Учимся читать. первые игры для обучения чтению

​Основные принципы игр

Есть один очень верный способ отбить у ребенка желание к чтению – это постоянно устраивать ему проверки: «Скажи, какая это буква?», «Прочитай, что здесь написано!». Показав ребенку букву пару раз, мы ожидаем, что на третий раз он уже будет называть ее, а еще лучше, прочитывать слово с ее участием. Если вы хотите действительно заинтересовать ребенка чтением, то отложите хотя бы на время попытки проэкзаменовать ребенка и просто читайте вместе с ним!

Это естественно, что ребенок, только начинающий приобщаться к миру букв, не может прочитать слово. Поэтому, показывая ребенку слова, не требуйте от него прочтения, а первое время читайте за него сами!

Можно при этом проводить пальчиком малыша по буквам. Через какое-то время ребенок обязательно начнет узнавать склады и слова и будет повторять их за вами.

Во время чтения можно называть и отдельные буквы (допустим, если вам не нравится складовый подход), но в этом случае желательно произносить не название буквы («эль», «ка»), а звук, который этой букве соответствует («л», «к»).

Учим слоги с детьми 5-6 лет: занятия, игры

Перед тем, как научить ребенка складывать слоги из букв, необходимо убедиться, что он знает все буквы алфавита. Если какие-то буквы забываются или путаются, лучше оставить их и отработать уже в слогах, так ребенку будет проще.

Важно! Необязательно в возрасте пять-шесть лет знать буквы по их названию, достаточно произнести звук, который они обозначают. Это не даст малышу запутаться при слоговом чтении

Все слоги в русском языке делятся на открытые и закрытые. Открытые слоги — те, которые оканчиваются на гласный звук. Закрытые — на согласный. Также слоги могут состоять из двух или трех букв. Начинать рекомендуется с самых простых слогов (открытых и состоящих из двух букв: ма, па, ко, пе, ру, си, ды).

Каким бы способом родители не начинали заниматься с детьми, весь принцип обучения чтению по слогам сводится к одному алгоритму:

  1. Необходимо взять самые простые слоги и прочитать их ребенку, ведя пальцем слева направо.
  2. Попросить малыша повторить их за родителем при чтении.
  3. Поставить палец ребенка на слог и попросить его прочитать. На этом этапе действует больше просто зрительная память, навык соединения букв еще не освоен.
  4. Помогать ему прочитать сложные слоги, всячески создавать ситуацию успеха, чтобы обучение проходило с желанием.
  5. Из этих же простых слогов складывать двусложные слова и прочитывать их. Малыш должен понимать значение прочитанного слова.
  6. Постепенно усложнять слоги, добавлять закрытые, состоящие из трех букв, читать более сложные слова, складывать их в простое предложение.

Важно! Если какая-то буква или слог упорно не хочет закрепляться в памяти ребенка, то можно повесить эту букву или слог в местах, где малыш часто бывает: на телевизоре, у кровати, на холодильнике, на входной двери и др. Так этот зрительный образ быстрее запомнится

Чтобы освоить чтение по слогам для детей 5 лет и старше, используются различные способы и методики его изучения. У каждого из них есть свои особенности использования, свои достоинства и недостатки.

Тренажеры

Хорошо поможет освоить чтение по слогам для дошкольников тренажер «Слоговые таблицы», который представлен как презентация в интерактивной форме. Выбор буквы возможность их соединить в слоги, разные картинки на экране, их смена при нажатии кнопки — все это вызывает большой интерес у ребенка и стимулирует выполнять такие задания снова и снова. Тренажеры могут быть и в печатном виде, напоминать простые слоговые карточки, но в своем использовании они тоже будут эффективны для детей дошкольного возраста.

Игровая форма

Одно из самых популярных пособий для складывания букв в слоги называется «Паровозик». В нем вагон с определенной гласной ездит по рельсам из согласных букв. Ребенку хочется проехать как можно дальше, поэтому обучение идет с увлечением. Еще в игру для чтения слогов хорошо вписываются кубики Зайцева. Из слогов, изображенных на их гранях, можно составлять множество слов, предлагать сделать это ребенку, найти нужный слог, собрать в корзинку определенные слоги и множество других вариантов.

Важно! Такая игра поможет отработать не только открытые слоги, но и закрытые

Упражнения

Это могут быть элементарные задания для девочек и мальчиков: составить слог или слово из букв, назвать как можно больше слов на заданный слог, изготовить букву из пластилина, проволоки, фольги и др. Даже загадывание какого-то слога на улице во время прогулки или прочтение вывесок станет отличным упражнением. Главное в этом деле — подключить фантазию.

Карточки

На карточках могут быть просто написаны цепочки слогов, можно составить их самостоятельно или распечатать готовые. Но гораздо интересней, когда присутствует элемент игры, поэтому отличным вариантом будет использовать слоговые лото. В них предлагается соотнести слог с соответствующей картинкой по ее первому слогу. По аналогии с ним можно подготовить и другие подобные карточки.

Слоговое лото — отличное средство для обучения чтению слогов

Учим различать звуки в словах

Обучение чтению дошкольников начинается с того, что мы учим ребенка различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие. Гласные не встречают на своем пути преград, они образуются только голосом, их можно пропеть, протянуть. Понаблюдайте, как ведут себя зубы и губы при произнесении звука. Если ставят преграду, это согласный.

Чтобы услышать ударный звук в слове, его нужно произнести с удивлением или вопросительно либо «позвать» этим словом: барабан! зонтик? кошка!

Особенность восприятия ребенка 4–5 лет в том, что ему все нужно потрогать, разобрать и сложить заново, чтобы понять. Этого же принципа следует придерживаться и при изучении звуков.

Разбирайте с ребенком слова на звуки буквально. Пусть гласными звуками будут красные, а согласными — синие кубики (без надписей). Стройте из них домики для слов. Произнесите слово «сок» сами, затем пусть произнесет его ребенок. Послушайте звуки, понаблюдайте, как ведут себя губы, зубы, в какой момент они смыкаются.

Произнесите первый звук — гласный он или согласный? Выложите первый кубик. Произнесите второй звук — гласный он или согласный? Выложите второй кубик и «прочтите» схему. Все ли звуки «выстроились»? Произнесите третий звук и достройте схему. «Прочтите» схему, проверьте, все ли звуки на месте? При составлении схемы слов, состоящих из двух слогов, обозначьте ударение. Дальше добавляем обозначение твердых и мягких звуков.

При изучении звуков учитывайте особенность русского языка: написание не всегда совпадает с произношением. Поэтому предлагайте сначала такие слова, в которых каждый звук стоит в сильной позиции, т.е. хорошо слышится при произнесении. Для гласных это позиция под ударением, гласный «у» всегда хорошо слышен. Подойдут односложные слова (в один слог) с непарным согласным на конце или двусложные (в два слога) с гласным «у» без ударения или с «ы» в конце слова. Например, односложные: сон, мел, лес, ель, мяч, стол; двусложные: лисы, музей, парус и др.

Освоив раскладывание таких слов на слоги, можно переходить к двусложным и трехсложным словам, написание которых совпадает с произношением, например: пила, нос, кот, жираф, кошка, бабушка, салют и др. В слове «нос» на конце слышим звук «с» и пишем букву «с», в отличие от слова «дуб», при произнесении которого слышим звук «п», но пишем букву «б».

Только позже можно предлагать слова, написание и произношение которых не совпадает: мороз, семья, дуб, вода, леса.

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста

Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту

Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство

Визуализация

Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

Осязание

Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона

Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О»

Чаепитие к буквами

Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

Магнитные развлечения

С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»

По клавишам

Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.

«Букварика» — увлекательное чтение для дошкольников от AMAkids

«Букварика АМАкидс» — это уникальный курс по начальному обучению чтению для деток от 5 до 7 лет с нулевого уровня. Он включает в себя знакомство со всеми буквами и звуками русского языка, а также освоение звуко-буквенного анализа слова (гласные, согласные, парные, непарные, звонкие, глухие, твердые, мягкие).

После быстрого обучения чтению ребенок сможет:

  •  правильно распознавать все звуки русского языка;
  •  правильно произносить звуки с учетом их особенностей;
  •  различать звуки по их качественным характеристикам;
  •  определять позицию звука в слове;
  •  правильно соотносить звуки и буквы.

Обучение чтению с нуля дает возможность ребенку узнать много новых слов и правильное значение некоторых уже известных ему слов, тем самым он пополнит свой словарный запас, а красочные учебники с мультяшными героями помогут ему в этом.

Уникальность курса «Букварика» заключается в том, что обучение чтению проводится в игровой форме с использованием онлайн-платформы, благодаря чему ребенок быстро, интересно и результативно проходит обучение.

Игровое обучение чтению в Воронеже позволяет закреплять пройденный материал на занятии дома с удовольствием всего за 10-15 минут в день.

Длительность онлайн-обучения чтению ребенка 5 лет составляет всего 2 месяца. Занятия, которых будет 16, проводятся 2 раза в неделю. Одно занятие длится 80 минут (35 минут и 10 минут перерыва).

В группе начального обучения чтению не более 6 человек.

Все наши педагоги проходят специальное обучение и аттестацию у нашего партнера Международной академии развития интеллекта AMAkids, а после сдачи экзаменов или ежегодной переаттестации получают именной Диплом тренера по обучению чтению «Букварика и Читарика».

Данная методика обучения детей чтению проверена на практике не только нами, но и в большинстве российских городов, а также партнерами AMAkids в других странах.

После всего 16 занятий ребенок уже читает по слогам и понимает прочитанное, поэтому результат превосходный. Это доказывают многочисленные отзывы наших выпускников и их родителей.

Как выбрать методику?

Выбор методики обучения чтению – задача сложная даже для специалиста. Если вам кто-то говорит, что именно предлагаемая им методика работает у всех и всегда – бегите от такого советчика. Ни одна методика не может идеально подходить всем. Много зависит и от личности самого педагога, его умения найти общий язык с детьми. Учитывать надо и возраст ребенка. Причем не столько физиологический, сколько психологический. Важны особенности нервной деятельности, тип восприятия информации, развитие памяти и концентрации внимания.

С другой стороны, никто не мешает опробовать несколько разных методик: не подошла одна – попробуем по-другому.

Еще важно учесть, собираетесь ли вы заниматься с ребенком дома сами или планируете водить на занятия к педагогу-профессионалу. Обычно выбор вариантов групповых занятий достаточно ограничен даже для больших городов: вряд ли кто-то будет возить дошкольника даже к самому лучшему педагогу, если дорога будет отнимать больше времени, чем само занятие

Выбирая группу или индивидуальные занятия с педагогом, выпишите как можно больше реальных вариантов по месту расположения, цене, доступности. Узнайте, какие методики там используют. Пообщайтесь с преподавателями

Обратите внимание: не с администратором, менеджером, а именно с самим педагогом. Постарайтесь найти людей, которые уже ходили к этому педагогу – и выслушайте их отзывы

Что касается конкретной методики, то обычно групповые занятия по классическим методикам и их вариациям представляют собой почти урок: дети сидят за столами, педагог у доски. У детей есть рабочие листы или тетради с заданиями, которые они выполняют. Из описания понятно, что такой вариант отлично подойдет детям усидчивым, которые с удовольствием рисуют, раскрашивают. И очень мало подходят детям подвижным, легко отвлекающимся. Активному ребенку лучше начать обучение по кубикам Зайцева (если не пугают возможные трудности дальше, но они вполне преодолимы).

Если у ребенка проблемы с речью – говорит мало, плохо, не выговаривает много звуков – постарайтесь найти группу Монтессори

Развитие мелкой моторики, которой в этой методике уделяется особое внимание, дает неожиданный для многих родителей эффект – у ребенка наблюдается просто качественный скачок в развитии речи

Если же речь идет о домашних занятиях, то, несмотря на активную рекламу, я бы не советовала кубики Зайцева. Дело в том, что сама по себе методика требует достаточно серьезной подготовки, а у родителя далеко не всегда есть время и силы осваивать новые навыки. Кроме того, организовать активную игру один на один с ребенком тоже часто бывает для мамы сложно. А само по себе наличие кубиков – это еще не обучение чтению. И нередко набор служит строительным материалом, но никак не способствует чтению.

Все-таки в домашних условиях лучший вариант – это проверенная временем классика. Одно из лучших пособий – просто бери и делай – на мой взгляд, это книга Г. Глинки «Буду говорить, читать, писать правильно».  Все приемы работы для родителей расписаны прямо на страничке с заданиями для ребенка. Удобное разделение на уроки. Параллельное развитие речи, фонематического слуха, многие навыки, которые впоследствии понадобятся в школе – все в одной книге.

Если ребенок уже знает буквы или их часть, но неуверенно, соединяет слоги, но неохотно, отличным вариантом будут пособия Буракова по слоговому чтению. Там довольно необычные задания, совсем непохоже на стандартную Азбуку или Букварь.

Как научиться читать с нуля

Как научиться читать с нуля

Если Вы уже задаетесь вопросом, как научиться читать ребенку, если он уже проявляет к этому интерес или же пришел к определенному возрасту, то пора действовать. Учиться читать тяжело, но также тяжело учиться в принципе любому делу: гимнастическим упражнениям, иностранному языку, наукам, освоению новых программ на ПК. Ребенку учиться легче, нежели взрослому, так как в малом возрасте человек активно растет, проявляет любознательность, легко усваивает новую для себя информацию. Если вдруг рядом с Вами оказался какой-то 30-летний маугли, которого надо учить читать, то здесь лучше обратиться к специалистам и не пытаться заниматься самодеятельностью.

Как понять, что ребенок готов начать учиться читать? Для этого есть определенные маркеры в его состоянии и поведении, показывающие, что можно начинать процесс освоения чтения:

  • Ребенок уже может свободно говорить, в том числе, сложными предложениями,
    хорошо понимает значение слов, которые использует;
  • У малыша уже развит так называемый фонетический слух, то есть, он легко
    разбирает между собой слова с похожим звучанием. Скажем, люди-люки, том-дом и
    т.д.;
  • У ребенка уже нет проблем с произношением всех букв алфавита, правда, если
    есть некоторые отклонения, обычно на букве «р», «л», то это не является большой
    помехой;
  • Человек уже должен понимать такие понятия, как верх-низ, лево-право, ведь
    иначе он просто не сможет ориентироваться в тексте и правильно скользить по
    словам.

Помните, что лучшим стимулом для ребенка что-то делать, становиться лучше, является пример его родителей, старших детей в семье, возможно, даже бабушки или дедушки. В безграмотной семейке, где даже взрослые не прочитали за всю жизнь и половины одной книжки дети подобного стремления также проявлять не будут. Хотя бывают и исключения.

О категории

Подборка уникальных виртуальных тренажеров-читалок для маленьких деток от Quicksave сделает первое знакомство с алфавитом легким и непринужденным. Эффективные обучающие игры для развития начальных навыков чтения, доступны в полном объеме на сайте портала и регулярно пополняются свежими новинками. Для дошкольников такая увлекательная забава закладывает солидный образовательный фундамент, который значительно облегчит дальнейшее обучение.

Буквенная мозаика онлайн для самых маленьких

Современные браузерные игры, которые помогут маленьким геймерам научиться читать, имеют развивающую специфику. Несложные интеллектуальные развлечения насыщены огромным количеством ярких картинок и нескучных упражнений. Для улучшения результатов, в играх реализована функция работы над ошибками, отслеживающая ошибки, исключая вероятность неправильного запоминания слов. Вам обязательно нужно попробовать:

  • Разгадывание простеньких слов по слогам на начальном уровне познаний в азбуке с дальнейшим повышением сложности;
  • Правильное сопоставление слов с картинками для решения очередной задачки;
  • Успешно справиться со всеми заданиями, закрепив в памяти правила составления слов, слогов и целых предложений.

Юных игроманов ждет незабываемое путешествие в мир загадочных букв, с которыми им предстоит столкнуться в игровом процессе. Не вызывает сомнений, что такой интерактивный обучающий материал – это по-настоящему действенный метод, который поможет в сжатые сроки научить ребенка азам правописания. Виртуальный букварь станет незаменимым помощником для ребятишек, которые делают первые шаги в запоминании алфавита.

Изучаем звуки и буквы с удовольствием

Выбор слов, вставка пропущенных букв, тренировка произношения и правила постановки ударения – с таким универсальным инструментарием, ваше чадо очень быстро достигнет положительного эффекта. Развитие памяти, концентрации внимания, поддержание пытливого ума в тонусе – это весомый аргумент, чтобы попробовать вместе с друзьями подняться на уровень выше и стать гораздо смышленее.

Играйте бесплатно в чудесные развивающие игры от Quicksave, не забывая уделить внимание играм схожей тематики: Игры про алфавит, развивающие игры, игры в слова, игры для изучения русского языка и т.д. Увеличивайте словарный запас и приобретайте ценные знания – это весело и полезно

Игры и упражнения

Для запоминания букв, слогов, развития памяти, внимания полезно использовать разнообразные игры и упражнения. Они помогают преодолевать страхи, сомнения, автоматизировать навык чтения.

Для изучения букв

  1. Вместе с ребенком создайте коллекцию самодельных букв из бумаги, пластилина. Играйте поделками, пытайтесь складывать слоги, называйте звук, который они обозначают.
  2. Заучивание наизусть стихов, песен на отдельные буквы, звуки.
  3. Буквенное лото.
  4. Кто больше? Выигрывает тот, кто вспомнит больше слов на заданную букву. Можно использовать вариант наоборот: называем слова, которые заканчиваются на определенный звук.
  5. Говори наоборот! Проговаривайте короткие слова (рот, мак, дом). Ребенок должен сказать их задом наперед.
  6. Называй слово по буквам. Разбирайте небольшие словоформы на части, называя звуки: Д-О-М.

Для обучения чтению слогов

  1. Составь слово. Понадобятся карточки со слогами, буквами. Ребенок сам подберет нужный вариант, прочитает его. Можно добавить картинки к заданию, тогда малыш будет составлять слово по заданной теме.
  2. Ищем короткие слова в длинных. Из букв слова ГРУЗОВИК нужно составить односложные слова: груз, зов, круг.
  3. Настольные ходилки. Нарисуйте схему движения, в клетки впишите слоги. Ребенок читает при каждом ходе фишки.
  4. Поиск слогов в текстах. Возьмите любое художественное произведение, сказку. Пусть ищет знакомый слог в словах, обводит его карандашом. Если получилось не пропустить ни одного слога в отрывке, ученик получает награду.

Для развития навыка чтения

Найди лишнюю или недостающую букву. Напишите слова с ошибками: ГУ-ЗО-ВИК (не хватает буквы Р), ЯМ-БЛО-КО (М лишняя)

Упражнение развивает внимание, орфографическую зоркость. На уроках русского языка в первом классе это очень пригодится.
Составь меню

Ребенок становится поваром, составляет меню для семьи на день. Его задача усложняется тем, что блюда должны начинаться на одну букву, например К.
Что видишь на букву..? Загадывайте любую фонему, просите ученика назвать все предметы, которые он видит вокруг себя, начинающиеся с этой буквы (К — книги, кот, кастрюля и т. д.).
Кто быстрее? Напишите на карточке слова на одну букву: мел, моль, мыло, мила, мель. Задача — прочитать список быстрее всех. Развивается скорость чтения, внимание, умственные способности.

Совет 5. Позвольте ребёнку контролировать процесс обучения

«Доставай дневник, показывай, что задали», «Пиши на черновик — приду, проверю» — многие родители узнают себя в этих фразах. К сожалению, часто взрослые с первого класса проявляют гиперопеку в отношении учёбы ребёнка, чем губят мотивацию и самостоятельность.  

«Младшеклассник не видит целого, поэтому пока что не может выбирать, что ему учить, но определиться, когда и в какой последовательности делать уроки, он может. Так позвольте ему это сделать!» — призывает тьютор «Домашней школы Фоксфорда» Светлана Гольцер. Пусть сам составляет график выполнения домашних заданий, готовится к аттестациям и получает на ней заслуженные отметки. Это даст ребёнку понять, что вы ему доверяете, и избавит от чувства тревоги в ожидании наказания за каждый неверный шаг. 

По мере взросления родительский контроль должен всё больше ослабевать. Подросток должен осознавать, что учёба — это его зона ответственности.  Воспитывайте в подростке самодисциплину, и у него никогда не возникнет запрос «хочу научиться учиться». Получать новые знания для него будет так же естественно, как чистить зубы по утрам.

Заключение

Процесс обучения непростой. Если вам чему-то учиться легко, задумайтесь: действительно ли вы учитесь? Может быть, просто верхушки хватаете, а глубоких знаний не получаете. Чтобы легче было учиться, получать необходимые знания и умения, есть отличные курсы по развитию мышления, где прокачиваются основные навыки, в том числе и обучаемость.

Предлагаю вам пройти бесплатный мастер-класс.

Курс будет состоять из таких шагов:

  1. Определение целей, маршрута для достижения поставленных целей.
  2. Выведение алгоритмов для эффективного обучения.
  3. Освоение техник ускоренного обучения на практике.
  4. Выработка привычки учиться.
  5. Приобретение навыка учиться в 2 раза быстрее.

По итогам мастер-класса вы получите сертификат об участии в занятии.

Еще рекомендую к просмотру видео, где автор Александр Редькин говорит полезные вещи об обучении и богатстве. Предупреждаю сразу – мы однофамильцы!

Подписывайтесь на обновления нашего блога, чтобы ничего интересного не пропустить.

Всего хорошего!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector