Помните детей никитиных, которых отдали в школу в 5 лет и выгуливали босиком по снегу? как сложилась их судьба

Творческая педагогика Никитиных

Подход к воспитанию детей и формированию личности у Никитиных основывается на возвращении к естественности, близости с природой.

  • Раннее прикладывание ребенка к груди, чтобы он получил первые капли молозива. Естественное вскармливание грудным молоком. Кормление младенца 8 раз, в том числе ночное кормление.
  • Раннее приучение к горшку, минимум пеленок. В те времена еще не было памперсов и стирка пеленок отнимала катастрофически много времени, именно по этой причине приучение ребенка к горшку было особенно важным.
  • Не использовать ходунки для обучения хождению. Никитины уверены, что без ходунков, падая и вставая, ребенок научиться правильно падать, научится быть осторожным, приседать и нагибаться.
  • Обязательное закаливание с первых дней жизни малыша. Никитины считают, что холод стал естественным лекарством от экссудативного диатеза, которым страдал их старший сын Алеша. Ребенка выносили в конце зимы в двухградусный мороз на прогулку в одной распашонке. К девяти месяцам ребенок был закален, ползал голый в помещении при температуре 10 градусов и практически полностью избавился от диатеза. Никитины выводили детей на мороз, осуществляли пробежки босиком по снегу. Дети оставались здоровы и никакие мрачные предсказания по поводу серьезных простуд и заболеваний не оправдались. В последствии дети практически не болели.

На мороз-с первых дней жизни!

  • Не кормить ребенка насильно. Доверять природе: пусть ест столько, сколько хочет. Не хочет есть- значит, не голоден.
  • Верный путь к здоровью – физкультура и физическая активность с первых дней. Турники, шведская стенка, занятия с мячом, бег и прыжки, лазание по канату – обязательное занятие для малышей. Дома у Никитиных был оборудован спортивный уголок, где дети разных возрастов укрепляли свою силу и выносливость.
  • Личный опыт ребенка – самый важный ориентир. Никитины считают, что ребенок сам должен решить, что можно, а что нельзя; что опасно, а что безопасно; что вкусно, а что-нет. Никитины считают, что можно попробовать на вкус мыло, кирпич, землю, свечку; что можно дать ребенку дотронуться до горячего чайника или близко подойти к костру. В этом случае, испытав однажды боль и пережив опасность, ребенок становится разумно осторожным. Такие знакомства с опасностью должны быть при участии взрослых, тогда тяжелых последствий можно избежать. Но это будет личный опыт ребенка!

Поощрение самостоятельного поведения, приобретения опыта, экспериментов и инициативы, принципа «я сам». В самом раннем возрасте развивать в ребенке навыки самообслуживания, а также наделять его обязанностями. Воспитывать в детях трудолюбие, чувство взаимопомощи, ответственности и аккуратности.

Раннее развитие интеллектуальных способностей с использованием подручных материалов, домашней утвари, посуды, а также кубиков с буквами и цифрами, различные виды конструкторов. В доме Никитиных была оборудована комната- мастерская, где каждый ребенок мог свободно заниматься тем, что ему нравится – клеить, вырезать, красить, пилить, строгать, забивать гвозди. Кроме того, в мастерской есть измерительные приборы- весы, термометры, секундомеры, динамометры и др, различные материалы от пластмассы, шерсти до фанеры и жести, а также различные инструменты, в том числе и электрические. Родители должны идти навстречу любым намерениям детей проявить себя в деятельности и творчестве, и начинать такие занятия нужно как можно раньше, как только ребенок проявляет интерес.

Никитины придумали и разработали развивающие игры для детей, которые подходят для игры детей со второго года жизни «Кирпичики», «Уникуб», «Сложи узор» , «Внимание» и др.

Авторская развивающая игра Никитиных «Уникуб»

Творческая педагогика семьи Никитиных – это путь соединения с природой, когда ребенку дается свобода действий и свобода выбора- когда и сколько гулять, сколько есть, сколько спать, чем заниматься и как выражать в жизни свои ценности, чтобы стать гармоничным и здоровым человеком.

Признание общественности

К середине 60-х годов интерес к семье Никитиных настолько возрос, что супругам приходилось выступать на многочисленных встречах перед совершенно разными людьми — не только педагогами или медиками. Их часто приглашали выступить перед аудиторией, пришедшей на лекцию не по собственному желанию, а по инициативе начальства, что не добавляло теплоты в отношениях между лекторами и зрителями. Однако к концу выступления слушатели, воодушевлённые беседой, зачастую благодарили Никитиных бурными аплодисментами. Проникновенная речь лекторов очаровывала и захватывала, и у новаторов появлялись всё новые поклонники.

  Тем временем жизненный уклад семьи, чрезвычайно привлекавший внимание педагогов и рядовых граждан, превратился в своеобразное зрелище. Крестный ход журналистов и других посетителей, включая праздных зевак, не иссякал годами

Двери дома всегда были открыты для гостей, и это невероятно утомляло самих жильцов. Наконец в конце 70-х Лена Алексеевна объявила днём открытых дверей последнее воскресенье каждого месяца. Это ослабило поток незнакомых людей в дом, где жила семья, но не прекратило его. Многие продолжали приезжать среди месяца, и их гостеприимно принимали. Так продолжалось достаточно долго — вплоть до начала 2000–х годов, когда постоянным «местом встречи» стала Валентиновская начальная школа.

Отношение к способностям детей

Есть 2 вида способностей По-Никитину:

  • исполнительские — результат усвоения ранее познанного;
  • творческие — результат самопознания и саморешения возникших проблем.

Современная официальная педагогика развивает лишь исполнительские способности, а Никитин стремился развить творческие, путем создания спецусловий:

  • Все здоровые дети обладают высокими способностями во всех направлениях.
  • Эти способности реализуются, если заранее создана развивающая среда (часть ее — развивающие игры), и взрослые интересуются достижениями ребенка.
  • При отсутствии развивающей среды у ребенка угасают. Возможности эффективного развития способностей.
  • Чем старше ребенок, тем труднее развить способности, вплоть до полной их утраты.

Меру развития способностей ребенка требовалось как-то оценивать, и Никитин выработал на это свои критерии:

  • Тестирование физического развития — индексы справедливости, в которых учтены результаты развития, соотнесенные с весом и ростом ребенка (до сих пор не признаны).
  • Тестирование умственного развития, основанное на оценивании скорости протекания умственных процессов по Айнзенку и продуктивности умственной деятельности по Косу.

Эффективное развитие способностей ребенка возможно только через игру. Борис Павлович создал для своих детей массу игр, которые впоследствии стали базой его системы.

Методика Никитина для детей 1-3 лет

С какой игры начать? Прежде всего, родителям нужно поиграть самим, а потом подобрать кубики соответственно возможностям своего малыша.

Например, для детей от года до трех лучше начать с игры «Сложи узор». Задания давайте самые простые:

  • найти грань определенного цвета;
  • открыть коробку с кубиками;
  • достать фигурки или сложить обратно.

Для маленького это большая творческая задача. Интерес появляется у детей волнами. Сначала он играет каждый день, потом реже и вскоре вовсе забывает. Когда игра надоест или ребенок освоит все узоры, можно вводить следующую схему, например «Обезьянка». Она поможет развить качество копирования.

Раннее знакомство и работа дошкольников с разнообразными материалами, инструментами, являются импульсами развития всяких способностей. Ведь недаром пословица гласит: «Что посеешь, то пожнешь».

Система Никитиных для детей на видео:

В чем Никитины ошибались?

Борис и Елена всегда повторяли, что не ставят перед собой цель вырастить гениев и вундеркиндов. Термин «раннее развитие» тоже был не совсем верным в отношении их системы воспитания. Никитины говорили о своевременном развитии, когда в малыше можно открыть множество талантов и способностей. И тогда это поможет человеку реализоваться в жизни, чувствовать себя востребованным и счастливым. Но впоследствии, когда дети Никитиных выросли, супруги признали, что допустили некоторые ошибки в воспитании сыновей и дочерей.

Семья Никитиных жила под всеобщим контролем, и это было невероятно тяжело. Журналисты, телевизионщики, сторонние критики наблюдали, что творится в семье. Дети Никитиных потом поделятся, что никогда не чувствовали себя дома полностью защищенными от постороннего пристального внимания. Семью бесконечно обсуждали, и эти разговоры преследовали Никитиных везде: в магазине, школе, поликлинике, на улице, в подъезде собственного дома. 

Большую часть времени дети Никитиных проводили в семейном кругу. Они не посещали детский сад, в школе были самыми младшими, поэтому им было сложно найти друзей среди одноклассников. Вместе с тем, родители всегда были рады видеть в доме гостей, друзей, единомышленников.

Повышенный интерес к системе воспитания в один момент заставил родителей переключиться на общественную деятельность. Они выступали с лекциями, писали книги, снимались в фильмах и телевизионных передачах. Дети при этом чувствовали отсутствие необходимого родительского тепла и внимания, которое необходимо каждому ребенку в детстве. Но Елена и Борис всегда были открыты для общения, интересовались жизнью каждого ребенка, не скрывали свою любовь, поэтому конфликтов в семье удалось избежать. 

Поскольку в раннем возрасте детям многое давалось легко, они верили, что и в дальнейшей жизни все будет получаться без лишних усилий. Им было тяжело в школе, где знания давали совсем не в том формате, нежели дома, поскольку они не привыкли к строгой дисциплине. Юлия Никитина потом расскажет, что в школе ей пришлось столкнуться с тем, что учиться нужно «через не хочу».

Но, несмотря на жизненные трудности, все дети выросли талантливыми, творческими личностями и сумели реализовать себя в жизни. Братья и сестры сохранили теплые, дружеские отношения и вспоминают родителей с любовью и уважением. Дети в некоторой степени продолжили дело мамы и папы: они переиздают книги, выпускают игры для раннего развития. Вместе с тем, ни один внук легендарной пары не пошел в первый класс раньше положенного возраста.

Никитины: методика воспитания в многодетной семье

Елена Алексеевна и Борис Павлович Никитины – профессиональные педагоги и многодетные родители, воспитавшие в своей семье семерых детей: Алексея, Антона, Ольгу, Анну, Юлию, Ивана и Любовь. В процессе воспитания своих малышей, Никитины выработали ряд правил и методик, создав собственную развивающую систему.

Главной целью воспитания Никитины считали формирование творческой личности.

Семья Никитиных воспитала семерых замечательных детей, и, хотя никто из них не стал великим изобретателем, все они нашли своё призвание в жизни и реализовали себя как профессионалы.

К тому же, братья и сёстры Никитины выросли очень дружными, и никто из них никогда не жаловался на здоровье. Этот факт является самым красноречивым подтверждением того, что принципы и методы системы Никитиных заслуживают внимания всех родителей и педагогов.

Принципы игры

Отрывок из книги «Ступеньки творчества или развивающие игры». Б.П.Никитин

Основные принципы своей методы авторы определяют следующим образом.

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша — это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему — это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.

2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И еще… удерживайтесь от обидных замечаний вроде: <Ах, ты дурачок!>, <Какой ты несообразительный!> и т. п. Не обижайте ребенка в игре.
3. Развивающие игры — игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.
4.Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.
5. обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале — обязательное условие.
6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.
7. Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.
8. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры <Сложи узор> или <Рамки и вкладыши Монтессори>. Здесь ребенку надо различать цвета и форму. А общее правило — наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр <включать>. Это творческая задача папе и маме.
9.Увлечения детей приходят <волнами>, поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, <забывайте> об игре на месяц-два и даже больше, а потом <случайно> (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из <волн> увлечения игрой.
10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
11. Для самых маленьких (1,5-3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте <имена> (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увле-кать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
12. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному хочется побороться, быстрому — побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. <Не интересоваться игрой> ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или… взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
13. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двига-тельную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.
14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.
15. Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающиеся ребятишки уже с 6-7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по-рыцарски честно признать свое поражение. Трудно придумать большую награду ребенку. Не думайте, что ваш авторитет при этом пострадает.
16 и т. д. — это те правила, которые вы… найдете сами, чтобы игра стала еще увлекательнее

Методика Никитиных – видео

В 1965 году был снят фильм о методике Никитиных «Правы ли мы?», в котором показывается и объясняется суть системы. Один день из жизни этой, во всех отношениях, необычной семьи, смотрите в маленьком отрывке из этого фильма.

https://youtube.com/watch?v=cSIBpSqGmzI

Как воспитывать своего малыша – только ваше собственное решение. Несомненным плюсом методики Никитиных является здоровье детей и их крепкий иммунитет. Сами Никитины всегда настаивали на том, что они не растят вундеркиндов, а лишь хотят воспитать самостоятельных, самодостаточных людей, способных отстаивать собственную точку зрения. Все их дети состоялись в жизни, как профессионалы, создали семьи и завели собственных детей.

Методика Никитиных достаточно известна, так же как методика Монтессори или методика Зайцева.

Суть методики Никитиных

Авторы методики – семейная пара, родители 7 детей Борис Павлович Никитин и Лена Алексеевна Никитина. Именно они создали целую систему для воспитания и гармоничного развития личности, которую испытывали и совершенствовали, прежде всего, на своих детях.Суть системы заключается в следующем.

  • Ребенок волен сам выбирать, чем именно и как ему заниматься. Никаких специально устроенных «уроков» или «занятий». Конечно же, все занятия, которые выбирал себе ребенок самостоятельно, происходили под наблюдением взрослых. Таким образом, обучение происходит без принуждения, по желанию самого малыша.
  • Все в доме должно стимулировать способности ребенка. С раннего детства в распоряжении детей разнообразные спортивные снаряды. На стенах развешены географические карты, арифметические таблицы. В свободном доступе для малышей любые книги, пособия, измерительные приборы.
  • Взрослые максимально участвуют в жизни ребенка, но не делают за него то, что он может сделать сам. Помощь ребенку предоставляется только по просьбе малыша и никогда не навязывается. Личный пример взрослых вдохновляет детей: закаляться и принимать участие в соревнованиях обязательно для взрослых. Все успешные достижения отмечаются и приветствуются.
  • Одна из основных идей методики НУВЭРС: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. Она заключается в том, что для эффективного развития ума и тела существует совокупность наиболее благоприятных времени и условий. Если потенциал не развился в благоприятное время, то возможность его развития позже угасает. Способности, развитые в раннем возрасте малыша, далее совершенствуются наиболее эффективно.
  • Никитины заметили, что лучше развиваются те способности, навыки и умения малыша, в которых он напрягается наибольшим образом.

Главное в гармоничном развитии ребенка – не мешать ему, а помогать.

Что такое вальдорфский детский сад

Дети идут в вальдорфский детский сад в 3 года и переходят из него в школу в возрасте 7 лет. Считается, что до 3 лет малыш осваивает прямохождение и речь, для чего ему нужна домашняя обстановка. После появления и закрепления в личности ребенка своего «Я» и освоения им основ сюжетно-ролевой игры он готов к детскому саду.

• В вальдорфском детском саду нет занятий по освоению базовых знаний о родном языке, начал математики и письма. Большая часть дня отводится на так называемые свободные занятия: дети, придя утром в сад, сами выбирают, чем будут заниматься, все рабочие материалы всегда находятся в свободном доступе.

• Рукоделие, изобразительное и прикладное искусство, пение, эвритмия (особые танцевальные движения под музыку или чтение стихов), театрализованные представления в духе народных традиций — неполный список занятий, которые мы бы назвали общеразвивающими, имея в виду, что существуют и узкодисциплинарные (начала счета, основы родного языка). Но таких здесь нет. Только творчество, творчество и творчество. Водить детей на дополнительные занятия вне стен вальдорфского садика не принято: это идет вразрез с самой идеологией штайнеровской педагогики, имеющей изрядное количество ограничений.

• Группы разновозрастные, младшие учатся у старших и у воспитателя, который исполняет роль скорее мамы, чем преподавателя: готовит, убирает, чинит детскую одежду, шьет игрушки, вяжет.

• Взрослый не сидит без дела, всегда чем-то занят — это служит примером для детей, которые растут с ясным пониманием того, что человек создан для творчества в любом его проявлении. Время от времени воспитатель присоединяется к играм детей, читает им сказки, часто в музыкальном сопровождении: за инструментом он сам или любой проявивший к этому интерес ребенок.

Классические игрушки: куклы, машинки, конструкторы и все остальное, заполонившее полки современных детских магазинов, — здесь отсутствуют. Вместо них используют:

1. самодельные куколки,

2. поделки из глины и дерева,

3. лоскутки материи,

4. вязаные салфетки,

5. шитые одеяльца.

Много здесь и природных материалов: камней, шишек, желудей, коряг — всего, что находится во время прогулки и очаровывает детей своей естественной природной красотой, будит фантазию и подталкивает к творчеству. А прогулкам на свежем воздухе в любую погоду с подвижными и ролевыми играми здесь отдают очевидное предпочтение. Телевизора и магнитофона в вальдорфском детском саду нет.

• Экологическое воспитание — одна из важнейших особенностей этой системы, поэтому дети ухаживают за садом и огородом, сажают деревья, выращивают злаки, травы и овощи, мастерят кормушки для птиц.

• Ручной труд не только инструмент развития мелкой моторики и овладения полезными навыками, но и философия жизни, поэтому, помимо садоводства, все дети учатся вырезать по дереву, шить, вязать, вышивать, лепить, работать на гончарном круге и ткацком станке — все это уже в рамках школьной программы.

• Участвуют дети и в хозяйственной жизни — в приготовлении еды, уборке помещений, наведении порядка после игры и совместной трапезы. Все это больше похоже на жизнь большой и сплоченной семьи, чем группы детского сада.

Итак, если свести все изложенное воедино, на каких принципах стоит вальдорфская педагогика?

Кто такие Никитины

Б.П. и Л.А. Никитины и их семеро детей — советская многодетная семья. На основе личного семейного опыта, который включает в себя 40 лет изучения и внедрения новых методов педагогики, апробированных на своих семерых детях, Никитины, учителя по образованию, разработали творческую педагогику, которая выдержала проверку временем.Сегодня является одной из признанных методик раннего и гармоничного развития личности.

Новаторская методика Никитиных способствовала такому бурному ажиотажу вокруг семьи во времена строительства коммунизма, который можно сравнить, пожалуй, с современным телевизионным шоу «Дом -2», когда живые люди находятся под таким пристальным вниманием и оценками окружающих, что жить в покое просто невозможно. Однако Никитины были очень упорны и последовательны.

Основные постулаты методики

Опыт семьи Никитиных говорит о необходимости создать такую ауру и среду для детей, при которых они имели бы возможность развиваться в любом направлении.

Поэтому малыш выбирает именно то, что на данный момент может развиваться и дает высокую эффективность.

Еще одна важная мысль – все занятия с ребенком должны проходить с активным участием их родителей. Но не стоит навязывать им свое мнение или желания. Задача родителей – поощрять выбор ребенка самостоятельно мыслить и дать возможность самому найти логическое решение задачи.

По методике Никитиных нежелательны такие родительские проявления:

  • чрезмерная забота и уход;
  • непрерывные занятия с ребенком;
  • лишить малыша возможности самостоятельно выбирать игру, времяпрепровождение;
  • навязывать свои идеи, правила, занятия.

По мнению Бориса Никитина, среди родителей существует две основные ошибки, которые ведут к неправильному всестороннему развитию ребенка.

Полная организованность дня малыша родителями и чрезмерная опека над ним. В этом случае ребенок лишается возможности самостоятельно развиваться и выбирать то, что ему интересно в данный период его жизни. В дальнейшем в более взрослом возрасте для таких людей принять самостоятельное решение будет крайне сложно или практически невозможно. Они выберут проторенный путь или будут управляемы другими.
Вторая ошибка – это заброшенность

При этом родители все свое внимание уделяют уходу и не занимаются развитием малыша. Они заботятся о том, чтобы у ребенка было что покушать, он был помыт и одет

При этом духовное развитие уходит на второй план. У таких детей в дальнейшем будет наблюдаться значительное отставание в психоэмоциональном развитии.

Система воспитания семьи Никитиных основана на естественности, труде, непосредственной близости к природе. Дети сами выбирают свой режим и в питании, и в игре, и в быту. Задача родителей состоит в своевременной помощи в решении сложных жизненных вопросов и постоянное участие в жизнедеятельности ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector