Стили речи

Определение и характеристика

Стили речи — это разновидности литературного языка, выделенные в соответствии с ролью (функцией), которую они выполняют в общении. Их используют в разных сферах общественной жизни — повседневных разговорах, научных работах, художественной литературе, публицистичных обращениях и так далее.

Каждый из функциональных стилей русского языка состоит как из нейтральных, так и из специфических выразительных средств. Их особенности зависят от таких факторов:

  • сфера общения — бытовая, политическая, профессиональная, общественная и другие;
  • цель — краткое и ёмкое донесение информации, пробуждение определённых эмоций, призыв к действию и мотивация, установление контакта и так далее;
  • способ — контактный, бесконтактный, массовый, личный.

Различия стилей проявляются на всех уровнях — от интонаций и постановки ударений до характера грамматических и синтаксических конструкций, орфоэпии, состава лексики. На практике они нередко смешиваются и взаимодействуют, особенно в устном общении

Неверное использование стилистических особенностей может создать двусмысленность или неверное толкование речи, из-за чего важно не допускать этого. Выделяются также подстили

Их применяют в специфических сферах текстов, в основном научных.

Морфологические особенности

Форма, структура и частота употребления слов в разговорной речи нередко противоречат правилам русского языка. Но это делает стиль бытового общения уникальным и узнаваемым:

  1. Прослеживается тенденция не склонять имя в сочетании с фамилией (Семен Семенычу), некоторые числительные (из двести сорок восемь). Напротив, склоняются несклоняемые аббревиатуры и сокращенные названия (в ЗАГСе).
  2. Популярны притяжательные прилагательные (Сашкина подружка, пожарникова жена).
  3. Главенство глаголов над существительными. Частое употребление частиц и отглагольных междометий (бух, прыг, хвать).
  4. Существительные употребляются в родительном или предложном падеже с окончанием на -у (в цеху, дай чайку, вернулся из отпуску).
  5. Времена глаголов смазаны. Прошедшее и будущее время используется в значении настоящего.
  6. Большое количество личных и указательных местоимений.
  7. Использование императивных междометий для полноты передачи испытываемых чувств.
  8. Повторение некоторых слов, чтобы создать акцент.
  9. Применение инверсии для усиления значения конкретного слова.

Синтаксис (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

В разговорном стиле чаще используются простые предложения, чем сложносочиненные или сложноподчиненные. Их построение характерно неким «нанизыванием» друг на друга, конкретностью передаваемой информации.
Часто встречаются неполные предложения, в частности в них отсутствуют главные члены.
Структура нелинейная, порой обрывочная. Перебои интонации и фразы, перестроенные на ходу, — последствия спонтанности речи

Разговорный стиль вполне допускает активное использование присоединительных конструкций, выражающихся во вводных словах и всевозможных частицах.
Междометные фразы как один из способов выражения мыслей в разговорном стиле.
Свободный порядок слов — при этом важное обычно высказывается в первую очередь (однако это не обязательное условие).

Функционально-смысловые типы речи

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи. Однако функциональный стиль речи – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

А тип речи – это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке. В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста-повествования:

“Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  1. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  1. когда случилось? – летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста-описания:

“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  1. каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в‑третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3. рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Официально-деловой стиль

Официально-деловое общение ассоциируется с бизнесом и деловыми коммуникациями. Этот стиль речи уместен в экономике, международных отношениях, юриспруденции, в официальных учреждениях, политике и других сферах, где требуется поддержание официозного характера общения.

Классическим примером применения официально-делового стиля является составление официальных документов: международных договоров, заявлений, объяснительных, деловых бумаг, судебных исков и других.

Признаки официально-делового стиля:

  1. Устойчивость и замкнутость.
  2. Использование речевых стандартов, характерных для определенной ситуации, и шаблонов.
  3. Лаконичность и стандартное изложение.
  4. Преобладание повествовательных предложений.
  5. Использование канцеляризмов, аббревиатур, сложных предложений.
  6. Прямой порядок слов.
  7. Отсутствие или минимальное количество оценочных и эмоциональных высказываний.

Официально-деловой стиль подразделяется на документально-официальный и обиходно-деловой. Первый применяется при составлении законодательных документов и различных актов в международной практике. Обиходно-деловой характерен для общения внутри предприятия или между разными учреждениями, служебных коммуникаций.

Общение в официально-деловом стиле является частью делового этикета.

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 225,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 226,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 227,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 228,
Полякова, Учебник, часть 2

3 класс

Упражнение 33,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 34,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 35,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 26,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 171,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 244,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 247,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 248,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 249,
Полякова, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 9,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 91,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 16,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 576,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 604,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 692,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 760,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 135,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 137,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 181,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 491,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 2

6 класс

Упражнение 85,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 86,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 142,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 327,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 188,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 498,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 654,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 663,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 33,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 66,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

7 класс

Упражнение 26,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 27,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Упражнение 176,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 223,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 354,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 392,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 196,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 202,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 286,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 287,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 10,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 11,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 41,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 42,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 168,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 175,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 365,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 380,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 411,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 412,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Примеры стиля

Разговорную речь можно каждый день услышать повсеместно. Это способ неформального общения для большинства.

Пример из повседневного общения друзей

— Как провел выходные?

— Отлично! Шнурки уехали на дачу батрачить на картошке. А мы собрались с пацанами, сначала дома потусили, потом пошли гулять в парк. Жалко, тебя не было. Чего не стартанул ко мне?

— Курсач писал, а то сдавать в понедельник, а у меня и половины не было. Все выходные елозился над ним. Слава Богу, сдал спокойно! Теперь можно и оттянуться!

Пример из русской литературы

Произведение А. П.Чехова «Месть».

— Отворите же, черт возьми! Долго ли еще мне придется коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

Объявление в разговорном стиле

Привет! Ты читаешь это, а значит, ищешь работу. Не так ли, дружище? Мы предлагаем тебе тормознуть и ознакомиться с нашим предложением. Почему именно к нам? Загибай пальцы: деньги, девочки, возможность создать свой фан-клуб, простор для творчества и экспериментов, своя мощная железка с экраном 25 дюймов. Скучать будет некогда — обещаем! Не жди, а жми кнопку «Подать заявку» прямо сейчас!

Научный стиль

Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиу­мах; в научной литературе.

Основная функция — осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.

Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание пись­менной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источни­ки, цитаты.

Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, дис­сертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произ­ведение, дискуссия и т. д.

Основные подстили научного стиля

Разновидности Собственно научный Научно-учебный Научно-популярный
Цель Выявление и описа­ние новых фактов, закономерностей, открытий Обучить, описать факты, необходи­мые для овладения знаниями Дать представление о науке, заинтересовать читателя
Адресат Учёный, специалист в данной области науки Учащийся, будущий специалист Любой человек, инте ­ресующийся той или иной наукой

Признаки разговорного стиля речи

Разговорная речь основана на спонтанности и упрощениях высказываний. К основным признакам можно отнести следующие:

  • Употребление сокращенных, укороченных слов. К примеру, заработная плата – зарплата, декретный отпуск – декрет, трёхэтажный дом — трехэтажка.
  • Удаление некоторых слов, если смысл предложения понятен без них, сокращение сложных предложений. К примеру, Я хочу есть – хочу есть,
  • Применение упрощенной формы слова. К примеру, сегодня – седня, сейчас – щас, улыбаться – лыбиться.
  • Вставление частиц, вводных слов, междометий, обращений.
  • Использование внелексических средств (ударение, темп, интонация).
  • Употребление этикетных клише, которые выработались в процессе повторения похожих ситуаций. К примеру, «Вам помочь? Здравствуйте». Слова в этом случае стоят в том порядке, в котором их удобнее произнести человеку.
  • Использование в речи слов со специфической выразительностью или экспрессивностью. К примеру, все достало (надоело), ишачить (много работать), свалить (тихо уйти).

Пример разговорной речи:

За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег — это папа готовился к рыбной ловле … И вот началась ловля.

С помощью разговорной речи общаются между собой в обществе. А красота и связность уже зависит от образования человека и его грамотности. Поэтому, речь может быть как приближена к книжной, так и содержать нецензурные выражения. Она не используется при составлении научной литературы, официальных документов.

Определение

Разговорная речь — разновидность устной литературной речи, обслуживающая повседневное обиходно-бытовое общение и выполняющая функции общения и воздействия. Такое определение дает Лингвистический энциклопедический словарь.

В разных пособиях и научных трудах можно встретить и другие формулировки. Но если говорить проще, то разговорная речь — это тот язык, на котором мы говорим в неофициальной обстановке. Например, в семье, между друзьями, в магазинах, на улице и т.д.

У разговорной речи есть ряд экстралингвистических (не относящихся к языку) и языковых признаков. К последним относятся фонетические, лексические, морфологические и другие особенности.

Что относится к разговорной лексике? Ее типы

Важно понимать, что некоторые фразы, часто употребляемые в нашей речи, не являются разговорными. Например, слово «мама» не разговорное, а стилистически нейтральное, в отличие от его другой формы — «мамка»

Как их отличить? Нейтральная лексика не кажется «чужой» в книжных стилях.

Среди разговорной лексики можно выделить несколько групп:

  • Жаргонная лексика.
  • Лексика арго.
  • Неологизмы.
  • Слова-профессионализмы.
  • Сленг.
  • Диалектизмы.

Жаргонная лексика (жаргонизмы) – лексика, используемая узким кругом лиц, объединенных чем-либо. Примеры разговорных слов в жаргонной лексике: герыч (героин), днюха (день рождения), в шоколаде (в хороших отношениях), бодяга (длинный, нудный разговор), весло (ложка), лавэ (деньги), голимый (тупой), ништяк (прекрасно), хомяк (домашняя страница браузера).

Лексика арго (арготизмы) – слова или выражения закрытой группы лиц. Этот раздел лексики был образован благодаря тюремным или лагерным разговорам, информацию в которых старались засекретить как можно сильнее. Примеры разговорных и просторечных слов среди арготизмов: блоть (блатные), бродяга (правильный преступник), вертухай/цирик (работник СИЗО), волчий билет (справка об освобождении), грузить (давать показания), дрэк (ерунда, что-то нестоящее), жало/заточка (лицо), крыса (ворующий у своих), малява (записка), мурка (понятия), откинуться (освободиться).

Неологизмы – выражения, созданные для описания новых явлений, чаще всего заимствованные. Из-за большого обилия новых выражений неологизмы вскоре утрачивают свой статус и становятся принадлежностью активного словарного запаса. Примеры разговорных слов: хайп (ажиотаж), трэш (что-то страшное), демисексуал (человек, который может вступить в отношения только с тем, кто ему близок), ритер (писатель), харассмент (преследования, угрозы, домогательства).

Профессионализмы — лексика, употребляемая только в определенных профессиях. Примеры разговорных слов: ляп (опечатка), баранка (руль), кастрюля (синхрофазотрон), флюшка (флюорография), груз-200 (убитые солдаты), пленка (ЭКГ), тубик (туберкулез), физа (физ.раствор).

Сленг – слова и выражения, употребляемые людьми определенных профессий или возрастных групп

Примеры: степа/стипуха (стипендия), общага (общежитие), хвосты (академические долги), шипперить/пейринговать (представлять кого-то как пару, причем неважно, являются ли они реальной парой), краш (объект обожания), стэнить/фанатеть (любить какую-то известную личность, являться поклонником), академ (академический отпуск), шпоры (шпаргалки), клава (клавиатура), ДР (день рождения)

Диалектизмы – фразы, сфера употребления которых ограничена определенной территорией. Примеры разговорных слов среди диалектизмов: балякать/гутарить (разговаривать), бурак (свекла), кочет (петух), зенки (глаза), шаберка (соседка), попелица (пепел), дежка (деревянная бочка), баз (двор), крыга (льдина), гомонок (кошелек).

Лексические особенности

Лексика разговорного стиля характеризуется выражениями неофициального и непринуждённого общения. Главная черта этого стиля — это передача эмоциональной окраски

, которая может проявляться в изменении слов или в использовании придуманных:

Жаргонизмы.

Нелитературная лексика очень распространена. Яркие примеры — это бранная речь, вульгарные выражения.

Примеры: общежитие – общага, клевый, кайф, класс, пахать

(работать),ржать (смеяться);

Иноязычные слова

, которые прозвали сленгом. Например:

го

(пошли),агриться (злиться),баттхерт (негодование),фейк (подделка);

Добавление суффиксов

для сокращения, замены одним словом целых конструкций или для мягкой окраски: -еньк (рученька ), -очк (девчонка ), -ик (дошкольник ), -ищ (домище ), -як (добряк ), -ыш (крепыш ), -яг (бродяга ), -отн (беготня ), -ан (грубиян ), -к (маршрутка ), -ушк (легковушка ) и т. п.;

Субстантивированные прилагательные.

Это процесс перехода прилагательных в существительные:зубной, гостиная, булочная, жаркое, первое, второе и т. д.;

В фонетике наблюдается выпадение некоторых гласных, нечёткое их произношение или упрощение слов:

что —че , сейчас —ща , пожалуйста —пожалста и т. д.;

Использование фразеологизмов:кот наплакал, потерять голову, в двух шагах и т. п.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль среди всех других более регламентируемый и жесткий. Основной его функцией является функция предписания – установление правил при взаимодействии субъектов. Участники коммуникации имеют деловые отношения. Назначение стиля определяет такие его качества, как точность формулировок, логичность, отсутствие эмоций, соответствие стандартам.

СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ

Официально-деловой стиль используется в нескольких сферах общения: международной, правовой, юридической, сфере управления.

ЖАНРЫ

Жанровое многообразие официально-делового стиля представлено в основном письменными жанрами, но устные также встречаются.

  1. Договор.
  2. Указ.
  3. Заявление.
  4. Объяснительная записка.
  5. Постановление.
  6. Закон.
  7. Приговор.
  8. Справка.
  9. Деловая беседа.
  10. Переговоры.

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА

С языковой точки зрения, официально-деловой стиль сухой и жёсткий. В нем недопустима эмоциональность, а следовательно, этот стиль более консервативный по сравнению с другими. В официально-деловом стиле используются:

Канцеляризмы

Настоящий договор вступает в силу с сегодняшнего дня.

Отыменные предлоги

Прошу предоставить мне материальную помощь в связи с тяжёлым финансовым положением.

Цепочки родительного падежа

В случае невыполнения указов начальства подчиненный получит выговор.

Составное именное сказуемое

Продавец обязан предоставить покупателю всю необходимую документацию.

Предложно-падежные группы с обстоятельственным значением

При наличии существенных недостатков Вы вправе расторгнуть договор.

Прямой порядок слов

Продавец должен убрать товар с прилавка после окончания срока годности.

Компактные языковые конструкции

В случае возникновения споров необходимо провести переговоры.

Простые, повествовательные, полные предложения

Тезисы доклада должны быть получены не позднее указанного срока.

Односоставные безличные

В тексте необходимо выделить все вводные слова.

Определённо-личные

Обращаю Ваше внимание на первый пункт договора. Бессоюзные

Бессоюзные

Настоящим приказом постановляю: назначить Громову Нину Егоровну главным бухгалтером.

Сложноподчинённые с изъяснительными придаточными

Напоминаем, что срок действия договора истекает через 5 дней.

Научный стиль

Основная задача научного стиля — донесение информации до слушателя или читателя, сообщить систематизированные факты, практические сведенья. Он делится на пять подстилей:

  • академический — статьи, доклады, монографии, отличающиеся последовательностью изложения, точностью информации, подкрепление фактов убедительными аргументами;
  • информативный — рефераты, аннотации, сводки, описания с подробной научной информацией о предмете;
  • справочный — каталоги, энциклопедии с кратким, ёмким изложением фактов;
  • учебный — ориентирован на неподготовленную аудиторию, потому содержит множество иллюстраций, пояснений, понятных простому человеку примеров (включает учебники, методические пособия);
  • научно-популярный — призван заинтересовать читателя, потому преподносит факты в доступной, занимательной, интересной форме (статьи, очерки, специальная литература).

Все подстили применяются в письменной речи и одинаково широко используются в гуманитарных, естественных и точных науках. Их общие особенности и отличительные признаки:

  • подчёркнутая логичность изложения;
  • однозначный смысл всех предложений — возможность двусмысленной трактовки устраняется пояснениями, уточнениями и другими средствами;
  • информационная насыщенность;
  • отсутствие образных выражений, бедный набор выразительных языковых средств;
  • аналитичность и аргументированность, убедительность;
  • нейтральность лексики, частое использование специальных терминов, профессиональной лексики;
  • широкие применение вводных и уточняющих конструкций;
  • использование абстрактных понятий, которые невозможно представить в реальном мире (материя, энергия, точка, проекция);
  • применение приставок мини-, микро-, нано-, макро- и так далее;
  • сложные предложения с пояснительными союзами (из-за этого, как следствие);
  • однородный лексический состав, отсутствие просторечных слов и выражений;
  • повествование от одного лица на протяжении всего текста;
  • преобладание безличных предложений;
  • вопросительные конструкции для привлечения внимания читателя.

Повышение грамотности в онлайн режиме

В достаточно отдаленном прошлом я преодолел в общей сложности тысячи километров и потратил кучу времени на поездки к репетиторам по различным областям знаний. Сейчас у многих есть компьютеры и интернет, что существенно облегчает задачу. Занятия могут проводиться в режиме онлайн, например, посредством программы Skype.

Недавно делал краткий обзор одного проекта полезного, как для взрослых, так и для учащихся образовательных учреждений. Речь шла о грамотности по русскому языку и занятиях с репетитором. На самом деле на описанном проекте можно найти педагогов и по другим предметам. Повторяться сейчас не буду, при желании посмотрите обзор проекта и информацию по повышению грамотности по русскому.

На этом публикацию о стилях изложения устной речи и написания различных текстов буду завершать. Теперь, думаю, определить стиль существующих текстов не составит особого труда. Надеюсь, информация о занятиях с репетиторами также оказалась полезна.

Кстати, прямо сейчас можете узнать о нормальных способах заработка в интернете, которые позволяют сформировать основной или дополнительных доход. Они описаны в прошлых публикациях на этом блоге. К примеру, знаете сколько каждый месяц получают копирайтеры, которые пишут тексты под заказ и продают их через интернет.

Подписывайтесь на обновления блога и присоединяйтесь к социальным сообществам, созданным специально для блога Workip. До связи.

Отличительные черты разговорного стиля

Разговорный стиль имеет определенные черты, которые отличают его от других книжных стилей:

  1. Употребляется только в диалогах либо монологах.
  2. Эмоциональность, образность, простота.
  3. Нестрогий отбор слов (жаргоны, маты, профессиональные термины, диалектизмы, фразеологизмы), которые используются вперемешку.
  4. Несоблюдение логичности, когда теряется нить разговора и люди резко переходят на другую тему.
  5. Частое употребление вопросительный и восклицательных предложений.
  6. Оценочность, то есть высказывание своего четкого мнения, явное осуждение или поддержка.
  7. Прерывистость речи.

Синтаксические особенности

Разговорная речь обладает яркими отличительными стилевыми признаками по части построения и типов предложений.

Чаще всего бытовой стиль состоит из простых предложений без союзов, сложносочиненных конструкций. В них не встретишь причастий, деепричастий, но возможно наличие однородных членов, перечисления.

Из-за яркой эмоциональной окраски распространено употребление восклицательных и вопросительных предложений, а также односложных и однословных, которые выражают оценку, отрицание, утверждение, побуждение, недоумение.

Нередко предложение разрывают дополнительные конструкции. Они выполняют уточняющую функцию, служат замечанием или поправкой. Также встречаются вводные слова и словосочетания с разными значениями.

«Колобок» в художественном стиле речи

Сказка «Колобок» написана автором в художественном стиле

Такой стиль применяется, когда хотят показать образность, наглядность сюжета, привлечь внимание к отдельным деталям, придать эмоциональность, а также выразить оценку автора к своему творению.. Жили, да поживали, горя долго не знавали дед, да его супруга (будущая мама Колобка) баба

Жили, да поживали, горя долго не знавали дед, да его супруга (будущая мама Колобка) баба.

Засосало у деда как-то раз под ложечкой, кушать сильно захотелось чего-нибудь печёного. И пристал к бабушке: испеки, да испеки, есть хочу.

Хоть и не было у бабки муки больше на выпечку, да уж постаралась: все углы повыметала, перескоблила. Чего-то намела (не факт, что только муки).

Да уж что было, из того и замесила тесто, скатала кругляш и испекла. Получился румяный Колобок.

Поставила бабка его остужаться на подоконник и занялась другими своими бабскими делами.

А Колобок лишь втянул в обе свои ноздри свеженького воздуха, так и ожил. Сразу его куда-то потянуло. Выскочил в окно и покатился, куда ноздри глядели.

По дороге зверушек разных встречал. Все его нюхали, лизнуть, да куснуть хотели. Но Колобок был не лёгкого поведения парень. Не давал себя в обиду.

А каждому встречному-поперечному свою единственную песенку напевал, в которой похвалялся, какой он умный, что ото всех убегает.

Да только лиса ему встретилась. Прикинулась, что глуховата и не слышит, чего это он там бормочет.

Колобок на самый нос к ней забрался, чтобы и она послушала его весёлую и хвастливую песенку. Только долго петь ему в этот раз не пришлось.

Хитрая зверушка его быстренько в свои внутренние дворы отправила кратчайшим путем, по желудочно-кишечному своему тракту.

Так и не стало Колобка.

Мне нравитсяНе нравится

Словообразование

Но разговорная лексика пополняется не только благодаря новым выражениям или новым образным смыслам. Часто старые слова из книжной речи легко превращаются в разговорные из-за различных способов сращения словосочетаний: ползунки, безпризорник, микроволновка, курилка, мобила; аббревиации: ИМХО (имею мнение, хочу озвучить), БУР (барак усиленного режима); и морфемных единиц:

  • Суффикс -яг- бродяга, доходяга, стиляга, деляга.
  • Суффикс -еж- галдеж, скулеж, зубрежка.
  • Конфикс по-____-оньку потихоньку, полегоньку.
  • Суффикс -ищ- сумища, зубище, котище.
  • Различные уменьшительные суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- сыночек, грибок, малышок.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector