Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях: задания в картинках

Содержание:

Логопедические и речевые игры — Педагогический проект «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы»

Публикация «Педагогический проект «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие…»
Педагогический проект Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие детей первой младшей группы «Пальчики помогают говорить» Название проекта: «Пальчики помогают говорить». Автор проекта: воспитатель Парасюк Е.Г Тип проекта: познавательно – творческий, групповой….

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»
В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность.Игра- один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка…

Проект «Моя любимая игрушка» в старшей логопедической группе
Проект по теме: «Моя любимая игрушка» в старшей логопедической группе №5 Провели воспитатели: Горбунова Т.В. Вишнякова Ю.А. Тип проекта: творческий, групповой. Продолжительность проекта: краткосрочный (3 дня. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Возраст детей: 5 лет…

Развивающие речевые игры по теме «Профессии» для детей 5–6 лет
Дорогие друзья, сегодня мы отправимся с вами в удивительный мир профессий . Узнаем какие есть профессии , чем они интересны и увлекательны. Но прежде, ответьте на вопросы: Что такое профессия? Для чего нужны профессии? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Что бы случилось, если…

Статья «Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи…»
Речевая игра «Пять листочков» Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 5,…

Речевые игры с использованием крупногабаритного конструктора в практике логопеда
Речевые игры с использованием крупногабаритного конструктора в практике логопеда. Учитель-логопед Пушкина Светлана Николаевна 2020 год Аннотация. Основой коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с использованием конструктора является игра-ведущий вид детской деятельности….

Пальчиковый театр в ДОУ как речевой и сенсорно-двигательный тренажер
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом…

Круглый стол для родителей детей старшей логопедической группы «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Круглый стол для родителей детей старшей логопедической группы «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Формировать понятие родителей о…

Страницы:

Занятия с логопедом

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте происходит быстро и взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития. Основная закладка речевого развития происходит до 3 лет. Ребенок быстро пополняет пассивный, а затем и активный словарь, обогащается звуковое оформление слов, появляются первые фразы, предложения. Уровень речевого развития у всех детей разный, кто-то способен к трем годам правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Другим же деткам необходима помощь со стороны взрослого, специалиста. Речь таких малышей может быть не отчетливой, нарушено звукопроизношение, или слоговая структура.

В таких случаях педагоги ДОУ, логопеды и воспитатели проводят логопедическую работу с использованием различного подсобного материала, книг, игр разработанные ведущими специалистами или учителями-логопедами дошкольного учреждения.

Цель занятий:

  • обучать четкому и правильному произношению,
  • постановке и закрепление звука,
  • формирование грамматического строя речи,
  • формирование голосовых способностей,
  • развитию мелкой моторики и мн.др.

Причины трудностей обучения

Следует обратить внимание на причины нарушений письма. Среди них могут быть недостатки психологического и нейропсихологического аспекта

Познакомившись с основами нейропсихологии можно по-новому взглянуть на детские проблемы. Знания функциональных блоков мозга, участвующих в акте письма и в процессах познания в целом, можно определить на каком этапе возникают первичные трудности ребенка при составлении письменных высказываний. Нейропсихология ошибок на письме анализирует состояние отдельных зон коры головного мозга и дает возможность сконцентрировать коррекционную работу именно в тех направлениях, где большего всего наблюдается функциональное расстройство.

Специалистами замечено, что страдает, как правило, этап выработки программы (плана) выполняемых ребенком действий. Кроме того слабая способность регулировать и осуществлять самоконтроль за исполнением этой программы не позволяет усвоить тот или иной объем знаний полноценно. Для устранения этой проблемы предлагается нейропсихологическая методика преодоления трудностей обучения, которая содержит ряд несложных упражнений.

Речевые особенности детей 4-5 лет

В этом возрасте дети начинают активно пополнять свой словарный запас. Так, к 5 годам в среднем у ребенка уже около трех тысяч слов в запасе. Кроме этого, пятилетки начинают создавать более сложные конструкции предложений. Если раньше они состояли максимум из 3-4 слов, то в этом возрасте одно предложение может насчитывать до 10 слов.

Логопедические занятия для детей 4-5 лет очень важны

Не всегда предложения, выдаваемые ребенком в возрасте 4-5 лет, логически правильно построены. Если ребенок рассказывает долгую историю или пересказывает сказку, его не нужно поправлять, если потерялась основная мысль или логика. Для этого возраста это в пределах нормы.

Обратите внимание! Также в пять лет часто дети не только рассказывают, что увидели или услышали, но и сами составляют истории, не опираясь на свой жизненный опыт. Это лишь еще раз подтверждает правильность развития

Нелепые истории — одна из его составляющих.

Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет

К пяти годам ребенок уже начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове. В норме в период 4-5 лет ребенок уже должен закончить формирование произношения определенных звуков и букв, которые раньше давались с трудом. Так, например, в 4 года уже должны в речи присутствовать все шипящие звуки. А к 5 годам ребенок должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».

На практике далеко не всегда все так идеально и больше половины детей имеют некоторые речевые отклонения. Встречается следующая недоразвитость речи:

  • фонетическая;
  • фонетико-фонематическая;
  • общая.

Важно! Говоря проще, дети не узнают, не различают или испытывают серьезные трудности с произношением звуков

Что такое логопедия и каковы ее методы

Логопедия в дословном переводе с греческого языка означает «воспитание речи». Обобщая, можно сказать, что это наука о развитии речевых навыков, о причинах, механизмах, симптомах нарушения речевой деятельности и о методах их профилактики и коррекции.

В арсенале логопедии много средств. Среди них:

  • артикуляционная гимнастика;
  • занятия для развития мелкой моторики;
  • упражнения на звукоподражание, развитие слуха, логоритмика;
  • многократное повторение словесных конструкций;
  • дыхательная гимнастика и голосовые упражнения;
  • упражнения на отдельные звуки.

В каждом конкретном случае методы индивидуальны. Задачи при этом разные — предупредить, исправить, восстановить, а цель занятий одна — правильно звучащая речь.

В более широком смысле целью логопедии является воспитание человека с нарушениями речи, помощь ему в социальной адаптации.

А теперь перейдем к описанию логопедических упражнений.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

Рот при произнесении шипящих звуков следует держать слегка открытым, губы – скруглять, а конец язычка – приподнимать к верхнему своду, касаясь его краями жевательных зубов сверху. При таком положении под языком появляется небольшая чашеобразная выемка, через которую на выдохе проходит воздух. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту.

Параллельно тренировке артикуляционного аппарата необходимо работать с ребенком над определением различных шипящих и свистящих звуков на слух. Делать это можно в игровой форме – например, взрослый произносит тот или иной звук, после чего начинает проговаривать различные слова. Услышав слово с загаданным звуком, малыш должен показать это взрослому – например, хлопком. Научиться правильно произносить данные звуки помогут следующие упражнения:

  • «Вкусное варенье» – открываем рот, растягиваем губы в улыбке и проводим языком 2 – 3 раза по верхней губе, облизывая ее.
  • «Сдунь вату с носика» – кладем немного ваты на кончик язычка. Складываем тот в «чашечку», приподнимаем им вату наверх, и сдуваем ее на выдохе.
  • «Усыпляем язык» – располагаем широкий, находящийся в расслабленном состоянии язык на нижней губе.

Причины патологий

Знаете, общаясь с логопедом, я узнала, что за последние годы услуги специалиста более востребованы. И проблема не только в заболеваниях, но и в воспитании. Крохотное существо лучше взрослых соображает в телефонах и компьютерах, даже в 3 годика. Замечали? Ну а в 5 лет, вообще становится вундеркиндом! При этих талантах какой там разговор…

Как детишки проводят время? В основном они уже владеют познаниями, как включить телевизор, подходят к ноутбукам родителей. Это новое поколение, которое двигается в ногу со временем. Печально. Так мы вообще имеем риск утратить дар звукопроизношения, если призадуматься. А ведь для нормального формирования малютки, с ним просто нужно говорить. Читать, рассказывать о том, что наблюдаете. Гулять не молча. Отвечать на вопросы… Ведь так росли мы.

Дочери одной моей знакомой крёстный папа на 3-х-летие подарил настоящий телефон. Конечно, непоседы не должны отставать от прогресса. Но мама даёт ей этот телефон за особые заслуги. И на короткое время. Пусть лучше мозг деточки будет заинтересован конструкторами, так она мотивирует.

Это приобретённые причины. Их можно и не допустить, как вы считаете? Но есть и врождённые. Тут требуется кропотливая работа. Знайте, что к задержке приведут:

  • повышенный или пониженный тонусы
  • асфиксия при рождении
  • кислородное голодание ещё в утробе матери
  • врождённые отклонения в формировании челюсти или уздечки языка

Если эти симптомы выявлены при рождении, пулей мчите к неврологу (в последнем пункте стоматолог устанавливает причину)! До года это лечится в 90% случаев. Тогда и последствий, вероятно, не будет.

Занимательные учебники

Дорогие родители, услуги логопеда, конечно, необходимы. Но всегда интересно попробовать и самим проделать определённые упражнения для исправления дефектов любимого создания. К услугам родителей предлагается литература, составленная простым языком. Тут подобраны интересные конспекты по каждой ситуации в отдельности. С некоторыми я хочу Вас познакомить.

  1. Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов». Методика автора рассчитана на исправление неправильно произносимых звучаний. Главный способ ― артикуляционная гимнастика. Для каждого случая здесь подобран комплекс мероприятий.
  2. Земцова Ольга «Развиваем речь. 3 ― 4 года». Материал направлен на помощь в увеличении словарного запаса, построении связи предложений. Благодаря наклейкам процесс станет увлекательнее вдвойне.
  3. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. «Развитие речи в 3 ― 4 года. Пособие для воспитателей и родителей». Пособие создано с учётом особенностей формирования звукопроизношения в 3 ― 4 года. В книге представлено 30 тем, созданных для пополнения словарного запаса и чистого воспроизведения.

Посоветую Вам также свои любимые книги по развитию речи, артикуляционной гимнастике и автоматизации звуков:

  1. Елена Косинова «Уроки логопеда. Игры для развития речи». Отличная подборка упражнений для пальчиков, сказки про язычок, упражнения для тренировки язычка, огромное количество скороговорок. Эта книга подойдет не только деткам, которым нужно исправлять речь, но и всем детям от 0 до 6 лет. Меня в этой книге еще подкупило то, что в ней есть реальные фото выполнения артикуляционных упражнений (очень удобно для родителей).

  2. Володина В.С. «Альбом по развитию речи». Эту книгу мне советовал логопед, хотя на тот момент мы ее уже приобрели. Отличное пособие, понятные и интересные развивающие задания.

  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей. Дидактический материал для логопедов». Сюда вошло 4 альбома: автоматизация свистящих звуков С,С’, З,З’, Ц, автоматизация шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, автоматизация сонорных звуков Л, Ль, автоматизация сонорных звуков Р, Рь. Данные альбомы также были куплены по совету нашего логопеда.
  4. Ольга Земцова, «Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей.»  У нас есть на возраст 2-3 года и на возраст 3-4 года. В книге есть и математика, и развитие речи, и развитие внимания, и развитие графических навыков.

Артикуляционная гимнастика для детей 7 лет

Разнообразные артикуляционные упражнения для 6-7 летних детей делятся на 5 видов, подходящих для определенного органа артикуляции.

Упражнения для губ

  • Улыбка без зубов.
  • Улыбка-заборчик, с зубами.
  • Волчонок – улыбнуться и слегка приоткрыть рот, чтобы были видны и нижние, и верхние зубы.
  • Трубочка – губы вытягиваются вперед, но зубы при этом сомкнуты.
  • Окошко – выполняется также как и трубочка, но с приоткрытым ртом.
  • Трубадур – вытянув губы в трубочку, нужно пошевелить ими вправо и влево.
  • Чмоканье.
  • Статическое удержание губами карандаша или трубочки.
  • Упражнения для губ и щек
  • Шарик – надуть обе щеки одновременно.
  • Перекатывание шарика – надувать поочередно то одну, то другую щеку.
  • Шарик сдувается – втянуть щеки как можно сильнее.

Упражнения для языка

  • Лопатка – широкий распластанный язык статично лежит на нижней губе.
  • Иголочка – узкий язычок находится посередине открытого рта.
  • Наказать непослушный язычок – высунуть и положить на нижнюю губу, при этом потихоньку покусывать его верхними зубами.
  • Качели – широко открыть рот и двигать языком вверх-вниз.
  • Маятник – принцип тот же, что и у предыдущего упражнения, но направление движения влево-вправо.
  • Лошадка – поцокать.
  • Варенье – облизать языком сначала верхнюю губу, затем нижнюю.
  • Маляр – «покрасить» сначала нижние зубы с внутренней стороны, затем верхние.
  • Горочка – упереть язык в нижние зубы, а середину прижать к верхнему небу.
  • Чашечка – язычок прижат к верхним зубам, середина прогибается вниз, образуя форму чашечки.
  • Пулемет – улыбнуться, кончик языка прижать к верхним зубам, и на выдохе произносить «д-д-д».

Упражнения на отработку звуков

Упражнения на артикуляцию определенных звуков для детей строятся в комплексе.

Обратите внимание! Сначала идут статичные и динамичные базовые упражнения – Шарик, Улыбка, Трубочка. Затем те задания, которые способствуют постановке и автоматизации звуков:

Затем те задания, которые способствуют постановке и автоматизации звуков:

  • Свистящие (с, з) – Лопатка, Наказать непослушный язычок, Маляр.
  • Шипящие (ж, ш, щ, ч) – Варенье, Чашечка, Фокус.
  • Сонорные (л) – Наказать непослушный язычок, Лошадка, Качели.
  • Сонорные (р) – Маляр, Пулемет, Иголочка.
  • Упражнения на развитие правильного дыхания
  • Буря в стакане. Дать ребенку стакан с водой и трубочку. Попросить подуть в трубочку, чтобы в воде образовывались пузыри.
  • Снежинка или снежный ком. Соорудить из бумаги снежный комочек или небольшую снежинку и сдуть ее со стола.
  • Фокус. На кончик носа положить небольшой кусочек ваты и попросить ребенка сдуть его, направив воздушную струю наверх.
  • Протяжно пропеть гласные звуки «А», «О», «У», «И».

Как помочь

Помощь при ЗПР носит в первую очередь медикаментозный характер. Но не менее эффективным будет домашняя поддержка. Самое главное ― не отчаиваться. Относитесь к крохотному существу с уважением. Играйте с ним. Пусть забавы станут полезными! Очень положительное действие окажут пальчиковые игры.

  1. Катайте шишку между ладошками, по столу. То же самое с карандашами.
  2. Месите тесто, лепите из пластилина.
  3. Рисуйте карандашами и красками. Недавно видела на прилавке одного детского магазина пальчиковые краски. Ребятки расслабляются, когда развлекаются так весело.
  4. Тренируем память. Хорошо играть коллективно, в идеале втроём. Ребятишки становятся по кругу, каждый делает разные действия по очереди. Они должны запомнить порядок выполнения.
  5. Внимательность. Делимся на 2 команды, становимся в шеренгу, первая под музыку подпрыгивает, вторая приседает. Меняемся!
  6. Снимаем напряжение. Помните давний стишок: «Шалтай-Болтай сидел на стене…». Читайте, а непоседы покачиваются в тон.

Основное правило, комментируйте происходящее!

Стройте диалог. Очень полезно читать книги. Читайте, обсуждайте прочитанное. Должен присутствовать эмоциональный фон. Находите время для таких полезных занималок. На фоне приёма лекарства это принесёт самый лучший результат!

Изучение звуков «л» и «ль»

Произносить глухие согласные звуки «л» и «ль» следует со слегка приоткрытым ртом, так, чтобы зубы не были сомкнуты, а язык своим кончиком упирался в них спереди сверху. Воздух должен выходить через пространство между боками языка и жевательными зубами. Научиться правильно выговаривать данные звуки помогут следующие упражнения: (подробнее в статье: как научить ребенка хорошо выговаривать букву Л?)

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка правильно выговаривать букву «р» в домашних условиях?

  • «Маляр» – слегка приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке и водим напряженным язычком по верхнему своду.
  • «Пароход гудит» – приоткрываем рот и растягиваем губы, как при улыбке. Зажимаем кончик языка зубами, выдыхаем и произносим «ы-ы-ы» – при верном выполнении вы услышите звук, напоминающий «л».
  • «Раздуваем щеки» – зажимаем кончик язычка зубами и выдыхаем воздух, надувая щеки. Если упражнение выполняется верно, то воздух должен спокойно обтекать язык.

Логопедические игры для дошкольников

Дидактические игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми 4 – 7 лет. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие звукового анализа, развитие фонематического слуха.

1. «Снегурочка и Снеговик»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков – в словах.

Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры: Снегурочка и Снеговик – это снежные внуки Деда Мороза. Как ты думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их. Но это непросто, посмотри,  что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук – , а для Снеговика – картинки со звуком — .

2.  «Угости Зою конфетами»

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочки; конфеты, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если ты четко произнесешь звук в слове – конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня.

3. «Дождик»

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочек под зонтом; капельки с картинками, в словах которых слышится автоматизируемый звук.

Ход игры: Две подружки Зоя и Зуля пошли на прогулку. Но вдруг начался дождик. Подружки не расстроились, ведь у них был с собой…(что?) – зонт. Девочки укрылись под ним. А веселые капельки дружно стекали с зонта и превращались в лужицы. Давай посмотрим,  из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй картинку, четко произнося звук  . Только очень постарайся, чтобы наша лужица получилась большая.

4. «Шарики для Лягушонка»

Цель:  автоматизация звука  в словах.

Оборудование: картинка с изображением лягушонка с шариками; разноцветные шарики, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг подул ветерок,  и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и привязать их на ниточку. Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая  звук  .

5. «Звуковая полянка»

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка.

Ход игры:  Я буду называть тебе слова со звуком , а ты внимательно слушай. Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот  звук.

6. «Ежику снятся сны» 

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка ежика, спящего в кроватке, облачки–сны с картинками, в словах которых мы слышим звук .

Ход игры: Ежик сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук .

7. «День рождение Карлсона»

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением Карлсона; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: У  Карлсона — День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук .

8. «В каком домике живет звук?»

Оборудование: картинки – три домика с звуковыми схемами (начало, середина и конец слова); картинки на автоматизируемый звук.

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Ход игры: Посмотри сколько картинок, давай расселим их по домикам. Положи картинку в тот домик, где ты слышишь звук.

Каждую из этих игр можно разнообразить, например,  перевернуть картинки и попросить ребенка назвать, что на них было изображено. С каждой картинкой  можно поиграть в игры «Один — много»,  «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.

Речевые нормы

Понять, насколько своевременно развивается речь ребенка в этом возрасте, можно, опираясь на следующие ориентиры.

  • Основное качество речи ребенка 4–5 лет – умение говорить связно и последовательно.
  • Малыш употребляет слова соотносимо с их значением.
  • В его речи присутствуют прилагательные, местоимения, предлоги, в том числе сложные (из-за, из-под), наречия.
  • Он умеет управлять силой и темпом голоса – говорить тише, громче, шепотом, медленнее, быстрее.
  • Обычная речь имеет правильный средний темп.
  • Дошкольник в состоянии достаточно полно описать предмет, игрушку, картинку.
  • Рассказывая стихотворение, ребенок активно использует интонацию.
  • Выговаривает практически все звуки. Проблемы могут возникать только с и , иногда продолжают «западать» свистящие и шипящие.
  • Словарный запас в этом возрасте составляет примерно 3–4 тысячи слов, среди которых все больше прилагательных, обозначающих качества предметов, цвета и оттенки; появляются собирательные существительные.
  • Ребенок может начать рифмовать слова, придумывая для рифмы самые невообразимые конструкции («огненок» – искра, «никовойный» – ничей).
  • Предложения малыш в состоянии формулировать не только простые, но и сложные («я надеваю шапку, потому что сейчас зима»; «мне 4 года, а сестричке уже 7 лет»).
  • Допустимы некоторые грамматические ошибки: неверное согласование слов по родам и числам, неправильные окончания глаголов.

Уроки дикции для детей: бесплатные видео для занятий на дому

Дикция лучше всего формируется в возрасте 4-5 лет, когда многие вещи воспринимаются в форме игры. Но начинать тренировать лучше с года, как только малыш научился выговаривать первые слова. Если ребенок
не очень хорошо разговаривает для своего возраста, не стоит спешить обращаться к неврологу, логопеду. Проблему можно решить регулярными неутомительными занятиями: делать артикуляторную гимнастику, логопедические упражнения и массаж, произносить короткие скороговорки с трудно сочетаемыми звуками. Главное делать
акцент на проблемных звуках: шипящих, рычащих, глухих.

ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН собрали в статье лучшие видео уроки по тренировке дикции для детей, по которым можно заниматься самостоятельно в домашних условиях.

Какие занятия можно проводить с ребенком дома для речевого развития

Ни для кого не секрет, что наибольшее количество времени ребенок проводит дома.

Обратите внимание! Поэтому так важно правильно организовать деятельность малыша, направленную на развитие детской речи

Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

В основном все логопедические занятия для детей 3-4 лет начинаются с небольшой гимнастики для органов артикуляции. Наиболее популярные:

  • Улыбка — растянуть губы в улыбке, показав при этом зубы (то же самое без зубов).
  • Дудочка — сложить губы в трубочку и сильно вытянуть вперед.
  • Шарик — надуть щеки и подержать так воздух 3-5 секунд.
  • Лопатка — на нижнюю губу положить распластанный язык, зафиксировать.
  • Иголочка — язык сильно напрячь, сделать максимально тонким и вытянуть вперед, зафиксировать.
  • Варенье — облизать языком верхнюю и нижнюю губу.
  • Почистим зубы — языком провести по верхним зубам, затем по нижним.
  • Горка — язык упирается в нижние зубы, середина его при этом стремится к небу, образуя горочку. При такой тренировке ребенок запоминает положение языка, используемое для произношения многих звуков.

Игры на развитие слуха

Детям младшего дошкольного возраста предлагаются игры на различение громкости звука или узнавание предмета, который издает звук. Для многих логопедических заданий, предлагаемых детям 3-4 лет, используются такие музыкальные инструменты, как дудочка, барабан, фортепиано.

Также в данном возрасте уже можно учить ребенка различать звук на слух. Это можно сделать, предложив игру: «Хлопни в ладоши, когда услышишь песенку водички (звук «С»): сон, рама, коса, мама, Саша и т. д.».

Важно! Звуки лучше всего называть особыми «именами»: звук «С» — песенка водички, звук «Ш» — шипение змеи и т. д

Ребенку будет проще запомнить и сориентироваться. При произнесении слова, в котором малыш должен выделить звук, его следует утрировать.

Пальчиковая гимнастика

Данная гимнастика используется в качестве занятия для развития речи 4 года дома и в ДОУ. К этому возрасту малыш понимает простые указания и способен их выполнить, а детская мелкая моторика уже достаточно развита для того, чтобы составлять из пальцев небольшие «композиции». Вот некоторые из них:

  • Замок — руки крепко сцеплены в замок, при этом пальцы обеих рук переплетены друг с другом.
  • Царапки — поочередно правой и левой рукой изображать «лапки».
  • Согреем ручки — сильно потереть правой ладошкой левую.
  • Очки — из большого и указательного пальцев каждой руки сделать круг и поднести к глазам — надеть очки.

Пальчиковая гимнастика развивает речь

Заучивание стихов, чтение и рассказывание

Дети 3-4 лет зачастую в процессе логопедических занятий дома разучивают стихи, пересказывают сказки, учатся читать. Этому способствуют многочисленные пособия и рабочие тетради для младших дошкольников, которые можно приобрести в любом детском магазине или распечатать, найдя в Интернете.

Лучшие авторы детских художественных произведений: Корней Чуковский, Александр Пушкин, Агния Барто, Самуил Маршак. Основной задачей заучивания небольших стихотворений и пересказов произведений является обогащение словарного запаса малыша, расширение его фантазии и воображения.

Обратите внимание! В 2017 году Бардышевой Т. Ю

и Моносовой Е. Н. было издано специальное пособие, направленное на всестороннее речевое развитие детей младшего дошкольного возраста. Тетрадь Моносовой и Бардышевой представляет собой 120 страниц качественных упражнений и игр, которые помогают увеличить активный и пассивный словарь ребенка, развить фонематическое восприятие и связную речь, улучшить процессы мышления, внимания и памяти. Данное пособие создавалось как для профессиональных логопедов и дефектологов, так и для родителей — написано оно простым и понятным языком.

Качественная разминка для губ и языка

Каждый подход необходимо начинать со специальной разминки, способной подготовить основные инструменты речи. Малыш должен ровно сесть перед зеркалом, выпрямить спину и расслабить тело. Нужно добиться такого положения, чтобы ребенку было видно и свое лицо, и лицо «педагога». Далее начинаем показывать и описывать ребенку упражнения, которые он должен повторять. При необходимости корректируем действия малыша ложкой или чистым пальцем.

Для ребенка 4-5 лет в качестве разминки идеально подойдут следующие упражнения:

  • Растягиваем губы в улыбке, не показывая при этом зубов.
  • Вытягиваем губы в виде хоботка.
  • Держа челюсти крепко сжатыми, пытаемся поднять верхнюю губу.
  • Вытягиваем губы в трубочку и начинаем делать ими вращательные движения.
  • Вытягиваем губы, захватываем их пальцами и аккуратно массируем.
  • Работаем щеками: надуваем обе, надуваем последовательно по одной, сдуваем, потом втягиваем в том же порядке.
  • Открываем рот, высовываем язык и по кругу облизываем губы.
  • Высовываем язык и тянемся им то вверх, то вниз.
  • Открываем рот и тянем нижнюю челюсть вниз, при этом языком надавливаем на небо.

Стоит учесть, что в возрасте 4-5 лет дети еще не способны слишком долго концентрировать свое внимание на однотипных действиях. Не стоит навязывать ребенку длительные занятия, все должно быть в удовольствие

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector