Обучение чтению и математике по методике н. зайцева
Содержание:
- Кубики Зайцева и аналогичные методики
- Особенности методики Николая Зайцева
- Работа Зайцев Николай Александрович: вакансии. карьева, стажировка. обучение, практика
- Особенности методики
- Таблицы
- Что лучше — кубики Зайцева или Чаплыгина
- Основные принципы и суть методики
- Основные принципы методики Зайцева
- Несколько слов о Николае Зайцеве
- Игры и упражнения
- Альтернативное решение
Кубики Зайцева и аналогичные методики
Выбирая оптимальную методику обучения, планируя занятия с детьми, педагог должен помнить, что от его действий зависит, будет ли привита любовь к чтению и грамоте, к родному языку.
Существует множество методик обучения чтению, все они вполне доступны в информационном пространстве. Рассмотрим некоторые аналоги и сравним их с педагогической разработкой Н.А. Зайцева.
Методика Марии Монтессори заключается в том, что ребенок сначала знакомится с прописными буквами, сделанными из картона, карточками, табличками, рамками, ощупывает их, учится обводить, раскрашивать, прописывать, а потом постепенно учится по ним читать. При этом совсем не используется букварь. Практикующие педагоги отмечают, что подобные занятия возможны в детском учреждении, но затруднительны в домашних условиях, так как придется подготовить большой объем пособий и комплектующих материалов. По сравнению с этой методикой кубики Зайцева проще и доступнее.
Методика обучения чтению Сергея Полякова состоит из 70 уроков, весь процесс разбит на 7 этапов. Сначала дети изучают буквы и склады, затем простые слова, сложные слова, предложения, пересказы. Эта разработка редко практикуется в детских садах, не так понятна дошкольникам, как кубики Зайцева, и подразумевает неукоснительную систематичность уроков. Однако, у неё много сторонников, ее часто используют в центрах детского развития.
Методика обучения чтению российского педагога Е.В. Чаплыгина представляет собой упрощенный вариант кубиков Зайцева. В комплекте 10 обычных деревянных кубиков с буквами и 10 поворачиваемых на платформе кубиков. Гласные – красные, согласные – черные. Этот вариант больше подходит для домашнего обучения, чем для детсадовского.
Методика американского врача Гленна Домана заключается в многократном показывании ребенку карточек с написанными словами и произнесении этих слов. Здесь не надо учить буквы, звуки, а достаточно расширять словарный запас. Впоследствии ребенку будет сложно учить в школе состав слов, правила русского языка. Педагогами замечено, что составляя слова из складов по методу Н.А. Зайцева, ребенок также может иметь сложности с фонетическим разбором слов в школе.
Как видно из приведенных выше методических разработок обучения чтению, у каждой есть свои плюсы и минусы по сравнению с кубиками Зайцева. Одна требует тщательной подготовки дорогостоящих материалов, другая подходит только для индивидуального обучения. В любом случае, практикующий педагог всегда оставляет выбор за собой, может использовать элементы разных педагогических разработок, дополнять творческим подходом, разрабатывать игры с учетом интересов детей. Методика обучения чтению Н.А. Зайцева по кубикам остается при этом одной из самых простых и понятных, а самое главное – она интересна детям.
Особенности методики Николая Зайцева
Методика Зайцева построена на том, что основой строения языка являются не отдельно взятые буквы, а склад – комбинация из гласной и согласной буквы или согласной буквы с мягким или твердым знаком. Этот вывод был сделан на основании того, что младенец, который пытается сказать свои первые слова, всегда выговаривает слога, а не раздельные буквы (например, ма-ма, ба-ба). Значит, если обучать ребенка чтению по слогам, то обучающий материал будет восприниматься малышом намного легче, быстрее и естественнее.
Еще одной составляющей успешного обучения по методике нашего соотечественника является наглядность. Обучающий материал должен постоянно находится перед глазами детей: развешенные по стенам таблицы, которые невозможно не заметить, разноцветные кубики Зайцева в качестве игрушки. Кстати, это не просто кубики с нарисованными на них слогами. Они различаются не только по цвету, но и по размеру, весу и звучанию. Благодаря этим особенностям кубики Зайцева обеспечивают как непроизвольное запоминание складов, так их по определение по твердости, мягкости, звонкости или глухости звучания.
Ну и самое главное, обязательным условием занятий по Зайцеву является непринужденная обстановка. Детям разрешается бегать, прыгать, лежать, шуметь. В общем, они могут играть так, как им хочется, переходят от таблицы к карточкам, от карточек к кубикам и обратно. И вот так, совершенно незаметно для себя и не отвлекаясь от игры, ребенок в считанные часы (дети в возрасте 4-5 лет овладевают чтением и счетом уже через 15-20 часов занятий) овладевает знаниями, пополняет свой словарный запас и приобретает отличную физическую форму.
Работа Зайцев Николай Александрович: вакансии. карьева, стажировка. обучение, практика
В данный момент открытых вакансий не найдено. Вы можете посмотреть походие вакансии в других компаниях
-
Грузчик-комплектовщик, разнорабочий (от 20 000 до 25 000 руб.)
Образование: среднее
Опыт работы: 1-3 года
Занятость: полная занятость
График работы: полный рабочий день
-
Оператор-комплектовщик, комплектовщица на склад одежды г.Зеленоград (от 40 000 до 58 000 руб.)
Образование: среднее
Опыт работы: без опыта
Занятость: работа вахтовым методом
График работы: полный рабочий день
-
Комплектовщик склада (от 44 000 до 46 000 руб.)
Образование: н\д
Опыт работы: без опыта
Занятость: работа вахтовым методом
График работы: полный рабочий день
-
Специалист по продажам в салон связи Билайн (от 50 000 руб.)
Образование: средне-специальное
Опыт работы: н\д
Занятость: полная занятость
График работы: полный рабочий день
-
Машинист автогрейдера (от 35 000 до 62 000 руб.)
Образование: н\д
Опыт работы: 1-3 года
Занятость: полная занятость
График работы: полный рабочий день
-
Фасовщица на производство (Советская,6а) (до 14 700 руб.)
Образование: н\д
Опыт работы: без опыта
Занятость: н\д
График работы: сменный график
-
Водитель категории D (от 15 000 руб.)
Образование: средне-специальное
Опыт работы: более 5 лет
Занятость: полная занятость
График работы: полный рабочий день
-
Маляр-подготовщик и ученик маляра (от 35 000 до 55 000 руб.)
Образование: среднее
Опыт работы: 1-3 года
Занятость: полная занятость
График работы: полный рабочий день
-
Водитель-экспедитор (от 20 000 до 60 000 руб.)
Образование: среднее
Опыт работы: до 1 года
Занятость: полная занятость
График работы: полный рабочий день
-
Слесарь по техническому осмотру и ремонту (35 000 руб.)
Образование: н\д
Опыт работы: 1-3 года
Занятость: работа вахтовым методом
График работы: н\д
-
Продавец-консультант в салон мебели МЦ Парус (от 28 000 до 70 000 руб.)
Образование: средне-специальное
Опыт работы: н\д
Занятость: полная занятость
График работы: полный рабочий день
-
Менеджер по продажам (промышленное оборудование) (от 40 000 до 70 000 руб.)
Образование: высшее
Опыт работы: 1-3 года
Занятость: полная занятость
График работы: полный рабочий день
Похожие предприниматели, конкуренты ИП Зайцев Николай Александрович: Скрыбыкина Лилия Карловна | Кашарин Сергей Иванович | Белоруков Евгений Николаевич | Журавлева Надежда Ивановна | Ермолаев Михаил Михайлович
Индивидуальный предприниматель Зайцев Николай Александрович зарегистрирован 05 ноября 2014 года. Орган госрегистрации — Инспекция Федеральной Налоговой Службы По Г.красногорску Московской Области. ИП был присвоен ОГРН 314500430900024, внесен его ИНН 781426787780. Основным видом деятельности является распиловка и строгание древесины.
ИП Зайцев Николай Александрович России, зарегистрирован 05.11.2014 в регионе н\д, Россия. При регистрации был присвоен ОГРНИП 314500430900024 и ИНН 781426787780.
Все данные об предпринимателе Зайцев Николай Александрович предоставлены из открытых источников, таких как ЕГРИП, ПФР, ФСС, на основе которых можно составить бухгалтерские и финансовые отчеты, проверить кредитную историю. За прошлый год оборот ИП составил менее 70 млн рублей, кредитный рейтинг при этом стандартный. В найме у ИП Зайцев Николай Александрович занято примерно 9 постоянных сотрудников.
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения является основным видом деятельности по ОКВЕД 2, включая 2 других видов деятельности.
Также вы можете посмотреть отзывы об Зайцев Николай Александрович, открытые вакансии, расположение Зайцев Николай Александрович на карте. Для более детальной информации вы можете посетить сайт или запросить данные по контактным данным предпринимателя, если они известны.
ИП Зайцев Николай Александрович прекратил свою деятельность 22.06.2016. Индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения
Информация о компании была обновлена 03.10.2021.
Выводы об ИП Зайцев Николай Александрович носят субъективный характер и основаны на информации, размещенной в свободном доступе в сети интернет
Особенности методики
«Суть в простоте и системности!»
Зайцев
Методика очень лояльна к детям. Поскольку занятия проходят в виде игры, то отсутствуют:
- страхи перед ошибкой;
- двоечники и неудачники;
- замечания;
- принуждения;
- нотации;
- звонки;
- оценки.
Уроки у Зайцева очень шумные и непринужденные. Автором разработаны сотни игр, поэтому каждый новый урок не похож на предыдущий.
Классы оборудованы по-особому:
- парты расставлены по периметру, чтобы не заслонять наглядный материал;
- по стенам развешены таблицы на высоте 170 см от пола.
Материал дается ребенку сразу целиком на таблицах, а усваивать он может его в своем темпе. Все склады систематизированы на кубиках и настенных таблицах. Для каждого кубика есть строка и столбец в таблице. Поработав с кубиками, дети бегут с указкой к таблицам в поисках нужных складов. Они невольно перебирают десятки вариантов, легко их запоминая. Высокая системность пособий дает возможность детям быстро уловить их алгоритм.
Между таблицами со складами вывешены таблицы «Стосчета», по которым дети учатся складывать и вычитать двухзначные числа.
Уроки носят естественный соревновательный характер: каждый хочет скорее дать правильный ответ и всматривается в таблицу с любой точки класса. Так вынуждено начинается считывание таблиц с разного расстояния, и непроизвольно тренируется зрение. Большую часть урока ученики проводят в движении с поднятой головой (смотрят на таблицы), укрепляя свою осанку. В такой среде дети активнее мыслят, и процесс обучения идет эффективно.
Таблицы
Перед началом занятий нужно склеить таблицы и повесить их на стену. Высота, на которой располагаются таблицы, зависит от того, сколько малышей будет заниматься одновременно.
- Для групповых занятий. В классах, как правило, таблицы вешают на расстоянии 160–170 сантиметров от пола — так всем будет хорошо видно. Под таблицами располагают три полки — на них малыши складывают из кубиков слова. В классе обязательно должна быть длинная указка — ею педагог и дети будут показывать склады и «писать» слова. Кубики не нужно сортировать — малыши должны научиться сами быстро находить нужные склады.
- Для домашних занятий. Для одного ребёнка таблицы крепятся таким образом, чтобы они располагались чуть выше его роста. Ну, а складывать кубики можно просто на столе.
Что лучше — кубики Зайцева или Чаплыгина
Евгений Чаплыгин — автор собственной методики обучения чтению. По примеру Зайцева использует в качестве учебного материала кубики с буквами и складами. Комплект содержит 10 сдвоенных букв, 10 одинарных и вращающуюся панель для составления слогов.
Образовательные системы Зайцева и Чаплыгина имеют много общего. Чтобы понять, чем же они различаются, проведем сравнительный анализ. Используем мнение воспитателей детских садов, родителей, педагогов школ.
Характеристики | Кубики Зайцева | Кубики Чаплыгина |
---|---|---|
Комплектация | Много наглядного материала (таблицы, кубики, песни). Детям до 4–5 лет сложно ориентироваться, в некоторых случаях кубиков оказывается достаточно, таблицы применяются позже | Карточки с картинками и кубики не перенапрягают детей зрительными образами |
Простота технологии обучения (для родителей) | Разобраться в методике просто, специальные знания и педагогический опыт не требуются | Система обучения проста и понятна |
Готовность комплекта | Нужно самостоятельно склеивать кубики из картона, распечатывать дополнительные элементы | Готов к работе полностью |
Материал | Картон, пластик | Дерево |
Информационная насыщенность | Дети знакомятся с разными типами звуков, различают их при чтении | Ребенок учится читать, характеристики звука не освещаются |
Дополнительные способы обучения | Попевки, диски с песнями по складам, книга с играми и упражнениями | Диск с песенками для заучивания слов, методическое пособие со сценариями игр |
Место для хранения и размещения наглядного материла | Требуется площадь в комнате для развешивания плакатов, хранения 61 кубика | Игровой комплект легко помещается в небольшую коробку для хранения, на уроке кубики и карточки легко разместить на столе |
Стоимость | Около 5 тысяч рублей | Около 3 тысяч рублей |
Еще одним преимуществом кубиков Чаплыгина является соответствие принятой Минобром России системе обучения в школе. Путаницы в голове у детей в первом классе не возникает.
Основные принципы и суть методики
Методика обучения по кубикам Зайцева построена на чтении по складам.
Николай Александрович Зайцев считает, что читать по слогам детям гораздо сложнее. Понять его точку зрения просто, попробуйте по слогам сложить слово ВСТРЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ. Для ученика первого–второго класса это непосильная задача, слишком много согласных. А по складам они состоят из любого количества букв, прочесть просто: ВС-Т-РЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ.
Азбуку и букварь автор не использует, о буквах и звуках отдельно не говорит. Теория не нужна детям, так считает Зайцев. Нужно формировать образ через наглядные примеры, использовать конкретно-наглядное мышление.
Малыши сами разберутся с мягкостью, звонкостью, глухостью складов. Кубики наполнены деревяшками, железками, они разные по размеру и цвету. Дети ощупывают их, оценивают параметры, звук. В комплект входят такие кубики:
-
Большие с твердыми складами, маленькие — с мягкими.
- Двойные — сочетания согласной и гласной.
- Белый — для знаков препинания.
Наполнители нужны для обозначения звука:
- Железные — звонкие согласные.
- Золотые — гласные.
- Деревянные — глухие согласные.
- Железо и дерево — сочетания с твердым знаком.
- Дерево и золото — сочетания с мягким знаком.
Склады написаны разными цветами: голубой — для гласных, синий — для согласных, зеленый — для твердого и мягкого знака.
У дошкольников формируется четкий образ склада на основе ощущений, без опоры на конкретную букву русского алфавита. Потом нужно переходить к работе с наглядно-действенным мышлением: ребенок видит склады, слышит их звучание и действует по примеру. Словесно-логическое мышление формируется при написании слов указкой, при беглом чтении по складам.
Таким образом, в основу своего рабочего метода Николай Зайцев положил следующие принципы:
- Ребенок говорит складами, слышит их, значит, должен читать по примеру устной речи.
- Для обучения используются все органы чувств: зрение, тактильные ощущения, слух. Ребенок трогает кубики, слышит звучание их наполнителей, видит написанные склады, учит попевки.
- Сначала пишем, потом читаем. Домашние тетради с прописями не развивают навыки скорочтения, это механическая работа. Ребенок по Зайцеву учится пальцами узнавать слово, показывая его части (склады) на таблице или кубиках.
- Формируем беглое чтение. Это гарантирует любовь к книге, письмо без грамматических ошибок, орфографических недочетов.
-
Монотонный урок необходимо исключить.
Все занятия ведутся в игровой форме. Нет плана урока, ребенок сам регулирует нагрузку и вид игры. Используйте готовые занятия, придумывайте свои варианты.
Посмотрите небольшое видео о том, в чем заключается методика Зайцева и как по ней обучать ребенка.
Основные принципы методики Зайцева
Когда вы стали задумываться о том, что ребенка уже пора учить читать, какой способ обучения первым пришел вам в голову? Скорее всего, тот, по которому вас учили читать в детстве! Сначала по азбуке заучиваем все буквы, затем учимся сливать их воедино, испытывая массу трудностей, ну а потом переходим к чтению предложений вроде «Мама мыла раму». Николай Зайцев данный подход не поддерживает и вот по каким причинам:
1. Когда ребенок заучивает буквы по азбуке, в его сознании образ буквы слишком крепко привязывается к картинке, которая была расположена в азбуке рядом с этой буквой. В результате такие образы мешают ребенку объединять буквы в слова и простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз». Еще хуже, если родители учат малыша не тому, как звучат буквы, а как они называются (т. е. не «Л», а «Эль» и т.д.). Потом ребенок совершенно не понимает, почему «Сэ-у-мэ-кэ-а» вдруг должно превратиться в «Сумка».
2. Обучение чтению по слогам, по мнению Зайцева, тоже не самый удобный способ, так как русские слоги слишком разнообразны по количеству и комбинациям звуков. Они могут включать несколько подряд идущих согласных (например, СТРУЯ) и прочие неудобные для начинающего читателя формы (например, ХОЛСТ, ГОРСТЬ – да, да, это все один слог).
Именно поэтому в основе методики Зайцева лежит обучение ребенка чтению не по буквам, и не по слогам, а по складам. Николай Зайцев определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, малышу легче всего сказать и прочитать. Склад – это первое, что начинает произносить малыш, когда начинает говорить – МА (мама), КО (кошка). И именно склады наборматывает себе ребенок, когда учится писать – КО-Л-БА-СА.
Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв.
Однако складовый подход – это не единственное новшество Зайцева. Он предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами! Зайцев написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок. Таким образом, занимаясь по методике, мы просто играем и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады. Так, играючи, малыш незаметно для себя учится узнавать склады, а затем и самостоятельно их читать. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами.
Несколько слов о Николае Зайцеве
Педагог-новатор Николай Александрович Зайцев большую часть своей жизни посвятил решению одной из самых сложнейших задач педагогики: как использовать естественные потребности ребенка в игре для обучения и системной подачи материала. Другими словами, он создавал программу обучения, в который обучающие пособия играют роль игрушек, благодаря чему дети в процессе игры (независимо от того, групповые это игры или самостоятельные) усваивают новые знания естественным образом.
Работая с самыми разными детьми (а послужной список Николая Александровича впечатляет: он работал и в колонии для несовершеннолетних преступников, в интернате для детей с проблемами развития, и в обычном детском саду и школе) Зайцев пришел к убеждению, что научить ребенка счету, чтению и письму в самом раннем возрасте совсем несложно. Достаточно просто следовать логике восприятия ребенком звуков и полностью отказаться от традиционных методов изучения букв и счета.
Результатом многолетних наблюдений и исследований особенностей развития детей стали уникальные обучающие материалы (наиболее известными являются, так называемые «кубики Зайцева»), а также оригинальные программы обучения чтению, письму, счету, каллиграфии, иностранному языку, которые, как показала практика, работают намного эффективнее, чем зарубежные аналоги.
Игры и упражнения
Много разных заданий в игровой форме Николай Зайцев включил в учебник для учителей и родителей. Останавливаться на авторских материалах необязательно, можно придумывать игры самим.
Паровоз
Постройте с ребенком состав из вагонов. Но брать просите не все кубики подряд. Пользуйтесь теми картонными игрушками, на которых есть определенная буква. Например, А. Покажите, как выглядит буква. Объясните, что такой склад встречается только на больших кубиках. Поставьте первый вагончик сами.
Сколько кубиков использует ребенок, неважно. Радуйтесь любому успеху
Перед отправлением в путь склады нужно пропеть. Ребенок должен двигать по сочетаниям букв пальчиком.
Поющая башня
Постройте высокую башню из кубиков. Расскажите, что она волшебная, может петь. Спросите, какой кубик хочет послушать малыш. Пусть покажет пальчиком. Медленно пропойте склад. Взгляд дошкольника должен быть направлен на указанный кубик во время попевки. Через несколько дней пойте хором.
Поем по таблице
Дошкольник уже знает, что кубики умеют петь. Переходите к таблице. Возьмите указку и покажите склады. Пропойте любой столбик, двигаясь медленно сверху вниз. Потом покажите эти склады на кубиках. Лучше начинать с золотого (ряд гласных).
Пойте утрированно, ритмично, четко двигая губами, языком. На первых уроках дети обычно следят не за указкой, а за движениями рта учителя. Когда малыш проявит инициативу, захочет работать с указкой сам, встаньте возле плаката вместе. Теперь он учитель, а вы ученик.
Нелепица
Составлять из кубиков слова скучно, иногда можно и повеселиться. Поставьте кубы без правил слогосложения. Получится нелепица. Детям очень нравятся такие игры, они повторяют за родителями сумбурные слова, но в это время учатся узнавать склады.
Что я ем
Составляем меню на обед или вспоминаем любимые блюда. Ребенок пишет на плакате указкой. СУП, САЛАТ, КОТЛЕТА, СОК и так далее.
Загадки
Играйте в загадки, ответы записывайте кубиками или показывайте в таблице. Если отгадка не находится, напишите правильный вариант сами, а ребенок должен прочесть.
Повтори
Упражнение для развития памяти, внимания. Напишите кубиками слово, покажите ребенку, затем уберите в сторону или спрячьте. Пусть повторит увиденное складами в таблице.
Напиши по картинке
Покажите малышу картинку с большим количеством предметов. Например, изображение игрушек, расставленных в комнате. Ребенок должен написать названия всех узнаваемых предметов по очереди.
Альтернативное решение
Методика Зайцева гениальна в том, что она подходит даже для совсем маленьких детей. По этому методу малыши легко начинают читать, потому что этот метод обучения опирается на физиологию ребенка, использует возрастные особенности малышей для легкого усвоения материала. По этой методике уже долгое время работают все детские развивающие центры «УмНяша» в Москве. Методика УмНяши, основанная на методике Зайцева, предполагает обучение в игре, без насилия над ребенком, без дрессировки. Учить так, чтобы ребенок даже не заметил, что его обучают — вот главный принцип работы с детьми в детских центрах «УмНяша».
Если придерживаться этого принципа обучения детей, то начинать изучение грамматических и арифметических премудростей можно достаточно рано: уже в два года ребенок вполне способен воспринимать такого рода информацию, главное – использовать природный интерес ребенка ко всему новому и использовать подходящие по возрасту методы обучения.В детских центрах «УмНяша» мы учим читать и считать малышей любого возраста. Буквы и цифры на карточках даем даже годовалым малышам. На вопрос некоторых родителей, чаще бабушек, зачем малышей мучить буквами, разъясняем: в раннем возрасте ребенок запоминает столько слов и понятий, что 33 буквы алфавита являются просто каплей в море информации, которую сам ежедневно поглощает обычный маленьких ребенок. Но если вы вовремя добавите эти знания в свои игры и ежедневное общение, вы здорово облегчите ему дальнейшее обучение.
К сожалению, в чистом виде методика Зайцева подходит лишь для небольших групп учащихся 4-10 человек. В школе для дошколят «УмНяша» в группах 4-10 человек, именно потому, что такую группу малышей учить гораздо продуктивнее. Все кабинеты у нас оборудованы, как этого требует методика. Методика Зайцева требует специально подготовленного помещения, где ребенку можно бегать, сидеть и лежать на ковре, а не только сидеть за партой. Понятно, что в обычном детском саду или школе создать такие условия очень сложно. Это одна из причин, почему учителям начальной школы приходится работать по традиционным методикам.