Что нужно знать воспитателю о своих правах? отвечаем на популярные вопросы

Что, собственно, должен делать младший воспитатель в группе?

Итак, основные обязанности младших воспитателей:

Принимает участие в организации и планировании учебно-развивающей деятельности в группе. Это как раз тот пункт, который отличает помощника от младшего воспитателя.

Как раз, кстати, для самоподготовки младшему воспитателю я подобрала еще хорошие книги: «Взаимодействие семьи и ДОО: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей»;«Родитель – ребенок – педагог: модели развития взаимоотношений»;

Обеспечивает благоприятную обстановку для жизнедеятельности воспитанников. Следит за соблюдением режимных моментов в группе;
Под руководством воспитателя совместно с медицинской сестрой проводит мероприятия по сохранению и укреплению здоровья малышей, способствует их всестороннему физическому и психологическому развитию;
Способствует развитию навыков самообслуживания у воспитанников, следит за безопасностью их жизнедеятельности, оказывает помощь по соблюдению санитарно-гигиенических норм

Обеспечивает распределение обязанностей по дежурству по группе между детьми;
Активно участвует в профилактической работе относительно предупреждения возникновения отклоняющего поведения, своим примером демонстрирует важность здорового образа жизни и отклонения вредных привычек;
Несет ответственность за состояние оборудования и помещений группы, строго выполняет требования санитарно-гигиенических норм;
Обеспечивает питание воспитанников со строгим соблюдением режима дня, следит за соблюдением нормы выдачи пищи;
Под руководством воспитателя обеспечивает уход и присмотр за воспитанниками, помогает собираться им на прогулки, в бассейн, на занятия по физкультуре, оказывает помощь при укладывании в постель, обеспечивает регулярную смену белья, мытье посуды, инвентаря, делает уборку помещений;
Обеспечивает выполнение требований охраны труда и пожбезопасности.

Почему у младшего воспитателя так много обязанностей? Но ведь мы работаем с детьми, вашими, детьми. Уход за одним малышом – занятие нелегкое, а представьте, если их 20-30?Надеюсь, вы, как и я, будете больше ценить и уважать наших нянь или младших воспитателей, ведь они выполняют почти все то, что вы делаете для своих детей, и при этом не ждут благодарности…

На этом буду прощаться, но только до завтра! Просьба поделиться ссылками с друзьями, а также подписаться на обновления.

Заполняем должностную инструкцию воспитателя

  1. В начале документа пишется его наименование, а также ниже, с правой или с левой стороны (это не имеет значения) отводится место для утверждения руководителем. Сюда вписывается полное наименование организации (в соответствии с регистрационными документами), должность начальника, его фамилия, имя и отчество. Две строки необходимо оставить пустыми – сюда позже будет поставлена подпись и дата утверждения.
  2. Открывает основную часть документа раздел под названием «Общие положения». Здесь прописывается, к какой группе работников относится воспитатель (рабочие, служащие, специалисты), требования к уровню образования, опыту работы, а также (при необходимости) наличию медицинского допуска. Далее указывается непосредственный руководитель воспитателя, сотрудник, который обязан его замещать в случае отсутствия на рабочем месте (без ссылки на конкретные имена и фамилии), а также порядок его назначения и увольнения с должности.
  3. После этого в раздел вписывается условие о знании воспитателем специальной литературы (пособий, методичек), различных правил, законов, нормативных актов, способов и методов работы, а также документов, которыми должен руководствоваться воспитатель при исполнении своих служебных обязанностей.
  4. В «Обязанностях» фиксируются все те функции, которые входят в компетенцию воспитателя. Данный раздел самый объемный, поскольку задачи, проблемы, вопросы, которые он должен решать в рамках своей работы, необходимо прописывать особенно тщательно и подробно. Именно эта часть документа в случае споров и разногласий между работодателем и подчиненным обретает особый вес.
  5. Раздел «Права» определяет инициативы, которые вправе высказывать воспитатель для улучшения качества своей работы. Здесь указываются все его полномочия, в том числе разрешения на право требовать, сообщать, договариваться, получать информацию, представлять интересы и производить прочие действия, которые приведут в конечном итоге к повышению его производительности труда.
  6. В разделе «Ответственность» необходимо прописать нарушения, ошибки, проступки, за которые воспитатель понесет наказание, в виде дисциплинарного взыскания (от простого замечания до расторжения трудового договора). Отдельным пунктом здесь можно отметить то, что эта часть должностной инструкции укладывается в рамки закона РФ.
  7. Напоследок должностная инструкция должна быть заверена лицом, которое обязано следить за выполнением воспитателем своих трудовых обязанностей, а также самим воспитателем. Только после этого документ передается на утверждение руководителю организации.

Обязанности помощника воспитателя

Главная задача помощника воспитателя – оказать необходимую помощь и поддержку своему более квалифицированному коллеге, тем самым позволив ему максимально продуктивно организовать деятельность детей в группе.

В перечень обязанностей данного специалиста необходимо внести следующее:

  1. проведение уборки и санитарной обработки помещений;

  2. помощь воспитателю при проведении занятий, подготовке к прогулке;

  3. обучение детей принципам сервировки стола, культуры питания;

  4. следить за состоянием детских полотенец и постельного белья, при необходимости заменять на новые;

  5. выход в качестве замены воспитателя;

  6. по мере возникновения необходимости оказание помощи старшему воспитателю, медсестре, а также руководству;

  7. следить за детьми во время тихого часа, оказание помощи.

Для того, чтобы исполнять свой трудовой функционал, помощник воспитателя должен знать:

  • установленный в учреждении распорядок труда;

  • нормативы содержания помещений, а также используемого оборудования;

  • принципы работы с детьми дошкольного возраста.

Необходимо также отметить, что данный специалист несет непосредственную ответственность за жизнь и состояние здоровье группы, за сохранность детских вещей, а также необходимого оборудования и инвентаря.

Источник фото: Yan Krukov/pexels

Обязанности воспитателя

Помимо организации дня, приемов пищи и сна, воспитатель обязан обеспечит детям благоприятные условия для воспитания и обучения. На протяжении дня ребята должны участвовать в активных играх, развлекательных мероприятиях и обучающих занятиях.

В праздничные дни проводится особая программа, к которой дети готовятся заранее. В подготовке выступлений берут участие музыкальные руководители и инструкторы по физкультуре.

В ежедневные обязанности педагога входит поиск общего языка с каждым конкретным ребенком. В основе воспитания лежит понимание темпераментов и характеров малышей, на основе которых воспитатель находит индивидуальный подход к детям.

А также отдельное внимание уделяется уважительному отношению к ребенку. Это не значит, что педагог должен ходить на цыпочках вокруг воспитанников

Целью его работы должно стать формирование уважительного отношения ко всем членам группы: дети учатся уважать взрослых, а старшие прислушиваются к малышам.

Естественно, у каждого отдельного педагога имеется индивидуальный опыт общения с детьми, а также своя методика воспитания. Такие качества, как чуткость, внимательность и терпение — это признак не простого выполнения профессиональных обязанностей, а преимущество людей, работающих по призванию.

Образец должностной инструкции помощника воспитателя

1. Общие положения

  1. Сотрудник, принятый на должность помощника воспитателя, включается в разряд работников младшего обслуживающего персонала.
  2. Помощника воспитателя принимает на работу и увольняет с нее заведующий детским садом.
  3. Работник находится в подчинении заведующего детским садом, заведующего хозяйством учреждения и воспитателя группы.
  4. На эту позицию должны быть приняты совершеннолетние лица, имеющие среднее или среднее специальное образование.
  5. Работник, принятый на данную работу, должен владеть такими знаниями:
    • положений трудового законодательства;
    • требований и норм охраны труда и пожарной безопасности в учреждении;
    • правил охраны жизни и здоровья детей;
    • санитарных норм и правил;
    • правил внутреннего трудового распорядка.
  6. Работник при осуществлении своей деятельности ориентируется на:
    • Устав учреждения;
    • санитарно-гигиенические нормы и правила;
    • правила внутреннего трудового распорядка;
    • распоряжения руководства;
    • данный документ.
  7. График работы помощника воспитателя формируется и утверждается заведующим детским садом, длительность трудового времени составляет 40 часов в неделю.
  8. Помощник воспитателя проходит медицинский осмотр каждый квартал года.
  9. Главная функция работника — соблюдение санитарных требований и норм по уборке группы и других помещений, обслуживание детей, помощь воспитателю.

2. Должностные обязанности

Сотрудник на своем рабочем месте выполняет такие функции:

  1. Осуществляет влажную уборку группы, раздевалки, спальни и других помещений дважды в день.
  2. Проветривает группу и спальню в соответствии с установленным графиком, соблюдает режим дезинфекции помещений при карантине.
  3. Помогает воспитателю переодевать детей на тихий час, прогулку, физкультуру и праздничные мероприятия.
  4. Под руководством воспитателя проводит работу по привитию детям культурно-гигиенических навыков, по воспитанию детей, уборке игровой зоны, кровати.
  5. Вместе с воспитателями готовит материал для занятий с детьми, делает после них уборку, помогает отводить детей на кружки, занятия и другие мероприятия.
  6. Контролирует чистоту детского постельного белья, полотенец, в соответствии с графиком осуществляет их замену.
  7. Следит за сохранностью объектов имущества группы и детского сада.
  8. Своевременно делает заявки, если выявлены неисправности мебели или сантехнического оборудования.
  9. Используя спецодежду, получает питание для детей, приносит его только в закрытой посуде.
  10. Не оставляет пищу, бытовую химию в доступных ребенку местах.
  11. Проводит мытье окон в группе и спальне дважды в год.
  12. Проводит санобработку ковров согласно графику.
  13. При отсутствии кухонного работника может привлекаться к помощи на кухне.
  14. При отсутствии воспитателя может привлекаться к выполнению его обязанностей.
  15. Находится с детьми в тихий час во время отсутствия воспитателя (при производственной необходимости, при проведении совещаний).
  16. Занимается уборкой детских постелей.
  17. Принимает участие в благоустройстве и озеленении участка для прогулок.
  18. В летний период осуществляет уборку веранды, песочницы, участка.
  19. Помогает в подготовке утренников и различных мероприятий.
  20. Следит за внешним видом детей и своим собственным.

3. Права

Помощник воспитателя имеет следующие права:

  1. На гарантии, закрепленные трудовым законодательством РФ.
  2. Вносить предложения по совершенствованию деятельности учреждения, воспитательной работы.
  3. Требовать совершенствования условий работы.
  4. На обеспечение инвентарем и специальной одеждой.
  5. Принимать участие в работе органов самоуправления.
  6. Знакомиться с проектами решений начальства, относящихся к своей непосредственной деятельности.

4. Ответственность

Данный работник несет ответственность за:

  • жизнь и здоровье воспитанников детсада, нарушение их прав и свобод — в пределах законодательства РФ;
  • недобросовестное выполнение или невыполнение своих должностных функций, установленных данным документом, — в рамках актуального трудового законодательства РФ;
  • любое правонарушение на рабочем месте — в рамках, установленных актуальным административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;
  • нанесение материального ущерба — в рамках актуального трудового и гражданского законодательства РФ.

Что входит в функции помощника воспитателя в детском садике?

Главная задача няни – оказать помощь старшему воспитателю:

  • В процессе воспитания детей.
  • В создании благоприятного эмоционального климата в коллективе.
  • Во время самых разных занятий: физических, трудовых, умственных.

Няня также занимается следующим:

  1. Сервирует столы в младших группах.
  2. Помогает при раздаче еды, а детям – во время приема пищи, убирает и моет посуду.
  3. Готовит детям воду для умывания.
  4. Маленьких детей подмывает при необходимости, меняет им одежду, помогает раздеться и одеться.
  5. Сопровождает воспитанников на прогулке.
  6. Проверяет игровые снаряды.
  7. Планирует и организует ежедневную работу в группах.
  8. Следит за порядком и за тем, как соблюдается распорядок.
  9. Следит за чистотой, за тем, чтобы все СНИПы соблюдались, чтобы в помещении было чисто и уютно.
  10. Контролирует чистоту полотенец, готовит кипяченую воду для питья.
  11. Подчиняется требованиям заведующего, врача, завхоза – сотрудников, связанных с педагогической деятельностью и охраной жизни и здоровья детей.
  12. Устраивает уборку в комнатах – чистит ковры, столы, убирает санузлы.
  13. Следит за чистотой постельного белья и меняет его.
  14. Следит за детьми во время дневного сна.

Общие положения

Согласно общим положениям должностной инструкции, заведующий детским садом назначает няню, ему и подчиняется помощник воспитателя. Няня обязана выполнять требования инструкции, а также требования заведующего хозяйственной частью и воспитателя.

В своей работе руководствоваться:

  • Конституцией РФ, законом «Об образовании».
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования (ФГОС ДО).
  • Уставом и другими внутренними документами ДОУ, трудовому договору.

Рабочий день

Рабочий день у няни – полный, по 6 часов 5 дней в неделю. Это входит в нормы графика, утвержденного с учетом 40-часовой рабочей недели. Его согласовывает администрация дошкольного учреждения. Также няня обязана участвовать в тех мероприятиях (обязательных и входящих в план ДОУ), на которые не установлены нормы выработки.

Права

Няня имеет все права, записанные в Трудовом кодексе РФ, в Федеральным законе «Об образовании в РФ» и в «Типовом положении о дошкольной образовательной организации», в Уставе учреждения и в Правилах внутреннего трудового распорядка. Помощник воспитателя также имеет право:

  1. Вносить предложения по улучшению воспитательного и образовательного процессов.
  2. Требовать от администрации создания тех условий, которые нужны, чтобы исполнять должностные обязанности.
  3. Вносить предложения о том, как лучше поощрять сотрудников – деньгами или морально.
  4. Отстаивать свою профессиональную честь и человеческое достоинство, знакомиться с возможными жалобами, давать по ним объяснения.
  5. Требовать наличия инвентаря и спецодежды.
  6. Давать информацию администрации о необходимости закупа оборудования, материалов, о ремонте игрушек и пр.

Ответственность

  • Няня несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей, за нарушение их прав и свобод в полной мере в рамках законодательства РФ. За несоблюдение правил должностной инструкции предусмотрена ответственность трудовым законодательством Российской Федерации.
  • Если няня совершает какие-то противоправные действия во время работы, то будет отвечать по всей строгости уголовного и гражданского законодательства РФ. Эти же документы предписывают помощнику воспитателя материальную ответственность. За не вовремя пройденный медосмотр также предусмотрена ответственность.
  • Если няня нарушает устав детского сада или должностную инструкцию, к ней предъявляют дисциплинарное взыскание по статье 192 ТК РФ.
  • Если хотя бы раз помощник воспитателя применил к детям силу или методы психологического насилия (а также любые другие аморальные поступки), его можно освободить от занимаемой должности (согласно трудовому законодательству и ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”).

Образец должностной инструкции воспитателя детского сада

1. Общий раздел

  1. Лицо, претендующее на работу воспитателя детского сада, должно удовлетворять следующим правилам по квалификации:
    • средне-специальное или высшее образование по профилю «Образование и педагогика»;
    • документы, удостоверяющие успешно пройденный медицинский осмотр;
    • соответствующий опыт работы от 1 года.
  2. Воспитатель детского сада подчиняется заведующему учреждением.
  3. Воспитатель детского сада принимается на работу и увольняется с неё соответствующим указанием руководителя учреждения.
  4. Во время отсутствия воспитателя её функции выполняет другая работница детского сада, назначенная его заведующим.
  5. Воспитатель детского сада должна владеть комплексом умений в следующих областях:
    • законодательство, отраслевые нормы и инструкции, которые регулируют сферу её деятельности;
    • приемы оказания немедленной медицинской помощи;
    • основные приемы педагогического и психологического общения с учащимися, с учетом возрастной специфики;
    • стандарты общения с детьми;
    • возрастные особенности учащихся;
    • приемы мониторинга деятельности учащихся;
    • теоретические основы дошкольного педагогического воспитания;
    • методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций;
    • основные современные техники обучения детей;
    • методы общения с детьми и их родителями;
    • этические нормы, применяемые в учреждениях детского образования;
    • нормы ведения соответствующей документации;
    • структура, основной кадровый состав, правила детского сада;
    • правила обращения с соответствующим техническим оборудованием и программным обеспечением в области создания презентаций, проведения мультимедийных занятий и других мероприятий;
    • нормативы санитарной и пожарной безопасности в учреждении.
  6. Воспитатель детского сада руководствуется:
    • действующим законодательством, отраслевыми нормами и правилами;
    • соответствующей документацией учреждения;
    • положениями этой инструкции.

2. Обязанности

  1. Обеспечение обучения и воспитания детей в рамках заданных стандартов.
  2. Мониторинг поведения детей и выявление причин предполагаемых проблемных моментов.
  3. Ведение соответствующей документации в рамках своей компетенции.
  4. Взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами в целях профилактики конфликтов, их разрешения, а также выявления проблемных моментов.
  5. Помощь коллегам в выполнении их обязанностей.
  6. Обеспечение соблюдения воспитанниками графиков занятий и отдыха.
  7. Планирование образовательно-воспитательных программ в сфере своей компетенции.
  8. Информирование руководителя учреждения и других работников о возможных проблемах в сфере своей компетенции.
  9. Взаимодействие с родительским комитетом и педсоветом в области своей ответственности.
  10. Наблюдение за досугом воспитанников как самостоятельно, так и совместно с другими работниками.
  11. Помощь детям в пределах своей компетенции.
  12. Наблюдение за порядком в помещениях детского сада.
  13. Обеспечение санитарных и гигиенических норм в подведомственных группах воспитанников.
  14. Поддержание своего внешнего вида в соответствии с заданными стандартами.
  15. Прохождение плановых медицинских осмотров.
  16. Прохождение аттестации в порядке, закрепленном в соответствующих документах.

3. Ответственность

Воспитателя детского сада можно привлечь к ответственности за следующие нарушения:

  1. Причинение ущерба детскому саду — в пределах, обозначенных в действующем законодательстве и документах учреждения.
  2. Ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей — в границах, данных в трудовом законодательстве.
  3. Несоблюдение требований и норм по обращению с детьми — в соответствии с разделами действующего законодательства.
  4. Правонарушения, совершенные в ходе выполнения работ, — в соответствии со статьями гражданского, административного и трудового законодательства.

4. Права

Воспитатель детского сада наделяется работодателем правами на:

  1. Внесение предложений для руководства по возможным путям улучшения воспитательных и образовательных процедур.
  2. Участие в собраниях коллектива учреждения.
  3. Предъявление требований к руководству учреждения по вопросам обеспечения условий, которые нужны для исполнения рабочих функций.
  4. Получение доплат в случае выполнения соответствующих плановых показателей.
  5. Получение от других сотрудников данных, востребованных в своей деятельности.
  6. Получение рабочей одежды и необходимых принадлежностей в порядке, установленном в соответствующих документах учреждения.

Вещи, которые нужно знать педагогу, развитие компетенций

Воспитатель должен хорошо знать нормы конвенции о правах ребенка и главные методики воспитательной работы.

Также специалист дошкольного образования обязан знать основные государственные законы и нормативные акты, которые связаны с воспитанием дошкольников.

Несмотря на то, что в садике есть медсестра, воспитатель должен знать, как правильно оказать первую медицинскую помощь до прихода врача.

Также воспитатели должны каждый год проходить курсы повышения квалификации по охране жизни и труда, знать нормы противопожарной безопасности и правила поведения в экстремальных ситуациях. Работа в дошкольном образовательном учреждении предполагает высокий уровень профессиональной компетентности.

Нормативные требования к воспитателю должны быть отражены в квалификационных характеристиках и документах учреждения. Кроме высоких морально-этических качеств и любви к детям, педагогу необходимо иметь высшее или среднее профессиональное образование в педагогической сфере.

Работники сферы образования обязаны не реже, чем раз в 5 лет проходить аттестацию. Эта процедура проводится с целью подтверждения соответствия способностей педагога занимаемой должности. Для успешного прохождения аттестации воспитатель должен:

  • Участвовать в методических разработках.
  • Создавать интерактивные уроки.
  • Применять инновации в учебно-воспитательной деятельности.
  • Постоянно повышать уровень своих профессиональных навыков и умений.
  • Проходить курсы повышения квалификации.

Работа педагога предполагает постоянный рост и развитие. Увлечения и интересы у всех детей разные, поэтому воспитатель должен быть высококвалифицированным специалистом.

Должностная инструкция младшего воспитателя детского сада

Инструкция для младшего воспитателя ДОУ разрабатывается на основе требований ФГОС дошкольного образования. Этот документ является официальным, но не имеет четко зафиксированной формы, поэтому руководители детских образовательных учреждений могут составлять его в более свободной форме, но не выходя за рамки требований ФГОС.

Каждый сотрудник получает свой экземпляр инструкции под подпись и обязан хранить его на рабочем месте. При этом необходимо знать, сколько блоков в должностной инструкции младшего воспитателя. Она состоит из следующих крупных разделов, в которых в подробностях указаны должностные обязанности младшего воспитателя:

  • Общие положения.
  • Должностные обязанности.
  • Права.
  • Ответственность.
  • Взаимоотношения и связи по должности.
  • Порядок изменения и утверждения должностной инструкции.

К каждой должностной инструкции, выдаваемой младшему воспитателю, добавляются приложения, имеющие прямое отношение к его непосредственной работе.

На данный момент на должность младшего воспитателя принимаются лица, имеющие среднее специальное образование. Наличие стажа профессиональной деятельности и его продолжительности не имеет значения. Все претенденты на эту должность обязаны сознавать, что основной целью их деятельности является присмотр за воспитанниками и обеспечение из безопасности. Поддержание чистоты, гигиенического состояния группы, предметов и оборудования, порядка и уюта в помещении находится не на самом первом месте в инструкции, хотя и является обязательным к исполнению.

Младший воспитатель детского сада принимает участие под руководством воспитателя в повседневной жизни группы, создает условия для полноценной адаптации детей. Он участвует в проведении занятий, организуемых воспитателем, в полном соответствии с требованиями образовательной программы с учетом требований, предъявляемых ФГОС.

В функции младшего воспитателя входит и взаимодействие с медицинским работником ДОУ. Это связано со спецификой его работы, с необходимостью соблюдать санитарно-гигиенические нормы в соответствии с требованиями СанПин. В эту совместную работу входят и мероприятия по обеспечению здоровья и безопасности воспитанников во время эпидемий различных заболеваний.

Кроме принятия участия в воспитательной и образовательной работе под руководством воспитателя группы, младший воспитатель выполняет целый ряд действий, обеспечивающих ежедневную жизнедеятельность группы:

  • Следит за соблюдением режима дня.
  • Обеспечивает идеальное гигиеническое состояние помещений.
  • Помогает малышам с гигиеническими процедурами.
  • Застилает и убирает постели после тихого часа. 
  • Проводит ежедневную влажную уборку.
  • Помогает воспитанниками снимать и надевать верхнюю одежду и обувь.
  • Содержит в чистоте туалеты.
  • Приводит в порядок игровые комнаты, чистит ковры, моет полы, убирает пыль и так далее.
  • Получает на пищеблоке пищу и следит за тем, как дети пользуются столовыми приборами, при необходимости помогает им, убирает со столов.

В целом обязанности младшего воспитателя очень похожи на действия родителей малышей. Они точно так же обеспечивают своим детям безопасность, комфорт, гигиенические условия и воспитание, только в домашних условиях. Возможно, поэтому многие воспитанники, особенно младшего возраста, сильно привязываются к своим няням.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector