Как научить ребенка понимать часы: упражнения и методики
Содержание:
- Закрепляем результат
- Упражнения на определение времени по часам
- Стихи о времени для детей
- Как определять время по часам
- Как научиться определять время в форме игры
- Как правильно объяснить, что такое время
- Как быстро научить пользоваться часами
- Продуктивные и лёгкие приёмы обучения устройству часов
- Презентация 2 класса по предмету «Математика» на тему: «Умеешь ли ты определять время по часам? Презентация –ТРЕНАЖЁР к уроку математики во 2 классе.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
- Минутная стрелка
- Знакомим ребенка с часами со стрелкой
- Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками?
- Приложение «Часики». Учим детей понимать время по стрелкам.
- Когда стоит покупать обучающие часы?
Закрепляем результат
Занятия с ребенком эффективны, когда они непродолжительные и проводятся регулярно, в игровой и доступной форме. Занимайтесь каждый день и с удовольствием, не заставляйте ребенка делать то, что ему не нравится
Проговаривайте время вслух, обращайте его внимание на стрелки, в каком положении они находятся в данный момент. Не торопите своего ребенка, у каждого свой темп развития, в частности в понимании времени
А полное понимание приходит лишь к десяти годам. Используйте на практике новые знания. Дайте ребенку возможность самому говорить, который час. Он может напоминать вам, что через 5 минут нужно включить мультик, а через полчаса вы договорились почитать вместе книжку. Скоро он привыкнет пользоваться часами, определяя в какое время пора выходить из дома или ложиться спать.
Научившись планировать время, ребенок станет ответственным и перенесет этот навык в свою взрослую жизнь. Стоит объяснить ребенку, что такое пунктуальность. Не опаздывайте и вы, берегите свое время и не растрачивайте его по пустякам
Самый действенный метод – своим примером показывать малышу, как важно успевать вовремя. И еще важнее успевать любить своего ребенка и уделять бесценное время ему.
Упражнения на определение времени по часам
Учите ребенка определять время по часам. Познакомьте его с часами, расскажите о том, как они устроены и для чего нужны, однако в полном объеме проводите это упражнение тогда, когда он научится считать до 12.
На рисунке изображены часы с двумя циферблатами (часовым и минутным). Лучше сделать такие часы из картона либо покажите ребенку часы на рисунке. Объясните, что маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка — минуты. Когда большая стрелка доходит до 12, начинается новый час. Если она делает полный оборот, маленькая стрелка передвигается на один час.
Числа, обозначающие часы, не должны задевать круг с минутными делениями и закрываться часовой стрелкой. Часовую стрелку нужно сделать толстой и короткой, чтобы кончиком она только касалась кружка, где стоит цифра, а минутную — тонкой и длинной, чтобы она шла по черточкам минут.
Обратите внимание ребенка на то, что стрелки разные, что крутятся они всегда в одном направлении. (Ребенок должен уметь разбираться в числах.). Если ребенок знаком с числами до 12, то он учится определять сначала только «сколько часов»
Если ребенок знаком с числами до 12, то он учится определять сначала только «сколько часов».
Для этого ставьте всегда большую стрелку на 12, а маленькую передвигайте на час и каждый раз спрашивайте ребенка: «Который час?» После того как ребенок овладеет этим навыком, можно переходить к определению времени по минутам. (Но сначала убедитесь в умении ребенка распознавать цифры, обозначающие минуты.)
Установите маленькую стрелку на 9 часов, а большую на 3 минуты и спросите ребенка: «Сколько часов и сколько минут показывают часы?» Далее передвиньте минутную стрелку на следующее деление. Теперь часы показывают 9 часов и 4 минуты. И так двигаетесь дальше.
Обучая ребенка определению времени по часам, одновременно рассказывайте ему о том, что такое сутки (сколько часов в сутках), что такое час (сколько минут в часе), что такое минута, как можно использовать это знание в своей жизни и играх.
«Какое время показывают часы?»
А) Попросите ребенка внимательно посмотреть на часы и найти те из них,
которые показывают время, когда люди чаще всего встают по утрам. Б) Спросите у ребенка: «Во сколько ты встаешь, обедаешь, ложишься
спать? Заставь эти часы показать время важных дел в твоей жизни».
Стихи о времени для детей
Очень хорошо в процессе обучения использовать короткие стишки для запоминания основ времени. Так ребенку будет веселее и проще погрузиться в процесс познания этого понятия.
Вот самые веселые и интересные стихотворения.
Пробегут часы, минутки Соберутся вместе в сутки. В них двадцать четыре часа, И стрелки творят чудеса.
Стрелка первый круг проходит, — Полдень в гости к нам приходит, А она спешит опять Час за часом отмечать.
Стрелка круг второй прошла, — В гости полночь к нам пришла, День прошел, прошла и ночь, — Убежали сутки прочь.
На секунды счет идет, Гномик вырвался вперед, Но не знает он пока, Как секунда коротка.
Посмотри — ка на часы — Стрелки здесь не для красы: Они указали для нас Секунду, минуту и час.
Секунду — тоненькая, Минуту — длинненькая, А коротенькая — час: Так бывает всякий раз.
Шестьдесят секунд прошли — Мы к минуте подошли. Ну, а шестьдесят минут Вместе целый час дадут.
Ходики внезапно стали. Что случилось, что стряслось? Стрелки сразу перестали День наматывать на ось. Оглядел их мрачновато Сероглазый циферблат: «Если вы не виноваты, Кто-то всё же виноват?» «Может быть, — подумал Рома – Сил у маятника нет, — Головою вниз попробуй Покачайся столько лет!»
На стенке в комнате часы, Висят они не для красы. И в ритм стуча: тик – так, тик — так. Всем подают условный знак. День — ночь меняют за окном. Рассвет чудесный. А потом У человека круглый год Пришла пора дневных забот.
Посмотрите еще одно интересное видео про обучению времени детей.
Ценить время, использовать его с толком ребенка нужно учить с детства. Спрашивайте его, что хорошего, полезного или приятного можно сделать за час, минуту, полчаса. Не ждите быстрых результатов, не торопите в процессе обучения: ориентация во времени – навык сложный.
Чем меньше ребенок, тем короче должен быть урок. Чтобы он быстрее научился разбираться в сложных понятиях, научился понимать ход механизма, узнавать, сколько времени, купите ему яркие наручные часы. Так малыш быстрее станет пользоваться полученными знаниями на практике.
ВАЖНО
! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво
Как определять время по часам
Говорят, все необходимые навыки приходят к ребенку в нужное время, и торопить его в развитии не стоит. А вот когда малыш сам начинает проявлять неподдельный интерес к той или иной теме, то помочь ему в её освоении будет очень даже не лишним. Сегодня мы начинаем новую серию статей, которые помогут вам научить деток всяким-разным полезным жизненным навыкам.
Как их потрогать? Как ощутить? Куда бегут стрелки на часах? И почему за веселой игрой время проходит быстрее, чем в скуке?
1. Учимся ориентироваться во времени суток Утро, день, вечер, ночь – составляющее одного дня. Ребенок лучше запомнит их последовательность, если к каждому времени суток вы привяжете то или иного событие. Например, утром встает солнышко, и все просыпаются. Днем мы играем и гуляем, вечером готовимся ко сну, а ночью отдыхаем.
2. Осваиваем понятия прошлого, будущего и настоящего Вчера, сегодня, завтра – следующий этап познания временных промежутков. Они станут для ребенка более понятными, если вы будете планировать и обсуждать с ним предстоящие поездки или походы в гости, а также вспоминать прошедшие события. Более глобальные понятия будущего и прошлого можно объяснить, показывая малышу старые семейные фотографии, иллюстрации из далекого прошлого или предполагаемого будущего (книги про динозавров, космические путешествия или умных роботов).
3. Знакомимся с временами года Понимание времен года – еще один важный этап. Обсуждайте с ребенком, как сменяются сезоны, читайте стихи и загадки о зиме, весне, лете и осени. Объясняйте, что происходит с природой, чем отличается наша одежда, и какие праздники мы отмечаем в разные времена года.
4. Новые знакомые: час, минута, секунда Вот теперь можно начинать разговор и о более точных временных промежутках. Для начала ребенку будет достаточно объяснить, что каждая секунда – это хлопок в ладоши. 60 быстрых хлопков – это минута
Для лучшего представление, постоянно обращайте внимание на то, сколько времени малыш тратит на то или иное занятие. Например, мы чистим зубки примерно 2 минуты, кушаем – 10 минут, рисуем – 20 минут
Складывайте между собой мелкие события, чтобы объяснить понятие часа.
5. Который час? Для первого знакомства следует купить часы со стрелками (игрушечные или настоящие). Главное, чтобы циферблат был достаточно большой и понятный. На помощь вам также придут красочные детские книги, обучающие определять время по часам. Объясните ребенку, что длинная стрелочка отсчитывает минуты, а коротенькая – часы. Быстрая бегущая стрелочка – это секунды. Для начала крохе достаточно будет научиться определять время с точностью до часа (короткая стрелочка сделала полный круг – прошел 1 час). Затем до получаса (длинная стрелка на 12 – ровно такой-то час, длинная стрелочка на 6 – полчаса). Следующий шаг – освоить пятиминутки. Для этого можно наклеить напротив каждого часа стикеры – подсказки (1 – 5 минут, 2 – 10 минут, 3 – 15 минут, 4 – 20 минут и т.д.) Старайтесь применять полученные знания на практике: засекайте время прогулки, время на чистку зубов. Спросите малыша: «Папа приходит с работы в шесть часов. Как думаешь, как скоро он придет?»
6. Осваиваем электронные часы После того, как ребенок легко ориентируется во времени по механическим часам, можно освоить часы с электронным циферблатом. Для наглядности сравнивайте показания на них, и навык пользования электронными часами постепенно придет.
Как научиться определять время в форме игры
Игровая форма обучения самая эффективная при работе с малышами. Для освоения часов со стрелками есть ряд проверенных простых игр:
- Рисуем или вырезаем из журналов разные предметы: чашка, лампа, расчёска, подушка, зубная щётка и т. д. Спрашиваем у ребёнка, когда он использует тот или иной предмет. За каждый правильный ответ хвалим, а за 10–20 «попаданий» кроха получает небольшой приз.
- Предлагаем малышу составить небольшой рассказ о том, что он делает утром/днём/вечером. Задаём наводящие вопросы: когда ты просыпаешься? Когда мы обедаем? Когда папа приходит домой?
- Берём часы или картонную модель-аналог с движущимися стрелками. Произвольно устанавливаем время. Например, 8:40. Предлагаем ребёнку сказать, сколько сейчас времени. Двигаем стрелки, пока малыш не станет называть время более уверенно, стараемся не переусердствовать и не утомить кроху.
- Называем время, а малыш пробует установить его на часах.
-
Берём два циферблата и устанавливаем на них разное время (например, 8:20 и 23:00). Спрашиваем у ребёнка, что он делает обычно в это время (гуляет, спит, обедает и т. д.).
Как правильно объяснить, что такое время
Давайте разберёмся, что есть время, с точки зрения понимания этого понятия ребёнком. Это некая цифра, которую мама и папа, а также другие взрослые, взглянув на часы, называют.
Основная задача на этапе знакомства с нематериальным понятием времени — дать малышу почувствовать интервалы и протяжённость промежутков на конкретных жизненных примерах.
Ощущение времени поможет ребёнку стать более организованным
Упражнения
Объясняем понятие «секунда». Делайте хлопок в ладоши так, чтобы одно движение было равно 1 секунде. Делать это нужно в такт часам с секундной стрелкой. И обязательно делайте акцент на том, что сейчас вы совершаете движения ладошками в такт со временем.
Обращаем время на длительность. Проговаривайте, что одна серия мультфильма про Лунтика длится, например, 10 минут, а на одевание малыш тратит 15 минут. Обязательно проговаривайте, сколько времени карапуз потратил на ту или иную игру. Это упражнение покажет ребёнку, что значит «быстро» и «долго».
Объясняем понятие «сутки»
На самом деле сделать это не так уж трудно, важно только суть вопроса рассматривать с позиции малыша. Можно сказать, что наш день состоит из 24 часов
Из них половину — 12 — малыш проводит в кроватке, отдыхая, а остальные 12 распределяет на еду, занятия, гуляния, игры и т. д. Все эти важные дела требуют разных временных затрат, так как что-то делается быстро, а что-то долго.
Как быстро научить пользоваться часами
Итак, ребёнок уже знает, что время определяется по часам, но совершенно не имеет представления, как же они работают. Для этого нужно «подружить» карапуза с часами, например, сделать тренажёр. Мы рекомендуем воспользоваться картонной моделью циферблата.
Делаем тренажёр-часы
Красочность тренажёра вы определяете для себя сами, но не стоит слишком увлекаться цветом, чтобы малыш не отвлекался
Инструкция:
- Берём лист плотного картона, вырезаем из него круг. Удобно, если его диаметр будет 25–30 см.
- Ярким фломастером (можно взять фломастеры разных цветов) наносим разметку часов.
- Вырезаем две стрелки (минутная побольше, секундная поменьше) из кусочков картона разных цветов.
- Гайкой закрепляем минутную и часовую стрелки на тренажёре.
Учимся понимать часы с картонной моделью-картинкой
Прежде всего, нужно пояснить ребёнку, что в часах очень важны две стрелки — часовая и минутная, которая и движет часовую. В некоторых моделях часов есть ещё секундная, которая тянет за собой минутную. Вот тут-то можно задать малышу вопрос «на засыпку»: какая стрелка, по его мнению, является главной. (Минутная, или, если есть, секундная, так как они тянут за собой остальные.) Такой образ будет уместен на этапе понимания малышом, что, когда минутная стрелочка, пройдя один круг, встанет на 12, один час завершится.
Следующим важным этапом является объяснение «хода по часовой стрелке». Покажите малышу, что стрелки «ходят» исключительно по направлению слева направо, движение это идёт по кругу, и определено как «движение по часовой стрелке». Сопроводите эти объяснения демонстрацией того, как стрелочки проходят круг, установив их на 12.
Далее можно осваивать целые временные значения. Для этого перемещайте часовую стрелочку по тренажёру и просите малыша назвать время
Это важно: двигайтесь только по направлению часовой стрелки, а её движение должно идти только вслед за минутной.
Узнаём, что такое час, минута и секунда
Последовательность разъяснений будет такой:
- Каждый час состоит из 60 минут.
-
1 минута — это 60 секунд. (Здесь будет уместно показать круг циферблата, разложенный горизонтально).
- Минуты бегут быстрее часов, поэтому короче. Путь минутной стрелочки от 12 до 12, то есть один круг, это час.
- Секунды ещё шустрее минут. Путь секундной стрелки от 12 до 12 по кругу один раз — это 1 минута.
Упражнения:
Наблюдение. Проследите за кругом, который делает секундная стрелочка, чтобы понять движение минутной.
Учёт времени
Обратит внимание малыша на положение минутной и часовой стрелок. Теперь укажите период времени, который вы засекаете (не менее 2 минут, чтобы движение минутной стрелки было нагляднее)
Пусть малыш позанимается это время своими делами, а по истечении отмеренного периода посмотрит на циферблат и расскажет, что он за это время успел сделать. Так вы ещё и наглядно продемонстрируете карапузу ценность каждой минуты.
Распознаём половину часа и 15 минут
Малыш уже уяснил, что такое «целый час», пора переходить к половине и 15 минутам. Для этого нужно напомнить ему, что час — это 60 минут, а значит, половинка часа — 30 минут
После этого стоит обратить внимание ребёнка на то, что минутная стрелочка может указывать и на половину этой половины — 15 минут
Упражнения:
-
На тренажёре показываем, что такое половина часа, поставив длинную стрелочку на цифру 6. Далее передвигаем стрелку к 12, чтобы ваш ученик уяснил, как проходит полчаса.
- На действующих часах просим малыша сказать, который час в тот момент, когда минутная стрелочка находится на 6.
Разбираемся с шагом в 5 минут
Более мелкие временные промежутки можно начинать объяснять малышу только после тщательного усвоения крупных значений времени.
На тренажёре желательно показать 5-минутный шаг
Начинаем с 5 минут. Разъясняем ребёнку, что длинная стрелочка может шагать мельче. Вот тут-то и пригодятся умения малыша «перепрыгивать» через 5, которые можно отработать на тренажёре. Для этого есть смысл проставить на картонном циферблате значения, которые будут соответствовать минутам — напротив 1 ставим 5, напротив 2—10 и т. д.
Упражнения:
- Просите как можно чаще малыша говорить вам время.
-
Сделайте плакат с распорядком дня в картинках. То есть определённое действие должно соответствовать определённому времени.
Это упражнение к тому же приучит ребёнка планировать своё время для выполнения той или иной задачи.
Продуктивные и лёгкие приёмы обучения устройству часов
Обучение определению времени по часам целесообразно опять-таки разбить на отдельные занятия.
Запоминание и понимание чисел
Многие старшие дошкольники уже хорошо умеют считать, некоторые дети даже до ста
Однако в данном случае важно запомнить числа, кратные пяти (5, 10, 15, 20 и т. д
до 60).
Даже если малыш хорошо умеет считать, важно, чтобы он выделял числа, кратные пяти
Знакомство с циферблатом и стрелками
Знакомить ребёнка с циферблатом проще на игрушечных часах. Они бывают плоскими или же более объёмными. Главное — чтобы отчётливо были видны цифры и легко вращались стрелки.
Обучать ребёнка лучше не на настоящих часах, а на игрушечных, где отчётливо видны цифры и легко вращаются стрелки
Сделать такую вещь можно и самостоятельно из обычного картона или одноразовой тарелки.
Сделать часы для обучения можно и самостоятельно
Нужно рассказать малышу, что поверхность часов называется циферблатом. Его можно сравнить с пирогом или апельсином: его можно мысленно разделить на кусочки или дольки. На циферблате есть две стрелки: более короткая (она показывает часы) и длинная (показывает минуты).
Далее взрослый объясняет, что хотя в сутках и 24 часа, на циферблате отражено только 12 цифр. Всё дело в том, что за сутки часовая стрелка (короткая) обходит круг два раза.
Учим определять часы на тренажёре с маленькой стрелкой
Вначале стоит акцентировать внимание ребёнка на движении часовой стрелки (минутную пока не трогаем). Например, мы ставим короткую стрелку на отметку «2» и объясняем малышу, что часы показывают, соответственно, 2 часа (если позволяет конструкция игрушечных часов, минутную стрелку можно пока снять)
Затем дошкольнику предлагается самому выставить время, которое скажет ему взрослый.
Вначале пусть малыш научится определять точное время (только часы, без минут)
Переходим к минутам
Затем к обучению присоединяется минутная стрелка. Вначале лучше всего объяснить дошкольнику понятие «полчаса» — когда длинная стрелка стоит на отметке «6» (одновременно «30»). Можно сравнить это с половиной пирога.
После этого переходим к понятию «15 минут» (цифра «3» на циферблате, или четверть пирога).
Вначале проще показать, что такое полчаса и 15 минут
После этого уже переходим к остальным минутным промежуткам — демонстрируем ребёнку все возможные варианты и предлагаем ему самостоятельно выставить тот или иной по заданию взрослого.
Пусть дошкольник показывает на часах самые разные временные промежутки в минутах
Затем следует рассказать ребёнку, что минутная стрелка может стоять не только на отметке, кратной пяти, но и на других делениях (например, она может показывать 6, 14, 27 минут и т. д
Нужно обратить внимание малыша, что эти деления чаще всего не подписаны, а просто отмечены короткими отрезками или точками. Это делается, чтобы не загромождать циферблат
Нужно обратить внимание, что стрелка не всегда может указывать на цифру, кратную пяти
Объединяем часы и минуты и учим узнавать время на часах
Когда кроха научиться отдельно показывать на циферблате заданные часы и минуты, можно объединять эти единицы. Опять-таки вначале взрослый показывает различные примеры, например, 2 часа 15 минут. Затем уже тренируется дошкольник.
Ребёнок должен понять, что когда движется минутная стрелка, то медленно перемещается и часовая
Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время
И последний этап обучения — объяснить ребёнку, что существует «ночное» и «дневное» время (мы уже говорили ему ранее, что в сутках 24 часа, и часовая стрелка за это время дважды обходит циферблат).
Разобраться с этой сложностью лучше всего поможет специальный тренажёр, который легко сделать своими руками:
-
Нужно вырезать два картонных круга одинакового размера, но разного цвета. Первый будет «дневной», на нём пишутся цифры от 1 до 12. Второй, соответственно, «ночной» (цифры от 13 до 24). На первом циферблате делаются небольшие надрезы — так, чтобы цифру можно было слегка отогнуть. Также изготавливаются стрелки.
-
Циферблаты скрепляются между собой (их фиксируют стрелки). Сверху находится «дневная» часть. Затем мы показываем ребёнку, например, 4 часа утра и показываем, какая «ночная» цифра этому соответствует (это будет 16 часов).
Тренажёр поможет ребёнку запомнить, какие «ночные» цифры соответствуют «дневным»
Презентация 2 класса по предмету «Математика» на тему: «Умеешь ли ты определять время по часам? Презентация –ТРЕНАЖЁР к уроку математики во 2 классе.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Умеешь ли ты определять время по часам? Презентация –ТРЕНАЖЁР к уроку математики во 2 классе.
2 Л.П.Приходько. МОУ «КСОШ 27» Единицы времени ЧасМинутаСекундаНеделяМесяцГод
3 Л.П.Приходько. МОУ «КСОШ 27» Соотношение единиц времени 1 минута = 60 секунд 1 час = 60 минут 1 неделя = 7 дней 1 месяц = 4 недели 1 год = 12 месяцев
4 Л.П.Приходько. МОУ «КСОШ 27» Умеешь ли ты определять время? ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
5 Л.П.Приходько. МОУ «КСОШ 27» Сколько времени у тебя? ДА нет
6 Л.П.Приходько. МОУ «КСОШ 27» Умеешь ли ты определять время? ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
7 Л.П.Приходько. МОУ «КСОШ 27» Сколько времени у тебя? ДА нет
8 Л.П.Приходько. МОУ «КСОШ 27» Умеешь ли ты определять время? ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
9 Л.П.Приходько. МОУ «КСОШ 27» Сколько времени у тебя? ДА нет
10 Л.П.Приходько. МОУ «КСОШ 27» Умеешь ли ты определять время? ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
11 Л.П.Приходько. МОУ «КСОШ 27» Сколько времени у тебя? ДА нет
12 Л.П.Приходько. МОУ «КСОШ 27» Умеешь ли ты определять время? ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
13 Л.П.Приходько. МОУ «КСОШ 27» Сколько времени у тебя? ДА нет
Минутная стрелка
Когда малыш поймет, что такое час, начните знакомство с ходом минутной стрелки:
Обратите внимание, как отличать две стрелки: одна толще и короче, другая тоньше и длиннее. Расскажите, что ход обеих начинается с цифры 12 и у нее же заканчивается
Покажите наглядно, как двигаются стрелки.
Скажите, что продолжительность одного часа – целых 60 минут.
Объясните пятиминутное деление от 12 до 1 часа. Затем нужно научить малыша считать наизусть в следующем порядке: 5,10, 15, 20 и так до 60.
Скажите, что минутная стрелка проворнее, чем часовая: пока последняя сдвинется на одно деление, первая обойдет циферблат полностью.
Обратите внимание, что, когда толстая стрелка показывает точно на определенную цифру, тонкая указывает на 12.
Дайте определение понятию полчаса, покажите, где в таком случае должна располагаться минутная стрелочка. Затем перейдите к объяснению, где будет находиться стрелка, когда от начала хода пройдет 5, 10, 15 минут. Для простоты нарисуйте второй круг цифр поменьше, от 1 до 60.
Для объяснения, что такое четверть часа, без четверти, нарисуйте круг, где будут только цифры 3, 6, 9, 12. Покажите, как этот круг разбивается на четыре части.
Знакомим ребенка с часами со стрелкой
Для начала необходимо объяснить ребенку назначение часов. Для этого, кроме беседы, можно использовать небольшие стихи или загадки.
Для мотивации обучения лучше купить часы с детским рисунком. Отправьтесь за покупкой вместе с ребенком. Уступите право выбора в этом вопросе вашему малышу. На часах, с помощью которых вы будете учить дошкольника определять время, должны быть хорошо видны и стрелки, и цифры. Кроме того, циферблат должен иметь минутные деления (все 60).
К процессу обучения ребенок должен иметь базовые знания о времени, уметь считать, знать цифры. Понятия «час», «минута», «секунда» даются постепенно, с использованием наглядности (часов или макета) и закрепляются на практике.
О чем информирует циферблат
Сначала необходимо дать информацию о циферблате – той части часов, которая зрительно отображает время. Затем совместно с дошкольником разобрать, какие цифры есть на часовом поле, особенность расположения их по кругу.
Для закрепления полученных знаний полезно предложить ребенку нарисовать цифры на круге, который послужит шаблоном часов.
Часовая стрелка
Следующий этап – это знакомство с часовыми стрелками. Посчитайте с ребенком, сколько всего стрелок на часах
Обратите внимание на их длину
Акцентируйте внимание на названиях: «часовая», «минутная», «секундная». Объясните, почему они так называются
Уточните, что именно короткая указывает какой сейчас час и поэтому называется «часовая».
Проведите небольшой эксперимент: пусть ваш дошкольник самостоятельно определит, какая из стрелок движется быстро, а какая медленно. Сделайте выводы совместно.
Не забудьте объяснить и показать наглядно движение по часовой стрелке и против. Обязательно уточните, что время всегда движется только вперед, а стрелки – только в одном направлении.
Минутная стрелка
После информации о часовой стрелке необходимо объяснить ребенку назначение минутной
При этом важно обратить внимание на длину стрелки (длинная) и предназначение (показывает минуты)
Нужно показать, где на циферблате отмеряется время по минуте. Затем объяснить, что 30 минут составляют половину часа, и где находится большая стрелка в этот момент.
Только после обстоятельного разбора движений часовой и минутной стрелок, соедините полученную информацию воедино. В результате дошкольник может и должен усвоить, что точное время – это логическое совмещение цифровых показателей часовой и минутной стрелок.
Как научить ребенка понимать время по часам со стрелками?
Будьте готовы к тому, что на первых порах ребенку будет довольно тяжело постигнуть особенности отсчета времени. Чем проще и доступней Вы сумеете объяснить ребенку принципы этого абстрактного процесса, тем быстрее и эффективнее он усвоит новые знания.
Перед непосредственным изучением времени, необходимо актуализировать знания ребенка о числах:
- Выучите числовой счет – если ребенок не умеет считать до 60, то ему очень тяжело будет понимать по часам
- Умножение на 5 – для того чтобы ребенок разбирался в минутах, не считая их по минутным отметкам, желательно, чтобы он умел плюсовать и умножать. Эти знания помогут понимать, что прошло 5, 10, 15 минут и так далее. К тому же, в повседневной жизни мы редко используем такой счет, как 7, 13 минут и т.д., а стараемся округлять
Дети очень тяжело воспринимают абстрактные понятия — иллюстрируйте свои рассказы как можно красочнее
После того, как ребенок научился считать, можно переходить к непосредственному изучению времени. Для этого:
Лучше учить ребенка на больших часах, циферблат которых не имеет стеклянное покрытие – так ребенку будет более наглядно видно время поминутно, а отсутствие стекла, исключает возможность травматизма, а также позволяет ребенку пальчиками переводить время
Подробно объясните ребенку различие между большой и маленькой стрелкой – сначала изучайте время вместе, потом скажите, пусть малыш сам называет время, а Вы будете медленно переводить стрелки до нужных часов и минут
Изучите минутную стрелку – очень подробно по минутам смотрите за передвижением стрелки, также обратите внимание, что, когда минутная стрелка пройдет круг, часовая – перейдет на одну цифру вперед. Обязательно обращайте внимание малыша на эти нюансы, при необходимости повторяйте сказанное несколько раз, задавайте вопросы, которые позволят проверить понимание ребенка
Рисуйте часы – в альбоме или тетради нарисуйте много круглых, квадратных, треугольных часов и пусть ребенок их разрисует
После этого говорите ребенку время, а он пусть рисует стрелки на своих часах – это веселое занятие не оставить ребенка равнодушным
Хорошей идеей будет писать цифровое время возле нарисованных часов. Так ребенок будет изучать все и сразу – не только часы, но и повторять числа
Пусть ребенок нарисует часы, а Вы дадите задание изобразить какое-либо время
Старайтесь не нагружать ребенка слишком большим количеством информации сразу. Дозировано и в игровой форме малыш быстро запомнить, где какая стрелка, и что каждая из них значит.
Приложение «Часики». Учим детей понимать время по стрелкам.
В рамках проекта по поддержке разработчиков «Level UP», поговорим о детской развивающей игре: «Часики: Учимся определять время по стрелкам».
Как оказалось, очень приятно писать обзор для детской игры. Наверное это связано с тем, что в таких играх не стреляют, нет крови, и приятное оформление.
А теперь обо всем по порядку:
iOS: 5.0 или более поздняя, 47.6 МБ свободного места. Подходит для: iPhone, iPad и iPod touch. Приложение на русском языке. Возраст 4+
C помощью этой игры, ребенок научиться определять время по обычным часам со стрелками.
Начинать ребенка учить определять время можно с 5 лет, когда он понимает, что такое последовательность событий. Он знает, что такое прошлое, настоящее и будущее. Понимает, что следом за днем приходит ночь. Для обучения купите игрушечные часы или изготовьте собственноручно. Часы должны иметь большой циферблат и легко снимаемые стрелки.
Когда стоит покупать обучающие часы?
Нет одного универсального метода. Многие малыши уже в 1-1,5 года интуитивно понимают последовательность событий (утром мы встаем и идем в садик, а играть можно будет после обеда; папа приходит вечером, когда уже солнышко зашло). Но что такое минута или другая единица времени, они не знают. Они не ассоциируют те или иные события в своей жизни с конкретным временем. Это пособие для них может стать просто очередной красивой, но непонятной игрушкой.
Как видит время малыш? «Когда мы гуляли с мамой в парке, я видел голубя», «Я расстроился, когда Саша ушел домой раньше всех». Начинать знакомство с обучающими часами нужно тогда, когда малыш уже понимает и использует другие временные категории:
- «до» и «после» (я встаю, мама готовит завтрак, а потом мы идем в садик, после сна меня забирает папа, после купания я смотрю мультик);
- утро, вечер, день, ночь;
- дни недели, времена года.