Обучение ментальной арифметике в домашних условиях: уроки для начинающих
Содержание:
- Как пользоваться пальцами без использования счетов
- Книги по ментальной арифметике
- Задачи по ментальной арифметике
- Что это за метод?
- Как это происходит
- Учимся вычитать
- Школы по обучению ментальной арифметике
- Наши преимущества:
- Умножение
- Что такое ментальная математика
- Основные плюсы для детей
- Работа Ментальной Арифметики
- Как складывать на абакусе
- Что необходимо, чтобы научиться ментальной арифметике.
- Что такое ментальная арифметика для детей, японская методика устного счета?
Как пользоваться пальцами без использования счетов
Конечный результат обучения ментальному счету – это решение арифметических задач на пальцах, без абакуса. Знакомство с этим методом практической работы начинайте с простых упражнений.
Считать на пальцах нужно следующим образом:
- Представьте, что рука — это абакус.
- Пальцы левой руки отвечают за числа, кратные 10. Большой палец – это 50.
- Правая рука — это числа от 1 до 9, большой палец обозначает цифру 5.
- Сжатые кулаки — 0.
Приведем несколько примеров счета на руках.
Показываем число 98
Разворачиваем все пальцы левой руки. Они обозначают цифру 90. На правой руке поднят большой палец – это 5, и три других пальчика. В итоге получается 90 и 8.
С помощью счета без абакуса можно складывать, отнимать, делить и умножать.
Пальчики выполняют роль костяшек. Спустя 10–12 уроков по ментальной карте, то есть с помощью визуализации, ребенок будет решать примеры довольно быстро.
Именно этот метод является эффективным способом обучения быстрому счету. Ребенок не будет тратить время на передвижение бусин на счетах, запоминать их расположение. Движения пальцами автоматизируются поэтапно, от простых примеров к сложным.
Книги по ментальной арифметике
Обойтись без пособий и решебников для домашнего обучения ментальной арифметике просто невозможно, даже 1 уровень пройти не получится. . Приведем небольшой список самых популярных и доступных для понимания учебников. Используйте их как самоучитель, сборник примеров и домашних заданий.
«Матемагия. Секреты ментальной математики». А. Бенжамин
Раскрывает секреты ментальной арифметики. После ее прочтения родителю будут доступны многие методы работы с ребенком дома. Автор рассказывает о математических трюках, способах молниеносно решить сложнейшие задачи устно.
В процессе усвоения материала у ребенка улучшается память, внимание. По итогам курса обучения школьник научится извлекать квадратный корень, переводить кубические величины в квадратные и наоборот без калькулятора, в уме
Блокнот-тренажер «Не ментальная арифметика». Ш. Ахмадуллин
Автор обещает научить детей быстрому устному счету за 21 день. В сборник включены теоретическая информация, упражнения для пробных занятий, задания высшего уровня. Можно использовать в детском саду, школе. Книга предназначена для детей от 7 до 11 лет.
По отзывам родителей, блокнот заинтересовывает детей с первого занятия. Игра постепенно переходит в серьезную работу. Ребенок чувствует уверенность на уроках математики, повышается самооценка, успеваемость.
«Ментальная арифметика. Знакомство». Р. Багаутдинов, Р. Ганиев
Изучать ментальный счет по данному пособию можно с 5 лет. Этапный метод подготовки к развитию навыка решения задач на пальцах включает в себя теорию, простые упражнения, задачи повышенной сложности.
В книге огромное количество фотографий, изображений формул для вычитания, сложения многозначных цифр. Ребенок воспринимает информацию на слух, зрительно. Дети научатся считать с помощью ментальной карты за 1–2 месяца.
«Ментальная арифметика. Учебник для преподавателей и родителей»
Издается компанией «Анаста». В комплект входят четыре книги: учебник, «Методика для занятий с детьми», два решебника. Приобретать методическую литературу нужно в комплекте. К учебникам прилагаются флеш-карты для тренировки памяти, внимания.
Дидактический сборник используется на занятиях с детьми от 4 лет. Издатели гарантируют быстрое запоминание материала благодаря большому количеству интересных занятий, упражнений, психологической составляющей метода обучения.
«Ментальная арифметика. Сложение и вычитание». С. Эрташ
Это рабочий тренажер по ментальной арифметике и дидактический сборник в одном флаконе. Задачник помогает понять принципы преподавания быстрого счета в домашних условиях, в центрах «Менар», содержит доступную информацию для детей и родителей.
Математический гений быстро перейдет от низкого уровня к сложному благодаря играм, схемам, формулам, интересным задачам. Автор предлагает несколько способов сложения и вычитания: традиционный — на математическом приборе , комбинированный, на пальцах (устный). Учебник предназначен для детей 4–6 лет.
Ментальная арифметика – это лишь один из методов развития ребенка раннего возраста. Использовать домашний тип обучения нужно в том случае, если вы уверены в своих силах, есть много свободного времени. В противном случае доверьте малыша специалистам, домашние задания готовьте вместе.
После успешного усвоения основ быстрого счета, автоматизации движения пальцами продолжайте самообучение дома. Делайте это регулярно, чтобы не потерять навык работы с ментальной картой.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Задачи по ментальной арифметике
Перед тем, как приступить к выполнению задач, важно понимать то, что такое ментальная арифметика для детей, обучить самому которой будет весьма проблематично. Но ничего невозможного нет
Самое главное — ответственно подойти к процессу.
Для обучения понадобится приобрести специальные счеты абакус или соробан. Как только они будут куплены, можно приступать к обучению. Методика рассчитана на обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста. Для достижения результатов, категорически запрещено игнорировать систематические каждодневные домашние занятия. Они должны быть построены в форме урока. Специалисты рекомендуют учить детей не только ментальной математике, но и скорочтению.
Перед тем как приступить к занятиям в домашних условиях, важно иметь представление о всех нюансах ментальной математики для детей. О том, что это ответственный процесс, также забывать не стоит
Обратите внимание! Если занятия проводятся правильно, то первые результаты становятся заметны уже через 2-3 месяца. Чтобы полностью освоить технику, малышу понадобится приблизительно 2 года. Сначала дошкольник обучается действиям на сложение и вычитание чисел, а затем учится умножать и делить
Сначала дошкольник обучается действиям на сложение и вычитание чисел, а затем учится умножать и делить.
На первом занятии ребенка рекомендуется познакомить с абакусом. Малыш должен пощупать и научиться передвигать костяшки. Не лишним будет посмотреть совместно видеоурок. К сложению однозначных и двузначных чисел можно приступать только после усвоения принципа работы.
После того как ребенок освоил счеты, его необходимо ближе познакомить с основными принципами работы и переходить к простейшим примерам сложения.
Обратите внимание! Категорически запрещено торопиться. Умение формируется постепенно, поэтому надо проявить терпение по отношению к ребенку и не ждать моментальных результатов
Задача 1. Необходимо сложить 14 и 22. Для этого нужно следовать алгоритму: сначала необходимо отложить на спицах число 13 и прибавить к нему 23. В результате этого получается 36. Все математические действия должны выполняться исключительно слева направо.
Вычитать на абакусе тоже весьма просто.
Задача 2. От 8 нужно отнять 4. Для этого в верхнем блоке на первой спице опускается костяшка. В результате этого получается 5. Затем 3 бусины поднимаются в нижнем блоке и выставляется цифра 8. После этого опускаются 3 костяшки в нижнем углу и остается 5.
Следующим этапом освоения ментальной математики является умножение и деление. Этим действиям научить малыша немного сложнее, но со временем ребенок обязательно их познает.
Задачи по ментальной математике
Ментальная математика для детей является довольно новой программой, которая применяется для обучения детей устному счету. Несмотря на то, что методика появилась не очень давно, она получила огромную популярность и показала превосходные результаты. Родители единогласно сходятся во мнении, что программа не только максимально эффективна, но и полезна.
Первые успешные результаты наблюдаются уже по истечении нескольких месяцев, при условии, что занятия проводятся систематически. В результате у детей значительно улучшается память, повышается способность к сосредоточению, а мышление приобретает креативный характер. Если занятия начинают проводиться в дошкольном возрасте, ребенок успевает многому научиться и в дальнейшем чувствует превосходство в школе.
Что это за метод?
Под этой системой подразумевается японская методика по развитию интеллекта ребенка при помощи специальных счет сорбан. Его другое название – абакус. Он представляет собой прямоугольную раму, на которой размещены 23-31 спицы, на каждую из них надето по 5 косточек. Каждая косточка разделена перекладиной. Сверху на ней есть костяшка, обозначает цифру пять, внизу четыре костяшки, обозначают единицы.
Передвижение косточек осуществляется большим и указательным пальцем. Начинают счет на абакусе с первой спицы, которая расположена с правой стороны. Она обозначает единицы. Спицы по левую сторону обозначают десятки, а следом за ними – сотни и так дальше.
Сорбан тяжело приобрести, его нет в обычных магазинах канцелярских товаров. Купить можно через интернет. Цена сорбана будет зависеть от того, из какого материала он изготовлен и сколько в нем спиц.
Как нарабатывается навык?
Когда ребенок в уме производит действия с числами, он представляет себе указанные счеты, в результате быстро за считанные минуты складывает, вычитает, умножает, выполняет деление чисел.
Если ребенок только начинает учиться данным действиям, он подсчитывает цифры с помощью сорбана, активно работая пальчиками по косточкам. Затем ребенка плавно переводят с работы на счетах на работу по ментальной карте – это картинка с изображением сорбана.
Курс ментальной арифметики для детей представляет собой гибкую и интересную систему. Хорошим возрастом для усвоения информации считается 4-12 лет. Мозговая активность в этом возрасте высокая и обладает хорошей запоминаемостью. Дети быстро и легко впитывают необходимую информацию.
На начальном этапе обучения, для адекватной реакции и восприятия замечания, сделанного учителем ребенку, необходимо, чтобы родители провели беседу с малышом. Так ребенок сможет правильно реагировать и вести диалог.
В начале обучения рассматриваемым методом арифметики для детей проводятся занятия со счетами.
Сколько встраивается навык?
Обучение ментальной арифметике проводится в специализированных школах для детей в возрасте 4-16 лет. Весь курс учебы состоит из 10, а иногда и 12 уровней, каждый из которых рассчитан на семестр в 3-4 месяца. Детям не нужно ежедневно посещать занятия, достаточно уделять методу не более 2 раз в неделю.
Результат такого обучения – через полтора года (иногда через год) дети могут вполне самостоятельно делать вычисления в уме разной сложности. Чем больше дети занимаются на абакусе, тем лучше и быстрее у них развиваются мыслительные процессы. Далее дети легко работают на воображаемых счетах.
Стоимость обучения
Конечно же, школы, где практикуют занятия по ментальной арифметике детям, берут не малую оплату. Этот факт и является первопричиной, чтобы обучать детей этой методике самостоятельно.
Если водить на разовые занятия, стоимость одного часа обучения обойдется в среднем в 550-600 рублей. Месячный абонемент выйдет немного дешевле – в 4-7 тыс. рублей за 8 или 16 занятий соответственно. В среднем обучение ментальной арифметике длится 1,5-2 года, все зависит от индивидуальных способностей ребенка.
Как это происходит
Развитие левого полушария:
- стимуляция мелкой моторики;
- наглядное представление результата арифметических действий.
Развитие правого полушария:
- использование в равной степени правой и левой руки;
- работа в уме с воображаемыми счетами.
СРОК ОБУЧЕНИЯПолный курс программы ментальной арифметики составляет 2 года. ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ видны уже через ТРИ МЕСЯЦА! ФОРМАТ ЗАНЯТИЙ
Для детей 5-7 лет занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу (60 минут)
Для детей старше 7 лет занятия проходят 2 раза в неделю по 60 минут или 1 раз в неделю по 2 часа (120 минут) с 2-3 переменками по 10 минут.
Плюс ежедневно по 15 минут для выполнения домашних заданий (обязательно).Напрашивается вопрос – зачем считать «в уме» если есть калькулятор?
Быстрые вычисления в уме – это не самоцель. Это всего лишь полезный «побочный эффект». А сами счеты — не «калькулятор» и даже не математический тренажер. Занятия Ментальной арифметикой помогают натренировать нейронные связи головного мозга вашего ребенка, развивают скорость и качество его мышления. Это можно сравнить со «спортивными» тренировками для мозга.
Учимся вычитать
Отнимать цифры на абакусе тоже несложно. Перед первым уроком посмотрите видео базового курса. Вводное занятие в домашних условиях начните с теории, прочитав соответствующие книги (перечень учебников будет представлен ниже). Объясните ребенку следующие аспекты:
-
Начинать вычитать нужно с большего разряда.
В трехзначных цифрах – с сотен, в двузначных – с десятков.
- Не нужно забывать пользоваться верхним блоком, костяшками-братьями.
Приведем несколько примеров на вычитание. Для малышей тренировка должна начинаться с однозначных цифр.
От 8 отнимем 3
- На первой спице в верхнем блоке опустите костяшку, получится 5.
- В нижнем поднимите еще 3 бусины. Так выставляется цифра 8.
- Теперь отнимаем 3.
- Опускаем 3 костяшки в нижнем ряду.
- Остается 5.
От 13 отнимаем 4
- Выставляем на абакусе число 13.
- В ряду десятков поднимайте 1 косточку. Это 10.
- В ряду единиц — 3 бусины. Равно 13.
- Отнимаем 4.
- В ряду единиц бусин для вычитания не хватает, поэтому опускаем костяшку из блока десятков.
- Затем поднимаем бусину верхнего блока, кратного 5, в ряду единиц и 1 бусину в нижнем ярусе.
- Ответ – 9.
Примеры расчета представлены на схемах. Их можно распечатать, иметь под рукой во время занятий. Спустя пару уроков выкладывание цифр на счетной доске станет автоматическим. Малышу нужно впервые предложить представлять ментальную карту для решения простых задач. Опорные таблицы для устного счета без абакуса понадобятся только в первое время.
Школы по обучению ментальной арифметике
Где же можно освоить эту уникальную методику? На сегодняшний день для изучения ментальной арифметики необходимо записаться в специализированный образовательный центр. В них специалисты занимаются с детьми на протяжении двух-трех лет. Помимо описанных выше этапов, с помощью которых можно освоить методику, существует еще десять ступеней. Причем каждую из них ученики проходят за 2-3 месяца.
Каждый из таких специализированных центров разрабатывает собственные программы обучения. Однако, несмотря на это, существуют и общие правила, которых придерживаются абсолютно все. Они состоят в том, что группы учеников формируются в зависимости от их возраста. Так, существует три базовых вида таких групп.
Это kinder, kids и junior. Занятия проводят опытные высококвалифицированные психологи и педагоги, которые прошли соответствующую подготовку и имеют необходимую аттестацию.
Помимо центров по обучению ментальному счету сегодня работают и специализированные школы, готовящие специалистов по соответствующему профилю. Как правило, преподаватели менара – это люди, имеющие не только психологическое и педагогическое образование, но и определенный опыт работы с детьми
И это очень важно. Ведь обучение ментальному счету представляет собой не только освоение навыков, позволяющих работать с древними счетами
В этом процессе непременно учитываются используемые в педагогической практике психологические особенности в развитии ребенка.
Наши преимущества:
— Мини-группы. Дети занимаются в группах по 3-5 человек. При выборе темпа ведения занятия для каждой группы, педагог ориентируется на самого сильного ученика. Это позволяет постоянно поддерживать высокую мотивацию и эффективность работы.
— Регулярный мониторинг прогресса. Педагог постоянно мониторит прогресс каждого ученика. Если в процессе занятий выяснится, что темп слишком низкий или высокий для конкретного ребенка — мы предложим поменять группу, что бы занятия были максимально эффективными, как для остальной группы, так и для этого ребенка.
— Отработка занятий, пропущенный по болезни. После пропущенного занятия Вы получаете дистанционную консультацию, с персональным заданием.
Наши специалисты
Наши специалисты имеют высшее педагогическое образование, прошли обучение и получили сертификаты на преподавание в Международнодной Ассоциации Ментальной Арифметики, которая объединяет более 1000 педагогов по всей России и за рубежом. Четкие, последоваптельные, тщательно разработанные методические рекомендации и пособия для педагога и учеников, позволяют делать процесс обучения максимально комфортным и бережным.
Умножение
Методика этого действия на абакусе представляет более сложный процесс. Математические процедуры начинаются с самого большого разряда. При этом продвигаться нужно пошагово — от максимума к единицам. С помощью главного пальца перемещайте вверху костяшки, внизу пользуйтесь указательной фалангой.
Пример — найти произведение чисел 23 и 22:
- Первым делом умножаем устно десятки. На счетах откладываем результат 400.
- Затем действуем аналогично с единицами, принадлежащими первому числу, а также десятками от иного. 3×20=60. Это значение откладываем.
- Теперь нужно взять цифры второго разряда из первого числа, а единицы из следующего и перемножить их. 20×2=40. Не забываем передвинуть костяшки.
- В заключение производим действие с единицами: 3×2=6. Их добавляем к промежуточному результату.
- Получилось 506.
Обучение умножению требует регулярной тренировки — минимум дважды в неделю при продолжительности занятий равной школьному уроку.
Что такое ментальная математика
Система развития детского интеллекта, которая построена на обучении быстрому счету в уме по необычной методике, называется ментальной математикой. В ее основе лежит система арифметических действий с помощью специализированных японских и китайских счет. Подходит для развития детей от 4 до 14 лет.
Ментальная арифметика
Изобретена ментальная арифметика для детей в Турции. В Азии ее использовать стали с 1993 года. Сейчас методика широко распространена по всему миру и помогает развить мышление, интеллект и память ребенка.
Ментальная детская математика помогает существенного облегчить детям дошкольного возраста процесс знакомства с цифрами и их запоминание. Для дальнейшего изучения математики такое обучение считается прекрасной базой, так как признана дать понимание пространственности и состава числа.
Ментальная арифметика способствует:
развитию умения концентрировать внимание;
активизации слуховой и зрительной памяти;
совершенствованию интуиции и смекалки;
формированию креативного мышления;
реализации способностей в дальнейшем.
Обратите внимание! После полного курса, в том случае если подход был профессиональный, и удалось в итоге достичь поставленных целей, ребенок без особого труда может решать в уме как простые, так и сложные задачи
Как работает ментальная арифметика
Основные плюсы для детей
Из всего вышесказанного давайте выделим основные плюсы при обучении детей быстрому счету. Ментальная Арифметика помогает детям:
Во-первых, направлять внимание на главное
Например, посмотрите интервью с любым успешным бизнесменом, ученым или спортсменом. Он расскажет, что прийти к цели ему помогли настойчивость, вера в себя и умение сосредоточиться на одной задаче
Данный вид математики учит деток направлять внимание на одну задачу и за счет этого справляться с ней в считанные секунды. Во-вторых, быстро принимать решения
Во-вторых, быстро принимать решения
Благодаря ежедневным тренировкам навык быстрого решения задач переносится на все сферы: от уроков до выбора профессии
Поэтому в любой кризисной ситуации ваш учение уверенно выберет, что для него важно
В-третьих, быть уверенным в себе
Например, дети быстро справляются с домашними заданиями, легко сдает все контрольные, решает задачки «со звездочкой». Череда успехов закрепляет установку «я победитель» и помогает справляться со сложными задачами в жизни.
В-четвёртых, творчески решать задачи
Во время занятий активно работает воображение. Благодаря этому дети учатся мыслить не шаблонно.
В-пятых, легко общаться
Поскольку ментальная математика развивает оба полушария мозга, в правом активируются центры, которые отвечают за эмоции и общение. Ваш ребенок легко находит новых друзей, учится сопереживать и делиться.
А из минусов в обучении это только постоянный систематический контроль над собой, хотя и это можно отнести к плюсу.
Ментальная математика конечно, это методика, которая сравнительно недавно применяется в России, но уже пользуется большим успехом. Но всё же многие хотят знать, откуда она берёт своё начало.
Углубимся в историю этой науки.
Работа Ментальной Арифметики
Ребенок запоминает значение различных чисел, сопоставляя их с определенным положением косточек на счетах. Далее считает, производя манипуляции со счетами сначала в реальности, а потом в уме с воображаемыми счетами.
В итоге ребенок настолько хорошо представляет эти счёты в своем воображении и доводит этот навык до такого автоматизма, что мгновенно выполняет действия в уме даже с многозначными числами.
Но, помимо умственных способностей, ментальная арифметика развивает и личностные качества ребенка: повышение самостоятельности, внимания, упорства, появление уверенности в себе.Овладение Ментальным счетом поможет вашему ребенку повысить успеваемость в школе.
Как складывать на абакусе
Итак, маленький математик с вашей помощью освоил счетный прибор счеты для ментальной арифметики, познакомился с основными принципами работы. Пора переходить к первым простейшим примерам сложения.
Скачайте задачи для домашних занятий в интернете бесплатно и решите их сами, потом предлагайте дошкольнику.
На первом уроке используйте однозначные и двузначные числа. Попробуем сложить 14 и 22. Действовать нужно по следующему алгоритму:
- Отложите на спицах первое число – 13. Согласно данному методу, для этого в ряду десятков поднимите 1 бусину на нижнем ряду; на спице, отвечающей за единицы, отложите 3 костяшки.
- Прибавляем 23. Для этого в ряду единиц добавляете 3 бусины, в ряду десятков – 2.
- Получаем 36.
Выполняйте математические действия слева направо. Для поднимания бусин пользуйтесь большим пальцем, для опускания – указательным. При нехватке костей в нижнем блоке нужно пользоваться помощью братьев из верхней части рамки, кратных 5.
Например, для выкладывания числа 80 бусин в ряду десятков не хватит, их всего 4. Для этого нужно отложить 5 десятков в верхнем блоке. Получится 50. И добавить 3 бусины на нижнем блоке — еще 30. В сумме получается 80.
Посмотрите видеоурок, в котором показаны азы сложения:
Продолжение обучения:
В этом видео разобраны более сложные примеры на сложение:
Что необходимо, чтобы научиться ментальной арифметике.
В случае выбора домашнего обучения, никакого особого реквизита не понадобиться. Приобрести нужно будет только абакус. Также, следует найти хорошие видеоуроки, в которых будет доходчиво и понятно для детей изложена суть ментальной арифметики.
Самое главное, чем нужно запастись: терпением и усидчивостью, которые проявлять должен каждый родитель.
Во многом, успех обучения зависит от этого.
Важно помнить, что заниматься в условиях детской комнаты удобно и привычно. Ребенок может серьезно не воспринять такие уроки, посчитав их за интересную и веселую игру
Ребенок может серьезно не воспринять такие уроки, посчитав их за интересную и веселую игру.
Если родители хотят научить свое чадо быстрому умственному счету, они должны проявлять твердость и настойчивость.
Не нужно превращать уроки в игровой элемент.
Помните, что достижение целей зависит не от волшебства, удачи или обстоятельств, а от вашего образа мышления и действий.
Мы хотим выиграть лотерею жизни, даже не покупая лотерейного билета.
Так что не сидите сложа руки. Действуйте!
Заходите в онлайн-школу «Ментальная арифметика».
Онлайн-школа на сайте https://marbir.ru обучение для дошкольников и школьников.
Всем добра!
Что такое ментальная арифметика для детей, японская методика устного счета?
Ментальная арифметика для детей, японская методика устного счета
Ментальная арифметика для детей — уникальная японская методика обучения счета детей дошкольного возраста, при которой используются специальные счеты — соробан (абакус). Это уникальный метод устного счета. Занятия включают в себя:
- Счет пальцами на счетах
- Счет в уме
- Упражнения на концентрацию внимания
Данную методику использовали более 5 тысяч лет назад в Риме, Индии и Древней Греции для того, чтобы обучить детей техники устного счета. В 1993 году был сформулирован термин «ментальная арифметика», который на сегодняшний день является неотъемлемой частью школьной программы в странах Азии, в особенности Японии и Китая.
Как известно многим, левое полушарие мозга человека отвечает за логику и способности в точных науках, а правое — за комплексные визуальные и звуковые образы. Дело в том, что люди в основном тренируют левое полушарие мозга, но почему-то игнорируют развитием правого
Оно распознает сложные визуальные и звуковые образы, отвечает за способность сосредоточиться на деталях и сфокусировать внимание на определенных вещах. К сожалению, у многих взрослых, не говоря уже и о детях, правое полушария развито значительно хуже
Так вот, преимущество ментальной арифметики в том, что она равномерно развивает и заставляет работать оба полушария одновременно, поэтому даже ярые ненавистники математических задач решают их, не прикладывая особых усилий.