Этикет для детей и школьников

Правила поведения за столом в детском саду

Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией

У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом. Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый. Это понимают и родители, и сами дети.

Задача по воспитанию культуры поведения за столом у дошкольников четко сформулированы в программах ДОУ с учетом возрастных особенностей групп.

Возрастная группа Задачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков)
1 младшая группа (2-3 года) 1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем
2. Тщательно пережевывать пищу
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей)
4. Пользоваться салфеткой
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо»)
6. Знать короткие стишки и потешки о еде
2 младшая группа (3-4 года) 1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем)
2. Умение не крошить хлеб
3. Пользоваться столовыми приборами
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи
Средняя группа (4-5 лет) 1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка)
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения
Старшая группа (5-6 лет) 1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка)
2. Есть бесшумно
3. Сохранять правильную осанку во время еды
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых
5. Помогать в сервировке стола
Подготовительная группа 6-7 лет) 1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом
4. Использование салфетки во время и после еды
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды
6. Благодарить взрослых

Поведение в дестком саду

Отпускай маму Мама белого Котенка В детский садик привела. Но пушистого ребенка Успокоить не могла.Стал мяукать он, цепляться Лапкой за ее подол, Не хотел в саду остаться, В группу он никак не шел.Мама-Кошка торопилась И, сказав печально: «Ах», От Котенка отцепилась И сама ушла в слезах. Нет, не стоит так, ребята, Громко плакать и кричать: Мама ведь спешит куда-то, Мама может опоздать.Мамы вас всех очень любят, Долгожданной встречи ждут, О детишках не забудут – Обязательно придут! Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазанова
Слушайся воспитателя Наш Котенок разревелся В раздевалке, на полу Под скамейкою уселся. Два часа сидел в углу.Воспитательница Утка Утешала, как могла, Но режим в саду – не шутка И она к другим ушла.А Котенок слышал группу, Слышал игры, шутки, смех. Наконец решил, что глупо В угол прятаться от всех.– В группу и меня примите, Я ревел в последний раз! Тетя Утка, извините! Обещаю слушать вас.

Да, не стоит быть упрямым, Я скажу вам не тая, Воспитатель вам как мама, Группа – новая семья.

Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазанова
Не прячься от воспитателя Лисичка в уголке играла И спать ложиться не желала. Тихонько где-то затаилась И в тихий час не появилась.Звать воспитательница стала – Шалунья ей не отвечала. Куда она могла деваться? Пришлось слегка поволноваться.Лисичку все же отыскали, Сердито очень отругали, Сказали: – В прятки не играй, Позвали – сразу отвечай.Ну а теперь бегом в кровать, Давно пора ложиться спать! Г. Шалаева, О. Журавлева, О. Сазанова
Думай, потом делай Слон малины захотел И зубную пасту съел: Ведь на ней была картинка – Земляничка и малинка!Потерял он аппетит, У него живот болит: Пасты нет теперь зубной – Проглотил ее больной!Если хочешь что-то съесть, Надо надписи прочесть, После дать себе ответ: Польза будет или вред?
Если что-то болит, сообщи Утенок очень грустным был, Но ничего не говорил, А лишь сидел, молчал, вздыхал, Друзей не слушал, не играл.Тут тетя Утка подошла, Она спросила: – Как дела? А почему унылый вид? Наверное, что-нибудь болит?Сидит Утенок сам не свой, Качает тихо головой, Его понять никто не может, А может, врач ему поможет?Друзья, когда вы заболели, То не молчите, в самом деле, Все должен воспитатель знать, Чтоб к вам скорей врача позвать.
Не пачкайся Дождь на улице опять, Под дождем пришлось гулять. Луж вокруг полным-полно, Но зверюшкам все равно.Скачут, бегают, играют, В лужах лодочки пускают. На прогулке от зверят Брызги в стороны летят.Все промокли, извозились, Два часа потом сушились! – Нет, мы больше не пойдем На прогулку под дождем!
Береги игрушки Заяц с куколкой играл – Платье куклы разорвал. Взял потом себе машину – Разобрал наполовину.Мячик маленький нашел – Этот мячик проколол. А когда конструктор взял – Все детали растерял!Чем играть теперь другим? Нет, не надо быть таким! Вы игрушки берегите И заботливо храните.
Опрятность Что такое быть опрятным? Значит чистым, аккуратным, Что штаны не знали дыр. Это брюки, а не сыр.Но, бывает, у детишек Лезет майка из штанишек, На коленях по дыре От сражений во дворе.Так знакомый Поросенок Проводил свой день в саду, Очень пачкался ребенок Попе с мамой на беду.Мама сына баловала, Утром чисто одевала, Приходила забирать – Не могла его узнать!

За сынка она стыдится, Так, ребята, не годится!

Правила поведения за столом в школе

Конечно, школа – не детский сад. Ее основная функция, все-таки, образовательная, а воспитательная только вторично. В школе дети находятся только половину дня, но в школе дети, также питаются. Питание школьников организуется в помещении школьной столовой. Едят дети все вместе, да и время на еду отводится достаточно короткое – всего 15-20 минут. Поэтому соблюдение правил поведения за столом – обязательно.

Правила поведения в школьной столовой

  1. Не беги. В столовую и из нее идти нужно обычным шагом, чтобы не стать жертвой или причиной болезненной травмы;
  2. Перед едой вымой руки;
  3. Не спеши занять место, не расталкивай своих товарищей;
  4. Соблюдай очередность;
  5. По столовой ходи спокойно, смотри под ноги, чтоб не поскользнуться;
  6. Не размахивай руками, если держишь в них приборы;
  7. Во время еды не разговаривай, ешь с закрытым ртом;
  8. Правильно пользуйся столовыми приборами. Помни, что едят ложкой, а что вилкой и ножом;
  9. Пользуйся салфетками;
  10. Не роняй продукты на пол, а если уронил – подними;
  11. Не отзывайся плохо о блюдах – уважай труд поваров;
  12. После еды убери посуду за собой;
  13. Будь вежливым, поблагодари работников столовой.

Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей

Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит,  обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев. Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом

Почаще собирайтесь все вместе – это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме. Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.

Как легко и быстро научить этикету детей?

Каждый специалист скажет, что лучшим приемом обучения дошколят является игра, как основной вид деятельности в этом возрасте. Навыки этикета могут прекрасно формироваться в игровой форме. Для этого используются любые виды игр: сюжетные, дидактические, подвижные

Важно, чтобы они решали задачу ознакомления ребятишек с нормами этикета и правилами поведения за столом

Сюжетные игры

Такие виды игр всегда привлекают дошколят, так как своими сюжетами отображают ситуации повседневной жизни детей. Их можно организовать в любых условиях: на даче, во время прогулки, дома. Главное, сюжетные игрушки должны быть в достаточном количестве в игровом уголке ребенка: игрушечная посуда, кукольная мебель, кукольные персонажи.

«Накормим куклу»

Популярные сюжетные игры по типу «Накормим игрушку» нравятся детям всех возрастов и легко проводятся в домашних условиях. Для подобных игровых действий используются самые обычные игрушки, которые есть у каждого ребенка: кукольная (или детская) мебель, посуда (игрушечная или пластиковая), любимая игрушка ребенка (куклы, мишки, зайки). Взрослый предлагает малышу сюжеты: «Давай устроим нашим куклам праздничный обед», «Сегодня у мишки день рождения, давай пригласим на чаепитие его друзей». По всем правилам сервировки накрывается стол: скатерть, столовые приборы, тарелочки, вазочка с цветами, салфетки. Все принадлежности раскладываются малышом под руководством взрослого, который исправляет ошибки и рассказывает, как правильно раскладывать столовые приборы (вилка — слева от тарелки, нож — справа), какие тарелки нужны для первого блюда, второго, для десерта. Затем приходят «гости», ребенок рассаживает всех за столом и угощает. Взрослый может взять на себя роль какого-либо гостя (зайчика) и действовать за него, чтобы разнообразить сюжет, вносить разные ситуации: забывает, для чего нужна вилка, тянется за конфеткой через весь стол, широко расставляет локти на столе и мешает другим персонажам.

«Путешествие»

Распространенная игра в детском саду, которую легко организовать в домашних условиях, привлекая к участию всех домашних. Такое развлечение не только помогает решить задачу формирования этикета, но и разнообразить семейный досуг, сблизить взрослых и детей. Для игровых действий устраивается поезд из стульчиков, стоящих в ряд. Можно подготовить билеты с номерами мест, что поможет повторить знания о цифрах. Затем игроки рассаживаются по местам, и «поезд» отправляется в путь. Ведущий (взрослый) рассказывает, что путешественники видят по дороге (можно прикрепить к стенам картинки с пейзажами, составить «Эйфелевую башню» из кубиков, зоопарк из экзотических животных: обезьянок, тигров, попугаев). На одной из остановок путешественники могут отправиться в кафе, чтобы перекусить. Здесь основная роль принадлежит ребенку, который сервирует столы для обеда.

«Магазин посуды»

Взрослый вместе с ребенком обустраивает «магазин», в котором продается разнообразная посуда (можно использовать игрушечную или пластиковую посуду). Можно предложить разыграть сюжеты: «Скоро праздник, нужно купить новую посуду и столовые приборы для гостей», «Маленькие мишки-шалунишки разбили столовую посуду, нужно помочь им купить посуду для обеда».

Правила этикета для детей за столом

Самые основные правила поведения за столом, нам знакомы еще с глубокого детства. Наши родные довольно часто говорили нам такие фразы: «Не разговаривай с полным ртом!», «Не играй с едой!» и прочее. Это и есть правила этикета для детей, но в более грубой форме.

Отметим правила поведения:

  1. Сидеть за столом нужно ровно, со прямой спиной. Нельзя закидывать локти на стол.
  2. Не разговаривайте с полным ртом. Недопустимо громко разговаривать и петь за приемом пищи.
  3. Некрасиво брать еду руками, исключение – хлеб.
  4. Нельзя забавляться с едой.
  5. Не чавкайте и не хлебайте очень громко.
  6. Если вдруг, вам хочется чихнуть или закашлять, то нужно отвернуться в сторону и прикрыть рот или нос салфеткой.
  7. Есть нужно не спеша. Строго запрещено плеваться едой.
  8. Желательно не оставлять недоеденным, то что лежит в подставной тарелке. Соблюдения этого правила во многом зависит и от родителей. Не нужно накладывать ребенку слишком большую порцию.
  9. Если запачкались, то вытретесь салфеткой.
  10. Если вам понадобилось посетить ванную комнату, просто на просто не громко извинитесь и покиньте стол. Не совсем тактично рассказывать всем, куда вам надо отойти.
  11. Нужно быть вежливым и поблагодарить за кушанье того, кто это готовил.
  12. Уходить из-за стола нужно со всеми. Если ребенку очень неинтересны разговоры взрослых, то он может покинуть застолье с разрешения старших.

Как прививать правила хорошего тона?

Чем младше ребенок, тем сложнее доносить до него что-либо словесно. Но есть язык, который понятен ему всегда. Я говорю об игре. Помимо получения удовольствия от процесса, она служит тому, чтобы дети переживали на собственном опыте ситуации, которые видели со стороны, и примеряли на себя новые образы.

Такие ролевые игры по столовому этикету для детей будут очень полезны. И участие в них могут принимать любимые «зверюшки» и куклы вашего дитяти.

Следовательно, если вы хотите, чтобы он следовал правилам, столового этикета, то прежде соблюдайте их сами.

С этой целью, начинайте постепенно сажать малыша за общий стол. При этом дайте ему возможность видеть все, что делаете. Он будет наблюдать, как вы держите столовые приборы, пьете из чашки, едите, держите себя.

Если он видит, как тщательно вы моете руки, он будет их мыть. Если он видит, что во время еды вы сидите спокойно и соблюдаете определенный порядок действий, он тоже будет его соблюдать.

Основные принципы:

  • Регулярно напоминайте о правилах поведения за столом.
  • С помощью книжек и мультфильмов показывайте детям, как мыть руки, как пользоваться приборами и т.д. Картинка перед глазами, и любимые герои помогут быстрее научиться правильным манерам. Также проводите чаепития с куклами и мягкими игрушками. Так дети сами научатся сервировать стол, общаться с гостями, вести себя хорошо, когда кушают.
  • Прививайте все правила личным примером.
  • Никогда не окрикивайте детей и не ругайте за столом, к тому же при гостях или на праздничном обеде. Если кроха что-то сделал не так, то об этом ему нужно сказать дома.
  • Родителям следует проявить терпение и заботу о малыше. После регулярных занятий и объяснений, уже в 5 лет он будет знать все базовые правила столового этикета.
  • Не следует забывать о гигиене. С малых лет нужно учить ребенка быть аккуратным за столом и, в случае чего, пользоваться салфетками.
  • Маленькие дети любят запихивать в рот как можно большие куски. Нужно отучать их от этой некрасивой привычки. И начать, например, с хлеба: ломать хлеб небольшие на кусочки, прежде чем съесть. Это относится и к порциям пищи, лучше потом просто доложить.
  • Умение просить за столом, а не тянуться, также следует развивать с самого раннего возраста. Для этого лакомства или другую пищу надо красиво оформлять и ставить подальше от малыша (в виде розочек или листиков). Увидев понравившуюся «вкусняшку», ребенок, понимая, что не дотягивается, начнет ее просить.

Общие правила формирования у детей культуры поведения

Для того, чтобы обучение детей надлежащему поведению шло эффективнее и хорошие манеры усваивались ребенком легче, достаточно придерживаться простых правил:

Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо. Не нужно устанавливать правила в виде категорических приказов или запретов. Забавные стишки и прибаутки не только легче усвоятся детьми, но и не будут вызывать желание поступать от противного или назло. Правила хорошего тона должны устанавливаться и поддерживаться обоими родителями; в случае, если между супругами намечаются разногласия, решать вопросы нужно путем поиска компромиссов. Но ни в коем случае нельзя делать это при ребенке. В том случае если родителями будут предъявляться неодинаковые требования, ребенок просто-напросто не поймет, чьим правилам нужно следовать.
Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность. Нужно добиваться того, чтобы ребенок с первого раза реагировал на замечания и выполнял просьбы, адресованные ему родителями

Но в то же время важно, чтобы он понимал их смысл. Отдельно рекомендуется обсудить правила поведения детей в общении с родителями: дистанцию в общении, допустимые рамки и т.д

Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение. Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?
На начальных этапах ребенку будет тяжело усваивать слишком сложные правила поведения. Поэтому передавать ему информацию нужно постепенно, «порционно». Например, приучая ребенка к столовому этикету, не стоит сразу рассказывать ему, для чего нужны разнообразные вилки, ножи и т.д. Достаточно объяснить ему базовые правила поведения: не разговаривать во время еды, сидеть за столом прямо, не класть локти на стол и т.д. Отдельно для детей следует объяснить правила поведения в нестандартной или опасной ситуации, требующей от ребенка немедленно принятия решения. Обыграйте с ребенком ситуации, возникающие на улице (например, это может быть разговор с незнакомцем, оказание помощи постороннему человеку и т.д.), обсудите то, как ребенок будет вести себя при этом.

Требуя от детей соблюдения правил, не стоит забывать о том, что хотя они и упорядочивают жизнь, они во многом ограничивают

Поэтому очень важно приучать его к самостоятельности, открывая по мере взросления возможность выбора

Что такое этикет?

Для начала нужно расшифровать ребенку, что такое этикет.

Этикет – это правила общения с людьми и правила поведения в обществе. И от его изучения в дальнейшем будет очень многое зависеть. Конечно, если вы будете пытаться объяснить это двухлетнему малышу, то у вас вряд ли получится. А вот ребенку дошкольного возраста и младшего школьного возраста вполне можно рассказать так, как есть. К тому же, следует помнить о том, что к тому моменту, когда ребенок пойдет в первый класс, он уже должен обладать достаточным багажом знаний в области этикета.

Важно! Помните, что на развитие вашего ребенка очень сильное воздействие оказывают те, с кем он общается. И если вы увидели в его окружении людей (детей) с «нехорошими» манерами, постарайтесь максимально оградить его от общения с такими людьми (детьми)

Многие родители думают, что объяснять ребенку, как нужно себя вести следует где-то перед школой, другие вообще считают, что этому научат в школе. И те, и другие очень сильно заблуждаются. Приучать ребенка к хорошим манерам нужно с годовалого возраста, а идеальный вариант – с рождения. Да, не удивляйтесь, именно так рано. Ведь освоить ребенку нужно много разных правил этикета. А их, как мы знаем, не просто много, а очень много.

Совсем маленького ребенка приучать к хорошим манерам нужно интонацией, взглядом, установленными фразами. Например, перед едой желайте ребенку приятного аппетита, желайте спокойной ночи перед сном, говорите «спасибо», если он дал вам свою игрушку и т.п.

Важно! С самого раннего возраста хвалите ребенка за каждую проявленную хорошую манеру, и обязательно голосом показывайте, когда он делает что-то не правильно. Дети всё отлично понимают!. С возраста двух лет уже следует активно начинать обучать своего ребенка различным правилам и нормам поведения

Объяснять, что допустимо делать и где, а что делать не прилично или вообще нельзя

С возраста двух лет уже следует активно начинать обучать своего ребенка различным правилам и нормам поведения. Объяснять, что допустимо делать и где, а что делать не прилично или вообще нельзя.

Совет: в возрасте 2-4 лет обучения правилам хорошего тона лучше проводить в форме игры. Используйте сюжетные игры, стихи и сказки на тему этикета (их сейчас огромное множество), моделируйте различные ситуации и спрашивайте у ребенка, как нужно поступить в каждой конкретной.

Правила вежливости для детей

Что такое правила вежливости, должен знать не только каждый взрослый, но и ребенок.

Первым делом ребенку необходимо объяснить, что такое вежливость, определение этого слова

А также как ведут себя воспитанные детишки и почему так важно быть вежливым. Очень удобно изучать правила вежливости в картинках и игровой форме. Существуют даже правила в стихах, чтобы ребенок мог их легче запомнить и понять

Существуют даже правила в стихах, чтобы ребенок мог их легче запомнить и понять.

Одно из универсальных правил, которое известно каждому взрослому: поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой

Дети очень часто сознательно не желают, чтобы на них обращали внимание и здоровались

Именно поэтому это правило очень важно в формировании вежливости и осознании самого этого понятия -вежливость: что такое и как она проявляется

Важно научить ребенка правильно использовать слова благодарности. Поблагодарить нужно не только в случае, если преподнесли какой-то подарок (даже если он не понравился), но и если другой человек помог или оказал какую-либо услугу. Нужно объяснить, что помощь и взаимовыручка – это и есть вежливость, что такое поведение очень ценится

Нужно объяснить, что помощь и взаимовыручка – это и есть вежливость, что такое поведение очень ценится.

Необходимо рассказать ребенку, что нельзя обзываться, высмеивать кого-то или придумывать обидные прозвища, акцентируя внимание на недостатках другого человека. Вместо этого нужно хвалить других за хорошие поступки, отмечать их достоинства уметь выслушивать человека, не перебивая его. Знание и понимание того, что нужно уважать других людей, нельзя быть эгоистом и ставить прежде всего свои желания — вежливость

Что такое отношение к другим людям должно быть при любом общении и то, что некрасиво перебивать кого-то или кричать без причины, нужно объяснять ребенку с малых лет

Знание и понимание того, что нужно уважать других людей, нельзя быть эгоистом и ставить прежде всего свои желания — вежливость. Что такое отношение к другим людям должно быть при любом общении и то, что некрасиво перебивать кого-то или кричать без причины, нужно объяснять ребенку с малых лет.

Что надо знать об этикете для детей

Заботливым родителям наверняка захочется узнать, когда начинать обучение этикету и существует ли детский этикет? Педагоги говорят, что большинство малышей усваивают нормы поведения за столом уже в возрасте 1,5 — 2 года, хотя основы закладываются с рождения. Ведь именно в раннем детстве идет активное освоение окружающего мира, и дети, как губки, быстро впитывают все новое и полезное. Кроме того, в основе этикета лежат необходимые культурно-гигиенические навыки, например, мытье рук перед едой, пользование салфеткой, правильное использование столовых приборов во время приема пищи только за столом. Такие действия, которым ребенка учат с рождения, закладывают навыки правильного поведения за столом в дальнейшем. Однако не лишне напомнить родителям базовые нормы этикета за столом для детей и основные приемы их формирования:

Необходимая подготовка к приему пищи. Для дошколят должны стать нормой: чистые руки, салфетка на груди (у малышей) или на коленях и перед собой (у дошколят), посещение туалета перед едой, аккуратно заправленная одежда.

Правильная посадка за столом

Ребёнок должен понимать, почему так важно красиво сидеть за столом: не разваливаться и не раскачиваться на стуле, сидеть прямо, не облокачиваясь на стол, не расставляя локти. Именно так можно аккуратно и умело пользоваться столовыми приборами. А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение

Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом

А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение. Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом.

Сервировка стола для каждого возрастного периода. Для совсем маленьких детишек стол излишне не перегружают столовыми приборами, так как это отвлекает кроху от принятия пищи и побуждает играть лишними предметами

А вот для дошколенка важно сервировать стол так же, как и для взрослых: салфетки, хлебница, разного размера тарелки, ложка, вилка, нож. Не надо волноваться, что ребенок может пораниться столовыми приборами

Во-первых, нужно приобрести детские наборы столовой посуды, которая практически безопасна для малышей. Во-вторых, обучать пользоваться ножом и вилкой нужно постепенно, под присмотром взрослых. В-третьих, прием пищи за правильно сервированным столом как можно чаще организовывать в семейном кругу, чтобы дать возможность крохе поучиться у близких. Тогда это станет нормой для малышей.

Правильное поведение взрослых и детей за столом. Во время еды не надо разговаривать на отвлеченные темы, постоянно одергивать малыша, если он делает что-то неправильно. Это отвлекает маленького ребенка от правильного пользования столовыми приборами, аккуратной еды. Но и молчание за столом тоже противоестественно. Поэтому негромкое одобрение малыша за красивые манеры, похвала хозяйке за вкусное блюдо, короткое замечание спокойным тоном по поводу неправильного действия будут вполне уместны. Манеры взрослого за столом должны стать примером для ребенка.

Общепринятые нормы этикета. Ребенок должен с младенчества понимать, что чавкать, громко смеяться, тянуться за едой через весь стол, копаться в общем блюде, убегать из-за стола, забывая благодарить за обед — неприемлемо. Все это вызывает неодобрение окружающих и негативное отношение к самому ребенку. Близкие в семье должны объяснять это дошколятам при любой возможности и порицать за такое поведение. Невозможно привить этикет, если в семье он не соблюдается!

Обучение этикету: беседа с детьми

Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.

Стоит помнить, что беседа должна быть:

  • Не утомительной для детей, а значит не продолжительной
  • Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны
  • Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе
  • Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы

Тематическая беседа с детьми

Основные аспекты в подготовке к употреблению еды

Самое главное правило, это хорошенько вымыть руки перед едой. До тех пор, когда кроха не может самостоятельно это делать, то эта ваша прямая обязанность: тщательно вымыть ручки и вытереть полотенцем. К двум или трем годам малыш должен сам четко осознавать необходимость этой процедуры. В случае, если ребенок иногда забывает об этом, то не ленитесь напоминать ему.

Этикет для детей нужно прививать с детства, например, мальчику привить, что он джентльмен. Они должны знать, что сестричку, маму, тетю, бабушку и т. д. нужно пропускать за стол первыми, помогать им что-то достать и прочее. Для ребенка эти знания намного проще усвоить. Если у него перед глазами будет четкий пример для подражания. Тут уже большая ответственность лежит на папе, который должен демонстрировать хороший пример.

Также малыш должен сидеть со всеми взрослыми на одном уровне. Самым удобным будет посадить ребенка около себя, с левой стороны. Таким образом, если он что-то уронит, вам будет несложно поднять это. Запретите ребенку стаскивать со стола кусочки вкусненького, пока все не уселись за стол. Это довольно некрасиво. Приучите малютку садиться за стол и начинать кушать вместе с другими членами семьи и желать им приятного аппетита.

Усадив ребенка за стол, дайте ему несколько салфеток. Одну бумажную, которой можно вытереть запачканное лицо. Вторую – полотняную, она должна лежать на коленях и защищать его одежду от загрязнений. Если малыш еще совсем маленький, то наденьте ему специальный нагрудник или слюнявчик.

Гостевой этикет для детей, когда их приглашают в гости

Цель — быть хорошим и вежливым гостем, оставив о себе и родителях хорошее впечатление у людей

Поэтому важно обучать детей тому, что их правильное и хорошее поведение не останется незамеченным. Оно отражает качества ребенка и обучающих его родителей, с которых он берет пример

Приглашение в гости

  1. Неуместно быть гостем, если тебя не приглашали или ты предварительно не убедился, что твое присутствие удобно для хозяев.
  2. Если в приглашении (устном или письменном) не было специально оговорено хозяином вечеринки, что ожидаются все дети, тогда не стоит брать с собой братьев или сестер.
  3. Ходить в гости можно только с разрешения как своих родителей, так и родителей друга, у которого собираетесь гостить, особенно при желании остаться на ночь.

Пунктуальность и время

Важно быть пунктуальным. Гостевой этикет подразумевает, что в гости нужно приходить вовремя, не опаздывая

Некрасиво приходить слишком рано или намного позже оговоренного времени (допускается 15 минут до или после). Если ребенок опаздывает, тогда нужно позвонить хозяевам празднества и предупредить их заранее, извинившись за причиненные неудобства. В гостях ребенок не может оставаться столько времени, сколько вздумается. Придя в гости, детям нужно предупредить родителей друга, до которого часа они планируют остаться и как затем будут добираться домой.

Правила поведения в гостях с ночёвкой

  1. Свою постель нужно всегда держать застеленной и уметь ее застилать.
  2. Вещи должны быть аккуратно сложены.
  3. Некрасиво прыгать на диване, кровати или дурачиться подушками только потому, что так делают другие дети. Иногда ребенок ведет себя в чужих домах, так как он привык вести себя дома, не понимая, что такое поведение является неуместным.
  4. В тихие часы с 23:00 до 7:00 (у каждой семьи свое время) ребенку, оставшемуся на ночь, нужно воздерживаться от любого поведения, которое могло бы побеспокоить хозяев дома.
  5. Пищу следует употреблять только в столовой, а не брать ее с собой в спальню, если хозяин дома или вечеринки сам не поощряет к этому.
  6. Следует беречь личные вещи хозяев дома. Поэтому не нужно прыгать на диване, кровати или дурачиться подушками только потому, что так делают другие дети. Иногда ребенок ведет себя в чужих домах, так как он привык вести себя дома, не понимая, что его поведение является неуместным.

Подарки

Подарок другу может быть открыт только виновником торжества и тогда, когда ему самому этого захочется. Упрашивать его открыть подарки, желая посмотреть, что принесли другие дети — некрасиво. Подумайте, как почувствует себя хозяин вечеринки, когда после ухода гостей будет собирать свои раскрытые и разбросанные по всем комнатам подарки? Не нужно показывать свое разочарование подарком. Если в гостях ребенку дали подарок, который у него уже есть, то лучше просто сказать спасибо

Учите детей быть вежливыми, скрывать разочарование и быть благодарными за проявленное внимание

Правила прощания

Уходя из гостей нужно сказать, «спасибо», сделав ответный жест на будущее — пригласить друга к себе погостить. Либо пообещать поинтересоваться у родителей, когда можно пригласить к себе друзей

Перед уходом важно поблагодарить родителей друга за приглашение и угощения. Уходить нужно не позже оговоренного времени, не задерживаясь в гостях

Нужно помнить, родители хозяина вечеринки устали, им нужно отдохнуть. Возможно, у них запланирован еще семейные мероприятия на этот вечер. Спасибо за вечеринку нужно говорить, как минимум дважды. Первый раз искренне поблагодарить перед уходом домой. Второй раз поблагодарить по телефону на следующий день после гостей. Ещё лучше — написать небольшую открытку с благодарностью за приятный вечер, день, вечеринку. Письменное упоминание всегда приветствуется и свидетельствует о признательности.

Каковы правила этикета за столом для детей?

Когда к вам приходили в гости маленькие детишки и превращали ужин в балаган, наверняка у вас внутри закипала ярость, и об их родителях (неважно насколько они близкие родственники), вы думали, что они не очень ответственно относятся к роли воспитателей. А теперь попробуйте сами научить своих детей правильно сидеть за столом, и вы поймете какой это тяжкий труд

Многие говорят, что дети должны быть детьми, то есть им позволяется играть, шутить, бегать все время, но такая позиция удобна только тем родителям, которые не хотят заниматься детьми, и в итоге мы повсюду замечаем, насколько дети избалованны. Вы должны с самого маленького возраста, прямо после исполнения годика объяснять своему чаду правила поведения детей за столом, и, несомненно, показывать пример, чтобы, глядя на свою маму, ребенок подражал её хорошим привычкам.

Послесловие

Если у ребенка нет аппетита, не заставляйте его есть. Никаких сказок, мультиков и спектаклей в семейном исполнении во время еды, чтобы чадо съело лишнюю ложечку полезнейшей каши, устраивать нельзя. О какой культуре поведения может идти речь, если мама готова на все, лишь бы ребенок покушал?

Самым большим врагом в воспитании является крик и упреки. Если малыш допустил грубую ошибку, поговорите с ним на прогулке или перед сном. Спросите, почему он себя так вел. Разные провокации со стороны ребенка можно пресечь просто, попросив его встать из-за стола. Он легко перенесет это когда на столе стоит суп или каша, но лишившись вкусного десерта, будет вести себя разумнее. Идите первыми на контакт и проводите обучение культуре поведения в доброжелательной и дружеской манере. Для вас будет большим приобретением не только культурные манеры, но и дружба вашего ребенка.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector