Советские дети: какими их привычками не обладают современные ребята
Содержание:
- Принцип № 1: любовь к ребенку
- Пионерская организация
- Каким было воспитание в советское время
- Особенности воспитания
- Основные принципы воспитания
- • Советские принципы воспитания, приносящие вред
- Беспрекословное послушание старших
- Биография Л.С. Выготского
- Воспитание – главная задача семьи и школы
- Распространение и популярность идей Выготского
- Что изменилось
- Заслуги Выготского в педологии
- Воспитание насилием
- Ремень и подзатыльник – основные инструменты воспитания
- Принцип № 3: прежде чем браться за воспитание детей, воспитайте себя
Принцип № 1: любовь к ребенку
Без сомнения можно утверждать, что каждый родитель любит свое чадо
Но так важно любить ребенка всецело: принимать его недостатки, плохие стороны, понимать его слабости, толерантно относиться к его капризам. Закономерности родительского воспитания таковы, что отец и мать не хотят видеть ребенка в плохом свете, не терпят его недостатки, пытаясь «перекроить» дитя
Любовь родителей должна быть безусловной к каждому ребенку
Но это относится к тем случаям, когда они не представляют собой сущность ребенка. Например, чадо гиперактивно и не может сидеть на одном месте, постоянно в поиске новых приключений. Не нужно пытаться запереть его пол семи замками в комнате, чтобы тот не влез в какую-то передрягу. Любящие родители не увидят в чрезмерной активности недостаток: они найдут ей полезное применение, записав сына или дочь в спортивную секцию или на интересный кружок, где эта активность будет большим преимуществом. Или же, когда ребенок очень чувствительный, ласковый и мягкий, любящие родители не прозовут его «нытиком» (особенно это касается мальчиков). Они найдут этим качествам свой выход: например, реализация в творчестве.
Любовь и уважение в семье передается по наследству
Примеров можно приводить массу. Любовь к ребенку в процессе воспитания отвечает совершенно за все. Уважая дитя, прислушиваясь к нему и стараясь его понять, родители получат личность, которая с таким же уважением и толерантностью относится к окружающему миру. Очень часто ребенок не может достучаться до мамы или папы, рассказать о том, что его тревожит или высказать свои желания, так как родители заняты своими делами. Уделив своему чаду немного времени, выслушав его и поняв, родители не теряют так много своего времени. Всего пару минут способны изменить многое, дать ребенку ту необходимую поддержку
Закономерности истерик и капризов ребенка таковы, что причиной служит невнимание родителей. Выслушав сына или дочь, можно искоренить такие странные, бурные проявления эмоций
Ребенок сможет узнать, что такое любовь и научиться ей только в атмосфере любви.
Пионерская организация
Над октябрятами традиционно шефствовали пионеры. Они помогали малышам организовывать и проводить общественные мероприятия, порой разрешать возникающие конфликты и др.
Пионерская организация являлась следующей ступенью в непрерывном процессе идеологического воспитания. В пионеры принимали в четвертом классе, детей достигших 9-10 летнего возраста. Лично у меня процесс принятия в пионеры (1958 г.), вызвал положительные эмоции и патриотические чувства. Возможно и потому, что это мероприятие сопровождалось торжественным построением, патриотическими выступлениями и призывами наших педагогов и воспитателей, гудением в горн и барабанным боем.
Принятым в пионеры школьникам на шею повязывали красные галстуки и учили отдавать «честь» — салютовать поднятием правой руки ко лбу. Например, на призыв пионервожатого «Юные пионеры, к борьбе за дело коммунистической партии будьте готовы!», весь пионерский отряд дружно отвечал «Всегда готовы!».
«Пионерский» период жизни мне запомнился торжественными построениями и маршами по поводу очередной годовщины Октябрьской революции, очередного дня рождения Ленина, дня победы 9-го мая и др., а также звучными лозунгами типа: «Пионер – всем ребятам пример», «Кто шагает дружно в ряд? – пионерский наш отряд!». Еще я помню, что была проблема с тем, как правильно завязать галстук и как не забыть его надеть, когда идешь в школу. Пионеров на учебные занятия без галстука не пускали.
В летний период времени значительная часть пионеров и других школьников отдыхали в летних «пионерских лагерях». Это были организации с элементами воинской дисциплины. С побудками горниста, с ежедневными общими построениями, докладами пионервожатых старшему пионервожатому, с поднятием флага. По торжественным датам организовывался общий лагерный пионерский костер, на котором дети вдохновенно пели: «Взвейтесь кострами сини ночи, мы пионеры дети рабочих. Близится эра светлых годов, кличь пионера – всегда будь готов!».
И, несмотря на то, что членство в пионерской организации, так же как и в организации «октябрят», носило, по большей части, формальный характер, в совокупности с иными видами образования и воспитания, оно давало свои положительные результаты. Пионерам постоянно внушали, что они живут в самой могучей и свободной стране, потому что восставший в октябре 1917 года народ сверг своих эксплуататоров и установил власть рабочих и крестьян. Все это воспитывало чувство коллективизма, народной солидарности и гордости за свою великую и могучую Родину.
Мне на всю жизнь запомнился один эпизод, произошедший на уроке истории примерно в 4-5 классе. Нам учительница с болью в голосе рассказывала о том, как в буржуазных странах капиталисты нещадно эксплуатируют рабочих, и как эти бедные люди страдают от этого гнета.
Меня сильно взволновал «рассказ» учительницы и я задал ей вопрос примерно следующего содержания: «А почему наша великая страна с самой могучей Армией в мире, не освободит этих нещадно угнетаемых рабочих?».
Ответ учительницы, жаль не помню её фамилии, был весьма аргументированным и даже мудрым. Она сказала примерно следующее: Во-первых, социалистическая революция – это личное дело каждой страны и ее пролетариата. Во-вторых, Мы не можем вмешиваться в дела других суверенных стран и посылать своих солдат, чтобы они гибли в чужой стране. «Ведь ты не хочешь, чтобы твой папа пошел на войну, освобождать чужих рабочих и его там, возможно, убили бы?» — обратилась учительница непосредственно ко мне.
Я, конечно же, этого не хотел. Мой отец не так давно пришел с Великой Отечественной войны, и хорошо, что остался живым. Поэтому я согласился с доводами учительницы.
Каким было воспитание в советское время
В советское время было много идеологов, стремившихся дать лучшее системе воспитания и образования. Одним из крупных педагогов был А.С. Макаренко – он пытался развить социалистический гуманизм и оптимизм, придавал немалое значение воспитанию детей в труде. Он хотел, чтобы люди были образованными, квалифицированными, чтобы чувство долга и чести было не последним в их сознании. По мнению Антона Семеновича, дети должны воспитываться в коллективе, семья должна быть любящей и крепкой, полной уважения друг к другу.
Собственное представление о воспитание было и у гуманиста В.А. Сухомлинского, написавшего немало книг. Его точка зрения была таковой: наказать ребенка может только тот педагог, который любит детей, школьные оценки должны быть показателем того, что ребенок достиг, а не насколько плохо выучил урок. Сухомлинский считал, что воспитание в коллективе возможно только тогда, когда совместная деятельность всем приносит радость и удовольствие, обогащает детей интеллектуально. А для этого нужен исключительно детолюбивый опытный педагог. О многом говорит его фраза: «Сердце отдаю детям».
Стоит напомнить о том, каким был раньше кинематограф, какими были мультфильмы для малышей. Никакого насилия, убийств, эротики – в детях воспитывались только лучшие качества. Сейчас нет той жесткой цензуры, которая была ранее. Интернет проведен в каждом доме – это несомненный плюс для образования.
Теперь прочитать хорошую книгу, найти ответ на волнующий вопрос, подготовиться к экзаменам можно за рабочим столом. Но ведь не полезной информацией един интернет и телевидение. Современный 3-летний ребенок без труда справится с пультом от телевизора, в котором 200 каналов на любой вкус. Но с трудом скажет «Спасибо» маме за вкусный ужин или «Будьте здоровы» — чихнувшему незнакомцу.
Особенности воспитания
Главной целью советской школы было воспитать полезного члена общества. В итоге человек должен стать жизнерадостным, здоровым, работоспособным, борцом за общественные идеалы, умелым строителем коммунистического общества. Государство берет на себя обязательство не только обучать подрастающее поколение, но и воспитать.
По сути воспитание детей в советское время базировалось на основе христианских идеалов, хотя официально религия была отделена от государства и даже подвергалась жестоким гонениям.
В целом особенности воспитательного процесса сводились к следующему:
- социализация или воспитание в коллективе;
- физическая выносливость и забота о здоровье;
- развитие таких качеств, как гуманность, дружелюбие, помощь пожилым и младшим, жертвенность;
- научение трудовым умениям и навыкам.
Человек воспринимался как часть единой системы. Понятия о развитии личности, гибкости мышления, раскрытии творческого потенциала практически отсутствовало. Любое отступление от идеологии или нравственных норм строго порицалось со стороны общества.
Несмотря на сложные времена государство отличалось стабильностью. С раннего детства ребенок знал, кем хочет стать. Получив профессиональное или высшее образование, человек мог всю жизнь отработать на одном месте.
Основные принципы воспитания
- Тоталитарный.
- Гуманистический.
Стоит понимать, что все воспитание направлено на то, чтобы ребенок смог стать полноценным членом социума. В некоторых трудах даже есть утверждения, что государство играет роль заказчика, а учитель – роль исполнителя. Предмет договора – подготовка правильно политически ориентированного социума в отдельно взятом поколении. Может быть именно это стало причиной того, что во многих странах появились частные школы, отвергающие любые политические направленности.
Типы воспитания: авторитарное и гуманистическое
Тоталитарный принцип воспитания как раз основан на том, чтобы подготовить социально правильно ориентированного человека, согласно требованиям времени и страны, в которой ребенок растет. Ярким примером можно назвать систему воспитания в Советском Союзе. Педагогика была направлена на то, что ребенка готовили ориентированного на коммунистическое светлое будущее, закаляли тело и дух, но наблюдалось некоторое подавление индивидуальности в пользу общественности. Главной была характеристика человека коллективом, а не наоборот. Это воспитание сыграло огромную роль в современной жизни людей.
Авторитарное воспитание травмирует психику ребенка
Гуманистический принцип воспитания пришел на смену тоталитарному, по крайней мере в промежутке времени последнего века. Эти приемы в педагогике более приемлемы для личности. Он позволяет ребенку хорошо влиться в социум, при этом не потеряв себя. Воспитатель становится не надсмотрщиком, а старшим товарищем для того, кого воспитывает. Эту роль взрослого в своей жизни дети воспринимают лояльнее, что позволяет воспитать современного человека. Таблица в основном вмещает в себя принципы именно гуманистического принципа воспитания.
Суть гуманистического воспитания
• Советские принципы воспитания, приносящие вред
Люди, родившиеся и повзрослевшие в Советском Союзе, обычно говорят: «Ну мы же выросли, и вроде ничего так». Но многие из способов воспитания, педагогических методик, которые использовались в те времена, сегодня применять просто нельзя.
1. Ребенка надо воспитывать так, чтобы из него вырос человек
Одним из постулатов СССР, да и традицией, было вырастить из ребенка «человека». Под этим подразумевалось отсутствие проявления с его стороны самостоятельности до определенного возраста. В современном мире этот принцип не соответствует устоям и пониманию становления общества.
Если такие методы использовать по отношению к нынешнему ребенку, он вырастет абсолютно неприспособленным к дальнейшей взрослой жизни. К тому же, у него останется обида на своих родителей за детство, в котором все время учили, не считаясь ни с его желаниями, ни с мнением. Психологи утверждают, что даже малыши уже являются личностями, причем, с самого рождения. Неуважение его мнения, взглядов приведет к тому, что он станет зависимым от чужого мнения и во взрослой, самостоятельной жизни. А это ни к чему хорошему не приведет.
2. Нужно учиться только на «отлично»
Многие советские люди помнят, как родители их ругали не только за принесенную из школы «двойку», но и за оценки повыше – «тройки». А что самое интересное, то это испытываемый родителями стыд за своего ребенка, если тот не учился хорошо. В наше время к оценкам несколько иное отношение. Мы понимаем, что талантливым во всем человек быть не может, как и успешным. Но у каждого ребенка есть свои уникальные способности. Главное, их увидеть и развить.
Чтобы как можно раньше открыть у детей таланты, сегодня используются разные техники и методики. Да и на практике доказано, что высокие школьные оценки не являются гарантом благосостояния и счастья человека в его взрослой жизни.
3. Беспрекословное послушание старших
В СССР учили детей, что они должны уважать всех взрослых и безоговорочно выполнять их распоряжения и указы. Никто не спрашивал мнения ребенка, так как это было, мягко скажем, не в почете. Относиться с уважением к людям преклонного возраста полезно научиться и современным детям. Но и логика типа «я дурак – ты начальник» не вписывается в наш мир и его восприятие. Все люди делают ошибки независимо от их возраста, статуса и занимаемой должности. Родители, которые признают, что ошибались и открыто говорят об этом своему ребенку, помогут ему стать сильным, независимым и успешным человеком.
4. Ремень и подзатыльник – основные инструменты воспитания
Во времена Советского Союза наказание «ремнем» за мельчайшую провинность являлось нормой. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх.
Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий. Каждый из тех, кого в детстве били, получил на всю жизнь психологическую, нередко слишком серьезную, травму. В дальнейшем у него могут наблюдаться депрессивные состояния или приступы агрессии, склонность к суициду. Факт доказан множеством исследований.
5. Интим – неприлично и стыдно
В СССР никто из взрослых дома не говорил о половом воспитании со своими детьми. В подростковом возрасте ребенок не мог прийти с интересующим его вопросом к родителям и открыто с ними побеседовать. Темы инфекций, передающихся половым путем, и контрацепции вообще не поднимались. Отсутствие знаний вызывало неуверенность и страх, устранить которые самостоятельно практически невозможно. Сегодня психологи доказали, что такой подход неверен, а раннее половое воспитание необходимо современным детям.
Нравится? Жми:
Беспрекословное послушание старших
Позвольте ребенку учиться на своих ошибках и не бояться оступиться
В СССР учили детей, что они должны уважать всех взрослых и безоговорочно выполнять их распоряжения и указы. Никто не спрашивал мнения ребенка, так как это было, мягко скажем, не в почете. Относиться с уважением к людям преклонного возраста полезно научиться и современным детям. Но и логика типа «я дурак – ты начальник» не вписывается в наш мир и его восприятие. Все люди делают ошибки независимо от их возраста, статуса и занимаемой должности. Родители, которые признают, что ошибались и открыто говорят об этом своему ребенку, помогут ему стать сильным, независимым и успешным человеком.
Биография Л.С. Выготского
Л.С. Выготский родился 17 ноября 1896 г. в Орше вторым ребенком в многодетной семье банковского служащего. В 1897 г. семья переехала в Гомель, где стала своеобразным культурным центром (отец — основатель публичной библиотеки).
Лев был одаренным мальчиком и получал домашнее образование. С 1912 г. он доучивался в частной гимназии.
В 1914 г. по окончании гимназии Выготский поступает в МГУ на медицинский факультет, а через месяц переводится на юридический и оканчивает его в 1917 г. Одновременно получает образование на историко-филологическом факультете университета имени Шанявского.
В 1917 г. с началом революции юноша вернулся в Гомель. Гомельский период длился до 1924 г. и был началом его психологической и педагогической деятельности. Здесь он женится, и у него появляется дочь.
Сначала он давал частные уроки, затем читал курс филологии и логики в разных школах города, принимал активное участие в становлении школы нового типа. Он также преподавал филологию в педтехникуме, где и создал консультационный кабинет психологии. Здесь Выготский начал свои психологические исследования.
В 1920 г. Лев заразился туберкулезом от брата, который умер.
В 1924 г. был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента начался московский период семьи ученого.
В 1924 – 1925 гг. Выготский на базе института создал свою культурно-историческую психологическую школу. Он начал увлекаться работой с особыми детьми. Продолжая психологические исследования, он параллельно работал в наркоме просвещения, где проявил себя талантливым организатором.
Его стараниями в 1926 г. был создан экспериментальный дефектологический институт (сейчас институт коррекционной педагогики). Он его возглавлял до конца жизни. Выготский продолжает писать и публиковать книги. Периодически болезнь выводила его из строя. В 1926 г. была очень тяжелая вспышка.
С 1927 – 1931 гг. ученый публиковал работы по проблемам культурно- исторической психологии. В эти же годы его начали обвинять в отступлении от марксизма. Заниматься психологией стало опасно, и Выговский отдался педологии.
Болезнь периодически обострялась, и в 1934 г. Лев Семенович умер в Москве.
Воспитание – главная задача семьи и школы
liluРубрика: Как это было
11 июня 14
В СССР задача воспитания подрастающего поколения не была задачей только семьи или только школы – это было обоюдное дело. Это сейчас родители пеняют на пробелы в школьной системе, а педагоги обвиняют родителей в недостаточном воспитании детей. В советском союзе не было так распространенных сейчас психологов, с полученными за 3 месяца дипломами, раздающих советы и дающих консультации направо и налево – лишь бы твои деньги. Но там были газеты.
И Журналы. И фильмы. Дающие ответы на вопросы. Статьи писали исключительно профессора и кандидаты наук. В крайнем случае – заслуженные специалисты с практическим опытом. Одинаковые проблемы были и тогда и сейчас: научить уважать старших, проблема в общении, в поисках истины в переходном возрасте, первая любовь, раннее курение, вороватость, куда деть свободное время…… Решают их по разному – тогда и сейчас.
Тогда ответы на все вопросы давали, газеты, журналы, фильмы. Опять же – проверенные источники, научно обоснованные доводы и заслуженные авторы статей давали повод верить. Газета «Семья», журнал «Семья и школа», фильмы — «Доживем до понедельника», «Ключ без права передачи», «Большая перемена», «Вам и не снилось» — краткий перечень источников, которые раскрывают вопросы воспитания и проблемы школьников. Фильмы советского периода очень часто заканчиваются незавершенностью. Это заставляло думать, придумывать историю до конца, анализировать поведение героев, спорить в кругу друзей и в школе-институте на диспутах.
Например, журнал «Семья и школа» рассказывал о жизни обычных семей – мама, папа, двое детей – чем живут, какие хобби, кто за что отвечает по хозяйству; помогал сохранить брак – кандидаты психологических наук разбирали какой-то отдельный случай по письму и давали советы по наиболее распространенным проблемам, с которыми сталкивается семья на разных этапах своего существования; публиковал статьи по детским дурным наклонностям и также советовал, как этого избежать и корректировать поведение. Все это было подано простым и понятным языком – без каких-либо непонятных обычному человеку профессиональных терминов.
Также были статьи, интересные детям разного возраста – от рассказов о работе клубов по интересам- туристических, спортивных, рукоделия, и выборе профессии до сказок и ребусов для самых маленьких. Также были отдельные рубрики литературное наследие и эстетическое воспитание. Для пап – поделки с детьми для дома, для мам – выкройки, шитье и рукоделие. И отдельная рубрика – в помощь молодым мамам — уход за маленьким ребенком. Также раскрывались вопросы сексологии. Например, в №4 за 1989 г. была большая статья кандидата психологических наук, психотерапевта, «Сексология снимает запреты», где подробно, с нашей точки зрения наивно, давались ответы на вопросы молодых супругов. Это сейчас кричат о сексе на каждом углу. Раньше все это было делом чисто семейным и интимным, редко ходили советоваться даже к врачу, не говоря уже о каких-то друзьях-подругах. Журнал содержал 64-66 страниц плотного текста, полезного для всей семьи. Цена 1 журнала – 30 коп., в основном это была подписка сразу на полгода-год.
Еженедельнику «Семья» (15 коп.) тоже было что рассказать – в № 10 за 1988 г. письма читательниц — в формате 24 часа из жизни женщин, страничка к 100-летию великого педагога А.С.Макаренко и его подходы к воспитанию, стихи, «Письма матери» Василия Шукшина, истории из колонии – как избежать и что исправить устами подростков-заключенных и по традиции на последней странице – карикатуры и шутки в картинках. Итого по источникам – благодарность женщинам, уважение старикам, мужчинам – сила и забота, работа над ошибками и домашнее задание – перенести все это на своих детей. Так и жили.
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
Распространение и популярность идей Выготского
После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя Выготского, выявив в ней множество положительных аспектов.
Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.
Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписывались в концепцию современного образования, новой демократической школы.
Многие идеи Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом.
Майкл Коул и Джером Брунер включили их в свои теории развития.
Ром Харре и Джон Шоттер считали Выготского основоположником социальной психологии и продолжили его исследования.
В 90-х гг. Валсинер и Барбара Рогофф углубили психологию развития на основе выготских идей.
Учениками Выготского были крупные отечественные психологи, в том числе Эльконин, который тоже занимался проблемами развития детей. Совместно с педагогами на базе идей Выготского, он создал эффективную развивающую программу Эльконина-Давыдова-Репкина.
По ней обучают по особой системе математике, и языку, она одобрена государством и сейчас широко применяется в школах.
Кроме того, осталось еще много талантливых гипотез и нереализованных идей Выготского, которые ждут своего часа.
Что изменилось
К сожалению, мы вынуждены принять тот факт, что проблем с успеваемостью, состоянием здоровья, поведением молодого поколения значительно прибавилось. Известно, что воспитание в большинстве своем зависит от семьи, в которой малыш растет. В Советском Союзе это была настоящая ячейка общества, обособленный элемент со своим укладом.
Конечно, не все семьи идеальны, но, если возникали какие-либо проблемы, поднимались всем миром и старались помочь. В современной России люди разводятся больше, чем регистрируют браки, растет число неполных семей. А страдают от этого, в первую очередь, дети. Им просто не у кого брать пример, что мужчина должен быть сильным, а женщина – верной опорой во всех начинаниях. Сегодня зачастую бывает с точностью да наоборот. Мужчина как таковой уже не защитник, не пример для подражания – он просто папа. Мальчикам с детства не прививается самостоятельность и умение держать слово. А девочкам – не преподносится женственность и желание в будущем стать хорошей матерью.
Детские сады
Каким было воспитание в советское время в детских садах? Они тоже потеряли свои позиции. В СССР дошкольное образование считалось единым, имело определенные стандарты обучения. Сейчас кто-то посещает государственные детские сады, кто-то – частные. Некоторые семьи предпочитают воспитывать ребенка дома (обосабливаясь от общества). Если в Советском Союзе профессия «воспитатель» была крайне почетной, то в современной России квалифицированных специалистов осталось мало. Да и идти в эту специальность людям остается только по зову сердца, ведь зарплаты предлагаются смешные.
Раньше каждый человек был товарищем, детишкам объясняли, что важно проявлять трудолюбие, дисциплинированность, любовь к близким, уважение к старшим. Повсюду висели лозунги с соответствующими наставлениями
Современные школы обучают больше интеллектуальному мышлению, развивают творческие способности. Разумеется, это тоже необходимо, но без трудолюбия, человечности, понимания, дружбы и честности далеко не уедешь.
Изменилась и система физического воспитания детей. Советскому Союзу нужны были сильные, здоровые, работящие руки. Работало множество фабрик, заводов, колхозов, где необходимо много трудиться. В школах было много снарядов (кольца, брусья, перекладины), на которых занимались все. Конечно, достаточно времени уделялось и играм (футбол, баскетбол, волейбол). Сейчас тоже можно отдать ребенка в спортивную секцию. Но их не так много, и профессионализм тренеров не всегда достаточно высокий. Но на уроках не так строго спрашивают, не следят за выполнением нормативов. Отпускают домой с немного недолеченным насморком. О какой силе духа тут может идти речь?!
Разумеется, в любой системе есть свои положительные и отрицательные стороны. Возможно, когда-нибудь мы сможем вернуться к прошлому, советскому периоду воспитания, ведь он был далеко не плохой. А, быть может, спустя годы сегодняшняя система нам покажется идеальной. Кто знает, кто знает…
Заслуги Выготского в педологии
В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.
Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.
Считалось, что развитие ребенка идет от индивидуального психического мира к внешнему миру (социализации). Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.
Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.
Т.е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т.ч. через речь) взрослых и детей формируется основа психики ребенка.
Выготский сформулировал основной закон культурного развития:
В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).
Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.
Воспитание насилием
В СССР было не особо важно, чего там ребенок хочет. Партия сказала надо…. Нередко детей наказывали ремнем, шлангом от стиральной машины, всем, что под руку подвернется
Во многих семьях физическое насилие не отставало по рейтингу от стыда и считалось не менее эффективной мерой
Нередко детей наказывали ремнем, шлангом от стиральной машины, всем, что под руку подвернется. Во многих семьях физическое насилие не отставало по рейтингу от стыда и считалось не менее эффективной мерой.
К счастью, рукоприкладство познали далеко не все дети СССР, но с психологическим насилием знаком, пожалуй, каждый ребенок. Тогда же были весьма популярны принципы «Не можешь – научим, не хочешь – заставим» и «Нет слова “не хочу”, есть слово “надо”». Однажды мне написала женщина за пятьдесят и рассказала, что она всю жизнь жила для кого-то (для детей, для мужа, для партии), а теперь осталась одна и совершенно не знает для чего ей жить. Пока она занималась чужими делами, своя-то жизнь прошла, а в ней ничего — ни радости, ни фундамента. У нее состояние близкое к депрессии и совсем-совсем невеселые мысли.
А еще истории из того же детского сада про «не выйдешь из-за стола, пока не доешь». Помните такое? Все ушли гулять или на тихий час, а ребенок сидит над своей тарелкой и поливает ее крокодильими слезами. Некоторые воспитатели как будто соревновались за право самого жестокого садиста — они вываливали содержимое тарелки со вторым в суп, да еще и сверху приправляли компотом. И заставляли есть.
У ребенка рвотный рефлекс, но это никого не волнует. Ведь он должен, у них, мол, режим и распорядок. В СССР обычным явлением было то, что насилие пряталось под высокими идеалами, а дисциплина была дороже человеческого достоинства. И таких примеров масса.
Ремень и подзатыльник – основные инструменты воспитания
Всыпать ремня ребенку в СССР считалось нормой
Во времена Советского Союза наказание «ремнем» за мельчайшую провинность являлось нормой. Тогда у взрослых даже мысли не возникало, что за это может быть возбуждено уголовное дело или, как минимум, прохожие начнут делать замечания. Фундаментом воспитания было не уважение, а страх.
Сегодня мы понимаем, что подобные методы не могут иметь хороших последствий. Каждый из тех, кого в детстве били, получил на всю жизнь психологическую, нередко слишком серьезную, травму. В дальнейшем у него могут наблюдаться депрессивные состояния или приступы агрессии, склонность к суициду. Факт доказан множеством исследований.
Принцип № 3: прежде чем браться за воспитание детей, воспитайте себя
Сущность данного принципа заключается в том, что дети становятся похожими на своих родителей. Они считывают и впитывают как губка всю информацию от своих родителей, перенимают их стиль жизни, манеру поведения, презентацию в обществе, ведение быта, черты характера (как хорошие, так и плохие). Эти закономерности знает любой из нас. Но родители об этом забывают и хотят «вылепить» из ребенка настоящего человека, практически без недостатков, практически – идеального. Забывая о себе. Это в корне неправильно!
Английская пословица о примере родителей
Только оценив объективно свою сущность, проанализировав свои достоинства и недостатки, закономерности поведения и свои жизненные принципы, можно стать для кого-то учителем. Для начала нужно познать себя, вспомнить каких принципов воспитания придерживались ваши родители. Дети способны до мелочей копировать поведение своих мам и пап. Так же они перенимают привычки и взаимоотношения в семье.
Дети копируют родителей во всем