Возрастные особенности развития и воспитания детей от 2 до 3 лет: советы психологов

Содержание:

Социальные нормы поведения

Маленький человек, живя в социуме, активно взаимодействует с людьми, повторяя сюжеты, разыгранные с родственниками или сверстниками на детской площадке или в саду. К 2 годам у малыша формируется ряд навыков, которые позволяют ему вписываться в существующие социальные нормы. Многие двухлетки:

Знают и используют такие понятия и слова, как «спасибо», «пожалуйста», «привет», «пока» и т.д.
Умеют играть с детьми, не мешая им и не нарушая их личных границ.
Знают свое имя и произносят его.
Пытаются выполнять привычные действия самостоятельно, за что ждут положительной оценки от взрослого.
Привлекают внимание взрослых или детей с помощью удерживания зрительного контакта, жестов, слов.
Подражают окружающим людям, как правило, взрослым.
Стараются избегать общения с незнакомцами.
Проявляют эмоции при общении.

В таком возрасте дети особенно чувствительны к оценке своих действий взрослым окружением. Они любят, когда их хвалят за самостоятельно выполненное действие или произнесенное слово. При этом реагируют упрямством, капризами и даже истерикой на грубый, приказной тон родителей, ограничивающих свободу их действий.

Возможные отклонения в развитии

В год каждого ребенка должен осматривать педиатр. На плановом осмотре формируют график вакцинации, оценивают состояние малыша, как физическое, так и нервно-психическое. Врач задаст родителям вопросы, ответы на которые определят, нормально ли развивается ребенок. Насторожиться стоит, только если ребенок демонстрирует серьезные отклонения в поведении:

  • не умеет ползать, плохо стоит, испытывает сложности с передвижением;
  • не произносит осмысленных слов, отсутствует жестикуляция;
  • не понимает даже простых просьб, плохо взаимодействует с родителями и другими детьми;
  • не умеет пользоваться предметами быта. При этом пирамидку годовалые дети вполне могут нанизывать в неверном порядке, это нормально.

Если вас что-то насторожило, расскажите об этом педиатру при плановом обследовании. Он поможет справиться с проблемами, если они есть.

Малыш, перешагнувший годовалый рубеж, очень сильно отличается от себя буквально несколько месяцев назад. Дальше он будет становиться все более смышленым, активным и самостоятельным, радуя родителей и познавая мир. Помните: каждый ребенок не похож на другого, и учитывайте индивидуальные особенности малыша при воспитании и развитии.

Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

(1
оценок; рейтинг статьи 2.0)

Достижения в речевом развитии

Что касается речевого развития, то здесь всегда возникают споры. Один ребенок к двум годам уже может уметь наравне с взрослыми рассказывать стихи, знать счет до 10, поименно каждого близкого родственника и полный адрес проживания, а другой кроме как «мама» и «папа» ничего не говорит. Во втором случае об отклонении в развитии говорить нельзя – из-за множества факторов влияния такое речевое развитие считают нормой.

В 2 года малыш должен знать порядка 200 слов. Его речевые навыки совершенствуются, а проявляется это в следующем:

  • ребенок использует слова-заменители, звукоподражание, которым он пользовался ранее, заменяет правильным произношением;
  • копирует речь взрослых, не понимая значения слов;
  • это возраст «почемучек» — дети активно интересуются, «что это?», «почему так происходит?» и т.д.;
  • часто говорит о себе в третьем лице;
  • может составить предложения минимум из 3 слов;
  • высказывает свои мысли, причем делает это связно;
  • умеет различать антонимы;
  • называет предметы, изображенные на картинке, может составить их описание;
  • знает свое имя и имена близких людей.

Очень важно обращаться к ребенку четко, не сюсюкать и не коверкать слова. Если знакомите малыша с новым словом, обязательно раскрывайте его смысл понятным для крохи языком

Особенности психоэмоциональной сферы

Сейчас наиболее ярко проявляется характер ребёнка.

Ребёнок уже не нуждается в круглосуточной родительской опеке, мама и папа всё чаще слышат от своего чада слово «сам» — малыш не принимает помощь и пробует делать некоторые вещи самостоятельно.

Это могут быть попытки самому кушать ложкой, строить пирамидки из кубиков, взбираться или спускаться по лестнице.

Малыш понимает родительские запреты и разрешения, слова «моё», «твоё», «чужое».

Но в то же время, неожиданно для родителей, он может отказать на просьбу не брать какую-либо вещь или закапризничать, услышав отказ.

Настроение у малыша варьируется от покладистости до упрямства

В этом возрасте с ребёнком сложно договориться, поэтому родителям важно выработать технику, с помощью которой они смогут найти общий язык с крохой

Психологи не советуют кричать на ребёнка, доказывать его неправоту – этим Вы скорее всего спровоцируете истерику. Лучше мягко, но доступно и доходчиво объяснить ребёнку, где и в чём он сейчас не прав. Это получится не с первого раза, но постепенно малыш поймёт, что с помощью капризов он ничего не сможет добиться, нужно вести себя спокойнее. Осмысленный диалог родители начнут вести с малышом по достижению им 18-ти месяцев.

Также мама или папа могут заметить, что часто ребёнок разбрасывает всё на своём пути. Не ругайте его за это. Так он тоже познаёт мир – привыкает к своему вертикальному положению. Так как его координация ещё не до конца развита, то он, раскидывая предметы, учится правильно распределять нагрузку, при этом сопоставляя подобранные вещи по весу и размеру.

Познавательное развитие ребенка в 2 года

Малыш многому научился! Что уже умеет ребенок в 2 года:

Новые знания

  • В 2 года дети различают от 4 до 8 основных цветов;
  • группируют предметы по оттенкам;
  • определяют геометрические фигуры и указывают на них;
  • распознают объекты по другим параметрам: весу, фактуре, температуре (теплый-холодный, легкий-тяжелый, гладкий-шершавый);
  • знают цифры и умеют считать. Малыш уже может сказать и продемонстрировать на пальцах, сколько ему лет.

Ролевые игры

По просьбе родителей кроха выполняет последовательность заданных действий. К примеру: «встань из-за стола, пойди в комнату и принеси мне желтый мячик». Это умение проявляется и в ходе игр. Так, карапуз сначала кормит куклу, затем умывает ее и укладывает спать. К процессу игры подключается воображение. Кроха уже сам выстраивает сюжетную линию событий, подбирает подходящих персонажей, задействует предметы-заместители (коробку вместо гаража для машинки, маленькие мячики вместо яблок и т.д.).

Подражание взрослым

В этом возрасте малыши очень любят подражать взрослым, копировать их действия, проявлять самостоятельность. Двухлетний малыш охотно участвует во взрослых занятиях. Вместе с мамой он занимается уборкой и приготовлением пищи: протирает пол влажной тряпкой, приносит продукты, смешивает ингредиенты в чашке и т.д. Конечно, родителям гораздо проще и быстрее все сделать самим, но не стоит ограничивать кроху в проявлении самостоятельности. Два года – отличный возраст для начала трудового воспитания.

Маргарита, мама двухлетнего Максима: «Мой малыш помогает мне по хозяйству с годовалого возраста. Сначала полы протирал, потом стал проявлять интерес к приготовлению еды. Мы ему купили игрушечную печку, которую поставили на кухне рядом с настоящей. Когда я готовлю, он смотрит и делает то же самое с игрушечными продуктами: хлеб жарит, варит компот, фрукты тушит и т.д. Иногда раскладываю часть обеда по его кастрюлькам, а он сам в тарелку себе накладывает. Бутерброды собирает из нескольких ингредиентов. Посуду в мойку составляет. Недавно начал активно взаимодействовать с машинкой: белье туда загружает, потом достает и развешивает. Конечно, много что переделывать приходится. Зато ребенок чувствует себя полезным».

Особенности развития мелкой моторики

В 2 года ребенок должен уметь собирать или нанизывать на нить/леску бусины, собирать мелкие игрушки в коробочку, лепить шарики, «колбаски». В двухлетнем возрасте нужно обязательно давать крохе возможность играть с фасолинами, небольшими камешками, ножницами и бумагой и прочими предметами для творчества. Благодаря играм с такими предметами развивается мелкая моторика ребенка. Однако малыш должен заниматься строго под присмотром взрослых – это поможет избежать таких несчастных инцидентов, как проглатывание мелких предметов и их застревание в дыхательных путях.

Итак, что касается мелкой моторики, то двухлетний ребенок должен уметь:

  • брать карандаши в руки, удерживать их и рисовать свои первые каракули;
  • ножницами резать бумагу (пусть это будет выглядеть неумело, но неудачные попытки в будущем обязательно приведут к успеху);
  • застегивать/расстегивать молнию;
  • наливать воду в стакан (давайте ребенку только пластмассовую тару) и выливать ее в миску или ведерко;
  • строить из песка куличики;
  • правильно находить отверстия для предметов;
  • пытаться застегивать/расстегивать пуговички.

Для развития мелкой моторики можно изготовить стенд, на котором прикрепить различные замочки, крючочки, молнии и пуговицы, шнурки и липучки, бусины и прочие интересные и полезные детали. С такой игрушкой ребенок будет заниматься долго и с удовольствием.

Небольшие советы по воспитанию мальчика 2-х лет

  • С ребенком нужно постоянно общаться, объяснять ему все, что его может заинтересовать. Конечно, иногда количество вопросов переваливает за пределы разума, нужно стараться терпеливо и понятно отвечать на все вопросы.
  • Активные игры должны постоянно чередоваться со спокойными. Предложите ему немного порисовать или заняться лепкой из пластилина. Такие варианты могут стать хорошей заменой сну, если ребенок категорически отказывается спать в обеденное время. К тому же лепка и рисование отлично развивают мелкую моторику пальцев.
  • Ребенок должен каждый день узнавать несколько новых слов, знать их значение и употреблять. Для этого желательно читать книжки с ребенком, объясняя все непонятные моменты.
  • Ребенок в этом возрасте с удовольствием проводит время со своими сверстниками.

Не упускайте шанс немного отдохнуть от вечного почемучки и позволить ребенку поиграть с другими детьми

Это поможет стать ему более раскрепощенным и социально активным, что так важно для последующего развития вашего малыша

Мелкая моторика в 2 года

Ученые доказали, что развитие мелкой моторика тесно связано с развитием речи.

 Мелкая моторика оказывает свое воздействие на нервную систему, память, внимание и зрительное восприятие. Моторика у ребенка развивается постепенно, изначально движения неумелые и неловкие

Чтобы усовершенствовать навыки, рекомендуется использовать развивающие игры и упражнения.

Занятия для развития мелкой моторики

Всевозможные конструкторы.Крупные разноцветные детали заинтересуют ребенка и благоприятно воздействуют на развитие усидчивости и пространственного мышления. Любители конструкторов легче осваивают физику и математику, прекрасно ориентируются на местности и не рискуют нигде заблудиться.

Пуговицы, молнии, шнурки. Если в течение длительного времени повторять и показывать определенные манипуляции, со временем малыш сможет освоить процесс одевания.

Подручные средства в качестве игрушек. Это могут быть пуговицы, ложки, крупы и другие мелкие и безопасные для малыша предметы. С их помощью развивается воображение и совершенствуется моторика рук. Разумеется, заниматься нужно под контролем родителей.

Рисование – еще один прекрасный способ для развития мелкой моторики у детей. Первые рисунки будут бесформенными и непонятными, но со временем ребенок освоит кисть и сможет выразить на бумаге свое настроение или переживания

Психологи рекомендуют обращать внимание родителей на рисунки детей, по ним можно понять психо-эмоциональное состояние малыша. Особенно хороши для развития моторики пальчиковые краски

 м

ЛепкаОказывает воздействие на мышцы рук, тем самым развивается ловкость и формируется воображение. Малыши очень любят использовать разноцветный пластилин.

Развитие мелкой моторики очень важно в возрасте 2 лет. От этого зависит не только дальнейшее развитие ребенка, но и будущее обучение в школе

ОРВИ у грудного ребенка: что делать?

Простуда и грипп у новорожденных встречаются достаточно редко. Ближе к полугоду, когда действие антител матери постепенно становится более слабым, вероятность развития простуды у ребенка возрастает. Малыш вполне может заразиться от близких людей, в поликлинике или на улице. У детей, находящихся на искусственном вскармливании, риск заболеть выше.

Основная проблема при ОРВИ у младенца состоит в том, что это часто встречаемое заболевание весьма непросто у него распознать. Взрослый человек при простуде и гриппе обычно жалуется на повышенную температуру тела, слабость, ломоту в мышцах, боль в горле, кашель и насморк. Грудной ребенок в силу своего возраста не способен пожаловаться на симптомы, более того, у него еще не сформированы некоторые рефлексы. Он еще не научился сморкаться и откашливаться. Это приводит к тому, что слизь скапливается в области дыхательных путей, где служит питательной средой для бактерий. В результате в дополнение к простуде у ребенка может развиться отит, бронхит, который может стать хроническим, или даже пневмония, что требует немедленной помощи педиатров. В эпоху COVID-19 также могут потребоваться соответствующая дополнительная диагностика и лечение.

Когда нос заложен, ребенок может отказываться от пищи даже когда голоден. А лихорадки у него может и не быть. Чтобы вовремя заметить начало развития болезни, родителям необходимо быть внимательными к грудничку и вовремя приступать к лечению. В большинстве случаев рекомендуется применять специфическую противовирусную терапию. Ее надо начинать сразу же после обнаружения первых признаков болезни. Уже в первые сутки необходимо принимать противовирусные препараты.

Перед тем, как дать ребенку лекарство, обязательно читайте инструкцию. Дело в том, что препаратов, чье применение разрешено для детей до года, совсем немного. Недопустимо лечить грудничка препаратами, которые используются для лечения взрослых или более старших детей.

Познавательное развитие ребенка 2 лет 9 месяцев

Стоит вооружиться хорошими детскими книжками. Читая, наблюдайте, насколько внимателен малыш. Обязательно отвечайте на вопросы, которые непременно будут по ходу чтения. Можете и сами задавать вопросы, чтобы выяснить насколько хорошо малыш понимает прочитанное. Детки любят обсуждать иллюстрацию, разыграть маленькие сценки, что непременно нужно поощрять.

В повторяемости событий и действий довольно быстро находит систему и способен вписывать свое поведение в эту систему.

Участвуя в ролевых играх, малыш понимает, когда игра заканчивается, способен принимать участие в планировании игры. Во время игры понимает все новые типы поведения. Может активно участвовать в домашнем кукольном театре; причем к куклам он уже не относится как к живым существам. Охотно берет на себя роль мышки, зайчика, мишки и пр.

Если малыш с чем-то не справляется, то может попросить о помощи.

К 2 годам 9 месяцам ребенок знает названия основных цветов, некоторых частей тела. Отличается хорошей памятью. Может выучить наизусть короткие стишки. Начинает интересоваться формами вежливого поведения.

Сон ребенка в 2 года

Двухлетний ребенок должен спать 11 часов ночью и 2 часа днем. В возрасте 2 лет дети часто испытывают сложности с дневным сном, поэтому для них необходимо создать максимально комфортные условия. Родители могут:

• сменить младенческую кроватку на детскую, более просторной конструкции с более удобным матрасом;

• поставить рядом с кроваткой стульчик, чтобы ребенок мог положить на него отвлекающие сон предметы;

• застелить кроватку детским пастельным бельем с любимыми персонажами ребенка (перед сном объяснять малышу, что ложась спать он помогает игрушкам отдохнуть;

• удалить яркие и отвлекающие игрушки из кровати, чтобы они не мешали при засыпании;

• установить затеняющую сетку над кроватью (шатер);

• создать благоприятные температурные условия (летом использовать кондиционер или вентилятор).

Развивающие занятия

  • Слушать и рассматривать книги. В магазинах можно найти множество небольших книжек для грудничков. Цель такого занятия – знакомить кроху с речью. Наблюдая, как вы читаете, видя вашу артикуляцию, карапуз начнет понимать, как это делается, в будущем обязательно порадует вас ранними успехами. При отсутствии специальных книг можно читать любую литературу. Основным требованием будет повышенная эмоциональность при чтении, удовольствие родителей от совершаемого действия;
  • Наслаждаться вашим пением. Продолжайте петь крохе, знакомить с простыми стихотворными формами. Сочетание речи и музыки будет стимулировать слух карапуза, знакомить его с разнообразием средств выражения;
  • Посмотреть представление. К старым носкам можно пришить глазки-пуговки и полученным героем побеседовать с лежащим в кроватке крохой. При желании можно использовать обычные игрушки, изображающие людей или животных;
  • Послушать, как говорят звери, и он сам. Общаясь с малышом, показывайте ему, как говорят различные животные, повторяйте за крохой звуки, ведите беседы и улыбайтесь;
  • Поговорить лицом к лицу. Кроме общения в кроватке предложите малышу пообщаться, близко рассматривая мамино лицо. Возьмите кроху под мышки и поднесите к своему лицу. Расскажите ему, как вы его любите или спойте песенку;
  • Изучать мир из специально стульчика, манежа, качели. Можно приобрести различные приспособления позволяющие малышу смотреть вокруг, не находясь у мамы на руках. Главное – нужно следить, чтобы выбранные приспособления подходили ребенку по возрасту.

Ребенок в 2 года: сколько нужно спать

Ребенок в 2 года обычно спит по 9–13 часов в день. Правда, большинству нужен дневной сон продолжительностью около двух часов.

Ночные кошмары и страхи у ребенка

Иногда ребенок зовет вас посреди ночи, будит криком или плачем. Это значит, что ему снятся кошмары. Естественно, малыша это расстраивает, а вы наверняка переживаете и думаете, о чем это может свидетельствовать.

Страшные сны чаще всего снятся во второй половине ночи в фазе быстрого сна. Если малышу приснился кошмар, он просыпается напуганный и плачет, ему сложно снова уснуть, особенно если он помнит, что такого страшного ему приснилось.

Ночные страхи — это не совсем кошмары. Они наступают в фазе глубокого сна где-то в начале ночи, так что ребенок даже может не проснуться (хотя кажется, будто он проснулся). Вот что происходит при ночных страхах:

  • ребенок все время плачет;

  • дрожит, обливается потом, часто дышит;

  • смотрит на вас с испугом;

  • бьется на кровати, пинается, кричит или смотрит в одну точку;

  • не понимает, что вы рядом;

  • может вас оттолкнуть, особенно если вы его трогаете.

Ночные страхи — это кратковременное явление. Максимум они длятся минут 45. Так как малыш на самом деле не проснулся, он легко может вернуться в фазу глубокого сна и даже не вспомнить, что ему приснилось. Вот что нужно делать, если у малыша случаются ночные страхи:

  • Сохраняйте спокойствие.

  • Не будите ребенка.

  • Проследите, чтобы он не поранился. Если ребенок пытается выбраться из кроватки, не давайте ему это сделать и держите от него подальше предметы, о которые он может удариться.

  • Помните, что малыш скоро успокоится и снова уснет.

Если ребенок подвержен приступам таких ночных страхов и если вам нужно его с кем-то оставить, предупредите об этом человека, который будет присматривать за малышом, и расскажите, что делать в таких случаях.

Как справиться с кошмарами и ночными страхами

Полностью избавиться от угрозы кошмаров и ночных страхов у вас вряд ли получится. Тем не менее есть несколько способов улучшить качество сна малыша:

  • Постарайтесь укладывать ребенка спать в одно и то же время. Часто страшные сны — следствие стресса и переутомления, поэтому соблюдайте график отхода малыша ко сну. Укладывайте его как днем, так и ночью в одно и то же время, а перед сном выполните вместе с ним какие-нибудь привычные успокаивающие действия.

  • Если малыш действительно расстроен, подойдите к нему. Если ребенок просто капризничает, вовсе не обязательно бежать к нему по первому зову. Однако, если малыш будит вас криком и вправду расстроен, подойдите к нему и успокойте.

  • Дайте ему понять, что все будет хорошо. Успокойте малыша, скажите, что он в безопасности и никто не сделает ему ничего плохого.

  • Попросите его рассказать вам сон, а потом скажите, что это все не на самом деле. Объясните малышу разницу между сном и реальностью и скажите, что все хорошо.

  • Не выключайте свет, если ребенку так спокойнее. Некоторым детям не так страшно спать, когда горит ночник или дверь приоткрыта так, чтобы в комнату проникал свет из прихожей.

  • Осмотрите комнату — вероятно, малыша пугает что-то из предметов обстановки. Может быть, в комнате есть вещи, которые отбрасывают пугающие тени, или малышу страшно смотреть на какой-то предмет в темноте. В таком случае уберите их.

Физическое развитие ребенка в 2 года и 3 месяца

Длина тела мальчиков в 2 года 3 месяца от 85,5 до 92,5 см, а девочек от 85 до 90 см. Масса тела мальчиковот 12,5 до 14,5 кг, а девочек от 12 до 14 кг.

Совершенствуется координация движения и умение сохранять равновесие. Малыш может ходить по неровной поверхности, перешагивать через небольшие препятствия. Смело прыгает с высоты 10-15 см, приседает. Хорошо бегает, может подпрыгивать на двух ногах. Умеет подниматься на носочки и на пяточки. Может бросать мяч обеими руками, пытается поймать его, если мяч бросают с небольшого расстояния. Точно бьет ногой по мячу. Умеет самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице.
Без посторонней помощи поднимается и спускается по лестнице, при этом придерживается за перила.

Развитие познавательных навыков и мышления

Развитие мышления малыша напрямую зависит от его речи. Именно поэтому с крохой нужно чаще разговаривать, обсуждать и комментировать любые действия, читать книги, отвечать на все без исключения вопросы. Минимальными познавательными навыками двухлетнего крохи являются:

  1. Умение различать предметы по характеристикам: гладкий – шершавый, теплый – холодный.
  2. Умение собирать разноуровневую пирамидку из 6 деталей без помощи взрослых.
  3. Способность различать 8 разных цветовых оттенков.
  4. Умение группировать предметы по характеристикам.
  5. Знание основных геометрических фигур.
  6. Способность к простым танцевальным или гимнастическим движениям.
  7. Умение складывать матрешку.
  8. Способность собирать пазлы из 2-4 деталей.

Двухлетний ребенок часто стремится подражать взрослому и его действиям. Не противьтесь этому энтузиазму, позвольте крохе заняться «взрослым» делом: пусть учится вытирать пыль, мыть посуду, пылесосить, развешивать белье или загружать/доставать его из машинки. Малыш двух лет может знать и уметь гораздо больше, чем мы можем себе представить. Главное — помочь ему познать мир, и поощрять попытки самостоятельности.

Еще раз повторимся, что все вышесказанное – условный набор навыков и умений двухлетнего ребенка. Но он является обязательным, поэтому заниматься с малышом нужно обязательно. Если же вы заметили, что кроха плохо реагирует на речь взрослого, совершенно не делает попыток заговорить, игнорирует просьбы родителей и никак на них не реагирует, не общается и не играет со сверстниками – это повод для беспокойства и внепланового посещения специалиста. Причины могут быть такими:

  • воспаление средней и внутренней зон уха;
  • аутизм;
  • задержка речевого развития;
  • недомогания крохи и прочие медицинские проблемы.

Но ставить диагноз самостоятельно – дело последнее. Посещение специалиста в этом случае обязательно и обсуждению не подлежит. Только врач сможет поставить правильный диагноз и назначить оптимальное решение проблемы.

← Развитие по месяцамЧто должен уметь ребенок в три года →

Физическое развитие детей в 14 месяцев

В зависимости от наследственной предрасположенности физические параметры детей при рождении сильно отличаются.

В течении первого года жизни организм готовится к двигательной активности. Основные показатели физического развития детей в 1 год 2 месяца можно отметить в таблице:

Мальчики

Вес, кг 10,1 – 12,7
Рост, см. 76 – 83
Окружность грудной клетки, см 49,4
Окружность головы, см 48,22

Девочки

Вес, кг 9,2 – 11,8
Рост, см. 74 – 80
Окружность грудной клетки, см 48,29
Окружность головы, см 48,7

Разумеется, параметры физического развития сугубо индивидуальны, не стоит переживать, если ваш ребенок в чём-то не соответствует статистическим показателям. Если существуют определенные предрасположенности к каким-либо проблемам развития, это обязательно заметит педиатр.

В возрасте 1 года 2 месяцев у ребенка обычно сформировались нижние и верхние центральные резцы. Приходит время для прорезывания нижних и верхних боковых резцов, а с ним и сложные будни для родителей.

Изменения в весе, по сравнению с годовалым возрастом, незначительные. Увеличения в массе может вообще не происходить, либо измениться на 50-100 грамм. Физическое развитие оценивается по приобретённым ребенком навыкам. В этом возрасте малыш с нормотипичным развитием может вставать без опоры, стоять и делать самостоятельные без поддержки шаги. Считается, что к 1 году 2 месяцам дети должны начать ходить, но иногда это происходит до 18 месяцев. В этом случае учитываются не только физические возможности ребенка, но и психологическая готовность к процессу самостоятельной ходьбы. Бывают случаи, что дети в следствие испуга после падения начинают ходить значительно позже, даже при условии крепких мышц. Но всё же координация движений детей с каждым месяцем значительно меняется. Шаги становятся увереннее, движения разнообразнее. Малыш может забраться на невысокий диван и слезть с него. Легко приседает и встаёт.

У ребенка уже появились первые зубы: от 6 до 12, и, в связи с этим качественно меняется режим питания. Малыш пробует твёрдую пищу, постепенно угасает рефлекс сосания. Грудное вскармливание, либо приём смеси сокращается до 4-5 раз, кроха больше приобщается к «взрослому столу». Мелкая моторика рук и пальцев еще недостаточно развита, чтобы малыш мог самостоятельно держать стакан или ложку. Но это прекрасный возраст для начала воспитания правильных навыков питания. Для приёма жидкой пищи рекомендуется приобрести правильный набор посуды, с внешним прорезиненным донышком, чтобы тарелочки и кружки не скользили по столу и способствовали формированию самостоятельности.

Режим дня месячного малыша

В первый месяц младенец много спит — около 18-20 часов в сутки. Его день состоит из следующих 4 основных периодов.

Часы бодрствования

В это время кроха активно дрыгает ручками и ножками, если перевернуть на животик он будет пытаться держать головку.

Состояние полусна

Период до кормления или сразу после него. Тело малыша расслабленно, глазки полузакрыты.

Поверхностный сон

У ребенка частое неровное дыхание, слегка подергиваются конечности, глаза закрыты, но глазные яблоки активно двигаются.

Полный сон

Тело малыша полностью расслабленное, дыхательный ритм ровный, веки сомкнуты плотно

Физическое развитие

В этом возрасте дети уже ходят, бегают и прыгают, перепрыгивают через препятствия, взбираются по лестнице, опускаются с нее самостоятельно. Но кроме этого есть и много других умений и навыков. Только девочки и мальчики уже немного различны в своих проявлениях и предпочтениях. Хотя кушать ложкой и пить из чашки и те, и другие должны уже самостоятельно.

Общим является и одевание на улицу, чистка зубов и умывание, мытье рук. Также, дети с удовольствием помогают родителям по дому и делают гимнастику по утрам. Физическая активность в самом расцвете: неугомонное чадо не сидит ни минуты на месте, но при этом уже четко знает, какие предметы под запретом (аптечка, косметика, моющие средства). Действия уже обдуманны, и с помощью общения вполне можно контролировать занятия ребенка.

Специалисты рекомендуют делать каждый день с ребенком небольшую зарядку-гимнастику. Это разовьет его физически и, поверьте, делать он эту процедуру будет с удовольствием.

Зарядка

  • Глубоко вдохнуть и выдохнуть несколько раз. Этим занятие начинается и заканчивается.
  • Ходьба под музыкальное сопровождение: ноги высоко поднимать в коленях, а руки разводить в стороны.
  • Попрыгать по комнате не меньше минуты.
  • “Гусиная” ходьба и “велосипед”.

Малышу можно предложить и другие упражнения, подобрать различную музыку или считалочки. Для снятия напряжения и агрессии проводите периодически “бой” подушками, но потом умойте ребенка и сделайте расслабляющий массаж. Чередуйте активные игры с творчеством и чтением. Такая методика проведения досуга не даст малышу скучать.

Питание ребенка в 2 года

В этом возрасте ребенка должен:

• употреблять в пищу 1/3 — 1/2 взрослой порции еды;

• получать удовольствие от еды оформленной забавными формами, разноцветными соусами или с необычной расцветкой (сырок в виде мишки, разноцветные макароны, печенье с цветной глазурованной крошкой);

• хорошо пережёвывать мягкую и средней жёсткости пищу;

• мыть с мылом руки перед едой;

• помогать родителям в приготовлении пищи (снимать кожуру со сваренной картошки, срывать листики с салата, шелушить горох, чистить банан).

Ребенок в двухлетнем возрасте по прежнему должен принимать пищу в присутствии родителей, особенно незнакомую или состоящую из крупных фрагментов.

Память и внимательность

Для того чтобы развивать внимательность ребёнка и память, вы можете использовать специальные игровые наборы и развивающие игрушки для детей 2 лет, или же воспользоваться подручными средствами.

Взаимосвязь. Положите несколько предметов и попросите ребёнка собрать из них пары. Например, это может быть замок и ключ, стакан и бутылка, новогодний шарик и ёлочка. Намного проще будет играть, если у вас есть карточки с изображёнными на них предметами или же бумага, на которой они нарисованы, и их просто нужно соединить между собой линиями.

Такое занятие развивает мышление, мелкую моторику, а также координацию глаз и рук.

Поиск отличий. Для этого вам всё-таки понадобятся картинки, на которых будет не больше 2-3 отличий. Найти их можно в интернете и распечатать дома на принтере.

Дайте малышу две картинки и попросите его указать, чем они отличаются друг от друга. Если у него не получается, дайте подсказку. Главное, не выполняйте это задание вместо ребёнка. После того как у него начнет получаться искать отличия, можно будет перейти на картинки с большим количеством отличий.

Окошки. Для этой игры вам также понадобится распечатать материалы. Найдите рисунок многоквартирного дома в интернете с большим количеством окон и распечатайте его в количестве 2 штук (минимум). Раскрасьте несколько окошек в одном домике и покажите его малышу. Попросите его запомнить, какие именно окошки светятся. После этого дайте ему домик с нераскрашенными окнами и попросите раскрасить.

Напёрстки. Для данной игры вам понадобится шарик, небольшая конфетка или печенье, а также три разноцветных стакана или миски.

Дальше игра идёт как обычно. Шарик кладут на стол, накрывают стаканом и начинают менять стаканчики местами. В результате малышу нужно будет отгадать, где именно находиться шарик. После того как малыш поймёт, как играть в напёрстки, можно начать использовать стаканчики одного цвета и начинать двигать их быстрее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector