Какими были доходные дома петербурга? лекция краеведа и автора рассылки «бумаги» алексея шишкина
Содержание:
- Какие квартиры в петербургских домах были самыми шикарными и где жили бедные студенты
- Дворцы Санкт-Петербурга
- Монастыри Санкт-Петербурга
- Буддийский храм
- Башня Татлина
- Особняк Барятинских. Дворец Великой Княгини Ольги Александровны
- Особняк Веге
- Мариинский театр
- Какими были доходные дома Петербурга и как появились однокомнатные квартиры
- Памятники и монументы Санкт-Петербурга
- Усадьба Демидовых
- Академия Штиглица (бывшее Мухинское училище)
- Дублеры Невского и Каменноостровского проспектов
- Дом Композиторов. Особняк княгини В. Ф. Гагариной
Какие квартиры в петербургских домах были самыми шикарными и где жили бедные студенты
В XIX веке самые дорогие квартиры в доходном доме находились на втором этаже. В них был парадный вход, окна выходили на улицу. Максимальное количество комнат, которое мне попадалось, — 21. Причем комнаты были площадью до 50 метров.
К концу XIX — началу XX века самые дорогие квартиры переместились выше. Это объяснялось в первую очередь распространением лифтов: подниматься на нем в квартиру считалось шикарным. А для второго этажа лифт не нужен.
Кроме того, с развитием транспорта и ростом города квартиры на втором этаже становились грязными, потому что всё, что скапливалось на улице, поднималось туда. К началу XX века самыми дорогими становятся третий и четвертый этажи
Если вы идете по центру Петербурга, то можно обратить внимание, что именно эти этажи зачастую выделены пилястрами, колоннами, арками.
Кабинет купца I гильдии Г. Г. Елисеева. Начало 1900-х годов. Фото из книги «Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта»
Что интересно, в европейских городах традиционно селились слободами — это пошло со Средневековья. В одном районе жили ремесленники, в другом аристократы. В Петербурге же, как в новом городе, эта традиция не сложилась. Бедные квартиры располагались в тех же домах, что и богатые.
Можно представить себе красивый дом с окнами на Литейный проспект, где на втором и третьем этаже живут богатые горожане, а подвальный этаж сдан сезонным рабочим. И там живут несколько десятков человек — единственное, вход в эту квартиру будет не с парадной лестницы, а с черной.
По одной лестнице могли ходить сенаторы, богатые купцы и какой-нибудь студент, который снимал квартиру на последнем этаже. Может быть, в этом смешении была заложена нестабильность петербургского общества и, возможно, поэтому он стал городом трех революций.
Дворцы Санкт-Петербурга
Среди красивых зданий отдельно стоит выделить княжеские и императорские дворцы, которые сегодня стали музеями. Их залы дышат историей, здесь плели интриги и принимали судьбоносные решения.
Дворец Белосельских-Белозерских
Другое название – Сергеевский (по имени младшего брата Александра III). Построен по заказу княгини Белосельских. Семья вела светский образ жизни. Во дворце часто устраивались приёмы и балы. На них присутствовали члены монаршей семьи. Впоследствии император выкупил дворец и подарил на свадьбу брату. Сейчас в здании располагаются комитет по культуре, Исторический музей восковых фигур, культурный центр и концертный зал.
Мраморный дворец
Находится в исторической части города. Построен во второй половине XVIII века в стиле классицизм. Монаршие особы передавали дворец из рук в руки, но толком тут никто не жил, поэтому здание пришло в аварийное состояние менее чем за 100 лет. Сейчас дворец отреставрирован и отдан под филиал Русского музея. Перед восточным фасадом установлен памятник Александру III. В бывший служебный флигель располагается заочный технический университет.
Александровский дворец в Пушкине
Построен в подарок будущему императору Александру I. Проект завершили в 1796 году. Вокруг разбит парк с озером. За время существования дворец менял назначения. Здесь жили представители семьи Романовых, иностранные делегации, знатные особы. Внутренняя отделка, как и убранство комнат, практически не сохранилась. После реставрации уже в наше время здание передали под контроль музея-заповедника «Царское село».
Дворец Монплезир в Петергофе
Перевод названия – «моё удовольствие». Памятник архитектуры XVIII века. Пётр I лично выбрал место для дворца в Петергофе, а также давал указания по поводу планировки и интерьеров. Проект был закончен к 1723 году. Сейчас в Монплезире хранится собрание картин европейских художников, китайский фарфор, голландский фаянс, а также некоторые личные вещи императора и дипломатические подарки.
Михайловский замок
Павел I в конце XVIII века распорядился построить в центре Санкт-Петербурга новую резиденцию. Монарх подозревал окружение в желании устроить переворот, поэтому искал для себя безопасное убежище. Его убили именно в этом замке в 1801 году. Сейчас памятник архитектуры передан под контроль Русского музея и открыт для посещений. Двор замка украшают скульптуры Павла I и Петра I.
Летний дворец Петра I
Возведён в Летнем саду по указу Петра I. Был предназначен только для проживания в тёплое время года. Эта императорская резиденция не подразумевала приёма большого количества гостей. В 14 комнатах дворца располагались спальни царской семьи, комнаты для прислуги, гардеробные, кабинет, кухня и столовая. Интерьер сохранился до наших дней. С 1934 года здесь находится историко-бытовой музей.
Монастыри Санкт-Петербурга
Отдельно отметим монастыри – уникальные архитектурные объекты и места религиозной жизни.
Александро-Невская лавра
Самый старый и самый большой монастырь Санкт-Петербурга. Статус лавры присвоен мужскому православному монастырю в 1797 году. Главная реликвия обители – мощи Александра Невского. В 30-х годах прошлого века на территории упразднённого монастыря заработали мастерские. Монашескую жизнь здесь возобновили 1996 году. Также заработали мастерские: иконописная, ювелирная, оловянной миниатюры.
Иоанновский монастырь
Стоит на берегу реки Карповки. Время основания – конец XIX века. У этого женского монастыря особый статус, делающий его подчинённым непосредственно синоду или патриарху, а не местной епархии. Проект обители в неовизантийском стиле создан архитектором Николаем Никоновым. После революции монастырь превратили в трудовую коммуну, а потом ликвидировали. В 90-е годы началось возрождение. Верхний храм лично осветил патриарх Алексий II.
Воскресенский Новодевичий монастырь
Заложен по приказу Елизаветы Петровны. Монахинь сюда отправили не сразу, а в 1822 году обитель закрылась. Её работу возобновили при Николае I, спустя 23 года. Большинство строений монастыря относится к русскому стилю. Казанская церковь выбивается из общего ряда: она возведена в неовизантийском стиле. К монастырю относится территория Новодевичьего кладбища, где похоронены Тютчев, Некрасов и другие выдающиеся люди.
Буддийский храм
Буддийский храм, или Дацан Гунзэчойнэй, был построен в Санкт-Петербурге ещё в начале XX века, когда буддизм набрал популярность в аристократических кругах Северной столицы. Начало строительства было заложено благодаря бурятскому ламе Агвану Доржиеву. Дацан стал первым зданием в тибетском стиле, построенным на европейской территории России. Его главный архитектор — Гавриил Барановский, а витражи оформил Николай Рерих. В строительстве участвовал комитет учёных-востоковедов, а статуя Будды была подарена королём Сиама. Буддийский храм совмещает в себе два стиля — тибетский, как основной, и северный модерн, как второстепенный. Здание храма — это центральный зал для буддийских служб, монашеские кельи и четырёхъярусная башня. В военные годы дацан закрылся, а его здание использовалось не по назначению — в качестве радиостанции и лаборатории Зоологического института. Лишь после 1990 года его восстановили, и по сей день он является крупным центром развития буддизма. В его стенах проводится множество мероприятий, осуществляется приём буддийских врачей, а также работает кафе, где можно познакомиться с бурятской кухней. Дацан открыт с 10 до 19 во все дни, кроме среды. Подробное расписание ищите на официальном сайте дацана и в группе.
Адрес: Приморский проспект, 91.
Источник фото tripadvisor.ru
Башня Татлина
«Памятник III Коммунистическому Интернационалу», более известный как башня Татлина — пожалуй, самый революционный из несбывшихся архитектурных проектов советского периода. Созданный авангардистом Владимиром Татлиным макет башни представлял собой три больших стеклянных помещения (а вернее — самостоятельных административных здания), подвешенных внутри несущего металлического каркаса в форме спирали. Расположенные одно над другим, они должны были вращаться, причем с разными скоростями.
Макет башни — пятиметровая конструкция из дерева — впервые был выставлен в 1920 году на выставке в Петрограде, позже в Москве, а еще через четыре года — на Всемирной выставке в Париже, где он получил золотую медаль.
Особняк Барятинских. Дворец Великой Княгини Ольги Александровны
Величественный Дворец построен по проекту архитектора Г.А. Боссе в 1880 году. Композиционный вид дворца за долгое время практически не изменился: торжественный фасад в стиле русского барокко, анфилада парадных помещений, расположенных на 2 этаже вдоль улицы Чайковского, две анфилады в восточном и западном поперечных корпусах. Пристроенные позднее трехэтажные выступы, возвышаясь над основной частью, придают облику Дворца черты романтичности. По центральной оси каждого бокового корпуса – проездная арка.
В течение долгого времени особняк принадлежал древнему роду князей Барятинских, корни которого восходят еще к Рюриковичам. В разное время представители знатного рода были военачальниками, дипломатами в странах Европы и Азии. Александр Барятинский вошел в историю как покоритель Кавказа.
В 1896 году особняк был преподнесен императором Николаем II в качестве свадебного подарка младшей дочери императора Александра III — великой княгине Ольге и ее супругу, принцу Петру Ольденбургскому.
После 1917 г. в здании разместились коммунальные квартиры, в одной из которых в 1922 году жил С.Я.Маршак, парадные залы были заняты школой. В 1988 г. здание передано Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате, при содействии которой осуществилась реставрация интерьеров: восстановлены лепка, росписи потолков, резная отделка дверей, камины. С 1989 года начали проводиться работы по реставрации внутренних убранств. Были восстановлены лепка, роспись потолков, отделка дверей, камины.Сейчас в левом флигеле особняка работает Городской центр по расчету и учету жилищных компенсаций Комитета по содержанию жилого фонда Администрации Санкт-Петербурга. В правом – Государственная налоговая инспекция Центрального района.
Адрес: ул. Чайковского 46-48На карте
Особняк Веге
Из многообразия объектов г. Санкт-Петербурга, представляющих культурную ценность, внимания требует заброшенный особняк Веге. Постройка находится на территории АООТ НПФ «Пигмент» – бывшего ультрамаринового завода. Здание, как образец эклектики, возведен в 1890 году и является работой неизвестного автора.
Гротескным орнаментом расписаны стены и потолки на всех этажах. В некоторых местах заметна позолота в отделке. У парадной лестницы сохранились кариатиды. Колонны с женскими фигурами провожают к чугунным перилами.
автор — Instagram — maniac_serega (Cергей Москалёв)
Наверху расположено просторное помещение — гостиная комната. Оригинальные узоры в виде роз украшают стены. На потолке заметны причудливые лепные розетки, а на полу метлахская плитка. Кого принимали хозяева в своих, когда-то изысканных, залах современности неизвестно. Только остатки старинных зеркал еще хранят тайну прошлого.
Особую художественную ценность представляют витражи. По предположению работа немецких мастеров, в свое время была известна на весь город уникальностью и красотой. Расписные стекла, были не раз реставрированы и хранились отдельно от рам.
Сегодня из-за отсутствия отопления в разваливающем здании, сырость почти разъедает ценную отделку. Хрупкий памятник архитектуры нуждается в серьезной реставрационной работе и особого внимания, как культурное наследие петербуржцев.
Мариинский театр
Один из ведущих музыкальных театров ведёт свою историю с конца XVIII века, а указ о его строении издала императрица Екатерина Великая. Изначально театр звался Большим и представлял собой огромное строение в стиле ампир. Своё название музыкальный театр получил в честь императрицы Марии Александровны. Здание было спроектировано архитектором Антонио Ринальди, внутренней отделкой занимался Тома де Томон, однако в 1811 году большая часть театра была уничтожена пожаром. Современная отделка Мариинского театра — результат трудов Альберто Кавоса, который внёс изменения в устройство здания — изменил форму зрительного зала, увеличил его величину и убрал колонны. Долгое время театр был императорским. Первый театральный сезон после реконструкции был открыт в 1860 году, а через несколько десятилетий театру вновь суждено было перестроиться по проекту Шретера: к основному зданию был присоединён новый корпус, деревянные конструкции заменились металлическими, и здание приобрело более строгий, деловой вид. В Мариинском театре служили и выступали артисты, чьи имена известны всему миру: Фёдор Шаляпин, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова и многие другие. С 1920 года Мариинский театр стал академическим. Узнать расписание, ознакомиться с составом труппы и афишей мероприятий вы можете на сайте и в группе театра.
Адрес: Театральная площадь, дом 1.
Источник фото culture.ru
Какими были доходные дома Петербурга и как появились однокомнатные квартиры
Впечатление о доходном доме как о чем-то роскошном, престижном, дорогом — ложное, так как значительная часть доходных домов была даже в центре города рассчитана на непритязательное население. Многие доходные дома строились для аренды комнатами, а не квартирами. Например, было такое общество «Строитель» — объединение нескольких капиталистов, среди них было много представителей еврейской общины. Еврейское общество строителей создавало дома с длинными коридорами, в которых были десятки комнат.
Мой любимый пример типичного пролетарского доходного дома — это улица Коли Томчака, 10. Нынешний Московский район тогда был районом обувных фабрик, складов, железнодорожных путей, огромных промышленных холодильников. И вот в таких районах для рабочих строятся доходные дома под сдачу квартир, комнат, а также углов — то есть частей комнат. Были даже варианты сдачи пространства посменно: один арендатор занимает кровать ночью, а другой — днем.
Доходный дом Дурдина. Фото: citywalls.ru
Значительная часть квартир в дореволюционных домах была многокомнатной. Для среднего класса в Петербурге типичной считалась квартира в четыре-пять комнат, как я уже сказал; трехкомнатные квартиры любили снимать компании петербургских студентов. Также трех- и четырехкомнатные квартиры были популярны у делающих карьеру молодых специалистов — как правило, холостяков. Четырех-, пяти-, шести- и более — это квартира для семьи среднего класса, достаточно состоятельной, но никакой вызывающей роскоши в этом нет. Даже шесть комнат — это не предел.
Часто встречались дома, в которых есть только четырех- и пятикомнатные квартиры, ничего меньше не найти, ничего больше — тоже. Это типичные дома как раз для среднего класса, как, например, доходный дом Васильева на Петроградской стороне.
Иногда, если владельцу квартиры казалось, что жилец хороший, но снимать квартиру ему дороговато, он просто запирал одну из комнат и снижал оплату.
Когда я рассказываю, что средняя петербургская квартира — это четыре-пять комнат, все начинают закатывать глаза и говорить: «Ох, какую страну мы потеряли!», но надо помнить, что для тех, кто не мог себе этого позволить, а таких было абсолютное большинство, жилая площадь была очень ограничена. Мой любимый пример — из истории Октябрьской железной дороги. Каким было жилье для железнодорожных рабочих, которых было более сотни тысяч на петербургском узле? Каждый рабочий занимал один квадратный метр в рабочей казарме. Кому-то четыре-пять комнат, а кому-то — один квадратный метр. Вот такой город контрастов.
Еще один пример дешевого жилья — доходный дом пивоторговца Ивана Дурдина, который находится напротив станции метро «Обводный канал». Дом замечателен не только тем, что это одна из первых петербургских семиэтажек, но и тем, что в нем едва ли не первом в Петербурге появились однокомнатные квартиры. Многим жить в однокомнатной квартире казалось чем-то немыслимым.
Во многом это было прогрессивное решение, но те, кто имел возможность снимать отдельное жилье, не слишком активно разбирали первые однушки. В итоге дом Дурдина стал одним из символов той самой криминальной Лиговки
Если верить современникам (а им всегда нужно верить с осторожностью), большая часть этих первых однокомнатных квартир в Петербурге занимали воры и скупщики краденого.
Доходный дом Дурдина. Фото: citywalls.ru
Памятники и монументы Санкт-Петербурга
Самые известные исторические и современные памятники и монументы города.
Памятник «Медный всадник»
Памятник Петру I установлен на Сенатской площади в 1782 году. Отлит из бронзы, а название «медный» появилось из-за стихотворения Пушкина. Высота – более 10 метров. Автор проекта – Этьен Фальконе. Он не мог присутствовать на открытии из-за дворцовых интриг. По приказу Екатерины II на памятнике появилась надпись «Петру I Екатерина II». Так императрица хотела подчеркнуть, что «второй» она является непосредственно после последнего царя всея Руси.
Рекомендуем: 35 знаменитых памятников Санкт-Петербурга.
Памятник Екатерине II
Находится на площади Островского с 1873 года. Автор проекта – Михаил Микешина. Высота бронзового изваяния вместе с гранитным постаментом – около 10 метров. В памятнике много символизма. Например, фигура Екатерины II намного выше фигур окружающих её видных деятелей эпохи, что подчёркивает место каждого из них в истории страны. Вандалы периодически воруют или повреждают «аксессуары» знати: чаще всего страдает шпага Суворова.
Ростральные колонны
Возведены на Васильевском острове в начале XIX столетия. Первоначально служили портовыми фонарями и использовались до 1885 года во время тумана или по ночам. Автор проекта – Жан-Франсуа Тома де Томон. Высота каждой колонны – 32 метра. Внутри у них винтовые лестницы, сохранившиеся в хорошем состоянии. В середине прошлого века в колонны провели газ и включают их только по торжественным случаям.
Нарвские триумфальные ворота
Первоначально на этом месте была сооружена арка из дерева и алебастра. Она стала последним проектом Джакомо Кваренги. Триумфальные ворота предназначались для встречи войск, победивших в Отечественной войне 1812 года. Конструкция быстро пришла в негодность и была заменена капитальной каменной аркой. Высота сооружения – 23 метра, ширина прохода – 15 метров. Верхний зал внутренних помещений превращён в музей.
Памятник Николаю I
Установлен на Исаакиевской площади в 1859 году. У проекта два автора. Конную статую императора создал Пётр Клодт, а пьедесталом занимался Огюст Монферран. Памятник стоит на одной оси с монументом Петру I. Их разделяет Исаакиевский собор. В советское время поднимался вопрос о демонтаже достопримечательности, но Скульптура Николая I так и осталась на своём месте. Памятник обветшал, поэтому в ближайшее будет отреставрирован.
Скульптура «Чижик-Пыжик»
Шуточная песенка про приключение маленькой птички на Фонтанке привела к появлению этого памятника. Его высота – 11 сантиметров, а масса вместе с постаментом – 5 килограмм. Небольшие размер и знаковость скульптуры привели к тому, что её несколько раз похищали. Есть примета: надо бросить в сторону «чижика» монету, и, если она не упадёт с постамента, то человека ждёт удача.
Памятник А. С. Пушкину
Установлен на Площади искусств напротив Русского музея в 1957 году. Отлит из бронзы. Высота с гранитным пьедесталом – более 7 метров. Скульптору Михаилу Аникушину пришлось перебрать много вариантов. Он создал десятки графически и скульптурных портретов писателя, прежде чем сделал окончательный выбор. Столь щепетильный подход был связан с необходимостью вписать памятник в уже сложившийся архитектурный стиль округи.
Сфинксы на Университетской набережной
В 1825 году в Египте на раскопках были обнаружены сфинксы из розового асуанского гранита. Они датированы XIV веком до нашей эры. История покупки скульптур растянулась на несколько лет, но в 1832 году они всё же прибыли в Санкт-Петербург. Сфинксов установили на Университетской набережной. Учёные изначально были против, так как считали местный климат разрушительным для столь хрупких памятников.
Памятный знак кораблю «Полтава»
Посвящен первому русскому 54-пушечному парусному линейному кораблю 4 ранга. Уменьшенная копия «Полтавы» помещена на пьедестал и установлена на Воскресенской набережной в 2015 году. Высота – около 10 метров. Памятник выполнен с высокой степенью детализации. Барельефы на боковинах постамента описывают сцены морских сражений русского флота при правлении Петра I.
Усадьба Демидовых
История данного строения берет начало со времен Петра I. Семья, построившая поместье, разбогатела в период стремительного развития черной металлургии. Строение выполнено в стиле русского классицизма с небольшими элементами барокко.
Главное здание располагается на реке Веревки. Широкие лестницы, украшенные по бокам каменными львами, вели, ко входу со всех сторон здания. Сердцем данной усадьбы является парк, который включал в себя большую поляну, сад, лабиринт и зверинец.
Каждый из этих участков был оформлен согласно своей ландшафтной композиции, а также планировке. Их объединяли между собой пруды и протоки.
Пережив войну, здание служило в качестве реабилитационного центра областной больницы, но на настоящий момент является заброшенным. Усадьба считается одним из объектов мирового наследия, по мнению ЮНЕСКО.
Академия Штиглица (бывшее Мухинское училище)
Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица принадлежит к числу интереснейших и весьма самобытных памятников российской культуры. Он является неотъемлемой частью академии, которая выпускает художников различных направлений монументально-декоративного, прикладного искусства и дизайна. Это ее культурно-просветительский, учебный и выставочный центр.
История музея неразрывно связана с созданием в Петербурге Центрального училища технического рисования в январе 1876 года на средства крупного финансиста, промышленника и мецената Александра Людвиговича Штиглица. Большую роль в формировании этого учебного заведения сыграл известный государственный деятель А. А. Половцов, который был зятем барона Штиглица. На пост директора был приглашен видный петербургский зодчий М. Е. Месмахер.
Уже в 1885 году по проекту М.Е. Месмахера начинается строительство специального музейного здания. На международных аукционах, у известных зарубежных и российских антикваров и коллекционеров при активном участии А.А. Половцова приобретаются всевозможные коллекции предметов прикладного искусства. Постепенно складывается уникальное музейное собрание, отличающееся разнообразием и высоким художественным уровнем входивших в него памятников Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, и включавшее произведения западноевропейского, восточного и русского прикладного искусства XVII и XVIII веков.
Здание музея является уникальным памятником архитектуры периода историзма. В его облике можно разглядеть черты некоторых знаменитых произведений итальянской архитектуры XVI века: творений венецианского зодчего Якопо Сансавино – палаццо Корнер дела Ка Гранде и библиотеки Сан Марко, а также Базилики и палаццо Тьене в Виченце, построенных по проектам Андреа Палладио.
Месмахер не просто заимствовал отдельные композиционные приемы и декоративные элементы этих известных построек, но творчески переосмыслил их формы и наполнил новым содержанием, создав некий обобщенный образ итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
В художественном убранстве залов музея нашли отражение почти все исторические эпохи и стили: античность, византийское, романское и готическое искусство, эпоха Ренессанса, венское, фламандское, французское и итальянское барокко.
Композиционной доминантой здания служит Большой выставочный зал, напоминающий внутренний двор итальянского палаццо. Он перекрыт грандиозным стеклянным куполом, являющимся одним из заметных достижений российской строительной техники конца XIX века.
Сегодня Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – одна из ведущих художественно-промышленных школ России. За годы своей истории здесь было подготовлено несколько поколений выдающихся мастеров искусства, и этому немало способствовал ее уникальный музей – неиссякаемый источник знаний и вдохновения.
Адрес: Соляной пер., 13На карте
Дублеры Невского и Каменноостровского проспектов
Планы создания улицы-дублера перегруженного Невского проспекта вынашивались давно. Самый известный проект разработали в 1910 году архитектор Л. Бенуа и инженер Ф. Енакиев в рамках уже упоминавшегося плана преобразования Петербурга. Проезд, который предлагалось назвать Романовским, должен был начинаться от набережной Мойки, далее идти через жилые кварталы к каналу Грибоедова и по площади Искусств к Итальянской улице. К сожалению, несмотря на очевидную пользу проекта (которую по достоинству оценили бы современные автомобилисты, стоящие в бесконечных пробках на Невском), уже тогда он требовал сноса огромного количества построек. Договориться с собственниками было бы проблематично.
А после возведения Троицкого моста через Неву и — как следствие — стремительной застройки Петроградской стороны дублер потребовался и Каменноостровскому проспекту.
Енакиев предложил разгрузить Каменноостровский проспект, перенеся трамвайные пути на улицу-дублер. Предполагалось провести ее от Троицкой площади по Малой Монетной, а дальше по Аптекарскому проспекту на Выборгскую сторону. Но и этот проект, хотя он был более простым в реализации, чем Романовский проезд, так и остался на бумаге.
Дом Композиторов. Особняк княгини В. Ф. Гагариной
Здание, где сейчас располагается Дом композиторов, было построено в конце XVIII века, здесь был небольшой жилой дом. Спустя сто лет оно перешло в собственность Огюста Монферрана, который перестроил его.
Здание выделяется среди окружающей застройки своим необычным асимметричным решением. По эскизам Монферрана было выполнено и оформление внутренних интерьеров дома.
Во внутреннем убранстве сохранились панели и двери, выполненные из дуба и орехового дерева, мраморные и резные камины. Из помещений лучше всего сохранился вестибюль. Мраморный пол выложен в шахматном порядке, лестница также выполнена из мрамора. Весьма интересным выглядит Большой зал с дубовой галереей по трем его сторонам. Он имеет прямоугольную форму, и украшен большими панно с различным орнаментом. Перекрытия зала обшиты наборным деревом.
В 1873 году особняк приобрела княгиня Вера Фёдоровна Гагарина. Исчезла почти вся внутренняя отделка Монферрана. Сохранилась мраморная лестница и изысканный интерьер легендарного Дубового зала: резные панно на потолке, шикарный камин, дубовая галерея, панели из наборного дерева. Всё остальное внутреннее убранство Дома Композиторов относится к 1980-м годам. В собственности Союза композиторов здание оказалось в конце 1940-х годов.
Внешне здание выглядит очень нарядным. В архитектуре дома четко прослеживаются мотивы итальянского ренессанса. Аттик фасада украшен тремя панно: «Франциск I у умирающего Леонардо да Винчи», «Микеланджело показывает папе Павлу III проект собора Святого Петра» и «Карл I подает Тициану кисть». Кроме того, на фронтоне здания имеются несколько великолепных барельефов, выполненных на темы басен Лафонтена.
Сегодня в здании размещается Дом композиторов.
На данный момент коллектив этой организации составляет более двухсот музыковедов и композиторов. В разное время во главе петербургского Союза композиторов стояли такие выдающиеся личности, как Исаак Дунаевский, Дмитрий Шостакович, Василий Соловьёв-Седой, Андрей Петров и другие.
В Доме композиторов имеется Концертный зал, где проходят камерные вечера классической оркестровой музыки, фестивали и творческие встречи. Также здесь проходят учебные мероприятия, конференции, заседания Правления Союза. Кроме того, в структуре Дома функционирует студия электронной музыки, где рождаются новые творения современных композиторов культурной столицы России.
Адрес: ул. Большая Морская, 45На карте