Как повысить самооценку ребенку: советы по психологии

Содержание:

Заниженная самооценка у ребенка. Как привести в норму?

Найдите занятие, которое хорошо у него получается. Чтобы он видел свои результаты, введите систему, по которой малыш бы получал грамоты или призы.
В течение дня записывайте достижения ребенка. Например, помог приготовить ужин, прибрал комнату, получил хорошую оценку в школе. А перед сном зачитайте список.
Разрешите ему самостоятельно принимать небольшие решения. Это может быть выбор одежды или завтрака. Пусть он видит, что может влиять на собственную жизнь.
Чаще говорите ему, что любите

Окружите заботой и вниманием. В данном случае моральная сторона вопроса очень важна

Без вашей поддержки малыш не справится.

Важные советы родителям

Универсальной памятки по налаживанию отношений с детьми, конечно, не существует. Уж очень индивидуальны современные семьи

Важное понятие для формирования правильной родительской позиции – счастье

И следует помнить, что счастье для ребенка не всегда складывается из кирпичиков, подкинутых родителями. Дети имеют право вносить в свою жизнь тот строительный материал, который для них комфортен именно сейчас.

Счастливый ребенок сохраняет контакт с родителями и считает их одним из компонентов своего счастья. Добиться этого силой или принуждением невозможно.

Не пытайтесь также откупиться дорогими подарками или выходными. Мама и папа нужны ребенку каждый день!

Важно, чтобы отец делал объективные комплименты дочке о ее внешности, а мать поддерживала сына в спортивных достижениях. Оба родителя остаются лучшими друзьями по отношению к ребенку.

Секретничайте с детьми на кухне, но взаимодействуйте между собой, не стремитесь гнуть каждый свою линию

Если мама и папа действуют в одном направлении, укреплять отношения с детьми легче.

Не стоит придавать большое значение психологическим нормам, если ребенок чувствует себя комфортно, пребывает в позитивном настроении, эмоционально стабилен и не склонен к конфликтам. Коррекция самооценки при небольших отклонениях от возрастной нормы не всегда необходима.

Умейте признавать свою слабость и вовремя обращаться к специалистам. Консультация семейного психолога может за пару часов расставить по местам причины всех ваших родительских неудач.

Взаимодействуйте со школьными педагогами, интересуйтесь результатами плановых психодиагностических исследований. Просите дать рекомендации. Успешный родитель должен быть открыт для информации и опыта, не бояться приобретать новые модели поведения и заниматься самовоспитанием.
В конце концов, изучайте педагогический опыт в интернете. Смотрите документальные телешоу о психологах и нянях. Начать можно с программы доктора Комаровского о том, как поднять ребенку самооценку.

Как ни странно, чтобы воспитать ребенка уверенным в себе, достаточно быть любящим и внимательным родителем. Общаться, проводить время вместе, вовремя отмечать изменения в поведении чада, помогать ему вернуться на позитивный путь развития, поддерживать его увлечения и положительно оценивать достижения.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Самооценка девочки-подростка

Мама вполне может убедить несовершеннолетнюю дочку в ее успешности. Как повысить самооценку девочке-подростку? Для начала помогите ей ухаживать за собой. Отведите в парикмахерскую, салон красоты

Девочке очень важно ощущать себя красивой, ухоженной, важной, ценной. Только не нужно заставлять это делать, найдите способ завлечь дочку на добровольных началах

Отличной идеей будет провести фотосессию в новом образе. Можете отдать дочку на курсы по созданию своего стиля.

Предлагайте девочке выполнять какую-то работу по дому, где она проявит свои способности. Интересуйтесь школьной жизнью девочки, следите, чтобы учителя хорошо относились к ней. Недопустимы случаи унижения, высмеивания со стороны учителей.

Полезные рекомендации родителям

Старайтесь сформировать у ребёнка адекватную самооценку

Прислушайтесь к рекомендациям детских психологов по развитию адекватной самооценки у детей, и ваш ребёнок вырастет успешным и уверенным в себе:

  1. Не ограждайте ребёнка от ежедневных дел и обязанностей, не  решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его. Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу. Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.
  2. Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он это заслужил.
  3. Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребёнка будет адекватной.
  4. Поддерживайте инициативу ребёнка.
  5. Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.
  6. Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.
  7. Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом.
  8. Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.
  9. Ведите доверительные беседы с ребёнком, анализируя его поступки.
  10. Любите своего ребёнка таким, какой он есть.

Смотрите видеосюжет, в котором психолог советует, как поднять самооценку ребёнка

https://www.youtube.com/watch?v=hbTtR25LWV0Video can’t be loaded because JavaScript is disabled: Как поднять самооценку ребенка (https://www.youtube.com/watch?v=hbTtR25LWV0)

Будьте внимательны к своему ребёнку: ваша любовь и интуиция подскажут, как правильно сформировать характер ребёнка и поднять, в случае необходимости, его самооценку. Поощряйте положительное поведение ребёнка, хвалите за успехи и вскоре увидите, как уверенно он пойдёт по жизни.

Как найти себя и научиться управлять своей самооценкой

Многие люди занимаются нелюбимым делом, ходят на работу, как на каторгу и мечтают о том, чтобы день поскорее закончился. А все потому, что мы не относимся к выбору профессии должным образом.

Люди не привыкли тратить достаточно времени на поиск чего-то «своего». Вероятно, их поиски закончились еще в школе. Нравится математика? Поступай на инженера. Они даже не задумываются, что в течение жизни работу и профессию можно поменять.

Из-за недовольства жизнью нарастает и недовольство собой. В связи с тем, что человеку кажется, будто он ничего не добился, ни на что не способен, падает его самооценка.

В этом случае необходимо выделить несколько интересующих сфер, изучать их и пробовать себя, пока не найдешь свое призвание.

Самооценка и профессиональная деятельность тесно связаны между собой. Люди чувствуют себя увереннее, когда достигают каких-то результатов и получают удовольствие от своей деятельности.

Лидерами рождаются или становятся?

Приверженцы поведенческой теории уверены, что генетикой определено лишь 30% успеха в становлении личности в качестве сильного лидера. Остальные 70% – это детство детей, влияние на них ближайшего окружения и внешних факторов. Воспитание лидера – это не однодневный процесс, а ежедневная работа и коррекция поведения.

Часто ребёнок проявляет лидерские качества в детстве, но в подростковом возрасте влияние сверстников берёт верх и меняются жизненные приоритеты. В других случаях сдержанный, скромный и усердный ребёнок, которого в школе считали посредственным, после обучения выстраивает головокружительную карьеру и имеет в подчинении коллектив в десятки тысяч человек.

Сегодня мнение педагогов и психологов однозначно: ребёнка можно и нужно научить быть уверенным.

В чём опасность заниженной самооценки

Низкая самооценка у ребенка – не просто красивая психологическая формулировка, а состояние, влияющее на многие сферы и области жизни

Невысокое мнение о себе затрудняет реализацию взрослого человека, так как у него отсутствует понимание ценности и важности собственной личности, нет веры в собственные силы

Неадекватная оценка себя даёт толчок к развитию позиции жертвы в отношениях. Девушка или парень, который примерил эту роль, будет всегда жить по сценарию, в котором она/он испытывает давление со стороны других людей. Но при этом такой человек сам ищет себе тирана, не в силах разорвать порочный круг подобных отношений.

Кроме того, люди с низкой самооценкой часто инфантильны, поражены многочисленными страхами и фобиями, смиряются с позицией неудачника. Опасность кроется в том, что такое положение их устраивает, ведь всегда можно найти жалельщиков, которые стараются защитить жертву и оградить её от тирана. Продуктивна ли такая позиция? Нет.

Формирование правильного восприятия критики

Всегда проявляйте интерес к делам несовершеннолетнего, узнавайте о его трудностях

Важно правильно научить его воспринимать критику со стороны друзей или учителей. Объясняйте детям, что иногда нужно признавать свои ошибки или же культурно отстаивать свою точку зрения

Не жалейте расстроенного подростка, а просто посоветуйте ему, как вести себя в подобных ситуациях. Объясните ребенку, что критика не является личной обидой, ведь у других может быть иное мнение, нежели у него. Дайте ему понять, что критика может стать стимулом для дальнейшего развития, объективной оценкой своих дальнейших действий.

Я стала учить дочь замечать хорошее

Моя дочь не умела радоваться. Когда ей покупали мороженое, она тут же говорила: «А почему одно?» Если дарили игрушку: «А почему эту, а не другую?» Раньше я только ворчала: «Вечно тебе все не нравится!»

Потом я попробовала перед сном играть с ней в игру: каждая из нас по очереди называла пять плохих и пять хороших вещей, случившихся за день. Это было полезно вдвойне. В разделе «о плохом» она училась анализировать свои чувства и эмоции, а в момент «хорошего» она вдруг с удивлением понимала, что день был не так уж плох.

Я же, говоря о «хорошем», рассказывала ей, как мне было приятно, что она мне помогла сделать уборку, сама и очень качественно почистила зубы, была мила с младшей сестрой. Это не было навязчивой льстивой похвалой, а очень органично вливалось в игру. Кира замечала свои положительные стороны.

Как понять, какая у ребенка самооценка

Определить, насколько искажено у малыша самовосприятие, можно по тому, объективно ли он оценивает свои способности, акцентирует внимание на возможностях или препятствиях. Если ребенок постоянно использует такие обороты речи как «я не смогу», «ничего не получится», «мне просто повезло», то он себя недооценивает

Если при малейших неудачах и промахах малыш ведет себя раздраженно и винит во всем окружающих, слишком стремится к лидерству, то это говорит о его чрезмерной самоуверенности. При этом некоторая пассивность и необщительность не всегда являются признаками низкой самооценки, склонность к агрессивному поведению – завышенной. Следует брать в расчет особенности темперамента ребенка и влияние возрастных кризисов.

Максимально непредвзято оценить уровень самооценки чада помогут проективные методики:

  • «Лесенка»;
  • «Смешные человечки»;
  • рисуночный тест «Человек».

Достаточно показательным является расположение детских рисунков на бумаге. При здоровой адекватной самооценке изображение в подавляющем большинстве случаев оказывается посредине листа и занимает не более 2/3 его площади. О завышенной самооценке говорят увеличение размера рисунка и его сильное смещение вверх. Дети, подверженные комплексу неполноценности, склонны рисовать внизу листа и отводить своему творению не более 1/3 доступного пространства. Также о неверии в свои возможности свидетельствует плохая прорисовка стоп и рук при изображении людей. Признаком высокой самооценки являются рисунки принцесс, королей, супергероев.

Тест «Смешные человечки»

Меры предосторожности

Чтоб не пришлось задумываться над вопросом, как помочь ребенку повысить самооценку, нужно заранее позаботиться о ее нормальном формировании.

Никогда не проводите сравнения. Недопустимо сравнивать своего ребенка с соседским малышом или даже с родным братом или сестрой

Важно понимать, что каждый карапуз имеет свои индивидуальные особенности. Если в данный момент ему не удается то, что уже умеют его ровесники – это не показатель отставания в развитии или проблем со здоровьем, всему свое время.
Не стоит избавлять ребенка от повседневных дел, но и перегружать малыша недопустимо

Идеально, если Вы будете ставить перед ним задачи, выполнение которых будет ему под силу. Он уже сейчас должен привыкать к ответственности.
Хвалите своего сына или дочь, но только за реальные успехи. Лестные речи приведут к завышению самооценки. У ребенка не сформируется взаимосвязь между тем, за что его ценят по достоинству, он восхищение его делами будет принимать, как должное, начнет считать себя лучше других.
Если прибегаете к наказаниям, объясняйте малышу, чем он провинился, почему именно таким способом Вы решили его наказать, как впредь вести себя правильно.
На личном примере демонстрируйте, как нужно встречать неудачи в своей жизни. Что-то не получилось, не нужно опускать руки, находясь рядом с чадом, произнесите вслух, что в следующий раз обязательно все получится.
Если у ребенка появляются какие-то идеи, какими бы бессмысленными они Вам не казались, поощряйте его, не ломайте веру в успех задуманного дела. А если малышу все же не удастся осуществить свою идею, поддержите его.
Важно социализировать ребенка. Общение – залог нормального развития, в том числе и становления адекватной самооценки.
Не критикуйте своего малыша, даже мысленно не думайте, что он плохой.
Уважайте своего ребенка и его выбор.

Важно знать, как повысить самооценку ребенку, что для этого необходимо сделать. Родители должны понимать, к каким трудностям в повседневной жизни и в будущем приведет неуверенность в себе, сформировавшаяся на сегодняшний день у их дочери или сына

Не пускайте на самотек заниженную самооценку у своего чада, повышайте его веру в себя, в свои силы, свой успех. Если самостоятельно справиться не удается, не бойтесь обращаться за помощью к опытному психологу, который сумеет повысить самооценку, прибегнув к особым упражнениям и практикам.

Классификация

Существует три типа самооценки. Заниженная, как и завышенная негативно сказываются на развитии и будущем ребенка.

  1. Завышенная самооценка. Ребенок уверен, что он всегда прав, не считается с мнением других людей, пытается контролировать окружающих, указывая на их недочеты. Такой малыш не видит свои недостатки, он считает себя самым лучшим, заявляет об этом вслух.
  2. Заниженная. Человек ведет себя неуверенно, боится делать первый шаг, принимать решение, брать на себя ответственность. Такой малыш убежден, что хуже других, он переоценивает достижения других ребят, не замечает свои успехи. Ребенок застенчив и обидчив.
  3. Адекватная самооценка. Присутствует вера в свои силы, правильное оценивание своих возможностей. Если у такого ребенка что-то не получается, он не расстраивается, терпя неудачу. Промахи его закаляют, позволяют двигаться дальше, приложив еще чуть-чуть усилий. Малыш не боится обращаться к ровесникам или взрослым за помощью, сам помогает окружающим.

Наличие адекватной самооценки способствует нормальному общению со сверстниками, осваиванию новых навыков, высокой успеваемости в школе, умению себя защищать, отстаивать свои права, выбирать любимое дело.

Чего не нужно делать

Существуют типичные ошибки родителей, пагубно влияющие на самооценку ребенка:

  • Критикуя, нельзя переходить на характеристику личности. Негативную оценку можно давать только поступкам. Лучше сказать «я не люблю, когда у тебя в комнате бардак», а не «ужас, какой ты неряха».
  • Неэффективно примешивать к похвале критические замечания, упреки. Нельзя говорить: «Как здорово, что ты убрался в комнате, а то обычно у тебя жуткий бардак!».
  • Нельзя наказывать малыша, когда он не справляется с наплывом негативных эмоций, любым недостатком, прилагая искренние усилия.
  • Не рекомендуется вспоминать о старых проступках. Так можно сформировать у ребенка ощущение вечно виноватого.

Важно! В первую очередь, ребенок реагирует не на поступки и слова родителей, а на их эмоциональную компоненту. Полные раздражения и презрения высказывания в адрес малыша могут навредить его самооценке гораздо больше, чем самое строгое наказание

Корректировать самовосприятие ребенка можно и нужно. Главное в этом деле – начать с работы над собой, поднимать собственную самооценку и развивать эмоциональный интеллект.

Формируем адекватную самооценку малышу (до 6 лет)

На дошкольном этапе ребенок уже имеет довольно развитую волю и жизненный опыт, освоил основные правила безопасности, но все еще совершает досадные ошибки.

Для самооценки важно, чтобы ребенок не слышал установочных фраз: «Ты упадешь!», «У тебя не получится!» Следует правильно выстраивать процесс набивания шишек:

  1. Предупредить ребенка о возможных последствиях по формуле: «Не прыгай оттуда. Там высоко – можно больно упасть».
  2. Дать возможность совершить ошибку (обеспечив безопасность).
  3. В случае положительного результата повторить предупреждение: «Ты молодец, справился, давай в следующий раз попробуем вместе». В случае ошибки: «Я очень тебе сочувствую. Я знаю, что тебе больно. Но ведь мы с тобой говорили, что можно упасть?»

Такой подход демонстрирует малышу, что родители верят в него и опасаются за него, но готовы поддерживать любой выбор. В конце концов, этот выбор оказывается мнимым: ребенок станет доверять мнению мамы и папы больше, чем прямым запретам. В дошкольном периоде это хороший способ управления поведением и формирования адекватной оценки своих возможностей.

Важные способы освоения опыта взрослых в 2–5 лет:

  • наблюдение за правильным поведением, подражание;
  • посещение детского садика;
  • игра по возрасту и целям;
  • прием «Один мальчик…» (поучительная история, выдуманная специально для проработки ситуации)
  • сказки, народные и терапевтические.

Именно сказки позволяют не только формировать поведение, я–оценку и представления об основных жизненных процессах, но и избавляться от страхов! А игры способны творить чудеса, если использовать их обдуманно и системно, организовывать игровое пространство и получать искреннее удовольствие от процесса.

Как сформировать адекватную самооценку

Некоторые родители спрашивают, как повысить самооценку ребенку. Для этого есть несколько советов. И помните, самооценка ребенка дошкольного возраста мало чем отличается от самооценки подростка

К ребенку любых лет нужно подходить с заботой и вниманием

  1. Приучите ребёнка замечать хорошее. Например, играйте с ним в такую игру. Вечером попросите его вспомнить 5 хороших вещей, которые произошли с ним за день. Это необязательно должно быть что-то крупное. Хватит и вкусного обеда в школе или пятёрки за контрольную. Таким образом, ребёнок заметит, что в его жизни есть место хорошим событиям.
  2. Дайте ребёнку свободу выбора. Если малыш будет проявлять самостоятельность, он поймёт, что многое в его жизни зависит от него самого. Советуйтесь с ним в мелочах: что приготовить на ужин, на какой фильм сходить в кино. Но не путайте свободу выбора и вседозволенность. Решения в главных вещах должны принимать родители.
  3. Перестаньте ругаться. Правильно говорят, что словами можно ранить. Если у вас с ребёнком произошёл конфликт, не нужно обвинять его и давать волю ярости. Лучше успокойтесь и обсудите проблему. Не стоит употреблять слово «виноват(а)». Заменит его на «ответственность». Вместо «Ты виноват» скажите «Любой проступок несёт за собой последствия. Нужно отвечать за них».
  4. Не требуйте от ребёнка больше, чем он может сделать. Соизмеряйте возраст ребёнка, его возможности и свои желания. Пятилетняя кроха не сможет присмотреть за младенцем, а подростку это удастся. Если ребёнок не сможет что-то сделать в силу своих лет, он расстроится, будет думать, что ни на что не годен. Хотя на самом деле ему просто нужно подрасти и подучиться.
  5. Научите ребёнка говорить «Нет». У некоторых взрослых людей есть проблема в том, что они не могут отказать другим. Они всегда со всеми соглашаются, потому что у них слабая воля и нет твёрдого характера. Чтобы ваш малыш не стал таким же, с самого детства научите его отказывать людям, если это необходимо, и отстаивать границы личного комфорта. Нужно объяснить ребёнку, что если он отказывает людям, это не значит, что он плохой. Разъясните ему, что существует разница между «сдержать обещание» и «постоянно со всеми соглашаться». Сын или дочь должны осознать, что сначала нужно оценить ситуацию, рассчитать свои силы и время, обдумать последствия, а уже потом дать ответ.

Зависимость от общественного мнения – фактор, разрушающий личность: побеждаем неуверенность в себе

Людям всегда было важно мнение окружающих. Раньше они старались наряжаться, выделиться, чтобы подчеркнуть свой статус, сейчас все гораздо сложнее

Социальные сети вынуждают нас смотреть на то, как живут другие. И нам кажется, что живут они гораздо лучше нас. Поэтому люди будто соревнуются в картинках жизни: еда, отдых, семья, отношения, путешествия.

Мы не хотим ударить в грязь лицом и начинаем создавать красивую картинку, гнаться за образом. В итоге стараемся казаться, а не быть.

И все эти действия связаны с общественным мнением. Мы хотим, чтобы другие видели, что мы не хуже, мы такие же (а может даже лучше). Но так ли это? Приносит ли это счастье и удовлетворение?

Зачастую нет, ведь всегда найдутся те, кто лучше и те, кто хуже.

Как справиться с зависимостью от чужого мнения:

  • Надо признать: никому нет дела до чужой жизни. В основном всё, что мы делаем, мы делаем, чтобы доказать свою значимость или успешность в первую очередь именно себе. Каждый человек занят своими делами.
  • Во-вторых, успешные люди чаще вызывают зависть и негативные эмоции, чем положительные. Так устроены люди.
  • Не бойся чужого мнения. Хочешь отказаться от похода на корпоратив, но боишься обидеть людей? Грустная (а может и не очень) правда: коллегам, скорее всего, будет все равно.

Оставайся верной себе и своим интересам. Делай то, что считаешь нужным, и что доставляет тебе комфорт.

Как повысить самооценку ребенка?

Железное правило педагогики, относящееся к детям всех возрастов: не высказывайте ребенку, что он плохой и вы его не любите из-за какого-то проступка!

Фразы-табу: те самые «Будешь так себя вести – не буду тебя любить!», «Ты же хуже всех в классе!» (вариант «А Вова уже умеет/смог/ведет себя хорошо, а ты опять…»), «У тебя не получится, дай сюда, я сделаю!», «Ты плохой!».

Не цепляйте на ребенка ярлыки: «Ты копуша!», «Ты лентяй!», «Ты ничего не можешь запомнить!» и .д. У ребенка ведь это так и отложится – да, я копуша, лентяй, ничего не запоминаю…

Напротив, чтобы повысить самооценку ребенка, — все, что он пытается сделать, нужно поощрять и подсказывать, как это сделать, если не выходит. Обязательно хвалить за удачные попытки! Проступки и неправильные действия нужно урегулировать так: объяснять, чем неправильно (обидно для кого-то, опасно, бесполезно, неэффективно и т.п.) данное поведение.

Если видите, что ребенок действует не по незнанию, а «из вредности» (а все дети иногда так делают!) – не предпринимайте ничего (если, конечно, это не несет прямой опасности): пусть ребенок прочувствует полученный отрицательный результат, о котором предупреждали!

Банальный, но всегда актуальный совет о том, как повысить самооценку ребенка, который сайт sympaty.net хочет лишний раз напомнить: любите ребенка, показывайте ему свою любовь, верьте в его возможности, показывайте важность для вас его желаний и потребностей! Чем больше родители верят в него, тем больше ребенок верит сам в себя!

А теперь вернемся к вышеописанной ситуации, когда самооценку ребенка снижает детский коллектив.

Как повысить самооценку ребенка? Попробуйте понять, из-за чего он становится «белой вороной». И… помогите достичь того, отсутствие чего делает его объектом насмешек. Вместо того, чтобы сказать: «Ерунда этот их футбол, зато ты на скрипке учишься играть!» — пусть папа возьмет на себя показать будущему скрипачу парочку «финтов» с мячом! Поверь, музыкальные таланты никуда не сбегут, а повысить самооценку ребенка и избавить его от проблем в коллективе стоит!

Не смотрел мультик, хоть и дурацкий – ну пусть посмотрит пару серий, чтоб хоть не попадать впросак, когда ему будут показывать наклейки с персонажами!

А еще, чтобы повысить самооценку, ребенку можно предложить иное поприще для реализации, где он действительно способен на успехи. Например, если та же музыкалка для него радость и приятная среда для общения с единомышленниками, а не «принудиловка» — он сам наплюет на дворовую беготню с мячом и самооценки ему это не испортит!

——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Высокая самооценка и уверенность в себе – важный фактор достижения успеха

Говорят, что у всех успешных людей высокая самооценка. Но высокая самооценка может быть адекватная и неадекватная (завышенная). Вторая может создать трудности как для самого обладателя этой самооценки, так и для других людей.

Вообще, неудивительно, что успешные люди уверены в себе, так как это работает в обе стороны. Если человек уверен в себе, своих силах, значит он идет до последнего, чтобы чего-то достичь. А если же он не уверен в себе, то сомневается в своих силах, следовательно бросает дело на полпути или даже не начинает. Он ничего не достигает, а значит не успешен. Все очень просто и одновременно очень сложно.

Из написанного выше можно сделать вывод, что уверенность в себе действительно является чертой успешных людей. Как минимум, она обеспечивает настойчивость при достижении целей и готовность к разумному риску (неотъемлемая часть успеха).

Я дала дочери свободу выбора

Раньше мне была важно высказать свое мнение по любому поводу: например, я страшно переживала из-за того, во что Кира одета. Я критиковала ее выбор одежды, тыкала носом в то, что вещи «не сочетаются»

Я была из тех, кто, надев на ребенка новую обувь, начинал нудить: «Не скреби туфлями об асфальт – обдерешь мысы», «Не лезь в лужу – намочишь новое», «Не ходи по траве – от нее останутся пятна». Боже! Это был мрак. Это сейчас я понимаю, что нарядной одеждой пыталась компенсировать недостаток внимания: мол, смотрите, я хорошая мать, я покупаю своему ребенку красивые вещи.

Сейчас Кира выбирает совершенно нелепые порой сочетания, и я молчу. Это ее выбор – так она чувствует себя комфортно и уверенно. Она валяется на траве, в земле и в песке, ковыряется в лужах и в грязи, лазает по деревьям. Понятное дело, свобода выбора касается не только одежды.

Я стала советоваться с ней, пойдем ли мы в парк или на площадку; она может выбрать отдельное блюдо себе на ужин, если ей не нравится то, что я готовлю на всю семью; мы стали давать ей карманные деньги, чтобы она научилась сама решать, на что и сколько она их потратит. Свобода выбора не означает вседозволенности. Все главные решения по-прежнему принимают родители, но почему бы не дать ребенку право голоса в мелочах, касающихся его детского быта?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector