Как увеличить скорость чтения у ребенка

Правила Быстрого Чтения

Работать с данными упражнениями начинаем тогда, когда ребёнок уже читает в пределах 40 слов в минуту. То есть, УМЕЕТ ЧИТАТЬ!
А вот совершенствовать навык чтения по таким текстам можно кому угодно.
Цель: чтение обычного и деформированного текстов даются одинаково легко.

Чтобы найти тексты, приведённые ниже, надо потрудиться. А нам, к тому же, необходим материал для определённого возраста.
Выход есть!

Предлагаем Вам пособия для быстрого чтения https://mentalar.ru/product/kursy-skorochteniya/

В какой последовательности читать тексты на карточках поймёте сами. Это зависит и от способностей ребёнка.
А вот начать новый вид работы лучше с необычного текста, предложив найти способ прочитать его.

Здесь даны два варианта чтения задом наперёд. Вариант на карточках, посмотреть вы также можете полный набор для развития скорочтения https://mentalar.ru/product/skorochtenie-dlya-detej/

При наличии интриги, проблемной ситуации, элементов игры, чтения по очереди / по ролям и т.д. ваши занятия принесут и радость, и пользу. Удачи!

1. ВОРОНА
алетеЛ аноров дан мером , тиртомс : кар тезлоп — пах !оге И алсеноп в сел , ыботч , ьсишвесу ьдубин-едг ан ектев , окьнешорох ьтисуказ . тидиВ кар , отч ястидохирп ьтадапорп , и тировог еноров :

йЭ , аноров ! аноров ланЗ я огеовт ацто и юовт ьтам — еынвалс илыб — !угУ — алитевто аноров , ен яавырксар атр И веьтарб и ретсес хиовт юанз : отч аз еырбод илыб . аД есв еж ьтох ино и еишорох , а ебет ен янвор . енМ ястеадс , отч еенмузар ябет огокин тен ан етевс . ьсиливарноП итэ ичер еноров ; алункрак ано ов ьсев тор и алитсупу акар в ером.

2. О МУРАВЬЯХ
нидО зар я алширп в юуводалк ьтатсод яьнерав . Я алязв укнаб и аладиву , отч ясв акнаб анлоп имяьварум . иьваруМ илазлоп и в енидерс , и ухревс икнаб , и в момас еьнерав . Я алуныв хесв вёьварум йокчежол , алемс могурк с икнаб и аливатсоп укнаб ан ююнхрев уклоп . аН йогурд ьнед , адгок я алширп в юуводалк , я аладиву , отч иьварум с улоп илзлопирп ан ююнхрев уклоп и ьтяпо илзлопаз в еьнерав . Я алязв укнаб , ьтяпо алитсичо , алазявбо йоквёрев и алисевирп ан кидзовг к уклотоп . адгоК я алидоху зи йоводалк , я алертомсоп ёще зар ан укнаб и аладиву , отч ан йен яслатсо нидо йеварум , но орокс лагеб могурк оп екнаб . Я ьсаливонатсо ьтертомсоп , отч но тедуб ьталед . йеваруМ лагебоп оп улкетс , мотоп лажебоп оп еквёрев , йороток алыб аназявбо акнаб , мотоп лажебв ан укчовёрев , йороток алыб аназявирп акнаб . лажебВ ан колотоп , с аклотоп лажебоп оп енетс зинв и ан лоп , едг олыб огонм вёьварум . онреВ , йеварум тотэ лазакссар мигурд , оп йокак егород но лёширп зи икнаб , умотоп отч сачйес еж огонм вёьварум илшоп гурд аз могурд оп енетс ан колотоп и оп екчовёрев в укнаб , оп йот еж йомас егород , оп йороток лёширп йеварум . Я алянс укнаб и аливатсоп ёе в еогурд отсем.

3. КАК ВОЛКИ УЧАТ СВОИХ ДЕТЕЙ
Я лёш оп егород и идазс ябес лахылсу кирк . лачирК хутсап-кичьлам . нО лажеб мелоп и ан от-огок лавызакоп Я ледялгоп и ладиву — оп юлоп тугеб авд аклов : нидо йырётам , йогурд йодолом . йодолоМ сён ан енипс огонназераз акнёнгя , а имабуз лажред оге аз угон . йырётаМ клов лажеб идазоп адгоК я ладиву воклов , я етсемв с мохутсап лажебоп аз имин , и ым илатс ьтачирк . аН шан кирк илажебирп икижум с имакабос каК окьлот йыратс клов ладиву кабос и доран , но лажебдоп к умодолом , литавхыв у оген акнёнгя , луникереп ебес ан унипс , и або аклов илажебоп еерокс и ьсилыркс зи залг адгоТ кичьлам латс ьтавызакссар , как олыб олед : зи агарво личоксыв йошьлоб клов , литавхс акнёнгя , лазераз оге и сёноп учертсваН лажебыв коночлов и яслисорб к укнёнгя . йыратС ладто итсен акнёнгя умодолом уклов , а мас екгелан лажебоп елзов окьлоТ адгок алширп адеб , йыратс ливатсо еьнечу и мас лязв акнёнгя.

Скорость чтения

И все же, поскольку скорость чтения сказывается на успеваемости в целом и не только в младшей школе, разработаны соответствующие нормативы, которые определяют, сколько слов в минуту должен читать ученик начальной школы. А именно:

  • в первом классе – от 25 слов в минуту;
  • во втором – от 50 слов;
  • в третьем классе – от 75;
  • в четвертом – от 95.

По окончании начальной школы ребенок в идеале должен уметь читать со скоростью 120-150 слов в минуту. Это как раз очень близко к скорости речи.

Однако, дорогие родители, обратите внимание на важный аспект: ребенок не будет читать быстрее, чем говорит, если он в жизни медлительный, долго думает, прежде чем ответить на вопрос. В таком случае, он, понятное дело, и читать будет медленнее

Но в этом нет ничего страшного. Главное, чтобы ваше дитя читало осознанно.

Приложения для смартфона

Приложения Айфолика (IFOLICA)

Сайт: https://ifolica.ruСтоимость: пробная версия — бесплатно, далее — 85 р.

Интерактивный курс обучения чтению для детей с 3-х лет. Курс состоит из отдельных приложений, каждое из которых направлено на поэтапное обучение ребенка чтению: произношение звуков, запоминание букв, чтение слогов, чтение слов и чтение предложений.

Приложения доступны на мобильных устройствах с операционными системами iOS и Android.

«Читания»

Сайт: https://uzelki.com; скачать на IOS: https://apps.apple.comСтоимость: 1490 р.

Читания — последовательная обучающая игра для детей от 3 до 7 лет. Она просто и понятно нарисована, а также удобна в управлении. В игре есть история и звуковое сопровождение: буквы, склады и слова проговариваются.

  • Обучение чтению по методике Н. А. Зайцева
  • 40 Экранов волшебной страны
  • 35 Мини-игр, которые развивают навыки чтения
  • 500 Слов для прочтения с иллюстрациями и озвучиванием
  • 133 Поговорки и загадки для прочтения
  • 132 Графических шаблона прописи букв
  • 24 Показателя для отслеживания прогресса в обучении
  • Адаптивная сложность заданий

Постепенно проходя игру, ребенок научится читать за время в среднем от 1 месяца (в возрасте ~ 6 лет) до 12 месяцев (в 3-4 года).

«Читайка. Учимся читать!»

Скачать: Android https://play.google.comСтоимость: демо-версия — бесплатно, полная версия — 249 р.

«Читайка» рассчитана на детей от 1 до 7 лет. Ребенок сможет научиться читать с нуля, даже если он еще не знает буквы. В разработке приложения учитывались методические идеи Зайцева, Домана, а также авторский многолетний опыт обучения чтению.

Приложение включает 10 уровней, из которых первые 4 — работа со слогами и отдельными буквами, а следующие 6 посвящены слову. Уровни выстроены по принципу возрастающей сложности. Чтобы ребенку было интереснее, обучающие задания перемежаются красочными мини-играми.

«Лунтик. Учимся читать!»

Скачать:

  • Android: https://play.google.com
  • IOS: https://apps.apple.com

Стоимость: демо-версия — бесплатно, полная — 119 р.

Приложение рассчитано на детей от 1 до 7 лет. С помощью этого приложения ребенок научится читать с нуля, даже если он еще не знает букв. Чтобы ребенку было интереснее, обучающие задания перемежаются красочными мини-играми.

Бесплатная версия приложения включает 4 уровня, полная – 10 уровней, из которых первые 4 — работа со слогами и отдельными буквами, а следующие 6 посвящены слову. Уровни выстроены по принципу возрастающей сложности.

«Буковки: учимся читать по слогам для детей 5-6 лет»

Скачать:

  • IOS: https://apps.apple.com
  • Android: https://play.google.com

Стоимость: бесплатно, включает встроенные покупки

Детское приложение №1 по мнению Роскачества. “Буковки” — универсальный инструмент для составления любых слов с помощью удобной озвученной клавиатуры, с которым дети учатся читать.

В приложении:

  • Деление слов на склады и слоги
  • Профессиональное озвучивание звуков и складов
  • Опыт существующих методик обучения чтению (методика Зайцева, звуко-буквенный метод и другие)
  • Игровой стиль обучения
  • Интерактивные тематические панорамы со множеством озвученных объектов

«Читай сам по слогам»

Скачать:

  • IOS: https://apps.apple.com
  • Android: https://play.google.com

Стоимость: демо-версия — бесплатно, полная версия — 159 р.

Ребенок учится читать сам буквы, слоги, слова. 3-4 летний ребенок научится читать с нуля, а 5-6 летний научится читать быстро, увеличив скорость чтения. В приложении используются слова из 3-7 букв, есть озвучка.

«Учимся Читать, спасаем зверей. Учим буквы, азбука»

Скачать: Android https://play.google.comСтоимость: демо-версия — бесплатно

Учим буквы, слоги и учимся читать в процессе увлекательной обучающей игры для детей — дошкольников от 3 до 7 лет. В приложении используется эффективный звуковой метод обучения чтению, схожий с методикой «кубики Зайцева» и принципами методики Монтессори.

В игре предусмотрено 2 режима обучения чтению:

  • Учимся читать по буквам — чтобы ребенок выучил буквы и понял основы чтения
  • Учимся читать по слогам (складам) — для детей, которые уже знают буквы

Интерфейс игры для детей построен в соответствии с принципом обучающей системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Он так прост, что малыш от 3 лет разберется с ним за минуту.

Бесплатная версия содержит 4 обучающих уровня. Полная версия содержит 16 обучающих уровней, расположенных по возрастанию сложности слов. Если на первом уровне слова состоят из 2-3 букв, то на последнем из 7-8 букв.

Правила обучения чтению по слогам

1. Учите с малышом, как произносятся звуки, а не буквы. Призвуки («эс», «эм», «эр») будут только сбивать ребёнка. 

2. Не стоит учить ребёнка побуквенному чтению. Наиболее безвредным и эффективным вариантом психологи и педагоги считают слоговое. Именно из звуков складываются слоги, который потом образуют слово. Начинайте с простых примеров: звук «д» и звук «а» — вместе «ДА». 

Важно, чтобы ребёнок тянул первый звук до тех пор, пока не прочтёт второй («д-д-д-а-а»). Так формируется слияние звуков в слоги. . Затем можно составлять простые предложения и диалоги

Затем можно составлять простые предложения и диалоги.

3. Заканчивайте занятие на самом интересном месте. До того момента, как малыш устанет. Пусть ребёнок с нетерпением ждёт продолжения урока. Заниматься с ребёнком четырёх лет нужно не более 15 минут. С пятилеткой — не более 20 минут. Для детей шести лет можно увеличить длительность занятий до 25 минут.

4. Показывайте ребёнку, что одно и то же слово может выглядеть по-разному: может быть написано заглавными, строчными или прописными.

Sound Pictures

Когда дети начинают озвучивать слова, они сталкиваются с трудностями в произношении тех или иных буквосочетаний. Чтобы помочь им запоминать правила, создайте «таблицу» зрительных образов. 

Например, слова tea и house. Покажите детям большой чайник, на котором будет написано слово tea, а также звук, который он издает . Также покажите иллюстрацию дома, где написано house и звук . Заранее подготовьте слова с такими же звуками: please, sea, read, clean, blouse, mouse и тд. 

Покажите детям эти картинки и карточки со словами. Попросите их скидывать в чайник слова с похожим звуком и «заселять» в дом слова с буквосочетанием ou.  

Как начать свое первое чтение

Существует огромное количество методик, которые предлагают родителям самые изощренные варианты ненавязчивого обучения детей чтению. Но стоит ли с 5-6 месяцев окружать ребенка карточками со словами?

Родители в процессе тоже учатся

Для того чтобы чтение для детей 5-6 лет не стало новостью, необходимо окружить ребенка письменной информацией с детства. Азбука на стене, книги в доме, кубики с буквами — малыш должен привыкнуть к тому, что текстовая информация является обязательной частью жизни.

Все должно идти от простого к сложному. Сначала буквы, потом слоги, затем слова, предложения и текст. Выучить с ребенком буквы не сложно, если превратить все в игру. Например, можно распечатать на карточках картинки-раскраски с буквами, и в процессе разукрашивания придумывать, какие слова начинаются на эту букву.

Важно! Нельзя забывать о важнейшей составляющей русского языка — звуках. Необходимо своевременно научить ребенка понимать и произносить звуки

Это поможет ему овладеть чтением намного быстрее.

Когда ребенок освоил буквы, слоги и звуки, можно переходить к чтению слов

Важно терпеливо относиться к занятиям и заботиться о том, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта. Не стоит торопить его, если он задумался над названием очередной буквы

Каждый урок — это работа двоих, но основная задача лежит на взрослом.

Дополнительная информация. Не стоит заниматься с ребенком дольше 15-20 минут в день. Это оптимальное время, на которое малыш сможет сосредоточиться, при условии заинтересованности. Быстрое обучение чтению зависит не от продолжительности уроков, а от их регулярности и качественности.

Хорошим вариантом для первых совместных занятий станет чтение небольших рассказов или сказок перед сном. Это подойдет для тех случаев, когда малыш уже освоил буквы и слоги. В это время родитель самостоятельно читает текст, изредка предлагая ребенку попробовать прочитать то или иное слово. Стоит выбирать слова, несущие смысл, но не слишком сложные.

Например, если сказка про улитку, можно попросить ребенка прочитать слово «улитка» и показать ее на картинке. Главное следить за тем, чтобы ребенок не научился угадывать слова по связи первой буквы и картинки. О том, как избежать этого, будет написано ниже.

Если родитель очень хочет научить ребенка читать, но абсолютно не знает, как подступиться к этому делу, имеет смысл приобрести в книжном магазине специальное пособие. Так же его можно найти онлайн в виде презентации. Данная литература направлена на обучение родителей.

Что такое скорочтение и кому оно нужно?

Скорочтение (быстрое чтение) – это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение превышает по скорости обычное чтение в 3-4 раза.

Мы считаем, что умение быстро читать полезно каждому человеку, но все же есть несколько категорий людей, которым оно необходимо априори:

Дети. Любой навык лучше изначально осваивать правильно, и скорочтение помогает родителям научить своих детей читать быстрее и легче. Подспудно у ребенка будет развиваться навык концентрации и снижаться уровень отвлекаемости.
Школьники и студенты. В процессе обучения человек сталкивается с необходимостью обрабатывать большое количество информации. Скорочтение позволяет делать это быстрее и эффективнее.
Люди, работающие с информацией. Если вы работаете с большими объемами данных, с помощью скорочтения вы сможете быстрее обрабатывать и анализировать прочитанное, а значит, лучше выполнять свои функции и быть более продуктивным специалистом.
Люди, занимающиеся самообразованием. Книги и статьи – основной источник сведений по любой теме, и каждому, кто желает развиваться, приходится читать. Делая это быстро, вы не только узнаете больше, но и быстрее достигнете поставленных целей.
Люди, читающие медленно. Медленное чтение – это результат неправильной техники и неумения надолго концентрироваться. Поэтому тут можно сразу достичь нескольких целей – быстрее читать, лучше фокусироваться, больше понимать и надолго запоминать.

В остальном же быстрое чтение, как мы уже говорили, будет полезно каждому человеку вне зависимости от возраста, пола и сферы занятости. Этот «мягкий» навык позволяет многократно повысить личную эффективность и достигать более высоких результатов во всем.

Для чего обучаться скорочтению

В наше время люди сталкиваются с таким объемом информации, что «переварить» ее едва ли под силу каждому. В среднем взрослый человек может читать около 300 знаков в минуту. Это очень мало и именно поэтому появляются различные методики, обучающие скоростному чтению литературы.

Если начать освоение этих методик еще в детском возрасте, то можно достаточно хорошо развить память и внимание, что окажет положительное влияние на успеваемость в школе и ВУЗе. Техника чтения ребенка должна развиваться с возрастом, с приобретением других каких-то навыков

Ребенок учится читать по буквам и постепенно приобретает навыки чтения словами, предложениями и текстами. На этом, к сожалению, обучение чтению заканчивается у 90% всех детей и практически у всех без исключения взрослых

Техника чтения ребенка должна развиваться с возрастом, с приобретением других каких-то навыков. Ребенок учится читать по буквам и постепенно приобретает навыки чтения словами, предложениями и текстами. На этом, к сожалению, обучение чтению заканчивается у 90% всех детей и практически у всех без исключения взрослых.

Тема скорочтения является достаточно актуальной среди тех, кто заботится о своем интеллектуальном развитии. Аналитическое чтение с высоким качеством усвоенного материала и с минимальными затратами и усилиями, к сожалению, в нашей стране не получило большой популярности. Между тем, существуют специальные курсы методики, которые позволяют осилить науку скорочтения как взрослым, так и детям.

Прежде чем говорить о методике скорочтения, следует понимать, что данный навык напрямую связан с такими сложными психическими процессами, как внимание, память, мышление и эмоции. Механизмы этих процессов человеком, к сожалению, до конца не изучены, но можно сравнить человеческий мозг с компьютерными программами

Существуют такие программы, которые человек нарабатывает в течение всей жизни, это условные рефлексы и стереотипы.

Умение быстро читать и понимать прочитанное является залогом

хорошей успеваемости в школе
способности логически мыслить
воспринимать различную информацию
развивать память и внимание
уметь концентрироваться на главном.

Все это даст хорошее подспорье при освоении новых профессий в более старшем возрасте, эффективном развитии себя как личности.

Цели и задачи курса

Данный курс предназначен для овладения навыком быстрого чтения, что необходимо для повышения эффективности изучения интернет-ресурсов, информационных статей, газет, журналов, художественной и научно-популярной литературы, учебников и т.д.

Однако скорочтение имеет и некоторые другие преимущества, и наш курс позволит вам воспользоваться ими в полной мере. Наряду с собственно повышением скорости чтения наш курс поможет вам:

1 Больше запоминать. Мы не гарантируем, что вы сможете запомнить любую книгу от корки до корки. Но мы обещаем, что при надлежащих тренировках вы научитесь запоминать все, что будет казаться важным, по мере знакомства с информацией. Кроме того, вы будете легко отсеивать ненужное и быстро выделять самое главное.
2 Лучше концентрироваться. Ни одно дело не будет сделано толком, ни одна книга не принесет пользы, если ваши мысли заняты чем-то посторонним. Осваивая методы скорочтения, вы будете работать и над своей способностью сосредотачиваться на конкретной задаче. Впоследствии это пригодится в любой области.
3 Экономить время. Сегодняшняя жизнь не дает поблажек никому, и порой не хватает времени не просто почитать, но даже отдохнуть. Если же вы научитесь быстрее обрабатывать информацию, вы сможете высвободить львиную долю времени, которое уже можно будет уделить себе, любимым занятиям, близким и семье.
4 Обрести карьерное преимущество. Умея читать эффективнее, вы сможете быстрее осваивать профессиональную литературу, запоминать больше полезных для работы данных, в нужный момент доставать их своей памяти. Обладая такими навыками, вы автоматически становитесь на голову выше своих конкурентов.
5 Повысить уровень эрудированности. Чем больше человек читает, тем больше он знает и тем интереснее он как личность – это и есть эрудиция. Вы сможете легче находить общий язык с окружающими, поддерживать любые беседы, заслужить славу отличного собеседника, что привлечет в вашу жизнь больше интересных людей и знакомств.

Это лишь самые очевидные преимущества скорочтения, а по мере прохождения курса и применения знаний на практике вы будете отмечать и другие бонусы владения таким ценным навыком. И теперь давайте более детально поговорим о том, что вообще такое скорочтение и кому и где оно может пригодиться.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Что значит «читать быстро»?

Для начала разберемся, что значит «читать быстро». Данные разнятся, но большинство исследователей склонны придерживаться мнения, что среднестатистический русскоговорящий человек читает «про себя», т.е. не вслух до 200 слов в минуту в зависимости от длины и сложности слов и собственной подготовки. Это примерно 1400 знаков в минуту с пробелами .

Более подробные исследования приведены в книге «Учитесь быстро читать» . Исследователи выделяют семь скоростей, почти как в коробке передач автомобилей Volkswagen Golf Variant и Plus 2008 года выпуска [].

Шкала скоростей чтения:

  • До 900 зн/мин – очень медленно.
  • 1200 зн/мин – медленно.
  • 1500 зн/мин – средняя скорость.
  • 1800 зн/мин – выше среднего.
  • 3000 зн/мин – быстро.
  • 5000 зн/мин – очень быстро.
  • 10 000+ зн/мин – сверхбыстро.

Авторы настаивают, что работа над скоростью чтения всегда должна идти в привязке к контролю понимания прочитанного и объему запоминаемого текста. В противном случае такое скорочтение ради скорочтения не будет иметь смысла. Как увязать эти два момента? Для этого существует специальная формула .

Формула скорости чтения:

V=(Q/T)*K

где V – это скорость чтения, О – количество знаков, Т – время чтения в минутах, К – коэффициент понимания. В идеале К должен равняться одному. Высчитывается следующим образом: если вы ответили правильно на 10 из 10 вопросов к тексту, это и есть 1. Если на 8 из 10, значит, коэффициент понимания равен 0,8, и т.д.

Другими словами, если вы неправильно ответили на все 10 вопросов, такую скорость чтения можно считать нулевой, потому что смысла в таком чтении попросту нет. Если вы из всего изобилия предложений выберете наш курс «Скорочтение» или программу «Быстрое чтение», с вами такого точно не случится, потому что мы ориентированы на скорость без ущерба для качества восприятия

Более того, наши материалы позволяют тренировать внимание и воспринимать заметно больше, чем если вы будете «по старинке» вчитываться в каждую буковку текста

В принципе, среднестатистическая школа скорочтения строит свою рекламу и промоушн на обещаниях либо увеличить вашу скорость чтения в 3, 4, 10, n раз, либо же обещает вам результат на уровне 5000+ знаков в минуту. Так что даже если вы читаете очень медленно, т.е. порядка 900 знаков в минуту, а через пару месяцев начнете читать в 3 раза быстрее, это уже будет 2700 знаков в минуту, что заметно выше среднего и приближается к быстрому чтению по меркам вышеприведенной шкалы скоростей. Поэтому попробовать осмысленное скоростное чтение стоит.

Как пробовать, если вы пока не созрели на полный курс, а что-то делать с нарастающим потоком информации нужно? Помогут «прокачать» скорочтение упражнения, специально разработанные для этой цели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector