Речевые игры для детей 6-7 лет

Содержание:

Логопедические игры для дошкольников

Дидактические игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми 4 – 7 лет. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие звукового анализа, развитие фонематического слуха.

1. «Снегурочка и Снеговик»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков – в словах.

Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры: Снегурочка и Снеговик – это снежные внуки Деда Мороза. Как ты думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их. Но это непросто, посмотри,  что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук – , а для Снеговика – картинки со звуком — .

2.  «Угости Зою конфетами»

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочки; конфеты, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если ты четко произнесешь звук в слове – конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня.

3. «Дождик»

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочек под зонтом; капельки с картинками, в словах которых слышится автоматизируемый звук.

Ход игры: Две подружки Зоя и Зуля пошли на прогулку. Но вдруг начался дождик. Подружки не расстроились, ведь у них был с собой…(что?) – зонт. Девочки укрылись под ним. А веселые капельки дружно стекали с зонта и превращались в лужицы. Давай посмотрим,  из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй картинку, четко произнося звук  . Только очень постарайся, чтобы наша лужица получилась большая.

4. «Шарики для Лягушонка»

Цель:  автоматизация звука  в словах.

Оборудование: картинка с изображением лягушонка с шариками; разноцветные шарики, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг подул ветерок,  и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и привязать их на ниточку. Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая  звук  .

5. «Звуковая полянка»

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка.

Ход игры:  Я буду называть тебе слова со звуком , а ты внимательно слушай. Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот  звук.

6. «Ежику снятся сны» 

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка ежика, спящего в кроватке, облачки–сны с картинками, в словах которых мы слышим звук .

Ход игры: Ежик сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук .

7. «День рождение Карлсона»

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением Карлсона; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: У  Карлсона — День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук .

8. «В каком домике живет звук?»

Оборудование: картинки – три домика с звуковыми схемами (начало, середина и конец слова); картинки на автоматизируемый звук.

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Ход игры: Посмотри сколько картинок, давай расселим их по домикам. Положи картинку в тот домик, где ты слышишь звук.

Каждую из этих игр можно разнообразить, например,  перевернуть картинки и попросить ребенка назвать, что на них было изображено. С каждой картинкой  можно поиграть в игры «Один — много»,  «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.

Артикуляционная гимнастика

Такого вида упражнения следует проводить перед каждым занятием. Они воздействуют на мускулатуру артикуляционного аппарата и помогают подготовить его к работе на занятиях.

Гимнастика представляет собой комплекс специально подобранных упражнений для укрепления мышц губ и языка. Именно они участвуют в произношении звуков. Из-за их недостаточной функциональности речь у ребенка нечеткая.

Проводятся логопедические игры и упражнения перед зеркалом, чтобы малыш контролировал свои движения. Так он быстрее научится правильному произношению. Занятия проводить дважды в день, продолжительность 7-10 минут. В результате малыш будет говорить не только правильно, но и разборчиво и четко.

Пример комплекса:

  1. Максимально растянуть губы в улыбке, зубы не видны. Пробыть в таком положении пол минуты.
  2. Проделать то же, только зубы видны, опять же пол минуты.
  3. Язык не напряжен, лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Проговаривая «ПЯ», шлепать им. Верхняя губа касается языка.
  4. Свернуть язык в трубочку и держать так 30 секунд.
  5. Медленно облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу, не отрывая язык.
  6. Широко улыбнуться и касаться поочередно языком кутиков губ.

Рекомендации по их применению

Использовать лишь ИКТ (информационные компьютерные технологии) на логопедических занятиях нельзя, потому что это вредит зрению и ребенок может устать от работы с компьютером, пусть он и играет за ним. Соблюдая определенные рекомендации, их применение будет продуктивным и не нанесет вред здоровью:

  • Достаточно использовать 1-2 дидактических игры, длительность которых не будет превышать 5 мин.
  • Выбирать нужно в соответствии с целями и лексической темой занятия.
  • Их использование эффективно на этапах автоматизации и дифференциации.
  • Расстояние между экраном и глазами должно быть не меньше 50 см.
  • Во время игры у ребенка должна быть прямая спина.
  • После ее выполнения стоит сделать короткую зарядку.

Логопедические игры за компьютером должны облегчить процесс коррекции и сделать его продуктивнее, повысить заинтересованность ребенка в обучении. Но не нанося при этом вреда здоровью и не формируя зависимость от компьютера

Поэтому логопеду важно найти баланс между применением современных технологий и классических дидактических игр

Игра «Составляем слова».

Цель. Упражнять в составлении слов из трех букв.

     Оборудование. Гимнастические обручи, два набора цифр «1», «2», «3».

Наборы букв (первый набор: «К», «О», «Т», «Д», «Ы», «М», из которого составляются слова «кот», «дым»; второй набор букв: «С», «О», «К», «Д», «О», «М», из которого составляются слова «сок», «дом»; третий набор букв: «Ш», «А», «Р», «Л», «У», «Ч», из которого составляются слова «шар», «луч»).

    Проведение игры. Педагог говорит детям, что сегодня они будут играть в слова, каждый ребенок будет буквой, а у букв есть свои места в обручах, там, где цифра «один», будет стоять первая буква, где «два» —  вторая, где «три» — третья. Затем дети делятся на две команды. Перед ними кладутся два набора из трех обручей. В каждый набор педагог кладет цифры «1», «2», «3». Педагог раздает детям буквы и говорит, какие слова составляет каждая команда.

         Дети говорят стишок:

Раз- два, раз-два,

Составляем мы слова.

Затем каждый ребенок должен встать на свое место и поднять свою букву.        

Выигрывает та команда, которая раньше составит слово.

Аналогично можно провести игру  с более сложными словами.

Логоритмика, звукоповторение, речевой слух

Прежде всего, у ребенка должен быть развит речевой слух. Для этого предлагаются следующие упражнения:

  1. Продемонстрировать малышу предметы, которые издают звук. Попросить его повернуться спиной и создать звук, чтобы он угадал, что это за предмет. Так формируется речевой слух и восприятие звуков.
  2. Завязать ребенку глаза и звонить в колокольчик, при этом перемещаясь по комнате. Он должен пальцем указать откуда идет звук.

Звукоповторению можно учить ребенка с годовалого возраста. Возьмите куклу и убаюкивайте ее (аа-аа-аа-а), пусть малыш повторяет. Также можно повторять звуки животных.

Логоритмические занятия представляют собою повторение стихотворения, движений и музыки. Проводят в любом возрасте, родители показывают пример, ребенок повторяет за ними. Можно петь песню и делать движения, о которых в ней поется.

Упражнения для совершенствования фонетико-фонематических процессов

В возрасте 6-7 лет дошкольник должен уметь различать звуки на слух; понимать какие относятся к согласным, а какие – к гласным

Особое внимание уделяется работе над звуко-буквенным анализом. В игровой форме логопед учит детей составлять схемы слов, предложений, определять их границы

Таким образом, происходит формирование основы для успешного овладения навыками письменной речи.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • выделение начального и последнего звука в слове;
  • подбор изображения в соответствии с заданной фонемой;
  • задания на различение твердости−мягкости;
  • закрепляются понятия «звук», «слог», «слово».

Предлагая задания на совершенствование фонетико-фонематических процессов, логопед произносит слова громко, чтобы все звуки были четкими. Все гласные должны занимать сильную позицию, чтобы ребенок успешно смог овладеть навыками звуко-буквенного анализа. Для проведения игр используют наглядный материал, схемы, кружки для обозначения гласных и согласных звуков.

В работу с детьми возраста 6-7 лет включают звонкие−глухие согласные; учат различать твердые−мягкие. Но чтобы выполнить такие упражнения у ребенка должны быть сформированы фонетико-фонематические процессы, иначе могут возникнуть сложности при выполнении задания. Поэтому педагог проводит предварительную работу, объясняя разницу между звонкими и глухими на основе тактильного контроля. Постепенно ребенок учится различать их только на слух.

 «Живые звуки»

Эта игра направлена на закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Для ее проведения нужно подготовить карточки с буквами, картинки. Она подходит для групповых занятий.

Взрослый демонстрирует детям картинку и произносит слово. Ребятам нужно его самостоятельно составить. У каждого ребенка есть карточка с определенной буквой. Они выстраиваются в ряд так, чтобы была возможность прочесть, что получилось.

«Подели на группы»

Цель упражнения – совершенствование навыков работы со звуко-буквенным анализом, умение выделять звук в начале слова. Для его проведения нужно подготовить карточки со словами, которые начинаются на разные фонемы. Ребенок делит слова на группы в зависимости от начального звука. Сначала можно проговаривать названия вслух, затем упражнение усложняют – ребенок произносит их самостоятельно или про себя.

«Звуковое лото»

Эта дидактическая игра учит ребенка работать со словом – делить его на части и определять какое место занимает звук. Для занятия готовят полоски, разделенные на три равные части; предметные картинки, имеющие в названии нужные фонемы.

Ребенку показывают карточку, он говорит название, и решает на какое место в полоске ее поместить. Перед началом игры проводят подготовительную работу и объясняют, что следует считать началом слова, его серединой и концом. Это уже более сложное задание, позволяющее закрепить навык работы со звуко-буквенным анализом. Но перед этим нужно отработать по отдельности умение определять звук в разных местах в слове.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи

Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными

Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Логопедические игры — Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Публикация «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора…»
Тема: «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ». Цель: Ознакомление педагогов с инновационной технологией, с возможностями конструктора ЛЕГО в речевом развитии дошкольников. Формирование практических…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Использование лэпбука и синквейн-технологии в работе учителя-логопеда ДОУ
«Использование лэпбука и синквейн-технологии в работе учителя-логопеда ДОУ» В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит будущая успешная учёба в школе, общее интеллектуальное развитие,…

Логопедические игры с шариками Марблс
Логопедические игры с шариками марблс В логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста советую применять шарики марблс и камешки-кабошонов. Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних…

Консультация учителя-логопеда «Речевые игры дома»
1 «Один и много» (образование множественного числа существительных): яблоко – яблоки, груша — …, слива — …, персик — …, банан — … 2 «Скажи наоборот» (подбор антонимов): большой – маленький, короткий — …, сладкий — …, мягкий — … 3 «Назови ласково» (словообразование…

Статья «Конспект ООД в старшей логопедической группе с использованием игр В….»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича «В стране геометрических фигур» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие»,…

Роль игры в логопедической работе с детьми
Игра является основным видом деятельности дошкольника, во время которой формируются определенные качества личности ребенка, развиваются основные физические и психические про¬цессы. В своей работе мы успешно использовали игры и игровые приемы с учетом индивидуальных особенностей…

Игра «Что происходит осенью с червячками» на основе логоритмической песенки Екатерины Железновой «Червячки»
А у нас опять осенние приключения. На этот раз мы узнаем: а что же происходит осенью с червячками. И где они прячутся зимой? На этот раз я познакомлю вас с увлекательной игрой «Червячки». За основу я взяла логоритмическую песенку Екатерины Железновой «Червячки». Смотрите, что…

Конспект итогового открытого логопедического занятия в подготовительной группе «Играем со звуковичками»
Конспект итогового открытого логопедического занятия в подготовительной группе «Играем со Звуковичками». Цель НОД: — Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь»; — Формирование…

Страницы:

Занятия с логопедом

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте происходит быстро и взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития. Основная закладка речевого развития происходит до 3 лет. Ребенок быстро пополняет пассивный, а затем и активный словарь, обогащается звуковое оформление слов, появляются первые фразы, предложения. Уровень речевого развития у всех детей разный, кто-то способен к трем годам правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Другим же деткам необходима помощь со стороны взрослого, специалиста. Речь таких малышей может быть не отчетливой, нарушено звукопроизношение, или слоговая структура.

В таких случаях педагоги ДОУ, логопеды и воспитатели проводят логопедическую работу с использованием различного подсобного материала, книг, игр разработанные ведущими специалистами или учителями-логопедами дошкольного учреждения.

Цель занятий:

  • обучать четкому и правильному произношению,
  • постановке и закрепление звука,
  • формирование грамматического строя речи,
  • формирование голосовых способностей,
  • развитию мелкой моторики и мн.др.

Темы для занятий для логопеда

Занимаясь с детьми логопед может взять множество различных тем. помогая малышам развивать речевые навыки. Далее приводятся несколько наиболее популярных вариантов.

Тема «Профессии»

Во время таких занятий рассматривают различные специальности, вовлекая детей в игры и разнообразную деятельность. Им загадывают загадки, связанные с деятельностью взрослых. С малышами проделывают упражнения, имитирующие движения работников.

Проводя по теме «Профессии» логопедическое занятие в подготовительной группе детей учат говорить о различных видах занятий взрослых.

С детьми произносятся различные звуки и слова, их учат делать мимические движения, выражающие определенные эмоции.

Тема «Зима»

Когда проводится логопедическое занятие на тему «Зима» предлагаются загадки на темы зимней погоды, событий, относящихся к этому периоду. С детьми проводят беседы, связанные с этим временем года. Малышам предлагают описать зимнюю погоду, употребляя для этого различные слова. Например, «Что делает мороз/Щиплет, кусает».

Тема «Транспорт»

С детьми рассматривают различные виды транспорта и дают задания, которые имеют отношение к ним. Например, малыши рассматривают карточки с изображениями и должны определить, какая лишняя (изображены: автомобиль, поезд, самолет и кастрюля). Дети должны объяснить свой выбор. Можно проделать упражнение «Пароход гудит», используемое в логопедии.

Обратите внимание! При этом дети на выдохе с закрытым ртом должны произносить долгий звук «ы-ы-ы»

Тема «Мебель»

Мальчикам и девочкам дошкольного возраста предлагают назвать предметы мебели, расположенные в комнате. Их спрашивают о том, из чего сделаны различные части стула, стола или шкафа. Может использоваться игра, когда называются качества мебели, а ребенок должен назвать противоположное свойство.

Тема «Комнатные растения»

Можно сыграть в игру «Чтобы». Детям говорят, как нужно ухаживать за растениями, а они должны добавить слово «чтобы» и сказать, почему именно это надо делать. Игра «Два и пять» состоит в том, что о различных комнатных растениях нужно сказать предложение типа: «У меня два кактуса и пять кактусов». Детям с ОНР предлагают произнести различные предложения , рассказав о том, что делает божья коровка. Например: «Божья коровка летает над цветком».

Логопедические игры — Использование развивающих игр В. Воскобовича в работе учителя-логопеда

Публикация «Использование развивающих игр В. Воскобовича в работе…»
Инклюзивные тенденции современного образования ставят перед педагогом сложную задачу: организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование развивающих игр в коррекционно-…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Игры с фонариком в работе учителя-логопеда
Игры с фонариком в работе учителя-логопеда ДОУ Игра — один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В…

Логопедические игры для дошкольников
АЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ Где позвонили? Цель. Определение направления звука. Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п. Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему…

Консультация для родителей «Как играть дома по заданию учителя-логопеда»
Написали мне в тетради Трудное заданье. Папа с мамою сказали: -Что за наказанье! На индивидуальных занятиях учитель-логопед обязательно работает с ребенком в индивидуальной тетради или альбоме. В тетради он выполняет рисунки, которые способствуют лучшему и более быстрому…

Логопедические игры — Логопедическое пособие «Разноцветные одёжки»

Статья «Логопедическое пособие «Разноцветные…»
Данное пособие многофункционально, и может решать следующие задачи: — Активизировать словарь по теме «Одежда»; — Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; — Автоматизировать звуки в словах, предложении. (Пособие максимально насыщено…

Игры с природным материалом летом для закрепления речевых навыков у детей логопедической и комбинированной групп
Игры с природным материалом летом для закрепления речевых навыков у детей логопедической и комбинированной групп Дидактическая игра «Что может палочка?» учитель-логопед Миронова Н.Н. Цель: вызвать у детей интерес к сухим палочкам от веток деревьев на земле после ветре ной…

Сценарий логопедической квест-игры в подготовительной к школе группе «В поисках звуков»
Сценарий логопедической квест-игры в подготовительной к школе группе «В поисках звуков» Цель: создавать оптимальные условия в ходе приключенческой игры-поиска, позволяющие дошкольникам реализовать свои речевые и творческие способности. Задачи: 1. Закреплять знания, полученные на…

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста по ПДД с элементами геокешинга в старшей логопедической группе
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста по ПДД с элементами геокешинга в старшей логопедической группе «Буквоежки». Подготовила учитель-логопед Новикова Ю.А. Участники игры: учитель логопед Новикова Ю.А, воспитатель Никулина Е.И, дети старшей группы №4«Буквоежки»,…

Логопедические игры — перейти на главную страницу рубрики.

Страницы:
3 …

Роль и значение логопедических игр

Речевые проблемы у детей – явление весьма распространенное. Если кто-то не выговаривает 2-3 звука, это еще пол беды. Если же в речи отсутствует более 3 звуков, то стоит задуматься над тем, чтобы серьезно заняться решением проблемы. В зависимости от сложности логопедических нарушений у ребенка можно решать, насколько продолжительным будет терапия. Но еще большое значение в таком лечении имеет стойкость и терпение родителей. Насколько стойкими они будут в выполнении всех требований специалистов.

Занятия с детьми лучше проводить в игровой форме. Игровая обучающая деятельность очень популярна среди детей дошкольного младшего школьного возраста. Такая форма терапии благотворно влияет на формирование мыслительных процессов от самых простых до самых сложных.

Логопедические игры — эффективное средство для пополнения лексикона дошкольника. В такой форме знания лучше усваиваются, а дети проявляют к ним неподдельный интерес и приятно проводят время с родителями. Игры в логопедии развивают сосредоточенность, речь, логическое мышление, общительность, ум и физическое состояние ребенка.

Дидактические игры являются неким катализатором психических процессов, которые происходят в сознании ребенка при познании различных предметов в возрасте 5-6 лет. Они являются не только речевой, но и познавательной деятельностью ребенка. Также игры помогают малышу почувствовать себя уверено не только наедине с родителями, но и в обществе, снимают страх перед окружающими и учат правильно излагать свои мысли в словах. В игровой форме дети самостоятельно решают задачи, пытаются найти правильные ответы, преодолев некоторые трудности.

Если родители вовремя не начнут помогать ребенку в устранении дефектов речи, то это может привести к развитию комплексов, замкнутости и необщительности у него. Для проведения логопедических игр совсем не обязательно посещать специальные центры, достаточно проводить регулярные занятия в домашних условиях.

Как производить занятия в домашних условиях

В домашних условиях можно проводить несколько видов занятий. Это:

  • пальчиковые игры;
  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнение на звукоповторение;
  • логоритмические упражнения;
  • игры для активизации слухового аппарата;
  • повторение литературного материала.

Занятия должны быть ежедневными, регулярными и проходить в игровой форме. Если ребенку будет скучно, то он не научится ничему.

Существует несколько правил проведения:

  1. Длительность занятий растет постепенно. Оптимальное время для первого занятия — 3-5 минут.
  2. Не стоит учить принудительно, иначе ребенок откажется заниматься и вовсе.
  3. В день проводить по несколько небольших упражнений.
  4. Не повышать голос, если малыш не способен на что — то. Следует определить, почему язык его не слушается и работать над этой проблемой.

Только в этом случае можно достигнуть успеха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector