Занятие по обучению грамоте «звук [п] и буква п»
Содержание:
Логопедическая тетрадь Парные согласные «Б-П»
Карандашный диктант.
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание № 1. Запиши пару согласным:
ЗВОНКИЕ | ГЛУХИЕ |
В | |
Д | |
К | |
Ш | |
Б | |
С |
Задание № 2. Пальчиковая гимнастика. |
Цепочка Пальчики перебираем И цепочку получаем. | Зайчик и ушки Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, Веселит своих зайчат. | Мышка Серенький комок сидит И бумажкой всё шуршит. |
Задание № 3. Назови картинки. Выдели звук «Б» или «П». Запиши букву. Определи место звуков «П» и «Б» в словах: |
Задание № 4. Прочти слоговые цепочки: |
ПА-ПА-БА-ПА-БА-БА-ПА-БА-БА ПО-БО-БО-ПО-ПО-БО-БО-БО-ПО ПЫ-ПЫ-БЫ-БЫ-ПЫ-БЫ-ПЫ-БЫ ПА-БО-ПЫ-ПУ-БО-ПЭ-БЫ-ПЭ-БУ
Задание № 5. Зачеркни букву «П», подчеркни букву «Б»:
В О А Р П Б Н З М Е Ч Б И В К С Т П Н А З О Б Л Д П Н Т Б Ы Е З СЛ Ц Н Я П Б С И К
А Е Ч З Б В С Ы Д О Щ П Ш З Д Б Т С Н П Ы Ф Д Н З А Л Б В С Ф Н П З К Г П С Б Д З Г
В П Ф Р Б С Н В Т К Д П Б З В Б Д И П Е З О Ф Ы З П Ы М Б О А
Задание № 6. Прочти слова:
ПОЛКА, БАНКА, БУФЕТ, СОБАКА, САПОГИ, ЗАБОР, САБЛЯ, ПУШИНКА, БАШНЯ, СОПКА, КАПКАН, БАРАБАН, БОЛОТО, РАБОТА, ЛАПА, ШАПКА.
Задание № 7. Повтори скороговорку: |
БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ |
Задание № 8. Вставь в слова буквы «П» или «Б» |
Ре_а, жа_а, шля_а, _улка, _ ара_ан, _акет, са_ог, вер_а. |
В саду стояли с водой _очки. На дереве распустились _очки. В городе есть высокая _ашня. Трактор возделывает _ашню. В небе вижу звезды _леск. Слышен волны _леск.
Задание № 9. Допиши предлоги: |
Мяч лежит_______ столе.
Мяч закатился ________ стол.
Маша сидит________ кровати.
Ежик залез ________шкаф.
Задание № 10. Найди и зачеркни лишнюю картинку:
Задание № 11. Определи лишнее слово |
ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА. |
ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА. |
Задание № 12. Подчеркни угощения, в названии которых есть согласный звук «П» – желтым карандашом, а угощения, в названии которых есть согласный звук «Б» – синим карандашом.
В булочной у нас баранки, Булки, бублики, буханки, Пирожки, батоны, плюшки, И плетёнки, и пампушки, Курабье, бисквит, печенье, Бутерброды, пай с вареньем, Много пряников, конфет, Пастила есть и щербет, И пирог с начинкой сладкой, И полено, и помадка… Называйте, не стесняйтесь, Выбирайте, угощайтесь!
Задание № 13. Распредели слова в таблице:
Задание № 14. Определи правильно парную согласную в конце слова «П» или «Б», подбери и запиши проверочное слово. |
ду. |
стол. |
зал. |
гри. |
хле. |
кар. |
сугро. |
укро. |
спосо. |
хлеборо. |
Задание № 15. Вычеркни буквы П и Б |
Весна пришла. Снег быстро таял, вода прибывала. Образовался настоящий потоп. Больше всех пострадали зайцы, кроты, мыши-полевки. Зверькам пришлось покинуть свой дом. Крот проплыл много десятков метров, прежде чем выбрался на сушу. Он очень доволен, что ни одна хищная птица не заметила его блестящей черной шкурки на поверхности воды. Добравшись, он снова благополучно нырнул в землю.
Задание № 16. Составь предложения из слов, данных вразбивку, вставляя пропущенные буквы П и Б:
Голу_ому, не_у, _о, _лыли, о_лака.
_______________________________________________________________________________
Проверка знаний:
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
logoped18.ru
Задание: печатная буква П для дошкольников
Рассмотри букву П. На что она похожа? Напиши букву П в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Скачать файл
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Паровоз пускает пар,
Печку топит кочегар: п-п-п. Как пыхтит паровоз?
Чайник на плите стоял,
Через носик пар пускал: пах-пах-пах. Как чайник пускает пар?
2. Сообщение темы.
Ребята, вы догадались, с каким звуком мы познакомимся? Звук П. Когда мы произносим звук П, губы не хотят пускать Воздух, а он все равно прорывается между ними, и губы сердятся, тихо и «пыхтят», шлепают друг о дружку. (дети смотрят в зеркало).Символ звука П чайник. (схемы Ткаченко)
Попробуйте протянуть нашу звуковую ниточку на клубочек. Что происходит? Ниточка «рвется». Звук не умеет петь. Что звуку мешает петь? Губы.
Как называются звуки, которые не умеют петь? (согласные).
3. Игровое упражнение «Хлопни, когда услышишь звук П».
Из ряда гласных и согласных звуков, слогов, слов.
4. Игра «Почтальон Печкин собирает письма».
У детей по две картинки, в названии одной первый звук П, в названии второй звук П отсутствует.Например: павлин – аист, попугай – курица, пони – ослик, пальто – куртка. Почтальон Печкин (переодетый взрослый) с почтовой сумкой, к которой прикреплен, символ буквы П. Почтальон проверяет, правильно ли дети «отправляют» письма, просит произнести каждого ребенка свое слово, выделив звук П.
5. Игровое упражнение «Поймай звуки».
Что получится, если я произнесу звук А. а потом П (Ап).
П –А (Па) и Т. Д.
6. Физминутка.
Надувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
7. Работа с иппликатором Кузнецова.
Произношение звуков в слогах (па-по-пу-пи-пы-пэ, сначала правой, а потом левой рукой.
8. Знакомство с буквой.
Подходящие ворота,
Проходи, кому охота!
Что эта буква нам напоминает? Отыскивание буквы П среди других букв.
9. Звуковой анализ обратных слогов АП,ОП:
-выделение первого гласного,
-выделение последнего согласного,
-полный анализ слога.
10. Чтение.
АааааааааП, ОооооооооП и т. д. (водим пальчиком).
11. Итог.
Вспомните слова, которые начинаются на согласный звук П. Какой это звук?
Задания воспитателям.
1. Находить букву в ряду других букв.
2. «Раскрась букву П» (синим цветом).
2. Игра «Логокуб».
3. Печатать букву П. («Рабочая тетрадь» средний дошк. возраст Нищевой)
4. Выложить из пуговиц, семян и т. д.
5. Игра с мячом «Мяч передавай — слово называй» (на заданный звук)
6. Вылепить букву из соленого теста, пластилина и укрась ее.
7. Игра с мячом «Разноцветные мячики».
Красный — гласный. Синий – нет.
Что за звук? Мне дай ответ!
Буква П — Заюшка
попугай
павлин
принцесса
пе-тух
пчела
по-езд
па-латка
подснежники
по-пу-гай
Стихи с буквой П
Похвалили птицы.
Прилетели к павлину птицы
Перьями похвастать — хвалиться.
Показал перепел перья —
Перья ровные, перья серые.
Показал пеликан перья —
Перья гладкие, перья белые.
Показал попугай перья —
Перья яркие, краски смелые.
Показал павлин хвост павлиний —
Павлина все птицы хвалили.
Задания с буквой П
Другие буквы — Азбука от Заюшки с картинками, детскими стихами и заданиями.Материал предназначен для родителей и воспитателей, для использования дома и в детском саду.Копирование материалов для распространения в интернете запрещено.
Сказки с буквой для детей
Чтобы ребенку было проще запомнить новое, можно познакомить его со сказками про П.
В стране Алфавит жили 33 буквы. У каждой из них была своя жизнь. Все они были разными и неповторимыми, у всех был свой характер. Например, Н была непоседливой, Л- ленивой, А-аккуратной. А П была печальной. Она произносила слова глухо и тихо, ее плохо слышали. Она часто плакала, потому что ей неудобно было жить в доме: в дверь не пройдешь, на стуле не посидишь, приходится вечно стоять, как табуретка.
Тогда она решила отправиться в увлекательное путешествие по стране в поиске других глухих звуков, с которыми она могла бы дружить и которые помогли бы ей построить более удобное жилище.
Она прошла поле и дошла до джунглей, где жили попугаи. Увидев букву, они сильно обрадовались и начали кричать: «Привет! Привет!». И тогда П поняла, что она точно может найти друзей, ведь с нее начинаются слова: «привет», «пока», которые произносят при встрече и прощании с друзьями
С нее начинается слово «помощь», которое так важно в дружбе. П сразу повеселела и пошла домой
Придя домой, она напекла пироги своим соседям — буквам О и Р. Они пообщались, и соседки решили помочь построить для П просторный дом. Они стали часто навещать ее, приносить подарки и стали ее лучшими подругами! Так П поняла, что она важна. И ей стало сладко жить.
В мире Азбуки случилось Происшествие: Пропала П. Никто не мог Понять, куда она делась. У Порога ее жилья нашли записку: «П Похитили мы, Пираты! Принесите сокровища, и сможете Получить ее назад.» У букв не было никаких сокровищ, поэтому они решили всем алфавитом спасать Подругу.
На Паруснике Пиратов Плакала П: «Зачем вы меня Похитили? Я нужна дома, чтобы дети могли читать и Писать». «А зачем это нужно?»-спросили Пираты. «Чтобы быть образованными, многое знать, делиться информацией с другими. И ведь это так интересно, сидеть, перелистывая страницы книги, читая газеты. Можно Писать Поэмы, Письма»-ответила П. «Мы тоже хотим!»-закричали Пираты.
Вдруг на корабль стали Подниматься буквы. «Мы спасем тебя!»- воскликнули они. «Подождите! Поможем Пиратам научиться читать и Писать. Тогда они Перестанут Похищать кого-то и будут заниматься образованием». Таким образом Пираты стали грамотными и решили оставить разбой.
Ход НОД.
I.Оргначало.
-К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
-А мы сегодня с вами познакомимся с новой буквой.
Шапокляк:
-Ха-ха. Никакую букву вы сегодня не увидите, потому что я её спрятала, а где не скажу. Вот выполните мои задания и соберёте подсказки, тогда и узнаете где она. (убегает)
-Дети, вы поможете отыскать букву? (да)
II.Повторение изученного материала.
1. Составление предложений по картинкам на экране.
-Из чего состоят предложения? (из слов)
-О чём рассказывают все предложения? (о зиме)
-Давайте подышим свежим зимним воздухом.
Дыхательная гимнастика.
Дети получают первую подсказку в виде фрагмента картинки и переходят к следующему заданию по коррекционной дорожке под музыку.
2. Деление слов на слоги. Игра «Наоборот».
Хорошо. (плохо) Кривая. (прямая) Ложь. (правда)
Гладкий. (пушистый) Левая. (правая) Первый. (последний)
-Что общего в звучании слов? (звук п)
-Какой это звук? (согласный, твёрдый)
Дети получают вторую подсказку в виде фрагмента картинки и переходят к следующему заданию, выполняя прыжки из обруча в обруч, под музыку.
3. Называние слов со звуком п и определение его места в слове. Игра «Почините платье». (дети называют слова с заданным звуком и закрывают дырки на платье синими кружками-звуками)
Дети получают третью подсказку в виде фрагмента картинки и переходят к следующему заданию по коррекционной дорожке под музыку.
4. Загадки.
Гребешок аленький, Принялась она за дело.
Кафтанчик рябенький, Завизжала и запела.
Двойная бородка, Ела, ела дуб, дуб,
Важная походка. Поломала зуб, зуб. (пила)
Раньше всех встаёт.
Голосисто поёт. (петух)
Наряд мой пёстрый, Пять мальчиков,
Колпак мой острый, Пять чуланчиков.
Мои шутки и смех Разошлись мальчики
Веселят всех. (Петрушка) В тёмные чуланчики.
Каждый мальчик
В свой чуланчик.
(пальцы и перчатки)
Какой звук спрятался во всех отгадках? (звук пь)
Какой это звук? (согласный, мягкий)
Дети получают четвёртую подсказку в виде фрагмента картинки и переходят к следующему заданию, пролезая через тоннель, под музыку.
5. Игра «Накорми мышку». Называние слов со звуком пь и определение его места в слове. (крошки – зелёные кружки-звуки)
— Все подсказки собраны. Давайте попробуем их соединить. Что получилось? (сундук)
Шапокляк:
-Отгадали! А всё равно вам сундук не открыть, потому что ключи у меня. А я вредная и злая.
Педагог:
-Дети,давайте подарим Шапокляк хорошие слова: добрая, умная.
Шапокляк:
-Ладно, отдам я вам букву, только вы меня не прогоняйте. Я тоже учиться хочу. (открывает сундук и отдаёт букву)
III. Изучение нового материала.
— Имя этой буквы «пэ». Из чего она состоит? (ножки и вверху перекладинка)
Дети, посмотрите какое платье носит буква? (синее)
А как вы думаете, почему? (она согласная)
Правильно.
Буква П всё время в одном и том же платье, а ей хочется другое – красивое.
Давайте попробуем его сделать.
Пальчиковая гимнастика.
IV. Выполнение орнамента из нетрадиционного материала на букве.
Дети садятся за столы и выполняют орнамент на букве.
V. Подведение итога непосредственно образовательной деятельности.
Сложно было освобождать букву? (да)
А какое задание было самым трудным?
Вы молодцы и очень дружные дети, поэтому и справились со всеми заданиями Шапокляк.
Задания с буквой «П»
1. Хлопни в ладоши, если услышишь звук П!
Паучок приехал на базар.Мухам паучок привёз товар.Он его развесил на осинке:«Кто из вас желает паутинки?»
2. Физминутка. Перебираем слова со звуком «П». Если это слово «на полу», то приседаем, если «на потолке», то поднимаем ручки вверх.
плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок
3. Прочитай слоги и добавь к ним букву или сочетания букв и получишь новые слова!
4. Прочитай слова и найди их на картинке.
5. Определите, мягкий или твёрдый звук П!
пенал, помидор, петух, плот, Петя, парта, пылесос, перчатка, пила, паучок, песня, пёс, пчела, парк, поле, подарок
6. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук
= Б», Т», П», Т», Ф», П», К», П», М», П»
= БЯ, ПЯ, СИ, ПИ, ТЕ, ПЕ, ВЮ
= комок, осина, пихта, топь, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка
7. Замени в слове первую букву на звук . Какое слово у тебя получилось?
- вилка — …илка
- лень —
- медаль —
- зелёнка —
- лесенка —
- мир —
- лекарь —
- лесок —
- речка —
8. Закрась части мозайки с буквой П. Что получилось? (источник)
9. Найди слова на букву П
10. Отгадайте загадки!
В тёмном уголке живёт,Шёлковую нить плетёт.Он тайком сюда забрался,Строить новый дом собрался./Паук/
* Посчитаем, сколько слогов в слове “паук”! (2 слога)
* Какой слог первый? (па)
* Какой первый звук в слоге “па”? (п)
* Дайте характеристику звуку П! (согласный, глухой, твёрдый)
* Какой буквой мы обозначим звук ? (П)
На полюсе южномМорозном и вьюжномРодился у мамы детёныш один.Он в море ныряет,Простуды не знает,Ведь он настоящий …/Пингвин/
* Посчитаем, сколько слогов в слове “пингвин”! (2 слога)
* Какой слог первый? (пинг)
* Назови второй слог! (вин)
* С какого звука начинается слово “пингвин”? (пь)
* Дайте характеристику звуку! (согласный, глухой, мягкий)
* Какой буквой мы обозначим звук ? (П)
11. Определите, мягкий или твёрдый звук П!
пенал, помидор, петух, плот, Петя, парта, пылесос,
перчатка, пила, паучок, песня, пёс, пчела, парк, поле, подарок
12. Звуки П и ПЬ играют с тобой в прятки. Какой звук спрятался в названии каждой картинки? Определи, в начале, середине или конце слова?
13. Соедини с буквой П только те предметы, названия которых начинаются со звуков “П” и “ПЬ”
14. А ты можешь попасть из пушки по всем буквам П? Сделай из них мишень: обведи их в кружочек.
15. Какие буквы можно составить из буквы П?
16. Найди 8 слов со звуками П и ПЬ.
17. Печатная буква П
18. Буква П прописью
19. Логопедическое лото
20. Рабочие листы
21. Прочитайте слово в левом столбике, а затем в наборе букв найдите это слово и подчеркните его.Пенал пналилпилпиналпеналпенаПесня пелипесяпесняпеняпеснялиЛапка каплапалакалапкаляпкалапка
22. Раскрась петушка, где буква П, в красный цвет.
23.Найди букву П на карточке. Обведи все буквы П карандашом (если карточка распечатана на бумаге).
24. Рассмотри внимательно картинки, назови слова и скажи, какая буква потерялась?
25. Выложите из счетных палочек букву П.
26. Игра «Запоминалки»
Напишите на 5 карточках легкие слова, начинающиеся на П. Дайте ребенку минуту на запоминание и переверните их. Он должен будет назвать все, что запомнил. Добавьте еще 2 слова и дайте 45 секунд на запоминание. Потом увеличьте количество до 10. Если ребенок назовет все, он выиграл.
И напоследок повторите, что ребенок усвоил за этот урок. Вопросы для детей:
— Какую букву мы сегодня изучили?
— С каким звуком она образует пару звонкости-глухости?
— Как она пишется?
— Какие слоги вы знаете с этой буквой?
— Какие слова, начинающиеся на П, вы можете назвать?
— Если дети ответили на все эти вопросы, то материал можно считать пройденным. Если нет, повторите с ребенком то, что он не понял.
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: Буква П
Изучаем букву П.
Задания которые надо выполнить:1) Раскрасить букву П, раскрасить картинки и соединить их карандашом с буквой.2) Попробовать написать большую и маленькую печатную буквы П.3) Найти и обвести все буквы П4) Прочитать по слогам слова начинающиеся на букву П.5) Написать прописные буквы П6) Послушать стихи на букву П и отгадать Загадку.
Буква П
Буква П
Буква П
Буква П
Стихи про букву П
***С ПАУКОМ такой был случай:Как то плел он сеть паучью.Нет истории смешней -Сам запутался он в ней!
***Панцирь носит черепаха,прячет голову от страха.
***Пингвин, поплавав в море,Сидел на пляже снежномИ думал: «Как прекрасноНа южном побережье!»
***Петя, Петя, Петушок,С буквой П знакомится,Чтобы Папа прочитать,Букву П всем надо знать.
***Петушок на забор взлетел,Всех птиц к себе позвать велел,Знаете, мои друзья,На букву П все птицы, и конечно Я.
Пете папа говорит,Учи Петя алфавит,Букву П ты будешь знать,Сможешь путешествовать.
***Говорил недавно кто-то:П похожа на ворота,Возражать мне было лень,Я-то знал, что П как пень.
***На хоккее, на футболеБуква П – ворота в поле
Загадка про букву П***Пианино ПрошиноНовое хорошее.Пальчик клавишу нажмет,Пианино запоет:До-ре-ми! До-ре-ми!Лучше пой, а не шуми!Пляшут птички на тропе,Напиши им букву… (П)
Задания по Алфавиту
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напряжение, корригирует эмоционально-волевую сферу).
Изобразите ссорящихся петухов.
Изобразите поросят, которые испугались волка.
Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково (После этого дети садятся).
II. Сообщение темы занятия.
(Педагог предлагает детям отгадать загадки)
1. По квартирам и домам
Много писем, телеграмм
Он приносит адресатам.
Как зовут его, ребята? (Почтальон)
2. Розовая спинка,
А на ней щетинка,
Свинки ребенок
Звать его… (Поросенок)
3. Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет. (Петух)
4. Из – за тридяветь земель
Мчит бумажный Журавель
Мог бы он лететь и дальше
Но нырнул в почтовы ящик (Письмо)
— Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П)
— Какой первый звук вы услышали в слове «петух»? (Звук )
— Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? (О звуках , )
III. Характеристика звуков [П |. [Пь|.
• Произнесите звук . Что вы видите? (Губы сжимаются и разжимаются и создают преграду воздуху)
• Попробуйте пропеть звук .
• Получается? (Нет)
• Значит, звук [П| гласный или согласный? (Согласный).
• В какой домик мы его поселим? (В синий) (Демонстрируется синий домик)
• Положите руку на горло, произнесите звук . Голос спит или звенит? (Спит)
• Значит, звук глухой или звонкий? (Глухой)
• Какой звук мы произносим твердо или ? (Звук [П|)
• Каким цветом мы обозначает твердый звук? (Синим)
• А как мы произносим звук ? (Мягко)
• Каким цветом мы обозначаем мягкий звук? (Зеленым)
• Какой первый звук в слове почтальон? Твердый звук
• Какой первый звук в слове «петух»?
• Назовите первый звук в слове «поросенок» ?
• Назовите первый звук в слове «письмо»
А теперь скажите, какой звук ? (Согласный, твердый, глухой).
IV. Работа с учебником.
• Послушайте, какие звуки произносят звукоежки: «П», «Пь». Произнесите и вы их. Они гласные или согласные? (Согласные). Слева какой звук? (Твердый, каким цветом мы его обозначим? (Синим). Справа какой звук? (Мягкий, каким цветом мы его обозначим? (Зеленым). Ребята, Грамотейка моет посуду. Назови, что он уже вымыл? (Половник, пиалу). Давайте обведем эти предметы по контору и дорисуем схемы. Какой первый звук в слове «половник»? , каким цветом мы обозначим его на схеме? (Синим). Какой первый звук в слове «пиала»? , каким цветом обозначается на схеме? Познакомьтесь с буквой П. Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.
Буква П на мост похожа,
По мосту идет прохожий.
А внизу через проход
Проплывает пароход.
Ребята, из скольки палочек состоит буква «П»? (Из трех). Возьмите три карандаша и выложите эту буку у себя на парте. Звуки П и Пь обозначаются этой буквой. Давайте напишем эту букву. Рассмотрите рисунок. Прочитайте, что пропищала мышь, увидев кота? . Что сделал кот? Прочитайте. . Напишите эти слова. Сколько звуков в каждом слове? (два). Какой первый звук в слове «Пи»? (Мягкий). Каким цветом обозначим? (Зеленым). Какой второй звук? . Каким цветом обозначим? (Красным). Раскрасьте схему под словом «Ап» самостоятельно.
V. Физкультминутка.
— А сейчас отдохнем.
Раз — поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
— Если это слово «на полу», то приседаем, если «на потолке»,то поднимаем руки вверх: плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок.
Хлопни в ладоши, если услышишь звук
Паучок приехал на базар.
Мухам паучок привез товар.
Он его развесил на осинке:
«Кто из вас желает паутинки?»
VI. Закрепление изученного материала
Теперь поиграем (Развитие слухового восприятия). Я буду называть звуки , а вы будете поднимать синий кружочек, если услышите твердый звук, или зеленый, если услышите мягкий звук.
Пенал, петух, парта, пылесос, перчатка, пила, песня, пес, пчела, парк, поле, подарок, помидор, пятница, печка, Петя, павлин.
-А сейчас, ребята,я предлагаю вам повторить слоги : ПА, ПЯ, ПО, ПЁ, ПЫ, ПИ, ПУ, ПЮ, ПЭ, ПЕ, МА. Скажите мне, какой слог лишний? (МА).
— Ребята перед вами лежат листки с буквами. Я попрошу вас подчеркнуть только буквы «П». А П У О П И Э Ы П М Ю П Ё Я П
VII. Подведение итогов занятия. Оценка работы детей. Молодцы! С заданием справились отлично, какие звуки мы сегодня изучали? (, ) Назовите по одному слову со звуком .
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам стать поварятами. Мы будем с вами покупать продукты, нарезать их и готовить из них разные блюда. Вы согласны?
Дети: Да!
Логопед: Знаете, дети, на кухне всегда бывает очень шумно из-за того, что работают разные приборы, шумит вода. И мне хотелось бы проверить хороший ли у вас слух и сможете вы меня услышать. Для этого я буду отстукивать определенный ритм, а ваша задача — повторить его без ошибок.
! !! !! !! !! !! !
Дети повторяют, закрыв при этом глаза.
2. Основная часть.
Логопед: Молодцы! Теперь можно приступать. Я сейчас вам назову слова, послушайте внимательно, и скажите, какой общий звук встречается в этих словах?
Продукты, пончик, плов, суп, лапша, компот.
Дети: Это звук .
Логопед: Правильно! А кто сможет рассказать про него?
Ребенок: Звук (так пыхтит самовар) — согласный, глухой. При произношении звука нижняя и верхняя губы соединяются, создавая преграду для прохождения воздуха изо рта, произносим звук коротко. Он глухой, так как голосок не дрожит.
Логопед: А чтобы запомнить его,мы поиграем в игру: «Поймай звук»
Дети хлопают в ладоши, услышав звук в ряду других звуков,слогов и слов: м-в-п-ж-п-ф-б-п-го-па-ды-пу-му-сок-пух-мак-пуля-сани-булка-сапог.
Логопед: Хорошо. Прежде, чем приготовить какое-нибудь блюдо, нужно что сделать?
Дети: Купить продукты.
Логопед: Тогда идем за продуктами, а где они продаются?
Дети: В магазине.
Логопед: Мы будем с вами варить борщ, значит, покупаем продукты, которые нам нужны для этого.
Логопед выкладывает картинки с продуктами, и дети выбирают нужные (капуста, свекла, лук, картофель, мясо, укроп, помидор).
А скажите, есть ли в названии этих продуктов звук ?
Дети: Да, в слове укроп, помидор и капуста.
Логопед: А где спрятался этот звук в словах? В начале, середине или конце?
Дети: В слове помидор — в начале, укроп — в конце, капуста — в середине.
Логопед: Что нам нужно теперь сделать?
Дети: Помыть и порезать.
Логопед: Отлично. Будем резать и делить слова на слоги.
Дети переворачивают картинки, на обратной стороне нарисована горизонтальная линия, которую нужно разделить с помощью фломастера на столько частей, сколько в слове слогов.
Логопед: Отлично. Бросаем все ингредиенты в кастрюлю и варим борщ.
Физкультминутка: «Вкусный борщ»
Сварим борщ мы очень вкусный (размешиваем суп)
С луком, мясом и капустой.
Все почистим и порежем, (движения по тексту)
Свеклу и морковь натрем.
И укропчиком посыплем.
Всех на борщ мы позовем.
Логопед: Да, борщ у нас получился очень вкусный. Ребята, а мне вот стало интересно, в слове «печенье» тоже есть звук ?
Дети: Нет. Там звук .
Логопед: А чем они отличаются?
Дети: -это твердый звук, он как камень и обозначают его синим цветом, а — мягкий как подушка, и обозначают его зеленым цветом.
Логопед: Правильно.Тогда давайте с вами приготовим еще два блюда: пиццу и компот из ягод и фруктов. Все продукты для пиццы кладем в зеленый лоток, т. к. в этом слове мягкий звук. А компот будем варить в синей кастрюле, т. к. звук в слове — твердый. Но продукты наши спрятаны (картинки с продуктами перевернуты) и чтобы их найти, нужно правильно отыскать слова с соответствующими звуками (мягкий и твердый). (Карточки двусторонние: с одной стороны изображен продукт и одна буква (либо слог, с другой- любое слово с заданным звуком: — пальто, лопата, панама, пушка,сапог, — пень, пистолет, копейка, печка, письмо, перо). И если вы правильно выполните задание, то у вас окажутся нужные продукты. (Детей можно разделить на группы.)
(Для пиццы картинки: тесто, перец, сыр, колбаса, лук.Для компота: персик, вишня, малина, курага, сахар, слива).
Логопед: Посмотрите внимательно на продукты и скажите, в названии каких есть знакомые нам звуки?
Дети: Перец, персик.
Логопед: предлагаю сделать звуковую схему к словам.
Скажите, ребята, а какой буквой обозначают звуки , ?
Дети: Буквой П.
Логопед: А на что она похожа?
Логопед: Давайте выложим эту букву из счетных палочек, веревочек и напечатаем ее в тетради.
Мы совсем с вами забыли про наши блюда, давайте их приготовим. Для этого надо составить слово из букв (либо слогов, которые написаны под картинкой. Что за слова у вас получились? (Дети делятся на 2группы).
Дети: Пицца и компот.
Когда варится компот, его нужно помешивать. Я буду помешивать компот, а вы смотрите за моей рукой глазами, не отрывая взгляд. (Гимнастика для глаз: круговые движения в разных направлениях, в виде восьмерки, крестиком).
Логопед: А теперь мы напечатаем наши слова в тетрадь. И каждая группа придумает предложение со своим словом и запишет схему предложения.
3. Итог занятия.
Сказка про букву П
День поросенка
Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете почтальону:
— Завтра наш праздник. День поросенка. Я хочу послать посылочку моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит.
А Пончик жил на другой стороне пруда.
«Пешком далеко, не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту»,— решил Петя.
Сел он на плот, поставил парус и плывет потихонечку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умел.
— Помогите! Тону-у! — кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросенок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?»
Хорошо — Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал Петю пятачком к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег.
— Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь Петя тебе посылку вез.
— Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно.
(Г. Юдин)
Веселые стихи про букву П для детей
Петя
Петуха спросили дети:
— Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
— Хорошо умею петь я.
(И. Коньков)
Висит пиджак.
Опустив рукава.
Живет пиджак,
Спустя рукава:
Прогулял урок,
И все ему трын-трава!
Скажи, дружок,
Хоть раз была
На твоих плечах голова?
(Г. Сапгир)
Пила
Наша острая пила —
Не пила, а пела.
Не пила, не ела.
Ни разу не присела.
Звонко пела,
Как могла,
Развеселая пила.
Напилила дров —
Будь, хозяин, здоров!
(Перевод Я. Акима)
Попугай
— Если сможешь, угадай,
Что нам скажет попугай?
— То и скажет, полагаю,
Что вдолбили попугаю!
(Б. Заходер)
Полосатые стихи
Полосатые тигрята
От рожденья полосаты.
Есть полоски у Енота,
И у зебры их без счета.
Есть полоски на матрасе,
И полоски на матроске.
У шлагбаума — полоски,
И полоски на березке.
Есть красивые полоски
У рассвета и заката.
Но встречаются ребята —
Все от грязи полосаты…
Не хочу про них писать
В полосатую тетрадь.
(Г. Сапгир)
Пони
Адрес перепутали
Маленькие кони:
Вместо Лилипутии
К нам попали пони.
(А. Шлыгин)
Прививка
— На прививку!
Первый класс!
— Вы слыхали?
Это нас!
Я прививки не боюсь:
Если надо — уколюсь!
Ну подумаешь, укол!
Укололи и — пошел…
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.
Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет!
Если только кто бы знал бы,
Что билеты на футбол
Я охотно променял бы
На добавочный укол!..
— На прививку!
Первый класс!
— Вы слыхали?
Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня дрожат коленки.
(С. Михалков)
Птичья зарядка
Птица хочет пробудиться.
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.
(В. Берестов)
— Не жалейте пятачка,
— Говорит корова.—
Вкусного, парного! —
Поросята тут как тут:
— Нам по целой кружке!
— Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки…
(А. Шибаев)
До чего красив Павлин!
У него порок один:
Вся павлинья красота
Начинается С хвоста.
(Б. Заходер)
Погляди, павлин какой!
Хвост как веер расписной.
Не гордись, павлин, хвостом
— Прослывешь большим глупцом.
(Ф. Бобылев)
Паучок приехал на базар,
Мухам паучок привез товар.
Он его развесил на осинке:
— Кто из вас желает паутинки?
(В. Орлов)
В это время пеликан
Прилетел из дальних стран.
Он разинул клюв широкий
И прочел такие строки:
— Пассажирский пароход
Прямо к пристани плывет.
— Слов на букву П немало,
— Птичка Пеночка сказала.
(Г. Сатир)
Через рельсы — переход,
А на рельсах — пароход.
Через речку — перевоз,
А на речке — паровоз.
Поменяем все местами.
Что теперь мы видим с вами?
Вот на речке — пароход,
Через речку — переход.
Вот на рельсах — паровоз,
Через рельсы — перевоз.
(Г. Сатир)
Петрушка-озорник привез
На самый полюс Пылесос.
Он в пять минут почистил льдину,
Ну а потом — пиджак пингвину.
(Г. Сатир)
Причина
Оно выручает лентяя любого.
Оно объясняет.
Оно покрывает,
Оно от стыда и позора спасает.
Не сделал,
Забыл,
Тяжело,
Далеко…
Причину найдешь —
И дыши глубоко!
С совестью мир.
Не запятнана честь…
Чего-то там нет,
Но причина-то есть!
Ребята, ребята,
Вы завтра — мужчины.
Не надо причин!
Не ищите причины!
(В. Викторов)
Ни пуха, ни пера
Рано утром Мама-квочка
В класс отправила Сыночка.
Говорила:
— Не дерись,
Не дразнись,
Не петушись.
Поспеши,
Уже пора.
Ну, ни пуха, ни пера.
Через час,
Едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора.
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха,
Ни пера.
(В. Орлов)
Продленный день
Две девчонки говорили:
— В нашей школе день продлили!
— Я люблю продленье дня.
Запишите и меня!
Записали.
Тут же нас
Повели в продленный класс.
Там в окно продленное
Солнце удивленное.
А потом обед продленный —
Борщ, сметаной забеленный.
А потом — внимание! —
Во дворе гуляние!
А потом — продленный срок,
Чтобы выучить урок.
Только вечер очень-очень
Был в тот вечер укорочен.
(Л. Фадеева)