Советы психолога: истерики у ребенка в 2, 3, 4, 5 лет
Содержание:
- Причины истерик у дошкольника
- Причины истерик у школьников
- Что делать, если ребёнок дерётся
- Общение без истерик
- Причины аденовирусной инфекции
- Ночные приступы
- Возможные причины истерик
- Функциональная диарея, понос хронического типа и острый
- Как бороться с истерикой?
- Ребенок в 4 года закатывает истерики
- Каковы могут быть причины боли в горле?
- Как помочь предотвратить агрессивное поведение
- Особенности протекания истерики
- Практические советы от доктора Комаровского:
- Причина № 3. Мне жарко (холодно)
- Переутомился (перегулял)
- Особенности возраста
- Истерика у школьника – это нормально?
- Лечение эпилепсии
- Откуда взялись капризы?
Причины истерик у дошкольника
У истинной истерики (а дальше мы опишем, чем она отличается от ложной) может быть много причин. В частности:
- Физический дискомфорт. Голод, сонливость, утомлённость, болезненность. Дети много плачут во время болезни, но простой плач и истерика – не одно и то же. Тем не менее ощущение физического неблагополучия может быть спусковым крючком для истерики, особенно в 2-3 года.
- Психологический дискомфорт. К примеру, ребёнок попал в компанию незнакомых детей, напугался чего-либо. Любая стрессовая ситуация может вызвать у него эмоциональные переживания, которые выльются в истерику. К примеру, истерики в первый день посещения детского сада – почти норма.
- Неполучение желаемого. Ребёнок не может понять, что игрушку в магазине нельзя взять просто так. Он также не понимает, что нельзя играть с ножницами, потому что можно пораниться. Ощущение, что с ним обходятся несправедливо, может вызвать бурную эмоциональную реакцию.
- Подавленные эмоции. Если ребёнок не имеет возможности проявлять чувства, они копятся, и в конечном итоге случается «эмоциональный взрыв». Такое бывает, когда ребёнку запрещают плакать, злиться или бурно на что-то реагировать. Отрицательные эмоции, точно так же, как и положительные, учат взаимодействовать с окружающим миром. Осознание и выражение всех чувств необходимо для нормального психического развития ребёнка!
- Перенапряжение, частое переутомление. Длительное пребывание в условиях детского сада, избыточные дополнительные занятия, неправильно выстроенный режим – все эти факторы могут приводить к перегрузке нервной системы ребёнка и, как следствие, к появлению регулярных истерик. Родители в этом случае замечают, что когда малыш неделю или больше находится дома (у бабушки), истерики пропадают, а с переходом в «рабочий» ритм – возвращаются вновь
Более общие причины:
Кризис 3-х лет. В этот период ребёнок показывает характер. Он становится своевольным, крайне упрямым, из него как будто лезет всё негативное, что раньше дремало. И это нормально. Ребёнок ещё не умеет идти на компромисс, к тому же, он как бы проверяет родителей на прочность, выясняет рамки дозволенного. Если взрослые ведут себя правильно, то уже к 4-м годам его поведение нормализуется.
Чрезмерная строгость и недостаток любви. Истерики могут быть ответной реакцией на недостаток любви, заботы и внимания
Как ещё заставить родителей обратить на себя внимание, как не с помощью слёз? Даже если ребёнка любят и лелеют, он может требовать большего, ведь в его памяти ещё свежи моменты, когда мама не выпускала его из рук.
Обратная ситуация – гиперопека. Это хорошая среда для манипуляций
Осознавая, что родители всё сделают для него, ребёнок испытывает серьёзные проблемы с саморегуляцией. Он не видит границ, не знает, на что ориентироваться в своём поведении. Истерики становятся для него нормой, ведь это очень удобно – управлять родителями.
Причины истерик у школьников
Вот лишь основные из них:
- Переутомление и перенапряжение. Современных детей очень нагружают знаниями. Даже первоклашки учат языки, информатику, сдают итоговые экзамены и пр. Как тут не нервничать? Про ЕГЭ и говорить нечего. Ребёнок слышит о нём каждый день в школе (и не раз), потом слышит о нём же дома. Если его пугают последствиями провала и готовят сутками напролёт, то это не может не сказаться на психологическом состоянии. Масла в огонь могут подливать родители, считающие, что чем больше кружков посетит их ребёнок, тем успешнее и счастливее он станет в итоге.
- Конфликты со сверстниками, учителями, родителями. Они неизбежны, но некоторые дети реагируют на них слишком остро. Также истерики могут быть следствием оказываемого в школе давления, притеснения со стороны учителей, недопонимания в отношениях с родителями. Сложные отношения с одноклассниками, неумение ребёнка за себя постоять, отсутствие друзей – всё это может сильно тревожить его, что также скажется отрицательно на эмоциональном фоне. Если школьник почти всегда приходит домой в плохом настроении, это повод для родительского «расследования». Зная причину угнетённости, проще помочь ребёнку.
- Подростковая любовь. Это взрослое чувство, очень сильное и глубокое, подросток переживает впервые, и тогда весь мир для него начинает вращаться вокруг объекта привязанности. Успеваемость в школе резко снижается, отношения с родителями портятся, да и друзья-ровесники часто тоже не способны разделить переживаний влюблённого. Ситуация осложняется, если объект любви не отвечает взаимностью или хотя бы симпатией. В такой ситуации подросток особенно остро нуждается в поддержке, только вот получить её часто негде и не у кого.
- Глубинные психологические проблемы. Они могут быть незаметны со стороны, даже при тесном общении. Или же напротив, очень заметны. К примеру, замкнутый малообщительный ребёнок может страдать от одиночества, различных комплексов и непонимания со стороны сверстников. Или испытывать болезненный страх перед противоположным полом.
- Проявление протеста или бунта. Иногда истерика у школьника является ответом на запреты и ограничения свободы. К примеру, подростку не разрешают выходить из дома до тех пор, пока не выучит уроки. Истерика ребёнка-бунтаря, пожалуй, самая изматывающая, ведь с ней куда сложнее справиться. При неправильном подходе родителей такое поведение может привести к большим проблемам в будущем.
Истерики бывают разовыми и регулярными, их могут запускать различные факторы и ситуации. Простой пример: умерла кошка. Ребёнок, узнав об этом, начинает плакать и не может остановиться. Когда всё-таки останавливается, снова плачет. Отказывается от еды и развлечений, не может нормально спать всю неделю, подушка постоянно мокрая от слёз, вид подавленный, состояние крайне угнетённое. Он переживает из-за смерти любимого питомца, и это уже само по себе достаточный повод для истерики. Но может быть и так, что эмоциональные срывы случались и раньше, правда, не столь сильные. Возможно, что-то тяготило ребёнка, и смерть кошки стала последней каплей.
Другая ситуация – истерики во время выполнения домашнего задания. Если они становятся постоянными, это тоже сигнал о проблеме и серьёзный повод обратиться к детскому психологу.
Что делать, если ребёнок дерётся
Что делать, если ребёнок дерётся?
Если вы заметили, что ребёнок очень сильно дерётся, нужно срочно предпринимать меры, чтобы отучить его от «вредной привычки». При этом нужно учитывать его индивидуальные и возрастные особенности, каждая из которых потребует особого подхода. Но самое главное — постараться устранить первопричину такого поведения.
Заняться воспитанием
- Хотите отучить ребёнка драться? Как только он снова начинает махаться, не бойтесь показывать ему своё недовольство, но при этом умейте контролировать свои эмоции. Нужно снять его с рук, увести домой с улицы, прекратить игру.
- Не нужно читать маленькому ребёнку долгие и нудные лекции о том, что драться — плохо. Достаточно сказать ему об этом в 2-3 предложениях, коротко и ясно, чтобы он вас понял.
- Дома нельзя устраивать скандалы с кем бы то ни было из домашних.
- Постарайтесь объективно взглянуть на свои отношения с ребёнком. Перестаньте постоянно опекать его. Или наоборот: ежедневно показывайте ему, как сильно вы его любите и как много он для вас значит.
- В последнем, кстати, нуждаются все дети. Помните: если ребёнок вырос в заботливой, дружной семье, он никогда не будет драчуном.
Проводить с ним больше времени
- Постарайтесь больше времени проводить с ребёнком.
- Чаще берите его с собой в поездки.
- Ходите в кино.
- Дома вместе смотрите мультфильмы, заранее подбирая их сюжет. Главные герои должны помогать друг другу, делать что-то вместе, приходить к выводу, что ссориться и драться нельзя: гораздо лучше жить в мире и согласии.
- Гуляйте вместе.
- Посещайте зоопарки. Как утверждают психологи, наблюдение за животными рождает чувства умиления и сострадания.
- Среди компьютерных игр, в которые играет ребёнок, не должно быть тех, в которых много крови и стрелялок. Они должны быть развивающими, добрыми, снимать напряжение, способствовать сплочённости. С их помощью он должен понять, что решать проблемы нужно не кулаками, потому что есть много других способов. Поиграйте в такие игры на двоих вместе.
Попросите помощь у профессионала
- Попробуйте решить проблему с воспитателями. Спросите их профессионального мнения, что делать, если ребёнок дерётся в садике. Они расскажут о его поведении вне дома — это позволит понять, что с ним происходит и как ему помочь.
- Не стесняйтесь записаться на приём к детскому психологу: чем раньше начнёте действовать, тем быстрее трудность будет преодолена.
Так что прежде всего постарайтесь понять, почему ребёнок дерётся, чтобы научить его контролировать собственные эмоции. Ведь именно родители должны показать ему, что агрессию нужно подавлять, что всегда есть культурные и цивилизованные способы разрешения конфликтных ситуаций. Имейте в виду: если маленький человечек сжал кулачок — несмотря на свой возраст, он уже способен на сильные эмоции и чувства, которые вы должны направить в нужное русло.
Общение без истерик
Напоследок приведем несколько правил от нашего эксперта.
Для того, чтобы истерики не стали формой манипулирования взрослыми, нужно:
- Обучать малыша социально приемлемым способам выражения гнева, которые не будут приносить вреда окружающим (порычать, потопать ногами, поколотить подушку). Давать возможность иногда просто «побеситься» (прекрасная разрядка накопившегося раздражения);
- Учить понимать свои чувства и говорить о них;
- Говорить с ребёнком о чувствах и интересах других людей, учить относиться к ним с уважением;
- Регулярно устраивать активные игры, в которых дети тренируются управлять эмоциями (подушечные бои, «снежки», салки и т.п.);
- Полностью отказаться от физических наказаний, никогда не отвечать агрессией на злобное поведение малыша;
- Быть примером доброжелательного отношения к людям.
Причины аденовирусной инфекции
Аденовирусы распространяются воздушно-капельным путем, то есть заразиться можно, если кто-то по соседству чихает или кашляет. При этом картина заболевания у носителя инфекции не обязательно должна быть выраженной, заболевание может протекать и в смазанной форме. При этом аденовирус может выделяться в течение двух недель с момента начала болезни.
Другой путь распространения аденовирусной инфекции – фекально-оральный. Этот механизм заражения типичен для детей, которые не могут самостоятельно следить за личной гигиеной и чистотой рук. С фекалиями аденовирусы выделяются в течение полутора месяцев.
Возможен также и бытовой путь, когда аденовирусы переносятся посредством предметов быта.
Воротами, через которые инфекция попадает в организм, является слизистая
верхних дыхательных путей, также возможно проникновение через конъюнктиву —
прозрачную слизистую оболочку глаза. Аденовирус поражает клетки слизистой,
размножается в них, откуда попадает в кровь и разносится по всему
организму.
Ночные приступы
У некоторых детей чаще истерики возникают в ночное время. Ребенок просыпается посреди ночи, начинает кричать, но непонятно что на самом деле ему нужно. Все попытки родителей выяснить это не заканчиваются успешно. Иногда даже неясно спит малыш или находится в сознании.
Среди причин ночных истерик можно выделить несколько:
- Ночные кошмары. Карапуз просыпается весь вне себя, никого не узнает. Мечется в страхе, отталкивает маму и папу, бьет окружающих или себя. Такие истерики не несут в себе патологии и не говорят о нарушениях психики. С возрастом это обычно проходит. И, как правило, на утро малыш уже не помнит о ночных кошмарах.
- В начале посещения детского сада в первые недели, когда ребенок еще не адаптировался. В это время происходит перестройка психики, в связи с чем возникает сильный стресс.
- День был чересчур насыщен событиями и эмоциями в результате частых походов по гостям или недостатка дневного сна.
- Рождение брата или сестры. Маленькие дети очень ревнивы и не хотят делить любовь родителей еще с кем-то. Днем у них получается в большей степени сдерживать негативные эмоции, а ночью нет.
Опыт из жизни:
“Дочке 1 год и 9 месяцев. В последнее время она стала очень раздражительной, стала чаще плакать и подолгу. Ничем не могу отвлечь и успокоить. Но еще хуже становится когда ложимся спать или ночью. Когда наступает время для сна, она не выказывает недовольства и собирается без проблем.
Но перед самым засыпанием сваливается куча причин и предложений, что еще нужно сделать: попить, поиграть, читать, на горшок. Я даю стакан с водой, она протягивает руку и тут же отталкивает с раздражением, потом снова собирается спать.
Потом вдруг на горшок, садится и тут же встает. А потом писает в штанишки и сама злится от этого. Такая история может продолжаться по часу, и за ночь раза 2. Ребенок весь измучился и не может справиться с этим. Я тоже уже не знаю чем помочь, подскажите, пожалуйста, как быть в такой ситуации?”
Консультация психолога:“Такое поведение у детей может быть по нескольким причинам:
1) Изменения в жизни (переезд в другое место, начал ходить в садик, развод родителей) 2) Заболевание. В таком случае нужно показать малютку неврологу. Необходимо выяснить первопричину и уже из этого корректировать поведение. В любом случае малыш нуждается в поддержке, ласке и любви. Если причина кроется в изменении окружения, целесообразно подстроить обстановку под крошку.”
Возможные причины истерик
Родителям важно осознать, что в 5 лет наступает кризисный период в жизни, когда дети начинают часто капризничать, замыкаться в себе. В период кризиса пяти лет ребенок может:
В период кризиса пяти лет ребенок может:
- замыкаться в себе, быть менее разговорчивым, перестать делиться с родителями своими радостями и победами;
- стать неуверенным в себе, бояться новых дел, выглядеть напуганным;
- раздражаться и злиться, грубо себя вести со старшими и даже сверстниками;
- закатывать истерики без особого основания, долго плакать;
- копировать манеру поведения своих родителей, имитировать ситуации из жизни;
- отстаивать свои права, требовать больше свободы, говорить о самостоятельности.
Если ребенок правильно развивается, то уже к пятилетнему возрасту он способен неплохо разговаривать и рассказывать о своих насущных потребностях. Он начинает пристально наблюдать за взрослыми, слушать, о чем они говорят, и желает находиться в кругу толпы. Маленькие дети хотят быть похожими на взрослых, копируют их манеру поведения, чтобы их также считали большими.
У детей головной мозг уже хорошо развит, они учатся проявлять самообладание, контролируя свои эмоции и чувства. В этот период у дошкольников особенно развито воображение, они любят фантазировать, складывают свое личное представление об окружающем мире. Их привлекает все то, что творится вокруг них, они начинают рассказывать вымышленные собственные истории.
В возрасте 4-5 лет для ребенка важное место в жизни занимает общение с другими людьми, со сверстниками. Если нет возможности поговорить с кем-то или тяжело добиться расположения других, то дитя может чувствовать одиночество
Это становится одной из причин кризиса, что в результате приводит к истерикам и капризам.
Функциональная диарея, понос хронического типа и острый
Пищеварительная система маленького ребёнка предрасположена к появлениям расстройств желудка острого характера и быстрому развитию различных осложнений поноса, приводящих к любым негативным последствиям, а также к обезвоживанию.
Понос может возникать на фоне вирусных либо бактериальных факторов. Также понос может стать следствием продолжительного лечения ребёнка антибиотиками. В такой ситуации понос относится к категории острых.
Продолжительность поноса — около месяца, — говорит о хроническом характере недуга.
К функциональной диареи можно отнести понос, при наличии которого не нарушается состояние малыша, а также его физическое развитие. Но и при таком виде поноса рекомендуется тщательно наблюдать за проявлением симптомов обезвоживания.
признаки поноса у ребенка
Как правило, острое проявление поноса без повышения температуры тела ребёнка говорит о наличии каких-либо кишечных заболеваниях или вирусных инфекций. При остром поносе следует обратиться ко врачу. При этом ребёнок должен получать питьё в больших количествах, а также растворы с глюкозой и солью.
Наличие хронического поноса свидетельствует о проблемах с моторикой кишечника.
Как бороться с истерикой?
Истерики у ребенка 5 лет, причины могут быть разные, но если такое случилось:
Не оставляйте малыша одного в момент истерики. Многие родители советуют друг другу оставить ребенка в покое, пусть покричит и успокоится. Этого делать нельзя! В таком эмоциональном состоянии нельзя ребенка оставлять одного. В момент истерики может даже произойти остановка дыхания.
Не доводите ребенка до крайнего состояния, когда он станет неуправляемым
Если вы видите, что малыш на грани, нужно подойти к нему, взять на руки и постараться переключить его внимание.
Нужно стараться слышать своего ребенка и понимать взаимосвязь события и такой бурной реакции на него. Нередко проблема настолько проста, что каприза или истерики могло и не быть
Родители должны быть наблюдательны к тому, что малыш им пытается донести.
Ребенок в 4 года закатывает истерики
Как упоминалось выше, такая реакция зачастую проявляется по причине ошибочного поведения взрослых в подобных ситуациях. Чаще всего такие детки не знают слова «нет», так как зачастую им все разрешается и позволяется со стороны родственников.
Малыши в этом возрасте очень сообразительны и наблюдательны. Они прекрасно знают, если запретила мама, то можно подойти с этой же просьбой к бабушке или папе, они, возможно, не откажут. Чтобы таких ситуаций не возникало, следует определить со всеми членами семьи список разрешенных и запрещенных вещей. Старайтесь в воспитании крохи придерживаться единого мнения и быть последовательными. То есть, если мама запретила, то остальные должны тоже придерживаться данной позиции.
Каковы могут быть причины боли в горле?
Чаще всего боли в горле вызываются вирусами. Реже ангины возникают из-за бактериальных инфекций. Вирусные патогены, такие как короновирус, риновирус, аденовирус, грипп и парагрипп являются наиболее распространенными и обычно проявляются как простуда. Другие вирусные инфекции, которые могут проявляться болью в горле, — это вирус Эпштейна-Барра и ВИЧ, которые приводят к развитию боли в горле на начальном этапе заболевания.
Рецидивирующая ангина может возникать из-за цитомегаловируса или грибковых инфекций у маленьких пациентов с иммунодефицитом.
Среди бактериальных инфекций бета-гемолитический стрептококк группы А (БГСА) является наиболее частой причиной бактериальной ангины. На него приходится 15–36% случаев острого фарингита у детей в развитых индустриальных странах. Другими возбудителями могут быть стрептококки типа C и G.
К более редким причинам боли в горле относится инфекция золотистым стафилококком, микоплазмой, Chlamydia pneumoniae, Moraxella catarrhalis и Yersinia.
Инфекция Fusobacterium necrophorum — необычная инфекция, которая начинается с лихорадки и боли в горле, и может впоследствии перерасти в синдром Лемьера, который характеризуется заражением крови, тромбозом внутренней яремной вены и, по крайней мере, одним метастатическим очагом инфекции.
Еще одна группа причин боли в горле у детей – это перитонзиллярные, заглоточные и боковые глоточные абсцессы, которые возникают из-за распространения инфекции из локальных источников, например, при бактериальном тонзиллите. Наряду с лихорадкой и болью в горле в этих случаях могут присутствовать другие симптомы, такие как болезненное глотание, слюнотечение, тризм, видимая припухлость под нижней челюстью и отклонение язычка в противоположную сторону от очага воспаления.
Причиной болей в горле может быть и аллергия, особенно когда она осложняется назальным кровотечением. Раздражители, такие как пыль, табачный и ил печной дым, химические загрязнители атмосферы могут приводить к хроническим болям в горле.
Длительный разговор на повышенных тонах, крик в течение длительного времени также приводят к болям в горле.
Боль в горле также может возникать из-за повреждения гортани желудочным соком при гастроэзофагальной рефлюксной болезни (ГЭРБ).
Как помочь предотвратить агрессивное поведение
Вот профилактические меры.
Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.
Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.
Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.
Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.
Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.
Особенности протекания истерики
Истерический приступ у детей (неважно, в каком возрасте – в 2, 3 года, в 7 или 8 лет) характеризуется эмоциональным возбуждением, агрессивностью, которая может быть направлена на окружающих или на самого себя. Ребёнок начинает рыдать, кричать, падать на пол или землю, стучать головкой о стену или расцарапывать своё тело
При этом он практически полностью «отключается» от реальности: не воспринимает слова других людей и не ощущает боли
Ребёнок начинает рыдать, кричать, падать на пол или землю, стучать головкой о стену или расцарапывать своё тело. При этом он практически полностью «отключается» от реальности: не воспринимает слова других людей и не ощущает боли.
В особо тяжёлых случаях встречаются непроизвольные судорожные реакции, которые известны в медицине под названием «истерический мост». Тело малыша выгибается в виду дуги, а его мышцы становятся напряжёнными.
Следует отличать истеричный приступ и каприз. Первый характеризуется непроизвольностью. Капризное же поведение – это преднамеренный шаг, в основе которого желание обладать какой-либо вещью. Подобные приёмы частенько входят в «арсенал» детей, склонных к манипуляционным действиям.
Истерика у маленьких детей чаще всего обычно протекает по схожему сценарию и включает в себя несколько стадий. Каждая из них характеризуется определёнными симптомами, знать которые нужно обязательно, поскольку это поможет быстрее прекратить приступ.
Основные стадии истерического приступа у детей:
- Предвестники. Перед «концертом» ребёнок 2 или 3 лет начинает высказывать неудовольствие. Это может быть хныканье, сопенье, длительное молчание или сжимание кулачков. В этот момент истерику ещё можно предотвратить.
- Голосовая. На этом этапе ребёнок начинает кричать, причём так громко, что может напугать окружающих. Требовать остановиться бесполезно – он оторван от реальности и никого не слышит.
- Моторная. Начинаются активные действия ребёнка – бросание вещей, топанье, катание по земле или полу. Эта фаза представляет для малыша наибольшую опасность, поскольку он может травмироваться, ведь боли он не ощущает.
- Заключительная. Получив «разрядку», истеричные дети ищут поддержку и утешение у родителей. Малыши устали физически и морально, так как столь сильное эмоциональное потрясение забирает у них много сил.
Обессиленный ребёнок обычно быстро засыпает, причём его сон будет достаточно глубоким.
Практические советы от доктора Комаровского:
Правильный режим дня является основой формирования ребенка. Прогулка, кормление, сон и игра — все должно иметь порядок, привычный для малыша.
Полноценный детский сон должен быть обеспечен родителями. Количество истерик уменьшается, если он хорошо выспался.
Если малыш хорошо разговаривает, научить его выражать словами свое недовольство ситуацией
Показать действиями, что когда малыш говорит, то его слышат и обращают на него внимание.
В случае изменений в привычном режиме дня, ребенка предупредить заранее. Спокойно рассказать, тогда он не будет пугаться неожиданных перемен.
Не допускать в один день большого количества раздражения и новых впечатлений.
Как только ребенок начинает выражать симптомы недовольства, сразу их мягко пресекать
Иногда, если ситуация не принципиальна, стоит уступить.
Такие рекомендации являются лучшими помощниками. Но, как бы вы ни старались пресечь, детские истерики 2-3 года (доктор Комаровский) признает, что полностью они не исчезнут. Наступит момент, и они все равно появятся в вашей семье.
Причина № 3. Мне жарко (холодно)
Температура очень важна для хорошего самочувствия и настроения крохи. В комнате, в которой находится ребенок, нужно поддерживать постоянную температуру (22 – 24 °С — для новорожденных, 20 – 22 °С — для более старших детей).Как создать комфортную температуру
- Потрогайте плечики, спинку или запястья малыша: если они горячие и потные — малыш перегрелся, если прохладные — мерзнет;
- Если малышу жарко, раскройте его, снимите один слой одежды, переоденьте в сухое белье;
- Если малыш замерз, заверните его в одеяло, возьмите на руки, приложите к груди. Когда кроха согреется, перед тем как положить его в кроватку, не забудьте надеть на него еще один слой одежды;
- На будущее: не следует кутать ребенка — одежда малыша должна быть свободной и дышащей, из натуральных тканей, например из хлопка. Перегрев дети переносят гораздо тяжелее, чем переохлаждение, и это всегда стоит иметь в виду, одевая кроху.
Переутомился (перегулял)
Детские капризы по вечерам для любой мамы не являются сюрпризом. Так всегда бывает, если, например:
- ребенок плохо спал днем или пропустил дневной сон;
- накануне он общался с другими детьми, получил большую эмоциональную нагрузку;
- его вовремя не уложили спать.
Избежать таких ситуаций достаточно просто. Нужно:
- организовать и соблюдать режим дня;
- в течение дня выделить и равномерно распределить время для игр, активности, прогулки, отдыха и сна.
Другая ситуация складывается, если эмоциональная возбудимость – особенность нервной системы ребенка, которую нельзя так просто контролировать. Эта особенность влияет на самочувствие малыша, сказывается на его физическом и психологическом воспитании. В данном случае необходимо развивать и закаливать нервную систему. Как это сделать, подскажет детский невролог.
Особенности возраста
Прежде чем перейти непосредственно к факторам, которые провоцируют возникновение детской истерики, нужно подробнее остановиться на особенностях развития трёхлетних ребятишек.
Примерно в 3 года (плюс-минус 7 или 8 месяцев) у детей начинается период, известный под названием «кризис трёхлетнего возраста». С этого момента ребёнок осознаёт себя отдельной от родителей личностью, у него появляется стремление к самостоятельности.
О таком психологическом явлении, как кризис трёх лет, более подробно можно узнать из другой статьи детского психолога. В этом материале множество полезных советов, в том числе и по борьбе с истеричным поведением ребёнка.
У всех детей подобный кризисный период может проявляться по-своему, но обычно психологи выделяют своеобразное семизвездие признаков:
- негативные реакции;
- строптивое поведение;
- упрямство;
- деспотические замашки;
- обесценивание;
- своеволие;
- протестные реакции.
Казалось бы, в 2 годика малыш был такой послушный, а сейчас начинает всё делать «назло»: снимает одежду, если его просят укутаться; бросает игрушку, если просят её поднять.
Истерики в это время встречаются достаточно часто, в особо тяжёлых ситуациях кроха капризничает по 7 или 8 раз на дню (конечно, классические истерические припадки бывают гораздо реже).
Когда ребёнку исполняется четыре года, истерики постепенно сходят на нет, поскольку в детском арсенале появляются другие, более совершенные методы выражения собственных эмоций и желаний.
Истерика у школьника – это нормально?
Школьный период состоит из 11 лет. Согласитесь, между первоклашкой и выпускником разница есть, и она очень велика. Бывает так, что ребёнок ещё психологически не готов к школе, особенно если школа – его первый «отрыв» от семьи. Новая социальная роль, изменение всего уклада жизни, введение оценочной системы деятельности ребёнка, жёсткая необходимость подчинять своё поведение требованиям учителя – всё это стрессовые факторы, связанные с началом обучения. Не всем детям удаётся успешно с ними справиться, и появившиеся истерики у младшего школьника могут быть одним из признаков психологического неблагополучия.
Кроме того, у школьников могут сохраняться те самые ложные истерики, целью которых является манипуляция. Происходит это из-за ошибок в воспитании, вызванных неопытностью родителей и другими факторами. Бороться с ними нужно теми же методами, о которых мы говорили в цикле статей про дошкольников.
Лечение эпилепсии
Сейчас для лечения эпилепсии широко применяют противосудорожные препараты. Их назначают в малых дозах, постепенно доводя до концентрации, достаточной для прекращения приступов. Препарат отменяют в случае, когда приступы не повторяются более 4-ех лет при нормальных показателях ЭЭГ. Иногда лекарства приходится принимать пожизненно, сочетать два и более препаратов, однако это оправдывается существенным повышением качества жизни больного.
Если было выявлено, что причиной судорожных припадков являются новообразования в мозгу, проводится хирургическое лечение.
В клинике «Семейный доктор» предоставляют все необходимое для диагностики этого опасного заболевания:
- консультацию профессионального невролога-эпилептолога;
- электроэнцефалографию (ЭЭГ) бодрствования и дневного сна;
- видео-ЭЭГ мониторинг дневного сна (ВЭЭГМ);
- ультразвуковое обследование;
- лабораторные анализы;
- дополнительную консультацию специалистов для уточнения причины возникновения судорожных припадков (психолога и психиатра, кардиолога, эндокринолога, гастроэнтеролога и других).
ЭЭГ и ВЭЭГМ могут быть проведены в один и тот же день. В этот же день можно записаться на консультацию эпилептолога.
Не откладывайте визит к врачу, диагностику необходимо проводить после первого же приступа! Чем раньше начато лечение, тем больше вероятность, что ваш ребенок сможет излечиться.
В клинике «Семейный доктор» прием ведет опытный эпилептолог – врач-невролог, специалист, способный вовремя распознать судорожный припадок и назначить эффективное лечение. Он знаком с особенностями протекания заболевания у детей самого раннего возраста.
+7 (495) 775 75 66
Откуда взялись капризы?
Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».
Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.
Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.
Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.