Ребенок плохо ест
Содержание:
- Нарушение пищевого интереса как причина отказа ребенка от еды
- Почему дети мало едят?
- Причины того, что ребёнок в 1 год отказывается от еды
- Что делать, если ваш ребёнок плохо ест
- 1. Контролируйте размер порций.
- 2. Будьте терпеливы — предлагайте новый продукт много раз.
- 4. Еще один способ накормить ребенка — экспериментировать с подачей блюд.
- 5. Разнообразьте рацион, комбинируя новые продукты с уже знакомыми ребенку.
- 6. Предлагайте ребенку выбрать, что кушать.
- 7. Подавайте личный пример.
- 8. Кормите в одном и том же месте и приблизительно в одно и то же время.
- Почему возникает тяжесть после еды?
- Кишечник и мозг
- Как помочь ребенку набрать вес и догнать в своем развитии сверстников?
- Как научить ребенка правильно вести себя за столом
- Сколько еды нужно ребенку на самом деле?
- Пищеварительная система
- Малоежки – это дети, которые отказываются от каких-либо полезных продуктов
- Причины возникновения запора у младенца
Нарушение пищевого интереса как причина отказа ребенка от еды
Отказы ребенка от еды могут быть следствием нарушения пищевого интереса или других нейропсихологических проблем. Для начала почему обязательно с приставкой «нейро». Дело в том, что процесс пищеварения происходит не только в ЖКТ, но и связан с функционированием мозга ребенка. То есть всю работу пищеварения регулирует головной мозг и гормональная система (кстати, тоже регулируемая мозгом). Когда мы едим с аппетитом, весь организм настроен на то, чтобы переварить еду – он выделяет слюну, желудочные и поджелудочные соки, желчь, начинается сокращение желудка и кишечника, к ним приливает кровь и т.д. Вспомните собачку Павлова: звенит звоночек, она знает, что сейчас принесут еду и у неё выделяется слюна и желудочный сок. Примерно тоже самое происходит и с человеком.
Еда должна приносить удовольствие, мы должны её предвосхищать и есть только в состоянии присутствия аппетита. Как было сказано выше – еда без аппетита не просто пройдет «транзитом», не принеся пользу, но и начнет разрушать организм.Так, что же такого может происходить в мозге ребенка, что организм отказывается есть? Самая распространённая причина этого – отсутствие пищевого интереса. Пищевой интерес – это интерес конкретно к еде, а не к чему бы то ни было, при котором проявляются все вышеописанные физиологические процессы. Пищевой интерес может отсутствовать по разным причинам.
Почему дети мало едят?
Когда дело касается пищевых привычек, мы не можем предсказать, как будет есть наш ребенок. Особенно, когда малыш уже подрастает. Некоторые дни он может ничего не есть, а в другие дни вам будет казаться, что он кушает весь день. Такие периоды пищевого поведения вы можете наблюдать, начиная с 2 лет. Ребенок может есть одну и ту же еду каждый день несколько недель подряд, а потом вдруг сказать, что он ее разлюбил. Количество съедаемой пищи вашим малышом может отличаться от размера порции, съедаемой другим ребенком.
На самом деле такое пищевое поведение вполне естественно для ребенка с 2 до 5 лет
Если ваш малыш мало есть или избирателен в еде, это нормально. Еда — это одна сфера их жизни, в которой они могут проявить свою самостоятельность. Отказываясь есть, ваш малыш учится проявлять свою независимость.
Вы можете наблюдать следующие реакции у ребенка в отношении еды:
- отказ есть продукты определенного цвета или текстуры
- выбор одних и тех же блюд ежедневно
- нежелание пробовать новые продукты
- потеря интереса к еде, которую любил до этого
- требование, чтобы мама кормила его из ложки
Вы не можете заставить свое чадо есть. Но вы можете предлагать ему полезную и питательную еду, показывать на своем примере здоровые пищевые привычки и создавать располагающую к приему пищи атмосферу. Также помните, что не стоит беспокоиться, если ребенок полон энергии, набирает вес в соответствии с нормами, не жалуется на свое самочувствие и ваш педиатр подтверждает, что малыш здоров.
Причины того, что ребёнок в 1 год отказывается от еды
- Болезнь или прорезывание зубов;
Физическое недомогание вызывает беспокойство у малыша, ему больно и, конечно, не до еды. Подробнее о том, чем можно облегчить состояние ребенка в то время, когда у него режутся зубки, читайте в статье Прорезывание зубов у детей>>>.
Но это временное явление и когда состояние улучшается, то и аппетит к ребёнку возвращается.
Важно! Если малыш длительный период отказывается от еды, то причина в другом
- Слишком раннее начало знакомства с прикормом;
До 6 месяцев вводить прикорм рано.
Ребенок не готов и вам приходится кормить его с шутками и прибаутками, где-то кормить насильно.
Все это не способствует развитию пищевого интереса ребенка, являющегося основой здорового аппетита.
Смотрите важную статью по этой теме Когда вводить прикорм ребенку на грудном вскармливании>>>.
- С введением прикорма, наоборот, слишком затягивают;
- В силу разных причин, родители могут откладывать знакомство малыша с новой пищей;
- Вследствие этого он начинает недополучать требующиеся растущему организму полезные вещества, не тренируются навыки жевания, он не привыкает к твёрдым блюдам;
- И ничего удивительного, что ребёнок в год не ест ничего, кроме грудного молока. Ведь «мамина пища» так привычна и понятна, её не надо жевать, не нужны никакие приборы, чтобы её кушать;
- Притом, время нахождения у груди – процесс, обеспечивающий комфорт и успокоение малышу.
Если ребенок постоянно висит на груди и это сказывается на его аппетите, вам стоит заняться ведением новых правил в вопросах грудного вскармливания.
Смотрите интернет-курс Как кормить грудью после года и плавно подготовить ребенка к отлучению>>>
- Ребёнка силой заставляют есть прикорм;
Явление страшное, но очень распространённое.
Протест, истерика, отказ от еды – самые характерные реакции малыша на такие действия.
- Давайте представим себя на месте ребёнка. Как бы мы себя повели, если бы регулярно видели строгое лицо мамы (или кого-то другого), ложку с непонятной и пугающей едой, которую силой пытаются засунуть к вам в рот?
- И всё это бы ещё сопровождалось угрозами, критикой и рассказами в красках о том, как придёт какой-нибудь страшилище и утащит вас куда-нибудь, если не будете хорошо есть.
Очень неприятно, правда?
Хочется закричать, схватить и выбросить из рук мамы эту ненавистную еду (которая делает её такой злой), убежать, только бы не видеть и не слышать всего этого.
Помните! И в будущем процесс еды может ассоциироваться у ребёнка со злом, принуждением, чем-то невкусным и т. д. Исправлять это долго и сложно.
Поэтому давайте каждый раз представлять эту картину и проникаться эмоциями малыша, если вдруг начинаем силой заставлять его что-то съесть.
- Слишком большие порции;
Наше желание накормить ребёнка может вылиться в то, что будем предлагать ему большой объём пищи. Малыша это может напугать. Возникает такая позиция: «Столько я съесть не смогу, лучше уж сразу отказаться».
- Ребёнка кормят отдельно от взрослых, не показывая на личном примере, как нужно кушать и относиться к еде (по этому вопросу читайте статью Как правильно кормить ребенка>>>);
- Сбился режим;
Например, изменилось время еды или сократились промежутки между приёмом пищи. Ребёнок может не успевать проголодаться или просто испытывает стресс от сбившегося графика.
- Во время кормления, малыша отвлекают от еды мультфильмами, игрушками, различными другими занятиями, лишь бы накормить.
Он не сосредоточен на пище, поэтому кушает то, что ему в этот момент «суют». Многие совершают эту ошибку с самого начала, при введении первого прикорма.
Так формируется стойкая связь процесса приёма пищи с различными развлечениями и в год ребёнок отказывается от еды.
Что делать, если ваш ребёнок плохо ест
1. Контролируйте размер порций.
Можно использовать принцип — 1 столовая ложка каждого продукта на один год. Например, если малышу 3 года, порция каши будет 3 столовых ложки. В этом случае есть большая вероятность, что ребенок будет съедать еду и просить добавки.
Если бывает, что ребенок мало ест в основной прием пищи или отказывается вообще есть, проследите за количеством пищи, которую он съедает в течение дня. Он может кусочничать между завтраком, обедом и ужином и перебивать себе аппетит. Это частая причина отсутствия аппетита у малыша во время основного приема пищи.
Можно также ввести «правило одного укуса» — договоритесь с ребенком о том, что если он сделает один глоток или укус и ему не понравится, он не обязан есть все остальное.
2. Будьте терпеливы — предлагайте новый продукт много раз.
Иногда на то, чтобы ребенок согласился попробовать новое блюдо, может уйти до 15 попыток. При этом новые продукты обязательно должны присутствовать регулярно у вас на кухне.
4. Еще один способ накормить ребенка — экспериментировать с подачей блюд.
Детям важен не только вкус, но и цвет продуктов, их текстура и ассоциации, возникающие с определенной едой. Разные варианты приготовления одного и того же продукта способны придать ему разную текстуру и вид. Попробуйте делать смузи, тушить, запекать, варить, готовить на гриле.
Используйте формочки для печенья, чтобы вырезать различные фигурки из фруктов и овощей. Выложите еду на тарелке особым способом, например, в форме мордочки животного. Пусть ребенок придумает свои названия для своей любимой еды.
Если малыш не любит, когда еда соприкасается между собой, используйте тарелку с разделителями.
5. Разнообразьте рацион, комбинируя новые продукты с уже знакомыми ребенку.
В основу меню берите блюда, которые ребенок точно ест. И дополняйте их новым вкусом. Так малыш охотнее попробует незнакомый продукт. Используйте рекомендации ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), которые есть в открытом доступе, чтобы сделать рацион ребенка сбалансированным.
6. Предлагайте ребенку выбрать, что кушать.
«Хочешь попробовать брокколи или цветную капусту?” Не предлагайте более двух продуктов.
Это касается и основных блюд. Если малыш вдруг отказывается есть суп на обед, предложите второе блюдо, которое он тоже любит: «Если не хочешь суп, есть каша.» Если не хочет есть, отпустить. Но не предлагать печенье или бутерброд через 30 минут перекус лишь бы, чтобы ребенокпоел.
Предлагайте перекус, если основная еда будет через несколько часов, а не в течение ближайшего часа. Ребенок должен проголодаться, тогда он хорошо поест. Перекусы также должны быть здоровыми и полезными: фрукты, кусочки сыра, полезное домашнее печенье, овощи, нарезанные кусочками, фруктовое пюре.
7. Подавайте личный пример.
Если ваш ребенок видит, что вы едите разнообразную полезную еду, он заинтересуется, что у вас в тарелке, и тоже захочет попробовать. Важно следить за своей реакцией на еду и проявлять интерес к новым продуктам.
8. Кормите в одном и том же месте и приблизительно в одно и то же время.
Режим питания поможет организму ребенка лучше работать. Введите правило есть за столом на кухне, а не в других комнатах. Исключением может стать кормление в постели или в спальне во время болезни малыша.
Не разрешайте ребенку играть с телефоном, планшетом за столом, читать книгу. Пусть это будет время общения с семьей. Объясняйте, как хорошо есть вместе. Избегайте неприятных разговоров и споров за столом.
Почему возникает тяжесть после еды?
Приём пищи с рождения занимает важное место в жизни каждого человека. Сначала нас кормят, потом мы учимся есть сами
Не все периоды проходят гладко, поскольку почти с рождения у пищеварительной системы могут появляться проблемы. У малыша всегда есть риск получить кишечную инфекцию, так как он всё тянет в рот, изучая окружающий мир.
Ещё одной причиной проблем с животиком может быть непереносимость лактозы или других продуктов, которые определить, а тем более предугадать бывает очень сложно. Всё это может отражаться на пищеварении ребёнка.
Большое влияние на пищеварение у ребёнка оказывает не только, что он ест, но и как это происходит. Порой чтобы уговорить малыша спокойно поесть, не вертеться и не отвлекаться за столом, идут в ход разные установки: «Когда я ем, я глух и нем», «Не балуйся». Приём пищи превращается в статусное мероприятие, где все должны вести себя чинно, смирно, благородно. А что же ребёнок? Он ищет выход из ситуации. Можно заглотить ненавистную пищу и вернуться к игре. Или начать тянуть время, играть за столом, клянчить сладости.
На подростков наваливается стресс, школьные оценки, контрольные, экзамены, секции. Все нужно успеть, а на размеренный правильный приём пищи никак не хватает времени. Кроме того, в подростковом возрасте, а иногда и с началом посещения школы, родители уже не могут так чётко контролировать всё, что ест ребёнок.
Большую часть времени ребёнок питается вне дома. Качество продуктов в школьной столовой может подойти не всем, особенно, если есть ограничения. Всюду маячит реклама фастфуда, снеков и газированных напитков. Перекус на бегу становится привычным. Что уж говорить о детях, если у взрослых может преобладать желание обойтись бутербродом между делами вместо полноценного обеда. В результате у детей могут появляться неприятные ощущения в животе: дискомфорт, тяжесть после еды, нарушения стула и т. д. Что же может помочь?
На удивление, полезным советом может стать привычка хорошо пережёвывать пищу
Немногие знают, что пищеварение начинается уже в ротовой полости, а пережёвывание важно не только для измельчения пищи. Дело в том, что во время пережёвывания пища обрабатывается слюной, которая содержит ферменты – вещества, которые помогают расщеплять и в дальнейшем усваивать пищу.
Указание ребёнку есть медленно и всё тщательно пережевывать редко дает эффект. В первую очередь малыш смотрит, как едят за столом родители. Можно вовлечь ребёнка в приготовление пищи, а сам приём пищи будет завершающим этапом всей игры. Так дети могут познакомиться ближе с продуктами, потрогать их. Пусть лучше трогают сырую картошку, чем вылавливают варёную из супа руками. Дети могут охотнее есть приготовленное своими руками. Тщательному пережевыванию пищи нужно учиться самому и прививать этот навык детям.
На подростков запретительные меры часто не действуют. Простой запрет не есть шоколадные батончики и не пить газировку вряд ли поможет. У ребёнка должна быть доступная альтернатива: еда, взятая с собой из дома, возможность купить готовые полезные продукты.
Кишечник и мозг
Есть мнение, что наше настроение и психологический настрой способны повлиять на пищеварительный процесс. Причем же здесь эмоции? Если приём пищи превращается в стресс, это может влиять и на сам процесс пищеварения1. Многим известно отсутствие аппетита в стрессовом состоянии, когда мозг угнетает пищеварение и распределяет ресурсы организма для бегства или нападения с целью защиты.
Иногда переедание может стать способом снятия стресса. Перееданием может обернуться привычка съедать всё до последней крошки не от голода, а для получения похвалы и разрешения съесть сладкое.
Ребёнок до двух лет набирает вес очень быстро. С 2 до 5 лет его рост замедляется, потребность в пище пропорционально его весу уже не так велика1
Родителям важно не путать эти два понятия и следить за тем, чтобы питание было оптимальным, а не избыточным.
Даже если родители не перекармливают ребёнка, это может случиться на праздниках, в гостях, на отдыхе. Пищеварительная система может оказаться не готовой к внезапной перегрузке.
Противоположная ситуация – отказ ребёнка от еды. Это может быть не просто каприз, а попытка избежать неприятных ощущений, которые возникают после употребления тех или иных продуктов. Не все детки могут подробно объяснить родителям свои ощущения и просто отказываются от того, что доставляет им дискомфорт. Так «нелюбовь» к определенным продуктам или блюдам может сформироваться и сохраниться на всю жизнь. Так может проявляться недостаток пищеварительных ферментов для переваривания какого-либо компонента пищи, например, жиров.
Основные симптомы «несварения» желудка у ребёнка:
- тяжесть в животе;
- дискомфорт после еды;
- вздутие, урчание;
- метеоризм;
- тошнота;
- боли.
Длительные нарушения процессов пищеварения могут приводить к диарее и даже потере веса вследствие нарушения поступления питательных веществ2.
Как помочь ребенку набрать вес и догнать в своем развитии сверстников?
Если вы кормите ребенка грудью, уделите особое внимание своему питанию. Употребляйте как можно больше жидкости: нежирного молока, компотов, гипоаллергенных соков
В вашем рационе обязательно должно присутствовать мясо в отварном или запеченном виде. Принимайте дополнительно витамины (по рекомендации доктора). Предлагайте ребенку грудь сразу после пробуждения, когда он активен, пребывает в хорошем настроении и не хочет спать.
Но иногда женское молоко вырабатывается в недостаточном количестве или малышу не хватает сил его высасывать. В таком случае необходимо как можно быстрее начинать докармливать специальными детскими смесями. Для детей, склонных к аллергическим реакциям, предназначены специальная гипоаллергенная продукция, которую можно купить в аптеке, предварительно обсудив с детским диетологом или педиатром вариант смеси. Маловесные дети не приспособлены к интенсивному сосанию, поэтому соска на бутылочке должна быть мягкой и податливой, чтобы ребенок без проблем наедался.
Кроме того для повышения темпов прибавки веса и соответственно для правильного роста и развития ребенка рекомендуется курсами давать препараты, содержащие L-карнитин (леворкарнитин) — незаменимое витаминоподобное вещество, которое обладает анаболическими свойствами и хорошо себя зарекомендовало для нормализации массы тела при ее дефиците. Кроме того, за счет повышения секреторной и ферментативной активности желудочного и кишечного соков улучшается аппетит и пищеварение. Одним из таких препаратов является Элькар, содержащий водный раствор L-карнитина. Элькар включен в «Национальную программу оптимизации вскармливания детей первого года жизни» в качестве средства коррекции гипотрофии II степени.
У детей, в отличие от взрослого организма, где левокарнитин входит в число вырабатываемых веществ, синтез этого соединения покрывает только 1% от необходимого количества. Конечно, в необходимом количестве L-карнитин содержится в грудном молоке, однако в случае если естественное вскармливание нарушено или невозможно, препарат необходимо добавлять к рациону питания.
У маловесных детей нередко обнаруживается задержка психомоторного развития, что впоследствии может проявиться в виде речевых дефектов, неустойчивости нервной системы. Элькар улучшает энергетическое обеспечение деятельности головного мозга, что позволит избежать или уменьшить степень развития функциональной несостоятельности различных сфер нервно-психического реагирования ребенка (двигательной, эмоционально-мотивационной, вегетативной, познавательной сферы).
Еще один очень важный момент: левокарнитин способствует улучшению иммунитета, что для маловесных детей жизненно необходимо, так как почти все они предрасположены к развитию инфекционных заболеваний.
На скорость прибавки в весе влияют многие внешние и внутренние факторы. Задача родителей — помочь крохе поскорее окрепнуть. Больше гуляйте с ребенком на свежем воздухе, чтобы его организм получал необходимое количество кислорода. И не забывайте посещать педиатра. Маловесные дети нуждаются в профессиональном врачебном контроле и внимании близких людей.
Как научить ребенка правильно вести себя за столом
Как преодолеть детские капризы за столом, создать здоровую иерархию в семье, научить ребенка нормам поведения и семейным ритуалам?Уже в 2 – 3 года кроха может начать капризничать, скандалить, уходить из-за стола, где собралась вся семья, без разрешения и игнорировать другие запреты. Как найти общий язык с маленьким бунтарем и научить его правилам поведения?
Выработайте единую позицию. Чтобы изменить эту ситуацию, взрослым, включая бабушку, необходимо договориться о единых требованиях и общем подходе к воспитанию ребенка.
Среди договоренностей должны быть правила поведения за столом
Будут ли малыша кормить отдельно или он ест вместе со всеми? Как реагировать, если он пытается уйти из-за стола?
Важно показать ребенку семейные правила на собственном примере. Можно комбинировать разные подходы: завтрак, обед и полдник — в легком режиме, ужин — все вместе и в общении
В этой ситуации малыш сам захочет посидеть со всеми подольше.
Совместные трапезы со взрослыми — важный ритуал, показывающий малышу его место в семейной иерархии. Ситуация, в которой трехлетний ребенок питается отдельно от всех, — это путь к побегам из-за стола. Малыш привыкает к тому, что у него свой режим и ритуал питания и только от него зависит, когда начать и когда закончить. Но если ребенка включить в круг семьи, ему будет проще обучиться правильному поведению за столом. Особенно если перед ним, как и перед остальными, лежит салфетка и ему разрешают пить из стеклянного стакана, как взрослому.
Сколько еды нужно ребенку на самом деле?
Психологи и педиатры советуют взглянуть на сложившуюся ситуацию по-новому. Например, выясните, действительно ли Ваш ребенок слишком мало ест. Согласно статистике среди детей до 7 лет истинных малоежек только 20%.
Маленький ребенок, пока у него не сформировались пищевые привычки, просит есть, только когда голоден. Его аппетитом управляет инстинкт. Если у малыша все хорошо со здоровьем, то он съест ровно столько, сколько нужно его организму, и лишние порции только навредят. Когда он становится старше, то начинает ориентироваться не на потребность организма в пище, а на социально-психологическую обстановку, жизненный опыт, эмоции.
Как определить, сколько реально нужно еды ребенку? Педиатры и психологи советуют руководствоваться простым правилом: малыш обязательно должен съесть столько ложек каждого блюда, сколько ему исполнилось полных лет. Иными словами, двухлетний карапуз обязан съесть не менее двух ложек супа и двух ложек второго на обед. Если ребенок начинает капризничать, договоритесь с ним ориентироваться на это правило. Это сделает прием пищи предсказуемым и более комфортным и для малыша, и для мамы.
В вопросах детского питания мамы часто забывают считать калории, а между тем это очень важно. Если Вы внимательно проанализируете рацион малыша, может оказаться, что он получает намного больше калорий, чем ему требуется
- В возрасте 6 – 12 месяцев малышу нужно 800 ккал;
- В 1 – 3 года требуется 1300 – 1500 ккал;
- В 3 – 6 лет суточная норма – до 2000 ккал;
- В 6 – 10 лет – до 2400 ккал.
А теперь проверьте, сколько калорий содержится в детском творожке, фруктах, каше, котлетке и другой еде, которую обычно съедает ребенок. Вполне возможно, что Вы заставляете его есть лишнее, и он отказывается инстинктивно.
Пищеварительная система
Пищеварительная система развивается вместе с организмом. С одной стороны, она растет, созревает, учится переваривать новые виды пищи. С другой стороны, она должна не только расти, но и своей работой обеспечивать питание клеток и тканей строительными веществами и энергией, а также выводить отработанные продукты. Есть еще множество функций, на которые пищеварительная система влияет опосредованно.
Причин для «несварения желудка» у ребёнка может быть множество
Но важно помнить, что основные процессы переваривания пищи происходят в тонком кишечнике при участии поджелудочной железы. Именно она выделяет необходимые ферменты, которые расщепляют пищу на составные части2
Когда по разным причинам пищеварительных ферментов недостаточно, пища может перевариваться не полностью, что часто приводит к появлению симптомов «несварения».
Что может приводить к «несварению желудка» у ребёнка?2
- переедание, резкое увеличение нагрузки на фоне благоприятного общего состояния;
- нарушение диеты при явных ограничениях на какие-либо продукты;
- новые продукты, которые ребёнок попробовал в первый раз;
- кишечные инфекции, отравления, их последствия;
- применение антибиотиков, других препаратов;
- врожденные особенности, аллергии, непереносимость определенных продуктов;
- стрессы и эмоциональные перегрузки.
Сколько причин, столь же много существует и проявлений нарушения пищеварения.
Основные симптомы «несварения желудка» у ребёнка:2
- тяжесть в животе;
- дискомфорт после еды;
- вздутие;
- метеоризм.
Если процессы пищеварения нарушены длительно, это может проявляться еще и диареей и даже потерей веса из-за нехватки питательных веществ.
Малоежки – это дети, которые отказываются от каких-либо полезных продуктов
«Не буду морковку!» (не ест овощи),«Не люблю творог!» (не ест пищу белого цвета),«Не хочу мясо!» (тут все ясно),«Суп слишком жидкий!» (не нравится консистенция) – вот с такими непростыми запросами приходится справляться родителям малоежек. Одни дети «саботируют» любую зелень, яйца или кисломолочные продукты, другие «бастуют», если их пытаются накормить индейкой или говядиной или ни в какую не соглашаются на фрукты.
Такие дети обычно не любят пробовать новую еду. Им не всегда интересны походы в кафе или кулинарные эксперименты мамы – они едят только определенную пищу или же могут вовсе «забывать» поесть. В результате мамы день за днем готовят макароны с сыром или запеканку с курагой – потому что суп, а также кашу, овощи и фрукты малыш не ест.
Раньше все это считалось детскими капризами, не требующими особого внимания. Однако сегодня известно, что если такое поведение входит в привычку, оно может привести к нарушению здоровья.
В разные периоды детства практически каждый ребенок может ненадолго стать малоежкой, но если такой стиль питания становится привычным и сохраняется в течение нескольких месяцев или лет, это может стать опасным для здоровья.
В разные периоды детства практически каждый ребенок может ненадолго стать малоежкой, но если такой стиль питания становится привычным и сохраняется в течение нескольких месяцев или лет, это может стать опасным для здоровья. Такие дети испытывают хронический дефицит многих необходимых питательных веществ. Они получают меньше калорий, полезных жиров, белка, витаминов и минералов по сравнению с детьми с нормальным аппетитом. Особенно опасен недостаток белка, кальция, цинка и витамина В6. Это может стать причиной отставания в росте и весе. Прибавка в весе и росте, положенная по возрасту, у малоежек происходит слишком медленно, и им трудно догнать сверстников, не имеющих проблем с едой.
Кроме того, известно, что дети-малоежки более восприимчивы к инфекционным болезням, особенно к обычным ОРВИ. Слабому от недостатка энергии (которую мы получаем с пищей) организму сложнее справляться с вирусами.
Порой родители, устав от постоянных уговоров, просто идут на поводу у детей и кормят их тем, что они соглашаются есть. Но это опасная практика. Ведь если долгое время оставлять без внимания тот факт, что ребенок ест недостаточно или не получает необходимую полезную пищу, у ребенка-малоежки могут возникнуть сложности в учебе. Ученые доказали, что у таких детей чаще появляются затруднения при выполнении заданий, требующих внимания, запоминания, понимания слов. Например, у детей, проживающих в развитых странах, обнаружена связь между недостаточным питанием и плохой успеваемостью в школе.
Причины возникновения запора у младенца
Прежде чем перечислять причины запора у грудничка, следует ознакомиться с особенностями строения и функционирования его пищеварительной системы. Это поможет лучше понять, почему возникает запор у младенца.
Первая особенность пищеварительной системы младенцев — это небольшие размеры желудка (в первый месяц жизни его объем составляет около 100 мл, а затем постепенно увеличивается) и его горизонтальное расположение. Пища у младенцев задерживается около 2,5-3 часов, а при искусственном вскармливании — немного дольше. Но основная особенность, способствующая развитию такой проблемы, как запор у младенца — это длинный кишечник и слабые мышцы живота.
Так, в норме частота стула у младенцев первого года жизни может совпадать с частотой кормления (до 6 раз). С возрастом она уменьшается и к моменту введения прикорма составляет примерно 2 раза в день, а у детей на искусственном вскармливании — 1 раз в сутки. В норме у грудничков кал кашицеобразный.
Запором принято считать: если интервал между актами дефекации у младенца увеличивается, если опорожнения систематичны, но недостаточные, а сам кал не кашицеобразный характер, а плотный, фрагментированный.
О запоре у детей до 3 лет принято говорить, если число дефекация составляет менее 6 раз в неделю.
Наиболее частые причины запора у грудничка следующее:
- Генетическая склонность.
- Перинатальная энцефалопатия, например, в результате гипоксии, или травмы (ДЦП).
- Неправильный режим дня и питания кормящей матери.
- Нарушение вскармливания и питьевого режима.
- Врожденная патология и аномалии развития.
- Незрелость пищеварительной системы грудничка.
- Нарушение микробиоценоза кишечника.
- Употребление некоторых медикаментозных средств.
- Метаболические нарушения.
- Заболевания спинного мозга.
- Болезнь Гришпрунга и др.