Мальчик, девочка заикается! как перестать заикаться, как не заикаться?

Эффективные методы лечения

Только в единичных случая заикание у ребенка проходит само. Так же в зависимости от степени заикания, может потребоваться прем медикаментов — которые нормализуют работу поврежденных отделов головного мозга.

Занятия у логопеда

Что бы занятия у логопеда были эффективны, комплекс упражнений должен быть разработан индивидуально именно для одного ребенка! На первых занятиях проводится комплексное обследование и выясняются сами причины возникновения заикания.

Только после обследования логопед составляет программу лечения — которая поспособствует процессу нормализации речи.

Если вы наткнулись на заранее подготовленные программы по лечению заикания — бегите из этого медицинского центра!

Точечный массаж

Основная цель точечного массажа — это прямое воздействие на определенные участки речевого аппарата и их стимуляция.

Дыхательные упражнения

Данный список упражнения подходит для занятий дома, их можно совмещать с игрой, что бы ребенку было интереснее.

Плавными массирующими движениями надо воздействовать на уголки губ, область около носовых пазух, мочек уха, переносицу, середину подбородка и кончик носа.

  1. Упражнение «ладошки» — руки надо согнуть в локтях так, чтобы ладошки были направлены вниз, при выпрямлении рук надо делать медленный выдох, при исходном положении — резкий вдох
  2. Упражнение «маятник» — наклон туловища вперед осуществляется на выдохе, выпрямление тела — на резком вдохе
  3. Упражнение «ушки» — ребенок должен наклонять голову, пытаясь достать ухом до плеча, при наклоне делается вдох, при исходном положении — выдох

Как лечиться?

Врач рекомендует родителям сохранять спокойствие.

— В лечении заикания мне очень импонирует методика небезызвестного доктора Комаровского, — рассказывает Людмила Алексеева. — Он говорит, что спокойствие – внешнее и внутреннее — и будет главным лекарством от заикания. Полностью с ним солидарна.

Если вы заметили у своего ребенка дефект речи, прежде всего определите причину возникновения дефекта речи. После этого нужно постараться ликвидировать ее. Если малыш заикается из-за того, что на него кричат родители или они кричат друг на друга в присутствии ребенка, надо «сбавить обороты» и обеспечить ребенку нормальную спокойную домашнюю обстановку. Если причина заикания непонятна, обратитесь к специалисту, можно посетить детского психолога. Внимательно понаблюдайте за малышом, не подавая вида, что вы замечаете его проблему, и выясните, когда именно он начинает заикаться, какие факторы провоцируют его, какая погода стоит за окном, какие события предшествуют затруднению произношения. Из наблюдений составьте мини-дневник, который поможет специалисту выяснить истинные причины заикания.

И вот еще ряд рекомендаций:
• Говорите с малышом внятно, медленно, четко и понятно проговаривая слова. Попросите малыша попробовать произносить слова только на выдохе. Логопеды часто применяют этот прием.

• Скажите «нет» телевизору, шумным играм, компьютеру. Помните про спокойствие. Лучше оградить ребенка от прослушивания громкой музыки, мультфильмов, выпусков новостей на ТВ, эмоциональных перегрузок. Разрешайте крохе смотреть любимый мультик не более 10 минут в сутки. Постарайтесь почаще включать ребенку аудиосказки, которые читаются медленно, монотонно. На пользу пойдут пение и дыхательная гимнастика, они способны расслабить мускулатуру речевого аппарата.

• Детям – детское. Не выясняйте семейные отношения в присутствии ребенка, даже если кроха занят своими делами и делает вид, что не слышит взрослых, он всего лишь делает вид. На самом деле малыш как губка впитывает все ваши слова.

• Посторонним вход воспрещен! Если малыш начинает заикаться в присутствии чужих, постарайтесь свести присутствие этих самых посторонних к минимуму.

• Укрепляющие процедуры. Врач рекомендует заикающимся деткам ванны и игры в воде. Пусть для развлечения ребенок использует все имеющиеся у него игрушки, пускает мыльные пузыри. Желательно, чтобы карапуз принимал ванну как минимум дважды в день. Очень важны и прогулки на свежем воздухе.

• Питание ребенка. Доктор советует чаще давать ребенку продукты, которые за счет большого содержания микроэлементов положительно сказываются на развитии речевой функции. Это морская рыба, сухофрукты, сметана, творог, кефир, йогурты.

• Массаж. Он должен быть направлен на исправление проблем осанки, если таковые имеются. Подойдет и общеукрепляющий массаж, который можно проводить курсами по две недели с перерывом в десять дней.

На развитие речевого дыхания

Следующие игры и упражнения необходимы для улучшения диафрагмального дыхания, правильного дыхательного темпа и развития речевого аппарата:

«Дышим хорошо». Ребенок ложится и кладет руку себе на верхнюю часть живота

Внимание концентрируется на глубине дыхания. Делаем вдох-выдох и отмечаем, как животик приподнимается и опускается;
«Лопнувшая шина»

Разводим перед собой по подобию большой шины. На выдохе медленно произносим ШШШШ, при этом руки скрещиваются: правую нужно положить на левое плечо и наоборот. Грудная клетка легко сжимается на выдохе;
«Шарик». Аналогично предыдущему, но на выдохе нужно произносить ФФФФ;
«Жук». Руки нужно поднять в стороны и слегка отвести назад. На выдохе произносим ЖЖЖЖ, опуская при этом руки;
«Маятник». Садимся по-турецки, руки на затылке. Сначала спокойный вдох, потом пауза 3 секунды, затем наклон вперед и выдох. При возврате в исходное положение — вдох;
«Урожай». Из положения стоя прямо поднять руки вверх, словно доставая яблоки с дерева, сделать вдох и задержать дыхание на 3 секунды. Опустить руки, наклониться вперед и выдохнуть;
«Гармошка». Исходная позиция — стоя прямо, руки на поясе. Вдох, затем пауза 3 секунды. Наклон влево — выдох. Повторить в другую сторону;
«Греем руки». Предлагаем вдохнуть через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.

Для занятий с несколькими детьми подойдет упражнение «Чайник». Каждому нужно дать баночку с узким горлышком. По сигнальной фразе «У Маши кипит чайник» названный ученик дует в отверстие банки так, чтобы получился свист. Для этого выдох должен быть очень интенсивный, нижняя губа при этом касается края горлышка.

Заикание у ребенка в 3 года

Если вы заметили, что у 3 летнего ребенка проявляется заикание, то необходимо следовать следующим инструкциям:

  • необходимо сделать так, что бы ребенок меньше говорил, старайтесь не задавать ему лишних вопросов — на которые хотите услышать ответ! Если ребенок вас о чем либо спрашивает ему необхдимо отвечать;
  • если у вас есть возможность отказаться от посещения детского сада, сделайте это обязательно и избегайте скопления людей;
  • займите ребенка настольными и прочими развлекательными играми, они отлично развивают мелкую моторику и успокаивают нервную систему;
  • обязательно обратитесь к хорошему детскому логопеду и невропатологу.

Главное не перегружайте ребенка — это может негативно на нем сказаться, необходимо с первых проявлений предпринять необходимые меры.

Курс состоит из следующих этапов:

1. Консультация (1,5 часа) – для иногородних возможно по скайпу

Перед консультацией мы советуем родителям ознакомиться с видео результатами нашей работы, с отзывами родителей и учителей на наших выпускников.

На консультации родители и подросток узнают о том, что такое заикание, обо всех тонкостях предстоящей работы, о том, как правильно подготовиться к занятиям, обо всех условиях успешного лечения и о том, какие причины могут привести к неудаче, получат ответы на все вопросы, волнующие родителей и самого ребенка.

На консультации желательно присутствие обоих родителей подростка. Присутствие на консультации поможет им в дальнейшем определиться, кто именно и в какой степени сможет помогать ребенку на пути преодоления заикания, т.к. в силу своего возраста он пока еще не готов полностью отвечать за процесс.

2. Основной курс (1 + 15 занятий подряд)

Основной курс состоит из 1-го подготовительного занятия и 15 занятий основного курса (по 1,5 часа каждое занятие). После этих занятий ребенок будет говорить плавно (без заикания) не только в кабинете логопеда, но и в других простых бытовых ситуациях. Его речь после основного курса будет звучать несколько замедленно и сопровождаться движениями пальцев ведущей руки (это временная мера, на консультации логопед покажет пример такой речи и расскажет для чего это нужно).

Во время основного курса он будет освобожден от посещения школы.

3. Занятия после основного курса (1-й год — 1 раз в 2 недели)

Целью этих занятий является автоматизация полученных навыков, воспитание смелого речевого поведения, постепенный переход от речи замедленного темпа «с рукой» к естественной интонированной речи «без руки».

Ребенок научится свободно общаться не только дома с близкими людьми, но и в ситуациях реальной жизни (в магазинах, по телефону, говорить публично, общаться со взрослыми и сверстниками, сначала с небольшой с помощью взрослых, потом самостоятельно…), и, конечно, отвечать устно на уроках в школе, проявляя инициативу в общении.

В качестве речевого материала мы используем задания по развитию речи и школьную программу. Умение держаться и грамотно излагать свои мысли положительно сказывается не только на успеваемости, но, как следствие, на эмоциональном состоянии, уверенности в себе, более высокой самооценке подростка

Кроме плановых занятий на протяжении всего курса мы обеспечиваем бесплатное дистанционное сопровождение родителей и, что очень важно, самого ребенка – подростка, который в ситуациях волнения может получить незамедлительную помощь специалиста.

4. Наблюдение (2-й год — 1-2 раза в месяц (решается индивидуально))

После того, как ребенок прошел полный курс избавления от заикания (на протяжении 1 года), его речь звучит плавно, естественно в любых ситуациях общения. Тем не менее, в течение последующего года он продолжает находиться под наблюдением логопеда

Это важно для предотвращения рецидива заикания.

С той же целью ребенок активно участвует во всех речевых испытаниях в центре (речевых экзаменах, конференциях, праздниках) и вне центра (во всех школьных и семейных мероприятиях), продолжая работу по развитию речи, совершенствованию навыков общения, смелого речевого поведения.

На протяжении 2-го года наблюдения мы также обеспечиваем бесплатное дистанционное сопровождение.

Родителей обычно интересует вопрос: могут ли специалисты центра гарантировать положительный результат методики?

Ответ однозначный: да, мы можем гарантировать, что благодаря методике Л.З. Арутюнян(Андроновой) можно помочь в преодолении заикания каждому ребенку. Наши логопеды — профессионалы своего дела с большим опытом работы именно в этой проблеме, обеспечат каждому индивидуальный подход и искренне помогут на пути преодоления.

Но родители и сам подросток должны понимать, что для достижения стойкого положительного результата важна совместная работа логопеда, родителей и ребенка. Только качественное, ответственное, постоянное выполнение заданий может гарантировать полное избавление от заикания и предотвращение рецидивов заболевания. Не случайно Папа Римский Иоанн Павел II назвал методику проф. Л.З. Арутюнян(Андроновой) «ЧУДОМ ТРУДА».

История заболевания

Заикание имеет несколько родственных названий. Его можно встретить в рамках таких понятий, как логоневроз и лалоневроз, логоклония, бальбуцио, а также баттаризм по имени царя Батта, тоже страдавшего от данного дефекта.

На планете логоневроз наблюдается у 1% взрослого населения и 3% детей. Обычно заболевание манифестирует в детском возрасте, в период от 2 до 5 лет, когда начинает формироваться речь. Находясь, так сказать, в сыром, недозревшем виде, она является довольно уязвимой и при любом сбое в работе нервной системы подвергается искажению.

Расстройство известно с древности. Такой дефект имел пророк Моисей, фараоны Египта. Одним из самых известных личностей с логоклонией был Демосфен, ставший, тем не менее, знаменитым оратором Древней Греции. Его история интересна тем, как он пытался справиться со своим недостатком, какие своеобразные техники философ применял для этого. Самая популярная – произнесение фраз с камнями во рту. Наряду с этим, Демосфен также прибегал к чтению на фоне шума морских волн, проговаривал слова мысленно, в уме. Еще один нестандартный метод борьбы с заболеванием, который применял Демосфен, заключался в прослушивании тишины, сидя в пещере. Выдуманные философом способы ликвидации заикания оказались действительно действенными, поскольку превратили его в выдающегося оратора.

С древности и вплоть до 20 века расстройство обрастало тенью загадочности. Врачи различных специальностей пытались разгадать его секрет, но все оказывалось безрезультатным. Заиканию приписывали статус таинственного недуга, считали его результатом поражения органов речи. Пытались бороться с ним с помощью трав, заклинаний, рукоприкладством и даже кровавыми операциями в ротовой полости, но видимых улучшений это не приносило.

В конце 19 века произошел революционный переворот в понимании природы логоневроза. Осуществил его русский психиатр Сикорский И.А. Ему принадлежит идея, что логоклония зарождается в детстве в момент формирования речевой активности. Способствуют его возникновению патологии нервной системы и наследственные факторы. Сикорский связал понятие заикания с неврозом.

Неоценимый вклад в развитие теории расстройства внес Тартаковский И.И. Ему принадлежит идея лечения заболевания. В частности, он доказал эффективность воздействия индивидуальной и групповой психотерапии в терапии недуга.

Отдельная отрасль – логопедия сформировалась уже в 20 веке, она и по сей день занимается проблемами речевой активности.

Что делать, если ребенок заикается?

1. Сделать паузу

Когда родители замечают, что их ребенок заикается, зачастую они делают вывод, что с ребенком надо говорить больше, чтобы он практиковался, а также подсказывать ему, поправлять его. В действительности эффективным часто становится противоположная стратегия. Пусть ребенок говорит как можно меньше. Многие занятия не требуют разговоров – рисование, лепка, мультфильмы, конструкторы. Такие паузы позволяют предотвратить формирование у ребенка страха перед неправильной речью и фиксирования неправильных речевых механизмов.

2. Говорить плавно.

Все члены семьи должны говорить плавно и медленно, не торопясь и не волнуясь. Тому же нужно учить и ребенка. Не подгоняйте его и не проявляйте нетерпения, когда он долго не может выговорить нужный звук.

3. Обратится к неврологу или логопеду.

Лучшие результаты возможны при совместных скоординированных усилиях родителей, логопеда и невролога. Логопед научит ребенка правильному дыханию при разговоре, упражнениям, позволяющим говорить плавно – сейчас существует множество продвинутых логопедических методик, включая компьютерные программы. Невролог сможет при необходимости подобрать медикаменты, которые помогут нервной системе ребенка справиться с судорогами.

Очень важно для родителей относиться к проблеме спокойно. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками, не давайте ему понять, что заикание – серьезный недостаток, которого нужно стесняться

Тем более, это не так: со времен, показанных в «Король говорит!», прошло уже почти восьмидесят лет, и сегодня люди с заиканием спокойно становятся радиоведущими, ведут влоги на Youtube, выступают по телевидению. Главное, к чему стоит стремиться – ребенок не должен бояться говорить. А грамотные врачи помогут сделать этот процесс комфортным для него и сформировать навыки правильной речи.

Стоимость приема невролога: 

Первичный 2050 руб,  Повторный 1900 руб.

Почему дети начинают заикаться?

Распространено мнение, что основная причина заикания – внезапный испуг либо же длительный  психологический стресс, пережитый в детстве (как показано, например, в фильме «Король говорит!»). Из всего этого верно только одно: заикание практически всегда начинается в детстве. Наиболее часто дети начинают заикаться тогда же, когда и говорить – в возрасте 2-3 лет. Любящие родители при этом перебирают причины возможного стресса у ребенка – и не находят их. На самом деле, наиболее частая причина заикание – нарушение связи между речевыми центрами и артикуляционным аппаратом (в него входят язык, небо, голосовые связки – органы, участвующие в говорении). В период от 2 до 3 лет речевой аппарат человека только формируется, ребенок учится им пользоваться, и зачастую бывает, что он думает быстрее, чем может сказать. В результате артикуляционный аппарат судорожно сокращается, и ребенок заикается.

Конечно, заикание как последствие психологической травмы тоже встречается, но крайне редко – менее чем в 1% всех случаев. Как правило, это происходит в более старшем возрасте, когда речь уже частично или полностью сформирована.

Степень заикания – величина непостоянная. Бывает, что дети сперва заикаются несильно, однако затем речь продолжает развиваться неправильно, и судороги усиливаются. Иногда заикание проходит самостоятельно, но через какое-то время развивается снова. Существует феномен «замирания речи», когда ребенок некоторое время молчит, после этого речь возвращается, но уже с заиканием.

Ребенок заикается: что делать?

Нужно немедленно обратиться к речевому неврологу для выявления и устранения причин нейрофизиологических нарушений, вызвавших невроз, проявляющийся в виде заикания. Если максимально быстро не устранить причину, мозг может «запомнить» усилия, которые потребовались для компенсации нейрофизиологических нарушений и может продолжить работать с таким дефектом (заиканием), даже когда мы устраним неврологическую причину. Тогда придется избавляться от нарушения намного дольше. 

Необходимо выполнять следующие правила до визита к специалистам: 

Не фиксировать внимание малыша на дефекте, а вести дневник заиканий: что ребенок делал в этот момент, какой была погода, какие активности были до этого эпизода.
Убрать громкие мультики и игры с яркими мельтешащими картинками, заменив их спокойными песнями и чтением сказок.
Снизить двигательную активность, чтобы не допустить перевозбуждения нервной системы.
Снизить учебную нагрузку: ребенок успеет на развивайки, но без дефекта речи ему будет легче общаться и осваивать программу.
Если малыш накануне чего-то испугался, следующий день проведите максимально спокойно.

Классификация и причины расстройства

Заикание может классифицироваться по разным критериям. В первую очередь разделяют лалоневроз:

  • клонический;
  • тонический;
  • смешанный.

В основе клонического лалоневроза лежат клонические судороги мышц речедвигательного аппарата. Они характеризуются мелкими мышечными подергиваниями, в результате чего человек монотонно повторяет один и тот же звук либо слог, слово. Например, о-к-к-к-кно.

Для тонических судорог характерен длительный спазм мускулатуры. При этом мышца застывает в одном положении и как бы деревенеет. В этом случае проявлением расстройства станет длительная пауза в слове или в речи: ко…..рова. Больному речь дается с большим трудом.

Смешанная форма совмещает в себе признаки обоих предыдущих форм.

По локализации логоневроз делят на:

  • артикуляционный – сопровождается спазмами мышц лица, губ, неба;
  • голосовой – спазм происходит во время произношения гласных звуков. При этом больной может издавать невнятные звуки вместо слова или «распевает» гласную. В крайней степени человек вообще не может ничего произнести по причине смыкания голосовых связок;
  • дыхательный – затрудненный вдох или выдох мешает больному беспрепятственно говорить, образуя паузы в речи.

Но самая значимая классификация разделяет расстройство на невротическое и неврозоподобное.

Неврозоподобный лалоневроз возникает при наличии конкретной физиологической патологии. У таких детей отмечается отклонение показателей на ЭЭГ, обнаруживаются мозговые расстройства, нарушения моторики, повышенное внутричерепное давление, спазмофилия. Причины данной формы заикания:

  • внутриутробные, родовые травмы;
  • отягощенная беременность матери;
  • инфекционные заболевания.

Обычно неврозоподобное заикание проявляется в 3-4 года и нарастает постепенно. Его характер не имеет ситуационной зависимости. Дети начинают говорить с опозданием. Характерны нервные тики, ритуальные движения, выраженные дефекты речи.

Мальчик, 8 лет. Беременность матери протекала тяжело. В родах у ребенка наблюдалась асфиксия. Впоследствии он находился на учете у невролога по поводу перинатального поражения нервной системы. Получал лечение. Мальчик отличался повышенной возбудимостью и двигательной активностью с рождения. Заикание проявилось в 3 года спонтанно, без причины, обострялось на фоне простудных заболеваний.

Невротический лалоневроз возникает без физиологических нарушений нервной системы. Изначально для ребенка характерно нормальное и даже раннее речевое развитие. Как правило, можно проследить конкретную причину, которая вызвала расстройство. Оно может вовсе отсутствовать в спокойной обстановке и обостряться под влиянием стрессовых факторов. К его возникновению предрасполагают следующие факторы:

  • перегруз нервной системы ребенка по причине завышенных требований родителей;
  • раннее изучение иностранных языков;
  • сильный испуг или стрессовая ситуация;
  • подражание заикающимся членам семьи;
  • напряженная обстановка в семье, ссоры, конфликты;
  • неправильная модель воспитания: гипер- или гипоопека;
  • раннее речевое развитие;
  • издержки обучения, скудный словарный запас.

Заикание также существует в 3 степенях своего развития:

  • легкая – дефект проявляется периодически, под воздействием травмирующей ситуации;
  • средняя – речь нарушается при беспокойстве, эмоциональном напряжении;
  • тяжелая – заикание присутствует у больного постоянно.

В каждом возрасте «свое» заикание

Малыши в возрасте от года до четырех лет заикаются по-особенному, считает врач. Они долго и довольно мучительно пытаются повторять один и тот же звук, а когда у них не получается, крохи замыкаются и вообще замолкают. У таких детей, по опыту врача, заметить заикание проще, если ребенок находится вне дома. Так как когда малыш дома, в привычной обстановке дефект речи не так заметен, он говорит спокойнее и ровнее. Но во всей «красе» нарушение раскрывается, если карапуза окружает новая, незнакомая среда. Заикание в этом возрасте обязательно ярко проявит себя на прогулке, в детском коллективе — в садике, на массовом мероприятии, где малыш попробует общаться с другими детьми.

— Если вы заметили, что ваше чадо ведет себя именно так, не показывайте вида, что случилось что-то страшное, — советует педиатр, — нельзя заострять свое внимание на заикании».

Дети в три года, вплоть до четырех лет более успешнее, чем в другой период, поддаются коррекции, и шансы исправить дефект раз и навсегда довольно велики. Нужно безотлагательно идти к логопеду, позже ребенок скажет вам «спасибо».

Заикание у детей семи лет может быть вызвано обилием новой для них информации. В этом возрасте малыш, как правило, отправляется в школу. Стеснительным и нервным детям довольно сложно выдержать новые нагрузки. Ситуация отягощается насмешками со стороны одноклассников. В этом возрасте, не секрет, дети бывают довольно жестоки по отношению друг к другу. В этой возрастной группе лидерами по наличию дефекта также являются мальчики.

Психотерапия

Заикание является патологией речи. Но для ее устранения у взрослых людей часто необходима помощь психотерапевта. Если описать проблему просто, то получается, что человек умеет правильно говорить, но из-за внутренних страхов или других психологических проблем возникает мышечный спазм, провоцирующий нарушение речи.

Таких примеров огромное количество, например, заикание было у Элвиса Пресли. Как только король рок-н-ролла начинал волноваться, слова словно застревали в горле, но стоило ему успокоиться, как речь становилась нормальной. В некоторых записях слышно, как певец заикается при общении со зрителями между песнями, но вовремя пения дефект отсутствует. Существует версия, что заниматься пением юному Пресли посоветовал врач, но точного подтверждения этому нет.

Именно поэтому при работе со взрослыми пациентами большую роль отводят психотерапии. Наиболее эффективным методом психотерапевтического воздействия при заикании является гипнотерапия. Во время сеанса гипноза врач старается усилить веру пациента в собственные силы, устранить его страхи и переживания. Для достижения этих целей также могут быть использованы и другие методы психотерапии. Их выбор зависит от индивидуальных особенностей пациента, выявлены причин и тяжести расстройства.

Достаточно часто коррекция заикания начинается с устранения иных расстройств, симптомом которого оно выступает. Нарушение речи может быть спровоцировано деменцией, фобиями, тревожными расстройствами, неврозами и даже шизофренией. Естественно, в этом случае усилия враче бывают направлены на устранение основного заболевания, а заикание рассматривается как второстепенный симптом. Если удается успешно излечиться от основной патологии, то и заикание проходит само по себе.

Бывают случаи, когда исцелившийся пациент начинает снова заикаться через некоторое время. Избежать рецидива помогает когнитивно-поведенческая терапия. Данная методика заключается в выявлении нерациональных мыслей и убеждений пациента, осознании их нерациональности и замене их рациональными установками. В результате такой работы пациент не только избавляется от существующих психологических проблем, но и учится противостоять им в будущем.

Позитивный взгляд на жизнь и правильные внутренние установки обеспечивают психическое здоровье, а значит, причин для заикания больше не будет!

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.

Врачебный стаж: 9 лет

Записаться на прием

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector