Дошкольник не хочет учиться читать. что делать?
Содержание:
- Дети-«глазастики» и дети-«ушастики»
- Ребенок 12 лет не хочет учиться
- Методика имеет значение
- Для детей постарше
- Что важнее – процесс или результат?
- Три характерные ситуации
- Ребёнок лентяй, не читает вообще! Взрослые отговорки
- Почему ребёнок не хочет читать
- Ребенок не хочет ходить на курсы
- Чтение «для школы»
- Как приучить к чтению малыша, которому ещё рано читать?
- Возможные причины
- Причина 2 – индивидуальные особенности
- Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?
- Несколько примеров
- Почему дети перестают читать
Дети-«глазастики» и дети-«ушастики»
Иногда бывает так: родители вовсю подсовывают ребенку интересные и полезные книжки, и читает-то он вроде неплохо, и в отсутствии рвения к учебе его не упрекнешь – а вот художественную литературу «для души» ребенок читать не любит! Да и за «программные» произведения садится с тяжким вздохом — «потому что так надо»!
То есть один человек лучше воспринимает и запоминает информацию, поступившую через зрительные образы – нечто увиденное (в том числе и прочитанное!). По-научному таких людей называют «визуалы». А люди-«аудиалы» лучше взаимодействуют с информацией, полученной через слух – устной речью, музыкой и т.п.
И если ребенок-«глазастик» (то есть визуал) может на уроке прослушать учителя «вполуха», зато отлично запомнит содержание большого параграфа учебника, то «ушастик» будет вникать в устные пояснения, а чтение считать лишь неизбежным малоприятным дополнением учебного процесса. Логично, что и чтение «для себя» такой ребенок вряд ли полюбит.
Ребенок 12 лет не хочет учиться
Дочери 12 лет, и она не хочет учиться. Игнорирует просьбы матери помочь по дому и перестала делать уроки. При разговоре отстранена, может начать рисовать рожицы у себя на коленях. Просьбы, уговоры, назидания и даже крики не помогают. Девочка воспитывается мамой и отчимом, есть младшая сестренка.
Постоянные требования и упреки, оскорбления на повышенных тонах приводят к тому, что ребенок перестает реагировать на слова, абстрагируется. Садится делать уроки, а сам витает в облаках, рисует.
Девочка обладает зрительным вектором, который не развивается в должной мере. Талант к рисованию был заброшен так же, как и участие в театральном кружке. После чего интерес к учебе пропал. Она перестала читать книги, хотя любила это занятие в детстве.
Рекомендация психолога:
Направить в правильное русло энергию ребенка. Воспитывать и развивать природные таланты девочки. Вовлечь в чтение классической литературы. Это поможет развить чувственность, создать внутренний нравственный стержень и задать правильные ориентиры для выбора будущей профессии.
Для того, чтобы мама лучше понимала, как правильно воспитывать детей, и не делала ошибок в воспитании, рекомендовано пройти тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Это поможет ей самой сохранять внутреннее гармоничное состояние и давать детям чувство защищенности и безопасности.
Ребенок 13 лет не хочет учиться
Родители в разводе. Папа в воспитании сына не принимает никакого участия. Алименты не платит. Мама много работает, старается обеспечить ребенка всем необходимым и восполнить нехватку отца.Мальчик ни в чем не нуждается, но очень обижен на папу за то, что тот бросил их. Завидует одноклассникам, у которых полные семьи. Именно после развода подросток перестал обращать внимания на учебу, стал плохо учиться.
Рекомендации психолога:
Ребенок зависит от маминого настроения и состояния. Мама, обиженная на мужа, передает состояние ребенку. Дети — отражение родителей. Но за это их не нужно винить, как часто делают родители, сравнивая поведение сына с поступком бросившего семью отца.
Маме — пройти тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Ей необходимо избавиться от плохих состояний, страхов за будущее, обид на мужа, научиться понимать себя и быть счастливой. Тогда ребенок почувствует и заразится энтузиазмом. Его желания не будут блокироваться криками, маминым раздражением, лишним контролем и плохим настроением.
Перестать сравнивать характер мальчика с поведением отца. Через суд добиться уплаты алиментов. Научиться понимать, что скрывается за каждым словом, действием, за каждым «хочу» и «не хочу» сына. Только когда мама понимает ребенка больше, чем он сам, она способна выровнять его внутреннее состояние, направить его мысли на удовлетворение природных желаний и развитие талантов и вернуть интерес к учебе.
Методика имеет значение
И определяется возрастными особенностями развития ребенка
По складам русских людей учили читать с древности.
Постепенно складовой метод упростился. Склад – это 1 или 2 буквы (согласная плюс гласная). Так будут выглядеть слова, разделенные на склады: с-то-л, ка-р-ти-на, а-р-бу-з, се-мь-я.
Складовой метод при обучении детей использовал Л.Н.Толстой, впоследствии этот метод доработал в 90-х годах преподаватель-филолог Н.А Зайцев.
Он расположил склады в таблице и на гранях кубиков (кубики Зайцева). Все склады известны, ребенок смотрит, пишет, играет и постепенно запоминает их.
Такое обучение подходит для младших дошкольников: склад воспринимается, запоминается и произносится ребенком как единое целое. При последовательном произнесении складов получается все слово.
Звуковой (фонетический) метод обучения чтению позаимствовало русское дворянство во второй половине 19 века из немецкого языка.
В нем каждая буква (точнее звук) нанизывается, как бусинки на нитку друг к другу. Этот метод взяла за основу, развила и модифицировала советская педагогика.
Если вы отдадите ребенка на подготовку к школе в школу, там его будут учить таким методом. При таком подходе заучиваются отдельные буквы (звуки), с помощью которых ребенок учится составлять и разбирать слова.
Для обучения чтению звуковым методом ребенок должен дорасти.
Аналитико-синтетические функции мозга, необходимые для обучения ребенка этим методом
(проанализировать слово, разложить его на звуки и синтезировать их обратно в слово) возникают у ребенка после 6-7 лет.
Так что вполне естественно, что дети могут испытывать с этим трудности.
Кроме того, детям дошкольного возраста важно играть. Игра – их возрастная особенность.
Важно не лишать ребенка этой потребности в угоду занятиям
Причина 3 Организационная. Неподходящая методика обучения, не соответствующая возрастным особенностям.
Мы далеки от того, чтобы противопоставлять звуковой и складовой методы. В защиту каждого из них написано немало литературы.
Но если вы замечаете, что проблемы в отношении ребенка к занятиям чтением связаны именно с непониманием того, что вы ему объясняете, вполне вероятно,
что вы столкнулись именно с этой трудностью.
Решение 3 Сделайте перерыв в занятиях на 1-2 недели, а дальше попробуйте заниматься по другой методике, другим пособиям.
Встраивайте ваши занятия в игру или наоборот – игру в занятия. Фантазируйте, придумывайте, пробуйте.
Если говорить о «Читании», то в приложении есть элементы как звукового («город Букв»), так и складового («город Складов», «долина Слов») подходов, хотя центральным является все-таки складовой метод.
Но главной его особенностью мы считаем все же не это, а то, что «Читания» возвращает ребенку радость и смысл обучения чтению, превращая его
в большое путешествие по волшебной стране, в котором главная цель – спасти волшебную страну. А для этого нужно уметь… да – читать. Ребенок играет и не замечает, как учится.
Приложение не исключает родителей из процесса обучения, но делает ваши занятия с ребенком интереснее.
Итак, резюмируем.
1) Сделайте акцент в обучении на процесс. Настройтесь, что обучение чтению может занять время.
Пусть другие родители хвалятся, «как их ребенок быстро научился читать», а у вас другая задача – научиться понимать своего ребенка,
заметить его сильные и слабые стороны.
Получить совместное удовольствие от освоения этого первого сложного учебного навыка (ребенок учится читать, а вы учитесь учить ребенка).
Главное, каждый раз, усаживаясь заниматься, вспоминайте: вы не учите ребенка читать, вы учите его любить чтение.
От этой простой установки все, что вы делаете, изменится.
2) Наберитесь терпения. Поддерживайте ребенка. Вместо акцента на том, что научиться читать легко, сделайте акцент на том,
что верите и не сомневаетесь, что он научится читать. Радуйтесь каждому достижению.
3) Выбирайте методику обучения чтению, а также степень игровой подачи материала в соответствии с возрастом ребенка.
Если что-то не получается – делайте перерыв в занятиях и пробуйте другие способы.
Во всех непонятных случаях, вам поможет приложение ЧИТАНИЯ, которое было создано, чтобы ребенок играл и учился читать сам,
с интересом и желанием продвигаясь вперед.
Успешных вам учебных практик с детьми!
Читайте наш новый материал с обзором методик:Как научить ребенка читать? >
Еще статьи >
Для детей постарше
Для детей постарше достаточно того, что вы их просите почитать вам на кухне, потому что вы устали и хотите просто послушать неспешное чтение. Искренность в просьбе всегда найдет отклик у ваших детей. Будьте действительно заинтересованы в том, что предлагаете своим детям. Неискренность они очень чувствуют. Даже если вы устали и после его чтения уснули, будет куда лучше, чем кричать: «Отойди, не видишь, мама после работы устала!» Если вы целый день дома, то оставьте все дела, сядьте рядом и станьте заинтересованным слушателем.
Любите своих детей! Не переносите свою усталость на них. Удачи вам в этом нелегком занятии — быть родителем.
Что важнее – процесс или результат?
В погоне за результатом мы упускаем главное
Таким образом, большинство родителей стремятся научить ребенка читать, чтобы подготовить его к школе, и формулируют свою задачу примерно так:
«Я учу ребенка читать, чтобы в первом классе он чувствовал себя не хуже других.
Чтобы проще адаптировался, привык к школе, чтобы на первых порах ему было легче учиться»
При этом родители видят цель обучения чтению в следующем: ребенок знает буквы, соединяет в слоги, воспринимает слово целиком, читает предложения.
Как правило, добившись этого результата, родители останавливаются.
Часто останавливаются, когда ребенок пошел в школу, считая свою задачу выполненной.
Но существует вторая часть задачи «зачем я учу ребенка читать», которую родители обычно упускают из виду.
Это – долгосрочная цель, результат которой настолько далекий, что его можно не заметить. Вот она:
«Я учу ребенка читать, чтобы он полюбил чтение»
Ребенок, который полюбит чтение, будет читать много и с интересом, гораздо легче и быстрее научится извлекать информацию из текстов,
понимать разные тексты – художественные, научные, информационные, уметь их анализировать, выделять главное.
Не замечать в обучении чтению второй задачи все равно, что за деревьями леса не видеть.
Поэтому, кроме достижения непосредственного результата, важно сделать так, чтобы сам процесс обучения и чтения доставлял ребенку удовольствие. Вы читаете интересные книжки вместе (для дошкольников и начальной школы),
затем ребенок сам начинает читать книги, вы помогаете подобрать ребенку книги по возрасту и интересам, обсуждаете прочитанное
Формируете интерес к чтению до школы, поддерживаете его в начальной и средней школе.
Итак, причина 1 – взрослые требуют от ребенка результат – уметь читать бегло, владеть техникой чтения.
Но не заинтересовывают самим процессом («читаю потому, что интересно»). В этом случае ребенок со временем также будет нацелен на результат («прочитаю сколько скажете, что скажете и отстаньте»).
Для ребенка чтение становится нежеланным и даже мучительным.
Решение 1: Переключитесь на процесс.
Уберите контроль и проверки. Не стремитесь убедиться,
что ребенок усвоил, понял что-то в технике чтения – все это стремление зафиксировать результат,
акцент на котором сейчас для вас с ребенком вреден. Как можно больше читайте с ребенком интересные вам обоим книги, обсуждайте.
Ребенок должен почувствовать, что читать – интересно.
Три характерные ситуации
Современные дети развиваются быстро, многие малыши знают азбуку и начинают читать в 2–4 года. Но это не их желание, а стремление взрослых не отстать от соседей, показать, что их сын или дочь самые способные.
Если метод обучения чтению в раннем возрасте используется в домашних условиях неправильно, дошкольников заставляют проглатывать массу томов неинтересной литературы, то события начнут развиваться по опасному пути.
Расскажем о трех распространенных ситуациях. Если узнаете в них себя, срочно обратитесь за консультацией для родителей к педагогу детского сада или учителю начальных классов.
Образованная интеллигентная мама решила, что ее сынок не будет похож на современных детей, книги станут его постоянными спутниками.
Чтобы малыш быстро полюбил читать, будем проводить с книгой целые дни. Если до школы он прочитает всю домашнюю библиотеку, будет самым умным в классе.
Семья направила все силы на обучение сына чтению. В 2 года Коля знал азбуку, в 3 читал слоги, к 4 годам — самостоятельно осваивал простые сказки.
Тогда перед детсадовцем выстроили ряд нужных книг, которые он должен прочитать до первого класса. Это были не сказки и стишки, а мифы разных народов мира, детские энциклопедии и другая полезная литература. Мама и папа помогали, как могли, убеждали, контролировали объем прочитанного.
Скоро Коля действительно стал самым осведомленным среди одногруппников в детском саду. Но замкнулся в себе, перестал общаться со сверстниками, родителями. После похода к психологу родители узнали, что Коля истощен. Он совсем не хотел читать тома неинтересных повестей и былин, но боялся наказания.
Это яркий пример нестандартного семейного насилия. Ребенок выполняет роль игрушки в руках мамы и папы. Взрослым нужно понять, что чтение не основной источник информации, для получения опыта в жизни необходимо общение с окружающими.
Нельзя растить малыша в изоляции, ставить перед ним невыполнимые задачи, даже если вы их бесконечно любите и желаете только лучшего. У ребенка, оказавшегося в подобной ситуации, нелюбовь к чтению разовьется очень быстро.
«Обучение чтению через компьютерные игры»
Полина в 4 года не знала букв и очень расстраивала этим маму. Родители не смогли без скандалов познакомить ее с букварем, поэтому решили сделать это с помощью компьютерных упражнений.
Девочке очень понравилась игра, она быстро усвоила все буквы, но одновременно увлеклась и другими интересными играми.
Она по-прежнему не хотела читать книги, но требовала компьютер ежедневно. Родители поставили условие, если Полина прочитает 1–2 страницы, то получит доступ к гаджету. Девочка читала со слезами на глазах, а потом бежала играть онлайн.
Проблема этой семьи в том, что они не поняли, чем поощрить дочь и как заинтересовать чтением. То есть заменили себя компьютерной игрой. Девочка получила знания, но не применяла их в реальности.
Компьютерные игры мешают развитию фантазии, силы воли, интуиции. Графика, интерактив делают за дошкольника половину работы. Использовать их нужно в минимальном количестве.
Чтение книг — тяжелый труд. Чтобы вообразить картинку леса, где потерялась Маша из сказки «Три медведя», нужно постараться. Но это развивает мозг и интеллект гораздо эффективнее.
«Ребенок читает быстро, но пока не понимает содержания. Мы считаем это нормальным».
Миша в 4 года научился быстро читать. В шесть лет книги поглощались одна за одной. Родители были рады успехам сына. Они похвастались знакомым его достижениями. Ребенка спросили, какая книга у него любимая. Умный парень не смог ответить. Его попросили рассказать, какую книгу он прочел сегодня, вчера? Ответа у ребенка не было.
Оказалось, что Миша не понимает прочитанного, а просто тщательно выговаривает звуки, складывает слова в предложения на радость маме. О содержании сказки не задумывается.
Такое чтение называется механическим.
Механическое чтение свойственно дошкольникам и взрослым детям, которые отмахиваются от учителей, родителей, делают уроки по принуждению, в уставшем состоянии. Чтобы избежать синдрома, нужно следить не только за скоростью речи ребенка при чтении, но разговаривать о сюжете, фантазировать о его продолжении, постоянно заинтересовывать новыми произведениями.
Ребёнок лентяй, не читает вообще! Взрослые отговорки
Хорошенько покопайтесь в памяти. Возможно, вы вспомните, когда в последний раз ребёнок видел книгу в руках у тех, кому он по всем законам природы подражает: у своих родителей. Когда вы вообще последний раз читали при нём что-либо, кроме квитанции на оплату коммунальных услуг или чека в супермаркете?
Человек начинает с подражания. Сначала он смотрит, как ходят другие, и начинает ходить. Потом подражает окружающим звукам и обретает речь. И после, когда речь заходит о таких вещах, как чтение, ему тоже нужен положительный пример. Вот и учится современный ребёнок «тонуть» в планшете, который ему сунули, «чтоб не мешался», или делать репосты «ВКонтакте», потому что мама круглые сутки этим увлечена.
Никогда не отговаривайтесь тем, что «мой папа тоже не любил читать» или «видимо, чтение не для него».
• Это социальный навык, его можно привить. Генетическая память не несёт в ДНК информации о том, что предки не любили читать.
• Предки всего человечества сидели на ветках и могли хватать еду ногами: это же не значит, что такие навыки должны сохраняться и у нас.
• Начните с себя. Ничто так не обнадёжит малыша, подражающего маме, как её одобрение.
Внешние факторы отсутствия тяги к чтению
Задумайтесь, постоянно ли в вашем доме включен телевизор, доступен ли с утра до вечера компьютер? Ничего удивительного, что ребёнок выберет более лёгкий способ получения информации, чем чтение, при котором нужно вчитываться, анализировать, иногда возвращаясь для осмысления к уже освоенным кускам текста. В телевизоре всё проще: картинки сменяют друг друга, всё легко и наглядно.
• Конечно, у одних детей есть склонность к чтению, у других — нет. Но эта причина – не повод отказываться от попыток.
• Возможно, у вас дома не принято проводить время за чтением, нет обычая собирать библиотеку.
• Возможно, печальный воспоминания о том, как вас принуждали читать насильственно, мешают вам быть убедительными.
• Возможно, чадо просто не воспринимает родителей в качестве учителей, поэтому и не желают подчиняться.
Не ревнуйте малыша к репетитору, если он в своих попытках окажется успешнее вас. Ведь речь идёт не о ваших амбициях, а о развитом и полноценном будущем вашего ребёнка.
Почему ребёнок не хочет читать
Задумайтесь, постоянно ли в вашем доме включен телевизор, доступен ли с утра до вечера компьютер? Ничего удивительного, что ребёнок выберет более лёгкий способ получения информации, чем чтение, при котором нужно вчитываться, анализировать, иногда возвращаясь для осмысления к уже освоенным кускам текста. В телевизоре всё проще: картинки сменяют друг друга, всё легко и наглядно.
• Конечно, у одних детей есть склонность к чтению, у других — нет. Но эта причина – не повод отказываться от попыток.
• Возможно, у вас дома не принято проводить время за чтением, нет обычая собирать библиотеку.
• Возможно, печальный воспоминания о том, как вас принуждали читать насильственно, мешают вам быть убедительными.
• Возможно, чадо просто не воспринимает родителей в качестве учителей, поэтому и не желают подчиняться.
Не ревнуйте малыша к репетитору, если он в своих попытках окажется успешнее вас. Ведь речь идёт не о ваших амбициях, а о развитом и полноценном будущем вашего ребёнка.
Чего категорически нельзя делать, если ребёнок не хочет читать?
• Орать безумным голосом на ребёнка и угрожать любым видом расправы: побью, не пущу гулять, лишу сладкого, пасть порву, моргалы выколю и так далее.
Так у будущего книжного червя разовьётся не любовь к Книге, а ассоциация её с постоянными угрозами в свой адрес. Этого ли вы добиваетесь?
• Сулить поощрения в виде материальных благ: денег, вещей и прочего.
Чадо, таким образом, не полюбит чтение, а просто научится торговать своим временем и манипулировать вами.
• Заставлять дочитывать заведомо скучную книгу.
Вы в неё сами-то заглядывали? И как?
• «Плюнуть» на эту проблему.
Успешность развития ребёнка по многим учебным дисциплинам зависит именно от чтения. Вы же хотите дать ему нормальное образование?
• Заменять книгу на телевизор.
Никакой фильм не заменит книгу по глубине и оригинальности образов, по возможности домыслить и дофантазировать. Ему наверняка подсунут Ассоль, которой он не ждал, и д’Артаньяна, которого сам ребёнок вообразил бы гораздо более эффектным и интересным. Однако, «зомбоящик» лишит его такого преимущества.
Используйте все запрещённые приёмы только в том случае, если хотите пожинать их плоды: находить на страницах книжек пакостные рисунки, сами книжки под окном во дворе или собирать по дому клочки бумаги, зверски выдранной из фолиантов. Ребёнок, который побоится надругаться над книгой, схитрит по-другому: он сделает вид, что читает или прочтёт заданное «через слово».
Ребенок не хочет ходить на курсы
Родители, которые со всей ответственностью подходят к воспитанию ребенка, могут заранее задумываться о его профессиональном будущем. Они обычно записывают ребенка на курсы по этим направлениям, а он зачастую сопротивляется и никак не хочет изучать программу. Причины здесь тоже могут быть разными.
Ребенку не подходит этот предмет
Родители могут считать, что английский язык необходим любому человеку для профессионального и личного развития, а ребенок при этом — совсем не хотеть учить его. В таком случае, не стоит всеми правдами и неправдами пытаться его освоить. Если дополнительные занятия и правильная работа с мотивацией не помогают, можно попробовать освоить другие языки или навыки. Возможно, они заинтересуют его больше, и он начнет учиться с удовольствием.
Ребенку не подходят эти курсы
При выборе курсов стоит обращать внимание на методы преподавания. Один из самых беспроигрышных вариантов — курсы с геймификацией: при таком подходе в обучение включают игровые механики
К сложным задачам добавляются раскраски, мультики и эстафеты, элемент соревнования. Учеба перестает быть скучной и неинтересной, ребенок начинает заниматься с удовольствием. Через такой подход можно полюбить даже те предметы, к которым не было изначальной предрасположенности.
Экономика образования
Геймификация в образовании: когда обычный курс становится квестом
Чтение «для школы»
Вернемся к чтению. Зачем ребенку читать? Здесь может быть несколько вариантов.
Самый очевидный – изучить те произведения, которые детям задают на уроках литературы. Надцель диктует решение – если ребенку тяжело дается именно процесс чтения, то той же самой цели можно достичь, прослушивая аудиокниги. В конце концов, заведите традицию семейных чтений и читайте ребенку вслух.
Еще вариант, если ваша цель – лишь положительные оценки по литературе, пусть ребенок читает длинные произведения в кратком изложении, а подробно изучает лишь отрывки, на которых акцентирует внимание учитель
Как приучить к чтению малыша, которому ещё рано читать?
Начинать надо тогда, когда вас осенит: у него осмысленный взгляд! Установлено, что дети, которым в младенчестве не позволяли издеваться над бумагой, где что-либо напечатано, бережнее и любовнее относятся к книгам в будущем. Но если ваш ребёнок уже не любит читать, это значит, что детинушка несколько подрос, и совет по бережности, как минимум, оказывается несвоевременным.
• Чем раньше вы начнёте читать малышу сказки, тем больше места надежде на пробуждение интереса к книге и к чтению.
• Яркие, красочные картинки в книгах привлекают интерес. Сначала карапуз будет только разглядывать и трогать красивые иллюстрации, не зная, что щупает и пытается пробовать на зуб будущий источник ценных знаний. Но к присутствию книги в своей жизни привыкнет. Книжки-игрушки для малыша – тоже штука полезная, и, помимо указанной выше роли, они будут исполнять обязанность тренажёра для пальчиков.
• Маленьким и любознательным хулиганам можно купить нервущиеся книжки, которые легко отмываются после любых приключений: обеда, купания, закапывания в песочнице — картонные, пластиковые, тканевые, даже деревянные!
• Книжную полку в детской комнате расположите как можно ниже – пусть у крохи будет доступ к литературе! Возможно, это будет его собственная небольшая открытая книжная полочка, до которой малютка дотянется без вашей помощи, когда ему заблагорассудится. Если чадо не видит постоянно книжек, то вряд ли почувствует к ним влечение.
• Если вы расположили старинное издание Гёте дореволюционного выпуска в пределах досягаемости полуторагодовалого книгочея, не жалуйтесь знакомым на вандализм бутуза. Сами виноваты: ребёнком руководит подогреваемый вами же интерес, а вовсе не ненависть к книжной продукции. Чаду невдомёк, что эта книга стоила целого состояния, и вы теперь разорены.
• Выбирая книжки для малыша, учитывайте нюансы оформления: хорошие иллюстрации — яркие, но без «кислотных» красок, крупный шрифт и качественная бумага. Чем младше читатель, тем крупнее должен быть шрифт в книжке.
• Также стоит предварительно ознакомиться с содержанием шедевра: от того, что вы подсунете ребёнку, зависит его дальнейший интерес. К тому же, текст должен соответствовать возрастной категории, указанной на обложке. Можно поискать в интернете отзывы о будущей покупке, написанные другими родителями или критиками.
• Сами не забывайте и чадо приучите к мысли, что лучший подарок– это книга. Если кроха будет получать прекрасные книжки сказок на день рождения, то потом, когда вырастет, превосходную иллюстрированную энциклопедию, то он будет дорожить книгами уже из-за того, что родители считают их хорошими подарками.
Возможные причины
Если ребенок не хочет учиться читать, наверняка, этому явлению что-то предшествовало, что-то повлияло на нежелание заниматься чтением.
- В современном мире дети имеют доступ к компьютеру, телевизору, планшету. Они предпочитают познавать информацию путем просмотра видеороликов, мультиков или сказок, то есть, просматривая меняющиеся картинки. Так как это сделать гораздо проще, чем заниматься чтением книг.
- Отсутствие примера для подражания. Если в семье не принято читать книги, малыш не видит, как это делают старшие братья, сестры или родители, не удивительно, что и у него не рождается данное рвение.
- Ребенок не хочет обучаться, когда родители заставляют его читать, если не воспринимает их в роли учителей.
- Неправильно подобранная книга. Если вы даете карапузу издание, в котором отсутствуют картинки, да еще и мелкий шрифт, не стоит удивляться, что ребенок отказывается читать такую книгу.
- Малышу просто сложно читать на начальном этапе знакомства с чтением. Карапуз может сидеть с книгой в руках, но совсем мало времени. На сегодняшний день это его предел. Не стоит это воспринимать, как нежелание заниматься чтением.
- Ребенок может отказываться читать, когда имеет плохое зрение. При этом он будет слишком близко или далеко удерживать книгу в руках. В такой ситуации стоит обратиться к окулисту и при необходимости приобрести очки.
Причина 2 – индивидуальные особенности
Наши дети отличаются темпераментом и уровнем развития познавательных процессов. Нужно понимать, что активным сангвиникам легче усваивать учебный материал, чем медлительным меланхоликам. Детки-флегматики часто становятся отличниками, благодаря своей уравновешенности и усидчивости. Холерики могут как страдать от своей нервной возбудимости, так и быть в выигрыше от умения выполнять учебные действия в быстром темпе.
Память, мышление и речь – своеобразные инструменты для усвоения знаний. Только у одних деток эти инструменты «качественные», а у других требуют совершенствования. Учите с детьми стихотворения, песни, пересказывайте сказки, разгадывайте загадки, занимайтесь по развивающим журналам. Тогда школьник легче запомнит правило, составит рассказ, решит математическую задачу.
Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?
Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие КНИГАМИ. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами «Лиза» — психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к Некрасову.
Если не вдаваться в методические подробности, могу только предостеречь ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению. Помните, в начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита? «Ка», «Эль», «Эм», «Эн» и т.д. Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы «Рэ», а есть буква «Эр». И старательно учить малыша называть буквы по имени. А потом недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав «ЭМ… А… ЭМ… А». Мама нервничает, ребенок с гневом отшвыривает книгу.
В эту же категорию попадает азбука с картинками («М» — машина и пр). Потенциально опасна такая азбука для малыша с тонким слухом. В частности, буква «М» может обозначать два звука (твердый) и (мягкий). Привыкнув ассоциировать букву «м» с «машиной» (где звук твердый), ребенок может споткнуться на чтении слова «мяч» (где звук мягкий).
Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода. И выберете то, что подходит вашему ребенку и… по душе вам (Мама тоже должна заниматься с удовольствием!) Наиболее действенные методики – по «складам» (кубики Зайцева) и метод целых слов (Г. Доман).
Сегодня я имела удовольствие познакомиться с книгой, предназначенной для «первого чтения». Слова там были разбиты на слоги (у меня через минуту зарябило в глазах от дефисов). Кроме того, слова зрительно казались длиннее (и страшнее), чем они есть. Но самое главное – это подбор лексики. Как вы думаете, надолго ли хватит четырех-/пятилетку, если первая книжка будет изобиловать, к примеру, эпитетами «вос-хи-ти-тель-ный» и «пе-ре-пон-ча-тый»? К сожалению, магазинные полки сейчас пестрят сомнительными шедеврами детской литературы.
Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать, если в этот момент он хочет поиграть со своей железной дорогой. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл и не исправляйте каждую.
Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!
Несколько примеров
Ситуация первая. Вы пришли с работы, а вам еще ужин готовить. Заранее попросите своего ребенка сделать импровизированный телевизор или радиостудию, но зачем — ему не говорите. Далее объявите, что сегодня он ведущий программы «В гостях у сказки» (если читать надо сказку) или «В гостях у …» (имя того писателя, которого они сейчас проходят). Можно представить, что вашего ребенка пригласили на радио, почитать аудиосказки. Проходить это может и на кухне, телевизор на кухне смотрят многие.
Ситуация вторая. Вы пришли с работы. Очень устали. Попросите вашего ребенка почитать вам что-нибудь от усталости (конечно, это домашняя работа). Вы садитесь в кресло, а может, ложитесь на диван, закрываете глаза и ваш ребенок, как доктор, читает вам «волшебное произведение». После прочтения случается чудо: вы «выздоравливаете».
Ситуация третья. Вечер. Уже поздно, но почитать нужно. Скажите ребенку, что вы ему в детстве читали на ночь, теперь его очередь почитать вам. Можно почитать младшим детям, если они есть, даже если они еще грудные. Можно притвориться, что вы уснули.
Ситуация четвертая. Ваш ребенок играет в школу. Урок чтения. «Ученики» сидят, слушают, потом ребенок кого-то просит пересказать и пересказывает с «учеником» в руках.
Почему дети перестают читать
Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»
Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.
Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем: