Игры с младенцем 9-10 месяцев
Содержание:
- Мнение доктора Комаровского
- Возможные проблемы
- Память, логика, внимание
- Что нового в развитии ребенка с 9 месяцев?
- Физическое развитие ребёнка в 7 месяцев
- Сколько должен спать ребенок в 6 месяцев?
- Спортивные достижения
- Тоньше и острее: развиваем слух и зрение
- Игрушки
- Играть в рыбалку с колечками от пирамидки
- Веселые игры
- Прятки
- Физические упражнения
- Режим дня ребенка в 9 месяцев
- Навыки восьмого месяца
- Игры с конструктором
- Сам себе кормилец
- Развиваем ощущение пространства
- Навыки, которые уже имеются
- Как развивать малыша
- Коробка с сюрпризом
- Наперстки
- Ребенок 9 месяцев: Кормление
- Повторяю за родителями
Мнение доктора Комаровского
Доктор Комаровский считает, что в поведении 9-месячного малыша происходит некоторый прорыв – ребенок становится умелым и энергичным, он явно выражает свои индивидуальные пристрастия. Что-то ему нравится, а что-то – нет, он умнеет. Если вы под его свитерок засунете мелкую игрушку, он тут же отвернет край свитерка и ее достанет, можно придумать и другие подобные ситуации.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: составляем меню для 9-месячного ребенка
Если ваш малыш чего-то не умеет, что делать (рекомендуем прочитать: что ребенок в норме должен уметь делать в 5 месяцев?)? Не стоит отчаиваться – это ни о чем не говорит. Он научится всему, чему положено, немного позднее. Способные в будущем дети могут до трех лет не разговаривать и не проситься на горшок (рекомендуем прочитать: как приучить к горшку ребенка в 9 месяцев?). Игры, предлагаемые ребенку в этот период, он освоит чуть позже – возможно, это произойдет в 10 или 12 месяцев. Уделяйте время своему малышу, не жалейте сил, а он в ответ будет радовать вас все новыми навыками.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь делать ребенок в свои 11 месяцев?
Возможные проблемы
Физическое развитие
Стоит сходить на приём к специалисту, если ребёнок в 9 месяцев не умеет:
- Самостоятельно садиться;
- Держать равновесие в положении сидя;
- Плохо ползает, не может перевернуться;
- Не пытаются повторять звуки и слова за родителями;
- Совсем не прибавляет в весе, плохо ест, вялый.
Эмоциональное развитие
Если ребенок не проявляет эмоций, одинаково относится близким и посторонним людям, то стоит проконсультироваться со специалистом.
Специалист осмотрит ребёнка, назначит обследование, по итогам которого можно будет сказать о том, является ли отсутствие какого-либо навыка отклонением.
Память, логика, внимание
Для интеллектуального развития ребенка 9 месяцев можно играть с ним в такие игры:
- Кто где? Покажите ребенку 2 знакомые ему игрушки и одну новую. Назовите ее. Попросите кроху показать, где среди всех предметов находятся знакомые ему игрушки, затем – где новая. Когда он справится, похвалите, переставьте игрушки местами и повторите.
- Плохо спряталась! Спрячьте игрушку, оставив на виду небольшую часть. Пусть ребенок найдет ее (с вашей помощью, если понадобится).
- Перевертыши. Переверните знакомые крохе игрушки вверх ногами. Затем возьмите одну и поставьте в нужное положение. Попросите карапуза сделать то же самое с остальными.
Что нового в развитии ребенка с 9 месяцев?
С 9 месяцев начинается принципиально новый этап в развитии ребенка, в частности меняется характер его взаимодействия с предметами. До сих пор ваш малыш преимущественно хватал и разбрасывал игрушки и все, что попадалось ему под руку. Ребенка привлекали разнообразные цвета, формы предметов, их хотелось хорошенько рассмотреть, потрогать, потрясти, бросить. Но теперь малыш начинает понимать, что помимо всего прочего, эти вещи еще и выполняют различные функции, могут быть использованы с какой-то целью. Кубики можно не только разбросать, но и построить из них башню. А пультом, оказывается, можно еще и телевизор включить. В этот период у малыша, наконец, появляется желание к созидательной деятельности. Впервые можно увидеть у ребенка стремление сложить что-то в коробочку, закрыть ее, нанизать кольца на пирамидку.
Поэтому одна из основных ваших задач, начиная с этого возраста – создать для ребенка соответствующую развивающую среду. А это значит, во-первых, предложить подходящие по возрасту и интересные для ребенка развивающие игрушки. А во-вторых, не запрещать малышу познавать огромное разнообразие других окружающих его предметов, не бросаться на него с криками «Нельзя!» при любой его попытке потрогать что-то новое (подробнее об употреблении слова «нельзя»). Те вещи, которые представляют опасность для ребенка, или те, которые вам очень ценны и дороги, нужно просто заранее убрать из зоны досягаемости крохи.
И так, как развивать ребенка в 9 месяцев:
Физическое развитие ребёнка в 7 месяцев
На протяжении четырёх недель младенец не только учится новому, но и совершенствует все полученные ранее навыки. При выборе занятий с ребёнком 7 месяцев ищите новые, но не отказывайтесь от прежних развивающих игр, усложняйте их.
Семимесячный малыш уже довольно быстро ползает, куда ему вздумается, умеет подыматься на невысокую горку и по ступенькам. Он уже с лёгкостью сам меняет положение своего тела, например, садится и ложится на живот. Малыш делает успешные попытки вставать на ноги, держась за опору, и стоит до двух минут подряд, делая приставные шаги вбок.
Прятки
Простая игра с использованием интересной ребёнку игрушки. Сначала её нужно спрятать так, чтобы малыш увидел куда и делал попытки добраться до неё, достать. В следующий раз игрушку следует спрятать так, чтобы ребёнок не видел, но оставить видимой узнаваемую часть спрятанной вещи. Игра постепенно усложняется, мотивируя малыша больше двигаться и развивая мозговую деятельность.
Ползание
Для улучшения этого умения по комнате раскладываются игрушки со звуком, которые можно прикрыть салфеткой или платком. Не показывая игрушку, начните ею звучать, заинтересовывая малыша и подначивая его подползти к источнику звука. Когда он доберётся до игрушки, покажите, как снять салфетку, захватив её своей рукой и стянув, после чего дайте младенцу поиграть найденной игрушкой.
Повторяя эти же действия с другими предметами, вы мотивируете малыша больше ползать, а он будет знать, что в конце пути его ждёт что-то интересное.
Сидение
Ребёнку в 7-8 месяцев именно активное ползание помогает самостоятельно сесть, а после и встать. Поэтому задача родителей стимулировать развитие именно навыка ползания. И мальчик, и девочка в этом возрасте формируются одинаково.
Помимо ползания, для сидения есть и другие упражнения, например, присаживание
Ребёнок при этом лежит на спине, оба колена фиксируются рукой, в то время как другой рукой придерживается ручка малыша, которую нужно отвести в сторону и осторожно подтягивать. Сначала за одну ручку, затем за вторую
При этом ребёнок должен тянуться сам. Если с его стороны нет никаких попыток подтягиваться за вашей рукой, не принуждайте, значит, для него ещё рано.
Равновесие
Дети очень любят это упражнение. Малыша нужно усадить на колени к себе лицом, сделав подстраховку по бокам. Начинайте раскачиваться со стороны в сторону, следя за тем, как малыш учится держать равновесие. Чтобы было веселее, можно начитывать стишки.
Попытки встать
Побуждать попытки самостоятельно становиться на ноги – это тоже задача родителей. Взяв обыкновенный детский стульчик, наклоните его таким образом, чтобы ребёнок, ползающий на четвереньках, мог ухватиться за спинку. После подтяните стульчик немного на себя, следя за тем, как малыш стоит сначала только на коленках, а затем подымается на стопы. При первых таких упражнениях иногда стопы крохи нужно придерживать рукой, чтобы он не отрывал их от пола. Поддерживайте интерес к стоянию игрушками, но не заставляйте стоять слишком долго, мышцы к этому ещё не готовы.
Сколько должен спать ребенок в 6 месяцев?
Необходимая продолжительность сна в течение суток естественным образом снижается с каждым месяцем жизни малыша. Между тем, потребность в отдыхе у маленьких деток все равно значительно выше, чем у взрослых, поскольку младенцы очень быстро устают, хотя и не осознают этого в полной мере.
Так, ребенок, который слишком сильно переутомился, станет необычайно капризным и раздражительным, но, несмотря на это, не сможет уснуть самостоятельно. Если подобные эпизоды будут присутствовать в жизни малыша слишком часто, он начнет отставать в развитии от своих сверстников и, кроме того, у него могут возникнуть определенные проблемы со здоровьем.
Молодая мама должна понимать, когда именно наступает тот момент, в который кроху необходимо уложить спать. Конечно, организм каждого младенца индивидуален, но все же существуют определенные нормы продолжительности отдыха для каждого возраста, которых следует придерживаться хотя бы относительно. В данной статье мы расскажем вам, сколько должен спать ребенок в 6 месяцев, чтобы не испытывать дискомфорта, связанного с переутомлением, на протяжении всего дня.
Сколько должен спать грудничок в 6 месяцев?
Общая продолжительность отдыха шестимесячного карапуза в течение суток, в норме составляет от 14 до 15 часов. Между тем, эта величина может быть чуть больше или чуть меньше, в зависимости от индивидуальных потребностей и особенностей организма крошечного организма.
Львиную долю общей продолжительности отдыха составляет ночной сон. Как правило, он длится около 11 часов, но это совершенно не означает, что младенец может спать столь длительный промежуток времени и не просыпаться при этом. Почти все детки в возрасте 6 месяцев встают 2-3 раза за ночь или даже чуть больше, чтобы покушать. Кроме того, малышей могут беспокоить прорезывающиеся зубки и другие проблемы, ухудшающие качество и снижающие продолжительность ночного сна.
Продолжительность сна в дневное время суток обыкновенно составляет около 3,5-4 часов, но именно в это время в жизни крохи наступает переходный период, когда он перестраивается с одного режима дневного отдыха на другой.
Сколько раз спит ребенок в 6 месяцев днем?
До начала второго полугодия жизни подавляющее большинство младенцев приходится укладывать на дневной сон 3 раза. Между тем, после исполнения 6 месяцев многим малышам уже не требуется так часто отдыхать. Мальчики и девочки начинают постепенно перестраиваться на 2 дневных отдыха, а продолжительность каждого из них составляет от 1,5 до 2 часов.
Подробно изучить, сколько спит ребенок до 3 лет и, в частности, в 6 месяцев, вам поможет следующая таблица:
«Отривин бэби» — безопасный назальный аспиратор для крошек с рождения, который известен многим родителям. Рассмотрим, почему же он так любим мамами и папами, и как его используют на практике. |
Как убрать корочки на голове у младенца?
«Молочные» корочки у детей первых месяцев жизни являются нормой, и могут сохраняться продолжительный период времени. Но если мама решила их вычистить, то нужно знать, как правильно их снимать, чтобы не повредить нежную кожу головы младенца. |
Корочка на голове у грудничка – как убрать?
Корочки на голове у малютки доставляют дискомфорт разве только маме, ведь крохе они совершенно не мешают. Однако если мама решила все же привести шевелюру малыша в эстетичный вид, стоит ознакомиться с тем, как правильно устранить проблему. |
Как убрать корочку на голове у новорожденного?
Молочные корочки у малюток выглядят неэстетично, между тем, не доставляют никакого дискомфорта для их обладателей. Однако если вы задались целью избавить кроху от этой напасти, следует запастись рекомендациями, как это сделать, дабы не навредить малышу. |
Спортивные достижения
- Девятимесячный малыш садится из положения лежа, держась за руки взрослого. Он ползает, не отрывая животика от поверхности, подтягиваясь к игрушке, лежащей неподалеку. Перемещаясь в положении лежа,ребенок делает попытки встать на четвереньки, опираясь на колени и руки. Вы можете помочь крохе перейти в положение на четвереньках. Для этого есть разные возможности. Например, ползайте вместе с ним, подкладывая свернутое полотенце под его животик. Сидя на стуле, пристройте малыша между ног на вытянутых руках, поддерживая его под грудь так, чтобы своими коленками и ладошками он доставал до пола
- Десятимесячный карапуз в положении на животе может переместиться в направлении желанной игрушки на расстояние 10-50 см. Он способен проползти самостоятельно, опираясь на собственные колени и руки не менее 50 см. Поддерживаемый взрослым под мышки в положении стоя, активно переступает ножками. переступает ножками.
Малыш учится владеть своим телом. Задача родителей — обеспечить условия безопасности в комнате, коляске, в любом месте, где может оказаться ваш любознательный исследователь.
Проследите, чтобы в вашей квартире на высоте до 1,5 метра не лежало вещей острых, способных свалиться и разбиться.
В зоне досягаемости малыша не должно быть проводов или шнуров, потянув за которые он мог бы свалить на себя что-то тяжелое.
Марина Ланцбург, психолог
Школа пап и мам, подготовка к родам — www.mamapapa.ru
Тоньше и острее: развиваем слух и зрение
У детей первых трех лет жизни органы чувств развиваются интенсивно, и 9 месяцев – подходящее время для закладывания азов сенсорного развития. Занятия по сенсорике способствуют полноценному восприятию окружающей действительности, познанию мира, а так же интеллектуальному развитию малыша. Уделяя немного времени ежедневно сенсорным играм с малышом, вы способствуете формированию:
- наблюдательности;
- внимания;
- зрительной, слуховой памяти;
- воображения.
Чтобы глазки малыша тренировались, не нужны развивающие мультфильмы. Все заверения производителей о том, что это полезно и безопасно – маркетинговый ход. Лучшие тренажеры – всегда под рукой. Это и яркие игрушки, и картины на стенах, и даже собственные ручки крохи!
«Рожица на ручках»
Нарисуйте пальчиковыми красками на внутренней стороне каждой из ладошек ребенка по глазику и половинке рта. Держа ладошки, чтобы пальчики не сгибались, сведите их так, чтобы малыш увидел забавную картинку целой, а затем разведите по сторонам. Можно приближать ручки ближе к лицу и удалять.
«Где наш малыш?»
Поднесите малыша к большому зеркалу и привлеките внимание к отражению. Затем отойдите так, чтобы малыш не видел себя в зеркале и спросите: «А где наш маленький?» Затем снова поднесите, но чуть дальше от стекла, а затем – чуть ближе.. Если у ребенка уже появилась избранная игрушка, которой он явно отдает предпочтение, сделайте ее объектом игры
Сначала покажите малышу ее, чтобы привлечь внимание, а затем положите в комнате так, чтобы малыш мог до нее дотянуться и спросите: «Где наш мишка (зайка, мячик и т.д.)?».
Если у ребенка уже появилась избранная игрушка, которой он явно отдает предпочтение, сделайте ее объектом игры
Сначала покажите малышу ее, чтобы привлечь внимание, а затем положите в комнате так, чтобы малыш мог до нее дотянуться и спросите: «Где наш мишка (зайка, мячик и т.д.)?».
Читаем книжки
Читайте ребенку книжки с яркими картинками! Это развивает зрение, слух и речь. Конечно, о том, что ребенок будет долго сидеть и слушать – мечтать еще рано. Но девочки, как правило, более усидчивы, чем мальчики, поэтому заниматься чтением с ними легче. Пусть ваш голос станет фоном для других игр, можно не только читать, но и петь.
Музыка – отличный тренажер для слуха, поэтому музыкальные игрушки очень важны!
Играем в прятки
Хорошо развивает слух малыша и простая игра в прятки: спрячьтесь за занавеской и позовите малыша по имени
Когда он вас найдет, похвалите! Меняйте укромные места – так ребенок будет тренировать зрительную память и внимание
Лариса, мама годовалого Ивана: «В прятки Ванюшка играть любил, еще лежа в кроватке и не умея ползать. Накрывался пеленкой, и показывал хитрую рожицу только, если я начинала спрашивать: «Где же Ванюша, ку-ку?». А когда пополз, то и прятался сам, и искал меня»
Игрушки
Ну и, конечно, как обойтись без игрушек, красочных, ярких, принадлежащих только малышу (в отличие от маминых кастрюль и половников). С учетом всего вышесказанного, полезно приобрести:
- Заводные игрушки.
- Пирамидку.
- Матрешку.
- Игрушечную посуду.
- Пальчиковые краски.
- Молоточки с пищалками.
- Игрушки, которые тянутся за веревочку.
- Маракасы.
- Музыкальные игрушки с кнопками.
- Набор для игры в песочнице.
- Мелки, карандаши, фломастеры.
Не жалейте времени на занятия со своими детьми. Они так быстро растут! Общаясь с ребенком сейчас, вы закладываете основу для тесных и доверительных отношений в будущем.
Играть в рыбалку с колечками от пирамидки
Ранее я уже писала про довольно популярную игру «». Сейчас предлагаю ее немного усложнить и сыграть в более «продвинутую» рыбалку, полезную как для развития воображения, так и моторики. Попробуйте вместе с малышом представить, что колечки от пирамидки – это рыбки, большой контейнер или тазик – озеро, а вы – рыбаки, которым предстоит этих рыбок из озера выловить. Вместо удочки лучше всего подойдет барабанная палочка (т.к. шарик на конце будет препятствовать падению кольца), но можно взять и любую другую неострую палку. Чтобы поймать колечко-рыбку, нужно насадить ее на палочку. Так, во время этой игры вы отработаете новое умение – поддевать предметы палкой.
Надеюсь, вы нашли для себя здесь что-то полезное. А какие игры для развития моторики у вас с малышом самые любимые? Поделитесь своими идеями!
Рекомендую также почитать статьи:
Искренне ваша, Яна Разначенко
Веселые игры
Ребенку в 9 месяцев игры, позволяющие повеселиться, помогут отвлечься от капризов. Это могут быть:
- Прятки. Не забудьте обнять и поцеловать ребенка, когда его найдете.
- Съем-съем. Мама или папа пытаются «откусить» кусок от сладкого сына или дочки. Ребенок в это время весело хохочет.
- Веселые топотушки. Потанцуйте с ребенком под зажигательную музыку.
- Щекотка. Вымойте кисточку от пудры и с веселыми прибаутками пощекочите нос, уши, живот ребенка. Разрешите ему проделать это с вами.
- Скачем на лошадке. Посадите дочь или сына на колени и, приговаривая, имитируйте скачки на лошади. Постепенно увеличивайте темп.
Дети любят повеселиться, поэтому любое действие можно сопровождать прибаутками и шутками.
Прятки
Способность ребенка запоминать место, где он только что видел вашу скрывшуюся от него голову, превращает игру в прятки в одну из самых любимых. Дайте ребенку возможность загнать вас за диван. Немного погодя, выгляните из-за дивана и позовите его. Малыш радостно поползет к тому месту, откуда вы выглядывали. Иногда он начинает подражать вашим движениям, тоже прячась и выглядывая из-за дивана.
Усложните игру. Спрячьтесь и, не выглядывая, позовите малыша. Посмотрите, как он начнет разыскивать место, откуда раздается голос, вызывающий в его памяти ваш образ. Почаще напоминайте о себе, чтобы сохранить интерес ребенка к поиску.
Новый уровень игры. Набросьте на лицо платок или скройтесь за какой-нибудь картонкой и спросите: «А где мама?» Открыв лицо или позволив малышу стянуть платок, вы своим появлением вызовете восторг и счастливый детский смех. А теперь, наоборот, спрячьте ребенка под пеленкой и спросите: «Где малыш?» Когда он сдергивает пеленку, вы восклицаете: «Да вот же он!»
Эта игра хорошо помогает развитию памяти у детей. Когда вы исчезаете, его память сохраняет ваш образ, а когда вы появляетесь вновь, малыш испытывает неподдельную радость от совпадения этого образа и вашего облика наяву.
Физические упражнения
Комаровский советует стимулировать кроху ползать. По мнению известного педиатра, во время такой физической активности в работу включаются все мышцы тела. Это ускоряет наступление того момента, когда ребенок начнет самостоятельно ходить.
Также полезны следующие физические упражнения:
- подъем ног из положения лежа на спине;
- присаживание. Положить кроху на спину. Взять за кисти рук и аккуратно потянуть на себя, придавая его туловищу вертикальное положение;
- круговые вращения руками. Протянуть ребенку большие пальцы рук, чтобы он за них ухватился. Развести верхние конечности в стороны и начать совершать круговые движения;
- переворот со спины на живот. Дети в 9 месяцев должны уже выполнять это упражнение самостоятельно по просьбе родителей;
- наклоны туловища с прямыми руками. Грудничка следует поставить себе на колени, придерживая за живот и голень. Стимулировать малыша наклониться вперед, положив перед ним яркий предмет.
Чтобы мотивировать грудничка ползать, нужно на определенном расстоянии от него, в поле его зрения, положить любимую игрушку. Малыш будет тянуться к предмету, совершая движения ногами и руками.
Режим дня ребенка в 9 месяцев
В этот промежуток времени у ребенка бывает пять кормлений в день с интервалом 4-4.5 часов, сон два раза в день, примерно по 2-2. 5 часов. Ночной сон 10-11 часов малыш проводит, почти не просыпаясь. Вряд ли девятимесячный ребенок будет спать днем по часам, хотя, засыпая, он прекрасно успевает отдохнуть и набраться сил и энергии. Подвижные дети могут перейти на одноразовый дневной сон, при этом на ночь он спать ложится раньше, и встает немного позже. Меняется также и продолжительность кормления — требуется больше времени на кормление, больше можно гулять на улице и знакомиться с общественной жизнью. Время и продолжительность купания также зависит от самочувствия малыша. Проводите его в игровой форме – дождик во время мыться, море с корабликами и так далее.
Навыки восьмого месяца
Прежде всего, нужно совершенствовать те умения малыша, которые он уже приобрел к этому возрасту. А это не так мало:
- малыш умеет хорошо сидеть, самостоятельно садиться;
- свободно переворачивается на животик и обратно в обе стороны;
- может менять положение тела (садиться, вставать, ложиться);
- много и активно ползает по всему дому в разных направлениях, преодолевая небольшие препятствия;
- встает, держась за опору;
- может перешагивать приставными шагами, опираясь на диван, кровать или другую мебель;
- из положения стоя садиться пока не получается, кроха падает на попку;
- пробует сам держать ложку и чашку;
- может пить и кушать из рук родителей;
- надевает, а также стягивает с себя шапочку;
- машет рукой на прощание;
- захватывает мелкие предметы двумя пальчиками;
- любит сравнивать предметы по форме, размеру, поэтому настало время пирамидок, сортеров, вкладышей;
- любит выбрасывать игрушки из емкости или кроватки на пол и следить, что будет дальше, ожидая, что игрушку взрослые ему непременно подадут обратно;
- начинает бояться, что мама не вернется, что он ее потеряет;
- настороженно относится ко всем посторонним людям, особенно если они стараются завлечь его в отсутствие мамы;
- понимает запреты, может выражать протест, если ему не нравится, что ему чего-то не разрешают;
- понимает и выполняет множество простых просьб (дай, возьми, садись, принеси, подними, сними, кушай, покажи);
- знает, как нужно звать родителей.
В речи малыша произошли важные изменения: он научился удваивать и утраивать простые слоги. Поэтому часто лепечет «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Если он использует слоги «ма-ма-ма», чтобы позвать маму, или «па-па-па», когда обращается к папе, пришло время научить его произносить два этих слова правильно – с двумя слогами.
Игры с конструктором
Все мы в детстве играли в конструктор. Строили невероятные здания, башни, гаражи, машины, самолеты и т.д. и т.п. С конструктором малыш может знакомиться с девяти месяцев жизни
Эти игры помогают обучаться, подражая взрослым; приучают играть в творческие игры; развивают познавательные способности (внимание, память, творческое мышление, экспрессию), творческие способности и воображение; обучают опознавать и выделять одинаковые предметы; способствуют эмоциональному развитию, а именно развитию способностей к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности
С помощью конструктора ребенок дает простор своей фантазии. Конструкторы могут быть различными: деревянными, картонными, пластмассовыми, металлическими, и из ткани. Главное правило, чем меньше возраст малыша, тем крупнее и мягче должны быть детали конструктора.
1. Положите на пол возле ребенка несколько кубиков. Пусть он рассмотрит их, потрогает.
2. Начните строить из этих кубиков разные конструкции
Малыш сразу обратит на них внимание. И пусть сначала ему интересно будет ломать, то, что вы построили, не огорчайтесь
Как говорится: «Время разбрасывать камни, и время – собирать камни». Просто в раннем возрасте им интересно разбрасывать, ломать, но совсем скоро придет время, когда ваш ребенок начнет удивлять вас невероятными конструкциями.
3. Не старайтесь во всем помогать ребенку во время игры. Пусть кубики падают и рассыпаются, это позволит ребенку приобрести опыт в обращении с ними.
4. Поиграйте с малышом, так, чтобы инициатива принадлежала ему, или постройте рядом с конструкциями ребенка свои, чтобы он мог подражать вам, наблюдая за вами, как вы строите.
Сам себе кормилец
Пожалуй, пришла пора формировать первые навыки самообслуживания. Положите горсточку воздушной кукурузы или кусочки банана на поднос детского стульчика. А теперь попробуйте это аппетитное угощение, говоря при этом: «Я беру кусочек банана и кладу его в рот. Ам-ам-ам». Затем помогите вашему малышу захватить кусочек банана: «А это Мишенька (или Аленка) берет банан и кладет его в ротик. Ам-ам-ам». Когда вы учите своего ребенка пользоваться чашкой, не забывайте давать «попить» и плюшевому мишке. Ребенку ведь непременно тоже захочется напоить своего друга, и он постарается повторить все ваш,и движения.
Развиваем ощущение пространства
Приготовьте игрушки для ребенка в виде емкости и нескольких предметов, которые помогут детям в 9 месяцев познать законы пространства и размеров. Покажите ребенку, что предметы можно вынимать и прятать в емкости. Повторите свои действия несколько раз.
Пирамидка: нанизываем, снимаем колечки
С пирамидкой можно играть в разные игры. Самая простая – научиться снимать кольца. Можно снятые с пирамидки кольца класть друг на друга и строить башню, после чего весело ее разрушить. Предложите выложить из колец тропинку, по которой будет гулять зайчик или мишка.
Можно начать знакомство с понятием «большой-маленький» Предложите сыну или дочери найти большое кольцо и надеть на стержень. Сравнивая размеры колец, можно поиграть в игру «Приглашаем в гости». Возьмите 3 кольца для мамы медведицы, папы и Мишутки в качестве тарелок. Начинайте их раскладывать по мере убывания и возрастания.
Составляем кубики друг на друга
Настало время учиться строить башню из кубиков. Сначала это должна сделать мама, комментируя свои действия: «Берем кубик, ставим кубик. Берем еще один кубик и ставим на кубик. Хорошо». Теперь строим башню совместно. На третьем этапе ребенок строит сам, а мама продолжает комментировать его действия. Не забывайте хвалить за успехи.
Вкладываем и выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары
Для такой игры подойдут коробки, ведра, тазики. Дети с удовольствием будут наполнять и освобождать тару. Когда ведро полностью будет загружено мелкими предметами, отметьте, что оно полное. После того как все предметы вынуты, необходимо сказать, что там ничего нет, ведро пустое. Можно усложнить игру, предложив рассортировать разные предметы в соответствующую емкость.
Открываем и закрываем коробочки, баночки, матрешки
Для развития мелкой моторики руки важны игры со всевозможными банками и коробками, которые легко открывать и закрывать, закручивать крышки, вкладывать одну коробку внутрь другой. Такие коробки с крышками и банками можно распределить в различных углах квартиры. Ребенок обязательно найдет эту развивающую игру и с увлечением будет закручивать крышки.
Стаканчики
В качестве игрушки для девятимесячного ребенка можно использовать стаканы различного размера. Они могут быть бумажными, пластиковыми. Ребенок будет их помещать один в другой, расставлять на полу. Взрослый может таким образом познакомить ребенка с понятием «больше», « меньше». Также такая игра подойдет и во время банных процедур. Дети могут набирать в стаканы воду.
Игра Норка
Для этой игры понадобится коробка с крышкой, в которой нужно проделать отверстие. Во время игры попросите ребенка опустить игрушку в норку. Затем предложите ему самому ее вытащить. Эта игра поможет ребенку научиться осознавать свои действия.
Навыки, которые уже имеются
В 8 месяцев дети лепечут, практически не останавливаясь. Они пытаются подражать языку взрослых. При этом уже понимают, что от них хочет взрослый и могут выполнять его элементарные просьбы. К примеру, подать руку и показать, где находится игрушка. Восьмимесячные малыши понимают различие между родственниками и незнакомцами. Они радуются, когда видят первых и пугаются последних. А расставаться с мамой для них вообще очень тяжело. Младенцы могут плакать, капризничать и постоянно тянуть руки к маме.
Дети уже спокойно сидят и умеют садиться из разных положений. Некоторые могут вставать, опираясь на что-то, или даже делать первые шажки, придерживаясь за опору. Ребенок в этом возрасте очень активно ползает. При этом каждый малыш делает это по-разному. Некоторым надо оттолкнуться пятками, другим – коленками, а третьим – немного отодвинуться назад. Возможно, это связано с тем, как грудничку удалось впервые это сделать.
В быту кроха тоже становится более умелым. Он может брать кружку, есть из ложки и ходить на горшок. Если ваш младенец еще не умеет этого делать или ему эти действия удаются совсем плохо — не огорчайтесь. У него точно все получится, просто надо больше времени. Все эти навыки ему можно помочь развивать с помощью игр.
Как развивать малыша
- Сенсорные игры. На 10-м месяце все большую роль в формировании основных навыков играет развитие мелкой моторики, поэтому хорошо предложить карапузу развивать эти навыки. Предложите крохе сенсорные мешочки, бизиборд, игры с крупами и мозаиками. Для первого знакомства достаточно просто дать крохе потрогать и ощутить текстуру и структуру игрушки. В последствии предложите разные варианты занятий с новыми игрушками. Предлагая игры с мелкими предметами, обязательно находитесь рядом и следите, чтобы кроха не тянул игрушки в рот;
- Первые пальчиковые краски. Познакомьте малыша с возможностями рисования. Для таких занятий приобретите специальные краски для малышей. Рисовать можно в альбомах для младенцев или на обычной бумаге. Промокните пальчик в краску и покажите, как с его помощью на бумаге могут появляться новые точки, линии;
- Лепка. На 10-м месяце жизни можно показать малышу, как лепить из теста. Материал для занятий можно купить или сделать самостоятельно, смешав в равных пропорциях муку и соль, смочив полученную смесь небольшим количеством воды;
- Игры с мячом. Предложите крохе катать, кидать, пинать разные по размеру мячики и шарики. Такие занятия хорошо развивают координацию, пространственное мышление;
- Кубики и конструкторы. Занятия с блоками для строительства полезны для развития мелкой моторики, умственных способностей, зрения. Научите строить башенки, стенки. Чтобы кроху увлекло это занятие, покажите ему, как из обычного конструктора или кубиков можно построить дом или мост;
- Прятки. Можно играть в прятки с ребенком или предлагать ему найти спрятанную вещь. Сопровождайте поиски активной речью, подсказывайте и радуйтесь вместе с карапузом, обнаружившим пропажу;
- Волшебный мешочек. Положите в плотный непрозрачный пакет или мешок несколько игрушке. Предложите карапузу пощупать мешок, попытаться отгадать что внутри. После этого дайте ему достать все, что спрятано внутри, сложить обратно.
Коробка с сюрпризом
Нужно: коробка в форме цилиндра или куба, набор маленьких игрушек (4-5 штук).
Покажите ребенку коробку, потрясите ее. «Кажется, в коробке что-то есть, давай посмотрим!» Снимите крышку (больше она вам не понадобится) и, вытаскивая по одной игрушки, передавайте их ребенку, обращая внимания на цвет, форму, детали. Затем покажите малышу, что коробка пуста. «Больше игрушек нет! Мы достали все игрушки». Снова уложите игрушки в коробку и дайте ребенку самому опорожнить ее. Если это для него трудно (он еще не умеет обращаться с объемными предметами), возьмите его руку в свою и покажите, как достать игрушку из коробки. На следующий день в коробке будут лежать уже другие игрушки.
Когда ребенок овладеет в совершенстве искусством вытаскивать предметы из коробки, усложните задание. Заклейте коробку наглухо, а в стенках проделайте отверстие круглой, квадратной, треугольной или овальной формы. Теперь малыш должен вытащить игрушку, просунув руку в отверстие. Этот вариант игры учит его брать предмет из любого положения и развиваете мелкую моторику пальцев.
При подготовке использованы материалы:Уильям и Марта Сирс «Ваш ребенок от рождения до двух лет»
Елена Первушина «Развивающие игры для малышей от рождения до 2 лет»
Наперстки
Нужно: 3 колпачка из набора, 1 маленькая игрушка.
На глазах у ребенка спрячьте игрушку под один из колпачков. Затем вытащите ее, снова покажите малышу и спрячьте под другой колпачок. Снова вытащите игрушку, снова покажите ее ребенку и спрячьте под третий колпачок. А теперь предложите малышу найти игрушку
Не важно, найдет ли он ее сразу (запомнил, где вы спрятали) или начнет последовательно переворачивать все колпачки. Главное в этом занятии — тренировка способности ребенка помнить о своей цели и добиваться ее
Когда игра наскучит малышу, усложните ее. Пусть теперь он не видит, под какой из колпачков вы спрятали игрушку. В этом случае ему не останется выбора, кроме как систематического поиска.
Ребенок 9 месяцев: Кормление
На этом этапе примерно половину всего рациона малыша составляет детское питание, а другую половину – грудное молоко или смесь.
В 9 месяцев ребенок уже кое-что может есть руками. Можно давать ему мелкие кусочки овощей на пару или спелый банан. А еще можно положить в ложечку немного йогурта и предложить малышу самому поднести ее ко рту. Скорее всего, большая часть этого йогурта окажется на столе или на полу, так что не ждите, что ребенок вдруг начнет полностью питаться сам. Следите за малышом, когда он пытается есть сам. Не давайте ему крупные или твердые куски – в этом возрасте дети часто не жуют еду, а сразу проглатывают и могут поперхнуться.
Предлагаем вам примерный дневной рацион для девятимесячного малыша с включением и детского питания, и грудного молока или смеси. Эта схема также даст вам представление о том, сколько еды в среднем нужно девятимесячному ребенку в сутки.
Повторяю за родителями
Родители являются непререкаемым авторитетом для ребятишек в возрасте 11 месяцев. Только в присутствии мамы и папы ребенок раскован и спокоен, так как полностью им доверяет. Мало того, малыш старается копировать все, что делают взрослые. Этой возрастной особенностью обязательно стоит воспользоваться, чтобы социализировать кроху и обучить нормам и правилам общения и поведения.
- «Делай, как я» — покажите ребенку, как нужно расчесываться. Сначала пусть причешет свои волосы, стоя перед зеркалом. Попросите расчесать вас или куклу. Так можно тренировать любое действие, будь то чистка зубов или одевание.
- «Мамин помощник» — во время уборки малыша могут заинтересовать веник или швабра. Не запрещайте, а, наоборот, поощряйте манипуляции с этими предметами. Обязательно похвалите кроху, назвав его своим помощником.
- «Поделись со мной» — научите малыша делиться с окружающими. Предложите угостить печеньем папу или дать одну из игрушек бабушке. Обязательно похвалите кроху за щедрость.
Папы, как правило, более активные, шумные и эмоциональные, делают упор на физическое развитие ребенка. А усидчивые и терпеливые мамы уделяют больше внимания интеллектуальному развитию и обучающим моментам.