Когда малышу действительно нужна первая обувь? развенчиваем мифы
Содержание:
Как выбрать первую обувь ребенку
Кроме того, чтобы обращать внимание на все описанные выше качества первой обуви, очень важно правильно подобрать ее по размеру. Это может оказаться довольно затруднительно, ведь малыш еще не привык к процедуре примерки обуви, может капризничать и даже сильно возмущаться! Кроме того, он не скажет Вам, как чувствует себя в той или другой модели, не сможет оценить полноту ботинка, ширину туфли, высоту подъема, длину стельки и запас, а прощупать это не всегда возможно. Вот поэтому к походу по магазинам нужно заранее подготовиться
Вот поэтому к походу по магазинам нужно заранее подготовиться.
Еще с вечера, или после обеда (когда ножка физиологически слегка отекает), произведите все нужные замеры. Поставьте ребенка на лист картона, чтобы он полностью перенес весь свой вес на ножки, и обведите ступню, сделав заготовку. Также пометьте длину ноги и подготовьте палочку такого же размера, чтобы иметь возможность вставить ее вглубь ботинка и оценить имеющийся в данном размере запас длины.
Обратите внимание, что лучше всего, наиболее физиологично зафиксировать ножку в ботинке можно при помощи шнурков. Но они не должны быть очень длинными и волочиться по земле, иначе ребенок будет наступать на них и падать
Липучка тоже подойдет, но она, как и замочек, не всегда способна подогнать ботинок под ногу. А вот от туфлей-лодочек в качестве первой обуви придется отказаться: такие модели не для малышей.
В целом ребенок должен иметь несколько пар обуви: туфли или кроссовки, осенние или зимние ботинки (по сезону), сандалии или тапочки (не только для улицы, но и для сменки в детский сад).
Проверять, подходит ли используемая обувь ребенку по размеру, необходимо каждые 1,5-2, а позже (приблизительно с 3-летнего возраста) — каждые 3 месяца, потом все реже. Обязательно своевременно меняйте ребенку обувь на большую по размеру, когда наступает такая необходимость.
Специально для nashidetki.net- Лариса Незабудкина
Как тренируются мышцы сводов стопы?
Вы видели когда-нибудь на картинах Адама и Еву в обуви? Вы думаете, Богу жалко было им сварганить какие-нибудь штиблеты? Или у него фантазии на это не хватило?
Ничего подобного!
Просто стопа, чтобы быть здоровой и счастливой, должна работать. А для этого нужно больше ходить, причем, босиком и по неровной поверхности, чтобы мышцы стопы и голени сокращались, пытаясь сохранить на ней равновесие, тренировались и выполняли свою великую миссию: блюсти здоровье нашей рессоры. Если все время ходить по ровной жесткой поверхности, да к тому же заковать стопу в обувь, мышцы ее ослабеют, перестанут удерживать своды, и они начнут уплощаться.
Вывод:
Правда, в этом вопросе врачи-ортопеды расходятся в мнениях. Одни говорят, что дети должны обязательно носить дома обувь, другие — чтобы они по возможности дома бегали босиком.
Я склоняюсь ко второму мнению.
- Во-первых, исходя из своего педиатрического опыта. У детей из многодетных семей намного реже встречается плоскостопие.
- Во-вторых, нормальный ребенок, у которого шило в попе, он не просто ходит по квартире. Он садится на коленки, собирая какую-нибудь пирамидку, ползает, играя с машинкой, танцует, приседает и делает массу других движений, которые помогают стопе формироваться. А обувь этому только мешает.
Если пол холодный, то надевайте малышу теплые носочки. Сейчас бывают даже на не скользящей «подошве». Для тех деток, кто делает свои первые шаги, идеально подойдут обычные тоненькие пинетки (если босиком по каким-то причинам им перемещаться нежелательно).
В-третьих, из своего личного опыта. Раньше наши родители и слыхом не слыхивали об ортопедической обуви, и мы дома ходили либо в обычных мягких тапочках, либо босиком. И здоровее были.
Что еще нужно для тренировки мышечного аппарата стопы?
- Если средства и место позволяют, приобретите шведскую стенку и мягкий коврик рядом на случай падения. Пусть ребенок уже с 2-3 лет осваивает ее.
- Купите велосипед, и пусть ваш дитеныш крутит педали: дома босиком или в носочках, на улице – в обуви с мягкой подошвой.
- Приобретите в ортосалоне или у себя, в аптеке, массажный коврик и положите в том месте, где чаще всего пробегает ребенок. Что-нибудь вроде этого:
- Есть и эконом. вариант: найдите у себя в «закромах» кусок ткани, положите его на пол, разбросайте по нему бусинки или пуговицы. Можно дать задание вашему малышу пальчиками ног собрать бусинки в коробочку.
- А можно сделать так:
7. Ну, и конечно, массажеры. Не забывайте про них, когда продаете обувь.
Теперь перехожу непосредственно к обуви.
Параметры выбора обуви для детей
Размер
Первое, что нужно сделать перед покупкой обуви для малыша – правильно определить размер его ноги. Для этого поставьте ребенка на лист бумаги и обведите ножку карандашом, стараясь держать его строго перпендикулярно. Готовый контур лучше сразу увеличить на 0,5-1 см, обрисовав его по периметру чуть шире. Вырежьте этот шаблон и можете отправляться с ним в магазин.
Выбор облегчит и знание стандартных размеров обуви, хотя мерять все равно придется каждую понравившуюся пару.
Чтобы не искать вслепую, лучше запомнить размер своего ребенка, причем как в европейской, так и в американской системах:
1. Длина стопы 10-10,5 см соответствует европейским размерам 17-18 или американским 2,5-3,5.
2. 10,5-11,7 см – это номер 19 в евролинейке и 4-4,5 размеры в США.
3. 11,7-12,5 см – размеры 20 или 5-5,5 соответственно.
Помните, что малыши очень быстро растут, поэтому почаще осматривайте ножки ребенка после прогулки на улице. Если на них появились покраснения в тех местах, где есть контакт с обувью, срочно отправляйтесь за второй парой – размером побольше.
Не стоит брать башмачки совсем уж на вырост, иначе они не будут как следует держать ногу. Отклонение размера обуви от фактического не должно превышать 1 см.
Материалы
Для пошива детской обуви используются натуральные и некоторые искусственные материалы: кожа, хлопок, замша, мех, кожзам, фетр, нубук, полиэстер и пр. И хотя свою первую пару малыш сносить не успеет, поскольку вырастет быстрее, лучше все-таки раскошелиться на качественную модель – без синтетики.
1. Идеальный вариант – натуральная кожа. Она плотно прилегает к ножке, обеспечивая хорошую фиксацию, но при этом достаточно эластичная, чтобы не натирать пальцы или пятки.
2. На лето можно выбрать плотную ткань. Такая обувь не жмет и прекрасно дышит, но недостаточно хорошо держит ножку и зачастую имеет слабые застежки.
Выбирая зимние ботинки, обращайте внимание на тип утеплителя. Здесь возможны следующие варианты:
1
Мембрана – прекрасно подходит для влажной и не слишком суровой зимы
1. Мембрана – прекрасно подходит для влажной и не слишком суровой зимы.
2. Тинсулейт – также обладает высокой водонепроницаемостью, но отлично греет даже в сильные морозы.
3. Овчина – идеальный вариант, который обеспечит ножкам малыша нормальную терморегуляцию и при этом позволит им «дышать».
Подошва и супинатор
Малышу, который учится ходить, необходима надежная опора под ногами, поэтому выбирайте обувь с рельефной, нескользкой подошвой. Гибкость также важна, но только в средней части стопы, а по краям нужна максимальная жесткость.
Обращайте внимание на наличие каблука – только он должен быть не отдельным, а представлять собой утолщение подошвы и создавать перепад высот между пяткой и носком около 5-7 мм
Очень важно, чтобы в первой паре обуви малыша был супинатор – небольшой мягкий бугорок на стельке с внутренней стороны стопы. Он обеспечивает дополнительную опору для свода ступни, снижая нагрузку на пятку и носок, и предотвращает развитие плоскостопия. Он обеспечивает дополнительную опору для свода ступни, снижая нагрузку на пятку и носок, и предотвращает развитие плоскостопия
Он обеспечивает дополнительную опору для свода ступни, снижая нагрузку на пятку и носок, и предотвращает развитие плоскостопия
Очень важно, чтобы в первой паре обуви малыша был супинатор – небольшой мягкий бугорок на стельке с внутренней стороны стопы. Он обеспечивает дополнительную опору для свода ступни, снижая нагрузку на пятку и носок, и предотвращает развитие плоскостопия
Форма мыска
Старайтесь выбирать первую обувь для малыша с широким закрытым мыском круглой формы. Также желательно, чтобы над пальчиками ребенка оставалось несколько миллиметров свободного пространства. Это позволит крохе комфортно чувствовать себя в непривычной обуви, а заодно убережет его от травм и болезненных ударов.
Даже если вы покупаете летнюю модель, мысок все равно должен выполнять свою защитную функцию. Пусть он будет полузакрытым, чтобы с одной стороны обеспечивать вентилирование ноги, а с другой – не позволять пальчикам выскальзывать вперед.
От открытого же мыска лучше сразу отказаться. Годовалые малыши ходят неуверенно, часто цепляются пальцами и падают буквально на ровном месте, а те, кто привык к ходункам, и вовсе бегают на носочках. Так что открытый мысок – не вариант.
Задники
Идеальный задник должен быть жестким и высоким, чтобы уберечь неокрепшие ножки малыша от вывихов. Верхняя его часть в зоне ахиллова сухожилия обязательно выполняется в виде мягкого валика, исключающего появление потертостей.
Идеально, если задник окажется достаточно широким и будет заканчиваться чуть выше щиколотки – это позволит хорошо зафиксировать голеностопный сустав.
Как выбрать мягкую вязаную обувь для малыша?
Для того чтобы ребенок постепенно привыкал к ощущениям обуви на ножках, существует так называемый переходный вариант – мягкие пинетки.
Вязаные пинетки одевают даже новорожденным для согревания ножек. Но когда ребенок начинает сидеть и ползать, особенно в холодное время года, обзавестись пинетками, если вы еще этого не сделали, точно пора. При выборе вязаных пинеток учитывайте следующее:
- Тапочки должны быть связаны из натуральных гипоаллергенных ниток. Пряжа не должна раздражать нежную кожу младенца. В магазинах можно встретить специальные нитки для вязания детских вещей
- Пинетки не должны содержать мелких деталей (бусин, застежек, пуговиц и т.д.), либо они должны быть надежно пришиты. В противном случае, ребенок может легко их оторвать и проглотить
- Вязаные башмачки не должны легко сниматься. Маленький ребенок очень подвижен и будет терять пинетки, если они плохо фиксируются на ножке
Важность обуви для ребенка
Научиться ходить малыш способен и без обуви. Стопа человека имеет определенное строение, которое позволяет ему передвигаться даже босиком. Никто же не появляется на свет в ботинках или же детских сандалиях. Если рассматривать вопрос необходимости обуви с точки зрения естественного подхода, то обувь ребенку для первого шага не является нужной. Но учтите, когда он научится передвигаться на ногах, нужно приучить его к носке обуви. Пойти босиком в детский сад, на прием к врачу или же на детскую площадку не является возможным.
Родители должны осознавать, что свод стопы останется таким, как он должен быть в соответствии с генетикой. Обувь не имеет свойств корректировки ее, не способна влиять на прямоту или же кривизну ножек. Также не оказывается влияние на то, будет ли ребенок ходить быстро или же медленно. С помощью обуви можно защитить стопу от холода или же воздействия механического плана. Но не более. Относиться к данному атрибуту стоит именно так, а никак иначе.
Каждый ребенок появляется на свет с плоскими стопами, у 100% младенцев это встречается. Стопа будет сформирована по мере роста тела малыша, а также его развития. Как правило, к 12 годам становится понятно – страдает ребенок от плоскостопия или же нет. Специалисты отмечают, что в данной патологии виноваты зачастую родители лично, которые приучили ребенка носить тапочки дома, а на улице ходить в сандаликах.
Риск развития недуга может быть снижен, если давать малышу почаще ходить без обуви. Дома по полу он должен ходить всегда босиком. Тапочки принесут вред. Хорошо, если есть такие места, где кроме условий дома ребенок сможет бегать без обуви. Хорошо давать ему побегать по траве, мелким камушкам, поверхности асфальта. Гораздо проще тем, кто живет в частном доме. В дворе можно бегать босиком. Все это способствует положительному формированию своду стопы.
Не стоит и опасаться переохлаждения. Родители не должны сетовать на то, что если ребенок босиком будет ходить по полу или же земле, то его настигнет простуда. Ноги являются той частью тела человека, которые имеют сосуды, при соприкосновении с холодной поверхностью они сужаются, позволяя «экономить» тепло, не отдавая его в окружающую среду. Это очень полезно ходить босиком, а вот посиделки на холодном запрещены – сосуды попу не обладают столь полезными свойствами. Т.е. из всего вышесказанного нужно сделать вывод, что стопа должна быть здоровой, а чтобы этого достичь, стоит с детских лет заботиться об этом.
Но не торопите события. Специально заставлять ребенка делать первые шаги не нужно. Опорно-двигательный аппарат, связки и мышцы должны быть готовы к этому, собственно, как стопы, позвоночник. Это в частности касается деток с лишним весом. В обратном случае будут проблемы с ортопедией. Малыш должен первые шаги делать осознанно, а не по приказу взрослых. Как только он будет готов к этому, так и произойдет.
Ортопедическая обувь или естественная ходьба?
Многие думают, что ребенку нужна специальная ортопедическая обувь с индивидуальными стельками. Но не все так просто, как убеждают нас менеджеры и консультанты. Детская обувь, которая продается под видом «ортопедической», как правило, не имеет к ортопедии никакого отношения. Наличие жестких фиксирующих деталей и «супинаторов» позволяет отнести ее, в лучшем случае, к малосложной ортопедической обуви, использование которой назначается врачом-ортопедом при конкретных видах патологий стоп в комплексе с лечением. Самостоятельное «профилактическое» применение такой обуви мешает естественному функционированию формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка. Только врач, а не консультант ортопедического салона, должен рекомендовать ортопедическую обувь и корригирующие приспособления (ортопедические стельки). Разумнее потратиться на профессиональную диагностику стоп ребенка, нежели на бесполезную, зачастую вредную, и при этом недешевую «ортопедическую» обувь.
Родители признаком «ортопедичности» детской обуви считают наличие супинатора. В большинстве случаев этим «супинатором» является обычный подсводник – мягкая «подушечка» сбоку вкладной стельки. Такой податливый бугорок способствует правильному позиционированию стопы в обуви, но не более того. И, конечно же, он не оказывает никакого «ортопедического» воздействия. Настоящий супинатор – это промежуточная деталь низа обуви – скрытая от глаз металлическая пластина, обеспечивающая жесткость средней части обуви при наличии каблука. Еще «супинаторами» привыкли называть ортопедические стельки, что тоже не корректно. Ношение ортопедических стелек тоже должен назначать врач. Изготавливаются такие стельки индивидуально – только в этом случае возможна коррекция стопы или профилактика отклонений.
Помимо преклонения перед супинатором, приверженцы идей «ортопедичности» почитают жесткую конструкцию верха обуви, плотно фиксирующую пятку и голеностоп малыша. Приверженцы «естественной» ходьбы, наоборот, лучшей обувью считают максимально свободные сандалии с минимумом деталей или тоненькие «чешки». И снова рациональное решение находится между двух зол.
Наличие такой промежуточной детали обуви, как жесткий задник, для первых шагов является обязательным. Слово «жесткий» не стоит воспринимать буквально – задник должен фиксировать пятку малыша в правильном положении и не должен ее травмировать, при нажатии пальцем задник должен немного продавиться, а потом вернуться обратно. Жесткая фиксация ноги выше лодыжки специальными утягивающими деталями здоровому ребенку не нужна. А вот деликатная поддержка голеностопа от подворота мягкими деталями, и защита от внешних факторов прочным материалом верха – нужны. Поэтому уличная обувь для первых шагов не должна быть низкой, а стопа в ней должна фиксироваться, но без фанатизма.
Безусловно, «естественная» ходьба босиком – благо для ребенка. Но для правильного развития стоп ходить надо не по ламинату и плитке, а по траве, песку, гальке, специальным бугристым коврикам. Для жесткого асфальта, бетона, острых камней нужна полноценная, не низкая обувь с прочной, гибкой, не скользкой и амортизирующей подошвой и деталями верха, способными защитить ребенка от травм.
Виды ортопедической обуви
Термин «ортопедическая» можно понимать двояко. В России обычно речь идет о специальной обуви, которая используется для лечения патологий, за рубежом – о профилактических моделях, которые продаются массово.
Профилактическая ортопедическая обувь для детей
Производители, выпускающие массовую ортопедическую обувь, предлагают модели для профилактики любых деформаций. Среди наиболее известных в России фабрик — «Антилопа», «Котофей», «Тотто», «Шалунишка».
У обуви данного типа может со временем стираться супинатор, а задник иногда сминается, впрочем, нога ребенка растет так быстро, что обычно пары хватает.
Профилактическую обувь легко опознать визуально. Она имеет высокий задник, простой супинатор, специальную форму подошвы (узкую у носка и более высокую на пятке).
Ортопедическая детская обувь для частичной коррекции
Другое название обуви – усиленная. У нее очень жесткий задник, высокий и прочный ортопедический супинатор и ортопедическая подошва, которая не гнется в области пятки. Обувь используется для лечения ряда заболеваний на ранних стадиях, а также при угрозе их развития.
Среди российских производителей можно выделить – «Минимен», «Орсетто», «Таши-орто»; из импортных – «Chicco» (Италия), «Garvalin» (Испания), «Superfit» (Австрия).
Обратите внимание, что в попытке сделать товары доступнее для потребителей, фабрики могут заменять супинаторы и подошву на более простые аналоги с низким ортопедическим эффектом. Анатомическая детская обувь носит и другое название – малосложная. Для ее ношения все-таки рекомендуется проконсультироваться с врачом, потому что при отсутствии потенциальных угроз ее постоянное использование способно нанести вред
Для ее ношения все-таки рекомендуется проконсультироваться с врачом, потому что при отсутствии потенциальных угроз ее постоянное использование способно нанести вред
Анатомическая детская обувь носит и другое название – малосложная. Для ее ношения все-таки рекомендуется проконсультироваться с врачом, потому что при отсутствии потенциальных угроз ее постоянное использование способно нанести вред.
К отличительным особенностям малосложной обуви относят:
- жесткий высокий задник – фиксирует не только пятку, но и весь голеностоп;
- жесткие вставки внутри и снаружи по бокам стопы для поддержания продольного свода;
- специальные стельки и вкладыши для коррекции стопы: могут являться частью модели, а могут заказываться отдельно по назначению ортопеда;
- застежки расположены от носа до самого верха;
- утолщенная подошва;
- каблук, в том числе скошенный каблук Томаса;
- жесткий и объемный носок.
Специальная ортопедическая обувь для детей
Лечебная ортопедическая обувь для детей изготавливается исключительно на заказ по назначению врача. Только в этом случае удается достичь максимального эффекта в борьбе с недугом. Делается сложная обувь с гипсовой формы, повторяющей контуры ножки пациента, или при помощи 3D-снимка.
Сложная ортопедическая обувь учитывает все отклонения от правильного развития стопы, а жесткая конструкция оказывает воздействие на проблемные участки. Индивидуальная пара нередко дополняется металлическими деталями и может включать следующие элементы:
- жесткий берц сзади, внутри и снаружи;
- супер жесткий задник под пятку с «крыльями»;
- подносок (короткий или в виде серпа);
- шины из стали;
- вставки-корсеты;
- супинатор и пронатор;
- укрепленный внутри и снаружи свод;
- каблук;
- специальная подошва.
Комбинация различных элементов позволяет устранять тот или иной дефект. В зависимости от этого различают следующие виды лечебной ортопедической обуви:
- антивальгусная: двусторонний высокий берц фиксирует голеностоп вертикально, внутренний берц предотвращает заваливание стопы, продольный свод на стельке поддерживает стопу;
- антиварусная (устранение косолапости): высокий задник доходит до трети голени, он продлен изнутри до пальцев, стелька имеет пронатор;
- стабилизирующая (используется для деформированных стоп при ДЦП): задник также доходит до трети голени, жесткий берц расположен с двух сторон, в подошву встроен стабилизирующий элемент, стелька имеет супинатор.
В моделях с открытым носиком обычно используется антивальгусный широкий каркас, который опоясывает стопу.
Как выбрать размер?
Чтобы не ошибиться с размером, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Обувь нужно покупать во второй половине суток. В течении дня размер ноги увеличивается: утром он может быть одним, а к вечеру другим.
- Ребёнок должен обязательно походить в ней.
- Обязательно примеряйте обувь на правую и левую ногу.
- Между самым большим пальцем ноги и внутренним краем обуви должно быть не менее 0,5 см. Но это самое минимальное значение. Лучше, чтобы было 10-12 мм. Это наиболее оптимальный вариант.
- Обувь должна быть свободной внутри. Возможность шевелить всеми пальцами ноги — главный критерий.
- С первой же примерки малыш должен комфортно себя чувствовать в новой обуви. Не полагайтесь на то, что он её разносит, она растянется и т.д. Ребенок не должен ощущать никакого дискомфорта.
Нужна ли ортопедическая обувь?
Большинство родителей пугает такая болезнь, как плоскостопие. Более того, наши врачи часто диагностируют её у многих детей и назначают носить ортопедическую обувь, но к счастью, безосновательно.
С плоскостопием связано много мифов и страхов, которые порождают сами медики. Главный наш враг — это незнание и ложная информация, подаваемая нам.
Давайте разбираться что правда, а что нет.
До 3–4 лет плоскостопие для малышей — это нормальное состояние. Другими словами, оно должно быть. До этого возраста дети по-другому ставят ногу при ходьбе, происходит небольшой завал внутрь, и это тоже норма, как и поджатые пальцы.
По мере взросления вес ребенка растет и увеличивается нагрузка на стопу. Нога постоянно развивается. Укрепляется мышечно-связочный аппарат стопы, и она постепенно изменяет свою форму до нужных параметров.
Внимание! Окончательно свод стопы формируется к 12 годам. Вывод: ортопедическая обувь в раннем возрасте не нужна
Вывод: ортопедическая обувь в раннем возрасте не нужна.
Проводилось исследование, чтобы выяснить надо ли детям младшего возраста носить ортопедическую обувь. В нем участвовало 129 малышей. Одни дети носили обычную обувь, а другие — ортопедическую.
По достижению 3-летнего возраста, всем участникам эксперимента сделали рентген стоп. Оказалось, что ноги детей ничем не отличаются.
У тех малышей, которые не носили специальную обувь, свод стопы развивался также, как и у тех, кто ходил в ней.
Теперь вы меня спросите: «Получается, что плоскостопия вообще не бывает и это всё выдумки врачей?». Я не врач, но, работая с мамами и сама являясь мамой, подробно интересовалась данной темой, изучала множество статей.
Важно! Плоскостопие, конечно, бывает. Просто речь о том, что, зачастую медицинский диагноз ставится тогда, когда говорить об этом ещё рано
Есть плоскостопие врождённое, анатомическое. Оно нуждается в серьёзном лечении и часто в операционном вмешательстве. Об этом вам скажут ещё в роддоме.
И есть другой вид этого дефекта — функциональный, то есть приобретенный. Он развивается из-за того, что стопа не получает нужных нагрузок.
Ребёнок постоянно ходит по идеально ровной поверхности, мало бегает и прыгает. И с этим можно и нужно работать постоянно, пока стопа растет и развивается.
Для малышей до года — грамотная организация пространства, стимулирование физической активности — лучший способ профилактики плоскостопия.
Смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>