Какие качества прививают еврейским детям, чтобы те выросли богатыми
Содержание:
- Самостоятельность
- Забота о семье
- Израильские «можно» и «нельзя»
- Детям позволено все
- Производство
- Ребенок — золото, хоть иногда он и делает глупости
- [править] Статистика
- Сбалансированность — важный принцип взаимодействия
- Ребенок всегда должен быть занят
- Сбалансированность — важный принцип взаимодействия
- Отношения между детьми в Израиле
- Почему еврейские дети становятся гениями: 7 правил воспитания
- Возникновение обычая передавать род по матери
- Библейский период
- Бить ребенка запрещено
- Еврейское воспитание и похвала
Самостоятельность
В еврейских семьях очень серьезное отношение к подготовке ребенка для перехода во взрослую жизнь. Детям прививают навыки самостоятельности, позволяющие им с легкостью ориентироваться в мире. Ребенок должен быть уверен в себе и своих поступках — это предотвратит досаду и раздражение из-за неудач, помогает преодолевать жизненные трудности.
К примеру, мама оставляющая ребенка за старшего в доме и объяснившая, что нужно делать, уверена, что придя домой все будет в порядке, в то время как брошенный без подготовки ребенок будет растерян и испуган, начнет капризничать. Прививать самостоятельность принято на виду у взрослых, своим личным примером. Ребенок ориентируется на родителей и поступает так же. Чувствуя присутствие взрослого, но не отгороженный от мира его заботой, ребенок внутренне спокоен. Он знает, что в любой момент получит поддержку, отчего внутренняя уверенность в своих силах крепнет, и он способен на большее.
Забота о семье
Семья — это главное в жизни, и с этим сложно не согласиться. Еврейские семьи особенно сильны. Среди них очень низкий процент разводов. Мужья приносят деньги в дом, жены ревностно заняты воспитанием детей. И даже на фоне внешних неблагоприятных условий еврейские семьи остаются островками стабильности, любви и умиротворения.
Без крепкой семьи дети вырастают потерянными, у них нет примеров того, как правильно жить и как правильно заводить свои семьи. Без взаимопонимания между родными сложно добиться уважения и послушания. Без любви и ласки ребенок получает комплексы, с которыми ему придется идти по жизни. Ведь правильно говорят, что нет плохих детей — есть дети, которым плохо.
Израильские «можно» и «нельзя»
Любая мать, которая сама выросла в период постсоветской действительности, мечтает, что ее кроха будет аккуратным, послушным и очень покладистым. Израиль – место, где таких детей нет. Добиться такого безоговорочного послушания можно только путем дрессировки. Израильские родители придерживаются той точки зрения, что детям нужно разрешать делать все, если это безопасно для них и для окружающих.
Детям можно и нужно кушать все и самостоятельно
Для еврейских кафе вполне реальная картина: мальчуган годовалого возраста с аппетитом уплетает куриную ножку и мясную отбивную, причем делает он это самостоятельно, сидя в детском стульчике.
Как только ребенку исполняется год, родители активно начинают приобщать его к самостоятельной жизни и взрослой еде. С этого возраста родители поощряют детскую самостоятельность во всем. Это значительно облегчает быт матери: ей не приходится кормить малыша с ложки до 2-3 лет.
Сквозняки и холодный пол – не проблема
Не удивляйтесь, но большинство израильских квартир устелены кафелем. Ковры по традиции не кладут, а значит малютки уже с самого раннего возраста топают и шлепают босыми ножками по полу. Ни мать, ни отец ребенка не переживают о том, что чадо может простыть от холодного пола или от сквозняка. Они убеждены, что эти факторы ничуть не влияют на детское самочувствие.
Легкая обыденная неопрятность не навредит
Встретив на улицах Израиля мальчугана с грязными пятнами на рубашке, оторванными пуговицами или размазанными по лицу соплями – не пугайтесь и не удивляйтесь. Такова особенность воспитания. Матери в этой стране предпочитают быть счастливыми и любящими, а сохранить внешний вид ребенка в чистоте и порядке – дело, требующее больших усилий как с физической, так и с психологической стороны. Вокруг царит мир под лозунгом: «Грязный малыш – счастливая мать».
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие есть особенности воспитания детей в разных странах?
Играть, бегать, прыгать и скакать – не просто можно, а нужно
Малыши в еврейских семьях отличаются повышенной подвижностью. Прыжки, бег, игры не прекращаются ни на минуту. Матери ничуть их в этом не останавливают и не попрекают каждые 5 минут: «Посиди, успокойся, не надо». Детям свойственна большая активность. Именно сейчас у них есть возможность выплеснуть всю свою энергию. Не стоит лишать их этого удовольствия.
Дети много сорят – и это нормально
Все понимают, что маленькие неряхи с возрастом перерастают это и учатся быть более аккуратными. Дети – исследователи. Им интересно, что будет, если размазать кашу по столу или кинуть в компот кусок хлеба, а потом вылить все на пол. Они изучают взаимодействие мира и его частей. Родители не запрещают детям бросаться едой, вымазываться в твороге и т.д. Это лишь этап, который должен быть пройден. Со временем ребенок его перерастет.
Все значительно проще, чем кажется
Матери в Израиле очень спокойные, это заметно каждому. Придя в больницу с изнемогающим ребенком, они не будут переживать и плакать. Напротив, на их лицах улыбка, они готовы поддержать любой приятный разговор. Разумеется, никто не отменяет их внутреннего волнения, но подсознательно каждая из матерей знает, что для деток абсолютно естественная ситуация – заболеть, а теперь они в больнице, ребенку окажут помощь и все образуется. Израильские мамы относятся к процессу воспитания проще нас. Они не винят себя и не мучаются угрызениями совести, из-за того, что ребенок заболел ангиной. Это всего лишь болезнь, периодически встречающаяся на жизненном пути, но она пройдет и все наладится. Оптимистичный настрой матери помогает ребенку скорее побороть свой недуг.
Увидев такую методику воспитания, родители постсоветских времен сказали бы, что тут царит полная вседозволенность, но это лишь одна сторона монеты. Нет сомнений, что ребенку многое разрешается, но под детской самостоятельностью и свободой находится чуткая родительская рука, направляющая и подсказывающая.
Детям позволено все
Когда я была маленькая, всех дядь, теть и друзей родителей называла просто по имени. Так я чувствовала себя наравне со всеми, легко вступала в диалог со взрослыми. Правда, позже в советском пост-пространстве было неловко обращаться ко всем незнакомым на ты и сопричастность к старшим со временем поубавилась.
В Израиле с этим еще проще. Так как в иврите нет обращения на Вы. Все дети будут обращаться к вам по имени. Это дает чувство свободы и принадлежности к обществу.
В Израиле вы не увидите ни одного едущего стоя в транспорте ребенка. Так как дети – наше все, они наше продолжение и им надо отдавать лучшее.
- Tweet
- Share 0
- +1
- LinkedIn 0
- VKontakte
Производство
Постановка Королевского придворного театра
В состав главной постановки спектакля в феврале 2009 года в лондонском Royal Court Theatre вошли Бен Каплан , Джек Чиссик , Дэвид Хорович , Дейзи Льюис , Рут Познер , Сэмюэл Роукин , Дженни Столлер , Сюзанна Уайз и Алексис Зегерман . Сюзанна Тарбуш утверждала, что «большинство, если не все, актеры — евреи». Спектакль поставил Доминик Кук , сам еврей. Некоторые из оригинальных исполнителей представили пьесу, представленную самой Черчилль, в рамках мероприятия по сбору средств « Две пьесы для Газы» в « Империи Хакни» 21 мая 2009 года.
В Королевском дворе пьеса была поставлена по мотивам пьесы Мариуса фон Майенбурга « Камень» о немецкой семье, которая живет в доме, взятом у исчезнувших евреев, и борется с нацистским прошлым своей семьи и нации.
Другие постановки
Копия пьесы была отправлена на BBC . Джереми Хоу, редактор драмы Radio 4 , сказал, что и он, и Марк Дамазер , контролер канала, считали пьесу «блестящей пьесой», но согласились, что ее нельзя транслировать из-за политики редакционной беспристрастности BBC.
Первое театрализованное чтение пьесы в Нью-Йорке состоялось 16 марта 2009 года в Brecht Forum с участием бродвейской актрисы Кэтлин Чалфант.
Репетиция чтения прошла в Государственной библиотеке Виктории в Мельбурне 18 мая 2009 года на мероприятии по сбору средств для австралийцев для Палестины. В результате ее участия еврейской актрисе Мириам Марголис было отозвано приглашение выступить перед жителями в доме, управляемом австралийской еврейской организацией.
Еврейский перевод пьесы был поставлен в Тель-Авиве 11 июня 2009 года. Он был направлен онлайн через Skype и видео Самие Джаббарином, который уже четыре месяца находится под домашним арестом. Пьеса также была поставлена в Американском университете в Каире , Египет , под руководством палестинского студента в рамках продвинутого курса режиссуры.
В мае 2009 года город Ливерпуль отозвал государственное финансирование театрального фестиваля, на который было запланировано « Семь еврейских детей», после того, как продюсеры отказались также поставить еще одну пьесу, « Семь других детей » Ричарда Стерлинга из Evergreen Theatrical Productions. Координатор по развитию фестиваля Мэдлин Хенеган отметила, что поскольку «программа запланирована на несколько месяцев вперед». запрос был «нереальным на данный момент».
Театр «Грубый партизан» из округа Ориндж, штат Калифорния , объявил, что будет ставить спектакль. New York Theater Workshop и Общественный театр , как говорят, рассматривают Нью — Йорк производство. Оба они и раньше ставили пьесы Черчилля.
Канадская группа Independent Jewish Voices спонсировала канадскую премьеру пьесы в Монреале с тремя спектаклями.
Колледж Густава Адольфа проводил спектакль в течение двух выходных с 30 октября 2009 года по 7 ноября 2009 года. Он был поставлен после очередной пьесы Кэрила Черчилля « Далеко» , а также в ответ на пьесу Деб Марголин « Семь палестинских детей » .
30 ноября 2009 года спектакль был поставлен в Ливано-американском университете в Бейруте, Ливан. Спектакль поставил ливанский студент Фуад Халвани в рамках курса «Постановка пьес». Благодаря успеху спектакль дважды был показан в университетском городке: один раз 26 марта в рамках празднования Всемирного дня театра, а второй раз 21 апреля в рамках семинара по арабской народной культуре. Спектакль также участвовал и был показан на фестивале университетских театров в Фесе, Марокко, в апреле 2010 года.
Ребенок — золото, хоть иногда он и делает глупости
Для любой еврейской мамы ее ребенок — самый лучший. Он умеет все и многое может, просто иногда малыш совершает глупости — с кем не бывает?
Воспитанные по такому принципу дети вырастают уверенными в себе. Будучи взрослым, такой человек четко осознает, что он — лучший во всем и среди всех. Что касается неудач или жизненных промахов, то их он воспринимает как позволительную глупость, которая случается с каждым человеком. Ошибки — это нормально.
Денежное дерево радует пышным цветением: мой секрет в уходе за листьями
Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят
Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради «ВИА Гры» (новые фото)
Еврейская мама прекрасно понимает, что с помощью критики она вырастит неуверенного в себе человека с массой комплексов. В ее понимании ребенок прекрасен, а вот поступки его — глупы, но и то далеко не все.
[править] Статистика
Согласно еврейской традиции и канонов иудаизма, евреями считаются дети евреек, национальность и религия мужа не играют никакой роли. Это совпадает и с самоидентификацией: дочь еврея от православного считает себя «чистокровной еврейкой»:
Самоидентификация тех, у кого отец еврей, а мать русская, нередко обратная:
Аналогично:
Дети, у которых отец русский а мать еврейка, в большинстве считают себя евреями, в семьях, где отец еврей, а мать русская — наоборот, большинство детей считают себя русскими.
Большинство еврейских детей в России рождены от русских отцов:
Аналогично:
Доля детей (они евреями не считаются) мужчин-евреев от неевреек в бывшем СССР по-видимому существенно ниже:
Хотя на 1989 год лишь 62,8% евреек в РСФСР (против 73,2% евреев-мужчин) находились в смешанном браке, но судя по этим цифрам (других не удается найти по числу детей от мужчин-евреев), рождаемость у таких евреек была заметно выше, чем в семьях еврейских мужчин, женатых на еврейках и русских женщинах, причём, она видимо выше как в относительных, так и в абсолютных цифрах: у опрошенной тысячи евреев по их мнению до 57% детей — русские, возможно, у таких детей русские отцы.
Таким образом, смешанные русско-еврейские браки повлияли не только на российское еврейство, но и на этническую картину Израиля.
В конце 1990-х годов еврейки в России рожали более 70% детей от неевреев.
За 1995—2004 годы более чем в 2 раза выросла доля евреев с русскими отцами. Доля же еврейских отцов, напротив, снижается.
Так как у русских национальность определяется по отцу, а основная масса детей рождалось советско-российскими еврейками от русских, дети по документам в основном записывались русскими:
Отсюда можно сделать вывод о большом числе потомков евреев среди русских.
По некоторым данным, 8% россиян имеют еврейских предков. По другим оценкам, каждый 6-й россиянин имеет еврейских предков (16% населения).
Таким образом, число лиц еврейского происхождения в РФ не сотни тысяч, как часто считается, а возможно до 18 миллионов.
Сбалансированность — важный принцип взаимодействия
Понятно, что любых, даже самых умных и послушных детей родитель должен направлять, но как? В зависимости от ситуации это следует делать либо мягко, терпеливо с любовью указывая на правильный путь, либо жёстко, настаивая на своём, но не травмируя психику ребёнка.
Еврейское воспитание допускает телесные наказания, но лишь в том случае, если родитель находится в спокойном состоянии, мыслит трезво и переживает наказание вместе с ребёнком. Но также педагогические каноны предполагают, что без телесных наказаний в абсолютном большинстве случаев можно обойтись. Для этого нужно правильно, грамотно и своевременно доносить до ребёнка свою мысль.
Еврейское воспитание предлагает родителям начинать всегда с себя. Вместо быстрой бурной реакции сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, уйдите в пустую комнату, удалите от себя злость или выплесните её на предмет (например, подушку). Лишь успокоившись, вернитесь к детям и постарайтесь спокойно, но твёрдо донести до них свою точку зрения. Что следует сделать женщине из нашего примера, когда она восстановит внутренний баланс и выйдет к детям?
- объяснить, какой у неё был тяжёлый рабочий день, как и почему они устала;
- рассказать, какие её ожидают дела на вечер и чего ей на самом деле бы хотелось (как она могла бы отдохнуть, например);
- поговорить с детьми о том, почему необходимо поддерживать порядок в доме и спросить, как считают они;
- рассказать, почему её очень расстраивает беспорядок и что именно следовало и не следовало делать;
- попросить детей самостоятельно убрать за собой, рассказав им, как это сделать.
Долго? Да. Требует терпения и выдержки? Ещё бы! Но ведь на самом деле ни один ребёнок не хочет расстраивать свою мать, и, получив шанс исправить ситуацию, он не только уберёт за собой, но и навсегда запомнит этот урок, а плохих своих поступков никогда не повторит. Согласитесь, это ведь в разы эффективнее, чем накричать на детей, наказать их и убирать весь беспорядок самостоятельно?
Мириам Леви, автор всемирно известных книг про еврейское воспитание, советует матери или отцу, с чьих уст уже готово сорваться резкое слово в адрес детей, представить себе, что каждое из их слов записывается и будет передано Богу. Захочет ли человек, чтобы Бог услышал столь резкие и неприятные слова? Баланс между твёрдостью и мягкостью в воспитании детей должен быть всегда.
Ребенок всегда должен быть занят
В любое время малыш должен быть занят — глупостей меньше сделает, да и занятия принесут ему большую пользу. Еврейские дети никогда не болтаются без дела — это правило является основой для его дальнейшего развития как личности, оно же помогает построить счастливую семью, в которой все знают свои обязанности и добросовестно выполняют их невзирая ни на какие другие примеры извне.
Бразилец проезжает 36 км на велосипеде ежедневно, чтобы отвести любимую домой
Если выпало мало снега, то урожая не будет: 16 декабря — День Ивана Молчальника
Еврейские мамы и папы считают, что с ранних лет ребенок должен учиться и получать хорошие знания, которые пригодятся ему в жизни. Стоит отметить, что на учебе в школе это вовсе не ограничивается — еврейские дети посещают репетиторов, различные курсы, изучают языки. Знания — ключ к успеху и богатству.
Когда дело заходит до знаний, ни в одной традиционной еврейской семье ребенку не дают спуска — это одно из основных правил, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Еврейские дети привыкают быть занятыми уже с первых лет своей жизни. Благодаря этому они вырастают упорными и невероятно целеустремленными людьми, которые, как правило, многого добиваются, усердно работая над достижением поставленных целей.
Сбалансированность — важный принцип взаимодействия
Любой ребенок требует того, чтобы быть направленным, будь он даже самым умным и послушным. Как это сделать? Ситуации могут быть разными, а значит и методы нужны разные. Можно либо мягко подсказывать ребенку правильный путь, либо проявлять жесткость, но при этом стараться минимально травмировать детскую психику.
Воспитание в Израиле не отрицает возможности применения телесных наказаний, но допускаются они лишь тогда, когда сам родитель не взвинчен, способен мыслить здраво и может пережить наказание совместно с ребенком. Однако вполне возможно обойтись без телесных наказаний. Такой способ сработает, если правильные мысли родитель будет доносить до малыша доступно и в срок.
Пример ситуации
Какова будет реакция матери, которая, придя после тяжелого трудового дня домой, увидит разбросанные вещи, разбитые цветочные горшки, грязный в разводах от сока и кефира пол? Вероятнее всего предположить, что ей захочется устроить скандал, расставить всех по углам и жестко отчитать. Поможет ли такой подход создать благотворную домашнюю атмосферу? Чего можно добиться такой реакцией? Страха, скорее всего.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка к горшку за 3 дня и реально ли это?
Какие принципы воспитания предложили бы специалисты для еврейских детей? Первое – начать с себя. Постарайтесь вернуться в здравый рассудок, а для этого лучше выйти в другую комнату, глубоко подышать, выразить свою злость на любом предмете (лучше всего мягком – например, на подушке). Почувствовав себя более спокойно, следует вернуться к детям и поговорить, донеся до них спокойно, но твердо свою точку зрения. Представляем правила выхода матери из выше приведенной ситуации, после успокоения и возвращения на место происшествия:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что такое авторитарный стиль воспитания?
- рассказать, что она очень устала на работе, объяснить, почему;
- поведать о том, что она планировала сделать сегодня вечером или сообщить, что самым лучшим вариантом для нее будет отдых;
- обсудить с детками смысл поддержания порядка в доме и спросить об их мнении на этот счет;
- объяснить, что беспорядок в доме очень ее расстроил, а также рассказать, чего именно не нужно было делать, а что напротив следовало бы сделать;
- рассказать, как детки могут самостоятельно все убрать и попросить их об этом.
Является ли этот вариант более долгим? Несомненно, но при этом учитывайте, что действия от этого способа будут в разы эффективнее. Вы увидите, как будут стараться детки все убрать, только чтобы не расстраивать свою мамочку. Они воспримут все произошедшее как хороший урок и больше так делать не будут. В итоге вы увидите результативность переговоров, а, если бы вы накричали на них, как и планировали, то последствия игр убирали бы сами.
Память о Боге
Известный автор Мириам Леви, написавшая не одну книгу о еврейских принципах воспитания, советует всем родителям вспоминать о Боге. Готовясь резко высказаться в адрес сына или дочки, она предлагает представить, что каждое их слово будет передано Богу, а затем подумать, приятно ли будет Богу услышать такие грубые и неприятные выражения. Не следует забывать о том, что нужно соблюдать баланс между твердостью и мягкостью.
ИНТЕРЕСНО: лучшие книги по воспитанию и развитию детей
Отношения между детьми в Израиле
В Израиле принято любить и поощрять начинания маленьких членов коллектива. Как строятся у них отношения между собой? В школе, например, всегда царит дружелюбная атмосфера, здесь не может быть и речи о рукоприкладстве и дружественных бодрых пинках на перемене, как в русском классе.
Пример из жизни: Одна белорусская семья, эмигрировавшая в Израиль так рассказывает о случае с русским мальчиком, который давал сдачи своим одноклассникам. Руководство учреждения перевело его в другую школу после нескольких предупреждений ученику и его родителям. Интервьюируемые утверждают, что к новичкам часто приставляется волонтер, который помогает адаптироваться и подтянуть язык. Одноклассникам учитель обязан объяснить, что нового человека в коллективе следует поддержать.
Пример из жизни: Что удивительно, Илья Франк в блоге Шакшука.ru повествует о совершенно противоположной ситуации: его дочка столкнулась со случаем не то что буллинга, но некоторой агрессии со стороны израильских детей. После первых дней в школе ребенок заметил негативное к себе отношение – его толкали и шлепали по лицу во время перемен. Автор предположил, что подобные инциденты могли быть вызваны языковым барьером. В первом же случае ивритом школьник владел, пусть и не на уровне своих сверстников.
Ранее упоминалось, что основными нациями, проживающими на территории страны, являются евреи и арабы. В ходе интервью сайту БЕЛСАТ репатрианты из Беларуси признаются, что дети этих двух национальностей проводят свое детство обособлено – у них разные садики и учебные заведения. Утверждается, что шанс встретиться и пройти совместное обучение им выпадает только в институте. Вероятно, поэтому существует некоторое противостояние между этими двумя нациями.
Почему еврейские дети становятся гениями: 7 правил воспитания
1. Нельзя создавать детям комплексы
Еврейская мать никогда не скажет- ты плохой, она скажет- как мог такой хороший мальчик как ты, сделать такую глупость?
«У моего ребенка нет, и не может быть недостатков» – такая позиция еврейских матерей. Возможно, они их и видят, но кроме них об этом никто не узнает.
2. Разумная свобода
Современное еврейское воспитание сочетает две, казалось бы, противоречивые вещи: свободу ребенка и жесткость требований. Хорошая метафора, описывающая этот стиль: просторная, свободная комната с жесткими стенами.
В еврейских семьях детишки хотят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой — не повод укоризненно смотреть на ребенка. Для родителей-евреев свобода ребенка — не специальное «воспитание», а воздух, которым нельзя не дышать.
Жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черты недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины духи на дворовых кошек вылить можно, а вот бить бабушку по голове нельзя.
3. Хвалить ребенка по любому поводу
Мама всегда хвалит своего ребенка. Эта хвала начинается с самого рождения ребенка. Еврейская мама восторгается даже самыми малейшими успехами, достижениями малыша, пусть это будет всего лишь новый слог или первая неумелая клякса в качестве первого рисунка. Об этом обязательно узнают все друзья и знакомые, а главное ребенок должен увидеть, что его хвалят в присутствии всех. Если же достижения ребенка серьезнее, то без долгих аплодисментов и восхвалений со стороны всей семьи не обойтись.
Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая «сущие мелочи», и поощрять их при каждом удобном случае, это, возможно, в корне изменит их поведение. Чтобы укрепить их стремление к хорошему, позвольте им как-нибудь «подслушать», как мы рассказываем об их успехах своим друзьям.
4. Высокая степень ответственности за свое поведение
Евреи верят, что даже самое незначительно слово, брошенное второпях и мелкий проступок, совершенный родителем на глазах ребенка, может иметь необратимые последствия, поэтому своим примером и очень ответственным поведением по отношению ко всему сказанному и сделанному еврейские родители направляют своих детей.
5. Любовь и уважение в семье — залог психического здоровья ребенка
Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена — отец и мать
Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и отца к матери. Если ребенок усвоит, что его родители живут, прежде всего, друг для друга, убедится, что их взаимоотношения пропитаны уважением, любовью и заботой, он будет чувствовать себя защищенным. А, кроме того, подобное поведение родителей — прекрасный пример для подражания
Именно такие отношения он постарается создать в собственной семье, когда вырастет.
6. Учиться быть родителями
Родительское воспитание начинается еще до рождения ребенка. Девочка, вступая в брак, уже готова стать матерью, ее не учат «жить для себя», ее главная карьера – дом и семья. Если изначально материнство и отцовство рассматривать как обузу, ограничение, то вырастить хорошего ребенка будет очень сложно. Как известно, куда направляешь свои силы, оттуда и получаешь.
Стремясь воспитать успешных, самостоятельных и твердо стоящих на ногах детей, еврейские мудрецы разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах. Подобные курсы есть при синагогах и еврейских школах во многих городах мира. Вот вам и первый закон успешного воспитания – оно начинается с собственного воспитания и обучения, приобретения отдельных профессий «жена и мама» и «муж и отец».
7. Учить детей правильно распоряжаться временем
Еврейские дети не знают, что такое лень и праздное болтание по дворам: скрипка, английский, математика — все одновременно и помногу. С малолетства дети приучены к тому, что постоянно быть занятым делом — это нормально.
Возникновение обычая передавать род по матери
Традиция эта берет начало с формирования Талмуда (свода толкований Закона иудаизма), приблизительно IV – V вв. н.э., Из наиболее часто цитируемого изречение, так называемая формула рабби Шимона:
Однако положение передачи еврейства по принципу матрилинеарности ещё не утвердилось.
С возникновением в Восточной Европе и на территории нынешней Украины хасидизма (в переводе с иврита хасидут — праведность) в начале ХVIII века, принцип передачи имени меняется с патронимов на матронимы (бен, бат), например – Шломд бен Леа бат Сара (кроме имени человека приводится имя матери и бабушки).
Это религиозное ответвление и стало предвестником религиозного сионизма (движения направленное на основание национального государства Израиль). Хотя его основатель Элияху бен Шломо Залман обличал хасидов в неправомыслии.
Само по себе учение хасидов представляло собой прообраз демократии и равенства всех верующих евреев перед Богом, с учетом личной праведности и живой веры. Противопоставляя себя концентрации на исследовании текстов Писаний, свойственной раввинистической среде той эпохи.
Такой подход позволял хасидам охватить более широкие слои еврейского общества и внедрять понимание религиозного закона и в народных массах, как правило малообразованных по сравнению с элитой раввинов. К началу ХХ века крупнейшие общины хасидов сложились на территории США, Российской Империи (позднее СССР) и в Восточной Европе.
Бухарские еврейки (1900 год)
Библейский период
В основу еврейского воспитания было положено привитие социальных, трудовых и религиозно-культовых навыков преимущественно через участие детей в семейной и общинной деятельности. Залогом успеха в этот период была семейная, клановая и племенная солидарность и патриархальная организация семьи с ее непререкаемым авторитетом родителей, в первую очередь, отца (Исх. 20:12; Втор. 5:16; см. Родители и дети). Воспитание детей в раннем возрасте возлагалось преимущественно на мать (ср. Пр. 18); когда сыновья подрастали, их дальнейшее воспитание переходило в ведение отца, в то время как воспитание дочерей вплоть до замужества оставалось в руках матери, которая также обучала их домашним работам и женским ремеслам (Быт. 18:19; Исх. 12:26–27; 13:8, 14–15; Втор. 6:7; Миха 7:6); однако ответственность за распутное поведение дочерей возлагалась на отца (Лев. 19:29)
Главное внимание уделялось воспитанию мальчиков, которые были продолжателями рода и хранителями семейного имени и имущества (Чис. 27:4, 8). Библия особо подчеркивает ответственность отца за религиозное воспитание детей и вменяет в обязанность главе семьи обучать детей религиозным заповедям (Втор
6:7, 11–19)
Библия особо подчеркивает ответственность отца за религиозное воспитание детей и вменяет в обязанность главе семьи обучать детей религиозным заповедям (Втор. 6:7, 11–19).
По-видимому, уже в эпоху Первого храма началось формирование жанра литературы мудрости, в которой проблемы и идеалы воспитания занимали значительное место. Библейское предписание «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем… И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6:6–9; 11:18–20) означает требование обучать детей — по крайней мере сыновей — чтению. По мнению ряда исследователей, Гезерский календарь (см. Гезер) был упражнением в письме. Детей, которые должны были стать священнослужителями, готовили к этому с раннего возраста (I Сам. 211–3:21).
Пленение вавилонское привело к усилению еврейского религиозно-национального сознания и возникновению нового религиозного института — синагоги, посещение которой детьми постепенно стало частью их религиозного воспитания. Введенное Эзрой регулярное публичное чтение Торы превратилось в мощный образовательно-воспитательный фактор. Родительские наставления более не могли удовлетворять возросших требований общества к воспитанию детей, и потому в этот период сложилась концепция общественного воспитания, согласно которой до 13 лет мальчики должны получать образование у профессиональных учителей, как правило, интерпретаторов Торы — софрим (предшественники фарисеев). Такое воспитание получило распространение преимущественно в городах, в то время как в сельских поселениях дети воспитывались в семейном кругу, хотя и там большое значение имела синагогальная проповедь. Впрочем, и в городах социальные и религиозно-политические различия обусловливали разный подход к воспитанию. Так, саддукеи (жреческая аристократия), наряду с религиозным обучением Письменному Закону, заботились об обучении детей — особенно девушек — греческому языку и элементам греческой культуры. Однако большинство городского населения находилось под влиянием фарисеев, обучавших детей не только законам Торы, но и основам Устного Закона; у детей воспитывали глубокое уважение к законоучителям. В этих кругах изучение Торы постепенно стало рассматриваться не только как средство соблюдения религиозного Закона, но и как самоцель; обучение Торе и Устному Закону стало основным средством воспитания и формирования личности.
В дидактических произведениях эпохи Второго храма уделяется много внимания проблемам воспитания. В Притчей Соломоновых книге и Бен-Сиры Премудрости от родителей требуется воспитывать детей в духе добродетели и формировать у них навыки, необходимые для жизненного преуспеяния. Среди качеств, которые следует прививать юноше, — трудолюбие, воздержание от излишеств, верность в дружбе, послушание старшим, в первую очередь — уважение и повиновение родителям, милосердие к бедняку, честность в делах; однако решающее значение придается мудрости. В воспитании девушки идеалом служит э́шет ха́ил — добродетельная супруга и энергичная хозяйка дома.
Бить ребенка запрещено
В Израиле существует закон, запрещающий какое бы то ни было насилие над детьми. Даже хлопок по «мягкому месту» будет расценивается, как нарушение прав ребенка. А если прохожие заметят , что мать подняла руку на своё дитя, то это может закончиться вызовом полиции и даже лишением её родительских прав. Не редко на улицах города можно увидеть как родитель спокойно смотрит на истерящего на земле ребёнка. Прохожие к этому относятся спокойно и не спешат к малышу на помощь. Ведь могут еще и виноватыми остаться.
С одной стороны дети максимально оберегаются от физического насилия, но с другой стороны родители боясь заявления в полицию от соседей, стараются даже не повышать голос на свою кровиночку. Дети же, чувствуя свою безнаказанность, начинают не только капризничать и «вить из родителе веревки», но и порой хамят родителям и угрожают самостоятельно пожаловаться в полицию…
Самое жесткое наказание, которое может применить мать к своему разбаловавшемуся в магазине малышу — это фраза: «Сядь на пол». И это будет действительно очень суровое наказания, поскольку ребёнок без движения, как птица без крыльев…
Еврейское воспитание и похвала
В еврейском воспитании похвала — это одна из ключевых особенностей общения с детьми. Их надо хвалить по любому, пусть даже мизерному поводу. Таким образом, малыш хочет пробовать что-нибудь новое и при этом не боится совершить ошибку. Ведь, каким бы ни был результат, родители его похвалят как минимум за совершенный труд.
Такое отношение также воспитывает личность, сделает ребенка счастливым. Конечно, при этом не надо доходить до исступления и биться в приступах экстаза, если ребенок нарисовал первого поросенка, который больше походит на енота. Но похвала должна быть, особенно в присутствии других людей.
Похвала — самое сильное средство в воспитании. Каждая мать хвалит свою кровиночку. Она восторгается первыми шагами и словами, рисунками, поделками и вокальными данными своей крохи. Всевозможные словесные похвалы дополняются поцелуями и даже аплодисментами. При этом, про достижения ребенка мать рассказывает всем родственникам и знакомым.
Но дети не всегда ведут себя замечательно. Порой они могут наделать серьезные пакости: подраться, разбить стекло в соседском окне, поломать мамины тени. Даже в таких ситуациях никогда израильская мать не скажет: «Ах , ты, дурёха, что ты натворила…». Она может сделать выговор в таком стиле: «Как могла такая умная девочка, как ты, сделать такую пакость…».
Даже в школах, если поведение ученика начало портится, или успеваемость стала понижаться, его не отчитывают перед всем классом и не отправляют к директору. Такие действия объясняются переутомлением. Единственный способ уменьшить нагрузку на школьника — сократить или отменить домашнее задание (все зависит от степени непослушания). Для учеников младшей школы сделаны специальные уголки с игрушками. Если ученик не слушается или просто не хочет заниматься на уроке, то учитель отправляет его в такой уголок. Там, в одиночестве, среди игрушек, ребёнок и осознает свою ошибку.