования к игре:

— у неё должен быть продуманный сюжет;

— правила должны быть изложены понятно, чётко и просто, доступно для понимания;

— во главе угла должен стоять самостоятельный поиск ребёнком решений, а подсказки должны быть сведены к минимуму;

— необходима наглядность: в ней – половина успеха

Яркий демонстрационный материал будет легче восприниматься, расположит к себе, привлечёт внимание и пробудит интерес

Очень полезны для развития мышления малышей задания, обучающие выделению общих признаков и классификации. Предложите ребёнку яркие, разноцветные кубики, детали конструктора (как вариант – пуговицы). Пусть ребёнок разделит их по размеру; по цвету; по форме. Для малышей постарше можно среди игрушек найти и выделить мебель; посуду; животных; средства передвижения.

Виды игр развивающих логику для детей 3-4 лет

Логические игры научат ребенка сопоставлять предметы, находить сходства и различия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Во время раздумий над игрой малыш старается самостоятельно рассуждать, раздумывать над процессом и результатом.

Первые логические игры

Эти игры очень просты. С их помощью тренируются базовые логические приемы.

Выделять и различать свойства предметов, сравнивать их дети учатся еще на кубиках и мячиках разных цветов и размеров, рамках-вкладышах и других совсем малышовых играх.

Умение обобщать предметы в группы по их характерным свойствам тренируется играми наподобие лото, где на одном поле собираются карточки с изображением предметов или явлений объединенных в одну группу. Например, фрукты, овощи, времена года.

Умение выделять часть из целого, составлять структуру помогают игрушки, которые делятся на части. Например, пазлы, кубики с частями картинки, всевозможные конструкторы, даже роботы-трансформеры.

Умению сравнивать и анализировать хорошо обучают загадки, в которых по признаку надо отгадать предмет. Например, зеленый, а не крокодил, колючий, а не ежик. Очень нравится детям игра на карточках «найди лишний предмет».

Ассоциативное мышление тренируется игрой, где надо подбирать друг к другу карточки с изображениями различных предметов, но связанных между собой логически. Например, тучка – зонтик, тарелка – ложка, футбольные ворота – мяч, и другие.

Где-то к 4 годам ребенок все более уверенно начинает пользоваться знаковой системой. В этом возрасте уже можно подключать игры с использованием букв и цифр. Очень полезной на этом этапе будет игра, в которой требуется соотнести количество изображенных предметов с цифрой.

Развитие мышления происходит в разных направлениях, поэтому и логические игры можно разделить на разные виды в зависимости от их направленности.

Игры для развития сообразительности и находчивости

Игры этого направления побуждают детей активно думать, быстро соображать и находить правильные решения. Например, игра «цепочка». Дети бросают друг другу мяч и, в зависимости от возраста, называют либо слова, обозначающие группу предметов по свойствам, например, фрукты, овощи, домашние, дикие животные, времена года, либо слова, начинающиеся на одну и ту же букву, последнюю букву предыдущего слова. Еще одна всем знакомая игра – «съедобное – не съедобное», и другие.

Игры для развития интеллекта

Среди игр этого направления преобладают игры, где необходимо построить или продолжить определенную логическую цепочку. Многие варианты таких игр представлены в продаже в виде наборов карточек. В эту же группу можно отнести и математические цепочки и задачки. Самыми популярными из них считаются судоку – японские головоломки. Некоторые судоку требуют для решения не один час, но есть и более простые, с которыми способен справиться ребенок 3-4 лет.

Логические задачи для детей

Туристический лагерь

По легенде, в советское время всех абитуриентов в институты, которые смогли ответить на все 9 вопросов этой логической задачи правильно, допускали к обучению без экзаменов. Правда или вымысел? Мы не знаем, однако попробуйте с детьми ответить на вопросы правильно.

Вопросы:
  1. Сколько ребят живет в этом палаточном лагере?
  2. Как давно они здесь? Только приехали или уже пару дней?
  3. Как они сюда добрались?
  4. Близко или далеко находится поселение людей от лагеря?
  5. Южный ветер или северный? Откуда дует?
  6. Какое сейчас время суток?
  7. Куда пропал Саша?
  8. Кто вчера дежурил в лагере (имя)?
  9. Какое сегодня число и месяц?
Ответы на вопросы:
  1. Четверо. Это можно определить по количеству столовых приборов. На скатерти лежат 4 ложки и четыре тарелки. Также в табличке дежурств 4 даты, хотя имени последнего не видно.
  2. Ребята уже несколько дней в лагере. На палатке успела появиться паутинка.
  3. Туристы приплыли на лодке. У дерева стоят весла.
  4. Поселение не далеко от лагеря. Иначе как сюда добралась курица? Не с собой же они ее взяли.
  5. Ветер дует с юга. Сначала посмотри на флажок на палатке и на костер, который склоняется направо. Со стороной определились. С правой стороны ветки сосен короче, чем слева, а значит правая сторона северная. Значит ветер на север дует с юга.
  6. Утро. Прошлый вопрос помогает с этим разобраться. Тень мальчика падает на запад, а значит солнце находится со стороны востока. Солнце на восточной стороне находится только утром.
  7. Саша ловит бабочек. За палаткой виден сачок, который сам по себе парить не может.
  8. Дежурный Коля. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно узнать кто дежурит сегодня. Это не Саша, ведь он ловит бабочек. Из рюкзака около палатки виден штатив с буквой В, значит Вася не дежурный, так как он фотографирует природу. Турист слева что-то вынимает из рюкзака с буквой К. Значит это Коля. Поэтому сегодня дежурит Петя. Взглянем на таблицу дежурств — до него был Коля.
  9. 8 августа. Если сегодня дежурит Петя, то по графику дежурств 8 чисто. А арбузы хороши лишь в августе, это знал каждый советский ребенок.

Сестрички

Вопрос:

В семье трое детей. Ане будет в два раза больше лет, чем Наде, когда Оле исполнится столько же лет, сколько Ане сейчас. Кто из сестричек самый старший? Кто самый младший, а кто посередине?

Ответ:

Самая старшая — Аня, следующая по возрасту — Оля, а Надя— самая маленькая в семье.

Блиц-опрос

1. Сколько в году месяцев имеют 28 дней.

Ответ: все.

2. Что можно видеть с закрытыми глазами?

Ответ: Сны

3. Что нужно сделать, когда увидел зеленого человечка?

Ответ: Перейти дорогу, ведь это светофор.

Почему белые медведи не едят пингвинов?

Ответ: Потому что белые мишки живут на Северном Полюсе, а пингвины — на Южном.

Они развивают логику, помогаю быстрее решать различные вопросы и задания.
Задачки являются отличной подготовкой к школе

Развивают внимание и концентрацию на задании. Помогает гиперактивным детям.
Задачки на логику развивают образное мышление, помогают фантазировать и создавать различные варианты событий в голове

Они улучшают дедукцию.
Такие задания развивают как левое полушарие — логика, смекалка, эрудиция, так и правое — воображение, фантазия, образное мышление, интуиция.

Задания каких типов нравятся детям

Дети дошкольного возраста предпочитают решать головоломки с набором красочных картин, аппликаций, с продуманной системой мотивации (если правильно отгадал, то открывается новая фишка или слово).

Для каждого возраста задачи разделены по степени сложности, наличию цветового окраса, с одним ответом или несколькими. Задания могут быть однотипные, как череда дополняющих головоломок, или же содержать разный логический подтекст.

Популярные варианты:

  • поиск второй половинки;
  • установление соответствия — правда или ложь;
  • сложение геометрических фигур;
  • простые алгоритмы;
  • задачи на пространственное мышление;
  • вопрос на логику и смекалку;
  • задания на взвешивание и переливание.

Также это могут быть шахматные турниры, логические нестандартные задания и текстовые головоломки.

Игровые задания на логику для 1 класса

Игра  «Один, два, не собьюсь»

Выходят участники. Поочередно считают, начиная с 1, а вместо числа, кратного 3, говорят «не собьюсь». Победителем будет тот, кто назовет большее натуральное число. Например: один, два не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь, семь, восемь, не собьюсь. .).

Игра «Выиграй приз».

Нужно с завязанными глазами срезать приз. Если участник, срезавший приз, даст правильный ответ на математический вопрос, привязанный к этому призу, он забирает этот приз.

Игра «Веселая рыбалка»

На полу класса обводят контуры озера, в которое помещают рыбок. К рыбке скрепкой прикрепляются задания. Участник берет удочку. (На конце лески — Магнит). И ловит рыбку. Дав правильный ответ на вопрос — забирает рыбку.

Игра «Кто быстрее посчитает до 25»

На доске две одинаковые таблицы с числами от 1 до 25. Кто из учеников первым закончит счет, тот победил.

Игра «Не собьюсь».

Капитаны по очереди делают по 10 шагов и на каждом шагу называют:

  • примеры на сложение;
  • примеры на вычитание.

Игра «Футбол».

На доске нарисованы футбольные ворота, мячи с примерами. Роль вратаря выполняет определенная цифра. Судья — ученик, который очень хорошо считает. Дети вычисляют примеры на мячиках. Если выбрали такой пример, что ответ совпадает с цифрой — вратарем, гол считается забитым.

Игра «Кто чем пообедает?»

Зайчик с разными цифрами: перед ним рисунки капусты, моркови, свеклы, яблок с написанными примерами. Найти ответы к примерам.

Игра  «Прибавляем-отнимаем»

Предложите детям интересное и необычное занятие, которое сочетает элементы математики и филологии, а также тренирует логическое мышление. Вместо привычных для детей чисел здесь используются слова. И именно с ними дети должны осуществить математические действия. Например:

Сложение
Задание: Бу + оттенок = цветок, который еще не распустился.
Ответ: Бу + тон = бутон.

Вычитание
Задание: Вид транспорта – о = единица измерения.
Ответ: Метро-о = метр.

Примеры логических задач
к + полосатое насекомое = прическа девушки (коса)
у + имя египетского бога Солнца = победный возглас (ура)
м + суп из рыбы = насекомое (муха)
за + дом за городом = требует решения (задача)
ав + томат = оружие (автомат)
ко + ее играет актер = король
емкость – а = там хранят деньги (банк)
помидор-ат = отдельная книга (том)

Математические домики

Математические задачи прекрасно развивают логическое мышление. Например, можно использовать игру «математические домики», которая является интересным и полезным занятием

Обратите внимание, что ее сложность может варьироваться в зависимости от уровня знаний детей и от опыта ее использования

Первый уровень:

Поставь в свободное окошко домика нужный знак математического действия, чтобы число на крыше было ответом.

Второй уровень:

Запиши в свободные окошки нужный знак математического действия и такое число, чтобы результатом было число на крыше. Такие задачи дают возможность подобрать несколько вариантов решения. Дополнительно можно дать задание подобрать максимальное количество вариантов, которые бы соответствовали числам одного домика.

Дети могут тренировать логическое мышление не только на уроках, но и дома, играя с друзьями или путешествуя. Главное-объяснить ученикам, что это интересно и совсем не сложно! Кроме того, такие занятия можно связать с изучением учебного материала. Обязательно попробуйте создать собственные игры и упражнения.

Особенности мышления в возрасте 5-7 лет

Основная опора дошкольника – его память. Запоминает он быстро и много, а при знакомстве с чем-то новым старается связывать его с уже известным. Поэтому все объяснения строятся с отсылкой к имеющемуся детскому опыту.

Другой важный психический процесс – внимание. У детей данного возраста оно развито слабо

Даже самое интересное задание не заставит 5-летнего ребенка усидеть на месте. От воли дошкольника это не зависит, поэтому не следует ругать его за невнимательность.

Поскольку пяти-семилетний малыш только учится строить логические цепочки, ему необходимы альтернативные способы поиска недостающих свойств предметов. В этом ему помогает воображение.

Логика не является врожденным свойством психики человека. Постепенно он научится устанавливать связи, прослеживать закономерности, давать оценки, делать выводы. Задача родителей и педагогов – создать для этого благоприятные условия.

Как установить цель

Особенность развивающего занятия — правильно поставленная цель. Главная цель в пятилетнем возрасте — перевести игровую форму занятий в обучение с наименьшими травмирующими последствиями для ребёнка. Но при этом программа обучения должна включать и более обширный список целей, в частности:

  1. Уроки английского — чтобы ребёнок смог свободно общаться на иностранном языке.
  2. Интересные истории и демонстрация чего-то нового — чтобы вызвать познавательный интерес.
  3. Рисование — чтобы развить способности к творчеству.
  4. Решение логических задач — для развития интеллектуальных способностей.
  5. Прогулки на свежем воздухе — для физического здоровья.

Главное, чтобы выбранный тип занятий формировал у будущего школьника положительное отношение к учёбе в школе. Но при этом не стоит забывать о качестве и насыщенности подаваемого материала.

Разновидности игр на развитие логического мышления у детей

Известные на сегодняшний день игры и задания на развитие у детей логического мышления можно условно подразделить на следующие категории:

  1. Графические игры направлены на совершенствование мелкой моторики рук и базовую подготовку руки к письму.
  2. Математические – игры и головоломки, в основе которых лежит приучение ребенка к устному счету, логики и абстрактного мышления.
  3. Речевые игры – способствуют развитию активного словарного запаса ребенка.
  4. Головоломки и настольные игры учат ребенка мыслить последовательно и стратегически. Кроме того, они укрепляют умение ребенка работать в команде и проявлять себя в совместных видах деятельности.


Тестовые задания на уровень логического мышления

Целевая направленность занятий

Занятия, которые направлены на развитие детей пяти-шести лет отличаются огромным разнообразием. Занятия такого типа позволят постепенно,   перевести игровые формы в обучающие. Такой переход для детей осуществляется без напряжения и без проблем.


Развивающая игра для детей 5-6 лет

Задания представлены в виде разгадывания загадок,  раскрашивания картинок.  Затем ребенком осваиваются прописи.  Дети в 5-6 лет любят выполнять логические задания.   

В программе обучения детей, которая использует развивающие формы, занятия должны реализовывать следующие цели:

  • развивать познавательный интерес;
  • совершенствовать творческие, физические и интеллектуальные способности;
  • задания должны способствовать положительному отношению к будущему  школьному обучению.


Игра на тренировку памяти

В программе для  указанной  возрастной группы  должны быть задания:

  • по основам родной речи, которые закладывают фундаментальную  базу при обучении чтению,  русскому языку,  развивают речь  детей.
  • математического  направления – начала арифметики и геометрии, задания, направленные на развитие внимания, укрепления памяти и логического мышления.
  •  по формированию интереса   к природе, умению чутко к ней относиться, а так же первые знания по   экологии.
  • по исследованию физической составляющей простейших бытовых  явлений и астрономических знаний.


Дети 5-6 лет очень любят играть с конструкторами

Детей этого возраста интересуют занятия по изобразительному искусству, им нравится конструировать, изготовлять какие-нибудь изделия.

Логические задания в картинках для старших дошкольников 5-6 лет.

Предлагаем вашему внимаю серию игровых развивающих заданий в картинках, направленных на подготовку дошкольников к обучению в школе

Задание 1

Сравни по величине

Самый высокий из этих троих мальчиков живет в самом маленьком доме, мальчик пониже — в самом длинном доме, самый низкий мальчик — в самом высоком доме. Проведи от каждого мальчика стрелку к дому, в котором он живет. Раскрась шарик с самой длинной ниточкой красным цветом, шарик с ниточкой покороче — синим цветом, а шарик с самой короткой ниточкой — желтым цветом.

Задание 2

Подбери по форме

Соедини точки по порядку. Какие геометрические фигуры у тебя получились? Раскрась их.

Задание 3

Готовим руку к письму

Закончи узор и раскрась картинки.

Задание 4

Цветная страничка

Какого цвета каждый из этих предметов? При смешении каких красок получились эти цвета? Покажи при помощи стрелок.

Задание 5

Будь внимательным

Сосчитай и запиши, сколько раз встречается каждая фигурка.

Задание 6

Запомни картинки

Назови и запомни все предметы в таблице. Когда запомнишь, открой предыдущую картинку.

Задание 7

Запомни картинки

Каких предметов в таблице не стало, а какие появились вновь?

Начало задания на следующей картинке

Задание 8

Пройди по дорожке

Обведи картинки сначала по пунктирам, а потом самостоятельно.

Задание 9

Весёлый счёт

Сосчитай, сколько звёздочек, сколько листочков, сколько ягод, сколько лепестков. Расскажи, как составлены числа.

Задание 10

Какой кубик можно склеит из этой заготовки?

Задание 11

Волшебная картинка

Нарисуй вокруг маленькой фигуры постепенно увеличивающиеся, а внутри большой — постепенно уменьшающиеся фигуры.

Задание 12

Сравни пo величине

У какого клоуна штаны в широкую полоску, а у какого — в узкую? На каком мячике узкие полоски, а на каком широкие? Раскрась зонтик с широкими полосками красным цветом, а с узкими — зеленым.

Задание 13

Подбери по форме

Найди каждой геометрической фигуре ее новое место (пройди по линии до нужного квадратика и нарисуй в нем точно такую же фигуру).

Задание 14

Готовим руку к письму

Закончи узор и раскрась картинки.

Задание 15

Цветная страничка

Художник решил раскрасить предметы и подобрал вот такие краски. Что перепутал художник? Раскрась предметы в нужные цвета.

Задание 16

Будь внимательным

Найди пару каждой картинке. Расскажи, чем похожи разные картинки и чем они отличаются.

 

Задание 17

Пройди по дорожке

Помоги зверятам пройти по дорожкам.

Задание 18

Весёлый счёт

Всем ли обезьянкам хватит по банану?

Всем ли замочкам хватит по ключику?

Задание 19

Задачки для ума

Не нарушая закономерности, выбери из предложенных вариантов тот, который подойдет в пустую клеточку.

Задание 20

Волшебная картинка

Обведи картинку по точкам и раскрась.

Задание 21

Сравни по величине

Соедини книжки стрелочками по порядку от самой тонкой до самой толстой.

Задание 22

Подбери по форме

Объемные геометрические фигуры называются геометрическими телами. Назови эти тела и найди похожие на них предметы.

Задание 23

Готовим руку к письму

Закончи узор и раскрась картинки.

Задание 24

Цветная страничка

Подбери пары (чашечки с блюдцами). Раскрась нужную пару своим цветом.

Задание 25

Будь внимательным

Сколько раз повторяются в рамке выделенные фрагменты? Раскрась эти фрагменты на картинках в рамках.

Задание 26

Запомни картинки

Запомни схемы, которые соответствуют картинкам. Когда запомнишь, открой предыдущую картинку.

Задание 27

Вспомни и нарисуй, что было нарисовано в пустых рамках.

Начало задания (см. выше)

Задание 28

Пройди по дорожке

Помоги мальчику проехать по дорожке.

Задание 29

Весёлый счёт

Каждая ли бабочка сможет сесть на цветок?

Задание 30

Задачки для ума

Найди тропинку, идя по которой девочка соберет 15 цветочков. Помни, что девочка не должна дважды проходить в одном и том же месте.

Задание 31

Волшебная картинка

Нарисуй рядом по клеточкам точно такие же узоры.

Задание 32

Сравни по величине

Раскрась птичку, которая сидит на дереве с самым толстым стволом, синим цветом, а птичку, которая сидит на дереве с самым тонким стволом, желтым цветом. Покажи деревья по порядку от самого тонкого до самого толстого.

Задание 33

Подбери по форме

На какие геометрические тела в рамке похожи предметы на картинке?

Задание 34

Готовим руку к письму

Закончи узор и раскрась картинки.

Задание 35

Цветная страничка

Раскрась картинку в соответствии с цифрами

Задание 36

Будь внимательным

Найди и сосчитай всех лягушек на картинке.

Задание 37

Пройди по дорожке

Обведи рисунки по линиям, начиная от точек.

Шуточные загадки для детей 5-6 лет

Детские загадки для детей 5-6 лет могут быть шуточными!Загадка №76

Можно ли прыгнуть выше девятиэтажки?

(Ответ: Можно, девятиэтажки не умеют прыгать)

***

Загадка №77

Что нужно делать, когда видишь зеленого человечка?

(Ответ: Переходить улицу)

***

Загадка №78

Что нельзя съесть на завтрак?

(Ответ: Обед и ужин)

***

Загадка №79

Почему собака лает?

(Ответ: Говорить не умеет)

***

Загадка №80

Каким гребнем голову не расчешешь?

(Ответ: Петушиным)

***

Загадка №81

По чему часто ходят и никогда не ездят?

(Ответ: По лестнице)

***

Загадка №82

Под каким деревом прячется заяц во время дождя?

(Ответ: Под мокрым)

***

Загадка №83

Маленький, серенький на слона похож.

(Ответ: Слоненок)

***

Загадка №84

Как найти прошлогодний снег?

(Ответ: Выйти на улицу сразу после начала нового года)

***

Загадка №85

Что над нами верх ногами?

(Ответ: Муха)

***

Загадка №86

Что случится с голубым шарфом, если его положить в воду на пять минут?

(Ответ: Он намокнет)

***

Загадка №87

На каких полях не растет трава?

(Ответ: Шляпы)

***

Загадка №88

Какой конь не ест овса?

(Ответ: Игрушечный)

***

Загадка №89

Что с земли легко подымешь, но далеко не закинешь?

(Ответ: Пух)

***

25 игр для развития логики и мышления у ребенка

Игры на развитие логики будут полезны и крохам, и детям постарше, ведь они учат находить связь между предметами, рассуждать, вычленять и обобщать, а также делать выводы. Новые методики развития детей, которых сейчас множество, предлагают обучать логике даже совсем крохотных деток, ведь они тоже познают окружающий мир и уже могут впитывать знания, как губка.

Предлагаем вам список логических игр для детей, которые разбиты на блоки по возрастам. Это поможет сориентироваться вам, во что играть с ребенком, чтобы задания были ему по силам!

Игры на развитие  мышления и смекалки — ЗДЕСЬ.

Логические игры для детей от 0-4 — ЗДЕСЬ.

Совет родителям №2

Головоломки развивают гибкость мышления, а задания — способность к нестандартному подходу, к умению проанализировать ситуацию со всех сторон, а не только с какой-то одной. Вы можете провести время с ребёнком с интересом и пользой, либо озадачить его самостоятельным заданием — на ваше усмотрение.


Игра-головоломка “Замок и ключик”

Расширение детского кругозора легко достижимо при дополнительных занятиях логикой, тестами и развивающими играми вдобавок к школьным предметам. Они стимулируют не только интеллект, но и эмоциональную сферу, которая не менее важна для хорошей школьной успеваемости.


Логические дроби позволяют малышам понять сложный раздел математики

Это касается всех областей знания — начиная с элементарных навыков, которыми обязан владеть каждый ребёнок (определять по часам время, ориентироваться в  правилах дорожного движения, понимать нормы поведения в общественных местах) до относительно сложных занятий (задания на сообразительность).


Деревянный тетрис – отличная развивающая игрушка

Примеры рекомендованных игр:

  • логические цепочки (оптимизируют внимательность и умение держать в голове несколько задач одновременно);
  • числовые ряды (работа со способностью к сопоставлению, сравнению и анализу);
  • поворотные рисунки (игры на пространственное воображение);
  • мозаики (тетрис и прочие сходные с ним забавы, развивающие практическое мышление).

Логика для восьмилеток

Восемь лет — это тот самый  возраст, когда все психические функции, а не только мышление, нуждаются в усовершенствовании.


Задача на логику для детей 7-8 лет

Внимательность — очень важный критерий. Она подразделяется на три типа. Благодаря тестам можно определить, как именно ребёнок воспринимает мир — глазами, ушами или тактильно:

  • слуховое (аудиальщики);
  • зрительное (визуальщики);
  • моторно-двигательное (кинестетики).

Для каждого вида внимания существуют свои специализированные игры и тесты. Детям восьми лет можно укреплять психические функции только в игровой форме. К тому, чтобы воспринимать нужные навыки на уровне знаний и информации, они ещё не готовы.


Игра “Съедобное-несъедобное” может играться на время. Задания можно найти в интернете

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector