Упражнения со счетными палочками для дошкольников
Содержание:
- Обязательно займитесь этим делом с ребенком!
- Виды деятельности со счётными палочками в детском саду
- Сходства и различия с блоками Дьенеша
- С какого возраста
- Правила работы
- Еще немного небесполезной информации…
- Цели использования
- Психологи рекомендуют
- Польза счетных палочек в математическом развитии дошколят
- Подготовка материала к работе
- История методики
- Описание комплекта
- Цель и задачи методики
- Ход игровой образовательной деятельности:
- Правила работы
- Плюсы тренировки
Обязательно займитесь этим делом с ребенком!
Этапы конструирования из палочек
Вершиной занимательных упражнений с палочками для начальной арифметики для дошкольников и младших школьников является решение головоломок, которые по сути задания делятся на три группы:
- Выкладывание из палочек несложных фигур из счетного материала определенного количества, например, сконструируй 2 квадрата из 7 штучек;
- Изменение фигурок путем изъятия некоторых деталей, например: изыми 2 палочки так, чтобы получилось 2 треугольника;
- Преобразование фигуры в иную путем перестановки компонентов: переделай из домика флажок.
Такие головоломки отлично развивают логику, мышление, смекалку. Но прежде чем предложить ребенку такую сложную задачку, начнем с самого простого конструирования, постепенно приучая дошкольника к решению заданий более высокого класса. Если вы решите с детьми 5-7 лет сразу заняться головоломками, без подготовки, то потерпите неудачу, а ребенок зайдет в мыслительный тупик, что нехорошо для самооценки.
Первый этап выкладывания из карандашей, палочек – выкладывание по шаблону. Берется рисунок, специально адаптированный под работу со счетным материалом, прямо поверх изображения дети кладут спички без серной головки или палочки.
Затем, хорошо научившись работе с шаблонами, переходим к «рисованию» палочками или спичками по образцу: есть изображение, скажем, домика, рядом – схема из счетного материала. Ребенок на столе выкладывает по образцу точно такую же фигуру.
Далее уже приступаем к самостоятельному фантазированию: рассматриваем картинку, затем думаем, как это изображение можно сконструировать на плоскости из счетных элементов. Достигнув мастерства в предыдущих этапах, логично переходить к головоломкам.
Я уже писала о разных видах счетных палочек, особенно хороши, напомню, материалы Кюизенера, хотя стоит полноценный набор не копейки. Но разве ограниченный бюджет – повод не заниматься с детками? Помните, были такие великие, по моему мнению, педагоги Никитины? Так они для всестороннего развития своих чад использовали исключительно подручные материалы.
Могу предложить бюджетные вариант из «УчМага» – счетные палочки из пластика, яркие и легкие, в наборчике 50 штук. Купите 2 набора – с головой хватит на все игры.
Виды деятельности со счётными палочками в детском саду
На начальном этапе работы с палочками Кюизенера они выполняют роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными кубиками или мозаикой.
Второй этап является обучающим. И здесь уже набор используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности.
Занятие по ФЭМП
Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаются в содержание математического занятия. Воспитатель берёт какую-то тему и обыгрывает её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, педагог сообщает детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дошкольники упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по убывающей длине). В подарок зверюшкам малыши выкладывают красивые коврики из набора Кюизенера.
На занятии по ФЭМП воспитатель предлагает ребятам ряд заданий на основе набора Кюизенера
Моделирование сказок
Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки (часто это делается совместно с использованием логических блоков Дьенеша). Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей.
Анализируя русскую народную сказку «Теремок», воспитатель предлагает символически обозначить её героев с помощью блоков Дьенеша, а затем творчески видоизменяет финал произведения: лесным обитателям стало жалко зверюшек, которые остались без домика, и они решили построить для них новый большой и красивый терем — из палочек Кюизенера.
После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка»), репка («Репка»), овощи из огорода («Пых») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров.
С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев
Занятия по обучению грамоте
Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.
С помощью развивающего набора можно выкладывать буквы и целые слова
За границей этот дидактический материал используется на уроках английского языка для выделения ударных и неударных слогов. Такую работу вполне можно практиковать и в наших дошкольных учреждениях на занятиях в подготовительной к школе группе.
Счётные палочки можно использовать при обучении дошкольников грамоте
Сходства и различия с блоками Дьенеша
Часто палочки Кюизенера и блоки Дьенеша стоят рядом в числе методик по раннему развитию. Это не случайно, они в чем-то похожи. Обе методики используют наглядно-действенный материал, тренируют логическое мышление, развивают воображение. Они многофункциональны, ориентированы на детей разного возраста, просты в освоении.
Отличием блоков Дьенеша является дополнительный параметр различия материалов по толщине (тонкие и толстые) и по форме (круг, треугольник, квадрат). В цветных палочках Кюизенера присутствует признак отличия по длине в сантиметрах, а также большее количество цветов. У них есть возможность составлять примеры из цифр, с использованием математических знаков, иллюстрируя их примерами «цветного счета».
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера – это методики, представляющие собой демонстрационный материал, не противоречат одна другой, а прекрасно друг друга дополняют. Можно использовать два этих набора совместно. Это позволит дополнительно разнообразить занятия, придумывая все новые интересные задачи. Инновационный подход в образовании, призывает обучать, играя, чтобы информация запоминалась легко и естественно.
С какого возраста
Палочками Кюизенера, также как блоками Дьенеша можно пользоваться даже раньше, чем указанно на коробке. Сам автор предлагал начинать занятия с 1 года. Опытные педагоги рекомендуют начинать занятия с 2-х лет, под обязательным присмотром родителей. Собственно без их участия не получится образовательный, игровой процесс. С взрослением ребенка усложняются игровые задачи.
Самое большое количество заданий предусмотрено для возраста 3 – 4 года. Средний возраст, дошкольники (5 – 6 лет) способны решать уже более серьезные, обучающие задачи. Даже старший возраст, ученики начальной школы (7 – 9 лет) находят эти занятия интересными.
Правила работы
Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько.
- Самые младшие (2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
- Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов.
- Постепенно можно переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества такую же палочку, как и у нее в руке.
- Не менее интересна для детей и возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность.
- Детям 4-5 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.
Использование палочек следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и удовольствием.
Еще немного небесполезной информации…
Моя задача в этой статье – показать, как игра с палочками может превратиться в увлекательную и эффективную тренировку для мозга и пальчиков деток. Надеюсь, получилось вас вдохновить? А теперь поделюсь новинками из «УчМага» для полноценной подготовки деток к школе. Сейчас самое время активно подтягивать малышей подготовительной группы:
«Рисуем по клеточкам и точкам» – куда нам без прописей? Они отлично укрепляют руку, обостряют внимание, тренируют моторику;
«Рисуем по клеточкам. 365 развивающих заданий для подготовки к школе» – буквально ни дня без занятий, только так к школе ребенок подготовится идеально;
«Переменка в школе семи гномов
Рисуем по клеточкам» – увлекательные прописи, нескучные.
Еще мне очень нравится книга «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 5-6 лет» – превосходная предматематическая подготовка! Игры с геометрическими блоками рассчитаны на 24 занятия, так что еще есть время до школы усвоить азы математики.
Всегда так много хочется сказать, а так мало по итогу даю конкретного материала. Но блог безразмерный, буду все углубляться и углубляться, обещаю. А пока – обычная просьба: кликните по иконкам соцсетей, поделившись, таким образом, статьей с друзьями, и подписывайтесь на новости, буду рада.
Кстати, рекомендую прочитать:
Цели использования
Есть родители, которые бояться, что нагружать ребенка математикой слишком рано. Педагоги сходятся во мнении, что лучше переживать о том, чтобы не было слишком поздно. Сенситивные периоды в развитии длятся не так долго, об их времени знать наверняка мы не можем. Проходят они очень быстро, успеет ли ребенок в этот промежуток освоить необходимый навык? Поэтому лучше предлагать малышу задания в зоне его ближайшего развития. Пусть пока трудно, но когда его мозг будет готов, он справится с задачей, на удивление вам и окружающим.
Приведем основные причины, по которым учителя во всем мире активно пользуются цветными счетными палочками Кюизенера в своей педагогической практике:
- Использование наглядности математических действий, что позволяет работать с детьми младшего возраста.
- Развитие фантазии, воображения. Количество заданий с этим инструментом стремится к бесконечности.
- Развивается мелкая моторика, так как в работу вовлечены пальцы рук.
- Наука превращается в увлекательную игру, а значит, легче воспринимается и усваивается детьми. Устный счет дается легко.
- Помогает в формирование сопутствующих навыков, обучение письму. Из них можно строить как из конструктора, выкладывать слова, собирать лабиринты.
- Позволяет измерять длины других предметов, так как заранее известна длина каждого цветного модуля в сантиметрах.
- Дает возможность закрепить понимание геометрических фигур, за счет составления их контуров.
- Формирует устойчивый интерес к познанию, в том числе к математической науке.
Психологи рекомендуют
- Возраст, с которого стоит вовлекать детей в занятия с набором счетных палочек, родители определяют сами. Но специалисты все же рекомендуют не нагружать мозг малютки слишком рано. Оптимально начинать занятия приблизительно с трехлетнего возраста.
- Вначале стоит дать малышу ознакомиться с дидактическим материалом – позволить поиграть, поскладывать фигурки, пирамидки. Так маленькому ученику проще будет изучить форму и цвет деталей, попробовать на ощупь материал, из которого они сделаны. Только так дети смогут сделать умозаключение относительно того, что одни палочки короче других, уловить их цветовые отличия.
- Начало занятий необходимо сделать игровым – ребенок не должен чувствовать давления со стороны взрослых, иначе в дальнейшем у него сформируется отвращение к математике. Ко всем выводам и ответам малыш должен прийти сам – именно самостоятельное мышление сделает его знания прочными и долговечными. Так утверждают специалисты в области педагогики.
Наукой доказано, что развитие речи и мыслительной деятельности ребенка напрямую зависит от мелкой моторики рук. С тренировкой пальчиков рука будущего школьника готовится к письму
Поэтому крайне важно помогать ему в этом с помощью развивающих игр, к числу которых относятся и игры с счетными палочками. Они являются простым и в то же время универсальным пособием для разработки кистей рук и стимулирования интеллектуальных способностей одновременно
Палочки для счета просты в эксплуатации. Чтобы проявить заботу о развитии умственных способностей дошкольника, родителям не нужно изобретать велосипед. Ведь все гениальное — просто.
Польза счетных палочек в математическом развитии дошколят
Ошибочно думать, что с помощью этих подручных средств можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках родителей – развивать детское мышление, а именно:
Они помогают учить цвета, складывать и изучать геометрические фигуры, конструировать замысловатые замки, решать логические задачи
Поэтому счетные палочки могут стать прекрасным учебным пособием при организации домашних занятий.
С помощью этого простого и многофункционального пособия можно изучать порядок чисел и их состав, понятия «короче-длиннее», «больше-меньше», «выше-ниже».
Стоит также прислушаться к мнению психологов, которые просто настаивают на том, что наряду с мелкой моторикой игры и занятия с этими счетными элементами помогают развивать у дошкольника:
интеллект;
самостоятельность;
воображение и творческое мышление;
внимание;
интерес к исследованиям и познанию;
активность;
волю к победе;
целеустремленность;
настойчивость;
самостоятельность;
способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности;
сосредоточенность.
Подготовка материала к работе
Палочки для мороженого считаются безопасным сырьем для творчества. Но поскольку маленькие дети, которые имеют привычку бросать игрушки в рот, будут контактировать с ними, процедура дезинфекции стоит того. Для этого палочки кипятят в воде полчаса. В результате кипячения достигается двойной эффект:
- поверхность очищается от микробов;
- палки приобретают свойство гибкости.
Свойство гибкости и устойчивости к деформации можно придать, погрузив «опоры» в теплую воду на 12 часов. Но процедура кипячения быстро придает палочкам необходимые качества. Рабочий материал должен полностью просохнуть и приступить к творческому процессу.
История методики
Цветные палочки для счета появились благодаря трудам Джорджа Кюизенера, чьим именем и названа методика. Этот бельгийский педагог работал с учениками начальной школы и заметил, что многие из них испытывают трудности при знакомстве с арифметическими действиями, не понимают, как их производить. Он пришел к мысли, что помочь в решении этих проблем может наглядное дидактическое пособие, позволяющее представить абстрактный материал в конкретной форме. Так и появились палочки Кюизенера, которые стали использовать даже в работе с дошкольниками.
Педагог предложил не просто применять пособие, но и активно обращаться к игре, чтобы процесс обучения проходил легко и весело, а малыши занимались с удовольствием. Во многом в своей концепции Кюизенер опирался на работы Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.
Результатом трудов педагога стали не только палочки, но и подробные рекомендации по их использованию – схемы. Описаны они в книге «Числа и цвета», представляют собой комплекс упражнений и игр, выполняя которые, ребенок с головой погружается в увлекательный мир математики, получает и базовые умения, и удовольствие. Работать рекомендуется сначала под чутким руководством родителей, а потом – самостоятельно.
Описание комплекта
Палочки Кюизенера – это комплект из 116 палочек разного цвета и длины. Всего 10 цветов: белый, розовый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, черный, бордовый, синий, оранжевый.
Каждому цвету соответствует длина. Белая палочка самая короткая, это кубик длиной 1 см, оранжевая самая длинная – 10 см.
Таблица, показывает, что все цвета образуют собой три семейства + белый, черный (нейтральные) цвета. Оранжевый и фиолетовый присутствуют в двух семействах, так как появились благодаря смешению этих цветов.
Кроме того, числа, зашифрованные в семействе красных кратны двум, в семействе синих трем, а в семействе желтых пяти.
Семейство красных | Семейство синих | Семейство желтых |
---|---|---|
Розовый | Голубой | Желтый |
Красный | Синий | Оранжевый |
Бордовый | Фиолетовый | |
Оранжевый | ||
Фиолетовый |
Кроме самих счетных палочек Кюизенера в наборе есть математические знаки основных действий, а также цифры от 1 до 20. Для детей, уже освоивших «цветной счет» могут использоваться классические примеры, как в школе. Также в комплекте идет инструкция по использованию.
Материал для «цветного счета» используется легкий, гладкий, изготовленный из пластмассы, прошедшей сертификацию. Они отличный счетный материал. Цифры и знаки картонные. С помощью этого пособия можно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление.
Цель и задачи методики
Палочки Кюизенера появились благодаря труду бельгийского педагога, придумавшего специальные цветные брусочки – с их помощью стало возможно обучать детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме. Это и есть главная цель методики. Задачи ее многогранны:
- обучение числам в процессе игры;
- развитие представлений о счете и цвете;
- формирование устойчивого интереса к математике как науке;
- развитие логики, мышления, умения действовать нестандартно;
- объяснение малышу базовых арифметических действий – сложения и вычитания.
Дополнительное преимущество набора – возможность предложить детям большое число заданий и упражнений, поэтому скучать им не придется. В игровой форме ребенок получит представление о таких сложных понятиях, как соотношение цифры и числа, длина, направления (верх и низ, лево и право).
Ход игровой образовательной деятельности:
Дети сидят на ковре полукругом.
Сюрпризный момент: Стук в дверь.
Воспитатель: Кто там? Кто к нам в гости пришел?Ребята, посмотрите, это строитель привёз геометрические фигуры. Давайте, дети, узнаем что нам привёз строитель на машине. Воспитатель достает из машины круг, квадрат, треугольник.
Воспитатель: Ребята, вы знаете что это за фигуры?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Вот сегодня на занятии мы вспомним и закрепим нам известные геометрические фигуры.
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
У всех хорошее настроение?
Все забыты огорчения?
Я прошу вас мне сказать
Готовы вы сейчас играть?
(ответы детей).
Воспитатель: Как я уже сказала, мы с вами будем работать с геометрическими фигурами. А вот с какими, вам предстоит отгадать.
Игра «Узнай меня»
Три моих стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Что же вышло? Посмотри!
Ведь углов-то тоже три.
На меня вы посмотрите,
Мое имя назовите. Треугольник.
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … круг.
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня. квадрат.
Воспитатель: Молодцы, ребята! И сегодня мы отправимся в страну Геометрических фигур и познакомимся с новыми геометрическими фигурами. Послушайте стихотворения.
(Воспитатель показывает новые фигуры на плакате и зачитывает стихотворение).
Трапеция больше на крышу похожа,
Юбку трапецией рисуют тоже,
Взять треугольник и верх удалить,
Трапецию можно так получить.
Воспитатель: Молодцы, все фигуры назвали правильно. Давайте еще раз перечислим, с какими геометрическими фигурами мы будем работать (отвечают несколько детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что геометрические фигуры можно нарисовать, начертить в тетради, вырезать из цветной бумаги. А еще их можно выложить из счетных палочек. И не одну, а сразу несколько. Давайте попробуем.
— отсчитайте три палочки и сделайте треугольник
— отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник
— сколько треугольников получилось? (два)
— сколько палочек вы отсчитали?
— отсчитайте четыре палочки и сделайте квадрат.
— отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат
Физминутка.
Много надо ль нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг.
А потом — еще кружок,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачек.
Рефлексия:
Воспитатель:
Мы фигуры различали,
Мы узоры собирали,
И играли, и считали,
И совсем мы справились!
А теперь спрошу у вас:
Воспитатель: С чем мы сегодня работали на занятии (с геометрическими фигурами). Чему вы научились на занятии? (выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек). С какой новой фигурой познакомились? (ТРАПЕЦИЯ).А что больше всего запомнилось? Строитель привёз кубики и геометрические фигуры
Правила работы
Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько.
- Самые младшие (2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
- Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов.
- Постепенно можно переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества такую же палочку, как и у нее в руке.
- Не менее интересна для детей и возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность.
- Детям 4-5 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.
Использование палочек следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и удовольствием.
Плюсы тренировки
Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов:
помогает развивать мелкую моторику.
способствует формированию мышления и интеллекта малыша.
стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.
учит ребенка сосредотачиваться, что очень полезно для старшего дошкольника, которому вскоре предстоит постоянно концентрировать внимание на словах учителя.
Несмотря на большое количество плюсов, следует отметить, что методика узкоспециализированная – она направлена исключительно на развитие математических умений, поэтому обязательно дополнять ее развивающими играми иной направленности.