Сфинксы санкт-петербурга: какие тайны и суеверия с ними связывают

Утопленники и наводнения

Еще одна питерская легенда гласит, что египетские сфинксы указывают место утопленников. Рядом с ними действительно частенько обнаруживают тела, но ученые объясняют этот факт гидрологическими особенностями течений Невы.
Считается, что сфинксы на Университетской набережной защищают город от наводнений. До 1832 года уровень Невы сильно поднимался в среднем раз в 10 лет, но после появления египетских стражей в 1834 первое крупное наводнение случилось лишь через 39 лет (в 1863 г.), а затем спустя еще 31 год.
Ну а следующая катастрофа произошла уже после переименования города в Петроград. Потоп 23 сентября 1924 года сопровождался предзнаменованием – редким явлением северного сияния, которое отчасти приписывалось магическому воздействию то ли самих сфинксов, то ли магии их фараона. Разгул стихии власть восприняла как очередной вызов революции, а в народе говорили про кару за переименование города.
Среди официально погибших значилось 16 человек, 15 тысяч семей лишились жилья, два миллиона «квадратов» питерских мостовых были завалены обломками и уничтожены, из 47 разрушенных мостов 19 снесены потоком. Пока пролетарские газеты пестрили призывами объединяться против «слепого врага», люди молили пощады и у небесного покровителя Святого Петра, и у верных защитников-сфинксов. Позднее возник стереотип, что статуи сделали Неву более благосклонной к жителям (Неву сравнивали с Нилом, который благоволил и кормил древних египтян).

Строение и символизм

Важный символизм имеет место расположения памятника. Прямо напротив него через Неву открывается большая панорама на тюрьму «Кресты». Она стала легендарной благодаря тому, что в ней в советские годы находились в заточении многие политические заключённые. Именно эта тюрьма описана в поэме Анны Ахматовой «Реквием», посвященной сталинским репрессиям. Также недалеко (на Литейном проспекте, 4) расположен «Большой дом», построенный в начале 1930-х годах как резиденция ответственных за репрессии органов власти НКВД-КГБ (ныне здание занимает их наследница ФСБ). В нём пытали и убивали политических заключённых. Согласно городской легенде кровь убитых стекала из подвалов в Неву, окрашивая воду в красный цвет. По этой причине на находящемся между «Большим домом» и «Крестами» спуске к воде (в створе проспекта Чернышевского) ежегодно с 1988 года в первую субботу июня происходит возложение цветов на воду. Дело в том, что в то время не были известны места захоронения жертв, не было и памятника им.

Памятник состоит из двух смотрящих друг на друга статуй бронзовых сфинксов на пьедесталах и центральной части из каменных блоков.

Сфинксы являются переосмысленными образами своих древних собратьев на Университетской набережной, ставших одним из символов Санкт-Петербурга. Парные статуи расположены в 15 метрах друг от друга. Эти сфинксы представляют собой фигуры полуженщин-полульвиц, стилистически выполненных в подражании модерну. Они худые, на их зверином туловище проступают рёбра, на груди располагаются выразительные человеческие молочные железы. Голова посажена на сильно вытянутую шею, её венчают стилизованные египетские платок-немес и корона-пшент. Сами лица сфинксов по вертикали разделены на две половины. К жилым домам на набережной сфинксы обращены профилями юных женских лиц, а к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу — обнажившимися черепами. По мнению критиков «двуликие изображения символизируют жизнь и смерть, свободу и рабство, а также двойственность человеческой природы, способной как подниматься на высоты духа, так и опускаться до массовых убийств и уничтожения целых народов».

Высота сфинксов — 1,5 метра, параметры постамента — 2,3 х 0,8 х 1,8 метра.

Между сфинксами на гранитном парапете набережной из четырёх гранитных блоков создан крест. В нём имеется стилизованное окно тюремной камеры с решёткой также в виде креста. На верхнем блоке выбита надпись : «Жертвам политических репрессий». На нижнем закреплён венок из колючей проволоки. К парапету под ними приставлен пятый блок, на котором лежит книга.

По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Варлама Шаламова, Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Николая Заболоцкого, Даниила Андреева, Дмитрия Лихачёва, Иосифа Бродского, Юрия Галанскова, Александра Солженицына, Владимира Высоцкого, Владимира Буковского, Андрея Сахарова.

Между сфинксами и набережной выложен крест из брусчатки. Количество камней в ней не случайно, оно по замыслу авторов соответствует количеству репрессированных людей в СССР — по их подсчётам на 1 камень приходится 10 тысяч жертв.

Центральная часть и часть брусчатки. Восточный сфинкс. Вид в фас. Восточный сфинкс. Вид со стороны домов. Вид на мемориал и памятник Анны Ахматовой.

Тексты табличек

На постаментах сфинксов закреплены таблички со следующими текстами (слева направо):

Основание западного сфинкса:

Основание восточного сфинкса:

В основания пьедестала восточного сфинкса с северной стороны врезана табличка с текстом: «Михаил Шемякин / Памятник жертвам политических репрессий / установлен 1995 / Архитекторы Вячеслав Бухаев, Анатолий Васильев». Эта надпись повторена на английском языке. В том же месте западного сфинкса две таблички: «Скульптор: Михаил Шемякин / Архитектор: Вячеслав Бухаев / Архитектор: Анатолий Васильев» и «АО „Возрождение“».

Это интересно: Достопримечательности Санкт-Петербурга, любимые места горожан

Характер

По своему характеру петерболды дружелюбны и общительны. Эти кошки прекрасно уживаются со всеми членами семьи и с другими питомцами. Агрессия не свойственна им даже в конфликтных ситуациях: они просто уходят. Лишь во время игры, в состоянии азарта, животное может случайно поцарапать или укусить.

Петерболды обладают чертами характера собаки: преданностью, доверчивостью, общительностью. Будучи очень ласковыми, представители этой породы готовы всюду следовать за своим хозяином, принимать вместе с ним пищу, спать. Любят комфорт и тепло.

Коммуникабельные животные с любопытством встречают новых людей, не прячутся и не боятся, быстро вступают с ними в контакт и начинают дружить. При этом четко выделяют своего лидера.

Ум, активность и игривость кошек может расположить к себе любого

Но, решив завести домашнего питомца этой породы, важно помнить, что такой кошке необходимо растрачивать свою энергию путем подвижных игр и обязательно с участием человека

Одно из основных свойств характера петерболда – любопытство. Кошка любит познавать окружающий мир, поэтому не стоит закрывать ее одну в комнате. Мириться с этим животное не станет: либо выберется, либо будет громко кричать.

Кошки прекрасно дрессируются. Не поленившись и приложив минимум усилий, можно научить ее выполнять несложные команды, которые она воспринимает как игру. Будучи умным и сообразительным, животное легко приучается к лотку.

Недостатком характера представителей петербургской породы является нетерпимость одиночества. Оставаясь одна, она испытывает настоящие муки и становится глубоко несчастной. Если хозяина часто не бывает дома, лучше заводить двух кошек.

Мифы и легенды про Сфинксов

Со сфинксами Университетского моста связывают много легенд и мифов. Что легенда, а что миф- решать каждому самому.

Одна часть людей считают гранитных гигантов защитниками города, другие — страшными чудовищами.

Давайте рассмотрим факты, возможно связанные со сфинксами:

  • Нашедший сфинксов археолог Янис Атоназис погиб при странных обстоятельствах.
  • Через 2 года после покупки сфинксов Российской Империей не стало всей команды корабля.
  • Офицер Муравьев, который инициировал покупку статуй, потерял всех близких родственников.

Это стало подтверждением молвы, что каменные истуканы хотят вернуться домой. Всем, кто виновен в из ссылке, грозит проклятие и гибель.

В 1899 году произошел кровавый разгон студентов недалеко от Университетской набережной. Конные жандармы во главе с офицером Пирамидовым, как обезумевшие, били нагайками безоружных студентов и случайных прохожих, велели им разойтись.

Есть мнение, что сфинксы меняют выражение лица в течение дня. Ранним утром лик добродушный и спокойный. Чем ближе солнце клонится к закату — лицо становится более суровым,чувствуется ненависть.

Все горожане знают, не стоит пытаться увидеть это своими глазами, можно сойти с ума. Экскурсоводы предупреждают об этом туристов. Есть даже  одна история про это, но официального подтверждения ей нет.

В 1938 году проводились реставрационные работы сфинксов. Один из комсомольцев после обеденного перерыва будто сошел с ума. Угрожал убить своих товарищей из пескоструйного пистолета. В отчетах допроса НКВД неудавшийся убийца объяснил своё поведение  внушением со стороны сфинкса. Во время обеда комсомолец пристально смотрел на сфинксов, рассматривал их. Затем он почувствовал, что его разум кто-то захватил и он услышал приказ — “соверши жертвоприношение”.

Суеверные новобрачные не фотографируются у сфинксов в день регистрации брака. Легенда гласит, что гранитные изваяния, видя их счастье, сердятся и могут стать причиной развода.

Местные жители верят, что египетские гиганты притягивают утопленников. Много случаев обнаружения мертвецов рядом с ними подтверждают домыслы суеверных. Эксперты объясняют это явление отличительными чертами течения реки и рельефом дна.

Жители города и путешественники, почитающие гранитные изваяния из Египта, едины во мнении. Сфинксы — защитники города на Неве. Они оберегают город от большой воды.

Согласно официальной статистике, после установки гранитных гигантов наводнения случались намного реже, интервал стал больше, около 90 лет. До их установки Град Петра наводнения постигали каждые 20 лет.

Неву даже начали сравнивать с Нилом. Будто каменные великаны усмирили реку.

Многие загадывают желания и верят, что сфинксы обладают магическими свойствами. Нужно взять грифона за клык и смотреть в глаза сфинксу. Сделать это нужно без посторонних глаз. Задача не из легких. Рядом с великолепными гигантами всегда толпы людей.

Богиня Инанна — ближневосточная Афродита

Богиня Инанна была популярна в Шумере. Позднее в Вавилонии она будет почитаться как богиня Иштар. Она была женой бога Думузи — покровителя пастухов.

Самый большой рассказ о богах, насчитывающий 800 строк, посвящён Инанне и Энки. Инанна — покровительница любви и деторождения, Энки — бог мудрости и магии. Однажды Инанна покинула свой город Урук, чтобы навестить Энки в его городе Эриду. Во время пира захмелевший Энки даровал Инанне контроль над более чем сотней атрибутов шумерской жизни. Среди них оказались искусство писцов, музыка, архитектура, разум, а также поцелуи, проституция, семейные ссоры. Инанна убежала с ними в свой город.

Однажды богиня была изнасилована садовником Шукаллитудой. Инанна неоднократно пыталась покарать смертного, но каждый раз Энки помогал преступнику избежать наказания. Наконец, богине удалось убедить бога выдать Шукаллитуду. Инанна расправилась со смертным, но пообещала, что его имя не будет забыто.

Также популярен был сюжет о любви Инанны и покровителя пастухов Думузи. По одной версии мифа, пастуший бог соперничал за неё с богом-земледельцем Энкимду. По другой, — соперников у Думузи не было.

В «Сошествии Инанны в Подземное царство» богиня умирает. Она спускается в Нижний мир к сестре, которая убивает её. Смерть Инанны привела к прекращению рождения детей. Посланники бога Энки убедили богиню Нижнего мира вернуть Инанну. Она согласилась с условием, что та даст замену — только так можно покинуть преисподнюю.

Возвращаясь из Подземного царства в сопровождении демонов, богиня встретила покровителей шумерских городов. Увидев их в рубище, Инанна не позволила демонам забрать их в преисподнюю. Заменой стал Думузи, который не оплакивал смерть богини. Появлялся в мифах и сюжет о попытках Думузи спастись от преследовавших его демонов. В итоге сестра юноши Гештинанна согласилась полгода заменять его в Подземном мире. Отношения же Инанны и Думузи была темой любовной лирики шумеров.

Инанна почиталась не только шумерами, но и аккадцами. В аккадском мифе Энки, уставший от жестокого характера богини, сотворил её двойника с именем Раздор. Инанна увидела себя со стороны и пришла в ужас. После этого богиня отказалась от жестокости, а Энки повелел шумерам исполнять в её честь ритуальный танец.

Шумерские мифы о богах получили развитие в Аккаде и Вавилонии. Миф о сошествии в подземный мир Иштар повторяет текст о сошествии туда Инанны. Сюжеты из шумерского пантеона развивали и другие мифы.

Интересные факты:

Сфинксы, установленные на Университетской набережной, считаются самыми старыми памятниками в Санкт-Петербурге — возраст этих статуй составляет около 3,5 тысяч лет. Когда-то они стояли у входа в египетский храм, построенный для фараона Аменхотепа III (головы сфинксов являются портретными изображениями фараона, а короны сфинксов, «па-схемти», олицетворяют власть Аменхотепа III над царствами Верхнего и Нижнего Египта). Интересно, что появившись изначально в Петербурге на волне египтомании, сегодня эти сфинксы стали одним из главных символов города на Неве, местом обязательного посещения.

В Петербург сфинксы попали благодаря А. Н. Муравьеву, путешественнику и члену Академии наук, который в 1830 году отправился в паломничество по святым местам и увидел в Александрии привезенных для продажи сфинксов. Он отправил в Россию письмо с предложением приобрести их. Император Николай I по совету Академии художеств согласился с этой идеей. Однако, к этому времени сфинксы уже были проданы во Францию, и только французская революция помешала сфинксам доехать до Парижа. Российской казне удалось перекупить их за 64 тысячи рублей.

В столицу Российской империи многотонные сфинксы плыли на специально оборудованном корабле, причем, эта дорога заняла целый год. Первые два года в Петербурге сфинксы провели во дворе Академии художеств, пока их не решили установить на набережной перед Академией взамен конных скульптур, на которые не хватило средств.

Гранитные пьедесталы сфинксов подписаны словами: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град святого Петра в 1832 году».

Египетские надписи на древних сфинксах гласят: «Да живёт Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп — властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор — добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье.»

На площадке пристани под сфинксами имеются еще статуи — тут стоят попарно четыре бронзовых грифона работы скульптора П. П. Геде.

Сфинксы фараона Аменхотепа III включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 17.

Сфинксы на карте:

Как добраться:
Сфинксы находятся на спуске Университетской набережной возле здания Академии художеств.

Ближайшие станции метро — «Василеостровская», «Адмиралтейская». Наземный транспорт — остановки «Университетская набережная», «9-я линия В.О.».

Сколько всего изваяний в городе и где они находятся

Самыми старыми являются сфинксы, установленные в Санкт-Петербурге на Университетской набережной. Однако появились они далеко не в числе первых. Статуи находятся во многих частях города, если смотреть по карте, но никто не скажет точно, сколько их всего.

Во дворе Горного университета

Самыми женственными петербургскими сфинксами являются те, что установлены во дворе Горного университета с 1826 года.

Адрес Горного института: 21-я линия Васильевского острова, 2.

Во дворе Строгановского дворца

Первые скульптуры были произведены для Строгановской дачи в 1796 году. Здесь они простояли до 1908 года, пока их не перенесли во двор одноименного дворца, расположенного на Невском проспекте, 17.

Обратите внимание! Сфинксы Петербурга изготовлены с женскими лицами, а вокруг их голов повязаны платки. С древних времен все украшения, располагающиеся на голове, в том числе и платки, являются символами власти

Строгановский дворец расположен по адресу: Невский проспект 17/Набережная Мойки 4.

На Свердловской набережной

Эти сфинксы похожи на те, что были установлены для украшения на Строгановской даче. Через несколько лет они бесследно пропали. В 1985 году были проведены ремонтные работы набережной, ее презентация, и статуи заняли свои законные места.

Статуи на Свердловской набережной

Свердловская набережная — одна из основных магистралей вдоль правого берега реки Невы. Чтобы до нее добраться, требуется ориентироваться на Финляндский вокзал.

На Египетском мосту

Свое название Египетский мост получил из-за того, что выполнен в стиле, характерном для этой страны. На каждой стороне расположены чугунные фигуры, спроектированные Павлом Соколовым. Однако они больше похожи на греческие изваяния, чем на египетские, так как статуи имеют женское обличье.

Египетский — это мост через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяющий между собой Покровский и Безымянный острова.

На набережной Малой Невки

Специалисты утверждают, что эти изваяния являются прототипами сооружений, украшающих Египетский мост. Связано это предположение с тем, что статуи сходны друг с другом.

Обратите внимание! До 1917 года эти сфинксы были спрятаны, затем их установили после прихода советской власти. В начале 21 века статуи были отреставрированы на денежные средства, выделенные одной крупной строительной компанией

Набережная реки Малой Невки — набережная по правому берегу реки Малой Невки на Каменном острове в Петроградском районе Санкт-Петербурга.

Набережная реки Малой Невки

На Воскресенской набережной

В середине 90-х годов напротив самой знаменитой тюрьмы Северной столицы водрузили сфинксов, произведенных из бронзы. Если человек находится на набережной, видит у статуй обычные женские лица, однако, те, кто сидит в тюрьме или совершает прогулку по реке, — видят изъеденные черепа.

Воскресенская набережная — левая набережная Невы от Водопроводного переулка до Литейного моста.

Это далеко не полный список сфинксов, однако, здесь представлены основные. Ознакомиться с их расположением можно только при самостоятельной прогулке.

Пристань у Академии художеств — история

Создание Университетской набережной началось в 1805 году. По проекту архитектора Ж. Тома де Томона и инженера Ф.И. Герарда, каменотёс С.К. Суханов создаёт архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова служащий началом будущей Университетской набережной. Тогда же гранитная стенка доводится до временных устоев Исаакиевского наплавного моста. Работы завершаются в 1810 году, а в 1819-1821 годах инженеры А.А. Бетанкур и В.К. Треттер создают гранитные спуски моста. В 1831-1834 годах гранитная стенка набережной была продолжена до существовавшей у Императорской Академии художеств пристани. В 1830 году инженер Е.А. Адам создаёт проект продолжения гранитной стенки берега Васильевского острова западнее Исаакиевского наплавного моста. В то время разрабатывался план комплекса работ по благоустройству невских берегов. Как раз в те времена началась воплощаться строительная программа по устройству Академии художеств, по проекту президента оной А.Н. Оленина. А он видел неотъемлемой её частью создание «великолепной из гранита пристани для судов противу дома Академии художеств с украшением в лучшем греческом вкусе». Проектирование пристани было поручено арх. К.А. Тону. Проект гранитной пристани архитектор Константин Андреевич Тон разработал в 1831 году (утверждён 4 октября 1831). По плану пристань должна была быть выступающей по отношению к набережной, но работы в русле реки Невы были очень трудны в техническом плане. Тогда, после консультации с инженером-мостостроителем П.П. Базеном, архитектор Тон врезает пристань в массив набережной. По окончательному плану пристань заняла 42 метра береговой линии. Прямо из воды поднимаются две ступени большей ширины чем остальные. Они ведут на боковые площадки с двумя симметричными полукруглыми каменными скамьями. Всего к реке ведут 14 ступеней, разделённых площадкой, по краям которой устроены полукруглые ниши со скамьями. Торцы скамей завершают Грифоны туловищами утопленными в гранитной плите — 4 бронзовых Грифона стоят попарно по сторонам скамей. По краям лестницы, на мощных гранитных постаментах, установлены египетские сфинксы. В композицию включены цилиндрические жирандоли, (бронзовые светильники) стилизованные под античные жертвенники по рисунку арх. К.А. Тона), украшенные рельефами. Светильники опираются на львиные лапы. Рельефы изображают греческих девушек, ниже вырезан растительный орнамент в виде листьев и стеблей. После изменения проекта Тон сохранил прежние бронзовые колонны-светильники. Жирандоли были отлиты на Колпинском заводе мастером П.П. Геде. Ступени лестницы, расположенные между скамьями и выше их ведут к набережной. Разрабатывался проект под коней Петра Карловича Клодта, но, как говорилось, финансовые неувязки не позволили воплотить этот замысел. В это же время в Санкт-Петербург приходит известие о покупке Россией двух гранитных сфинксов из города Фивы. У авторов проекта возникает мысль украсить этими древними изваяниями создаваемую пристань. В декабре 1831 г. К.А. Тон изменяет проект причала, включив в его композицию эти фигуры. Новый вариант не сводился к простой замене скульптур. Архитектор изменяет пропорции пристани, уменьшает просвет спуска к Неве. Для размещения скульптур создаются два высоких, массивных пьедестала. Когда сфинксы были доставлены в Санкт-Петербург, то первые два года они находятся во дворе Академии художеств. За это время, собственно выполняется создание пристани у её стен. Своё место на набережной сфинксы заняли в 1834 году. Тогда же известный архитектурный проходимец Огюст Монферран, заканчивавшим в том же 1834 году Александровскую колонну на Дворцовой площади, предлагает усилить связь этого места с Древним Египтом, соорудив здесь гигантскую статую бога Осириса. Но, Николай I, давно уставший от бредовых идея Монферрана, отклоняет его прожект.

История появления египетских сфинксов в Санкт-Петербурге

В начале 19 века Европу охватило увлечение восточной культурой, не миновало это и Санкт-Петербург. В Павловске появляется Египетский вестибюль, в Царском Селе — Египетская пирамида, а в самом городе — Египетский мост, а вскоре и эти египетские сфинксы. Начиная с 14 века до н. э. они охраняли святилище фараона Аменхотепа III в Фивах. Сменялись годы, века, тысячелетия, и время было не властно над ними. 
Но когда цивилизация Древнего Египта пришла в упадок, храм разрушился, а сфинксы оказались надолго погребенными под толстым слоем песка. Откопали их лишь в конце 20-х годов 19 столетия, после чего было решено выставить их на продажу. 

Раскопки храма Аменхотепа III. Гравюра Дж. Бономи, фрагмент.

Один из этих сфинксов как-то попался на глаза офицеру Андрею Муравьеву, находящемуся в то время в Египте. Это доныне невиданное им существо настолько поразило русского офицера, что Муравьев тут же направил письмо российскому послу с просьбой обсудить с императором возможность покупки сфинксов для России. 
Однако Николай I не сразу одобрил эту идею, потом последовала долгая возня с бумагами. Но когда все подготовили, оказалось, что сфинксов уже купила Франция для того, чтобы украсить ими Париж. 
Однако вывести их из Александрии французы не успели, началась революция 1830 года, и им стало совсем не до сфинксов. Тогда они и согласились перепродать их России. И, наконец, весной 1832 года сфинксы прибыли в Петербург. Целый год вез их из Александрии греческий корабль под названием «Добрая надежда».
При погрузке на корабль, у одной из скульптур лопнул трос. Огромный сфинкс упал, разбив борт корабля, и чуть не потопил его. Сам он тоже пострадал при этом – отбилась часть подбородка, повредилось и лицо, на котором канат оставил глубокий след.

Два года сфинксы простояли во дворе Академии художеств в ожидании своего часа. Наконец пристань была достроена, и в 1834 году их водрузили на высокие пьедесталы из финского гранита. 
И с тех пор они являются великолепным украшением набережной Невы в парадной части столицы.

Набережная Невы у Академии художеств Рис. М.Н. Воробьев (1835 год)

Глаза их устремлены в бесконечность, и порой кажется, что эти древние сфинксы скрывают от нас какую-то тайну. Ведь они столько повидали в этой жизни…

Частенько вдоль этой набережной, любуясь на сфинксов, прогуливался и А.С.Пушкин. 
«…лица этих сфинксов как загадка, которую нужно разгадать». 

Многие поэты посвящали им стихи:
«Волшба ли белой ночи приманила
Вас маревом в полон полярных див,
Два зверя-дива из стовратых Фив?
Вас бледная ль Изида полонила?
Какая тайна вам окаменила
Жестоких уст смеющийся извив?
Полночных волн немолкнувший разлив
Вам радостней ли звезд святого Нила?» Вячеслав Иванов
«Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной, торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон виденье этих мест…» В. Врюсов
Да и в наше время они тоже не остаются без внимания:

Картина питерского художника Владимира Румянцева

На съемках фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»

В 2002 году была проведена очень большая и сложная работа по их реставрации, после которой древние скульптуры предстали в своем первозданном виде и будто даже помолодели внешне.

Восточный сфинкс после реставрации. Фото — Виктор Солкин, 2003 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector