Читаем слоги по методике зайцева
Содержание:
- Чем можно наполнить
- Что входит в набор Зайцева по чтению
- Биография
- Делаем таблицу
- Принципы, на которых построена методика Зайцева
- Кубики Зайцева своими руками
- Особенности методики Николая Зайцева
- Использование звуков
- Учиться, играя
- Основные принципы методики Зайцева
- Кубики Зайцева и аналогичные методики
- В чем суть метода Зайцева?
- Таблицы
- Выбор материала
- Пособие
- В чём весь цимус?
- Как Николай Зайцев пришел к своей методике
- Хитрости пользования методикой
Чем можно наполнить
Для наполнения «железных» кубиков можно использовать следующие материалы:
- жестяные крышки от стеклянных бутылок из-под пива, лимонада;
- болты, гайки;
- жестяные обрезки (можно нарезать банки от консервов);
- мелкие монетки;
- небольшие детали от металлического конструктора
- металлические шарики.
Крышки являются одним из наполнителей для железных кубиков Зайцева.
Звучание «золотых» кубиков должно отличаться от звучания «железных», они должны быть более звонкими. Для этого в них в дополнение к металлическому наполнителю следует заложить бубенцы. Их можно приобрести в рыболовном отделе либо купить в магазинах фурнитуры.
Глухие деревянные кубики можно наполнить:
- обрезками фанеры или толстого картона;
- кусочками дерева;
- обломками веток;
- мелкими камешками;
- пластмассовыми шариками;
- колпачками от старых фломастеров;
- бусинами;
- мелкими пуговицами.
Что входит в набор Зайцева по чтению
Обучающий комплект включает в себя 12 типов кубиков и настенные таблицы со складами. Чтобы читать слоги вне дома, можно дополнительно распечатывать небольшие карточки формата А4.
Основная часть времени по изготовлению комплекта для занятий уйдет на кубики. Помните, что они отличаются по весу, размеру, цвету и наполнителю.
Всего нужно сделать 52 штуки:
- Большие золотые. Это гласные А-О-У-Ы-Э. Буквы пишутся красным, основа желтая.
- Маленькие золотые. Это гласные Е-Ё-Ю-Я-И. Склады коричневые, основа желтая.
-
Большие желто-оранжевого цвета (железно-золотые). Склады с двумя буквами: согласные Б, В, М, Г, Д, З, Л, Н, Р + гласные А, О, У, Э, Ы. Например, МА, БА, ВА, ГА, ДА и так далее. Буквы пишите сине-голубым.
Склады с согласными Б, В, М + гласные изготовьте в двух экземплярах. Дополнительно сделайте кубик для каждой согласной без пары гласной: Б, В, М, Г, З, Л, Н, Р.
- Маленькие желто-оранжевого цвета (железно-золотые). Это сочетание согласных Б, В, М, Г, Д, З, Н, Р, Л с мягким знаком Ь и гласными Е-Ё-Ю-Я-И. Например, БЬ-БЕ-БЁ-БЮ-БЯ-БИ и так далее. Склады с мягким знаком пишите сине-зеленым цветом, остальные — сине-голубым.
- Двойные большие железно-золотые. Склады Ж, Ж+Ь, А, О, Ё, Е, И, У. Буквы пишите сине-голубым.
- Маленький железный (стального оттенка). Это буква Й. Пишите ее синим цветом. Это самый тяжелый куб.
- Большие деревянно-золотые. По две штуки: П, К+О-А-Э-Ы-У, два экземпляра К, П без гласных. По одной штуке: склады Ф, Т, С, Х + гласные О-А-Э-Ы-У, и по одному экземпляру согласных Ф, Т, С, Х без гласных. Для П, К, Ф, Т, С, Х нужен синий цвет, для других — сине-голубой.
- Большие двойные деревянно-золотые. Это склады Ш, Ц + Ь, А, О, У, Ё, Е, И. Для сочетания согласного и гласной используйте сине-голубой цвет шрифта, для ШЬ — сине-зеленый. Не забудьте сделать кубики отдельно для Ш и Ц без гласной, цвет синий.
- Маленькие деревянно-золотые. По два экземпляра складов П, К, Ф, Т + Ь, Я, Ё, Ю, И, Е. По одному С, Х+Ь, Я, Ю, И, Е, Ё. Склады Ь + согласный пишите сине-зеленым шрифтом, остальные — сине-голубым.
- Двойные маленькие деревянно-золотые. Это согласные Ч, Щ отдельно и в паре с буквами Ь, О, А, Е, Ё, У, И. ЧЬ, ЩЬ пишите сине-зеленым шрифтом, Ч, Щ — синим, остальные — сине-голубым.
- Большой деревянно-железный. Это склады с Ъ + согласные В, Б, Д, З, С, Т. Цвет шрифта — сине-зеленый.
- Маленький белый. Пунктуационные знаки: запятая, точка, вопросительный, восклицательный, дефис, ударение.
Биография
Николай Александрович Зайцев родился в 1939 г. в с. Холмы (Новгородская обл.) в семье потомственных учителей. Его детство пришлось на трудные военные годы. После войны семья переехала в Ленинград. Николай был активным ребенком: ходил в секции по плаванию и легкой атлетике, занимался рисованием и резьбой по дереву. В 1956 г. он окончил школу и 2 года работал на заводе шлифовщиком, формовщиком. Занялся борьбой и боксом.
В 1958 г. поступил на филфак в пединститут им. Герцена (русский и английский язык). В годы учебы Зайцев начал заниматься предметами более углубленно из-за непонимания многих вещей. Уже тогда он начал чертить таблицы, строить графики, облегчая себе понимание предметов.
В 1963 г., пятикурсником, Николай проходил практику как переводчик в Индонезии. Там молодой педагог положил начало своей оригинальной образовательной системе. Первый опыт преподавания родного языка по своей методике был удачным.
Диплом он так и не получил, т.к. его дипломная работа не отвечала стандартам. После института Зайцев работал воспитателем детского дома, в детской колонии, интернате для особых детей. Он пробовал свою методику на особых детях. Успех был переменный, но это давало толчок к дальнейшим исследованиям.
Затем Зайцев стал учителем словесности в школе. В этот период он разработал наглядную и без громоздких правил систему преподавания родного языка для средней школы. Результаты тестирования были отрицательным: ученики не чувствовали родного языка, им проще было зазубрить правила, их так учили…
К концу 70-х гг. Зайцев постепенно определил для себя направление экспериментов: обучающие наглядные программы и пособия для малышей от 1,5 лет. Все подавалось в игровой форме.
И тут его ждал успех. Его обучение через кубики легко воспринималось малышами.
Педагогика того времени не терпела никаких отклонений от традиционной, поэтому до перестройки (80-е гг.) все разработки и пособия Зайцева были не востребованы. И только с развалом СССР она стала применяться в детсадах и школах. Хотя Минобразования не признавала ее официально.
В 1989 г. было создано АО «Мазай» (методические альтернативы Зайцева), где новатор стал ведущим специалистом. С этого началось активное распространение методик и пособий Зайцева. Впервые был налажен выпуск кубиков.
С 1991 г. методика была уже адаптирована на детей от 1,5-4 лет.
С 1992 г. автор стал видоизменять методику так, чтобы она стала доступна родителям для применения дома.
В 1993 г. на базе петербургского детсада №74 Зайцеву позволили применить свои методики. С тех пор это его творческая лаборатория. Здесь в 1994 г. он впервые ввел адаптированный для малышей курс анатомии, физиологии и гигиены человека, экологии и за пять лет наблюдений констатировал стабильный положительный результат. Детям была интересна и доступна системная, наглядная информация о человеке, его здоровье, об окружающей среде.
В 1995 г. профессором Рувинским была основана Академия творческой педагогики (АТП). Она объединила разрозненных педагогов-новаторов, позволила им меняться опытом, обнародовать свои методики, повышать квалификацию. Зайцев стал профессором этой академии.
В 1996 г. АО «Мазай» трансформировалось в ООО «Методики Зайцева», задачи которого остались прежними: разрабатывать, издавать и внедрять пособия и методики автора. Это объединение успешно работает и поныне. Оно выпускает «Кубики Зайцева», «Сточет», «Пишу красиво» и т.п.
Профессор Зайцев живет в Петербурге, читает лекции по всей стране, разрабатывает новые пособия. У него множество учеников-единомышленников. Он по-прежнему ведущий специалист негосударственного учреждения дополнительного образования «Методики Н. Зайцева». Несмотря на популярность, его система так и не признана официально.
Делаем таблицу
Бесспорно, кубики Зайцева дают потрясающий эффект. Но если дополнить их специальной таблицей, расположенной на рис. 4, процесс обучения станет более простым и быстрым. Методика основана на использовании двух инструментов, главным из которых все же являются кубики, но и таблица вносит свой неоспоримый вклад. Основное преимущество в работе с таблицей заключается в том, что, переключаясь от одного процесса к другому, ребенок будет меньше уставать, а значит, лучше станет усваивать материал.
Рисунок 4. Таблица для кубиков Зайцева.
Если у родителей хватило мастерства и терпения, чтобы изготовить кубики, то с таблицей проблем уж точно не возникнет. Для этого необходимо взять обычный ватман и расчертить его на квадратики либо прямоугольники. Далее при помощи фломастеров нужно заполнить каждую ячейку в правильном порядке, предусмотренном методикой Зайцева.
Лист будет большой, поэтому в процессе обучения малыш может не доставать до верхнего ряда. В данном случае ему необходимо дать в руки карандаш либо указку.
Стоит заметить, что далеко не все родители рисуют таблицу от руки. Некоторые выбирают более простой путь и распечатывают ее на принтере. Безусловно, оригинальный вариант имеет большой размер, от которого нельзя отклоняться. По этой причине таблицу распечатывают частями, а после склеивают.
Данный способ обучения малышей чтению был разработан для детей от двух лет. Однако родители нередко начинают использовать методику Зайцева гораздо раньше, что приносит ожидаемый эффект.
Процесс обучения чтению может быть очень скучным и трудным, но если перевести его в игровую форму, освоить навык ребенку будет проще простого.
Принципы, на которых построена методика Зайцева
Н. Зайцев, можно сказать, “вдохнул жизнь” в сухой процесс обучения. До этого момента существовала только традиционная педагогика, которая не предусматривала персональный подход к каждому ребёнку. Новый метод выделялся принципиально.
Во-первых, для того, чтобы занятия проходили продуктивно для ребёнка, необходимо задействовать все формы его восприятия: мышление, слух и зрительную память. Уроки должны затягивать ребёнка и не утомлять – этот принцип делает большой вклад в освоение методики.
Во-вторых, весь материал должен быть собран в одном месте и использоваться по принципу «от общего – к частному, от частного – к общему». Иначе ребёнку будет сложно ориентироваться в потоке информации и создавать логические связи между ними.
Кратко можно выделить следующие принципы подхода:
- Обучение по принципу от общего – к частному, от частного – к общему;
- Работа с цепочкой: образное восприятие – действенное восприятие – словесно-логическое восприятие;
- Складовой (склад — слияние гласной и согласной) принцип обучения;
- Обучение должно быть наглядным и задействовать все формы восприятия;
- При подаче материала должна быть выстроена система, он не может подаваться хаотично;
- Учебные действия подчинены определённому алгоритму;
- Необходимо учитывать физиологические особенности детей;
Обучение всегда подконтрольно педагогу, на котором лежит обязанность следить за состоянием и успехами детей. Кубики Зайцева – это, в первую очередь, наглядность. Они различаются по форме, цвету, звучанию, размеру и объему, поэтому разница между видами звуков ощущается ребёнком сразу.
Если в школе детям дают информацию дозированно и стараются наращивать степень сложности постепенно (например, по цепочке буква-слог-слово), то здесь ребёнок сразу получает доступ ко всем складам. Однако от этого обучение не становится трудоёмким и не приносит дискомфорт.
Во многом это благодаря тому, что для запоминания используются многократное повторение и складовые припевки. Ребёнок постоянно находится в движении, материал усваивается в игровой форме, а зазубривание информации всячески избегается – в этих нюансах и кроется успех методики.
Кубики Зайцева своими руками
Не забудьте положить в кубики звуковой наполнитель
Рассмотрим пошаговую инструкцию изготовления кубиков из картона:
- Расчерчиваем лист плотного картона на грани кубиков.
- Вырезаем заготовку и склеиваем геометрическую фигуру.
- Обклеиваем самоклеющейся бумагой подходящего цвета.
- Распечатываем склады и наклеиваем на каждую грань кубика.
- Обклеиваем все стороны скотчем.
Сделать кубики самому очень легко
Этот недолгий процесс требует большого внимания, так как нужно следить за правильным порядком складов и аккуратностью наклеивания скотча, чтобы не было складок или смещения букв.
Долгий, но гораздо более прочный вариант изготовления пособия – из картонных коробок от молокопродуктов.
- Отрезаем верх коробки.
- Немного надрезаем основу по углам и делаем сгибы.
- Скотчем приклеиваем согнутые стороны к основе фигуры.
- Обклеиваем самоклеющейся бумагой и ламинируем скотчем.
Этот способ очень удобен для изготовления музыкальных кубиков, так как между согнутыми частями есть отверстие, в которое можно легко засыпать шумовое наполнение.
Особенности методики Николая Зайцева
Методика Зайцева построена на том, что основой строения языка являются не отдельно взятые буквы, а склад – комбинация из гласной и согласной буквы или согласной буквы с мягким или твердым знаком. Этот вывод был сделан на основании того, что младенец, который пытается сказать свои первые слова, всегда выговаривает слога, а не раздельные буквы (например, ма-ма, ба-ба). Значит, если обучать ребенка чтению по слогам, то обучающий материал будет восприниматься малышом намного легче, быстрее и естественнее.
Еще одной составляющей успешного обучения по методике нашего соотечественника является наглядность. Обучающий материал должен постоянно находится перед глазами детей: развешенные по стенам таблицы, которые невозможно не заметить, разноцветные кубики Зайцева в качестве игрушки. Кстати, это не просто кубики с нарисованными на них слогами. Они различаются не только по цвету, но и по размеру, весу и звучанию. Благодаря этим особенностям кубики Зайцева обеспечивают как непроизвольное запоминание складов, так их по определение по твердости, мягкости, звонкости или глухости звучания.
Ну и самое главное, обязательным условием занятий по Зайцеву является непринужденная обстановка. Детям разрешается бегать, прыгать, лежать, шуметь. В общем, они могут играть так, как им хочется, переходят от таблицы к карточкам, от карточек к кубикам и обратно. И вот так, совершенно незаметно для себя и не отвлекаясь от игры, ребенок в считанные часы (дети в возрасте 4-5 лет овладевают чтением и счетом уже через 15-20 часов занятий) овладевает знаниями, пополняет свой словарный запас и приобретает отличную физическую форму.
Использование звуков
Стоит заметить, что в оригинальных кубиках Зайцева немалую роль играют звуковые эффекты.
Риснок 2. Инструкция по кубикам Зайцева.
Такой результат достигается за счет специального наполнителя. Инструкцию по сборке кубиков можно увидеть на рис. 2.
Благодаря музыкальности кубики Зайцева могут еще больше ускорить процесс обучения чтению. Родителям, которые решили изготовить их самостоятельно, можно попробовать добавить звуковые эффекты либо обойтись более простым вариантом.
Всего кубиков в оригинальном наборе 52 штуки. Это довольно много, но можно не спешить и начать с нескольких единиц
В методике Николая Зайцева очень важно соблюдать последовательность слогов и букв, которые расписываются по особой схеме. Как правило, на одном кубике располагается несколько складов и самостоятельных звуковых единиц, то есть букв
Для начала можно изготовить восемь кубиков, чтобы у ребенка была возможность составлять простые слова, к примеру «папа» и «мама». Безусловно, для того чтобы создать кубики, максимально похожие на оригинал, необходимо немало потрудиться. Для максимальной схожести лучше всего воспользоваться разверткой, которую можно найти на рис. 3.
Учиться, играя
Методика занятий по кубикам Зайцева основывается на огромном педагогическом опыте Николая Александровича. Её создатель — не теоретик. В течение многих лет он работал в различных детских учреждениях и наблюдал как за нормально развивающимися малышами, так и за теми, у кого были какие-либо проблемы или отставания. В результате этого возникла целая система раннего развития детей, основанная на следующих базовых принципах:
- Принцип первый — отсутствие принуждения. Дети учатся, играя. Иногда они даже не подозревают о том, что идет учебный процесс, ведь нет никаких столов или парт, малыши могут бегать, сидеть, подходить ближе или стоять в сторонке — как им больше нравится. Детям совершенно не обязательно повторять слова за педагогом — всё происходит только на добровольных началах.
- Принцип второй — чтение по складам. Дети не учат буквы, а читают сразу по складам. Только не путайте со слогами! Склад — это речевая единица метода Зайцева, это пара согласный-гласный, или согласный и твёрдый или мягкий знак, или одна буква. Все склады записаны в таблицах и на гранях кубиков.
- Принцип третий — начинаем с «письма». Дети показывают в таблице нужные склады или находят кубики для составления слова, то есть они превращают звуки в знаки — а, ведь, это и есть письмо! Суть метода Зайцева в том, чтобы показывать ребёнку слова, а не объяснять, как отдельные буквы сливаются в слоги, а потом в слова.
- Принцип четвёртый — использование нескольких органов чувств. При обучении задействуются слух, зрение и осязание, кубиков очень много — большие и маленькие; лёгкие и тяжёлые; «золотые», «железные», «деревянные» и белые; с разными наполнителями, которые звучат звонче или глуше. Надписи на кубиках яркие, чёткие, разноцветные — их видно издалека. «Звучащие» кубики становятся одной из самых любимых игрушек практически всех малышей, начиная месяцев с шести.
Эти принципы — основа обучения по методу Зайцева. Ведь развитие интеллекта у детей до года происходит не так, как у семилетних. Маленькие дети не умеют мыслить аналитически, им трудно превращать абстрактные буквы в звуки, а затем складывать их в слова, зато они особенно восприимчивы к сигналам, поступающим от органов чувств. Поэтому кубики помогают различать разные звуки — гласные и согласные, мягкие и твёрдые.
Основные принципы методики Зайцева
Когда вы стали задумываться о том, что ребенка уже пора учить читать, какой способ обучения первым пришел вам в голову? Скорее всего, тот, по которому вас учили читать в детстве! Сначала по азбуке заучиваем все буквы, затем учимся сливать их воедино, испытывая массу трудностей, ну а потом переходим к чтению предложений вроде «Мама мыла раму». Николай Зайцев данный подход не поддерживает и вот по каким причинам:
1. Когда ребенок заучивает буквы по азбуке, в его сознании образ буквы слишком крепко привязывается к картинке, которая была расположена в азбуке рядом с этой буквой. В результате такие образы мешают ребенку объединять буквы в слова и простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз». Еще хуже, если родители учат малыша не тому, как звучат буквы, а как они называются (т. е. не «Л», а «Эль» и т.д.). Потом ребенок совершенно не понимает, почему «Сэ-у-мэ-кэ-а» вдруг должно превратиться в «Сумка».
2. Обучение чтению по слогам, по мнению Зайцева, тоже не самый удобный способ, так как русские слоги слишком разнообразны по количеству и комбинациям звуков. Они могут включать несколько подряд идущих согласных (например, СТРУЯ) и прочие неудобные для начинающего читателя формы (например, ХОЛСТ, ГОРСТЬ – да, да, это все один слог).
Именно поэтому в основе методики Зайцева лежит обучение ребенка чтению не по буквам, и не по слогам, а по складам. Николай Зайцев определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, малышу легче всего сказать и прочитать. Склад – это первое, что начинает произносить малыш, когда начинает говорить – МА (мама), КО (кошка). И именно склады наборматывает себе ребенок, когда учится писать – КО-Л-БА-СА.
Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв.
Однако складовый подход – это не единственное новшество Зайцева. Он предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами! Зайцев написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок. Таким образом, занимаясь по методике, мы просто играем и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады. Так, играючи, малыш незаметно для себя учится узнавать склады, а затем и самостоятельно их читать. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами.
Кубики Зайцева и аналогичные методики
Выбирая оптимальную методику обучения, планируя занятия с детьми, педагог должен помнить, что от его действий зависит, будет ли привита любовь к чтению и грамоте, к родному языку.
Существует множество методик обучения чтению, все они вполне доступны в информационном пространстве. Рассмотрим некоторые аналоги и сравним их с педагогической разработкой Н.А. Зайцева.
Методика Марии Монтессори заключается в том, что ребенок сначала знакомится с прописными буквами, сделанными из картона, карточками, табличками, рамками, ощупывает их, учится обводить, раскрашивать, прописывать, а потом постепенно учится по ним читать. При этом совсем не используется букварь. Практикующие педагоги отмечают, что подобные занятия возможны в детском учреждении, но затруднительны в домашних условиях, так как придется подготовить большой объем пособий и комплектующих материалов. По сравнению с этой методикой кубики Зайцева проще и доступнее.
Методика обучения чтению Сергея Полякова состоит из 70 уроков, весь процесс разбит на 7 этапов. Сначала дети изучают буквы и склады, затем простые слова, сложные слова, предложения, пересказы. Эта разработка редко практикуется в детских садах, не так понятна дошкольникам, как кубики Зайцева, и подразумевает неукоснительную систематичность уроков. Однако, у неё много сторонников, ее часто используют в центрах детского развития.
Методика обучения чтению российского педагога Е.В. Чаплыгина представляет собой упрощенный вариант кубиков Зайцева. В комплекте 10 обычных деревянных кубиков с буквами и 10 поворачиваемых на платформе кубиков. Гласные – красные, согласные – черные. Этот вариант больше подходит для домашнего обучения, чем для детсадовского.
Методика американского врача Гленна Домана заключается в многократном показывании ребенку карточек с написанными словами и произнесении этих слов. Здесь не надо учить буквы, звуки, а достаточно расширять словарный запас. Впоследствии ребенку будет сложно учить в школе состав слов, правила русского языка. Педагогами замечено, что составляя слова из складов по методу Н.А. Зайцева, ребенок также может иметь сложности с фонетическим разбором слов в школе.
Как видно из приведенных выше методических разработок обучения чтению, у каждой есть свои плюсы и минусы по сравнению с кубиками Зайцева. Одна требует тщательной подготовки дорогостоящих материалов, другая подходит только для индивидуального обучения. В любом случае, практикующий педагог всегда оставляет выбор за собой, может использовать элементы разных педагогических разработок, дополнять творческим подходом, разрабатывать игры с учетом интересов детей. Методика обучения чтению Н.А. Зайцева по кубикам остается при этом одной из самых простых и понятных, а самое главное – она интересна детям.
В чем суть метода Зайцева?
Основополагающий принцип всех методик Н.А. Зайцева заключается в том, чтобы давать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить.
Весь материал Зайцев помещает в таблицы и рекомендует размещать их на стене. Суть математики по Зайцеву состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы. Ребёнок видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число, начинает предметно ощущать количество.
«Сорок семь» — слышим звуки; видим, сколько предметов представлено (кружочков); как они скомпонованы; как это число выражается цифрами, четвёрку легко соотносим с числом десятков, семёрку — с числом единиц.
Так играем или учим?
Конечно же, играем! В дошкольном возрасте любой другой путь ведет в тупик. Физиологи и офтальмологи отмечают, что методики Зайцева безупречны с точки зрения охраны здоровья ребенка. Стандартный урок Зайцева продолжается 10-15 минут в игре.
В процессе обучения дети не находятся в постоянном статичном состоянии за столами, а перемещаются по комнате, это не позволяет им утомляться. Можно ходить, стоять, лежать на ковре. Не портится осанка и зрение.
Методическая система Зайцева, будучи глубоко природосообразной, является основой формирования благоприятной среды развития и образования детей.
Таблицы
Перед началом занятий нужно склеить таблицы и повесить их на стену. Высота, на которой располагаются таблицы, зависит от того, сколько малышей будет заниматься одновременно.
- Для групповых занятий. В классах, как правило, таблицы вешают на расстоянии 160–170 сантиметров от пола — так всем будет хорошо видно. Под таблицами располагают три полки — на них малыши складывают из кубиков слова. В классе обязательно должна быть длинная указка — ею педагог и дети будут показывать склады и «писать» слова. Кубики не нужно сортировать — малыши должны научиться сами быстро находить нужные склады.
- Для домашних занятий. Для одного ребёнка таблицы крепятся таким образом, чтобы они располагались чуть выше его роста. Ну, а складывать кубики можно просто на столе.
Выбор материала
Рисунок 3. Пример развертки кубиков Зайцева.
Если родители решили сделать кубики Зайцева своими руками, нужно правильно выбрать материал. Как уже говорилось выше, можно взять бумагу либо картон, но в данном случае кубики долго не прослужат. Если использовать деревянные заготовки, получатся плотные инструменты для обучения, но в данном случае они не будут стопроцентно напоминать оригинал, так как здесь невозможно использовать особый наполнитель.
Хорошим вариантом, но не самым дешевым, будет использование пластиковых кубиков, которые можно оклеить бумажными квадратами с буквами и слогами.
Если родители все же решили использовать картон, нужно постараться тщательно проработать каждую грань, чтобы кубики не были кривыми. Для большей прочности их нужно постараться заламинировать. Сделать это можно с использованием прозрачной пленки либо широкого скотча
Очень важно применять материал без глянца. В противном случае малышу может быть очень сложно рассмотреть слоги и буквы из-за бликов на поверхности
Кубики, покрытые скотчем либо плотной пленкой, могут прослужить очень долго, так как будут защищены от грязи, пыли и выцветания.
Пособие
В набор «Кубики Зайцева» входит методическое пособие, конечно, лучше, чтобы ваш ребёнок учился у опытного воспитателя, хорошо освоившего метод Зайцева, например, в садике или в детском развивающем центре. Но вы можете и сами заниматься с малышом. Честно говоря, здесь нет ничего сложного, просто внимательно прочитайте пособие — весь процесс там расписан доступным языком и очень подробно, также имеются описания множества игр и интересных заданий, с которых вы можете начать обучение. Позже вы сможете сами придумывать игры, которые будут интересны вашему малышу.
Если по каким-либо причинам пропевание складов для вас проблема — проговаривайте их речитативом
Пропевая или проговаривая склады, показывайте их по таблице указкой или на кубике, поворачивая его перед ребёнком — это очень важно! Одновременное воздействие звука и зрения резко увеличивает эффективность обучения. Кроме того, ребёнок тренирует зрение и память, а также учится вниманию
https://youtube.com/watch?v=mIiT6l3gCrs
В чём весь цимус?
Наблюдение педагога Зайцева за маленькими детьми дало основу понимания, почему детям так трудно иногда научиться читать.
- Во-первых, как мы этот процесс начинаем? Правильно, сначала учим буквы. А вот Зайцев уверен, что совсем необязательно знать названия букв. Очень часто ребенок знает их, а как складываются вместе запомнившиеся на картинках под буками «аист» и «бегемот» – не понимает.
- Во-вторых, после того, как мы выучили буквы, мы пытаемся складывать их в слоги. Что по этому поводу говорит известный педагог? Чтение по слогам для детей усложняет процесс обучения! Ведь русский язык не зря прослыл богатым и могучим. В слове может быть до 10 букв и более, а когда стоят рядом три согласные вместе — вообще беда. Взрослые-то иногда не могут прочитать без ошибок. Например, бегло прочитать «взгромоздиться» или «встряхнуться» для дошкольника почти из мира фантастики. А у «всплеска» вообще один слог!
- В-третьих, как мы привыкли? Сначала учимся читать, потом начинаем писать. А вот зайцевская методика настаивает на обратном: ребёнку легче научиться читать через навыки письма, когда звуки переходят в знаки, а знаки потом превращаются в звуки.
Такие маленькие хитрости послужили тому, что Зайцев «изобрёл» свою единицу русского языка, отличную от привычного для всех слога. Это так называемый склад. Что он из себя представляет? Да всё просто – сладкая парочка: согласная + гласная, ну ещё бывает согласная + твёрдый или мягкий знак.
Именно так звучит живая разговорная речь, понятная для ребёнка. Эти самые склады они перенёс на кубики, которые выступили принципиально важным инструментом в обучении.
Почему не привычные карточки, а именно кубики? Это автор методики объясняет отсутствием ещё у детей аналитического мышления (оно, к слову, формируется годам к семи), заменяемого ставкой на зрительную, слуховую и тактильную память. Потому инструментарий его с нарисованными на гранях складами разных цветов, разных размеров в соответствии со звуковыми рядами.
То есть учимся мы у Зайцева от наглядного к логическому: один раз увидеть вместо того, чтобы двадцать раз рассказать.
Как Николай Зайцев пришел к своей методике
Николай Зайцев родился в 1939 году в семье сельских учителей, что определило выбор профессии.
В 19 лет Николай поступает в РГПУ имени Герцена – специализированный педагогический университет в Санкт-Петербурге, и начинает целенаправленно развиваться в области преподавания.
Главный толчок к созданию методики Зайцева произвела практика в Индонезии на последнем году в университете. Обучая иностранцев русскому языку, начинающий педагог отмечал для себя действенные методы преподавания грамоты.
Несмотря на то, что Зайцеву удалось систематизировать программу и составить план того, как научить читать, Н. Зайцев отрицает собственное новаторство, ссылаясь на учебники XIX века, где ещё до него разработали методику обучения грамоте для крестьянских детей.
Тем не менее, в 1984 году Н. Зайцев начинает обучать дошкольников по разработанной методике, благодаря чему в арсенале нынешних педагогов, воспитателей и дефектологов появляются Кубики Зайцева – не просто наборы букв, а интересные игрушки, с которыми детям легко и приятно взаимодействовать.
Хитрости пользования методикой
Николай Зайцев уверен, что научиться читать по его методике можно быстрее, если склады не проговаривать, а пропевать. Да и музыкальный процесс намного интереснее для ребёнка.
Первоначальное знакомство ученика происходит со всей массой, и лишь потом юный чтец выбирает для себя наиболее понравившиеся для пения склады. Постепенно «под музыку» знакомят с маленькими-большими, железными-деревянными, чтобы дать понять, что они, как и склады, разные.
Далее происходит освоение таблиц, где пропеваются склады по столбикам и подбираются для них нужные кубики.
Как обещает известный педагог, хватит 15-20 занятий, чтобы ребёнок освоил, «как хорошо уметь читать» и уже не просил вас: «Прочти, пожалуйста! Прочти!».
И ещё! Часто родители задают вопрос: «А когда начинать?!» Так вот, как утверждает автор Зайцев, хоть с самого рождения.
Ведь инструментарий техники – не что иное, как игрушка для малыша, которая будет сначала развивать мелкую моторику, а потом постепенно развивать память, слух и формировать у него читательские навыки. Уже годовалому ученику можно задавать петь песенки со складами и предлагать поискать кубики с нужными сочетаниями.