Правильный режим дня для 3-летнего ребенка
Содержание:
- Учитывайте время года создавая режим ребенку.
- Какой распорядок должен быть у ребенка второго полугодия на время бодрствования?
- Внешние раздражители
- Нормы сна и бодрствования в 2 года
- Умения и навыки ребенка в 2,5 года
- Ориентиры при выборе режима «под себя»
- Распорядок дня: таблица по часам
- Как быстро уложить спать 2-х летку?
- Распорядок ребёнка, посещающего детсад
- Приблизительный распорядок дня малыша 2 лет.
- Организация досуга
- Физические упражнения
- Физическое развитие детей в два года
- Режим дня ребенка 1 года
Учитывайте время года создавая режим ребенку.
Некоторые родители замечают, что в летний период времени распорядок для малютки двух лет приходится корректировать или значительно изменять. Почему так происходит? Ответ простой: летом ребенок больше двигается и дольше бывает на свежем воздухе, получая массу впечатлений и незабываемых эмоций. В силу этих причин карапуз меньше спит, засыпая вечером на 1 час позже и просыпаясь утром на 1 час раньше. Чтобы ребенок не переутомлялся, его следует укладывать спать в дневное время на 1-1,5 раньше, дополняя ночной сон.
Летом ребенок бывает на улице практически весь день, а зимой только 1,5-2,0 часа в день.
В осенний или весенний сезон время прогулок регулируется в меньшую или в большую сторону в зависимости от погодных условий.
Учитывая его склонности и интересы к той или иной игре, познавательным занятиям и т.д. Вы сможете определиться со временем и периодичностью их проведения. Например, если ребенок шустрый, то больше времени можно выделить для подвижных игр. Если же карапуз спокойный и усидчивый, то рекомендую включить в режим дня больше занятий творчеством, рисование и т.д.
Какой распорядок должен быть у ребенка второго полугодия на время бодрствования?
Когда ребенок не спит, время бодрствования можно разделить на несколько больших промежутков.
9.1. Самостоятельное времяпровождение.
Если ребенок находится в хорошем настроении, то можно на какое-то время оставить его «наедине» с игрушками, манежем, кроваткой, комнатой. Пусть изучает мир в своем темпе, изучает то, что интересно ему и так, как интересно ему.
Оставить «наедине» не значит «бросить без присмотра». Всегда можно найти позицию, которая позволит и не вмешиваться в процесс, не попадать в поле зрения, и, в то же самое время, приглядывать за ребенком, страховать его и обеспечивать безопасность.
9.2. Общение.
Изучение этого мира и развитие ребенка требуют общения. Для начала – с родителями, братьями и сестрами. Возможно, с бабушками и дедушками. И, если есть, с домашними животными. Выделите время на это и полноценно общайтесь. Разговаривайте, прикасайтесь, дайте потрогать себя
Это действительно важно.
9.3. Развивающие игры и гимнастика.
В режиме дня нужно выделить небольшое время для активного физического и интеллектуального развития. Изучите методики, рекомендуемые для возраста вашего ребенка, и уделите этим занятиям немного времени. 5-15 мин несколько раз в день. Этого будет вполне достаточно.
9.4. Гигиенические процедуры.
Используйте для общения и развития гигиенические процедуры. Купание – прекрасный способ для изучения воды, плавающих и тонущих игрушек, мыльной пены, температуры, да и просто для веселья.
9.5. Прием пищи.
Как уже было сказано ранее, для кормления должно быть выделено четко определенное время. Максимально точное. Т.е. не промежуток «начинаем завтракать с 9 до 10», а «в 9», «в 12» и т.д
Это важно для нормальной и правильной работы желудочно-кишечного тракта.
По большому счету, в режиме дня ребенка нет ничего сложного. Правильный режим дня малыша требует лишь дисциплинированности родителей, внимательности к реакциям ребенка и верной интерпретации сигналов, которые транслирует ваш малыш.
Соколов Андрей Львович. Педиатр.
Внешние раздражители
Если ребенок не спит днем в 2,5 года и в более раннем возрасте, то обратите внимание на то, что может этому мешать:
- Не слишком ли в комнате душно? Если это так, то приоткройте форточку, или поставьте вентилятор.
- Может прохладно? Включите обогреватель, но подальше от кровати, чтобы малыш случайно об него не обжегся при пробуждении.
- Слишком светло в комнате? Задерните шторы, повесьте дополнительные занавески из плотной материи.
- Если мешают посторонние звуки (соседи делают ремонт, во дворе бегают дети и так далее), то поможет тихо играющая, спокойная музыка или включенный телевизор (только не на канале мультфильмов). Тихие звуки в комнате будут на первом плане, и ребенок прекратит воспринимать громкие звуки извне.
- Возможно, малыш перестал спать в дневное время после того, как в его комнате сменили обстановку? Например, переставили или заменили мебель, покрасили стены или переклеили обои? Тогда он просто еще адаптируется, ему непривычно в своей комнате, и он ощущает себя здесь гостем. В этом случае тоже придется выждать.
- Неудобная пижама, не качественный материал пижамы или постельного белья. Все это создает дискомфорт. Ребенку неудобно, неуютно, жарко, возможно, что-то колется, где-то давит шов. Хорошо обследуйте постельное и одежду для сна, при необходимости замените.
Нормы сна и бодрствования в 2 года
Вы точно слышали от других мамочек, что их малыши уже не спят днём, и не ощущают при этом никакого дискомфорта. Да, сейчас может и не ощущают, но кто даст гарантии, что их дальнейшее психическое и физическое развитие пойдёт по правильному пути?
В организации сна 2-х летки придерживайтесь следующих норм:
Двухлетний малыш должен спать 12-13 часов в сутки, из них в светлое время суток 1-2 часа;
Немаловажно придерживаться графика, засыпает к 21-00, подъем 7:00-8:00, днём спит с 12:00 до 14:00 часов;
Конечно, временной диапазон может варьироваться, но лучше выдерживать постоянный режим дня. Так и вам будет легче, и биологические часы ребенка будут настроены на сон в определённое время
К тому же постоянные ритуалы крайне важны для ребенка. Подробнее об этом читайте в статье: Ритуалы перед сном?>>>
Знайте! Нормы сна в 2,5 года такие же, как и в 2 года.
К этому возрасту нужно отрегулировать график так, чтобы утренний подъем происходил в 7:00. Скоро вашему ребенку идти в детский сад, а такое раннее пробуждение позволит избежать утренних слёз и истерик.
Бывает, что малыш наоборот просыпается слишком рано, можно попробовать уложить его спать на час попозже, или же давать вечером большую физическую нагрузку.
Умения и навыки ребенка в 2,5 года
Физическое развитие детей 2,5 лет позволяет им:
- хорошо бегать и прыгать, пробегать до 60 м в небыстром темпе;
- перешагивать через препятствия на полу (приставным шагом);
- ходить по наклонной доске самостоятельно;
- подниматься и ходить на цыпочках, удерживая равновесие;
- бросать мяч одной или двумя руками из разных положений, ловить его двумя руками, перебрасывать через препятствие;
- точно бить ногой по мячу;
- пробегать между линиями (расстояние 25-35 см), не наступая на них;
- подлезать под препятствие высотой до 40 см;
- подниматься по лестнице, иногда даже не держась за перила, спрыгивать с нижней ступеньки.
Интеллектуальное развитие ребенка в 2,5 года характеризуется следующими умениями:
- Умеет собирать пирамидку из 4-8 колец;
- Строит башни из 7-8 кубиков, «мостик» (два кубика с промежутком между ними и один сверху) и «паровоз» (ряд кубиков и один сверху в виде трубы);
- Ориентируется в 4-6 геометрических формах (шарик, кубик, кирпичик, цилиндр, конус, призма). Подбирает с помощью прикладывания к отверстию или плоскому изображению объемную геометрическую фигуру;
- Правильно подбирает нужные детали к отверстиям сортера или рамки-вкладыша. Почти не пытается вставить один неподходящий предмет в другой силой;
- Из простых подсобных материалов (кубики, элементы конструктора) составляет сюжетные постройки и дает им названия – «дом», «дорога», «гараж»;
- Собирает простые пазлы;
- Отличается хорошей памятью;
- С легкостью переворачивает страницы в книге;
- Любит рисовать и, возможно, уже умеет держать карандаш тремя пальцами.
Игровая деятельность ребенка 2,5 лет носит сюжетный характер. С помощью любимых персонажей он воспроизводит и анализирует окружающую его реальность. В игре происходит уже не два, а три-четыре последовательных действия (покормить куклу, раздеть, уложить спать; нагрузить машинку, покатать и разгрузить). Кроха начинает использовать предметы-заместители – это говорит о развивающемся воображении. В исполнении ребенка доктор – это обязательно тот, к которому вы недавно ходили на прием.
Малыш в игре в семью изображает одного из персонажей, обычно своего пола: чаще всего девочки копируют маму, а мальчики – папу. Уже в 2,5-3 года можно заметить разницу в игровых действиях в зависимости от пола ребенка. Девочки предпочитают воспроизводить бытовые сюжеты с использованием кукол, мальчики чаще интересуются техническими игрушками.
Примерно в 2,5 года дети начинают учиться взаимодействовать со сверстниками в простых подвижных играх, запоминая простые правила (например, необходимость очередности – «твоя очередь», «моя очередь»). Интереса к таким играм пока хватает на 1-2 минуты. Также малышам очень нравится повторять за действиями других детей на детской площадке: куда-то бежать или влезать, прыгать или подлезать под препятствие.
Бытовые навыки ребенка в 2,5 года очень радуют его родителей. Малыш в своем стремлении к независимости и самостоятельности старается сам одеваться (носки, штанишки, кофту на застежке, свободную курточку, трусики) и обуваться. Он пытается застегивать пуговицы и молнии (хотя в 2,5 года это и не у всех получается). Шнурки завязывать пока не может. Кроха сразу замечает «оплошности» в одежде других людей, показывая свое недовольство и указывая на ошибку – развязавшийся шнурок или расстегнувшуюся пуговицу. Любовь к порядку в собственном понимании ребенка выглядит очень мило: карапуз постоянно «наводит порядок», потому что, по его мнению, все вещи должны быть на своих местах! Ребенок в два с половиной года умеет уверенно и аккуратно есть ложкой и вилкой, пользоваться туалетными принадлежностями; контролирует свои физиологически потребности. Может снять и надеть штанишки перед туалетом. Малыш сам поднимается по лестнице, возможно, даже чередуя ноги. Половина детей уже умеет ездить на трехколесном велосипеде, крутя педали (другие малыши для этого отталкиваются ногами от пола).
Ориентиры при выборе режима «под себя»
Жесткий режим не способствует развитию ребенка в полной гармонии с самим собой и внешним миром.
Свободный график, напротив, комфортен для крохи психологически. Конечно, в некоторых ситуациях будить малыша в определенное время бывает необходимо. Хорошим решением в таком случае будет пробуждение в фазе быстрого сна (активные движения глаз, подергивания тела, форсированное дыхание). Из фазы глубокого сна (ровное дыхание, нет движения) ребенок выйдет недовольным, нервным и капризным. Если малыша трудно уложить спать вечером, родителям нужно сделать так, чтобы к желаемому времени сна он уставал за вечернюю прогулку с активными играми.
Индивидуальные особенности малыша, его биоритмы, характер, темперамент, а также потребности и возможности родителей — на стыке этих исходных данных и надо искать разумный компромисс.
Не ударяясь в крайности строгого режима и режима «отсутствия режима», поговорим о плюсах четкого распорядка дня, потому что они все-таки есть.
Замечено, что ребенок, имеющий продуманный, правильно составленный распорядок дня:
- Бодр и активен;
- Уравновешен и пребывает в хорошем настроении;
- Лучше воспринимает и усваивает информацию;
- Открыт для освоения новых навыков;
- Социально активен и дружелюбен по отношению к окружающим.
Немаловажным аргументом в пользу режима является следующее наблюдение: если ребенок с раннего возраста придерживается заведенного распорядка дня, впоследствии ему легче адаптироваться к режиму, принятому в детском саду и школе.
Специалисты говорят о том, что малыш в первые годы жизни очень чувствителен даже к небольшим отклонениям от устоявшегося графика. При дефиците сна или повышенной физической и умственной нагрузке у него меняется настроение и поведение. По мере созревания коры головного мозга и совершенствования ее функций способность к адаптации у ребенка возрастает, но это не означает, что режим дня можно отменять.
Поддержание устоявшегося распорядка дня в домашних условиях помогает малышу благополучнее, спокойнее и без переутомления приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Если вы решили придерживаться режима, при составлении распорядка дня помните:
- График должен быть гибким, разумным и максимально ориентированным на интересы и потребности вашего ребенка;
- Верхние и нижние границы периодов бодрствования должны определяться не нормами, а особенностями нервной системы конкретно вашего ребенка, в том числе ее гибкостью и работоспособностью;
- Сон должен распределяться в течение суток так, чтобы нервная система малыша получала полноценный отдых;
- Периоды сна, бодрствования, кормления, игр и прогулок устанавливаются в такой последовательности, чтобы они не противоречили друг другу, а, наоборот, гармонично перетекали один в другой.
Распорядок дня: таблица по часам
Режим дня крохи в год будет включать все действия, указанные выше. Представленная ниже примерная таблица распорядка наглядно показывает, каким может быть расписание при двукратном дневном сне:
Временные интервалы | Действия и процедуры |
6 часов утра | Пробуждение после ночного сна. Утренние гигиенические процедуры (умывание), а также переодевание. |
С 6:15 до 6:30 | Первое кормление: либо грудное молоко, либо молочная смесь. |
С 6:30 до 7:30 | Игры в спокойном режиме. |
С 7:30 до 8:30 | Гимнастика, массаж, общение. |
С 8:30 до 9-и | Завтрак. |
С 9-и до 11-и часов | Утренний первый сон. Он может совмещаться с прогулкой в коляске на свежем воздухе. |
С 11-и часов до 13-и | Различные игры или развивающие занятия с родителем. |
С 13-и часов до 13-30 | Полноценный обед. |
С 13:30 до 15 часов | Весёлые совместные игры с мамой и иными членами семьи, физическая активность. |
С 15-и часов до 16:30 | Вторая прогулка, во время которой следует играть активно, рассматривать разные объекты на улице. |
С 16:30 до 16:45 | Полдник. |
С 16:45 и до 18-и часов | Второй сон. |
С 18-и часов до 18:30 | Пробуждение, переодевание, общение. |
С 18:30 до 19-и часов | Ужин. |
С 19-и часов до 20:30 | Спокойные, неактивные развлечения. Например, общение, чтение книг, рассматривание картинок. |
С 20:30 до 21 | Купание перед ночным сном, переодевание, расслабляющий массаж, чистка зубов и прочие гигиенические процедуры, а также ритуал укладывания. |
С 21 часа до 21:30 | Последнее кормление на ночь. |
С 21:30 до 6-и часов | Ночной глубокий сон. |
А в этой таблице представлен образец режима для крохи, который за день спит единожды:
Временные интервалы | Действия и процедуры |
6 часов утра | Пробуждение после ночного сна. Утренние гигиенические процедуры (умывание), а также переодевание. |
С 6:15 до 6:30 | Первое кормление: либо грудное молоко, либо молочная смесь. |
С 6:30 до 7:30 | Игры в спокойном режиме, развитие. |
С 7:30 до 8:30 | Гимнастика, массаж, общение. |
С 8:30 до 9-и | Завтрак. |
С 9-и часов до 11-и | Игры в домашней обстановке. |
С 11-и часов до 12:30 | Одевание, прогулка на свежем воздухе. |
С 12:30 до 13-и часов | Переодевание, общение. |
С 13-и часов до 13-30 | Полноценный обед. |
С 13:30 до 16:30 | Дневной продолжительный единственный сон. |
С 16:30 до 17-и часов | Переодевание, общение с родителем. |
С 17-и часов до 17:15 | Полдник. |
С 17:15 до 17:30 | Одевание, общение. |
С 17:30 до 19-и часов | Прогулка на улице. |
С 19-и часов до 19:15 | Переодевание. |
С 19:15 до 19:45 | Ужин. |
С 19:45 до 20:30 | Спокойные развлечения: игры с игрушками, рассматривание картинок, чтение книг, разговоры. |
С 20:30 до 21 | Купание перед ночным сном, переодевание, расслабляющий массаж, чистка зубов и прочие гигиенические процедуры, а также ритуал укладывания. |
С 21 часа до 21:30 | Последнее кормление на ночь. |
С 21:30 до 6-и часов | Ночной глубокий сон. |
В таблицах указаны примерные часы. Все дети разные: одни просыпаются раньше, другие позже. От времени естественного самостоятельного пробуждения стоит отталкиваться при планировании распорядка дня. Соблюдайте представленные выше интервалы.
Как быстро уложить спать 2-х летку?
Правила, как уложить ребенка 2 лет спать днем или ночью, не сложные. Главное – чётко их придерживаться и выработать свой семейный ритуал.
Если вы будете каждый день:
- Купать малыша в одно и то же время, например в 20:30;
- После этого делать массаж;
- Затем давать стакан тёплого молока;
- После, выключив свет по всей квартире, все члены семьи ложатся в кровати, то и кроха будет с радостью следовать примеру, и расслабившись, быстро погружаться в сон.
Желательно перед сном проветрить помещение, обязательны прогулки на свежем воздухе, как с утра, так и вечером, и никаких шумных игр перед отдыхом.
Интересный психологический метод – дать малышу задание уложить спать плюшевого мишку. Пока карапуз будет тихо покачивать своего мягкого друга, его глазки сомкнутся сами. Хорошо действует и чтение перед сном, вы удивитесь, когда уже через неделю ваш герой будет сам брать книгу с полочки и направляться в сторону кровати.
- Почему дети плохо спят?
- Как заставить ребенка слушаться?
- Как развить самостоятельность у ребенка?
Распорядок ребёнка, посещающего детсад
Если дитя в два года уже ходит в детский сад, то его распорядок должен адаптироваться к посещению дошкольного общеобразовательного учреждения. Режим в ДОУ соответствует общепринятым образовательным федеральным государственным стандартам (ФГОС), и он должен доходить до родителей в доступной форме. Найти информацию можно на информационном стенде в детсаду или на его официальном сайте.
Ниже представлена таблица по часам, в какой рассмотрен распорядок дня для деток в детском саду:
Время | Действия |
6.00-7.00 | Подъём, гигиенические процедуры, подготовка к походу в ребяческий сад(одевание, сборы) |
С 7.00 до 8.00 | Приём малышей в детском саду, осмотр врачом, гимнастика и игры |
С 8.00 до 8:30 | Подготовка к зачислению пищи и завтрак |
С 8:30 до 9.00 | Занятия в группе |
С 9.00 до 9:10-9:15 | Второй лёгкий завтрак в виде небольшого перекуса |
С 9:15 до 9:30 | Подготовка деток к гулянию: одевание, сбор игрушек для игр на улице |
С 9:30 до 11-11:30 | Прогулка по территории учреждения на свежем воздухе под присмотром воспитателей |
С 11-11:30 до 12.00 | Независимая детская деятельность |
С 12.00 до 13.00 | Подготовка к приёму пищи и обед |
С 13.00 до 15.00 | Подготовка к дневному отдыху, сон |
С 15.00 до 15:30 | Пробуждение и последующие водные процедуры |
С 15:30 до 16.00 | Полдник |
С 16.00 и до 16:30 | Дела и игры в группе |
С 16:30 и до 17:40 | Вторая прогулка |
С 17:40 и примерно до 18:15-18:20 | Подготовка к приёму пищи и ужин |
С 18:20 до 19.00 | Уход домой |
С 19.00 до 20.00 | Покойные развлечения в домашней обстановке, общение в кругу семьи |
С 20.00 до 20:30-20:40 | Подготовка ко сну: лёгкий перекус по желанию (стакан кефира или молока), гигиенические процедуры (купание с чисткой зубов), одевание пижамы |
С 20:30-20:40 до 21:00 | Настраивание на сон: чтение сказки или пение колыбельной, покойные разговоры, поглаживание по голове |
С 21.00 до 6.00-7.00 | Ночной полноценный сон |
В плохую погоду прогулки заменяются деятельностью в группах, так, творчеством или разными занятиями.
Важно! Дома в выходные дни следует придерживаться примерно такого же режима, который работает в детских садах. Конечно, вполне можно разрешить малышу поспать лишний час утром и лечь немного позапоздалее вечером
Но пренебрегать режимом в выходные, праздники и периоды болезней не стоит: расслабившись, ребёнок будет с трудом перестраиваться назад на прежний детсадовский режим.
Приблизительный распорядок дня малыша 2 лет.
Следуя своему графику, ваш карапуз будет здоровым, счастливым, эрудированным, полным сил и энергии.
Время |
Действие |
7.00 |
малютка просыпается |
с 7.00 до 7.15 |
приводит себя в порядок |
с 7.15 до 7.35 |
завтракает |
с 7.35 до 7.45 |
Помогает маме заниматься домашними делами |
с 7.45 до 8.00 |
занятие №1 |
с 8.00 до 10.00 |
прогулка на улице |
с 10.10 до 10.15 |
переодевается после прогулки |
с 10.15 до 10.30 |
малыш играет самостоятельно |
с 10.30 до 11.00 |
моет руки, обедает |
с 11.00 до 14.00 |
спит |
с 14.00 до 14.10 |
просыпается и приводит себя в порядок |
с 14.10 до 14.30 |
самостоятельно играет в доме |
с 14.30 до 14.45 |
занятие № 2 |
с 14.45 до 15.00 |
полдничает |
с 15.00 до 16.30 |
прогуливается на улице |
с 16.30 до 16.35 |
переодеваемся после прогулки, моет руки |
с 16.25 до 16.55 |
играет самостоятельно |
с 16.55 до 17.15 |
Занятие № 3 |
с 17.15 до 17.30 |
моет руки перед ужином, ужинает |
с 17.35 до 19.30 |
прогуливается на улице |
с 19.30 до 19.35 |
переодеваемся после прогулки |
с 19.35 до 20.00 |
водные процедуры перед сном |
с 20.00 до 20.30 |
ложится и слушает чтение книг перед сном |
с 20.30 до 7.00 |
спит |
Читайте нашу статью о питании ребенка 2-х лет, уверена Вы сможете подчеркнуть там много новой и полезной информации для Вашего малыша.
Организация досуга
Очень важно организовать досуг ребенка так, чтобы его деятельность не мешала окружающим и способствовала плавному переходу от бодрствования ко сну. Желательно заранее продумать занятия малыша, чтобы активная фаза приходилась на светлое время суток, а спокойное времяпровождение предшествовало вечернему отдыху
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие занятия для детей 2-3 лет на каждый день
Во время прогулки нужно стараться дать дочке или сыну возможность потратить часть накопившейся энергии и стимулировать его к активным играм. Дома перед обедом немного успокоить ребенка, например, попросив его подготовить место для еды. Пусть мама вместе с малышом расставит игрушки по местам, чтобы он впоследствии научился убирать за собой самостоятельно. Точно так же желательно выделить время перед вечерним сном на уборку игрушек. Таким образом, можно убить двух зайцев – привести игровое пространство в порядок и «приглушить» активность ребенка перед ночью.
После дневного отдыха малыш обычно находится в спокойном состоянии, период активности наступает чуть позже. В это время лучше предложить ему позаниматься творчеством, либо собрать конструктор, пазлы, почитать ему стихи или сказку. Через час-полтора можно отправиться на прогулку, если выход на улицу запланирован.
Несколько советов родителям по оптимизации дневных занятий
Каждый ребенок имеет собственные предпочтения и их стоит учитывать при организации его досуга
Однако важно придерживаться основных принципов:. ИНТЕРЕСНО: как правильно воспитывать ребенка в 2 года: советы психологов
ИНТЕРЕСНО: как правильно воспитывать ребенка в 2 года: советы психологов
- Если родители купили новую игрушку, желательно давать ее маленькому непоседе с утра. Иначе он не успеет наиграться и не захочет вовремя ложиться спать. Если же кроха посещает ясли, желательно дарить ее в выходной день, чтобы у малыша было достаточно времени для игры.
- Вечером, когда дома собираются взрослые члены семьи, у мамы остается меньше времени для младшего. Если удовлетворить его потребность в движении днем, кроха может провести вечер в спокойных играх. В крайнем случае, в этот период можно позволить ребенку посмотреть мультфильмы, если родители разрешают отпрыску время от времени сидеть перед телеэкраном.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка к детскому саду: советы Комаровского
Нужно стараться предлагать малышу разноплановые занятия, чтобы время от времени переключать его внимание. Двухлетний кроха еще не может играть самостоятельно больше получаса, поэтому нужно вовремя «подбрасывать» ему новые идеи для игр.
Если малыш посещает ясли, режим дня на выходных должен быть примерно таким же, как в саду
То есть, прогулки и дневной сон желательно запланировать на то же время, что и в яслях. Тогда кроха не окажется в стрессовой ситуации и легко заснет в положенное время.
Если выполнять предписанный режим не получается, стоит попытаться внести в него изменения. Быть может, маленькому человеку не подходит подобный график, его нужно просто немного оптимизировать.
Физические упражнения
В жизни ребёнка любого возраста важное место занимает физическое развитие. Оно способствует укреплению скелета, мышц, способствует развитию правильной осанки и является профилактикой сколиоза
В этом возрасте так может проходить зарядка:
Начинать и заканчивать упражнения следует с вдоха и выдоха, сопутствующих движением рук вверх вниз.
Сопровождайте упражнения крохи музыкой.
Полезными для карапуза будут движения с поднятием ножек в коленном суставе во время ходьбы по кругу, при этом важно двигать руками в разные стороны.
Хорошо подойдет, так называемая, ходьба «по-гусиному».
Немаловажным будет упражнение, которое любит большинство детей – велосипед. Из положения на спине малыш должен сгибать ножки в коленных суставах и двигать ими так, как будто он крутит педали.. Это минимальный перечень возможных упражнений для ребёнка в двухлетнем возрасте
В зависимости от того, насколько вашему карапузу нравится проводить физические разминки, мама может увеличивать разнообразие этих упражнений и добавлять новые, которую особенно будут нравиться малышу. Если ваш ребенок категорически отказывается от выполнения физических упражнений, не кричите на него. Попробуйте найти те, которые придутся малышу по вкусу. Или можно каким-нибудь образом простимулировать его желание, а также мама может проводить физические занятия в игровой форме
Это минимальный перечень возможных упражнений для ребёнка в двухлетнем возрасте. В зависимости от того, насколько вашему карапузу нравится проводить физические разминки, мама может увеличивать разнообразие этих упражнений и добавлять новые, которую особенно будут нравиться малышу. Если ваш ребенок категорически отказывается от выполнения физических упражнений, не кричите на него. Попробуйте найти те, которые придутся малышу по вкусу. Или можно каким-нибудь образом простимулировать его желание, а также мама может проводить физические занятия в игровой форме.
Приблизительно именно таким должен быть распорядок ребенка в 2 года. Но вы должны помнить, что каждая мама лучше всех остальных знает о повадках, желаниях и индивидуальных особенностях своего карапуза. Если ваш малыш любит купаться с утра, а не перед сном, то не противьтесь этому. Распорядок должен не только приучать к определенным правилам и дисциплине маленького человечка, но и делать его день радостным и весёлым. Поэтому, при составлении режима дня обязательно учитывайте чувства карапуза и его потребности.
Рекомендуем к прочтению:
- Какие игрушки нужны ребенку в 2 года;
- Что должен уметь ребенок в 2 года.
Физическое развитие детей в два года
Малыш уже двигается намного увереннее, чем в полтора года. Он с удовольствием ходит по ровной линии – это может быть бордюр тротуара или уложенная на поверхность доска. Чаще всего двухлетние детки радостно и оживленно развлекаются во время подвижных игр. Им можно предложить поиграть с мячом или попрыгать. Каждый день с ребенком стоит проводить гимнастику, времени это займет немного, до получаса, зато польза огромная:
- вдох–выдох, этим упражнением следует начинать и завершать занятие;
- ходьба под музыку с высоким поднятием колен и движением руками в разные стороны;
- перемещение по комнате прыжками – на протяжении 40–50 секунд;
- «гусиная» ходьба;
- «велосипед» – одно из самых популярных упражнений.
По желанию вы можете дополнить этот перечень другими движениями. Под каждое упражнение можно придумать историю, тогда малышу будет приятнее заниматься.
Режим дня ребенка 1 года
Второй год жизни ребенка ознаменован значительными изменениями в психическом и физическом развитии: он продолжает совершенствовать речевые навыки и уже освоил ходьбу, наклоны, приседания, преодоление препятствий, хотя движения все еще плохо скоординированы. Выносливость пока невысокая: ребенок довольно быстро устает.
Малыш становится все более самостоятельным и с удовольствием осваивает навыки самообслуживания: мытье рук, чистка зубов, умывание. Все это требует выделения малышу некоторого времени на уход за собой.
Работоспособность нервной системы ребенка повышается, что расширяет возможности для познавательного и умственного развития. В дневной распорядок дня уже могут включаться простые развивающие занятия продолжительностью несколько минут.
Сон. Среднесуточная продолжительность сна ребенка после 1 года составляет 14 – 16 часов, из них на ночной отдых приходится 10 – 12 часов. Периоды бодрствования уже могут достигать 3,5 – 4 часов подряд, дневной сон пока еще двухразовый — по 1,5 – 2 часа. К концу второго года жизни малыш перейдет на одноразовый сон с периодами бодрствования длительностью 4 – 4,5 часа.Готовность к одноразовому дневному сну очевидна, когда ребенок может поддерживать хорошее настроение весь день, крепко спит, не переутомляется ближе к вечеру.Если отказ от второго сна произошел слишком рано, у малыша будут заметны перепады настроения, снижение аппетита, всплески гиперактивности, капризность. Эти признаки могут проявиться не сразу, а только через некоторое время, когда усталость накопится. В этом случае, если ночной отдых удлинить не получается, разумно было бы на некоторое время вернуть второй сон.Периоды бодрствования включают в себя прогулки, прием пищи, игры и ритуалы ухода и подготовки ко сну. Подробнее о сне мы пишем здесь.
Прогулки. Прогулки у ребенка этого возраста двухразовые, после завтрака и полдника, продолжительностью 1,5 – 2 часа
Если погода хорошая, важно, чтобы малыш активно двигался, совершенствуя свои моторные навыки и координацию движений. Прогулка во второй половине дня, особенно если в нее включены подвижные игры, крайне важна для крепкого ночного сна.
Игры и занятия
Диапазон внимания у малыша после 1 года пока невелик, он не может долго сосредотачиваться на одном занятии. Поэтому чтение книг, лепку из пластилина, упражнения с рамками-вкладышами и другие развивающие занятия лучше организовать в течение дня так, чтобы они были непродолжительными (10 минут) и разнообразились другой активностью: прогулками на свежем воздухе и играми (мяч, кубики, пирамидки, сортеры и другие любимые малышом игрушки без высокой интеллектуальной составляющей).
Питание. Перерывы между приемами пищи у малышей после 1 года составляют примерно 3 часа, к 2 годам — 4 часа. Завтрак необходимо устраивать в течение часа с момента пробуждения, последнее кормление на ночь — не позднее чем за час до укладывания. В 1 год у ребенка 5-разовое кормление, к 2 годам — 4-разовое.Режим питания строится таким образом, чтобы после кормления ребенок не отправлялся сразу спать, а некоторое время бодрствовал и только после этого засыпал до следующего приема пищи. Такой ритм дня обеспечивает и бодрое состояние, и высокую познавательную активность, а главное, постепенно приучает к пониманию цикличности времени суток, сопровождающегося определенными ритуалами.
Гигиена и ритуалы.Гигиенические процедуры проводятся утром, перед полдником и на ночь. Умывание, мытье рук в течение дня, чистка зубов утром и вечером — при помощи родителей малыш постепенно учится справляться с этими занятиями самостоятельно. Обтирания, душ, купание в ванной — эти мероприятия пока происходят при активном участии взрослого. Купание на ночь становится частью вечернего ритуала отхода ко сну.Обычно от 1 года до 2 лет родители начинают постепенно приучать ребенка к горшку. Даже если малыш пока не приступил к использованию его по прямому назначению, высаживание на горшок можно включить в список ежедневных ритуалов и предлагать после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с нее.Готовить ребенка ко сну лучше заранее, прекратив шумные игры, приглушив свет, совершив все необходимые ритуалы (высаживание на горшок, умывание, купание, сказка на ночь и другие приготовления, которые у вас появятся со временем и станут традиционными). Для выработки режима отход ко сну и в дневное, и в ночное время следует осуществлять в один и тот же час: так у ребенка будет формироваться условный рефлекс на определенное время. Впоследствии малыш будет чувствовать усталость к установленному времени укладывания и легче засыпать.