Состав числа до 20

Содержание:

Ход НОД:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

Ладошки — вверх, (ладони поворачиваем вверх)

Ладошки — вниз, (ладошки поворачиваем вниз)

Ладошки — набок (ладошки ставим стеночками)

И сжали в кулачок. (сжимаем пальчики)

Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальцы, поднимаем руки вверх)

И здравствуйте – сказали (дети здороваются).

Ребята, в нашу группу пришла телеграмма,только она какая-то странная послушайте: «Скоро буду (интересно — кто это)послушайте загадку:

Он известный коротышка,

Озорник и шалунишка.

Шляпа, галстук – вот приметы.

Угадайте кто же это? (Незнайка)

Появляется (под музыку)Незнайка: ребята, привет! Я решил стать садовником, мне нужно посадить на две клумбы шесть цветков красного и желтого цвета, а как я не знаю… Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: ну, что поможем?

Дети: да!

Д/У «Поможем Незнайке посадить цветы на клумбе»

(дети на ковре сажают цветы и проговаривают: 1 желтый цветок и 5 красных цветков будет 6 цветков и т. д.)

Воспитатель: а теперь, ребята, давайте поиграем вместе с Незнайкой.

Подпрыгните столько раз, сколько я хлопну (6)

Присядьте столько раз, сколько раз я стукну молоточком по столу(6)

Хлопните столько раз, сколько я топну(6)

Ну, что, ребята и Незнайка, вы догадались о каком числе мы будем говорить сегодня?

Дети: мы будем говорить о числе 6.

Воспитатель: я обозначу число 6, цифрой 6 и прикреплю её на доске.

А вы, ребята, выложите цифру 6 на коврике (дети выбирают материал фасоль, горох, пуговицы и выкладывают цифру на ковре)

Незнайка: как здорово с вами играть, я теперь знаю цифру 6, а можно я ещё немножко побуду у вас?

Дети: да!

Воспитатель: а сейчас Д /у «Математическая зарядка».

— Назови соседей числа 6.

— Назови число на 1 больше, чем число 5.

— Назови число на 1 меньше, чем число 7.

— Посчитай от 4 до 6.

— Посчитай от 6 до.

— Назови последующее и предыдущее числа у числа 6.

— Из скольких единиц состоит число 6.

— Как можно по другому составить число 6 (из двух меньших чисел).

Основная часть.

Работа с демонстрационным материалом у доски над составом числа 6 из двух меньших чисел. Одновременно работа детей за столами со счетными палочками двух цветов и карточками с цифрами.

— Посчитайте, сколько груш на доске? (5)

— Добавьте столько яблок, чтобы всего стало 6 фруктов.

— Сколько добавили яблок? (1).

— Почему? (Потому что 5 и 1- это 6).

— Обозначьте обе части цифрами. И т. д. аналогично.

Физкультминутка

Дружно с вами мы считали

И про числа рассуждали.

А теперь мы дружно встали

Свои косточки размяли.

На счёт «раз» — кулак сожмем,

На счёт «два» — к плечам прижмём,

На «три» — к небесам,

На «четыре» — потянулись,

На «пять» — друг другу улыбнулись.

Воспитатель: ребята, а Незнайка для вас приготовил загадки. Попробуем отгадать?

Дети: да!

Воспитатель: слушайте внимательно.

Незнайка:

1. Три вершины, три угла,

Три сторонки-

Кто же я?

2. Ни овал я и не круг,

Треугольнику я друг.

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня …

3. Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо,

Кто же я такой, друзья?

Незнайка: молодцы, ребята! Вы отгадываете загадки так же хорошо, как и считаете. Я приготовил для вас подарки (Незнайка раздаёт детям карточки с логическими заданиями). А сейчас мне пора уходить, до встречи, ребята!

Пальчиковая гимнастика:

Есть игрушки у меня

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет.

Три ракеты, вездеход.

Самосвал, подъёмный кран-

Настоящий великан.

(загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе? Как узнать? Помогите сосчитать?

(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Работа с карточками.

Итог занятия.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по ФЭМП «Составь букет. Состав числа»

Ирина Рожкова

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по ФЭМП «Составь букет. Состав числа»

Для работы нам потребуется:

— Напечатанные цифры и примеры;

Приступаем к изготовлению игры.

1. На цветном картоне напечатаем цветы и вазы. Можно сделать трафареты и обвести их.

2. Вырезаем цветы, вазы, цифры и примеры.

4. Получилось 54 цветочка с примерами на сложение. Можно сделать также с примерами на вычитание.

Кроме этого варианта, игру можно использовать для совершенствования навыков прямого и обратного счета, порядкового счета в пределах первого десятка.

В такую игру дети могут играть самостоятельно как коллективно, так и индивидуально.

Как видите, сделать игру своими руками довольно просто. Наградой за ваши старания будут восторг и улыбка ваших детей.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Дорожный знак» Мастер класс по изготовлению дидактической игры: «Дорожный знак»Самым главным и актуальным вопросом в нашей работе является охрана жизни. Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по художественно-эстетическому развитию «Разноцветная гусеница» Мастер-класс по изготовлению дидактической игры по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Разноцветная гусеница». . Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Посади бабочек на цветочки» Дидактические игры в детском саду – это, пожалуй, одно из самых главных средств воспитания. Ведь играя, ребёнок обучается, а значит, развивается. Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Речевое колесо» астер-класс по изготовлению дидактической игры (пособия). Сценарий мастер-класса. Изготовление игры «Речевое колесо». Воспитатели МАДОУ. Мастер-класс по изготовлению дидактической игры из бросового материала «Светофор» для младшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактической игры своими руками «Светофор» для младшего возраста из бросового. Источник

Стихотворения-считалки для обучения счету

Раз, два, три, четыре, пять — Всё могу я сосчитать: И салазки на горе, И коляски во дворе, И девчонок, и мальчишек, Их сестрёнок, и братишек, И прилавки в гастрономе, И окошки в нашем доме.

Раз, два, три, четыре, пять — Всё могу я сосчитать, Кроме звёзд и мотыльков, Кроме трав и облаков, Кроме скачущих дождинок И весенних звонких льдинок…

Мне считать их неохота: Сбиться я могу со счёта! (М. Пляцковский)

Ослика мама учила считать: «Хвостик — один, начинай повторять». Ослик упрямо кивал головой: «Что ты считаешь? Ведь, хвостик-то — мой!».

«Твой-то он — твой, но, ведь, он же, один!» «Хвостик — один», — соглашается сын. «Ну, наконец-то! А сколько ушей? Ну, не упрямься, считай поскорей!».

Ослик считает: «Вот ухо одно, Вот и второе: два уха! Смешно!». «Что ж тут смешного? Теперь посмотри: Хвост плюс два уха получится три!».

«Сколько же ног? Сосчитать помоги! Только передних одних две ноги!». «С задними быстро двумя их сложи, Сколько получится? Ну-ка, скажи!».

Ослик задумался: «Сколько же ног?» «Медленно что-то считаешь сынок! К двум своим ножкам прибавь ещё две!». “Будет четыре«,- ей ослик в ответ.

«Дальше, сынок, продолжаем считать: Ножки плюс хвостик получится…?» «Пять!». «Если же с ушками ножки сложить, Сколько получится, ослик? Скажи!».

«Ножки и ушки легко перечесть: Два плюс четыре получится шесть!». Стала тут ослика мама хвалить: «С хвостиком всё это можешь сложить?».

«Ослик, немного осталось совсем: Складывай всё! И получится…?» «Семь!». «Ослик, ну что, ж, ты упёрся опять?». «Мама, мне нечего больше считать!».

«Ноги посчитаны, уши и хвост. Что там осталось?» «Прибавь ещё нос!». «Сколько получится с носом, сынок?» «Восемь! Уж я сосчитал всё, что мог!»

«Всё ли? А глазки? Их тоже, ведь, два! И, несомненно, одна голова!». «Голову с ножками если сложить, Глазки и ушки ещё приложить,

«Девять получится!». «Верно сынок! Ты с арифметикой справится смог! Ослик, чтоб дальше нам в счёте пойти, Надо добраться нам до десяти.

«Так, продолжаем: два уха и нос, Ножки четыре, два глаза и хвост, Всё это вместе сложи, наконец!» «Десять получится!». «Вот молодец!».

«Ослик, как видишь, задачка проста. В следующий раз досчитаем до ста! (А. Гольцева)

По опушке шла лисичка: Раз — в корзинке земляничка, Два — как небо голубика, Три — румяная брусника, А четыре — вот морошка, Пять — смородины немножко, Шесть — как бусинка калина, Семь — как солнышко рябина, Восемь — в лапке ежевика, Девять — синяя черника, Десять — сочная малина. Вот и полная корзина!

Раз — рука, два — рука — Лепим мы снеговика! Три — четыре, три — четыре, Нарисуем рот пошире! Пять — найдём морковь для носа, Угольки найдём для глаз. Шесть — наденем шляпу косо. Пусть смеётся он у нас. Семь и восемь, семь и восемь — Мы сплясать его попросим. Девять, десять — снеговик Через голову — кувырк! Ну и цирк!

Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе

Нелля Ткаченко

Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе

Дидактический материал для ознакомления

с составом числа из единиц в старшей группе.

ЦЕЛЬ:

Формирование представлений о составе числа в пределах первого пятка.

ЗАДАЧИ:

— закрепить,-

— представления о числах и цифрах в пределах первого пятка;

— развивать,-

— представления, что все числа составляются из единиц;

— представления, что количество единиц в разных числах различно;

— внимание, зрительное восприятие, память, логическое мышление;

— мелкую моторику;

— воспитывать,-

— организованность;

— сосредоточенность;

— интерес к математическим играм;

Счетная деятельность у детей пятилетнего возраста в процессе систематического обучения уже объективно совершенна. Изучение состава числа из единиц в старшей группе – это подготовка к освоению вычислительного приема – присчитыванию и отсчитыванию по единице.

Изучение состава чисел из единиц необходимо начинать от анализа состава множества из элементов к составу числа из единиц, при этом надо быть последовательным, не торопиться, именно с пятка – с каждого числа –от 2 до 5 (2,3,4,5)

. В качестве наглядногоматериала подбирается группа одного вида предметов, в которой каждый отличается друг от друга качественными признаками (например, цветом, размером) . Так же, в последующем, используются предметы,объединенные одним понятием, например, игрушечные комплекты одежды, посуды, мебели и т. п. Наряду с сюжетными предметами можно использовать модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины и величины и т. д. Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как эта группа составлена, называть каждый элемент и их общее количество.

Например:

«Число 4 составлено так: 1 зеленый кружок, 1 красный кружок. 1 желтый кружок, 1 синий кружок – всего 4 кружочка».

Пересчитав 4 кружочка, ребенок должен рассказать, как составлено «это четыре»

, подчеркивая количественныйсостав: один – зеленый, один – красный, один – желтый, один – синий, всего – четыре. Предлагая детям выполнять задания с различными видами групп предметов, надо просить рассказывать, как составлена группа, сколько в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы и их количество. Постепенно от более конкретных вопросов надо переходить к общим – «Сколько ты взял? Сколько … всего? Как у тебя получилось… (например, 5, карандашей?»

Изучая количественный состав числа из единиц, надо обратить внимание детей, что единица может отражать не только отдельный предмет, а может быть отражением целой группы предметов. Например, предложить детям рассмотреть множество геометрических фигур и ответить на вопросы,-. — Из каких частей составлено это множество? («Составлено из трех частей»

— Из каких частей составлено это множество? («Составлено из трех частей»

— Назовите цвет и количество частей данного множества. («В данном множестве три части разного цвета: одна часть – треугольники красного цвета, одна – треугольники синего цвета, одна – треугольники зеленого цвета. Всего три части».

— Из скольких единиц состоит число три? («Из трех отдельных единиц»

).

В данном задании дети должны осознать, что единица может отражать не только один отдельный предмет, но и одну группу предметов.

В процессе ознакомления детей с составом числа из единиц, можно использовать словесные упражнения,-

— на полянке собрались лесные животные: один заяц, один ежик, одна белочка. Сколько всего собралось животных на полянке в лесу? По сколько разных лесных животных собралось на полянке и т. д.

И другие задания, например,-

— подберите пять треугольников разного цвета;

— нарисуйте три разные геометрические фигуры;

— поставьте на стол четыре разные куклы и тд.

Ознакомление детей с составом числа идет в последовательной системе занятий, что создает условия для образования новых связей, формирующих знания детей о количественном составе, что в свою очередь является подготовкой к вычислительной деятельности.

«One, two, three, four, five» или цифры на английском языке

Без чего не может обойтись человек, начинающий изучать английский? Что должен выучить ваш ребенок к школе? Без чего вы даже не можете сказать, который час сейчас? Конечно же, без цифр. Выучить цифры на английском языке довольно-таки просто. Можно заучивать их с помощью интересных цветных картинок, можно петь как песню, можно запоминать как скороговорку – простор для фантазии и творчества!

Как назвать цифры на английском языке

Перечислим основные цифры на английском языке:

  • 0 – zero – ноль;
  • 1 – one – один;
  • 2 – two – два;
  • 3 – three – три;
  • 4 – four – четыре;
  • 5 – five – пять;
  • 6 – six – шесть;
  • 7 – seven – семь;
  • 8 – eight – восемь;
  • 9 – nine – девять.

Не поддаются общим правилам образования такие числа:

  • 10 – ten – десять;
  • 11 – eleven – одиннадцать;
  • 12 – twelve – двенадцать;
  • 100 – hundred – сто;
  • 1000 – thousand – тысяча.

Как правильно произносить их на английском языке?

Правильно произносить цифры, да и все остальные слова английского языка можно, только зная транскрипцию. Транскрипция – это особая запись слова так, как оно произносится (например, русское слово «рисоваться» транскрипционно можно записать как ). Да и учить английские цифры с транскрипцией гораздо легче, чем без нее. Вот как читаются английские цифры:

  • 0 – zero – ;
  • 1 – one – ;
  • 2 – two – ;
  • 3 – three – ;
  • 4 – four – ;
  • 5 – five – ;
  • 6 – six. – ;
  • 7 – seven – ;
  • 8 – eight – ;
  • 9 – nine – ;
  • 10 – ten – ;
  • 11 – eleven – ;
  • 12 – twelve – ;
  • 100 – hundred – ;
  • 1000 – thousand –.

Но что делать, если вы не знаете, как читается транскрипция? Для тех, кто только-только собирается с нуля выучить английский, цифры с русской транскрипцией очень пригодятся:

  • 0 – zero – ;
  • 1 – one – ;
  • 2 – two – ;
  • 3 – three – ;
  • 4 – four – ;
  • 5 – five – ;
  • 6 – six – ;
  • 7 – seven – ;
  • 8 – eight – ;
  • 9 – nine – ;
  • 10 – ten – ;
  • 11 – eleven – ;
  • 12 – twelve – ;
  • 100 – hundred – ;
  • 1000 – thousand – .

Все возможные числа, самые большие, которые только можно себе представить – это всего лишь комбинации девяти цифр, от нуля до девяти. Числа образуются по особым правилам.

Ход занятия

1. Пропуск на занятие

Педагог. – Ребята мы сейчас сделаем пропуск на занятие, вспомним и запишем состав три и четыре. (Дети повторяют состав чисел 3, 4).

2. Письмо от почтальона Печкина.

Педагог. — Летим на почту, там нас ждёт письмо.

Кто же прислал нам письмо?

Нет его — и нет газет, Телеграмм и писем нет. Без героя нашего Скучно в Простоквашино.

(Е. Пономарева)

— Кто же прислал нам письмо?

Нет его — и нет газет,

Телеграмм и писем нет.

Без героя нашего

Скучно в Простоквашино.

(Е. Пономарева)

Педагог. — Ребята! Почтальон Печкин из книги Эдуарда Успенского прислал вам письмо. Вот что он в нём пишет?

Дорогие мальчики и девочки! Я очень рад, что вы хорошо занимаетесь, научились считать, знаете состав чисел 3и4. Поэтому я приглашаю вас в морское путешествие на белом корабле. Путь ваш будет нелёгким, с опасными препятствиями. Но вы возьмите с собой кота Матроскина — он поможет вам в трудную минуту.

Счастливого плавания! Почтальон Печкин

3. Выборы капитана. Решение задач и примеров.

Педагог. — Для того, чтобы плыть на корабле нам нужен капитан. Пусть капитаном станет тот, кто наберёт больше всех жетонов за правильные ответы.

При качке на море рассыпались цифры,посмотрите на них: 5, 2, 3, 1, 4. Разложите их красиво в правильном порядке.

Назовите соседей числа пять. (4, 6)

Какое число больше, чем четыре, на один? (5)

Какое число меньше, чем пять, на два? (3)

Назовите число, если его соседи три и пять. (4)

Я загадала два числа. Если я их сложу, получится пять. Что это зачисла? (1 и 4, 2 и 3.)

Решите задачу.

Как-то ночью под кусточком

Грибы выросли опять.

2 грибочка, 3 грибочка,

Сколько будет? Ровно. (5)

— Посмотрите как правильно записать эту задачу. (На фланелеграфе педагог выкладывает цифры 2 + 3=5)

Педагог. — Давайте все вместе прочтём, написанную мною задачу. (дети повторяют хором за педагогом).

Следующая задача:

Четыре краски есть у Сани,

Одна у маленького брага.

Все краски посчитайте сами,

Ну, постарайтесь-ка, ребята! (4 + 1=5)

Педагог. — Выйди Саша и запиши задачу на фланелеграфе. (Ребёнок выполняет, а дети оценивают правильность написания).

Следующая задача:

Белка сушит на верёвке два грибка и три морковки.

Прибежал хорёк, утащил грибок.

Съел зайчонок две морковки.

Что осталось на верёвке?

Следующая задача:

В огороде пугало рукавами машет.

В огороде пугало разгоняет пташек.

Три спаслись на загородке.

В небеса взвилась одна.

А последняя не трусит —

Очень храбрая она.

Сколько было птиц? (3 + 1 + 1 = 5)

Педагог. — Давайте запишем и решим эту задачу, вы мне будете помогать, а я записывать.

Педагог. — Ребята, теперь я предлагаю вам прочитать эту запись. (Дети читают хором). – Дима, повтори, как получилось число пять.

Педагог

— Капитан должен быть внимательным и сообразительным.Внимание: три головоломки с геометрическими фигурами. Найдите недостающие и заполните свою карточку

Педагог. – Посчитайте жетоны. Кто у нас капитан? (Дети называют количество жетонов и выбирают капитана).

Физкультминутка. Дал корабль полный ход

И поплыл, поплыл вперёд. (Дети топают.)

Его ветер подгоняет,

(Делают взмахи руками.)

Волны пенные качают.

И, взвиваясь в небеса,

(Поднимают руки вверх, хлопают.)

Гордо реют паруса!

3. Работа по карточке

Педагог- Ребята, вот мы и причалили к берегу, здесь расположен город маленьких математиков. Посмотрите сколько здесь построено домиков, но прежде чем узнать номер дома, мы должны решить примеры, которые написаны на этих домах. Я подхожу к домику, на котором написано 5-1.

Какой номер этого дома? Как вы думаете? (Ответы детей). – Верно, Ира, это дом под номером 4. Как ты узнала? (Ответ ребёнка. – Потому что пять минус один равно четырем.) – Какую цифру ты поставишь к этому дому. (Четыре).

— Верно, молодец, этот дом под номером четыре.

(карточки 4+1, 3-1, 3+1, 2-1,2+1).

Карточка.

Педагог. — Кого вы видите? Сколько их? Куда они идут? Кто выше всех по росту, кто ниже? Кто на первой ступеньке? Кто на последней? Кто ниже всех стоит, кто выше? Кто слева от ежа? Кто справа от белки? Кто между Мишкой и ёжиком?

4. Игра с палочками.

Педагог. – Отсчитайте пять палочек и выложите не столе из них два треугольника.

5. Итог занятия.

Дидактические игры на состав числа для дошкольников

«Убери цифру»

Игра развивает внимание, быстроту реакции, мышление, ловкость, и закрепляет навыки счета. Выкладываем последовательно карточки с числами от 0 до 10

Взрослый задаёт задание, а ребёнок должен выполнить его. Например, «Убери цифру 7», «Убери цифру между 2 и 4», Убери цифру, которая больше 3 на 2 и т.д

Выкладываем последовательно карточки с числами от 0 до 10. Взрослый задаёт задание, а ребёнок должен выполнить его. Например, «Убери цифру 7», «Убери цифру между 2 и 4», Убери цифру, которая больше 3 на 2 и т.д.

Задания можно задавать в виде загадок, отгадка будет, та цифра, которую необходимо убрать.

«Какое число пропущено»

Ребёнок называет пропущенное число

В процессе игры закрепляем знания числового счёта от 0 до 10 и тренируем внимание

«Путаница»

В процессе игры закрепляем знания цифр, счёта от 0 до 10 в прямом и обратном порядке, а также внимание и память. Раскладываем цифры по порядку, далее ребёнок отворачивается, а взрослый меняет их местами

Задача ребёнка найти и исправить ошибку

Раскладываем цифры по порядку, далее ребёнок отворачивается, а взрослый меняет их местами. Задача ребёнка найти и исправить ошибку.

«Какая цифра убежала»

Игра аналогична предыдущей, разница в том, что цифры (1,2) убираются. Ребёнок должен сказать, какой цифры нет, и где она стояла. Например, нет 4 она стояла между 3 и 5.

«Назови соседа»

Игра также поможет закрепить знания о счете от 0 до 10 в прямом и обратном порядке. Для игры понадобятся карточки с изображением вагончиков, в окошках написаны числа, одно окошко не подписано. Задача ребёнка, назвать пропущенное число. Если игра проходит в детском коллективе, то можно преобразовать ее в соревнование. Кто быстрее назовет правильный ответ.

«Посчитаем»

Игра с мячом, от 2х игроков. С помощью игры закрепляем умения считать в прямом и обратном порядке.

Перед игрой договариваемся, в каком порядке будет счёт. Кидаем по кругу мяч и считаем, темп счёта должен быть быстрым.

«Лесенка»

Игра помогает развивать у ребёнка представление о последовательности чисел, умения сравнивать их.

Рассматриваем (предварительно построенную из конструктора или нарисованную на бумаге) числовую лесенку. Считаем ступеньки (прямой и обратный порядок), называем самый маленький порожек, затем большой — сравниваем, далее сравниваем между собой другие.

Игра «Сладкие ладошки»Речевая зарядка: Кулачки мы разомнём, их сожмём и разожмём(одновременно сжимание- разжимание кулаков),А потом-потом-потом ….конфет мы возьмёмИ на каждую ладошку их положим понемножку.Вариант 1. Указанное количество конфет распределяется на обеих «ладошках» во всех возможных вариантах, которые затем проговариваются.Вариант 2. Ребёнок набирает на одну из «ладошек» указанное количество конфет. Закрывает глаза. Педагог быстро кладёт часть конфет под другую ладошку. Когда малыш открывает глаза, он должен вспомнить, сколько было конфет и сколько «съел» мишка (зайчик и т.п.). Свой ответ он может проверить самостоятельно, заглянув под другую ладошку.Примечание. Можно предложить ребёнку нарисовать на второй ладошке количество якобы съеденных конфет, а затем сверить результат.

Адрес публикации:

Как ребёнку быстро выучить состав числа

Что нужно для занятия:

  • карточки на состав числа;
  • много одинаковых игрушек и других мелких предметов;
  • шашки или пуговицы одинаковой формы, но разного цвета.

Инструкция

  1. На первом занятии используйте игрушки или предметы домашнего обихода. Это могут быть кубики, карандаши, чашки, ложки. Вид и размер роли не играют, предметы должны быть просто одинаковыми. Начните с числа 2. Попросите малыша положить на стол 1 ложку и спросите, что нужно сделать, чтобы ложек стало 2.  Старший дошкольник обычно знает ответ, более младшему ребёнку можно подсказать. Из каких чисел можно сложить число 2? Если ребёнок сразу не сообразит, задайте наводящий вопрос.
  2. Повторите задание с другими предметами. Ребёнок должен понять, что число 2 в любом случае состоит из двух единиц, вне зависимости от того, выкладывает он на стол ложки, камешки или кубики.
  3. Когда ребёнок станет отвечать уверенно, переходите к изучению числа 3. Его состав можно представить в трёх вариантах. Можно выложить 3 ложки по одной, к двум прибавить одну или к одной — две. Раскладывать предметы можно по-разному. Если вы представляете число 3 состоящим из трёх единиц, то камешки или ложки можно положить на разном расстоянии друг от друга и даже один камешек на другой. Представляя это же число как состоящие из пары предметов и одного, два положите вместе, а один — на некотором расстоянии.
  4. Используйте для занятий шашки. Предложите своему ученику поставить на доску 4 одинаковых шашки. А если поставить 3 красных и 1 чёрную? Тоже получится 4 шашки. И если взять по две разного цвета, то их все равно будет четыре. То есть это число можно представить несколькими способами.
  5. Обзаведитесь карточками на состав числа. Их можно купить или сделать. Они бывают нескольких типов, и лучше, чтобы они были двух видов. Разрезная карточка состоит из двух половинок. На одной изображён 1 предмет, на другой — 1, 2, 3 и больше точно таких же предметов. Половинки могут быть соединены знаком «+», но «плюс» можно сделать и отдельно. Второй комплект представляет собой набор картинок, на которых изображены эти же предметы одним множеством, без всякого разделения. Когда ребёнок хорошо научится сопоставлять число и цифру, можно сделать такие же карточки с цифрами. Их может быть несколько комплектов, чтобы представлять каждое число в разных вариантах.
  6. Проводите занятия регулярно. Покажите ребёнку карточку, на которой изображено, скажем, 5 предметов. Предложите подобрать картинки так, чтобы на всех вместе тоже было столько же яблок или кружочков. Периодически меняйтесь ролями. Пусть ребёнок тоже даёт вам задания, а вы его старательно выполняйте. Иногда делайте ошибки, ваш ученик должен научиться контролировать ваши действия.
  7. Аналогичные задания поводите и с цифрами. Покажите, например, число 9 и точно так же, как в предыдущем случае, предложите найти несколько вариантов его состава. Объясните ребёнку, что чем больше число — тем больше возможностей его составить.

Фотогалерея: карточки с числами

Регулярные занятия обязательно дадут результат. Продвигайтесь к цели поэтапно и всё получится!

Поурочные разработки по Математике 1 класс — «Школа России» Ситникова Т. Н. — 2016

Состав чисел в пределах 10. Закрепление — Урок 2 — ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Цель: повторить изученные приемы сложения и вычитания, состав чисел в пределах 10.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать разные способы сложения и вычитания и выбирать наиболее удобный; решать задачи изученных видов; сравнивать числа и выражения и записывать результат сравнения, используя знаки >,<,=; чертить и сравнивать отрезки заданной длины (в сантиметрах); выполнять задания творческого и поискового характера; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

Игра “Лабиринт”

— Пройдите через трое ворот лабиринта так, чтобы набрать 10 очков.

2. Логическая разминка

Задание для первого ряда: в фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать три палочки так, чтобы осталось 3 квадрата.

Ответ:

Задание для второго ряда: в фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать четыре палочки так, чтобы осталось 3 квадрата.

Ответ:

Задание для третьего ряда: в фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить две палочки так, чтобы стало 5 квадратов.

Ответ:

(Проверка учащихся, работавших с лабиринтами. Затем проверка задания с палочками. Один ученик выходит к доске и на модели, нарисованной мелом на доске, объясняет решение.)

III. Самоопределение к деятельности

— Какую тему мы повторили, двигаясь по лабиринту?

(На доске записаны примеры.)

6 — 4 = 6 — 2 — 2 = 2

6 = 2 + 4, 6 — 4 = 2

2 + 4 = 4 + 2 = 6

— Какие способы вычислений вы наблюдаете? (В первом примере вычитали по частям, во втором использовали состав числа, в третьем — слагаемые поменяли местами.)

— Как нам поможет работа с палочками при решении задач изученных видов?

— Прочитайте задачи урока на с. 18 учебника.

IV. Работа по теме урока

(Для повторения и закрепления изученного материала можно использовать КИМы (самостоятельная работа № 12, с. 73—75).)

Работа по учебнику

№ 1 (с. 18).

— Художник получил задание украсить вазы составом числа 10. Поможем ему. Приготовьте карточки с цифрами.

(Учитель называет число в верхнем ряду, учащиеся показывают число нижнего ряда.)

№ 2 (с. 18).

— Какими способами можно вычислить результаты? (Можно с помощью таблицы, можно использовать состав числа, прибавлять и вычитать по частям, поменять слагаемые местами.)

(Учащиеся решают примеры устно по цепочке. Класс проверяет.)

№ 3, 4 (с. 18).

— Прочитайте задачи. Чем они похожи? (Это цепочки из двух задач.)

— Чем отличаются? (В условии первой задачи есть слова “на… меньше”, в условии второй задачи — “на… больше”.)

— Решите задачи самостоятельно: вариант 1 — № 3, вариант 2 — № 4.

(По одному ученику от каждого варианта записывают решение и ответ на откидной доске. Самопроверка. Самооценка с помощью “Светофора”.)

V. Физкультминутка

Поднимает руки класс — это раз,

Повернулась голова — это два,

Руки вниз, вперед смотри — это три,

Руки в стороны, пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать — это пять,

Всем ребятам тихо сесть — это шесть.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

№ 5 (с. 18).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

2. Работа в тетради с печатной основой

№ 1-3 (с. 10).

VII. Рефлексия

(“Проверь себя” (учебник, с. 18).)

— Выполните сравнения, пользуясь таблицей и знанием состава числа.

(Проверка. Один ученик называет знаки. Если правильно, учащиеся один раз хлопают в ладоши, если нет — молчат.)

— Кто доволен своей работой на уроке?

— Кто разобрался в своих ошибках?

— Все ли вам было понятно?

— Какое задание вам показалось трудным?

— Оцените свою работу сегодня с помощью “Светофора”.

VIII. Подведение итогов урока

— Кто может сказать о себе, что стал считать быстрее?

— Кто хочет поделиться своими успехами?

ПредыдущаяСледующая

Числа от 1 до 100. Состав числа. Круглые числа

Предыдущее и последующее число

Предыдущее число — то число, которое при счете следует перед данным числом.

56, 57

Последующее число — то число, которое при счете называют сразу после данного числа.

56, 57

Однозначные и двузначные числа

Вспомни, что каждая цифра в записи занимает определенное место.

Единицы стоят на первом месте справа.

Десятки стоят на втором месте справа.

Однозначные числа записываются ОДНОЙ цифрой: 5, 9, 2, 5.

Двузначные числа записываются ДВУМЯ цифрами: 54, 91, 42, 85.

Самое маленькое однозначное число — .

Самое большое однозначное число — 9.

Самое маленькое двузначное число — 10.

Самое большое двузначное число — 99.

Состав двузначного числа

Всего на рисунке 35 палочкек.

35 = 3 дес. 5 ед.

35 = 30 + 5

Состав числа 35 — 3 дес. 5 ед.

Красных палочек 12.

12 = 1 дес. 2 ед.

12 = 10 + 2

Состав числа 12 — 1 дес. 2 ед.

Синих палочек всего 23.

23 = 2 дес. 3 ед.

23 = 20 + 3

Состав числа 23 — 2 дес. 3 ед.

Теперь научимся представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Какие разряды выделяют в двузначных числах?

В двузначных числах выделяют разряд десятков и разряд единиц, то есть двузначное число можно представить следующим образом:

десятки + единицы

В числе 35 три десятка и 9 единиц:

35 = 30 + 5

Сравнение двузначных чисел

Числа 42 и 24 похожи тем, что в их записи использованы одинаковые цифры: цифра 4 и цифра 2. Но цифра 4 для числа 42 означает десятки, а для 24 — единицы, цифра 2 для числа 42 означает единицы, а для 24 — десятки.

Число 42 24
Количество десятков 4 2
Количество единиц 2 4

42 > 24

1. Сравнение двузначных чисел всегда начинается с десятков.

2. Если количество десятков одинаково, тогда переходят к сравнению единиц.

Круглые числа

Числа, которые оканчиваются на 0, называются круглыми. — 60, 30, 20.

или

В разряде единиц у круглого числа — число 0. — 70, 90, 40.

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.

10 + 40 = ?

1 дес. + 4 дес. = 5 дес.

5 дес. = 50, значит,

10 + 40 = 50

Десять любых предметов можно назвать – ОДИН ДЕСЯТОК.

Десятками можно считать:

— это 2 десятка — записываю так: 2 дес.

Действия с десятками и единицами

— это 31

Как решить пример 34 + 25?

34 — это 3 дес. и 4 ед.

25 — это 2 дес. и 5 ед.

3 дес. и 4 ед. + 2 дес. и 5 ед. = 5 дес. 9 ед.

5 дес. — 50

50 + 9 = 59

Можно записать короче:

Рассуждаю так:

Число 34 представляю в виде суммы разрядных слагаемых: 30 и 4, число 25 тоже представляю как 20 и 5. Теперь начинаю вычислять:

Сначала складываю единицы:

4 + 5 = 9

Теперь складываю десятки:

30 + 20 = 50

Запись решения выглядит так:

34 + 25 = (30 + 20) + (4 + 5) = 50 + 9 = 59

34 + 25 = 59

Десятки складываются с десятками.

Единицы складываются с единицами.

Как решить пример 38 — 16?

Число 38 — можно представить как 3 дес. и 8 ед.

Число 16 — это 1 дес. 6 ед.

3 дес. 8 ед. — 1 дес. 6 ед. = 2 дес. 2 ед.

38 — 16 = (30 — 10) + (8 — 6) = 20 + 2 = 22

38 — 16 = 22

Можно рассуждать так:

Число 38 представим в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 8, а число 16 представим так: 10 и 6. Удобно число 6 вычесть из числа 8, получим 2. Затем число 10 вычтем из числа 30, получим 20. Теперь 2 прибавим к числу 20. Получим 22.

38 — 16 = 22

Вывод:

Десятки вычитаются из десятков.

Единицы вычитаются из единиц.

Мы рассмотрели случаи устных вычислений с двузначными числами.

Познакомиться с письменными приема вычислений (сложением в столбик и вычитанием в столбик) можно в нашем справочнике.

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Задание 22, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Задание 28, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Задание 79, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Задание 111, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

3 класс

2019 — budu5.com, Буду отличником!

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Когда приступать к изучению состава числа

Наиболее подходящий возраст для погружения в тему состава чисел – 6 лет, время подготовки к школе. Но в некоторых случаях вполне уместно начать изучать состав небольших чисел раньше. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и той базы, которой он уже владеет, а именно:

  • навык устного счета (другими словами, нужно уметь присваивать любым предметам порядковый номер);
  • навык устного счета в обратном порядке;
  • знание графического образа чисел (помнить, как они выглядят визуально и легко узнавать);
  • как преимущество – способность самостоятельно записывать число.

К освоению состава числа следует переходить после закрепления вышеперечисленных навыков, чтобы избежать трудностей и непонимания. А значит, начать нужно с изучения цифр от 1 до 10.

Запись числа 10

Пришло время познакомиться с формой записи числа десять. Его нужно писать так:

Ты заметил, что запись числа десять отличается от всех других чисел, которые мы выучили раньше? Что в ней особенного?

Верно, это число записывается не одной, а двумя цифрами сразу. Ты ведь угадал цифру 1 и цифру 0. Но в числе 10 их надо писать вместе.

Запись числа 10 похожа на атрибуты нашего фокусника. Его пустая шляпа напоминает нам число и цифру 0. А волшебную палочку можно сравнить с цифрой 1.

Поскольку для записи числа 10 мы используем две цифры, то это число называют двузначным.

Числа, с которыми мы познакомились раньше, записываются с использованием одной цифры. Поэтому их принято называтьоднозначными. Это 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Число 10 – это первое и наименьшее двузначное число.

В тетради число 10 надо писать так:

Цифры 1 и 0 нужно писать рядом в двух соседних клетках

Обрати внимание, что при записи числа 10, цифру 0 следует писать в левой части клетки, начиная от середины верхней границы клетки

Вспомни, как мы учились писать эти цифры и самостоятельно потренируйся записывать число 10.

Запомни! 10 – это число, а записывается оно цифрами 1 и 0.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector