Конспект логопедического занятия «звук и буква н»

Стихи про букву Н для детей

Подборка стихов про букву Н для детей.

Букву Н промолвить чтобы,Язычок приставишь к Нёбу,Напоешь ее одну:Вот так Новость —Ну и Ну!

***

Кто такая Буква Н?ЗНают Ночь и зНает ДеНь.ЗНают СолНце и ЛуНа,ЗНают ОсеНь и ВесНа.

По секрету вам скажу,Что я тоже с Ней дружу.Жизнь свою я с Ней связал,Ведь зовут меНя Назар!

***

Н — проНырливая Норка,Целый день каталась с горкиВ Новой модНой юбкеИ пушистой шубке.

***

С буквой Н знаком давно —С детства мне твердят:«Но-но!»А подрос, теперь в ответЧасто слышу слово:«Нет!» «Не хочу!»А мама: «Надо!»В общем, с буквой Н не ладим.Стёр бы Н из алфавита,Но меня зовут Никита…

***

КараНдаш возьмём в ладошки,С Н Напишем «Нос» и «Ножки».Ночь Настала, Надо спать —Буква Н НужНа опять.

***

Смотрим, думаем недолго:Ножки — две, по центру — полка.Этажерка между стен,Так запомним букву Н.

***

На Нос Ношеный НосокНацепив НаискосокБуква Н легла в кровать,Чтоб Назавтра Не хворать.

***

Неуклюжий носорогНосит новенький носок —Несказанную красуНе на ножке — на носу!

***

Я НеНавижу слово — Нет!Не НужеН мНе его запрет!И мне Не Нравятся, друзья,Словечки гНусные —

«Нельзя», «Не лезь!»,«Не Надо!», «Не вертись!»,«Не Ной!», «Не бегай!»,«Не дерись!»

СплошНые «Не» и заграждеНияС утра мНе портят НастроеНие;А скучНое словечко — «Надо!»-Не обещает мНе Награды:

Оно всегда мНе портит дело,Оно мНе очень Надоело!А вот, — «Не буду!», «Не хочу!» —Я с удовольствием кричу.

***

Носорог Носки НаделИ обул ботиНкиИ Незнайку покаталНа широкой спиНке.

***

НожНиц мНого купят НиНе,В деНь рождеНья в магазиНе.Будет НиНа у камиНа,Резать длиННые штаНиНы.

***

Норка вылезла из норкиИ пошла к знакомой норке.В норку норкину вошла,Норку в норке не нашла.Если в норке нету норки,может, норка — возле норки?Нет нигде. Пропал и след.Норка — здесь, а норки — нет!

***Нерпа Нежится на льдинеИ мечтает о Налиме.Но Налим живет в реке,Он от Нерпы вдалеке.

***

Нашла Ножницы Наташа, Стала НиНу подстригать,А ее подруга Маша,Стала Надю Наряжать.

***

Носки одевают на пяткиИ взрослые, и ребятки,Но нету на свете носковДля носиков и носов.

***

Буква Н схватила ноты,Но играть ей не охота.

***

Наполеон

Наполеон был грозный враг,Но не боюсь его атак.Мы за обедом поглядим,Как быстро я расправлюсь с ним.

***НАША НЮРА под кроваткойС котиком играет в прятки.НЕПОСЕДА так и скачет,Поясок за спинкой прячет.Кот мурлычет, хвост трубой. —НЕ угнаться за тобой!Котик сунул НОС в НОСОК…НЕ НАШЁЛСЯ поясок!

***

Незабудки небесного цветаВова в день рожденьяМаше подарил,В первый день июля, в самый разгар летаВ лес за незабудками он с утра сходил.

***

Нарвал – животное-загадка,Окутанное древней тайной,О нем легенды странныеХодят не случайно,

Они гласят, что где-то естьНа свете чудный зверь такой,Похожий внешне на коня,Но с необычной головой,

Украшенною длинным рогом,И звать его Единорогом,Но в тех легендах правды мало,Нарвал не конь, скорей – дельфин,

В холодных северных морях живут нарвалыСреди снегов и льдин.И рог – не рог, а длинный клык,Прямой и крепкий, словно штык.

***

Небо Низко Наклонилось.Мышка в Норке затаилась.У неё устали НожкиУбегать от страшной кошки.

Нас Накрыла Ночи тень,Завтра будет Новый день.Раз-два-три-четыре-пять,Букву «Н» нам надо знать!

***

Н – Незабудка

Незабудка здесь растёт,Погляди-ка на неё!Раз увидишь даму ту –Не забудешь красоту!

***

Навоз пахуч, но не духи.А без него дела плохи.Добавишь ты навоза в грядки –И с урожаем всё в порядке.

***

***

Какой стих про букву Н понравился вам больше всего?

Ход занятия

1. Разминка для ума.

Где живут эти звери и птицы? (игра проводится в кругу с мячом).

Теленок – (в хлеву)

Бельчонок – (в дупле)

Зайчонок – (под кустом)

Медвежонок – (в берлоге)

Лисенок – (в норе)

Вороненок – (в гнезде).

2. Повторение пройденного.

Артикуляционная гимнастика.

Экскаватор землю роет (упражнение «Чашечка»)

Новый дом высотный строит.

Этажи все выше в нем (кончик языка тянется к носу)

Новоселы въедут в дом.

3. Новый материал.

— Дети,отгадайте загадку:

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда раскинут

Над тобой и надо мной

То он серый, то он синий,

То он ярко- голубой. (Небо)

— На какой звук начинается слово небо? (ответы детей)

Сегодня звук «Н» приглашает нас к себе в гости. Кто найдет слова со звуком «Н», тот и войдет в нашу сказку. (Детям раздаются картинки. Они отбирают те, в названии которых есть звук «Н»):

Ножницы, ваза, зонтик, телефон, чемодан, диван, посуда, машина…

Звук «Н» рад, что вы нашли слова, в которых он живет. Он просит, чтобы вы рассказали, как правильно его произносить.

(дети смотрят в зеркало, произносят звук «Н»и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)

Губы разомкнуты, зубы сближены, язык за верхними зубами, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка.

4. Закрепление нового материала.

У звука «Н» сегодня большой праздник – новоселье. Он построил дом на берегу реки. Сегодня вселяются новоселы – это животные, в названии которых есть звук «Н». Давайте, ребята, поможем новоселам вселиться в дом.

Педагог рисует на доске трехэтажный дом с двумя квартирами на каждом этаже. Детям предлагаются картинки, используемые на первом этапе занятия:

Теленок, бельчонок, медвежонок, лисенок, вороненок.

Ребенок выбирает картинку и размещает ее в доме (магнит,сопровождая свои действия словами: «Теленок будет жить на втором этаже в квартире слева…»

Воспитатель: — Все наши друзья поселились в удобных квартирах. Они приглашают нас к себе в гости. Но идти с пустыми руками на новоселье не принято. Давайте, ребята, мы выберем подарки для наших новоселов. Но раз занятие наше проходит в стране звука «Н», то и подарки должны быть с этим звуком. Выбирайте, пожалуйста.

Педагог выставляет на наборном полотне картинки со звуком «Н»и без него: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, чемодан, зонт, замок.

Дети выбирают предмет со звуком «Н» и дарят его новоселу.

Например: — Я подарю диван бельчонку, который живет на втором этаже справа

(картинка с изображением подарка размещается так, чтобы не был виден предмет – прикрепляется обратной стороной)

После того, как все подарки раздарены, воспитатель просит детей вспомнить, на каком этаже поселился вороненок и что ему подарили.

(Предполагаемый ответ: -Вороненок поселился на третьем этаже слева. Мы подарили ему зонт).

Работа по составлению предложений с предлогами «на», «над».

Картинки, закрывающие «новоселов» убираются. Дети должны видеть всех «жильцов» дома.

Педагог задает вопросы:

— Кто живет в нашем доме на первом этаже? (на втором этаже? На третьем этаже)

Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «на».

(- На первом этаже живут бельчонок и зайчонок.)

— Кто живет над зайчонком? (медвежонком, теленком, бельчонком)

Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «над».

(- Над зайчонком живет бельчонок).

Физкультминутка

А сейчас мы превратимся в зверей и птиц.Ваша задача непростая: внимательно послушайте меня и изобразите животное или птицу.

— Какие звуки издаёт вороненок? (кар-кар-кар.)

— Превратимся в воронят и. полетели. (Руки в стороны и со звуками кар-кар-кар дети изображают летящих воронят.)

— А какие звуки издаёт лягушка? (Ква-ква.)

— Превратились в лягушек и прыгаем, как они.

— А как у нас говорит петушок? (Кукареку.)

— А теперь мы петушки, спинки выпрямили, хохолок навострили, сапоги у нас со шпорами, показываем их, красуемся и важно шествуем. Знакомство с буквой

Знакомство с буквой.

У звука «Н» есть родная сестра – буква «Н» (эн). Они очень любят друг друга, но одного можно только услышать, а другую можно только увидеть.

— Кого можно услышать? (Звук «Н»)

— Кого можно увидеть? (Букву «Н»)

Познакомьтесь! Вот она буква «Н».

Буква «Н» как лесенка,

Все движемся вперед,

Как лесенка, чудесенка,

В мир знаний нас зовет!

5. Заключительная часть.

Сказки и шарады с буквой Н

Для закрепления материала подходит сказка Ириса Ревю:

«Жила-была буква Н. Настойчивая, настырная, напористая. Ах! Как она любила говорить своим подружкам-буквам слово «нет»! На все у нее был готов ответ. Нарисовать нарциссы? Нет! Нарядиться? Нет! Нарвать нектаринов? Снова нет! Букве Н нравилось говорить «нет» и ничего при этом не делать. Какая неуживчивая буква! Перестали буквы к ней обращаться. Кому хочется в ответ все время слышать «нет»?

Поначалу буква Н чувствовала себя необыкновенно! Никто ее ни о чем не просил, ничего не требовал, ни с чем не обращался! Но как быстро ей это надоело! Она захотела быть нужной! И буква Н начала стараться. Она научилась прислушиваться к тому, что произносят другие буквы. Слово «нет» она произносила лишь изредка. И стала совсем другой! Нужной! Нежной! Находчивой! Так буква Н превратилась из недовольной буквы в ту, которая всем нравится! А одна маленькая буква из Алфавита сказала, что буква Н хорошая, потому что она — самая новогодняя на свете!»

Шарады:

Шарада Буквы Н

С «Н» — он детям ночью снится, С «К» — в жару дает напиться. (сон — сок) С «Р» — вас сыпью награждает, С «Н» — на скачках побеждает. (корь — конь) Я не пройду в ветвистый лес, Мои рога в ветвях застрянут, Но обменяю Л на С — И листья леса все завянут. (олень-осень)

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.

Педагог приветствует детей.

Педагог: Сядет тот, кто назовет глазные звуки. Затем согласные.

Дети отвечают.

Педагог: Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова: слон, сон, клоун.

Варианты детей.

Педагог: Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой Н.

2. Звук . Артикуляция звука. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.

Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.

Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.

Ребенок. Н-н-н!

Педагог. Давайте вместе произнесем звук «Н», губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой звук?

Дети. Согласный

Педагог Как вы догадались, что это согласный звук?

Дети: Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.

Педагог: А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?

Дети: Синим кружочком

3. Игра «Поймай звук» Развитие фонематического слуха. Выделение звука из ряда гласных звуков, слогов

Педагог: Вам нужно поймать звук . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.

4. Игра «Определи место звука в слове»

Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука .

Нос в веснушках у Наташки.

Наша Ната – первоклашка.

Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.

П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука .

Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове.

Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук в каждом из этих слов.

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук , и определение места звука в слове: нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.

Педагог: молодцы, вы хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквой Н. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н.

Педагог Ножка, ножка

Поперёк наложили поясок.

Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.

Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н?

Дети: Три

Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н, а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить букву Н. Попробуйте выполнить также.

Педагог убирает контейнеры.

П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске. Одна большая, а другая маленькая.

6. Упражнение «Найди картинки». Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.

Педагог вывешивает картинку.,

П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н.

Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.

П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.

Д е т и. Нарциссы.

П е д а г о г С какого звука начинается это слово?

Д е т и. Со звука .

7. Упражнение «Давайте почитаем». Формирование навыка чтения.

П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.

Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.

8. Физкультурная пауза.

9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.

Педа г о г Какую букву вы видите на листочках?

Д е т и. Это буква Н.

П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?

Д е т и. Синим.

Педагог Почему?

Д е т и. Это согласная буква.

П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом, а маленькую букву сначала обведите, а потом раскрасьте.

Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.

П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?

Д е т и. Мы видим нитки.

11 е д а г о г С какого звука начинаются их названия?

Д е т и. Со звука .

11. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

Пе д а г о г С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дет и. С буквой Н.

Пе д а г о г Какая это буква?

Дети Соласная.

Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н?

Д с т и. Три палочки.

Пе д а г о г Какие слова на звук вы запомнили?

Дети

Пе д а г о г Что мы делали на занятии?

Ход занятия.

Организационный момент.

Слышишь звонкий голосок?

Нам пора начать урок!

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Воспитатель.Отгадайте загадку:

Меж двух светил

В середине я один.

Дети. Нос.

Дыхательная гимнастика.

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо —

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

Воспитатель. Ребята,скажите: какой звук вы услышали в слове НОС.

Дети. Звук .

— Давайте посмотрим друг на друга и будем произносить звук .

— Губы у нас сомкнуты или разомкнуты?

Дети. Разомкнуты.

А язычок у нас с вами где? За нижними или за верхними зубами?

Дети. За верхними.

— А теперь произнесите звук .

— Губы у нас тоже разомкнуты?

Дети. Разомкнуты.

— А язык за нижними или за верхними зубами?

Дети. За нижними.

— Давайте приложим ладошку к горлышку и будем произносить и . —

— Что у нас с голосовыми связками происходит?

Дети. Вибрируют.

— А теперь поднесем ладошку ко рту? Чувствуете ли вы воздушную струю или её проходу мешает кончик языка?

Дети. Кончик языка мешает.

— Ребята, звук – какой это звук: гласный или согласный? Звонкий или глухой? Мягкий или твёрдый?

Дети. Согласный, звонкий, твёрдый.

— Повторите звук .

— Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук ?

Дети. Твёрдый согласный звук обозначаем синим цветом.

— А как будет звучать мягкий согласный ? Повторите его.

— Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук ?

Дети. Мягкий согласный звук обозначаем зелёным цветом.

— Правильно!

— А теперь давайте поиграем в игру «Поймай звук». Девочки хлопают на звук , а мальчики топают на звук .

Игра «Поймай звук».

— из ряда звуков: Р, О, Н, С, У, Н, Нь, Т, Е, Нь, Л, Т, К, Й, Нь, Н, К, И.

— из ряда слогов: Па, На, Он, Ра, Ар, Но, Ка, Ил, Уа, Пу, Ут, Ни, Ань, Онь.

— из ряда слов: Роль, Ноль, Лопата, Сон, Моль, Калина, Нитка, Сом, Коньки.

— Молодцы! Справились с заданием!

Игра «Найди предмет со звуком и .

— Ребята, а теперь попробуйте найти и назвать предметы со звуком и .

— Давайте сядем за стол. Перед вами лежат домики с тремя окошками. Эти домики обозначают слова. Первое окошко – начало слова, второе – середина, третье – конец слова. Я сейчас вам буду называть слова, а вы определите в каком месте слова есть звук или . СЛОН, НОСКИ, КОНЬКИ.

Звукобуквенный анализ слова САНИ, НОС.

Есть они у детворы,

Лихо мчат меня с горы!

И Егорку, и Оксанку

По дорожке катят … САНКИ!

— Маленькие – САНКИ, а большие – САНИ.

— Составим схему слова САНИ.

— Сколько слогов в слове САНИ? (похлопали)

Дети. Два слога.

— Какой первый слог?

Дети. СА.

— Какой первый звук в этом слоге?

Дети. Звук .

— Дайте ему характеристику.

Дети. Согласный, глухой, твёрдый.

— Какой фишкой обозначим?

Дети. Обозначается синей фишкой.

— Какой второй звук в этом слоге?

Дети. Звук .

— Дайте ему характеристику

Дети. Гласный звук.

— Какой фишкой обозначим?

Дети. Обозначается красной фишкой.

— Какой второй слог в слове САНИ?

Дети. Слог НИ.

— Какой первый звук в слоге НИ?

Дети. Звук ,

— Дайте характеристику звука .

Дети. Согласный, звонкий, мягкий.

— Какой второй звук в слоге НИ?

Дети. Звук .

— Дайте характеристику звуку .

Дети. Гласный звук.

— Молодцы!

То же самое со словом НОС.

Физминутка «Собрались мы все в кружок»

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.

Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов. С мячом.

Темный – светлый

Короткий – … (длинный)

Холодный – … (теплый, горячий)

Пасмурный — … (ясный, солнечный)

Ветер — … (безветрие, тихая погода)

Заморозки — … (оттепель)

Зимний — … (летний).

Знакомство с буквой Н.

— Ребята, есть звуки и . Мы их говорим, слышим. А есть буква Н, в которой живут звуки и , которую мы пишем и читаем.

— А на что похожа буква Н?

Дети. На гамак, лесенку и т. д.

— Из каких элементов состоит буква Н?

Дети. Из двух длинных палочек и одной короткой.

— Давайте выложим букву Н из счетных палочек и напишем её на манной крупе.

— А теперь, сядем за стол, возьмем ручки и попробуем ее написать в воздухе.

— Пропишем букву Н в тетрадях.

— Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?

— А о какой букве?

— А что для вас было самым сложным?

Список имен на букву Н

Женские

Наала — сердечная
Набат — леденец
Навишта — записанная
Надежда — Надежная
Надежда (стар., слав.) — «надежда»
Надежда  — надежда
Наджия —  наперсница
Надира — редкая
Надия —  надежда
Надия (нар., от Надежда) — «надежда»
Назира  — веселая, цветущая
Назифа  — чистая, прямая
Наиля — добивающаяся
Наима — мир
Наима  — счастливая, богатая, спокойная
Наира — свободная
Найля  — получающая, достигающая своего; полезная; дар, подарок
Найрият  — освещающая, сияющая, испускающая свет
Накраса — Самая красивая
Нана — нежная
Наоми — приятная
Нара — довольная
Наргиз (Наргиза) — нарцисс
Наргиза  — способная преодолеть пламя
Наре — от названия древнего армянского селения Нарек
Нарима  — глубокоуважаемая, изящная, красивая, прелестная
Нарине — cветлая
Нармин — мягкая
Нарспи — красивая девушка
Нарчиса — нарцисс
Нарыйаана — нежная
Насима  — обаятельная, миловидная, мягкосердечная
Настасья — Статная
Настасья (нар., от Анастасия) — воскресшая
Натали — родная
Наталья / Наталия — родная
Наталья  — родная
Нателла — светлячок
Нативидади — Рождество
Натия — родная. См. Наталья
Нафиса  — изящная, красивая, знатная
Нафица — черноглазая
Нафын — светлая
Нацуко — летний ребенок
Наэма — поразительная
Наэр — змея
Нева — от названия реки
Невена — сербское название растения календула
Невия — родимое пятно
Негомила — Нежная и милая
Негомира — Нежная и мирная
Негослава — Нежная и славная
Нежана — Нежная
Неждана — нежданный ребенок
Неждана — Нежданная
Незвана — Незванная
Нела — правительница
Нелли — молодая
Нелли  — светлая
Нельг(д)а — Счастливая
Нелюба — нелюбимая
Ненагляда — Ненаглядная
Ненила — Нянька
Неонила — принципиальная
Несмеяна — грустная
Несса — горностай
Нехир — река, течение
Ниа — целеустремленная
Нив — святая
Нигара  — симпатичная, миловидная, привлекательная, красивая
Нигиг — выдра
Нигора — возлюбленная
Нигяр — красивая, верная
Низора — блеск
Ника — «богиня победы». Имя появилось от Богини победы Ники Самофракийской жившей в древней Греции.
Ники — победа
Никол — победительница народов
Николина — победительница народов
Николь  — победительница народов
Нилам — сапфир
Нилуфар — лотос
Нина — правительница
Нинг — спокойствие
Нинель — “Ленин” наоборот
Нино — от имени ассирийской богини плодородия Нин
Ноа — шатающаяся
Нова — бабочка
Новелла — новая
Новожея — Новый житель
Ноган — зеленая
Ноо — четвертая
Нора — милость. См. Элеонора
Ноябрина — рожденная в ноябре
Нояна — княгиня
Нуо — изящная
Нура — известняк
Нурай —  яркая луна
Нурания  — светлая, освещающая
Нурия — светящаяся
Нурсида  — молодой свет
Нурсия  — светлая, любимая
Нэле — молодая. См. Нэлли
Нюргуяна — подснежник

Мужские

Наби — пророк
Нага — достойный
Наганигабо — стоящий впереди
Нагим — живущий в достатке
Надир — редкий
Назар  — посвятивший себя Господу
Назар, Назарий — посвященный Богу
Назарий — посвященный Богу
Назим — строитель
Наиль  — приобретающий
Найджел — облако
Накар — черноглазый
Нану —  ребенок
Наоки — честное дерево
Наран — солнце
Нарек — от названия древнего армянского селения Нарек
Наримон — сильный духом
Насиф — справедливый
Натан — данный Богом
Наум — утешение
Нафтали — борящийся
Нахо — светлоглазый
Нейдуни — звезда
Нейт — Данный Богом
Нейтон — данный, подаренный
Нектарий — нектар
Неман — название реки
Неманя — не имеющий
Ненад — ненадобный, ненужный
Нео — подарок
Неон — блистающий
Неонил — принципиальный
Нестор — от «ностео»
Нианзу — думающий о предках
Нивен — святой
Никазий — побеждать
Никандр — победитель мужчин
Никанор — увидевший победу
Никита — побеждать
Никитас — победитель
Никифор — победоносец
Никифорос — победоносный
Никлас — победитель народов
Никодим — победа + страна
Никола — победитель народов
Николай — победа народа
Николаос — завоеватель
Николас — завоеватель
Николоз — завоеватель
Николя — победитель народов
Никон — Победоносец
Никос — завоеватель
Никхил — целый
Нил — от названия реки Нил
Нильс — победитель народов
Нифонт — разумный, рассудительный
Ноа (Ной) — умиротворяющий, успокаивающий. См. Ной
Ноам — приятный
Ноах — спокойный
Нобу —  вера
Нобуо — преданный
Новомир — новый мир
Нодир — редкостный
Нолан — победитель, чемпион
Номин — изумруд
Норд — север(ный)
Нохай — собака
Ноэ — покой
Нурасыл — светлый и драгоценный
Нурдин — свет веры
Нурислам — луч ислама
Нурлан — сверкающий
Нурсил — поток лучей
Нурсултан — свет султана
Нуто — огонь
Ньургун — самый лучший
Нэф — светлый
Ня — второй
Нягоэ — нежность

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж
 З  И  Й  К  Л  М  Н
 О  П  Р  С  Т  У  Ф
 Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

Как правильно написать имя существительное

Чтобы не запутаться, выбирая правило, надо разобраться, от какого слова и как образовано разбираемое слово.

Имя существительное с НН

  1. Если образовано от существительного, корень которого заканчивается буквой Н, с помощью суффиксов, начинающихся на Н (-ник-, -ниц-), то пишем удвоенную согласную: дружиНа – дружиН-НИК, придаН-ое – беспридаН-НИЦ-а.
  2. Если образовано от прилагательного или причастия, в которых уже было НН: коНН-ый – коНН-иц-а, плеНН-ый – плеНН-ик, послаНН-ый – послаНН-ик.

Имя существительное с Н

Слова, образованные с помощью суффиксов –ИК-, -ИЦ-, ОСТ- от прилагательных (отыменных или отглагольных), имеющих в составе одну Н:

ветреН-ый – ветреН-ОСТь, ветреН-ИК, ветреН-ИЦа; дровяН-ой – дровяН-ИК, маслеН-ый – маслеН-ИЦа, смышлеН-ый – смышлеН-ОСТь, гостиН-ый – гостиН-ИЦа.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Дети стоят в кругу

— Давайте выполним зарядку для языка, повторяйте за мной движения

Артикуляционная гимнастика

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок-

Во рту язычок.

Язык-как кисточка моя,

И ею небо крашу я.

За зубами в бугорок

Бьет широкий язычок.

(Стучим кончиком языка за верхними зубами,произнося: «дын-дын-дын»)

Сидя за столами.

— К нам в гости сегодня пришла кукла Настя и принесла с собой букву Н, она мне сказала, что она мало что знает про эту букву и просит от вас помощи, чтобы вы ей помогли больше узнать про эту букву, поможем? Кукла Настя сядет на полочку и будет за вами наблюдать.

На стене нарисовано дерево, обращаю внимание на него. — Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным)

Давайте назовем некоторые из них. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (а, о, у, и)

— Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным). Давайте назовем некоторые из них. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (а, о, у, и).

— А синим цветом какие буквы обозначены? (согласные). Давайте теперь назовем некоторые согласные. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (м, к, т, п, х, с).

— А чем отличаются гласные от согласных? (При произношении гл. звук не встречает преград, а при произношении согласных букв воздух встречает преграды, в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).

II. Основная часть

2.1 Характеристика звука

— Произнесем вместе звук … (дети произносят)

— Что мы чувствуем при произношении звука ? Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречает препятствие, зубы мешают). Значит, какой это звук? (согласный). А как произносится звук Твердо или мягко? (твердо) А звук глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук , если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.

Дети проверяют.

— Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)

— Значит, звук какой, глухой или звонкий? (звонкий)

— Правильно, звук согласный, твердый и звонкий.

-Но у звука есть пара, это звук , давайте его тоже проверим.

— Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречается препятствие, язык мешает).

— Есть присутствует преграда, значит это тоже согласный звук.

-Как произносится звук , твердо или мягко? (мягко)

— А звук глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук , если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.

Дети проверяют.

— Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)

— Значит, звук какой, глухой или звонкий? (звонкий)

— Правильно, звук согласный, мягкий и звонкий.

— Если буква «ЭН» обозначает два согласных звука и , значит в какой домик мы ее поселим? (к согласным).

Отрываю листочек, которым закрыта буква «ЭН» в алфавите.

— Из каких элементов состоит буква «Н»? (из двух длинных палочек и одной короткой).

— Давайте выложим букву «Н» из счетных палочек.

— Молодцы, всё правильно выложили.

2.2. Игровое упражнение «Твердо – мягко»

-А теперь кукла Настя предлагает для вас игру. Давайте встанем в ряд, я каждому из вас раздала 2 карточки, одна синего цвета, а другая зеленого. Я вам буду говорить слова, в которых есть буква Н, если она обозначает твердый звук , вы поднимаете карточку синего цвета, а если услышите мягкий звук , то поднимете карточку зеленого цвета

(нос, небо, лимон, банан, насекомое, диван, нитки, коньки, нора, баран, конь, день, ночь, осень)

— Молодцы, все слушали внимательно и верно поднимали карточки нужного цвета.

2.3. «Составь и прочитай»

— Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой.

Каждый ребенок составляет и читает по одному слогу.

-Маша, возьми сначала букву Н, поставь ее на доску. Теперь возьми букву А и поставь ее после буквы Н. Прочитай, что получилось (НА).

— Антон, возьми сначала букву А, поставь ее на доску. Теперь возьми букву Н и поставь ее после буквы А. Прочитай, что получилось (АН).

2.4. Графический диктант

— Ребята, я вам раздам листы и карандаши. Сегодня мы будем учиться писать букву ЭН. Я вам буду говорить сколько клеточек рисовать и в какую сторону, внимательно смотрите и слушайте.

— У каждого из вас на листе точкой отмечено место, откуда надо начинать рисовать букву эн, нашли?

— 5 клеток вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 5 леток вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево.

— Какая буква у нас получилась? (ЭН)

— Молодцы, отодвиньте от себя всё на край стола.

III. Заключительная часть

— Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (ЭН, а какие звуки она обозначает? (, ).

— Звук какой? (согласный, звонкий, твердый, а звук какой? (согласный, звонкий, мягкий)

Как выбрать Н и НН в словах, образованных от глаголов

Чтобы разобраться с количеством Н в отглагольных словах (к ним относятся прилагательные и причастия), первым делом надо уточнить, в полной форме употреблено слово или в краткой.

Слова в полной форме с НН

Выбор двойной согласной для правильного написания отглагольных прилагательных и страдательных причастий определяется следующими условиями:

Для образования разбираемого слова был использован глагол на –евать или –овать: рискОВАТЬ – рисковаННый, корчЕВАТЬ – корчеваННый. Исключения: кованый, жеваный

Для образования разбираемого слова был использован глагол совершенного вида: бросить – брошеННый, уличить – уличенный, решить – решенный, обещать – обещанный
ВАЖНО помнить слова, исключенные из этого правила только в определенном контексте (т.е. только в указанных сочетаниях): Прощеное воскресенье, конченый человек, посаженый отец (мать), названый брат (сестра).

Требуют двойной согласной любые отглагольные прилагательные и причастия, если в контексте к ним относятся зависимые слова. Например:
мощеНая мостовая (от гл. мостить – несовершенный вид, поэтому с одной Н) – мощеННая красным булыжником мостовая (чем? булыжником – зависимое слово, поэтому НН);
стрижеНая лужайка (стричь – несовершенный вид – одна Н) – коротко стрижеННая лужайка (как? Коротко – есть зависимое слово – НН) Слова, не подчиняющиеся правилу, стоит запомнить отдельно: неслыханный, невиданный, негаданный, нежданный, нечаянный и образованные от них наречия (нежданно-негаданно, нечаянно).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector